Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Гелий коржев: имею право. Биография Триптих коммунисты

Коржев Гелий Михайлович (Род. в 1925 г.)

Коммунисты. Триптих. 1960

В 1960 году на республиканской художественной выставке "Советская Россия" московский живописец Гелий Коржев впервые показал свою новую работу - триптих "Коммунисты".

Появление триптиха оказалось одним из самых значительных событий выставки. Художник, сравнительно недавно начавший самостоятельную жизнь в искусстве, создал произведение, которое заставило говорить о нем как об одном из крупнейших мастеров советского изобразительного искусства.

Чем же примечательна эта работа?

Триптих "Коммунисты" состоит из трех картин, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Будучи объединены одной общей темой, замыслом автора и определенными художественными средствами, все три картины представляют собой единое, неразрывное целое.

Центральная часть триптиха - "Поднимающий знамя".

Городская булыжная мостовая, трамвайные рельсы, водосточный люк... Здесь убили рабочего-знаменосца. Его товарищ, опустившись на одно колено, поднимает знамя, выпавшее из рук убитого. Лицо рабочего, поднимающего знамя, побледнело от гнева. Его глаза сурово и ненавидяще смотрят на убийц - их нет в картине, но мы чувствуем, что они перед ним где-то совсем рядом. Мускулы его больших и тяжелых рабочих рук напряжены, и вся его фигура, словно приготовившись к прыжку, выражает страстную и решительную энергию. Пролетарий-революционер, он полон решимости победить или умереть, но не отдать знамени врагу. О борьбе первых революционеров с самодержавием, о верности партийному долгу рассказывает это произведение.

"Интернационал" - так называется вторая картина.

Гражданская война. Залитое солнцем поле боя. Уже убиты почти все бойцы, и только двое красноармейцев остались живы. У них кончились все патроны, но они не сдаются. И точно так же, как воевали, они встали рядом, спиной к спине, чтобы встретить смерть. Кругом убитые товарищи, наступающие белогвардейцы - хотя они не показаны художником, но это явственно чувствуется, - а красноармейцы стоят. И там, где они стоят, - на этом клочке земли - еще Советская власть, которую они будут защищать до последней капли крови, потому что идет "последний решительный бой". Над ними реет красное знамя, и звуки "Интернационала" торжествующе оглашают поле брани. Во всем этом столько прекрасного презрения к смерти, столько мужества и уверенности в своей правоте, что, глядя на красноармейцев, мы понимаем: они умрут непобежденными.

"Ранее весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним блага... культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же... все завоевания культуры станут общенародным достоянием". Эти слова Ленина, произнесенные им в январе 1918 года на III Всероссийском съезде Советов, помогают нам понять смысл содержания последней картины триптиха "Гомер (Рабочая студия)".

За скульптурным станком стоит красноармеец и лепит голову Гомера. Гражданская война, очевидно, только окончилась, и поэтому бывший боец еще одет в кожаную тужурку, гимнастерку, галифе и ботинки с обмотками.

Человек этот уже немолод, черты лица его грубые и некрасивые, но как много в этом рабочем и бойце внутренней силы и духовной красоты! Постижение тайн не ведомого ранее искусства ему дается явно с трудом. И в том, как он неумело придерживает одной рукой глиняную голову, а другой, собранной в горсть, пытается лепить, и в том, каков результат его усилий, - во всем этом мы чувствуем неумение любителя, его самые первые шаги в скульптуре. Однако обратите внимание, как крепко расставлены его ноги, как упрямо сжат рот, как внимательно и напряженно боец смотрит на Гомера, и вы почувствуете уверенность: этот красноармеец, отстоявший молодую Республику Советов, сумеет овладеть и мастерством художника.

