Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Как складываются отношения между народами разных стран. Три условия правильных отношений между народами. Вопросы для самопроверки

Сай Александра

Реферат. В нем рассмотрены основные признаки нации, национальное самосознание, отношения между нациями, история и традиции народа. Особое место занимают такие вопросы, как межнациональные отношения, а также основные причины вознникновения и пути преодоления межнациональных конфликтов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Сай Александра

2014 год

Введение

  1. Нация и ее основные признаки
  2. Национальное самосознание
  3. Отношения между нациями
  4. Отношение к истории и традициям народа
  1. Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, - залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

  1. Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

  1. Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

  1. Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

  1. Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, - их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, - и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

  1. Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

  1. Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются актуальными

сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

В предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

В отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

В постоянном поиске консенсуса;

Наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

  1. Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Все различны – все равны: Учеб сб. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи / Европейский Молодежный центр. – Страстбург.
  3. Конституция Российской Федерации. 2004.
  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: [этнопсихологический аспект]/Е.В.Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.
  5. Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества/Л.Селищева // Библиополе. – 2008. - №5.
  6. Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика: Учеб. пособие по обществознанию для 6-7 кл. основной общеобр. шк. – СПб.: Союз, 2006.
  7. http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/8.html

Блок внеклассной работы «За страницами учебника»

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 4 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Четвёртый класс . Тема года: «Зная прошлое - преобрази будущее!»

