Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Газовый баллончик для самозащиты «Оружие пролетариата» — эффективно, просто, дешево. Газовый баллончик для самозащиты «Оружие пролетариата» — эффективно, просто, дешево Изваял пролетария с булыжником

Об этой скульптуре говорить можно долго.
Красная Пресня – героический район Москвы . Место близкое сердцу каждого человека, который знает, какой ценой достались русскому народу его человеческое достоинство, материальное благосостояние, социальная справедливость и конституционные права.

В декабре 1905 года взгляды миллионов глаз были сосредоточены на Красной Пресне. Чаяния миллионов человек – рабочих, инженеров, студентов, водителей общественного транспорта, служащих электростанций, всех тех, чья тяжелая жизнь толкала их на отчаянные попытки что-то изменить – были связаны с событиями происходящими тут. Красная Пресня была одним из центров Первой русской революции . Восстание было жестоко подавлено, утоплено в крови и сожжено в огне артиллерийских орудий. Но дух народной борьбы не был сломлен!

В память о тех кровавых, но славных днях на Пресне установлено множество памятников и скульптурных групп.
Одна из них – «».

Эта скульптура расположена в Парке Декабрьского восстания в Пресненском районе г. Москвы .
Автор скульптуры Иван Дмитриевич Шадр – известный, талантливый советский скульптор-монументалист.

Почему-то стало расхожим мнение, что его главной работой является «Девушка с веслом», но это не совсем так. Шадр сквозь призму своего творчества очень талантливо и в прогрессивном ключе пытался найти ответы на острые социальные вопросы, мучавшие человечество не одну тысячу лет. И это получалось у него очень убедительно. Чего стоит только его замысел «Памятник Мировому страданию», да и «Девушка с веслом» – это не просто девушка и не просто весло, но об этом надо отдельно. С учетом такого подхода к творчеству одной из главных работ Шадра вполне заслуженно можно считать именно «Булыжник – оружие пролетариата ».

Именно этой его работой восхищались такие признанные мэтры как М. В. Нестеров.
Отмечает выразительность и социальную значимость скульптуры и Долгополов И.В. в своей книге «Мастера: Новеллы о художниках» (Москва. Воениздат, 1981):

«И вдруг мне почудилось, что вечерняя тишина взорвалась от порыва яростного гнева молодого рабочего, от его ненависти, доведенной до предела. Выход один - битва! Неистово, грозно, пристально глядит в лицо смерти молодой боец. Предельно напряжены его тугие, могучие мышцы. Руки, натруженные руки с натянутыми канатами жил легли на камень... Еще миг - и огромный булыжник полетит в стан врага... Крепко, не сдвинешь, стоит на своей земле пролетарий. Ему нечего терять, кроме своих цепей... И поэтому - бой!

...Остановилась юная пара... Долго-долго смотрят в глаза молодого бойца. На его суровые, жесткие очи, в упор взирающие в лицо смерти. Не моргнув, не потупив глаз. Он глядит открыто. Честно. Зная, на что идет...

«...Недавно я был в Третьяковской галерее, видал там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства... скульптуру, мною раньше не виденную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу.
В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы - все то, чем жили великие мастера, чем дышали Микеланджело, Донателло, а у нас «старики»...
Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! Спрашиваю: чья? Говорят: Ивана Митрича...
С восхищением смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим дорогим, истинным художником.
Мысленно целую его, чтобы он поскорей поправился и дал такое, чтобы все любящие его возликовали, а завистливо ненавидящие обкусали себе ногти...
Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую вы мне дали...»
Эти строки были написаны в марте 1941 года замечательным русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, который, как никто, чувствовал истинную масштабность искусства и, как он любил говорить, «историчность» произведений живописи и скульптуры...

«Самое важное для художника,- писал Шадр,- отразить духовную сущность эпохи». И Шадр сделал это».


Что можно добавить к этим словам? Наверное, ничего! Надо просто однажды увидеть.