Рядовой солдат революции, он осуществляет задачу, выдвинутую Лениным: учиться, овладевать наследием мировой культуры. О том особенно выразительно говорит такая, казалось бы незначительная, деталь, как тоненькие ученические тетрадки, лежащие под буденовкой на столе.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на различные сюжеты, все три картины объединены одной общей темой - темой борьбы рабочего класса за Советскую власть.

И хотя во всех картинах изображены различные люди - герой триптиха один. Все три части произведения создают как бы общий собирательный образ рабочего-коммуниста. Этот образ воскрешает перед нами бессмертные дни героического прошлого нашей Родины.

Произведение Коржева рассказывает о мужестве и стойкости, проявленных коммунистами в дни подготовки революции, гражданской войны и послевоенного строительства. Эти люди, посвятившие свою жизнь служению партии, шли, не задумываясь, на смерть, вдохновляемые идеями великого вождя первого социалистического государства в мире. Именно о них, о коммунистах, изображенных художником Коржевым, хочется сказать словами поэта Николая Тихонова:

Гвозди бы делать из этих людей, Не было б в мире крепче гвоздей.

Триптих "Коммунисты" явился большим достижением художника, потому что он сумел идею, лежащую в основе произведения, - идею верности рабочего класса партии - раскрыть в образах глубоких и волнующих. И в том заключается секрет эмоционального воздействия триптиха.

Каждый персонаж картин Коржева - не некий отвлеченный положительный герой, еще так часто встречающийся в наших картинах, а конкретный, с определенным характером человек, в котором угадывается сложная, трудно прожитая биография.

Изображая этих людей в момент свершения ими подвига (потому что даже для красноармейца, занимающегося лепкой, его работа - подвиг), Коржев не идеализирует их, не приукрашает события, в которых они участвуют. И люди, и время предстают перед нами во всей суровой и жестокой жизненной правде.

Герои Коржева - обыкновенные, внешне не слишком привлекательные люди. Лица их обветрены, небриты, руки огрубели от тяжелого физического труда. Одеты они не в отутюженные костюмы, а в старые, поношенные одежды: выцветшие гимнастерки, вытершиеся тужурки, рваные ботинки.

Такая характеристика внешнего облика персонажей триптиха сразу же заставляет зрителя поверить в историческую верность изображенных событий.

Силой своего таланта художник Коржев, никогда не видевший ни революции, ни гражданской войны потому, что он родился много лет спустя после этих событий, сумел воссоздать образы рабочих-пролетариев, представителей той многомиллионной армии "голодных и рабов", которые вышли на смертный бой, чтобы "свергнуть гнет рукой умелой, отвоевать свое добро".

А так как своих героев Коржев наделяет прямым и непреклонным характером, мужеством, отвагой и волей, у зрителя не остается сомнения в их победе. И потому, несмотря на драматический характер событий, изображенных в триптихе, все произведение полно жизнеутверждающего оптимизма.

Художественный язык произведений Коржева отличается большой простотой, лаконичностью. Коржев буквально изгоняет из картин все лишнее, что могло бы отвлечь зрителя от главного - правильного прочтения человеческих характеров. Для этого он кадрирует композицию таким образом, чтобы в поле зрения зрителя был только изображенный герой. Для того же он оставляет в картине только те немногие детали, которые могут углубить, уточнить замысел изображаемой сцены. В триптихе нет ничего случайного, что не работало бы на раскрытие содержания как всего произведения в целом, так и каждой картины в отдельности.

Продумывается все до мелочей, начиная с построения (смыслового, композиционного и живописного) всего триптиха и кончая обращением художника с деталями.

Чтобы в том убедиться, достаточно проследить, например, как Коржев скомпоновал триптих. Работая над его созданием, художник был далеко не безразличен к тому, в какой последовательности зритель будет рассматривать каждую часть триптиха. Определенными художественными средствами он заставляет зрителя смотреть так, как это задумано, как это необходимо для наилучшего восприятия содержания всего триптиха.

