Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Кубанские музыканты. «Кубанские композиторы детям. За что судьбу благодарил

Кубанские композиторы

Цели:

Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен -

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя -

Их колыбель Кубань качала.

Учитель: Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство - люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои - главный корень,

Основа жизни на земле.

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы - дочери бога Зевса и богини памяти Мнемо c ины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное признание и любовь.

С некоторыми из них давайте познакомимся. (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих людей по группам.

Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

Назовите кубанских композиторов : ЕФ. Пономаренко, В.Г. Захарченко.

Назовите кубанских художников:

Их произведения: стихи, песни, картины используются на нашем уроке.

Содержание урока.

Посмотрите вокруг - зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена...

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские.

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у чего богатырские.

В. Подкопаев

Учитель. Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь в эти строки.

Какой человек мог это сказать?

Жители Кубани любят петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях - душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова - и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

А какие песни поют ваши родители?

Какие песни вы любите?

Вот некоторые пословицы и поговорки , в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

Беседа коротает дорогу – песня работу.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку - подруга в походе.

Коль казаки спивають, ворогы - плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня - постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Кто пишет музыку песен? (композитор)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ портрета) Перед вами портрет Григория Федоровича Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи, дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром - писать музыку, от которой «сердце просит широты» - так писали о нем современники.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921- 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами, напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о нашем крае:

«Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

О чем, как вы думаете?

(Прослушивание песни)

Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

Учитель: Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком. Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

Может быть, кому-то знаком этот человек?

Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.


