Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Печатные техники графики. Школьная энциклопедия. Гравюра сухой иглой

Графика (греч. graphikз, от gra phoЇ -- пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.

Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в начале 20 века.

Это, прежде всего, искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги.

Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством -- она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр -- карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.

Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика.

Рисунок -- какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств -- контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.

Рисунок может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре.

Одним из излюбленных художниками материалов для рисунка остается графический карандаш. С его помощью можно создавать линеарные или тональные изображения (линией или штрихом). Чаще для рисунков используют мягкие стержни - от 2М до 6М и более. Приятны в рисунке цанговые мexaнические карандаши с толстым мягким графитом. Удобны для выполнения быстрых набросков рисовальный уголь, сангина, одноцветная пастель (черная, коричневая, серая, белая).

Уголь как рисовальный материал использовался художниками еще в глубокой древности (кусочки древесного угля из потухшего костра). Рисовальный уголь дает глубокий бархатистый черный цвет, а разной силой нажима можно передать множество тональных переходов: от слабо-серого -- до гycтoгo черного. Углём можно выполнять как быстрые, так и длительные зарисовки. Он очень удобен, податлив и приятен в работе. Углем можно рисовать на любой бумаге: оберточной, обоях, картоне, но лучше использовать плотную шероховатую бумагу. Углем, сангиной, мелом, пастелью можно рисовать и линией, и пятном, быстро закрывая большие поверхности бумаги. Рисовать можно и острым кончиком, и широкой поверхностью. Этот материал позволяет работать быстро, широко, разнообразно и даёт возможность создавать выразительные рисунки с богатыми тональными отношениями (от самого светлого до тёмного).

Уголь хорошо сочетается с другими художественными материалами - мелом, сангиной, пастелью, карандашом. Сделать угольный рисунок более светлым можно, если просто смахнуть лишний уголь кисточкой. Рисунки углем, так же как и рисунки выполненные мелом, сангиной, пастелью, необходимо закреплять, для чего используется специальный фиксатор.

Сангина -- сыпучий, как и уголь, материал, но цвет сангины красновато- коричневый, так как делают ее из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать же, как и углем: линией, штрихом, точкой, пятном, используя прием растирания (растушевки).

Мел, школьный мелок, белая пастель -- материал из рода сыпучих, крошащихся. Им работают так же, как и углём. Для мела необходима тонированная (неяркая, приглушенных тонов) шероховатая бумага.

Красиво соединение в изображении угля, сангины и мела. Мелом желательно выполнять рисунки на темном фоне или на черной бумаге.

Нередко художники используют графический материал соус -- толстые стержни из прессованного красящего вещества, имеющего множество серых оттенков. Соусом можно работать сухим и мокрым способами, разводя его кистью с водой в местах, где необходимо подчеркнуть более темный оттенок. Рисунки, выполненные соусом, хорошо передают светотеневые особенности натуры.

Красивые выразительные зарисовки можно делать различными ручками, как перьевыми, так и стержневыми. Хороши для небольших рисунков гелевые и капиллярные ручки (белых, черных, серебристых оттенков), даже, несмотря на то, что они дают однообразный штрих. Интересные наброски делают тушью, используя или мягкую кисть для изображения пятном, или перо для изображения штрихом и линией. Чередование светлых и темных пятен в изображении позволяет создавать различные контрастные сочетания.

Для рисунков пером хорошо подходит плотная глянцевая бумага, на которой тушь не расплывается.

Часто в рисовании используются фитильные карандаши -- фломастеры, которые заправляют специальной жидкой краской (чернилами) разных цветов. Ими выполняют как линейные, так и тоновые рисунки.

Акварелью можно выполнять как одноцветные, так и многоцветные зарисовки с помощью мягкой кисти. Используя технику заливки, можно выразительно передать большое пятно или его силуэт.

Разнообразные материалы и техники рисунка дают возможность передавать впечатление от увиденного, подчеркивать характер изображаемого и выражать собственное отношение к нему. Часто художники комбинируют различные материалы, чтобы усилить выразительность рисунка.