Подойдя к "Коммунистам", мы прежде всего обращаем внимание на картину "Поднимающий знамя". И не только потому, что она является центральной частью триптиха, но и потому, что из трех картин она наиболее эмоциональна. Образ рабочего необычайно выразителен, композиция экспрессивна, а цвет - цвет красного полыхающего знамени - не может не заставить человека остановиться.

Рассмотрев картину, мы непременно затем взглядываем туда, где расположен "Интернационал". И это тоже не случайно. Движение фигуры рабочего в центральной части триптиха и наклон древка знамени направлены вправо. Следуя за ними взглядом, мы непроизвольно смотрим на правую часть триптиха. И только после этого глядим на левую часть, куда, собственно, и обращены фигуры "Интернационала".

Так, от картины к картине ведет художник зрителя, направляя его и помогая ему постичь содержание в определенной последовательности.

Как и во всяком произведении, в котором композиция найдена и решена, в триптихе нельзя убрать ни одну из его частей, чтобы не пострадало целое. Его завершенность достигается и цветом (красный флаг у рабочего, красное знамя у бойцов Красной Армии, красная звезда на буденовке студийца) и композиционным приемом: фигуры в крайних картинах повернуты лицом к центральной, и их позы почти зеркально повторяют друг друга. Поэтому, несмотря на некоторую фрагментарность отдельных картин, собранные все вместе, они составляют единый художественный организм.

Такой же продуманностью, сознательным отношением художника к средствам выражения отмечена каждая картина триптиха. В них нет ничего случайного, что не было бы органически связано с идеей произведения.

Каждая деталь является существенной, необходимой, помогая автору полнее раскрыть его замысел. Рука знаменосца в картине "Интернационал", сжатая в кулак и опущенная вдоль тела, казалось бы, не имеет большого значения, а между тем как много она говорит нам и о характере этого человека, и о его мужестве, и о решимости красноармейца бороться до конца.

И разве не является важнейшим звеном в характеристике трубача то, как он уверенно и твердо стоит на земле?

Гильзы расстрелянных патронов, приклад винтовки, брошенной на землю, ноги убитого солдата и перевязанная рука трубача - эти детали с необычайной силой воссоздают перед нами картину боя.

То же самое можно было бы проследить и в других картинах: конкретная, лаконичная деталь, неотъемлемая от замысла, логически оправданная, - вот что наблюдаем мы в триптихе "Коммунисты".

Такое умелое владение художественными средствами выдает в Коржеве большого, настоящего мастера. И, как у каждого подлинного художника, это мастерство явилось результатом долгих поисков решения (десятки эскизов предваряли работу на холсте), неоднократных переделок картин (достаточно указать, что "Гомер" является четвертым вариантом, выполненным при решении левой части триптиха).

Работа над триптихом длилась четыре года.

Путь, который был пройден художником от первых эскизов к окончательному решению каждой картины, - это путь неустанных исканий наиболее острой человеческой характеристики, предельно выразительных деталей и динамичного композиционного решения.

Так, например, первоначально "Интернационал" представлял собой многофигурную, довольно невыразительную композицию. Однако раз от раза Коржев уменьшал в эскизе количество людей, отбрасывал ненужные детали и в конце концов остановился на решении, где осталось только двое красноармейцев - трубач и знаменосец.

Нечто аналогичное происходило и при работе над картиной "Поднимающий знамя". Ранний эскиз представлял собой группу демонстрантов, впереди которых стоял во весь рост рабочий, державший древко упавшего знамени. Постепенно меняя композицию, Коржев сокращал число демонстрантов и оставил в окончательном варианте только одного рабочего, вставшего на колено около убитого товарища.

Та же работа была проделана художником и при создании картины "Гомер".

В процессе работы художник стремился преодолеть многословность, неясность ранних композиционных решений, тщательно отбирая для картины только самое необходимое, самое значительное - все то, что может наиболее ясно и точно выразить его идею.