Рядом с парком Декабрьского восстания расположен Дом культуры им. В.И. Ленина, открытый в 1929 г., а сейчас находящийся в заброшенном состоянии, после пожара в устроенном там ночном клубе. Здание еще несет на себе черты той героической эпохи озаренной светом восходящего солнца.

Это здание - исторический памятник. Его архитектура неповторима, но состояние, в котором оно находится не волнует власти уже много лет. Хорошо, что хоть окончательно не разрушили.

Вот он прекрасный рассвет Rossa Primavera!

Глядя на эти развалины вполне можно себе представить, как все здесь дышало гордостью народа за собственные достижения. Как в праздники по этим ступеням поднимались трудящиеся фабрики радостные и счастливые.

Но закончилось, как у нас ныне водится, совершеннейшим раскрепощением низа - ночным клубом, и как следствие этого раскрепощения, катастрофой - пожаром.

Композиция «Булыжник - оружие пролетариата» - одно из наиболее известных произведений не только в отечественной, но и в мировой скульптуре. Она была создана в 1927 году известным скульптором И. Д. Шадром. Работа выполнена в классическом стиле, однако приобрела популярность за счет того, что автор наполнил традиционную форму новым, современным содержанием, отобразив в символическом образе простого рабочего пафос революционной борьбы за свободу.

Общая характеристика творчества

Шадр прославился как создатель в стиле "модерн". Многие его произведения проникнуты романтическим духом. В своей работе он использовал элементы народной архитектуры. Автор проявлял большой интерес к человеческому телу, к анатомическим деталям, что придавало его изображениям такую убедительность. Его труды имеют глубокий философский смысл: Шадр стремился показать застывшую в мертвом камне человеческую фигуру, которая старается его преодолеть и вырваться наружу. Поэтому произведения скульптора отличаются удивительной пластичностью и динамикой. Яркий пример тому - композиция «Булыжник - оружие пролетариата». Пожалуй, именно в данной работе творческие принципы художника нашли свое наибольшее воплощение. Однако помимо этой скульптуры он создал и многие другие портретные изображения и фигуры людей из простого народа: красногвардейца, сеятеля, крестьянина.

Описание

Шадр создал свою знаменитую композицию в память о событиях первой русской революции, произошедшей в 1905 году. Работа выполнена в классическом стиле, в котором автор очень хорошо разбирался, так как в свое время учился данному искусству в Риме и Париже. В основе композиции - фигура простого рабочего. «Булыжник - оружие пролетариата» представляет собой изображение человека, вырывающего камень из мостовой. Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием. Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Вместе с тем многие критики отметили, что автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду.

Восприятие

Не все сразу по достоинству оценили эту работу. Скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата» критиковали за то, что она была выполнена в классическом стиле, от которого в рассматриваемое время предполагалось отказаться. Тем не менее современник автора Нестеров отметил, что в свой новой работе автор соединил красоту духа и формы, что было главным принципом античного искусства. Композиция была представлена в год десятилетия Октябрьской революции.

Установка

Одним из наиболее известных советских скульпторов был Шадр. «Булыжник - оружие пролетариата» - его наиболее знаменитая композиция, которая была установлена не только в столице, но и в ряде других городов. Показателен тот факт, что первоначально скульптура была сделана из гипса, но через двадцать лет ее отлили из бронзы. Она была установлена в московском парке, посвященном Декабрьскому восстанию 1905 года, рядом с Краснопресненским районом, где тогда происходили наиболее ожесточенные вооруженные столкновения. Скульптура «Булыжник - оружие пролетариата» была расположена на фоне гранитной доски с о борьбе пресненских рабочих.

Значение

Эта работа стала настоящим мировым шедевром и является, пожалуй, наиболее известным произведением художника, который к тому же придумал для нее столь выразительное название. Однако в наши дни оно получило несколько ироничное и даже саркастическое звучание, означая слишком простой и прямолинейный способ достижения цели. Тем не менее скульптура «Булыжник - оружие пролетариата», автор которой прославился целым рядом монументальных работ, стала настоящей классикой в искусстве.

