Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж. На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.
В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.
Начало литературной деятельности
В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня».
В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.
Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.
Годы эмиграции
Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.
В 1918 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».
В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина».
Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.
Возвращение в СССР
После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького , с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину. Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. В нем он исказил историческую истину, лживо описал личность Сталина и события кровавого и голодного времени. Из-за этой лицемерной пропаганды не могли не пострадать историческая правда, нравственные традиции и само творчество писателя.
Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.Показать оценку
(1883 1945), прозаик, драматург.
Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников", к которому ушла мать А.Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству.
Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.
Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переехала в Самару, где будущий писатель поступил в реальное училище. Окончив его в 1901, уехал в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступил на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.
В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты "Сорочьи сказки".
На раннее творчество Толстого оказал влияние Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть "Неделя в Туреневе", вошедшую позднее в сборник "Заволжье". Затем вышли в свет два романа "Чудаки" и "Хромой барин". Произведения Толстого привлекли внимание М. Горького, который увидел в нем "...писателя, несомненно крупного, сильного..." Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.
Первая мировая война изменила планы Толстого. Как военный корреспондент от "Русских ведомостей" он находился на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы "На горе", 1915; "Под водой", "Прекрасная дама", 1916). В годы войны обратился к драматургии комедии "Нечистая сила" и "Касатка" (1916).
События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило писателя заняться историей петровских времен. Много времени уделял он работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра I и его окружения.
Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы "Наваждение", "День Петра").
Осенью 1918 он уехал с семьей в Одессу, оттуда в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой позже напишет: "Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому..."
В 1920 была написана повесть "Детство Никиты".
В 1921 Толстой "перекочевал" в Берлин и вошел в сменовеховскую группу "Накануне" (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А. Толстого. В 1922 в Берлин приехал М. Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман "Аэлита", повести "Черная пятница" и "Рукопись, найденная под кроватью".
В 1923 Толстой возвратился в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия "Хождение по мукам" ("Сестры", "Восемнадцатый год", 1927 28; "Хмурое утро", 1940 41). К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937). В 1925 1927 появился научно-фантастический роман "Гиперболоид инженера Гарина".
В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди писатели, актеры, музыканты.
Значительным достижением А. Толстого стал его исторический роман "Петр I", над которым он работал в течение шестнадцати лет и который так и не успел закончить.
Во время Великой Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию "Иван Грозный" (1941 1943).
Толстой Алексей Константинович, граф (1817 — 1875) русский писатель, поэт, прозаик, драматург.
Граф Толстой Алексей Константинович родился 24 августа 1817 г. в Санкт-Петербурге. Мать Анна Алексеевна Перовская, отец- граф Константин Петрович Толстой.
Брак по неизвестным причинам не сложился, сразу после рождения ребенка супруги разошлись. Мать с маленьким Алексеем уехала в Черниговскую губернию.
Окруженный украинской природой, в имениях матери, а потом в имении ее брата, писателя Алексея Перовским (псевдоним Антоний Погорельский) провел Толстой свое детство. Перовский заменил Алексею отца, старался привить племяннику любовь к искусству, творчеству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Алексей Константинович получил хорошее домашнее образование.
С шести лет Алексей Толстой выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. В возрасте десяти лет, вместе с родными путешествует за границу. Яркие, впечатления вызвала у Толстого Италия. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II.
В 1834 был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе.
В 1843 году — придворное звание камер-юнкера. Толстой продолжает часто ездить заграницу, много путешествовать по России.
В 1840-е Толстой написал ряд баллад и лирических стихотворений «Колокольчики мои, «Ты знаешь край, где все обольем дышит», «Курган».
Толстой в месте с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает цикла юмористических стихотворений, образ Козьмы Пруткова, в 1854 году под коллективным псевдонимом Кузьмы Пруткова.
В 1851 года Толстой знакомится с Софьей Андреевной Миллер (урождённая Бахметева 1827-1892). Брак был официально оформлен в 1863 году.