Успех триптиха "Коммунисты" закономерен. Он явился результатом серьезного критического отношения художника к своему творчеству, необычайного трудолюбия мастера и его таланта.

Все это помогло Гелию Коржеву создать произведение большого общественного и художественного значения, произведение, которое заставляет людей переживать, волноваться и вспоминать те далекие годы, когда в тяжелой героической борьбе рождалась первая в мире Советская власть.

Гелий Коржев. Народный художник СССР
Живопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни. Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля" , возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.


Хохлома и лапти, 1999



2. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990


8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004


12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960
Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.
Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85


15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998


17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980


Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя - чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за нами
Умер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой - лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)

61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries

Так называется центральная картина в триптихе «Коммунисты» выдающегося русского, советского художника Гелия Михайловича Коржева, который скончался на 88-м году жизни 27 августа в Москве. Это событие вновь привлекло внимание общественности к удивительному мастеру, создавшему в свое время вместе с единомышленниками в рамках социалистического реализма школу «сурового стиля». Никакой лакировки, закрытых глаз на несоответствие слова делу. Только честность, только искренность, правда и еще раз правда. Социальная заостренность взгляда на историю и на окружающий мир была принципиальной позицией Коржева. И исходит она, скорее всего, из шекспировской мысли Гамлета «Из жалости я должен быть суровым».

Картины Гелия Михайловича, широко представленные по случаю его кончины на нескольких российских и иностранных сайтах, меня потрясли. Не то чтобы я никогда раньше не была знакома с его творчеством. Но «хрестоматийные» работы Коржева - «Проводы», «Дон Кихот и Санчо», «Старые раны», «Тревожность» и другие, - ошпарив еще в юности своей непривычной, пугающе обнаженной правдивостью, с годами забылись, а в более поздние времена толстые журналы, которые так любили провинциалы (и я в том числе), практически не помещали на своих страницах репродукции его последующих картин.

А написал он огромное множество полотен, и вопреки шаблонному утверждению, что все они принадлежат социалистическому реализму как ведущему направлению советского изобразительного искусства, мне представляется: Гелий Михайлович попробовал себя и в других жанрах - аллегорическом, модернистском, библейско-нравственном. Главное, что объединяет его творчество на всех этапах жизни - это верность однажды выбранному стилю: подчеркнутой, кричащей правдивости.

Гелий Коржев и после смерти, по-видимому, неудобен для некоторых либеральных изданий, придерживающихся заданного буржуазными властями формата. Как же! До конца своих дней он оставался коммунистом, хотя с возрастом его мировоззрение, по естественным причинам, претерпевало корректировки. Однако он не отрекся ни от одной из своих сугубо «коммунистических» картин, написанных в молодые годы. Как и другие, каждая из них наполнена его душой и кровью, его глубокой мыслью. И может быть, не смотря на «утопическую», как сейчас сказали бы, тематику, его полотна остаются по-прежнему «конкурентноспособными», то есть востребованными.

Да, имя его невозможно замалчивать, настолько грандиозно это напряженное, насквозь сотканное из страстей творчество, не оставляющее ни одного зрителя равнодушным. Даже компьютерные «бандерлоги», шарящие по сайтам в поисках потехи, случайно напоровшись на выставку его картин, получили, судя по их отзывам, апоплексию от увиденного.

Собраниями картин Гелия Коржева по праву гордятся лучшие картинные галереи мира, в числе которых Третьяковка, Русский музей, Музей русского искусства в США. Его творчество, можно без преувеличения сказать, заслужило планетарное признание. Но случилось это уже на седьмом десятке лет Мастера. Долгое время, по одному ему известным причинам, Гелий Михайлович соблюдал обет непубличности. Неизменно отклонялись многократные предложения музейных работников из разных стран организовать демонстрацию его полотнищ. С пустыми руками уезжали от него после многочасовой учтивой беседы раздосадованные именитые коллекционеры: художник не расставался со своими детищами. И лишь ощущение приближающегося конца побудило Коржева подумать о передаче своего наследия в добрые руки. С грандиозным успехом прошли его выставки «Москва - Берлин» и «Москва - Варшава». А в 2007 году в Соединенных Штатах Америки в Музее Русского искусства состоялся превосходно оформленный ретроспективный показ его творчества.