Иногда рисунок выполняется художником как эскиз будущей живописной композиции или этюд с натуры. Это и своео6разные зарисовки -- впечатления мотивов пейзажа или фиксация характерных черт человека. Несколько штрихов, росчерк линии, живописное пятно на фоне, соединенные в одном изображении, -- все это свойственно рисунку.

Наиболее типичный вид рисунка -- линейный. Еще в древности для такого изображения использовали серебряный или свинцовый грифели, которые оставляли едва заметную линию. Старые мастера рисунка часто пользовались в изображении гусиным заостренным пером или тростниковой палочкой. Их четкие штриховки или длинные извивающиеся линии хорошо передавали динамику движения, но требовали от художника определенного мастерства, так как штрихи наносились без предварительного карандашного наброска и должны были быть точными и выразительными.

Очень распространены рисунки кистью -- чернилами, тушью, акварелью и другими жидкими веществами. Для таких рисунков характерно использование пятен различной тональной насыщенности. При помощи четких по форме или размытых пятен художник передает пространство, световоздушную среду или форму предмета во взаимодействии со светом.

Соединение нервных, быстрых линий пера с легкими расплывающимися пятнами создает необычайное тональное богатство в рисунке. Рисунки пером и кистью -- это, как правило, воплощение энергетического и динамического начала, они очень эмоционально воздействуют на зрителя.

Любимый материал художников -- мягкая и бархатистая пастель. Под таким названием существуют наборы цветных мелков, приготовленных из смеси особых веществ (гуммиарабик, декстрин, сахар, раствор солода, молоко, мел, белила) и цветных красителей в виде сухих порошков.

Пастель сгруппирована в наборы карандашей разных оттенков, и, рисуя, художник имеет перед собой как бы готовую палитру.

Пастель является кроющим материалом, так как при накладывании одного штриха на другой виден цвет преимущественно верхнего слоя. Но можно накладывать штрихи различных оттенков параллельно друг другу и растирать их непосредственно на этюде. Пастель по восприятию цветовых пятен, тонкости колорита ближе к живописи, техника же исполнения (штрихи, линии, пятна) -- ближе к рисунку.

Для рисунка пастелью требуется шероховатая, тонированная бумага: нейтральный (разбеленный или затемненный) тон помогает «собирать» цветовые оттенки рисунка в общий гармонический строй. Иногда просветы слабо тонированной бумаги, оставленные между штрихами пастели, обобщая цветовой строй, создают единый колорит.

Пастель, так же как уголь и мел, пачкается, поэтому работы необходимо фиксировать. Но фиксирование может изменить приятный мягкий тон и структуру пастели, сделав ее более яркой, резкой по цвету. Поэтому лучше всего закрывать поверхность рисунка пергаментной или папиросной бумагой либо хранить под стеклом.

Процарапывание -- это работа толстой иглой или шилом по бумаге, предварительно покрытой черной тушью. Для выполнения рисунка нужно взять плотную бумагу или глянцевый картон. Поверхность бумаги сначала равномерно натирают свечой (воском), затем покрывают черной тушью и дают ей хорошо просохнуть. На просохшей черной поверхности обычным карандашом выполняется рисунок. Целесообразно заранее сделать предварительный эскиз, так как пользоваться ластиком нельзя. Затем по контуру карандашного рисунка процарапываются линии. Процарапывать нужно легко, не прокалывая бумагу, а только снимая верхний прокрашенный слой. Светлые места в рисунке процарапываются частыми мелкими штришками или расширяющимися линиями. Эта техника увлекает красотой и четкостью линий, но изменение первоначального замысла почти исключается. Можно, так же как и в технике работы восковыми мелками, бумагу или картон сначала покрыть акварелью. С акварельной подцветкой рисунок будет выглядеть еще более привлекательным.