В 1856 году, Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом а за тем егермейстером. Но службой Толстой тяготился, выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом. В 1861 году Толстой добился отставки, жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии.
Это роман “Князь Серебряный” (начат в 1840 опубликован в 1863 году), драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870).
Во всех произведениях Толстого чувствуется его любовь к родной земле, к её великому прошлому, её богатому народному творчеству.
В возрасте 58 лет Алексей Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.
В данной статье содержится краткая биография Алексея Константиновича Толстого.
Толстой Алексей Николаевич (29.12.1882г. – 23.02.1945г.) – граф, известный русский советский писатель. Автор многочисленных произведений социально-психологической, исторической, а также научно-фантастической тематики, ряда публицистических произведений. Лауреат 3-х Сталинских премий.
Биография
Родился Алексей Николаевич Толстой 29.12.1882г в городке Николаевске Самарской губернии. Мать Алексея, Александра Леонтьевна, к моменту его рождения покинула своего мужа Николая Александровича Толстого и жила с любовником, которого звали Алексей Аполлонович Бостром.
Детство Алеши Толстого прошло на хуторе Сосновка, поблизости от Самары, в имении Бострома, ставшего его неофициальным отчимом. Причем некоторые биографы Алексей Толстого уверены, что биологическим отцом писателя был именно Бостром.
Начальное образование Алексей получил в Сосновке, под руководством приглашенного к нему учителя. Далее семья переехала в Самару, и мальчик поступил в реальное училище.
Окончив училище, Алексей поступил в Петербургский технологический институт, откуда был весной 1905 года направлен на Урал, на практику, а точнее – в город Невьянск, где пробыл больше месяца. Написанный Толстым впоследствии рассказ «Старая башня» посвящен был Невьянской наклонной башне. В институте Алексей Толстой начал писать первые свои стихи. В 1906 году они впервые были опубликованы.
В 1907 году, пройдя, практически, весь курс обучения в технологическом институте, Алексей бросил его, не став защищать диплом и решив себя посвятить литературе. В этом году вышла первая его книга стихов под названием «Лирика». Также статьи и стихи Толстого печатались в журналах «Образование» и «Луч». Сам Алексей жил в это время в Париже, готовя к печати свою вторую книгу стихов. В 1908 году он возвратился в Петербург и издал книгу «За синими реками», в которой были собраны стихи. Также Толстой пробует работать и с прозой и создает «Сорочьи сказки». Прозаические произведения и принесут впоследствии известность Алексею Толстому.
В 1912 году Толстой переехал в Москву, где через год начал сотрудничать с периодическим изданием «Русские ведомости», в котором публикует свои рассказы и повести.
В Первую Мировую войну Алексей Толстой был военным корреспондентом и совершал поездки в Англию и Францию. Кроме журналистских трудов, Толстой в этот период пишет рассказы о войне, а также драматургические произведения.
С 1918 по 1923 А.Толстой, не принявший Октябрьскую революцию, находился в эмиграции – вначале в Париже, а с 1921г. – в Берлине. Вместе с другими представителями эмигрантской русской интеллигенции, он входил в группу «Накануне».
В 1920 Толстой пишет повесть «Детство Никиты», а в 1921-1923 он написал еще несколько литературных произведений, среди них повесть «Черная пятница», а также роман «Аэлита» и пр.
В 1921-1923 Толстой пишет «Гиперболоид инженера Гарина», а также «Золотой ключик» для детей про приключения Буратино.
В 1927 он принял участие в написании коллективного романа-буриме «Большие пожары» в «Огоньке».
Одним из наиболее известных литературных произведений Алексея Толстого является его трилогия «Хождение по мукам», написанная с 1922 по 1941 годы, в которой автор изобразил процесс постижения русской интеллигенцией большевистской революции.
Также видным произведением Алексей Толстого является «Петр I» — исторический роман, описывающий жестокую и сильную реформаторскую власть.
Отдельную нишу в творчестве Алексея Толстого занимают научно-фантастические произведения, среди которых – «Гиперболоид инженера Гарина», а также «Аэлита», ставшие классикой советской научной фантастики.