Ему были чужды такие действия, как популяризация или афиширование. Коржев никому не навязывал своей жизненной позиции, очень четкой и определенной, хотя мог бы - с учетом тех ведущих постов, которые он занимал в художественной иерархии. В частности, с 1968 по 1975 год он был председателем правления Союза художников РСФСР. Даже на тех картинах, где он изображает себя, он словно говорит: «Не я здесь главный. Смотрите шире, проникайте глубже в суть вещей. Я лишь проводник ваш». Говорит опосредованно, создаваемыми художественными образами.

Гелий Коржев уверенно владел той самой «тяжелой артиллерией» сурового стиля, которая била без боязни и по ключевым целям. Посмотрите его поздние работы - «Триумфаторы», «Дон Кихот и мельница», «Лишенные рая», «Адам Алексеевич и Ева Петровна», «Свалка», «Встань, Иван!». Так много они говорят о нас самих, об обществе, в котором живем, об абсурдности того, что сталось с потомками Поднимающего знамя, о тотальном обнищании духа. Эти картины - развернутая в сюжетах метафора народной беды... Как хватило у художника сил уже на склоне дней своих писать такую беспросветность? И как же надо было страдать за Русь, за судьбы всех, кого она взяла под свое крыло, чтобы в отчаянных мазках кисти выплескивать на холсты эти страдания!

Скромный интеллигент, он не был эдаким былинным богатырем, стоявшим на страже рубежей человечества. Вернее всего, он ощущал себя тем Садовником, которого так ожидали люди во времена застоя и перестройки. Помните? Вот придет садовник и твердой рукой обрежет ненужное, подлечит сломанное, расчистит засоренное... Таков его старый солдат с картины «Тревожность». Положив руку на плечо юной девушки, олицетворяющей весну и расцвет новой жизни, он чутко бережет ее покой, окидывая настороженным взглядом округу.

Над любой из его картин можно долго задерживаться, размышляя. Поэтому нет смысла пересказывать то, что понравилось или вызвало бурю эмоций. Хочу остановиться лишь на нескольких, наиболее ярко отражающих генеральную линию, прочерченную Гелием Коржевым через все творчество. А значит, и через всю его личную жизнь, потому что он не раз повторял, что «пишет так, как хочет, и так, как живет».

Написанная в конце 50-х годов минувшего века картина «Поднимающий знамя» занимает не только центральное место в триптихе «Коммунисты», но и во всем его творчестве, став своеобразной визитной карточкой живописца. Минимум атрибутики: булыжная мостовая, пересечение трамвайных рельсов. Место разогнанной демонстрации. Тела погибших рабочих и единственный уцелевший их товарищ, которому бежать бы, спрятаться, спасая собственную жизнь, ведь уже ясно - схватка проиграна. Но нет! Слишком много ненависти накопилось к угнетателям, неимоверно велико желание покончить с несправедливостью! Он не дрогнет - и сильные руки подхватывают оброненное знамя борьбы, противостояние продолжается. И такую энергетику излучает картина Гелия Михайловича, что безоговорочно веришь: подобных борцов не сломить, не истребить.

Прошло полвека, герои картин художника заметно изменились. Все меньше восхищения, все больше горечи они вызывают. Все яростнее становится язык его красок.