Нечепуренко Любовь Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №12, с. Белая Глина,
Краснодарского края.
Урок кубановедения
8 класс
Тема: Творчество профессиональных композиторов Кубани.
Цель: создать условия для знакомства с композиторами Краснодарского края.
Задачи:
а) образовательные: познакомить учащихся с творчеством знаменитых композиторов Краснодарского края;б) развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности;
в) воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, коммуникативные отношения.
Оборудование: презентация,
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
ΙI.Введение в тему.
Вступительное слово учителя.
Кубань, Кубань – души моей отрада
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо
Твоя бы песня в вышине плыла
С. Хохлов
Песня - драгоценное богатство каждого народа.
Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.
На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные.
Именно так произошло, например, с «Песней о родной земле».
ΙII. Слушание: «Песня о родной земле».
Хорошо нам утром выйти в поле,
Хорошо встречать рассвет на воле,
И поёт душа о светлой доле,
Песню о родной земле.
Припев: Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом
Золотом горят хлеба!..
Слова этой песни написал В.Б. Бакалдин, а музыку - В.А. Лаптев.
По всему Северному Кавказу разлетелась трогательная, проникновенная песня «У адыгов обычай такой». Люди часто воспринимают эту песню как народную. Между тем у неё есть авторы. Стихи написал известный адыгский поэт Киримизе Жанэ (перевод Ю. Полухина). Автор музыки - народная артистка России Гошнау Самогова (1928 - 1995). Эта замечательная певица объездила с концертами всю страну, стремясь донести до зрителей красоту и величие своего родного края - Адыгеи.
О некоторых композиторах хотелось бы рассказать особо. С их творчеством связаны наиболее яркие страницы в истории кубанской песни.
ΙY. Знакомство с творчеством Виктора Гавриловича Захарченко.
Родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района. Окончил Краснодарское музыкальное педагогическое училище (I960) и Новосибирскую Государственную консерваторию (1967).
Трудовую деятельность начал преподавателем педагогического училища в г. Куйбышеве. С 41964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора.
Но сердце его осталось на Кубани.Постоянно в нем жила тоска по кубанским казачьим песням. Поэтому после телеграммы с приглашением в Краснодар, не раздумывая, он бросил квартиру и с семьей переехал в Краснодар.
В День Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября принял хор под свое руководство. Виктор Гаврилович считает, что его судьба, так же как и судьба хора находится под покровительством Божьей Матери. Еще в Запорожской Сечи певческая школа размещалась в церкви Покрова пресвятой Богородицы. В день Покрова впервые выступил Войсковой хор. Сибирский русский народный хор во время работы в нем В.Г. размещался в здании бывшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1974 году возглавил Государственный Кубанский казачий хор. Уже через год этот коллектив занял 1 место в смотре – конкурсе государственных русских народных хоров России, обойдя 11 коллективов. Программа была подготовлена за 3 месяца. Эта победа стала началом самого яркого и творчески плодотворного периода в почти двухвековой истории хора. Его репертуар пополнился сотнями новых песен. Хор, следуя традициям Войскового певческого хора, исполняет русскую духовную музыку, участвует в богослужениях в церквах и соборах, но и исполняет песни современных композиторов. Это уникальный певческий коллектив. Его история ведет отсчет с 14 октября 1811 года. Вначале в составе хора было всего несколько человек, которые пели в храме во время церковного богослужения. Постепенно репертуар обогащался, казачьими песнями, классическими произведениями. Являясь хранителями народного творчества, хор на протяжении почти двух веков был в центре духовной и культурной жизни Кубани.
Слушание песни в исполнении Государственного Кубанского казачьего хора.
С новым руководителем коллектив как бы заново обретает дыхание. Он становится известным не только у нас в стране, но и за рубежом, занимает первые места на всероссийских конкурсах народных хоров, международных фестивалях. Он объездил почти весь мир. В этом заслуга знаменитого кубанского композитора – В.Г.Захарченко.
С 1990 года В. Г. Становится художественным руководителем Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.
Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно был лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостоен почетного звания Академический, Государственной премии им. Т. Шевченко республики Украина и награжден орденом Дружбы народов.
На протяжении всей своей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей дулю и своего таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням. Для него и сегодня остается злободневной русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева, и Есенина, Цветаевой и Рубцова. Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, говорит композитор. - Эти песни должны помогать нам из духовно-разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину».
ВТ. Захарченко - автор многочисленных публикаций и творческих редакций, в том числе: «Песни села Балман», «Песни станиц Кавказской», «Кубанские народные песни», «Умом Россию не понять», «Поет Кубанский казачий хор» и другие. Виктор Гаврилович Захарченко собрал свыше 30 тысяч обрядов и народных песен.
Возглавляет факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств.
Профессор, академик международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии. Доктор искусствоведения. Председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки». Член Союза композиторов РФ. Член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества. Полковник Всекубанского казачьего войска. Член комиссии по Государственным премиям России при президенте РФ.Удостоен многочисленных государственных и международных наград, орденов: Дружбы, «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени, Союза казаков России «За веру, волю и ячество» и орденом Дружбы Республики Вьетнам; медали «100-летие со дня освобождения от Османского ига» Республики Болгария. Награжден медалями «За доблестный труд» и «За вклад в развитие Кубани - 60 лет Краснодарскому краю», крестом Союза казаков России «За возрождение казачества».
Заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист России, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Всехвального Апостола Андрея Первозванного, «Человек года» в номинации Русского биографического института.
По инициативе Виктора Гавриловича в г. Краснодаре открылся Центр народной культуры Кубани, в институте культуры открыто отделение фольклора и этнографии.
« только подлинные шедевры классической поэзии могут вдохновить композитора на творчество» - считает В. Г. Захарченко.
« Песня – это исповедь души».
Исполнение песни на стихи В. Бакалдина « Хлеб – всему голова»
Y. Знакомство с творчеством Григория Максимовича Плотниченко.
Вся жизнь Григория Максимовича Плотниченко (1918 - 1975) связана с Краснодаром.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. Он поступил в музыкальную школу, где занимался по классу виолончели. Легко и быстро освоил другие струнные инструменты.
Учёбу в Краснодарском музыкальном училище прервала война. Григорий Плотниченко добровольцем ушёл на фронт, воевал в десантном отряде морской пехоты, под Сталинградом командовал батареей «катюш». Награждён боевыми орденами и медалями.
В одном из боёв лейтенант Плотниченко был тяжело ранен, и в полевом госпитале ему ампутировали правую руку.
Вернувшись в Краснодар инвалидом, в 1943 году Григорий Максимович окончил музыкальное училище, стал преподавателем в нём. На Кубани проходили грандиозные краевые праздники песни, организатором и душой которых был Григорий Максимович.
Песни Григория Плотниченко... В них отразились и красота кубанской природы, и богатство народных мелодий, а главное - душа простого человека, его чувства и мысли, его любовь к родной земле. Потому-то песни Плотниченко так популярны и любимы в народе. «Бежит река Кубанушка» (стихи И. Вараввы), «Родная станица» (стихи В. Попова), «Над Кубанью-речкою» (стихи И. Белякова)...
Одна из его песен, написанная на стихи С. Хохлова, стала своеобразной визитной карточкой, музыкальным символом нашего края. Это песня «Кубанские синие ночи». Её поют и на концертах, и в семейном кругу, и просто в саду, в поле.
Сергей Никанорович Хохлов вспоминал, как, увидев молодого поэта на концерте в рабочем посёлке ТЭЦ, Г.М. Плотниченко предложил ему написать стихи именно об этом посёлке.
«Я взял перо в тот же вечер... - рассказывает Сергей Никанорович. - Написал строку: «На Кубани красивые ночи».
- Что значит «красивые»?
Обилие лунного света, влажные звёзды сирени необыкновенной синевы, от которых сама ночь кажется синей.
Стихи Григорию Максимовичу понравились, и вскоре новая песня талантливого композитора, раскинув крылья, полетела над кубанскими станицами.
Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат.
Шумит за посёлком рабочим
Зелёными ветками сад...
Музыкальный талант Г.М. Плотниченко сочетался с большими организаторскими способностями. Благодаря его усилиям в Краснодаре и в Майкопе были открыты музыкальные факультеты в педагогических институтах, Краснодарский государственный институт культуры, десятки музыкальных школ и детских хоровых студий.
Г.М. Плотниченко был отмечен премиями, званиями, награждён орденом «Знак Почёта».
Но лучшая награда для композитора - любовь и память земляков. Новые и новые поколения кубанцев поют его песни, передавая их от сердца к сердцу.
Слушание: « Край наш кубанский»
Музыка Г. Плотниченко, стихи С. Ольгина
Край наш кубанский
-Родная земля,
Словно солдаты,
В степи тополя.
Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский
-Родимый простор,
Залитый солнцем
От моря до гор.
Вышки стальные,
Огни заводские,
Садов величавый убор.
Край наш кубанский,
Прославленный край,
Крылья всё шире
В труде расправляй.
С Родиной вместе
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!
YI. Знакомство с творчеством Григория Федоровича Пономаренко.
Григорий Фёдорович Пономаренко (1921 - 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.
В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.
В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей-музыкантов.
Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». Эти песни сразу входили в душу как что-то очень родное и близкое.
В 1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. До этого композитор никогда не бывал в нашем крае. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину: звонким казачьим говором, раздольными песнями, белыми хатами под черепицей.
Г.Ф. Пономаренко познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни.
Переехав с Волги на Кубань, Григорий Фёдорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и спектаклям, к опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.
YII. Разучивание песни: «Растёт в Волгограде берёзка».
Музыка Г. ПономаренкоСлова М. АгашинойТы тоже родился в России,Краю полевом и лесном.У нас в каждой песне – береза,Береза под каждым окном.На каждой весенней полянке -Их белый живой хоровод...Но есть в Волгограде березка, –Увидишь - и сердце замрет.*Ее привезли издалекаВ края, где шумят ковыли.Как трудно она привыкалаК огню Волгоградской земли!Как долго она тосковалаО светлых лесах на Руси…Лежат под березкой ребята,Об этом у них расспроси.**Трава под березкой не смята –Никто из земли не вставал.Но как это нужно солдату,Чтоб кто-то над ним горевал.И плакал светло, как невеста,И помнил – навеки, - как мать!Ты тоже родился солдатом –Тебе ли того не понять!Ты тоже родился в России, –В березовом, милом краю...Теперь, где ни встретишь березу,Ты вспомнишь березку мою, -Ее молчаливые ветки,Ее терпеливую грусть...Растет в Волгограде березка...Попробуй ее позабудь!Растет в Волгограде березка...Попробуй ее позабудь!
YIII. Итог урока:
-О каких композиторах Кубани шла речь на уроке?
- О чем рассказывается в песнях, музыку на которые написали композиторы?
- Как вы думаете, что повлияло на популярность этих композиторов?
IХ. Домашнее задание: Сообщения о композиторах нашего села Белая Глина.