Кроме этого, Алексей Толстой создавал драматургические произведения, например, пьесу «Заговор императрицы», посвященную разложению царского режима.
В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», которая была посвящена обороне во время гражданской войны Царицына и повествует в художественной увлекательной форме виденье Гражданской войны, бытовавшее в кругу Сталина, а также его соратников и послужившее основой к появлению сталинского культа личности. В данной повести подробно описываются воюющие стороны, психология и быт того времени.
Некоторые крупные литературные произведения подвергались Алексеем Толстым серьезной переработке – романы «Эмигранты» «Сестры» и пр.
На состоявшемся в 1934г. Первом съезде писателей Алексей Толстой выступил с докладом, посвященном драматургии.
Алексей Толстой бывал за границей – в Италии, Германии, Англии, Чехословакии, Франции, Испании, был участником первого, состоявшегося в 1935 году и второго, проходившего в 1937 году конгрессов писателей, которые проходили в защиту культуры.
Кроме этого, Толстой входил в комиссию, расследовавшую злодеяния фашистов и присутствовал лично на Краснодарском процессе.
В 1944 году врачи обнаружили в легком у Алексея Толстого злокачественную опухоль. Лечение не помогло, 23.12.1945г. Алексей Толстой умер.
Особенности творчества Алексея Толстого
- Творчество Алексея Толстого характеризуется ярко выраженной жанровой многогранностью. Писатель создает и исторические произведения, охватывающие различные исторические периоды, и публицистику, и научную фантастику, сказки и пр.
- Отдельную нишу занимает творчество Толстого военного периода. Автор за годы Великой Отечественной написал порядка шестидесяти различных публицистических произведение (статьи, очерки, обращения, литературные зарисовки о военных операциях и о героях).
- В своих произведениях военного периода Алексей Толстой нередко обращается к эпизодам русской истории, а также к фольклору. В одних статьях он цитирует древнерусские произведения, в других упоминает о победах Михаила Кутузова и Александра Невского.
- Алексей Толстой в своих произведениях выводит последовательно «русский характер», отмечая такие характерные для русских людей черты, как «русская сметка», «устремление к моральному совершенствованию», а также «отрешение в сложные минуты жизни от всего привычного».
- Толстой высмеивает психологические методы, используемые фашистами для ведения войны, борясь тем самым с ходившими среди русских солдат мифами о противнике.
Важные даты из биографии Алексея Толстого
- 29.12.1882 г. – родился в городе Николаевске.
- 1897 – переезжает с семьей в Самару, поступает в реальное училище.
- 1901 – оканчивает училище, поступает в Санкт-Петербургский технологический институт.
- 1906 – первая публикация.
- 1907 – бросает институт. Выход первой книги стихов Алексея Толстого. Уезжает в Париж.
- 1908 – возвращается из Парижа в Санкт-Петербург.
- 1912 – переезжает в Москву.
- 1913 – начинает печататься в «Русских ведомостях».
- 1914 – уезжает от «Русских ведомостей» на фронт, посещает европейские страны.
- 1918-1923 – период эмиграции.
- 1921-1923 – пишет роман «Аэлита».
- 1927-1928 – пишет I и II части «Хождения по мукам».
- 1929 – начало работы над «Петром I».
- 1932 – поездка в Италию, встреча с Горьким.
- 1940-1941 – III часть «Хождения по мукам».
- 23.02.1945 г. – Алексей Толстой умер в Москве.
Биография Толстой А. Н.
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске Самарской губернии. Впрочем, можно сказать и по-другому: 10 января 1883 г., в городе Пугачевске Саратовской области. За время его жизни (умер он 23 февраля 1945 г.) изменился счет времени, изменялись многие названия и границы. Чуткий к социальным переменам, А. Н. Толстой принял и в своем творчестве ярче, талантливее, чем многие писатели, выразил героику и мерзость прожитого им времени.
