Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Что такое язык пчел. Удивительный язык пчел. Химический язык пчел

Пчелы собирают нектар на большом расстоянии до двух километров от улья. Насекомым нужно как-то сообщить своей семье, где находится медонос, для этого они используют свой язык – танец пчел. С помощью его разведчица говорит сборщице, где именно находится корм и как к нему долететь. Существует два вида танцев – виляющий и круговой, таким образом, насекомые между собой общаются. Также выделяют вихревый, который подает сигнал о роении.

Расшифровка кругового танца пчел

В ясную погоду насекомые активно собирают нектар, если они обнаруживают, что за 100 метров находится большое количество цветов, они прилетают в улей, и начинают на сотах танцевать, при этом по кругу бегают – сначала делаю круг влево, затем вправо. Все остальные начинают окружать пчелу, затем направляются за ней, при этом с помощью своих усиков, нюхают брюшко разведчицы.

Этот танец говорит, что пчела нашла большое количество нектара и пыльцы недалеко от улья. Но при этом насекомое не говорит, куда именно лететь, в каком направлении. Все остальное пчелы понимают сами, с помощью аромата цветов, который остался на брюшке разведчицы.

После важного сообщения все работящие летят за добычей, найти место им помогает запах, который запомнился ими. Когда насекомые возвращаются с нектара в ясную погоду, они в летке сразу же начинают бегать по сотам вверх. Затем отдают собранный мед. После того как они освободились, танцуют кругом, при этом быстро бегают, могут поворачивать в разные стороны.

Разведчицы танцуют среди большой массы пчел, таким образом, завлекают других. Кружатся насекомые чаще всего считанные секунды, очень редко время может достигать одной минуты. После того, как танцовщица останавливается, может выделить небольшое количество собранного меда и продолжает свой танец. Когда заканчивает его, стремительно летит к летку, затем на работу к цветам и приносит еще пищи. После каждого возвращения, пчелы обязательно танцуют на сотах.

Круговой танец, кроме того, что показывает, где пища, он еще готовит насекомых к работе. После него, можно увидеть, что они себя чистит, приближается к летку и вылетает с дому. Затем его догоняют и другие работящие пчелы. После того как они возвращаются домой с грузом, также начинают активно танцевать, таким образом, еще больше насекомых присоединяется к ним. Танец всегда говорит об огромном взятке. Но при этом разведчица не летит с другими, они сами должны понять, куда им направляться.

Характеристика виляющего танца пчелы

Во время этого танца, насекомые начинают вилять своими брюшками, но это они делают, только бегая прямо, танец пчел похож на восьмерку. Взмахи брюшка говорят, где находится медонос, чем их больше, тем он ближе.

  • Когда насекомое за 15 секунд начинает рисовать до 10 кругов, значит, еда находится очень близко – приблизительно 100 метров от улья.
  • За 15 секунд рисует 7 кругов, пища расположена на расстоянии 200 метров.
  • Если 4, 5 круга – это 1 км, два круга – 6 км.

Немаловажную роль играет и ветер в данной ситуации, если он встречный, он может замедлить темп, попутный ускорит. Если насекомые летят против ветра и он при этом сильный, разведчицы могут немного преувеличить расстояние. В случае попутного ветра, показывают меньшее расстояние.

С помощью танца пчелы могут рассказать, в каком направлении находится нектар. Если поверхность горизонтальная, танец происходит у летка, при этом линия, которая соединяется восьмерка, направляется в ту сторону, где находится пища. Когда пчела танцует прямо, она будет бежать в нужную сторону. Работящий вид внимательно все изучают, может запомнить показанный угол у летка, затем начинает лететь за взятком. Так танцуют в ясную погоду при чистом небе и солнце. В улье все происходит иначе.

Танец в улье при темноте

В темноте пчелы не могут видеть, но они используют все свое осязание и обоняние в данной ситуации. При этом могут выполнять такие движения:

  • Пчела опустила голову вниз бегает по соте прямолинейно, насекомые понимают, что пищу нужно добывать в противоположной солнечной стороне.
  • Если бегает, при этом виляет брюшком, голова поднята вверх, нужно двигаться к солнцу.