Вот одна из последних работ - картина «Триумфаторы», смысл которой, возможно, не сразу раскрывается современному зрителю. Она не только подчеркнуто аллегорична, но и выдвигает на первый план фантастическую фигуру - то ли не первой свежести птицу с недоразвитым торсом человека, то ли вырождающегося гомо сапиенса с головой стервятника и жирной гузкой индюка. Тем же, кто знаком с циклом работ Гелия Михайловича «Мутанты» и кто следит за новейшей историей, содержание полотна понятно. Особенно, если обратить внимание на год начала работы над картиной - 1993-й, присно памятный расстрелом защитников Дома Советов Российской Федерации, последнего оплота народной демократии. Напившаяся их крови тварь попирает Красное знамя и победоносно водружает свой черный флаг. За ее плечами «помощники»: по правую руку - военная сила в образе вояки в униформе с невыразительным лицом, который теперь тоже с готовностью сжимает черный стяг, по левую - идеологическая подстилка, или, если выражаться официальным языком, служба. Кстати, не верьте, что средства массовой информации не преследуют сейчас идеологических целей. Под видом свободы слова они развращают, оболванивают и усмиряют те самые «народные массы», которые привыкли не размышляя заглатывать «хавку», а тем, кто еще способен к отпору, умело расшатывают психическое здоровье. Не случайно художник изобразил верного приспешника стервятника тоже с птичьей головой. Только куриные мозги могут так беззастенчиво продаваться за дурно пахнущее «бабло» и при этом делать вид, что не замечают своего окровавленного клюва.

Ну а что же общество? С одной стороны это две скорчившиеся в предсмертном страхе фигурки современных «мыслителей» и «поводырей» с хилыми мускулами и раскормленными брюхами. С другой - бездумная, «пофигистски» настроенная молодежь, по внешнему виду далеко не «золотая», но еще и не рабочая. Живя на все еще не проеденные социальные блага, созданные руками прародителей, она пока не ощущает всей убогости своего существования, а потому равнодушно шагает прочь от места казни.

Обделил художник лицом и побежденного. По трогательным, чистеньким кедам на ногах поверженного, едва различимого на заднем плане, мы понимаем, кто противостоял этим триумфаторам: то ли не оперившийся еще мальчишка-мечтатель с более ранней картины Гелия Михайловича "Егорка-летун", то ли тот молодой парень, что лежит под крутым колесом - с картины «Наезд». Оглушенные лицемерием и ложью, сбитые с толку навязанным им несправедливым порядком вещей маленькие новые дон-кихоты...

Гелий Михайлович неустанно поднимает тему памяти, тему преемственности поколений, ответственности ныне живущих перед прародителями. На протяжении всего своего продолжительного и плодотворного творчества он постоянно обращается к периоду войны, когда с предельным обострением обнажаются главные качества человека, поставленного перед страшным выбором: остаться на передовой и погибнуть или смалодушничать, убежать и жить потом с клеймом Иуды.

На заре третьего тысячелетия, когда по всей планете на разные голоса трещали о каком-то «миллениуме», якобы предвещающем новую эру измученному проблемами человечеству, Гелий Коржев пишет картину-реквием «Живой заслон». Сюжет, как всегда, лаконичен: оккупанты выставили перед наступающими войсками заслон из оставшихся еще в живых жителей деревни -- дети да старики, бабы с младенцами на руках да их покалеченные войной мужья. Обреченные, они стоят между двух огней и уже как бы с небес глядят в глаза всем, кто пришел посмотреть на картину. Никто не бьется в истерике, с достоинством принимая выпавшую им долю - стать заслоном родной земле. Они молчат, но на иконописных их лицах застыл вопрос: как живете на окропленной нашей кровью земле вы, проросшие сквозь наш прах? Неужели напрасны были все жертвы?

В этой картине, пожалуй, наиболее ярко проявилась характерная особенность живописи Коржева, избранного им однажды и навсегда «сурового стиля». Его не привлекают сиюминутные радости и печали, симпатичные мордашки и слащавые пейзажи. Его герои - натруженные, исстрадавшиеся люди. Он исследует глубинные составляющие жизни, ее вековечные истины. Все проходит - молодость, красота, любовь, карьера... все так быстротечно! Почему же всю свою короткую жизнь мы вынуждены страдать от злобы и коварства, от подлости и жестокости, от тупости и непосильной работы? Почему мы терпим это, люди?

