Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Физиология мышление. Общее понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Виды, операции и формы мышления. Теоретические подходы к проблеме развития мышления

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств - в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Виды мышления

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление , направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление , связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление , характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.

Каждый человек независимо от этнической принадлежности имеет творческое начало. Так, анализируя истоки национального характера украинцев, М. И. Пирен отмечает, что украинская эмоциональность, чувствительность, лиризм, которые проявляются в песнях, народных обрядах, юморе, обычаях, является основой творчества. Позитивные аспекты украинской эмоциональности воплотились в духовной творчества лучших представителей нации: Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича, П. Кулиша, Т. Шевченко.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), характеризуя мышление, писал: "Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом". С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. По мнению Павлова: "Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли". Таким образом, эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации ) и составляют физиологическую основу процесса мышления .

Проблемы для обсуждения :

  • 1. Мышление как предмет изучения психологии и логики.
  • 2. Психологические концепции изучения мышления и их философская основа.
  • 3. Психологическая сущность мышления и особенности его протекания.
  • 4. Физиологическая основа мышления.

Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

  • · понятия;
  • · суждения;
  • · умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

  • · общими и единичными;
  • · конкретными и абстрактными;
  • · эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

  • · непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • · опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • · истинными;
  • · ложными;
  • · общими;
  • · частными;
  • · единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

  • · индуктивное;
  • · дедуктивное;
  • · по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Существенный вклад в учение о мышлении внесли также работы по изучению нейрофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Итак, мы переходим к следующему вопросу – «Физиологические основы мышления».

Впервые естественнонаучное обоснование материалистической теории психики как отражательного процесса, дал И.М. Сеченов, высказав «мысль о возможности подвести все главнейшие формы психической деятельности под тип рефлекторных процессов». Мышление по Сеченову представляет собой результат рефлекторных мозговых процессов, осуществляющих сопоставление объектов друг с другом в каком либо отношении.

Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является «средством умственного общения» и условием развития мышления. « Когда мысль человека переходит из чувствительной области во внечувствительную, роль как система условных знаков, развившаяся параллельно и приспособительно к мышлению, становится необходимостью. Без нее элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознание, поэтому речь составляет основное условие мышления внечувственными объектами».

Как же Сеченов понимал рефлекторный процесс мысли?

Началом мысли, первым звеном рефлекторного процесса может быть любое чувственное раздражение, в том числе слышимая речь или «письмена» (по сеченовской терминологии).

Центральное звено в рефлекторном процессе составляет, согласно теории Сеченова, аналетико-синтетическая деятельность мозга. Мысль по Сеченову, является «продолженным анализом», «продолженным синтезом», «продолженным обобщением» внешних воздействий. Имеется в виду, что анализ и синтез продолжается не над «чувственными продуктами», а над «абстрактами».

Произносимая или записываемая мысль представляет собой конечное, третье звено рефлексов головного мозга.

Итак, мышление по Сеченову, есть речевой рефлекторный процесс. Это представление подтверждено исследованиями И.П. Павлова и его школы. И.П. Павлов ввел понятие 2-ой сигнальной системы и охарактеризовал ее как высший физиологический аппарат управления речью, речевым мышлением и опосредствованной этим мышлением практической деятельностью. По мысли Павлого, вторая сигнальная система обеспечивает качественное отличие мышления человека от мышления животных. «Раздражение идущее в кору от речевых органов представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет специально человеческое высшее мышление».

Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют также открытые И.П. Павловым механизмы ориентировочно-исследовательной деятельности, а именно условный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, и условный рефлекс на отношение между раздражителями. По Павлову, исследовательский рефлекс у человека идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентацию в окружающем мире.

