Cлайд 1
Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/15/14231/389/img16.jpg)
Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.
Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.
В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.
Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.
Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение
Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова - «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.
Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений – личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.
Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой – он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.
Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, - это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.
Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это – вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны – либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же – нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.
Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота
Несколько интересных сочинений
- История создания произведения Островского Снегурочка
Россия в середине 19 века по культурному уровню не уступала европейским странам. Общественность очень интересовала и собственная национальная культура. К теме русских народных сказок, не свойственной для него
- Сочинение Прилагательное - моя любимая часть речи
Русский язык считается наиболее сложным языком из-за трудностей, связанных и с расставлением знаков препинания, и правилами переноса слогов и многими другими причинами. Среди них отдельное место занимает вопрос
- Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое
С раннего детства родители формируют мировоззрение своего ребенка. Каким оно будет, зависит от их воспитания, от поведения в семье. Нельзя выделить, кто главнее в вопросе воспитания: папа или мама. Так или иначе, именно от них зависит, какими мы вырастем.
- Анализ произведения Разгром Фадеева
Александр Александрович Фадеев написал свой роман в довольно раннем возрасте, тем не менее, он получил положительную оценку критиков
Понятие слова «мир» обширно и многозначно. Мир – это и вся наша земля, и космос. Это и внутренний, душевный мир человека. Мир – это и образ бытия и всего человечества, и каждой отдельной личности.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших»(гл. 5-11). Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь, поступки, отношение к народу...); Выделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей (Базаровым и Кирсановыми). Цель урока: 1.Внешность БАЗАРОВ Е.Е. Рабочий материал Последовательность материала Герой Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями»Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку».Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2) 1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя) 3. Воспитание 2. Происхождение
У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5)«Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7)2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли?Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21) 5.Общественно- политические взгляды 4.Образование «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10). Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…,туда и дорога). 8.Речь, лексика Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил её о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. 7. Отношение окружающих к Базарову Базаров встал утром рано(не как баре), со слугами разговаривает без барского тона. 6. Отношение к окружающим ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО БАЗАРОВ Н.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом) Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл.Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо? Задание по тексту Что подчеркнул автор в портрете Базарова?Что дает портрет для понимания характера этого человека? Базаров П.П. Кирсанов Что чувствуется в портрете Павла Петровича? Гл. 5. Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети?Гл.6 Как относится Базаров к ИСКУССТВУ?Зачитайте его афоризм. Как реагирует на его слова Аркадий? Нигилизм Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарьНигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬНигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка 〓†Ҳ栅c*ЂЂ䄄섅Ćǀࠀǿiц˲෨ᕌ܌,န$܀䀄᭘〓„Ҳ栌c(ЂЂ䄄섅Ćǀࠀǿвພᓑ,န$܀䐄⫸〓љҲ树3ĀĀ䄄ƿඓȉˉ๓Xு[န$܀Ԅ〓哿〓H栁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ "Но не любить природу, музыку?" ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди?Как воспринимает ее Базаров?Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»? Глава 10.Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми. Основные линии спора:Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам.О принципе деятельности нигилистов;Об отношении к народу.О взглядах на искусство. О взглядах на природу. Взгляды на природу. 4. Взгляды на искусство. 3.Отношение к народу. 2.Принцип деятельности Нигилистов. 1.Отношение к дворянству, аристократии. Кирсановы Базаров Заполните таблицу: «Основные линии спора»
Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»1.Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:1.А.И.Герцену2.В.Г.Белинскому3.Н.А.Некрасову4.Другому лицу Задание 2 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым.2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.4.Борьба между либеральными монархистами и народом Задание 3 Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:1.Об отношении к дворянскому культурному наследию.2.Об искусстве, науке.3.О системе поведения человека, о нравственных принципах.4.О положении рабочего класса. 5.Об общественном долге, о воспитании. Задание 4 Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …»1.Пролетариата как передового класса2.Дворянства как передового класса3.Крестьянства как передового класса.4.Революционных демократов как передового класса. Задание 5 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров:1.Крестьянство.2.Дворянскую аристократию.3.Русское патриархальное дворянство4.Интеллигенцию. Домашнее задание Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека.Расскажите об А. Одинцовой.