Для смешанной техники акварели с тушью нужны акварельная краска, кисточка, черная тушь и ручка с пером. Выполнив карандашом рисунок на бумаге, ее смачивают водой и по мокрому закрашивают акварелью. Затем по еще не просохшей бумаге рисунок обводят тушью, тушь, растекаясь по мокрой поверхности и смешиваясь с акварелью, создает всевозможные причудливые композиции, которые, словно по волшебству, начинают менять очертания. Для того чтобы изображению придать задуманную форму, необходимо поворачивать плоскость бумаги в разных направлениях.

Каждый графический материал, будь то карандаш или уголь, тушь или пастель, имеет свои особенности выражения и способы изображения. Пятно -- плоскость и формы,линия очерчивает контур, выделяет главное, точка и штрих не только уточняют и выделяют части, но и создают светотеневые нюансы. Образ, материал и способ изображения тесно переплетены между собой, и от их взаимодействия и согласованности зависит решение задачи гармонии в композиции рисунка. Известно, что выразительно получается только то, что вызывает удивление и интерес.

«Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы», -- говорил выдающийся мастер рисунка Энгр. С помощью различных средств художественной выразительности и материалов художник может придать одному и тому же изображению различный характер или настроение. Например, образ ветки дерева в рисунке точкой нами воспринимается как некая незаконченность, непредсказуемость, мягкость, освещенность; с помощью штриха проявляется резкость, четкость, направленность изображения; линии создают ощущение плавности или динамичности и активности рисунка.

Штрихи разной длины и толщины, нанесенные в различных направлениях, помогают выявить форму предметов, передать пространство и расположение в нем различных объектов изображения.

Графическими средствами можно выразить очень многое. Например, легкость, воздушность и движение облаков, пластику тела, состояние дня, восход и закат солнца, потоки света и т. п. Возможности графических средств практически не ограничены, художник может передать ими все оттенки своих чувств и переживаний.

Печатная графика -- тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.

В зависимости от способа обработки печатной формы, различают выпуклую, углублённую и плоскую гравюру.

Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться в отпечатке белыми (фон), и, наоборот, остаются нетронутыми (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве - ксилография и на линолеуме - линогравюра).

В углублённой гравюре рисунок вырезается на доске, углубления заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.).

К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках).

Как правило, гравюры бывают чёрно-белыми (тёмный рисунок на фоне светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.).

Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе - лишь на рубеже 14-15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.

Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты -- на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий.

Плакат -- разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.

Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

рисунок контурный растушевка

Хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.

Виды графического искусства

По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:

  • Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
  • Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, марок, карикатуры и многие другие.

Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.

Графический рисунок

Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.

Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов - черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Эмоционально сильными являются рисунки черно-белого оттенка с добавлением одного Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.

Инструменты для создания графического рисунка

Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину.

Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители.

Не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки.

Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой.

Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов.

Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем.

Печатная графика


Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле.

Книжная графика

К этому виду изобразительного искусства относятся следующие:

  • Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель.
  • Оформление обложки - это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя.
  • Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки.

Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста.

Плакат как вид искусства

Еще один представитель графической живописи - это плакат. Основная его функция - передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают:

Плакат является одним из самых распространенных видов графики.

Прикладная графика

Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков.

  • Этикетка - это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару.
  • Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок.
  • Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой.

Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования.