С 1950 года на Кубани систематически изучается песенно-народное творчество фольклорными экспедициями Союза композиторов СССР. В этих экспедициях принимали участие композиторы А. Мосолов, В. Волков, Г. Плотниченко, музыковеды Н. Бачинская, С. Пушкина. Собранный музыкальный материал внимательно изучается. В итоге этой работы были опубликованы сборники: «20 кубанских народных песен», Краснодарское книжное издательство, 1954 год; «Пять кубанских народных песен», Музгиз, 1955 год; «Песни Краснодарского края», Советский композитор, 1959 год.
После этих публикаций интерес к музыкальному фольклору нашего края значительно возрос. Кубанские народные песни привлекли внимание музыкантов-профессионалов. Многие самодеятельные хоровые коллективы страны исполняют кубанские песни «Едет казак из дальнего края», «Летят утки», «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Московский композитор А. Мосолов написал симфонию на кубанские темы, композитор Г. Плотничеико — хоровую сюиту «-Кубань — земля Советская», фантазии для оркестра народных инструментов. Композитор П. Фомичев создал кантату «Кочубей» для солистов, хора и симфонического оркестра.
Десять кубанских народных песен, вошедшие в этот сборник, создавались народом в разное время. Различаются они и по жанровым признакам. Особый интерес представляют песни кубанского фольклора советского периода. Лирическая песня «Садилось солнце За горою» отражает события гражданской войны, казачья походная «То не тучи» — период Великой Отечественной войны. Созданные в разное время, две эти песни роднит общая патриотическая тема, чувство верности воинскому долгу, твердая вера в неминуемую победу правого дела.