Киевская скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» находится на площади перед кинотеатром «Жовтень». Она изображает восставшего пролетария, выламывающего булыжник из мостовой, как оружие в борьбе с врагом. Памятник является копией известной работы Ивана Шадра. Оригинальная скульптура, выполненная из гипса в 1927 году, хранится в Третьяковской галерее. В 1967 году ее бронзовая копия была установлена в Москве, в парке Декабрьского восстания 1905 года.
Еще одна копия была подарена Киеву и поставлена в 1982 году в сквере на площади Красная Пресня на Подоле. В 2006 году пролетарий был перемещен на другую сторону улицы Щекавицкой, к кинотеатру «Жовтень».
У скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата» в Киеве есть двойник. Хотя, это скорее не копия, а пародия. Вместо булыжника борец-пролетарий держит штопор и бутылку. Называется скульптура и находится она у входа в пивной ресторан на улице Жилянской.

Название: «Булыжник – оружие пролетариата»
Дата: 1982
Адрес: Киев, ул. Щекавицкая, кинотеатр «Жовтень»

«Булыжник – оружие пролетариата» на карте Киева


Так выглядел снесённый вчера памятник "Булыжник - оружие пролетариата" на киевском Подоле

28 октября на киевском Подоле снесли памятник "Булыжник - оружие пролетариата". Эта знаменитая скульптура была создана советским скульптором Иваном Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлита в бронзе. Она посвящена событиям революции 1905 года, когда рабочие выворачивали булыжник из мостовых для постройки баррикад. Художник Михаил Васильевич Нестеров (автор "Видения отроку Варфоломею") отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
В Москве такая бронзовая статуя была установлена в 1967 году в Пресненском районе, в парке Декабрьского восстания. В Киеве её поставили в 1982 году - первоначально в сквере Красная Пресня, а в 2006 году перенесли на Подол. Стоит ли напоминать, что в начале декоммунизации майданные украинские власти обещали, что памятники советской эпохи, представляющие художественную ценность, сносить не будут?
И изначально памятник не планировали сносить. Но логика "декоммунизации" неумолима: перефразируя Че Гевару, реакция подобна велосипеду - если останавливается, то падает. Поэтому пришла очередь и скульптуры Шадра, а про её художественную, не говоря уж про историческую, ценность попросту "забыли".


Так теперь выглядит место, где стоял памятник

Комментарий "Радяньской Украины" (выделение моё): "Не подоляне вряд ли помнят, что раньше этот памятник был центром архитектурного ансамбля (причём феерического) "площадь Красная Пресня на Подоле" в Киеве. В нулевых саму площадь с клумбами, фонтанами и огромными елями полностью уничтожили, а памятник перенесли во двор девятиэтажки между детской площадкой и гаражами. Сегодня добили и его. Уничтоженный сегодня памятник находится прямо перед входом в кинотеатр Жовтень-Октябрь. Этот кинотеатр не так давно так же сожгли, и после реконструкции продолжают пытаться уничтожить административно. Та же судьба постигла расположенный в нескольких кварталах бассейн Водник. Бассейн, где раньше учили плаванию детей всех окрестных детсадов, школ и ПТУ, сегодня превращён в один из филиалов сетевого спортклуба. Так же уничтожен и речной вокзал, а речное сообщение заменено "прогулками по Днепру".
Рабочий Подол во многом остаётся таким и сейчас. Изменился сам статус человека труда. За трудящимися более не признаются человеческие потребности в общественном пространстве, культурных и спортивных объектах. По мнению современной власти, подоляне нуждаются только в наливайках и игровых автоматах. В этом солидарны все украинские режимы от Кравчука до Порошенко. Уничтожение этого памятника очень символично. Ведь эта скульптура посвящена революции 1905 года - восстанию против монархической деспотии с требованиями конституции, и самых базовых демократических прав, как свобода совести, собраний, неприкосновенности личности. А украинскому пролетарию сегодня дозволено бороться только за мифологизированный безвиз и против виртуального агрессора."