Мне кажется, что свое духовное завещание художник вложил в написанную с беспощадной реальностью картину "Встань, Иван!". Не случайно Гелий Михайлович неоднократно возвращался к ней, переделывал, усиливая сюжетную экспрессию от гражданского возмущения до социального гнева и трагизма. Изображенный первоначально выпивоха, не дошедший после работы до дому и символизирующий заблудший в период политического вранья рабочий класс, в окончательном варианте превращается в изношенного и выброшенного за ненадобностью общественного "винтика"... Задворки, ржавая бочка, минимум закуски, максимум выпивки. Фигура лежащего на снегу жилистого работяги, опрокинутого навзничь «оковитой». Раскинутые в стороны руки все еще сильны и, мнится, совсем недавно сжимали кайло или древко… Как же постарались задурить тебе голову, выключить из движущих сил истории те, кто боится твоих пальцев-клещей, твоих бескомпромиссно сжатых губ.

Встань, Иван! - призывает Художник. - Смахни опутавшую тебя паутину, выйди на утерянную дорогу. Дорогу разума, добра и справедливости!

Наиболее полное собрание картин можно посмотреть здесь:

Каждый, кому пришлось хотя бы один раз увидеть картины молодого московского художника Г. Коржева, - забыть их не сможет. От них не отойдешь, не отделаешься мимолетным взором. Они властно приковывают к себе, волнуют душу, заставляют размышлять...
...Серое, изможденное, изрезанное глубокими морщинами лицо рабочего в картине «Поднимающий знамя» сразу останавливает зрителя. Начинаешь вглядываться в изображенное, и перед тобой оживает история борьбы рабочего класса.
Из холодеющих рук убитого знаменосца революционную эстафету принял другой. Алое полотнище знамени еще распростерто на каменной мостовой, настороженно пригнулся к земле рабочий... Но мы верим, что через мгновение - знамя гордо взовьется на затихшей улице, сомкнутся ряды демонстрантов.
Не просто эпизод борьбы изобразил художник в этой картине, хотя ей нельзя отказать в достоверности или убедительности решения. Картина полна глубокого философского смысла.
«Поднимающий знамя» - это образное воплощение борьбы рабочего класса за торжество высшей справедливости, за победу коммунистических идей.
Коржев очень немногословен, сдержан. Композиции его картин просты, в них нет нарочитости, сочиненности, он умеет в самом обычном, повседневном подметить характерное, важное. От конкретных жизненных фактов он идет к большим обобщениям.
Искусство Коржева глубоко современно. Но современность художника определяется не внешней похожестью на сегодняшний день. Современность его образов - это в первую очередь жизненная сила мыслей художника, это смелое раздумье о своем времени. Это пафос века, страсть гражданина - сына своей страны.
Картины Коржева захватывают нас своей страстностью, публицистичностью. Каждое полотно - это крайнее напряжение духовных и физических сил, это активное вторжение в жизнь, это пафос утверждения достоинства советского человека.
В своих работах Коржев стремится к простоте композиционного решения, к значительности каждой детали. Иногда его картины напоминают кинокадры, по мановению художника остановленные на полотне. Но это не исключает эмоциональной силы воздействия его картин, их притягательной способности.
Смелый обрез фигур, высокий горизонт в картине «Поднимающий знамя», максимальное приближение к зрителю главного героя - все это помогает художнику придать особую выразительность, показать неистребимую волю рабочего к победе, желание бороться до конца. Фигура рабочего, словно вырастающего из земли, дышит такой упругой силой, заключает в себе такой заряд энергии, что не остается сомнений - ее нельзя согнуть или сломать.
В картинах Коржева выразителен также и цвет. Он лишен, правда, живописных «красот» и не ласкает глаз, однако дымно-серые, коричневато-сизые краски обладают той же неистовой напряженностью, которая чувствуется в картине в целом. Красное знамя, грязно-бурая мостовая, прорезанная холодным металлом трамвайных рельсов, серое лицо убитого - все эти цвета полны глубокого значения, подчинены раскрытию идейного смысла картины.