Любовью к родному краю, к его необозримым просторам, гордостью за свой труд хлебороба проникнуты песни «Расцвела Кубань, как вешний сад», «По реке Кубани», «На полях кубанских», «Лети, моя песня». Их объединяет общая стилистическая черта — лиризм выражения героики и романтики наших дней.
По крупицам собирая драгоценности народной музыки и поэзии, творчески переосмысливая собранный материал, оттачивая и шлифуя его, автор обработок композитор Г. Плотничеико бережно относится к мелодическому и ладовому своеобразию кубанской песни, стремится сохранить ее специфический колорит.
Характерной чертой кубанской народной песни, определяющей ее своеобразие и неповторимость, является исторически сложившийся и откристаллизовавшийся в ней многонациональный «сплав». Песня впитала в себя интонационные, ладовые, метро-ритмические особенности и образный строй русской и украинской народной песни, а также не избежала влияния и других национальных культур, в частности адыгейской.
В некоторых произведениях преобладают исконно русские народно-песенные традиции. Здесь, прежде всего» следует назвать обработки песен «Горы закубанские» и «На полях, полях кубанских». Обращает на себя внимание голосоведение, допускающее параллельность квинтовых ходов, столь характерных для русских народных песен, переменный лад с элементами дорийских оборотов, выдержанность натурального минора и опора на его квинтовые устои (без терции). Жанровая определенность и яркая образность лихой казачьей песни «То не тучи» безусловно определили и стиль ее обработки, выдержанный в традициях русской солдатской песни. Здесь и острый, волевой синкопированный ритм, и характерные для строевых песен выкрики, восклицания. Превосходен своеобразный мелодический рисунок запева песни.
Близость к украинскому фольклору кубанских народных песен «Садилось солнце за горою», «Песня казачки» определила гармонический язык обработок и ритмическую структуру их сопровождения. В старинной шуточной песне «Задумала вража баба» сохранены оттенки украинского речевого произношения, бытующего в нашем крае.