Приложенные файлы
Слайд 2
Цель урока:
2 Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь,поступки, отношение к народу...); Выделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей (Базаровым и Кирсановыми).
Слайд 3
1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя)
3 Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2)
Слайд 4
4 У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) «Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7) 2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли? Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21)
Слайд 5
5 «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10).
Слайд 6
6 ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Слайд 7
Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом)
7 БАЗАРОВ Н.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители
Слайд 8
Задание по тексту
8 Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл. Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?
Слайд 9
Базаров
Слайд 10
П.П. Кирсанов
10 Что чувствуется в портрете Павла Петровича?
Слайд 11
11 Гл. 5. Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети? Гл.6 Как относится Базаров к ИСКУССТВУ? Зачитайте его афоризм. Как реагирует на его слова Аркадий?
Слайд 12
Нигилизм
12 Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка
Слайд 13
"Но не любить природу, музыку?"
Слайд 14
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА
14 С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? Как воспринимает ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?
Слайд 15
Глава 10.Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми.
15 Основные линии спора: Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. О принципе деятельности нигилистов; Об отношении к народу. О взглядах на искусство. О взглядах на природу.
Слайд 16
Заполните таблицу: «Основные линии спора»
Слайд 17
Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»1.Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:1.А.И.Герцену2.В.Г.Белинскому3.Н.А.Некрасову4.Другому лицу
Слайд 18
Задание 2
18 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4.Борьба между либеральными монархистами и народомСлайд 21
Задание 5
21 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.Крестьянство. 2.Дворянскую аристократию. 3.Русское патриархальное дворянство 4.Интеллигенцию.
Слайд 22
Домашнее задание
22 Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Расскажите об А. Одинцовой.
Посмотреть все слайды
Тема урока:
« Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших»
(гл. 5-11).
Цель урока:
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img1.jpg)
1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя)
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img2.jpg)
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img3.jpg)
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img4.jpg)
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img5.jpg)
Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом)
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img6.jpg)
Задание по тексту
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img7.jpg)
Базаров
![](https://i2.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img8.jpg)
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img9.jpg)
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img10.jpg)
Нигилизм
Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Большой энциклопедический словарь
Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ
Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм»
Толковый словарь русского языка
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img11.jpg)
"Но не любить природу, музыку?"
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img12.jpg)
^ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА
С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди?
Как воспринимает ее Базаров?
Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?
![](https://i2.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img13.jpg)
Глава 10. Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми.
Основные линии спора:
Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам.
О принципе деятельности нигилистов;
Об отношении к народу.
О взглядах на искусство.
О взглядах на природу.
![](https://i2.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img14.jpg)
Заполните таблицу: «Основные линии спора»
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img15.jpg)
Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: 1.А.И.Герцену 2.В.Г.Белинскому 3.Н.А.Некрасову 4.Другому лицу
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img16.jpg)
Задание 2
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым.
2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым
3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.
4.Борьба между либеральными монархистами и народом
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img17.jpg)
Задание 3
Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
1.Об отношении к дворянскому культурному наследию.
2.Об искусстве, науке.
3.О системе поведения человека, о нравственных принципах.
4.О положении рабочего класса.
5.Об общественном долге, о воспитании.
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img18.jpg)
Задание 4
Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …»
1.Пролетариата как передового класса
2.Дворянства как передового класса
3.Крестьянства как передового класса.
4.Революционных демократов как передового класса.
![](https://i0.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img19.jpg)
Задание 5
1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров:
1.Крестьянство.
2.Дворянскую аристократию.
3.Русское патриархальное дворянство
4.Интеллигенцию.
![](https://i1.wp.com/refdt.ru/tw_files2/urls_5/3/d-2662/img20.jpg)