Детство и юность его прошли, впрочем, как у тысяч подобных ему детей помещиков средней руки. Его отчим и мать - интеллигентные люди, изгнанные провинциальным обществом (мать ушла от мужа за несколько месяцев до рождения сына),- поселились в деревне. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Толстой А. Н.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) «Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары»,- начинает свою автобиографию Алексей Толстой. Впечатления детства, природа Поволжья, дружба с крестьянскими детьми, уклад деревенской и мелкопоместной жизни вспомнятся потом в серии рассказов о разоряющихся барах и в «Детстве Никиты». В семье поддерживалась память о «шестидесятниках», разговоры велись в самом либеральном духе. Мать, Александра Леонтьевна Востром, писала книги (далеко не всегда находившие издателя), герои которых обличали несправедливость в длинных и прямолинейных монологах. Признанными в семье писателями были Тургенев, Лев Толстой, Некрасов. Но в те же детские годы, как вспоминал Алексей Толстой впоследствии, он особенно любил слушать сказки и песни на крестьянских посиделках. Русская реалистическая литература с ее стилистической ясностью и русский фольклор формировали язык будущего писателя.
В литературу он вошел легко. Правда, о первой книге стихов, «Лирика» (1907), он не любил вспоминать, считал ее слабой и рассказывал, что сжег весь тираж. Но уже две следующие книги: «Сорочьи сказки» (1910) и стихи «За синими реками» (1911) сразу были приняты читателем. В начале XX века после спада революции особым спросом пользовалась литература «туманно-утонченная» и «мифо-языческая». От увлечения первой Алексея Толстого спасло чувство юмора и естественность - результат воспитания. Он попробовал написать несколько «декадентских» рассказов, но даже не пытался их напечатать. Любовь же к фольклору не покидала его до смерти, но и в этом жанре он предпочитал стилизации народное слово: живой русский язык А. Н. Толстой чувствовал как мало кто из писателей.
Наибольшую популярность Алексею Толстому принесли рассказы и повести из быта заволжских помещиков: такая тема стала модной в годы между первой революцией и мировой войной. И. А. Бунин в воспоминаниях «Третий Толстой» отметил главную, на его взгляд, черту творчества этого автора: «...с самого начала своего писательства проявил он великое умение поставлять на литературный рынок только то, что шло на нем ходко, в зависимости от тех или иных меняющихся вкусов и обстоятельств» ". Такую особенность писателя (свойственную не одному А. Н. Толстому) можно, однако, понять и по-другому: один увидит в ней погоню за сиюминутным успехом, а другой - желание говорить с людьми о том, что им сейчас интересно. Есть писатели, которым более интересен их собственный «внутренний мир»: они не могут не писать, потому что им надо рассказать о себе, самовыразиться. А есть и другие: они ближе к своему читателю, часто имеют общие с ним интересы и вкусы. Из них не выходят «учители жизни», но они создают основу литературы. А. Н. Толстой - общительный по своей натуре человек - сам увлекался теми же темами, что и его читатели. Он был очень социальным писателем: не только потому, что писал на общественно важные темы, но и потому, что не мог жить без общения с самыми разными людьми. А. Н. Толстой знал силу своего таланта и хотел занимать соответствующее этому таланту место. Он и занял его, когда после кратковременной эмиграции вернулся в 1923 году в Советскую Россию. Его книги беспрестанно издавались, он имел и высокие посты в писательских организациях, был и депутатом Верховного Совета СССР, и академиком. Все внешние блага, желаемые им, Алексей Толстой получал по справедливости: как в соответствии с его писательским мастерством, так и потому, что отмеченную Буниным черту решительно развил, поняв: теперь отношения писателя с читателем устанавливаются не непосредственно, а через государство; место идей заступает идеология. Читателю можно угождать, а можно и быть независимым; государству нужно служить.