Двойственная природа кубанской народной песни особенно характерно проявилась в ладовом строении обработок песен «По реке Кубани», «Лети, моя песня», «Песня казачки».
В обработках кубанских песен, сделанных Г. Плотниченко, ощущается стремление композитора максимально приблизиться к приемам и традициям, характерным для народно-песенной хоровой культуры Кубани.

Многоголосная ткань хоровых обработок соткана из вокально-осмысленных гибких мелодических линий, имеющих подчас совершенно самостоятельное значение. Особенно рельефно выражен подголосочный стиль народной полифонии в обработках песен «На полях, полях кубанских», «Лети, моя песня», «Расцвела Кубань, как вешний сад», «Горы закубанские».

Следует отметить, что выдержанная линеарность голосоведения, относительная самостоятельность каждого голоса или, хоровой партии не противоречит целостности образного восприятия песни.
Во многих обработках применяется столь характерный для кубанской народной песни мелодический каденционный оборот, когда изгиб верхнего голоса проходит от доминанты к тонике через вторую ступень («Садилось солнце за горою»,. «Лети, моя песня», «Песня казачки»).
Форма обработок кубанских народных песен во многом обусловлена индивидуальным своеобразием музыкально-поэтического содержания, жанровой конкретностью каждой песни.
Совершенно естественно, например, когда задумчивая распевность старинной песни «Горы закубанские» находит свое воплощение в широком хоровом полотне без инструментального сопровождения. Лиризм, задушевность песни еще более подчеркивается партией солиста на фоне общего хорового звучания. Автор обработок использует здесь специфические вокально-хоровые приемы музыкальной выразительности. При этом фактура хорового изложения остается вокально удобной и технически не сложной.
Некоторые песни, вошедшие в сборник, обработаны для хора в сопровождении баяна. Это вызвано стремлением изложить песню так, как она бытует в народе.

В баянном сопровождении, технически незамысловатом, строго выдерживаются стилистические черты, характерные для песни в целом. Ритмический рисунок, вариационная орнаментальность, гармонизация песни — все эти детали сопровождения скупо, но выразительно оттеняют главную мысль произведения, привносят новые штрихи в песенный образ.
Следует подчеркнуть еще одну особенность обработок кубанских народных песен Г. Плотниченко — их простоту и доступность, для исполнения.
Г. КОВАЛЕВ.

  • Лети, моя песня. Записана в 1961 г. в городе Славянске-на-Кубани от Антонец И. М. Литературная обработка В. Подкопаева
  • То не тучи. Записана в 1956 г. в станице Новопокровской от группы колхозниц сельхозартели им. Кирова. Запевала Немыкина Е. А. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Горы закубанские. Записана в 1957 г. в ст. Гостагаевскои от Кишенек М. Д., Третьяченко С. К. и Подлесного И. Т. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Песня казачки. Записана в 1952 г. в ст. Староминской от Юренко С. М. и Чуприной Т. Т.
  • Садилось солнце за горою. Записана в 1954 г. в г. Крымске от Заспа Г. М. и Малукало М. М. Литературная обработка В. Попова
  • Кукушечка. Записана в 1948 г. в ст. Марьянской от колхозника сельхозартели «Красный Хуторок» Коваля Г. Л
  • Задумала вража баба. Записана в ст. Староминской от Фомичева П. П.
  • На полях, полях кубанских. Записана в 1950 г. в поселке Пашковском от Пономаренко К. И.
  • Расцвела Кубань, как вешний сад. Записана в 1962 г. от Менюк Е. Н. в ст. Новопокровской. Литературная обработка В. Подкопаева.
  • По реке Кубани. Записана в 1952 г. в ст. Линейной от Шелест М. И. Литературная обработка В.Подкопаева

Спасибо Ирине за сборник!