Уже доказано, что насекомые не сообщают о высоте своей цели в танце. Для этого проводились опыты, когда кормушки специально привязывали высоко, разведчицы не сообщали об этом.

Значения танца для пчел

С помощью такого своеобразного языка, пчела запоминает, где находится пища, чтобы не заблудится, ориентируется по солнцу в небе и том направление, которое прямолинейно изображалось во время танца.

Такой метод передачи информации является компасом, потому что она летит только по направлению. Танец на летке дает насекомым больше информации, чем на сотах, потому что они размещены сверху вниз, и пчелам нужно танцевать вертикально, так понять о месторасположении тяжелее.

Тем более в улье нет солнца, но пчелы не теряются, они направляются с помощью закона «сила тяжести», при этом танец изображает прямую, которая соединяет улей и солнце. Когда пчела виляет и бежит вверх по соте, значит, нужно лететь к солнцу, именно там находится корм. Когда бежит по прямой, значит, нужно лететь против солнца. В том случаи, если насекомое отклоняется влево или вправо, необходимо учитывать это и отклонятся от солнца в нужную сторону.

Восприятие танца пчелой

Насекомые могут анализировать информацию за счет своих омматидиевых глаз, с помощью их они чувствуют солнечное направление. В состав омматидия входит сетчатка, конус, хрусталик. Глазик у пчелы является светопреломляющим. Изолируют его черные клетки. При этом изображение у пчелы не является цельным, оно имеет мозаичный вид, каждый глазок видит отдельный объект.

Таким образом, пчела может без проблем найти дорогу к улью, нектарным цветам в ясную погоду, с помощью поляроида насекомое ориентируется и без солнца, но для этого все равно нужен небольшой просвет.

Теперь в какой-то степени уже расшифрован сложный язык медоносных пчел. Это язык звуков, жестов, запахов. Они издают звуки и ультразвуки и способны их воспринимать, реагируя на них. Однотонный, глухой шум, доносящийся из улья, свидетельствует о том, что в семье все нормально. Возбужденные, озлобленные пчелы гудят громче и резче. Разрозненный, нескладный шум, из которого то в одной, то в другой стороне гнезда выделяются жалобные, попискивающие голоса, свидетельствует о том, что семья потеряла матку. Исключительно важную роль в жизни сообщества медоносных пчел играет и так называемый химический язык - запахи. Само гнездо пчел переполнено ароматическими веществами. Нектар и цветочная пыльна самых разных растений, прополис березы, тополя, осины, воск, гормональные выделения матки, пчел и расплода - все это создает неповторимый запах улья.

Этот запах - пароль, особый для каждой семьи, служит пропуском в жилище, который предъявляют прилетающие домой пчелы. Гормональные выделения кожных желез матки, которые разносятся пчелами по гнезду, активизируют жизнедеятельность семьи и организуют ее. Стоит матке потеряться, как сработает сигнал бедствия, и семья приходит в сильное возбуждение и расстройство. По феромонам личинок во тьме улья пчелы безошибочно узнают их возраст и потребность в соответствующей их организму пище. Запахи, таким образом, управляют поведением медоносных пчел, обеспечивают жизнедеятельность семьи, как единого, самостоятельного биологического организма. Важнейшее средство общения между пчелами - особые телодвижения на сотах, так называемые танцы. Известно, что этими сигналами пчелы-танцовщицы сообщают об открытии нового богатого источника пыльцы или нектара, о найденном для роя новом жилище, о времени выхода роя и т. д. Известно два вида танцев - круговой и виляющий. В танце содержатся сообщения о расстоянии до взятка и направлении полета. Перед началом кругового танца пчела освобождается от нектара, а затем начинает описывать небольшие круги на том месте сота, где до этого сидела.