Дальнейшие нейрофизиологические исследования внесли новые данные о механизмах мозговых регуляций сложной деятельности. В 30-ые годы П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном было введено понятие обратной связи как основное для понимания механизма саморегулирования деятельности животных и человека. В современной нейрофизиологии термином «обратная связь» обозначается механизм регуляции деятельности посредством сигнализации об эффектах, осуществленных рабочими органами текущих реакций, благодаря которой происходит их коррекция. Разработка проблемы регулирования посредством обратных связей имеет важное значение с точки зрения развития научных представлений о механизмах мыслительной деятельности, т.к. она позволяет понять также и физиологическую необходимость активности субъекта в процессе познания.

Кратко подведем итоги:

  1. Мышление – результат рефлекторных мозговых процессов (И.М. Сеченов)
  2. Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют:
  • Условный ориентировочный рефлекс;
  • Условный рефлекс на отношение между раздражителями;
  • Вторая сигнальная система (И.П. Павлов);
  • Принцип обратной связи (П.К. Анохин, Н.Л. Бернштейн).

Теперь перейдем к нейронным механизмам мыслительной деятельности и рассмотрим теорию А.Н. Лука. Физиологической основой человеческого мышления, по А.Н. Луку, является пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения.

Однако обработка и суммация импульсов – это еще не мышление. Необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум. Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия и начинается мышление.

Физиологической основой образа служит нейральная модель, или совокупность нервных клеток и их синоптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу.

Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде некой структуры. При этом предполагается, однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т.е. код. Это одно из условий объективности познания. Однако, человек опознает предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе, в перевернутом виде и т.д. Возникающие при этом нейральные «узоры» возбуждения не идентичны, т.е. совпадает не всеми своими элементами.

Но в них может быть выделена структурная инварианта, которая позволяет опознать объект по вероятностному, а не тождественному совпадению возбужденных нейронов.

Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. В структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта. Под структурой понимаются элементы, из которых состоит объект, способы с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношение – статические или динамические.

Например, буква и ее фонетическое звучание тождественны в информационном плане, следовательно они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта. На уровне отдельных элементов вполне достаточно однозначного соответствия. Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели и объекта.

Другой пример структурного сходства – молекула воды и ее формула Н 2 О.

Модель в мозге – это, по сути, информация, обрабатываемая определенным образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и пространстве, образуют модели все возрастающей сложности, отражающие действительности все более полно, приближаясь к ней, но никогда ее не исчерпывая.

Создание нейронной модели можно считать коррелятом того, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую – это материальный базис процесса мышления. Для того чтобы возникла мысль, требуется активация по крайней мере двух моделей. Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.

Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.

Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).

Особенности мышления:

1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.

2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).

3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).

4. Использование социального опыта.

Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.

Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.

Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).

Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.

Практика становится интеллектуализированной.

Физиологические основы мышления.

Вторая сигнальная система – позволяет действовать в мыслительном плане.

Словесные раздражители. Слово – обобщает.

Вторая сигнальная система связана с первой сигнальной системой . В основе мышления лежит взаимодействие этих систем. Но вторая – главная, определяющая.

Рефлексы :

1. Ориентировочный рефлекс – связан со второй сигнальной системой (реакция на новизну, звук; любознательность, интерес, стремление к познанию).

2. Экстраполяционный рефлекс – момент предвосхищения – планы, ожидаемые действия, … Перенос чего-то выясненного на новые условия.

3. Рефлексы на отношения.

Механизм доминанты.

(открыл - Ухтомский).

Доминанта = господствующий очаг возбуждения.

Усиливается за счет работы других участков мозга.

Провоцирует на нахождение ч-то нового, легко связывает отдаленные вещи.

Доминантные очаги связаны с мыслительной деятельностью (доминирующая мысль).

Функциональная система по Анохину.

В целом, организм настраивается на получение полезного результата.



1. Момент принятия решения.

2. Акцептор результатов действия (АРД) – образ результата.

3. Оценка ситуации (по принципу обратной связи).

Блоки мозга.

По большому счету – работает весь мозг и полушария.

Отвлеченная деятельность – III блок (главная роль – передний отдел).

Участки мозга.

Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.

Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).

Левая височная область – восприятие и понимание речи.