АННА ИВАНОВНА ЛИТОВКА
Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество»

Цель: знакомство с музыкальным творчеством земляков, композиторов Кубани

Задачи : развитие навыком слушания музыки;

Воспитание любви к малой Родине;

Воспитание уважения к профессии музыкант;

Формировать умение слушать и вслушиваться в музыку, определять её характер;

Развитие творческих навыков;

Создание позитивной, доброжелательной обстановки.

Посмотрю я вокруг – зачарует краса

Нету края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Кубани у нас,

А какие девчата – красавицы!

Кубань – житница нашей страны

Стихами и песнями славится!

Мы с вами живём в прекраснейшем месте земли – на Кубани. Сады, поля, реки, моря, горы, леса – всё есть в нашем крае. А сколько гениальных людей родилось родились и прожили здесь. Настоящие профессионалы, великие мастера своего дела. Это врачи, учёные, военные, учителя, художники, поэты и, конечно, музыканты. Я бы сегодня хотела поговорить о последних – музыкантах. Очень много гениальных композиторов творили и творят по сей день, радуя своим творчеством.

Посмотрите на портрет этого композитора - Григорий Фёдорович Пономаренко - один из ярких выдающихся композиторов Кубани. Родился он на Волге (это самая большая река в России) т. е. в городе Волгоград, но оставшуюся жизнь провёл в Краснодаре.

Подожди, Пономаренко,

Подожди, не уезжай

Посмотри, звенит над Волгой

Волгоградский урожай

За Мамаевым курганом

Колыхнулись ковыли

Не от горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

Вот такие стихи сочинил народ о любимом композиторе при переезде на Кубань. Этот человек полюбил наш край, как Родину. Он очень много песен посвятил Кубани. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из романса на слова Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»

«Отговорила роща золотая» Г. Ф. Пономаре нко

Какой характер музыки, о чём эта песня? (ответы детей)

Музыку Григория Пономаренко очень любили, об этом говорят стихи:

Притихли лунные поляны

Притихли клены в вышине

Пономаренко на баяне

Поет о милой стороне

Из сердца звуки вынимает

И сам совсем не понимает

Как близко сердце от беды

Он шел на зов звезды в тумане

Ликуя сердцем и спеша

Над степью светлою Кубани

Сгорела светлая душа.

Виктор Гаврилович Захарченко - это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора. Его вклад в развитие музыкальной культуры края трудно переоценить. Именно он является автором гимна Кубани – самой главной песни Краснодарского края.

Хочу, чтобы вы вспомнили его, а потом назвали, чем вам нравится эта музыка.

«Ты, Кубань, ты, наша Родина» В. Захарче нко

Но главным детищем Захарченко, конечно является Кубанский казачий хор. Вот что пишет поэт Вадим Неподоба.

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках.

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет.

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья.

Следующий композитор с которым вас познакомлю - это Вадим Иванович Малюченко сочинял и сочиняет по сей день духовную музыку. Духовная музыка – это музыка о Боге, святых и их жизни на земле. Кроме того Малюченко сочинил много произведений для органа. Орган – самый большой музыкальный инструмент в мире. Послушайте фрагмент из произведения для органа и хора «Аве Мария».

«Аве Мария» В. И. Малюче нко

Какие впечатления у вас остались от прослушивания этого музыкального творения?

Много замечательных музыкантов, композиторов творили на кубанской земле это и Плотниченко, Юрченко, Юдина и другие. Но главным композитором и творцом остаётся народ, на Кубани – это казаки!