Она постоянно меняет направление движения, поворачиваясь направо и налево. Двигаясь то в одну, то в другую сторону в самой гуще пчел, пчела описывает один-два круга, вовлекая в танец других насекомых. Постепенно за танцовщицей движется уже целый хоровод. Такое кружение может длиться от нескольких секунд до минуты, после чего танцовщица внезапно прекращает его, чтобы начать танцевать в другом месте сотов. Затем она направляется к выходу, летит к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет свой танец. Не менее важен в жизни пчел и виляющий танец. Пчела делает небольшой полукруг, пробегая по соту, а затем резко возвращается назад и бежит по прямой к исходной точке. Второй полукруг пчела делает в обратном направлении, дополняя первое движение до полного круга. После этого пчела делает несколько таких полукругов в одну и другую сторону. Все время танца она производит быстрые виляющие движения брюшком, которые и дали название танцу. Пчелы, наблюдающие за танцем, постоянно касаются танцовщиц своими усиками - обнюхивают, запоминая аромат тех растений, на которых танцовщицы собирали нектар. Уяснив из танца, где находится взяток и насколько он велик, они вылетают из улья, отыскивают взяток и при возвращении тоже начинают танцевать, вербуя для сбора меда все новые и новые группы пчел.

Уже на протяжении тысячелетийЧеловек пытается решить невероятно трудный вопрос: есть ли на свете другие разумные существа?С тех пор как научные открытия дали людям понятие «космос», поиски «другого Разума» направились во Вселенную.Люди настойчиво ищут там себе подобных, не задумываясь над тем, поймутли они сами тот другой Разум.

Между тем, вокруг нас обитает огромное количество живых существ, наделенных Создателем просто необыкновеннымиспособностями. Люди часто и не представляют,насколько разумны, например,действия пчел, ос, шмелей или муравьев.

Всех этих «букашек», а также термитов относят к категории общественных или социальных насекомых.Таковыми этологи (специалисты в области поведения животных) считают таких животных, у которых существуют следующие черты:

Совместное обитание не менее двух поколений – материнского и дочернего;

Разделение особей на способных размножаться (у пчел это -матка и трутни) и бесполых, выполняющих различные работы в гнезде (рабочие пчелы);

Совместная забота о выращивании потомства, строительстве и защите гнезда, добывании корма, расселении и т. п.

У общественных насекомых подобное поведение естественно и ни одна особь не пытается уклониться от своих обязанностей. Так, муравьи трудятся с восхода до заката солнца, не требуя перерыва для отдыха, а пчелы отважно жалят напавшего на улей медведя, хотя каждая из них тотчас же погибает, будучи не в состоянии вытащитьжало обратно.

Сравнивая людей с общественными насекомыми, легко заметить, что выполнение перечисленных выше условий общественной жизни требует от нас постоянного духовного напряжения. Людям чрезвычайно трудно относиться к чужим детям с такой же любовью, как к своим собственным, у нас считается великим подвигом погибнуть в борьбе с врагом. Большинство людей совсем не стремится жить вместе с родителями или дедами, а пытается устроиться хотя бы в худших условиях, но отдельно. И нам свойственно ожидать награды за свой труд, если он оказывается большим, чем труд другого человека.

Так что, если говорить честно, человеку еще очень далеко донастоящей общественной жизни, то есть до состояния, когда каждая особь ставит интересы общества выше своих собственных интересов. То, что мы называем человеческим обществом весьма и весьма несовершенно, хрупко и поддерживается невероятными усилиями. С этой позиции следует признать,что христианские заповеди наставляют человека именно на путь истинной общественной жизни.

Преимущества в организацииобщественных насекомых признавали уже античные мыслители, а Аристотель сравнивал устройство семьи пчел с устройством государства. Он первым предположил, что насекомые имеют «язык общения», то есть способны обмениваться информацией и сообщать друг другу, допустим, о месте нахождения корма.

Оказалось, что такой «язык» действительно существует. Правда, открытие этого языка произошло спустя более двух тысячелетий после Аристотеля. Эта честь выпала на долюпрофессора Мюнхенского университета Карла Фриша, посвятившего поведению пчел всю свою жизнь. Впервые опубликовав свои выводы в 1946 г.,К. Фришизучал пчел при помощи особого застекленного улья, позволявшего наблюдать жизнь пчелиной семьи и даже следить за поведением отдельных, помещенных разноцветными метками особей.