Из комментариев в Фейсбуке:
lina Dimakis: "Нерабыдло пану ноги лижет. Какой уж тут булыжник."
Ирина Курдыба: "Зря. Хороший был памятник. Булыжники - надежда и опора пролетариев."
ван Лизан: "А его за что? Он же в тему майдана. Могли бы просто его переименовать."
Евгений Голышкин: "он не в тему майдана никак)) он был против деиндустриализации, приватизации - колонизации. Майдан представлял интересы враждебного ему класса же! ;) вот и не вписался".
Вячеслав Дмитриев: "Гадостно, но последовательно..."
Алексей Иончиков: "Как интересно выходит. Именно пролетариат разбирал на булыжники пешеходную зону пид час "рэволюции гидности". Теперь они даже отрицают свою сущность. Видимо, всё же тот пролетариат мнит себя панами и по сей день."
Евгений Голышкин: "если разобраться политэкономически, да. Но пролетариат всё-таки не выступает за деиндустриализацию, приватизацию и продажу земли. Я, конечно, наверное, предвзят, но это всё-таки был дегенериат".


Открытие памятника в 1982 году

P. S. Кстати, вступлюсь немного за пролетариев Украины. Вот отрывок из интервью упоминавшегося здесь вчера майданного либерала Александра Ройтбурда о социальном составе тех, кто был на "евромайдане":
"И, когда я сидел в своей киевской квартире и прочёл в Интернете пост Мустафы Наема о том, что мы собираемся на Майдане, приходите с чаем, я пришёл туда. В первый день это было вообще такое Фейсбук-пати - все какие-то друзья, знакомые - как будто пришёл на открытие какой-то выставки, с некоторыми развиртуалились – «здравствуйте, мы вот с вами во френдах…» Там было больше тысячи человек, может, несколько тысяч… Не было ещё никаких приезжих из Западной Украины или с Полтавской области. Вышел «креативный класс», вышел средний класс, успешные люди. "

, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея , Москва

«Булыжник - оружие пролетариата» является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века . В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. Рельефная пластика тела пролетария передана скульптором очень выразительно и точно показывает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху Октябрьской революции и начала Советской власти. Напряжённость борца-пролетария роднит его с «Дискоболом» Мирона , а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, - с «Давидом » Микеланджело .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Булыжник - оружие пролетариата" в других словарях:

    Название скульптуры (1927) русского советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887 1941), посвященной русской революции 1905 г. Скульптура изображает молодого рабочего, выламывающего из, мостовой булыжник, чтобы вступить в схватку со своими … Словарь крылатых слов и выражений

    И. Д. Шадр Булыжник оружие пролетариата, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея, Москва «Булыжник оружие пролетариата» название скульптуры, выполненной И. Д. Шадром в … Википедия

    И. Д. Шадр Булыжник оружие пролетариата, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея, Москва «Булыжник оружие пролетариата» название скульптуры, выполненной И. Д. Шадром в … Википедия - оружие пролетариата. 1. Публ. О средстве борьбы пролетариата за свои права. Дядечко 1, 63. 2. Разг. Шутл. О последнем аргументе в споре. Дядечко 1, 63. 3. Жарг. гом. Шутл. Мужской половой орган. Шах. 2000. /i> Название скульптуры И. Шадра (1927… … Большой словарь русских поговорок

    Булыжная мостовая Булыжник, булыжный камень (устаревшее булыга от общеславянского bula шишка, желвак, ком) относительно небольшой (12 25 см) … Википедия

    Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) … Википедия

    Булыжник (устаревшее булыга от общеславянского bula шишка, желвак, ком) относительно небольшой валун округлой формы. Происхождение Окатанная форма приобретается при переносе камней ледниками и водными потоками. Благодаря промерзанию почвы камни… … Википедия

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...