Картина боковой части триптиха - «Интернационал» - переносит нас в другую эпоху, сталкивает лицом к лицу с безвестными героями гражданской войны.
...На опаленной знойными лучами солнца, высохшей земле стоят тесно прижавшись друг к другу два бойца. Почти весь отряд погиб. В живых остались двое - знаменосец и трубач. Они встречают приближающихся врагов исполнением пролетарского гимна. Глубокая вера в дело революции до последнего момента определяет их поведение. Художник рассказывает о героизме рядовых бойцов революции без пафоса и театральности. Героическое всегда выступает у него в скромном облике почти бытового действия, герои и не подозревают исторического величия их дел. Картинам Коржева свойственна некоторая недосказанность - зритель имеет возможность думать, размышлять.
В картине «Поднимающий знамя» мы не видим рабочих отрядов и жандармов, в «Интернационале» нет наступающих врагов, тем не менее мы безошибочно ощущаем твердую поступь рабочих колонн демонстрантов в первой картине, слышим приближение вражеских отрядов во второй.
Третья картина этой серии - «Гомер».
...Рабочая студия. Вчерашний боец в обмотках, военной гимнастерке и кожанке лепит бюст великого греческого певца Гомера. Трудно, непривычно для него искусство скульптуры; но столько желания и любви к делу, столько упорства в достижении цели проявляет он сейчас, что мы верим - он добьется своего. Революция раскрыла перед народом великие сокровища искусства, приобщила трудящихся к высотам духовной культуры. Разве во имя этого не стоило бороться, отдавать свою жизнь? Эта картина воспринимается как итог, как логическое завершение всей серии.
Три картины Коржева - это как бы три периода революционной борьбы русского рабочего класса. Массовые политические демонстрации и баррикадные бои 1905 года, гражданская война и сложнейшие задачи культурной революции... Это история. Но художник воспринимает ее с подлинно современных гражданских позиций. Вот почему его картины так волнуют нас, так близки и дороги нашему сердцу.
Молодой художник Гелий Михайлович Коржев уже снискал широкое признание у зрителей.
На последней Всесоюзной выставке не было художника, о чьих произведениях посетители писали бы охотнее, больше и теплее. Высокая оценка ко многому обязывает.
Коржев неутомимо и настойчиво работает. В последние годы им написаны картины «Художник», «Уличный певец», «В пути». Сейчас он думает о создании произведений посвященных образу современника, красоте нашей жизни.
Требовательность, взыскательность к себе, честность и принципиальность по отношению к товарищам, огромная работоспособность - залог его дальнейших успехов.

Публикации раздела Музеи

Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста

К артины Гелия Коржева о войне, ветеранах и повседневной жизни заслужили ему славу в советское время. Но о них не забыли и сейчас, пусть даже порой мы и не вспомним фамилию автора. В 2005 году, когда под патронажем Владимира Путина в Нью-Йорке открылась программная выставка «Россия!», долго выбирали, что напечатать на обложке каталога. В итоге на первой обложке оказалась классическая венециановская «Жатва» с отдыхающей крестьянкой. А на другой - коржевское «Прощание» советского солдата.

Семья

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым , сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада... В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем - он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

Гелий Коржев. Рыцари чаепития. 2010. Институт русского реалистического искусства

Гелий Коржев. Лишенная родительских прав. 2006. Институт русского реалистического искусства

Гелий Коржев. Свалка. 2007. Институт русского реалистического искусства

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу - триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности - 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина... Его полотна закупали Третьяковская галерея , Русский музей . Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих - на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»... Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...