Оказалось,что «язык» пчел с нашей точки зрения напоминает танец. Обнаружив источник нектара (например, поле цветущей гречихи),пчела-разведчица возвращается в улей и начинает возбужденно бегать по одному из сотов («танцевать»). При этом движущаяся пчела бегает по траектории, напоминающей восьмерку: она поочередно описывает полукруги то вправо, то влево. Главнейшим элементом танцаявляется поперечная ось восьмерки (на рисунке слева показана в виде стрелки). Направление движения пчелы по этой оси указывает направление полета от улья к источникам нектара.

Движение в любом направлении непременно требует какого-либо неподвижного ориентира. Пчелывыбирают в качестве такого ориентира Солнце. За время полета одной пчелы оно практически не перемещается по небосводу. А вот в темном улье направлением на Солнце для пчел служит направление против силы тяжести. Другими словами, для танцующей пчелы и ее сестер Солнце в улье находится всегда вверху.

На приведенном ниже рисунке слева поперечная ось восьмерки направлена к вертикали (= к Солнцу) под углом в 45º. (Пчела всегда пробегает по этой осииз левого нижнего угла в правый верхний, но не наоборот!). Другие пчелы, запомнив танец разведчицы, выйдут из улья, найдут Солнце и под углом в 45º к нему полетят в поисках корма.

Если поперечная ось восьмерки танца направлена строго вверх, то к источнику нектара следует лететь в сторону Солнца. Если же танцующая пчела пробегает поперечную ось строго сверху вниз, то ее сестры, покинув улей, полетят прямо от Солнца.

В 1963 г. за исследования в области«языка» пчел К. Фришубыла присуждена Нобелевская премия. Со временем оказалось, что механизм передачи информации среди пчел необыкновенно сложен.

Кроме направления полета к источнику нектара пчела-разведчица указывает и на видцветущего растения.Касаясь усиками тела разведчицы, другие пчелы ощущают запах растения-медоноса и, полетев в указанном направлении, будут искать именно его.

Наконец,в танце пчел содержится информация и о дальности полета. Ведь, покидая улей, пчела должна взять с собой в зобике запас меда на дорогу. Меньше взять его нельзя, а носить избыток невыгодно. Вот почему особыми движениями (вилянием брюшка) разведчика обозначает, насколько далеко находится источник корма. Самое удивительное в том, чтопри попутном ветре разведчица указывает расстояние, чуть меньшее действительного,а при ветре встречном, напротив, увеличивает длину полета. Проще говоря, она помнит, сколько меда потратила на дорогу, и сообщает об этом другим пчелам.

Привлеченные открытиями К. Фриша, другие ученые тоже принялись изучать «язык» пчел. Выяснилось, что он таит в себе массу загадок и удивительных находок.

Было установлено, например, что при боковом ветре летящая пчела делает соответствующую поправку от заданного направления, то есть движется к Солнцу под иным углом, чем указывалось разведчицей. Благодаря такой поправке пчела не сбивается с курса и благополучно находит источник нектара.

Еще одним открытием стало «знание» пчелами траектории движения Солнца. Было замечено, что иногда разведчица может «танцевать» на соте в течение одного часа и более. Такое случается, если она находит очень богатый источник нектара. Но ведь за час Солнце переместится пол небосводу на 15º. Оказывается, и восьмерка танца за это время тоже наклонится вправо на 15º!Не исключено, что у пчел имеется некий точный часовой механизм, позволяющий им ощущать ход времени даже в полной темноте.

Танцы пчел используются не только при поиске нектара, но и в других случаях, например, при роении. Покинувшая старый улей семья пчел присаживается на соседнем дереве или кусте и ожидает разлетевшихся во все стороны разведчиц. Когда те обнаружат подходящее дупло или пустой улей, то они вернутся и тем же танцем сообщат о том, куда следует лететь. При этом они танцуют прямо на поверхности клуба пчел.

Интересно, что разные породы пчел отличаются своими танцами. Так, карпатские пчелы не совсем правильно понимают танец кавказских, а те с трудом понимают итальянских. Получается что-то похожее на диалекты у людей.