Современная графика

С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства - компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основан­ные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными сред­ствами и выразительными возможностями. Графика - древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху­дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения - все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр - народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников. Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкова­ния литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирова­ние и оформление книги. В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - фронтиспис, заставку и концовку; - полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен­но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; - оборонные иллюстрации; - рисунки на полях. Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттис­ку). В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравиро­вания), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксило­графия, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах. В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печа­тание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлин­ных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского сло­ва graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапыва­ния каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой. Виды гравюры: плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне; - выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона; - ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уров­ня фона. ГЛУБИННАЯ ПЕЧАТЬ В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, разли­чают разные виды гравюры: Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на ли­тографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина. Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Крас­ка накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге бе­лыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют со­бой контурный рисунок толстыми черными линиями. Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксило­графии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон). Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак). Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапы­вается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрываю­щего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем проца­рапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металличе­ской доски. Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности метал­лической доски гранильником придается шероховатость, дающая при пе­чати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются. Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кисло­той поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого. В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного худож­ником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземп­ляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценно­сти, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Более доступный в исполнении - станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бу­маги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Главное средство графики - рисунок (пластика - в скульптуре, цвет - в живопи­си). Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графиче­ских средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно-выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусст­ва, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисун­ка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разно­видности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Средства выразительности графики - контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента). Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых. Основные отличия графики от живописи: преобладание линии в графике (линия как таковая в природе вообще не су­ществует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом - будь то резец, карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши; графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, кон­траст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения; графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль; графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания; графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать.

Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный.

Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию.

Виды графики. Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

    Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса.
    Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных.

Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.

А. Базилевич. Иллюстрации к поэме И. Котляревского «Энеида» (гуашь)

Г. Малаков. Иллюстрации к поэме Леси Украинки «Роберт Брюс, король шотландский» (линогравюра)

Альбрехт Дюрер. Иллюстрация к «Апокалипсису» (гравюра на дереве)

В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п.

Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков.

Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом.

Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит.

Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее.

Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

Офорт , или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками.

Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы выбирает краску из углублений.

Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии.

Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки.

Т. Шевченко. Слепой на кладбище (офорт)

Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» (литография)

  1. Сравните произведения, выполненные в техниках линографии (ксилографии), и рисунок, выполненный карандашом от руки. Чем они отличаются?
  2. Подумайте, какие оттенки настроения можно передать при помощи разных видов графики и графических техник.

Подумайте вместе, какое литературное произведение можно было бы проиллюстрировать в технике ксилографии, офорта, литографии, пастели. Почему?

Монотипия – это оттиск краски с любой поверхности на бумагу. Такой оттиск существует в единичном экземпляре, на что указывает частица «моно» в названии. Это что-то среднее между печатной графикой и рисунком.

Создайте графическую композицию в технике монотипия.

Инструменты и материалы: несколько листов бумаги, гуашь, средство для мытья посуды или жидкое мыло, кисти. План работы:

  • Разведите краски в небольших бутылочках и добавьте к ним немного мыльного раствора в пропорции 1: 5. Краски должны быть не совсем жидкими, но и не очень густыми.
  • Кистью нанесите краски на лист бумаги, подобрав цвета, которые вам нравятся, и дайте им немного раствориться одна в другой.
  • Быстрым движением к этому листу прижмите другой лист бумаги на полминуты-минуту
  • Разъедините листы бумаги, а оттискам дайте высохнуть.
  • Рассмотрите полученный результат, попробуйте увидеть в цветных пя-нах какой-либо сюжет или одиночное изображение.
  • Кистями и краской или другими материалами дорисуйте свою работу, добавив детали и элементы, которых не хватает.

Ученические работы, выполненные в технике монотипия

Этапы работы над монотипией

Нарбут Георгий Иванович (1886-1920) - украинский график. Значительное влияние на формирование творческой манеры мастера оказала связь с петербургским художественным объединением «Мир искусства», члены которого уделяли много внимания возрождению искусства книги. Ранние произведения Нарбута - иллюстрации к сказкам. В иллюстрациях к басням И. Крылова художник использует старинную графическую манеру - силуэт, к которой потом неоднократно обращался.

В 1917-1920 годах Нарбут работал в Киеве; увлечение старинным украинским искусством подвигло его на создание серии выдающихся работ. С января 1919 г. Нарбут был ректором Академии искусств в Киеве.