Полушария.

Отвлеченная информация – левое полушарие .

Образная информация – правое полушарие (художественная деятельность).


Билет 26.

Подходы к характеристике мышления.

Ассоциативная психология.

Мышление – игра образов.

Творчество и общение – игнорировались.

Вюрцбургская школа.

М. = логические переживания, схватыванияотношений.

НО: мышление имеет безобразный характер.

Гештальтпсихология.

М. = образование целостной структуры.

Бихевиоризм.

М. = имеет отношение к практическому мышлению.

Психоанализ.

М. = имеет неосознаваемые компоненты.

Обратили внимание на роль мотивов, потребностей.

Историческое развитие (социальный опыт).

М. зависит от социальных факторов, исторического развития.

Интериоризация (переход от внешнего к внутреннему).


Билет 27.

Мышление и интеллект.

Иногда мышление отождествляют с интеллектом, но интеллект – более широкое понятие.

Интеллект – психическая адаптация (способность адаптироваться в деятельности).

Способность к обучению.

Многомерное явление, которое включает в себя определенные операции, содержание (знания, понятия, и т.д.) и результаты (сведения, классы, системы, блоки сведений, и т.д.).

Ананьев.

Многоуровневая организация познавательных сил (процессы, состояния, свойства).

В характеристике общего интеллекта выделяют:

- вербальный инт. – способный к логическому обобщению, умозаключению.

- невербальный инт. – восприятие, внимание, зрительно-моторные функции.


Билет 28.

Динамика мышления при решении задач.

1. Вопрос .

В основе – вопрос (начало).

В вопросе фиксируется момент неизвестного. Но это неизвестное связано так или иначе с известным. В вопросе присутствует соотношение известного и неизвестного. Соотношение должно быть разумным (оптимальным).

2. Анализ условия .

3. Нахождение правила или принципа .

Алгоритмическое мышление – последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

Эвристическое мышление - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

Интуитивный характер мышления – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

Дискурсивный характер мышления – рассуждающий.

Возможны переходы.

4. Проверка на практике .

Задача часто решается благодаря подсказке . Подсказка срабатывает на определенной стадии восприятия (когда человек втянулся в проблему).

Роль опыта :

Чем более компетентен человек, тем легче он решает задачи.

Опыт может не только помогать, но и тормозить решение задач (когда требуется нетрадиционный подход/решение). Опыт порой приходится переламывать.

В опыте проявляется влияние памяти.

Опыт – элемент индивидуальности.

Также зависит от волевых, динамических и личностных характеристик (индивидуальности).


Билет 29.

Мыслительные операции.

Мыслительные операции – это определенная интеллектуальная деятельность.

Составляющие мыслительной деятельности/Операции:

1. Анализ – мысленное расчленение на составляющие элементы с последующим их сравнением.

2. Синтез – соединение. Построение целого из аналитически заданных частей.

3. Сравнение – сопоставление. Вскрывает тождество и различие вещей.

4. Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Вычленение общих признаков.

5. Абстракция – выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Вычленение.

6. Классификация и систематизация – варианты обобщения.

7. Конкретизация – применение общего правила/принципа к конкретному случаю (приведение конкретного случая под общее).


Билет 30.

Виды мышления.

I. По степени творчества.

1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.

Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.

II. По степени осознанности и быстроте.

1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

2. Дискурсивный – рассуждающий.

III. По характеру решаемых задач.

1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.

Протекает в течение решения различных практических задач.

Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.

Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).

Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.

По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.

2. Наглядно-образное.

Конкретное и обобщенное.

Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).

Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.

3. Теоретическое (отвлеченное).

Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое.

Мышление более сложное.

Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).

Скорость.


С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления имеют значение прежде всего те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда определяется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или иного явления, эти ассоциации имеют обобщенный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно - по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцирование временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия

и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому Что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали, а употребляли их не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, это и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. нейронные коды. Они отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, сопоставимых с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.


Обратно в раздел

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...