После открытий К. Фриша и его коллег неизбежно возник вопрос о том, как же появился «язык» пчел? Эволюционная теория предполагает, что большинство изменений происходит постепенно, проходя длительный путь совершенствования. Для пчел такое объяснение не годится. Их «язык» должен был быть совершененным изначально, иначе он неимел бы никакой ценности и не сохранялся у потомков. С другой стороны, трудно представить себе внезапное появление сложнейшего танца пчел в результате случайной мутации или других генетических перестроек. Такая случайность практически просто невозможна.

В целом же,«язык» пчел несравненно интереснее, чем размышленияписателей-фантастов об инопланетянах. Ведь мир насекомых и животных вообще существует реально ирасположен совсем рядом. Сможем ли мы когда-нибудь познать его, а через него и наших соседей по планете?

ЛИТЕРАТУРА

Кипятков В. Е. Мир общественных насекомых. Л. Изд-во ЛГУ. 1991. 480 с.

Фриш К. Из жизни чел. М. Изд-во «Мир». 1980.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. М. Изд-во «Мир». 1965.

В. Н. АЛЕКСЕЕВ,

канд. биол. наук.

Нобелевская премия по физиологии и медицине 1973 года, без сомнения, самая уникальная в истории этой дисциплины. Даже премия хирургу Кохеру, о которой я писал , не столь уникальна, была еще премия Алексису Каррелю за сосудистый шов. Как ни крути, премия Карлу фон Фришу, Конраду Лоренцу и Николасу Тинбергену «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных» не лезет ни в какие ворота. Этология? Не было такого в истории. Зоология? Тоже не было до Лоренца с утятами и Фриша с . Нет, конечно, могло случиться сопоставимое в интервале с 1915 по 1938 годы, когда на премию 32 раза номинировали Зигмунда Фрейда (кстати, еще один раз старик Фрейд был номинирован на литературного «нобеля» в 1936 году, Роменом Ролланом, но тогда не срослось).

Ещё один важный момент. Не так много есть лауреатов нобелевской премии, которые предопределили мою дальнейшую жизнь (еще об одном, Роберте Вудворде , я уже писал). А вот книга нашего сегодняшнего героя, Карла фон Фриша, «Из жизни пчёл», изданная в СССР тогда, когда мне было всего пять лет, стала одной из тех немногих, которые подтолкнули меня к науке. Кстати, издание 1980 года вышло еще при жизни Фриша. А первое издание на немецком появилось за пятьдесят три года до этого, в 1927 году в Гейдельберге. Поистине, книга века!

« Жизнь пчел подобна волшебному колодцу. Чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется» – это из седьмого издания. Но обо всём по порядку.

Карл фон Фриш (Karl von Frisch) родился в Вене, в научной среде. Его отец, Антон фон Фриш (часто можно встретить полное имя Антон Риттер фон Фриш, но «риттер» – это аналог английского knight, то есть «рыцарь», что говорит о благородном титуле) был урологом и профессором венского университета. Антон фон Фриш считался заметной величиной в науке и прославился тем, что идентифицировал возбудителя риносклеромы – гранулематозного заболевания носа. Мама ученого, Мария Экснер, была дочкой известнейшего австрийского философа и реформатора тогдашнего школьного образования, Франца Серафина Экснера. Бабушка Карла, Шарлотта Дузензи, принадлежала к одной из самых влиятельных семей Австро-Венгрии. У Марии было четверо братьев – и все тоже стали известными людьми. Об одном из них чуть ниже, а вот самый младший брат, Франц Серафин Экснер, стал известным австрийским физиком, спектроскопистом и ректором Венского университета.

В семье фон Фришей было четыре сына (Карл был младшим), и, что интересно, все они, в итоге, стали профессорами. Карл с детства любил возиться со всякими букашками и травинками, благо жил профессор фон Фриш за городом, на озере Вольфганг. Пишут, что будущий нобелиат даже печатался в различных натуралистских журналах.