Г. Нарбут. Иллюстрация к поэзии Т. Шевченко «Сон» (тушь)

Пабло Пикассо (1881-1973) - гениальная личность в искусстве ХХ в. По происхождению Пикассо - испанец, но большую часть жизни он прожил во Франции. Уже в 1900-х годах Пикассо заявил о себе как зрелый мастер. Его ранние картины принадлежат к так называемым «розовому» и «голубому» периодам («Девочка на шаре»). В 1907 г. Пикассо создал картину «Авиньонские девушки», с которой начинается история нового течения в искусстве ХХ в. Художник всегда много экспериментировал. 1937 г. датируется большое по размеру полотно «Герника», которое является одной из вершин в творчестве Пикассо. Оно посвящено гибели испанского города и его жителей в результате авиационной бомбардировки. Талант художника ярко проявился также в графике (одна из известнейших его графических работ - «Дон Кихот»), скульптуре, керамике.

Пабло Пикассо. Дон Кихот

Ксилография (гравюра на дереве)

С амая древняя техника гравюры. До конца 18-го века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножами, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

Торцовая, или поперечная ксилография. Доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцевой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцевая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон.

Линогравюра (гравюра на линолеуме)

Возникла на рубеже 19-20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же, как и в обрезной ксилографии. Краска накладывается валиком, печатается как гравюра на дереве.

Гравюра на картоне

Вид высокой печати. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Толщина картона должна быть не менее 2-х миллиметров.

Штрихи прорезаются иглой или ножом; тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона различными способами. Художественные возможности гравюры на картоне ограничены. При удачном выборе это техники (для определенных решений) получают мягкий, живописный оттиск. Штрих в гравюре на картоне рваный, нечеткий и неустойчивый, тираж гравюры не велик.

Углубленная гравюра.

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическим или химическим способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

Офорт

Возник в начале 16 века. Доска покрывается кислото-упорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту в металле протравливается рисунок.

Гравюра сухой иглой

Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой на металлической доске, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусенцах «барбах».

Акватинта

Изобретена во Франции в середине 18 века. Подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и к друг другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления покрывают жидким лаком.

Меццо-тинто

В этой технике гравюра была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом – «качалкой» - на доску наносится многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем, чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются светлыми.

Плоская гравюра

Литография

Техника литографии изобретена в 1796 году в Германии А. Зенефельдером. В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн» или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску, чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используются специально подготовленные пластины из цинка или алюминия.

Монотипия

Техника одного оттиска. Краски наносятся на идеальную гладкую поверхность печатной формы, не пропускающей воду (стекло, пластик и так далее), с последующим печатаньем на станке.

Шелкография (сериография, сквозная печать, трафаретная печать)

Трафарет как печатная форма первоначально изготовлялся очень просто, на гладкую ткань накладывался вырезанный из бумаги негативный рисунок, и получившийся в результате шаблон заливался сплошной краской, которая в местах не закрытых бумагой, походила сквозь матери и получалось изображение. При этом ткань, представлявшая собой как бы сито, способствовала равномерному распределению краски и получению ровного тона.

Сквозная печать таит в себе неисчерпаемые возможности, позволяя художнику-графику работать над формами не в «зеркальном» изображении, а в прямом: кистью, карандашом, и абсолютно не связывает творческий замысел художника техникой исполнения (заливка, мазок кистью, штрих, точка в любых комбинациях на одной форме).

Оттиск готовых изображений обычно имеет утолщенный слой краски, что дает особый визуальный эффект. Получения оттисков с пастообразным характером возможно только этой техникой, хотя она и требует сравнительно более продолжительной сушки.

В шелкографии печатная форма изготавливается ручным или механическим способами (можно совместить ручной и механический способы). В первом случае те участки изображения, которые должны оставаться белыми, как в старину, заклеиваются фигурными бумажными шаблонами или делают каким-либо иным способом, непроницаемым для краски. В другом случае на покрытое светочувствительным слоем шелковое сито проецируют позитив, в результате чего все пробельные участки изображения задубливаются. При промывании водой незадубленные места смываются и в результате получается, как в первом случае, печатная форма.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...