К нам в гости пришёл казак – Иван Иванович. (входит гость в казачьем костюме с баяном – родитель) Встречайте аплодисментами. Иван Иванович состоит в кубанском казачьем войске. Он музыкант – баянист. Вы знаете, что музыка сопутствует человеку на протяжении всей жизни во всех видах деятельности, во всех возрастах. Давайте спросим у нашего гостя, что для него значит музыка. (ответ казака)

А сейчас повеселимся как настоящие казаки под казачью песню. Мы просим вас, Иван Иванович, исполнить кубанскую народную песню.

Танец – импровизация «Маруся» к. н .п.

Большое спасибо за живую музыку и за то, что нашли время познакомить нас с музыкальным казачьем народным творчеством. В знак благодарности примите от нас эту открытку. (гость уходит)

Сегодня мы с вами говорили о композиторах Кубани. Кто из композиторов вам запомнился и почему? (ответы детей)

Возможно кто – то из вас тоже станет музыкантом или кем- нибудь другим, и прославит нашу любимую Родину – казачий край – Кубань. Желаю вам успехов! До новых встреч.

Публикации по теме:

«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.

Кубанские традиции семьи Цели: Познакомить с традициями кубанской семьи. Задачи: Прививать любовь к народным праздникам. Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Картотека детских композиторов в детском саду помогает воспитателям и музыкальным руководителям в краткой форме познакомить детей с.

Кубанские народные игры. Картотека Игра: «Передай подкову». Дети стоят по кругу, передают подкову друг другу. У кого последнего подкова останется, тот выиграл. Игра: «Передай.

Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.

Открытый урок

по музыкальной литературе для учащихся 1 класса (пятилетнее обучение)

«Кубанские композиторы – детям»

Преподаватели ДШИ №12

Колтун Е.А. и

Нехаенко Д.С.

Цели:

- дать представление детям о символах города Краснодара : флаге, гимне, гербе;

Сформировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни родного края, о взаимосвязи народной и авторской профессиональной музыки, воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой родины и непосредственно к творчеству В. Захарченко и В. Кеворкова;

Сформировать любовь к Кубани и сопричастность к региональной культуре у учащихся Краснодарского края.

Привлечь внимание педагогической общественности, учащихся Кубани к личностям композиторов;

Сформировать культуроведческую компетентность учащихся.

Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран, фотографии, портреты.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.
Лекция.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с композиторами нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Краснодарский край - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля и одетые в изумруд виноградники. И, конечно же, столицей нашего края является прекрасный город Краснодар.

Ребята, скажите, а какие символы есть у каждого города ?

Учитель: Итак, символами любого города являются: флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим как выглядит флаг города Краснодара (показ). Он состоит из двух горизонтальных полос желтого внизу и белого вверху цветов. В центре флага помещена красная крепостная стена с двумя выходящими по сторонам башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя желтыми Императорскими коронами, на груди которого в красном щите обращенный влево всадник на коне, поражающий копьем обращенного и обернувшегося черного крылатого змия. Поверх стены красный с желтой каймой сердцевой щиток, и в нем коронованный вензель Екатерины II желтого цвета.

Желтый цвет - цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Белый цвет - цвет чистоты, правдивости, благородства.

Красный цвет - символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет

- мудрости, осторожности, постоянства.

А это герб города Краснодара (показ). А теперь мы с вами подошли к музыкальному символу города Краснодара, гимну.

Ребята, а вы знаете, что такое гимн?

Учитель: Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого либо или что либо. Гимны исполняются в торжественной обстановке на официальных мероприятиях. При это все присутствующие должны встать и снять головные уборы.

Итак, стихи были написаны С.Хохловым, а музыка В.Г. Захарченко. Известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко (показ портрета, фотографий).

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим замечательным композитором.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором (показ фотографий хора). В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые , в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека - труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора (просмотр видео с выступлением Кубанского казачьего хора, песня «Ой стога, стога…»).

Учитель: А сейчас ребята, мы познакомимся ещё с одним замечательным кубанским композитором.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...