Учился мальчик в «Шоттенгимназиуме» – некоем подобии средней школы при бенедиктинском монастыре в Вене. У Карла была мечта – закончить школу и удрать куда-то с научной экспедицией, исследовать животных, открывать новые виды. Но, разумеется, папа был против. Папа хотел, чтобы все дети стали профессорами-медиками, а как стать профессором в экспедиции? Пришлось идти в медицинскую школу Венского университета (по-нашему – медицинский факультет). Тем более, что там тоже были свои люди – дядя Зигмунд Экснер, брат мамы Карла. Известный физиолог, ученик Гельмгольца, между прочим, автор одного из первых руководств по микроскопии.

Фото: derstandard.at.

Так что Карлу пришлось заняться изучением распределением пигмента в зрительных клетках – жуков, бабочек и креветок. Впрочем, юный Фриш всё равно сбежал – в Зоологический институт Мюнхенского университета, где занялся этологией, наукой о поведении.

Введение в этологию за 10 минут.

Поработав под началом известного зоолога Рихарда фон Гертвига, он вернулся в Венский университет, где защитил степень доктора философии. Работа, ставшая его диссертацией, оказалась очень любопытной.

В начале XX века считалось, что ни рыбы, ни беспозвоночные цвета не различают. Экспериментируя на рыбах, Фриш сумел натренировать разные особи гольяна по-разному реагировать на разные цвета. На этой почве случилась научная ссора Фриша со старым и авторитетеным офтальмологом Карлом фон Гессом, который придерживался другого мнения и пытался дискредитировать работу Фриша. Впрочем, потом Фриш решил, что нападки Гесса – это благо, так больше учёных узнают о его работе.

Но рыбы – это рыбы. Как говорится, с ними не всё однозначно на первый взгляд. Будучи дарвинистом, Фриш понимал – у точно должно быть цветное зрение, всё-таки их пища – в цветках. С 1912 года Фриш переходит обратно в Мюнхен и начинает экспериментировать с пчёлами. Доказать, что пчелы различают цвета оказалось достаточно просто – сначала еду помещали на квадрат определенного цвета, и весьма быстро на этот квадрат и без пищи, даже если этот квадрат поменять местами с квадратами других цветов…

Дальше была война. Всем стало не до пчёл. У Фриша было слабое зрение, потому фронт его миновал. Однако медицинское образование было никуда не деть, и Фриш до 1919 года работал в военном госпитале около Вены. В январе 1919 он вернулся в институт, и именно в этом году он сделал главное свое открытие, принесшее ему Нобелевскую премию через 54 года.

Документальный фильм о танце пчёл.

Он пометил краской несколько рабочих пчел и изучал поведение пчелы, которая нашла пищу и вернулась в улей.

Предоставим слово самому Фришу: «Я едва мог поверить своим глазам, когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в находящихся рядом с ней пчёл, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормёжки… Это было, как я думаю, наиболее важное наблюдение в моей жизни, во всяком случае, имеющее самые далеко идущие последствия».

Фриш изучал танец пчёл всю свою жизнь. Он узнал, что различается – если пища близко, то танец круговой, если далеко (дальше 85 м) – «вихляющий», в виде восьмерки. Узнал, что танцем пчелы указывают угол между местонахождением пищи и солнцем, и что при переменной облачности по плоскости поляризации света от просветов чистого неба…

Иллюстрация: fu-berlin.de.

Фриш прожил достаточно долгую жизнь для того, чтобы дожить до своей Нобелевской премии. Правда, сам он уже не присутствовал на церемонии. Ученому было 87 лет и награду принимал его сын Отто.

Представлявший лауреатов профессор Берг Кронхольм из Каролинского медико-хирургического института, сказал: «Поведение животных очаровывало человека с незапамятных времен, об этом свидетельствуют животные в мифах, сказках и баснях. Однако для слишком долго человека пытался понять его на основе его собственных представлений, на основе его собственного образа мыслей, чувств и действий. Описание по этому принципу может быть довольно поэтичным, но не приводит ни к какому увеличению нашего знания о животных».