Огромный языковой талант Алексея Толстого не раз спасал его на этом пути от написания однодневных рассказов и романов, как у менее даровитых его коллег. Но и в исторических его произведениях заметна эта, все усиливавшаяся к сороковым годам, тенденция; и в рассказах двадцатых годов, ставших сейчас историческим памятником (лексику, манеру разговора, быт этих лет по ним можно восстановить с археологической точностью), часто «сверхзадача» проглядывает слишком откровенно. Романтичному читателю «Аэлиты» грустно узнать, что чуть ли не сразу по возвращении в Россию Алексей Толстой переделал роман в киносценарий (фильм вышел в 1924 г.), по которому Аэлита после победы народного восстания снова загоняет рабочих в рудники, из-за чего Лось убивает ее. Но в конце выясняется, что весь полет на Марс привиделся в бреду Лосю, и тот, очнувшись, сжигает свои чертежи межпланетного корабля и возглашает отказ от пустых мечтаний и стремление строить повое общество.
Еще в эмиграции А. Н. Толстой написал и издал роман «Хождение по мукам» (получивший впоследствии название «Сестры» и ставший первой книгой знаменитой трилогии) - одну из лучших своих книг. Для издания 1925 года он сделал ряд исправлений, приближающих этот роман к - еще не написанным! - «Восемнадцатому году» (опубликован в 1928 г., впоследствии тоже переделывался) и «Хмурому утру» (закончен в 1941 г.). Эволюция Алексея Толстого от двадцатых к сороковым годам заметна и в «Петре Первом», но виднее всего она проявилась в «Хождении по мукам». «Сестры» - итог эпохи, непосредственно прожитой писателем, прощание с ней; этот бывший свой мир Алексей Толстой изображает цельно, завершено и лирично. Вторая и третья книги выигрывают в том, что называется «динамика развития характеров», но эта жизнь, очевидно для читателя, известна А. Н. Толстому из чужих рассказов, из документов - но не прожита им самим. Недаром столь велика здесь доля прямой публицистики или хроники. Вставка же между второй и третьей книгами - «Хлеб (Оборона Царицына)», попытка художественного воплощения сложившейся к тому времени (повесть закончена осенью 1937 г.) установки о ведущей роли И. В. Сталина в гражданской войне - вызвала, как признавал сам писатель, упреки в том, что она суха и «деловита». Если в «Петре Первом» та же задача возвеличения вождя, преобразователя воплощена художественно, то в драматической дилогии об Иване Грозном и язык персонажей неестествен, и идея упрочения государства мудрым правителем выражена слишком лобово, и даже понятный в годы войны патриотизм - низкого пошиба: все русские (кроме нескольких продавшихся бояр) хороши и благолепны, все немцы и татары - глупы, продажны. Пьеса об Иване Грозном была заказана А. Н. Толстому еще до войны, на волне возвеличения царя и в кино (фильм С. Эйзенштейна) и в литературе (книги 40-х гг. В. Костылева, В. Соловьева, пьеса И. Сельвинского и т. п.). Суть такого «развития культуры» определил тогда же Б. Л. Пастернак: «Благодетелю нашему кажется, что до сих пор были слишком сантиментальны и пора одуматься. Петр Первый уже оказывается параллелью неподходящей. Новое увлечение, открыто исповедуемое,- Грозный, опричнина, жестокость. На эти темы пишутся новые оперы, драмы и сценарии». Но и читаем мы сейчас не пьесы об Иване Грозном и не «Хлеб», а «Детство Никиты», «Золотой ключик», многие рассказы А. Н. Толстого, «Хождение по мукам» и «Петр Первый».
Источники:
- Толстой А. Н. Петр Первый: Роман/Вступ. ст. С. Серова.- М.: Худож. лит., 1990.-637 с.
Аннотация :
В историческом романе А. Н. Толстого {1883-1945) «Петр Первый» показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался «русский характер».
Первая книга романа посвящена борьбе Петра и его сторонников с традициями старомосковской Руси. Во второй - рассказывается, как в войнах с внешними врагами крепнет новое Российское государство. Третья, неоконченная книга, повествует о победах России в Северной войне. Умело пользуясь языком петровского времени, А. Н. Толстой воссоздает образ главного героя и дух эпохи.