Закончить свой рассказ о великом Фрише мне тоже хотелось бы цитатой из предисловия к первому изданию его книжки «Из жизни пчёл». Мне кажется, эти слова должны быть в памяти каждого исследователя: «Если естествоиспытатель будет пользоваться слишком сильными увеличительными стеклами, рассматривая простые вещи, то может случиться так, что за оптическими приборами он не увидит самой природы. Нечто подобное произошло лет двадцать назад с одним почтенным ученым, когда он, изучая в лаборатории способность животных воспринимать цвета, пришел к твердому и, казалось бы, хорошо обоснованному убеждению, что пчелы цветов не различают. Это натолкнуло меня на мысль ближе заняться изучением их жизни. Ведь всякий, кому приходилось в природных условиях наблюдать биологическую взаимосвязь между пчелами и цветами с их великолепно окрашенными венчиками, подумает, что скорее ученый мог допустить ошибку в своих выводах, чем природа – подобную несообразность».

У каждого из нас есть свой родной язык, на котором мы общаемся. Танец каждой пчелы обладает своим уникальным языком.

Танец пчел - это обыкновенный элемент коммуникации крылатых тружениц. Пчелка не может крикнуть своему товарищу: «Эй, лети сюда, я нашла тут высококачественную пыльцу!», поэтому приходится прибегать к различным методам и сигналам, которые обозначают этот момент. Сигнал, говорящей о крупном цветочном угодье и тот, который предупреждает об опасности - значительно отличаются. В соответствии с условиями окружающей среды, насекомые взаимодействуют друг с другом, представляя цельный и организованный организм, каждое движение является каким-то определенным знаком.

Кто открыл пчелиный язык?

Все началось с далекого 1923 года. Ученый-пчеловод из Германии, Фриш, впервые открыл пчелиный язык, который представляет собой круговые движения, сложные и запутанные. Такие движения стали попросту называть «танцем». Танец пчел регулирует всю полевую работу обычных особей.(смотрите фото и видео).

Механизм работы

Перед началом сбора пыльцы вся пчелиная семья сидит смирно. Некоторые отдельные особи вылетают на разведку. В случае обнаружения источника пыльцы к такой пчеле-разведчице устремляется огромное количество помощниц. Ведь когда пчела возвращается с зобиком, полным нектара, она передает его другой соплеменнице, а затем начинает свой особый круговой танец (смотрите на фото).

Танец пчел, конечно же, не макарена, но движения довольно простые - насекомое бегает на соте среди других пчел маленькими кругами, то влево, то вправо. (смотрите фото). Такой танец длится не больше одной минуты. Завершив его, труженица улетает обратно к источнику нектара. Другой вид танца называют виляющим (смотрите на фото), он состоит из чередующихся полукругов, при этом пчелка покачивает задней частью тела, как бы виляя им. Виляющий вид сигнализирует о том, что пища находится на дальнем расстоянии, а круговой - что лететь далеко не придется. Более подробно посмотрите на движения на фото.

Функция

Такие танцы мобилизируют сидячих пчел. Некоторые из них в мгновение поднимаются и летят за заводилой. По ее аромату они отыскивают необходимый медонос. Вернувшись домой, они продолжают исполнять балетные па, вовлекая в процесс оставшихся в улье представителей своего вида. Благодаря этому, они собирают только определенный вид нектара, который имеет свой, особый аромат. Если корм не источает никакого аромата, тогда в работу включается ароматическая железа.

Пчелиный язык очень сложный и многогранный, существует целый набор определенных движений, который может характеризовать выполнение различных действий. Чтоб осознать его, необходимо полностью включиться в основы жизнедеятельности маленьких работников.

Значение при роении

При роении пчелиная коммуникация играет большую роль. Отроившиеся пчелы предпочитают держаться поблизости, но вот разведчицы неустанно ищут место нового жилья. Если они находят подходящее - то показывают остальному рою, куда нужно лететь, где строить новое гнездо. Такие манипуляции происходят без наличия пищи, они более продолжительны по своему времени.

Вот таким вот образом маленькие любители прекрасного общаются между собой. Это еще один момент, которому стоит поучиться у полосатых жителей улья. Если бы люди могли общаться при помощи искусства, то и агрессии в этом мире было бы значительно меньше!

Видео

На видео и фото вы можете наблюдать собственными глазами это прекрасное и завораживающее явление!

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...