Работа в течение предшествующих трёх лет обучения в системе «Перспектива» в целом и по учебникам «Окружающий мир» в частности создала условия для духовно-нравственного развития детей, воспитания в них любви к природе, чувства патриотизма, гражданственности. Это - хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Последний год занятий по программе предполагает обобщение знакомого материала, его освоение на более высоком уровне, а также расширение круга уже накопленных естественнонаучных и гуманитарных знаний, нравственных представлений на занятиях «За страницами учебника».
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, во время этих занятий следует стремиться, по возможности, переводить их внимание на патриотические темы о героях - защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу, о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу, свободу каждого из нас, живущего спустя десятилетия и даже столетия после свершения их подвигов. Былинные богатыри и богатыри духа - наши святые князья, великие учёные, творцы отечественного искусства и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Их имена, достижения и подвиги нашему современнику знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность - от изворотливости, верность долгу - от пустого упрямства, преданность любимому творческому делу - от стремления к мимолетным развлечениям. Зная героев своих учеников, педагогу будет легче использовать их авторитет для обсуждения проблемных ситуаций и объяснения хорошего и плохого в жизни. Нравственные истины, правила поведения легче усваиваются детьми, когда они сообщаются в игровой форме и от лица полюбившихся героев.
Необъятный и глубочайший по своему духовному смыслу материал исторических жанров фольклора каждого народа, преданий, сказаний, легенд; красота и многообразие локальных певческих, хореографических, художественно-ремесленных традиций, промыслового народного опыта, народного зодчества даёт нам ещё одно направление в содержании внеурочной деятельности и духовно-нравственного просвещения, построенных на основе народной культуры. Благодаря этому богатейшему культурному наследию можно убедительно, наглядно показать, как происходило и происходит историческое становление и развитие национального характера и самосознания народов России; как в образах прекрасных храмов, былин, исторических и лирических песен, в особенностях ремёсел, быта отразился каждый этап великого жизненного пути нашей страны, развития культуры всех её народов, всегда взаимно обогащавших друг друга. Использование через призму проблемы «человек и история» этого пласта народной культуры наряду с материалом календарной и семейной обрядовой традиции - благодатная почва для углубленной разработки региональной, местной специфики в программах внеурочной деятельности для каждой области, города, села, школы. Тут неисчерпаемые возможности для конкретной работы педагогов, для реализации их самых разнообразных художественных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества; здесь заложены перспективы действительного возрождения и развития старинных народных художественных традиций, а в дальнейшем - и создания новых художественных направлений на их живительных родниках. Пройдя такую школу личностного осмысления историко-культурного наследия Отечества, младший школьник не просто обретёт отвлечённые знания о редких и фрагментарных памятниках давно минувшего прошлого. Он деятельностно для себя лично разрешит проблемы гражданско-патриотической этики, осознает личную связь с историей, с настоящим и будущим России и мира, что чрезвычайно актуально на современном витке мировой исторической спирали.
Программа 4 класса, развёрнутая «За страницами учебника», даёт возможность предложить очные и заочные путешествия по святым местам нашей Родины: вновь в Московский Кремль, в Троице-Сергиеву Лавру, на остров Валаам, на Соловецкие острова - все эти святыни занимают важнейшее место в истории и культуре страны. Заочным путешествиям предшествует серьёзная подготовка, чтобы дать детям не только общее представление об этих замечательных местах, но и пробудить у них интерес и желание когда-нибудь их посетить.
Тема путешествия «По родным просторам» во внеурочной деятельности даёт возможность выполнить интереснейшие проекты для более детального знакомства с природой разных природных зон России. Тем самым многообразие мира растений и животных, величие живой и неживой природы становится объектом проектной деятельности и продолжением того содержания, которое изучается на уроках. Очевидно, что многие естественнонаучные темы содержат нравственный заряд, тем более, что человек всё больше начинает осознавать свою связь с природой, свою ответственность за неразумное использование окружающей среды. Известные слова А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» сегодня звучат чрезвычайно актуально и приобретают значение взаимосвязанности всего живого на планете.
Вновь можно обсудить и некоторые вопросы этикета: как вести себя в дороге, в чужом доме, в общественных местах. А также глубже освоить темы, предлагаемые в Рабочей тетради по ОБЖ. Ведь в них предмет изучения - жизнь человека, полная неожиданностей и порой опасных ситуаций. Дети в результате понимают, что выход из создавшегося положения зависит, как правило, от умения сделать верный нравственный выбор.
Тема года ориентирует на знакомство с достаточно сложными явлениями, с людьми, которые внесли значительный вклад в отечественную и мировую культуру и историю. Ребята с интересом узнают о художниках, ученых, путешественниках, мыслителях, которые своей жизнью и творчеством показали пример высокого, истинно нравственного служения людям, прославившихся своими ратными и духовными подвигами, своим творчеством, научными открытиями. Их смелость и доброта, стойкость и мудрость противостоят злу и жестокости. Образы этих людей помогают всем - детям и взрослым - становиться лучше. Знакомясь с их жизнью и сделав при этом акцент на тех нравственных качествах, которыми обладали герои, о силе их духа, об умении жертвовать собой во имя Родины, лучше понимаешь, как бороться со многими своими недостатками: ленью и равнодушием, жадностью и эгоизмом.
Особенность содержания программы 4 класса заключается в том, что широта её тем позволяет педагогу ориентироваться на реальную жизнь и те проблемы, которые часто возникают. Тематические рамки лишь помогают выбрать определённое направление работы, но не сковывают его. Программа позволяет добиваться определённой логичности и последовательности во внеурочной деятельности, даёт возможность вести детей от относительно простых - к более сложным вопросам духовно-нравственной жизни. Чтобы, наконец, привести к прямому вопросу о том, что каждый из нас может и должен стать творцом собственной судьбы и, начав с себя, совершенствуя свой внутренний мир, развивая свои способности, стать творцом будущего России. И преобразить окружающий мир, сохраняя и развивая в своей деятельности то лучшее, что сделали до нас и для нас наши предшественники.
Как и в прошедшие три года обучения, усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путем его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счёт произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России - православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).
В работе с детьми следует применять методы музейной педагогики, позволяющие включить память и эмоции ребёнка через различные предметы, имеющие то или иное историческое значение или их имитирующие. Держа в руках предмет, имеющий свою собственную «жизнь», ребёнок легко может представить человека, которому он принадлежал. Он задумается над связью времён и поколений, осознаёт необходимость уважать прошлое, ценить и беречь его материальные свидетельства - старые книги, семейные фотографии, письма. Эти доступные исторические реликвии станут поводом для интересного и серьёзного разговора. Кроме того, подобные приёмы полезны для развития качеств, которые важны и для учебной деятельности: они тренируют память, внимание, способствуют внутреннему раскрепощению. При этом происходит активизация всех каналов информации - зрительного, слухового, мышечного, моторного, - и - как следствие - расширение рамок видения мира, ассоциативных связей, развивается интуиция, богаче становится эмоциональная сфера. Подобные приёмы помогают в концентрации внимания, пробуждении фантазии, создании творческой атмосферы. С их помощью эффективнее создаются условия, стимулирующие познавательную и творческую деятельность детей.
Приведённые примеры показывают, каким образом во внеурочной деятельности за страницами учебника реально происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Содержание бесед по духовно-нравственной проблематике в течение года ориентировочно можно представить для каждого раздела таким образом:
I раздел:

  1. Что изменилось за лето: мы или мир?
  2. Вера, Надежда, Любовь: для чего люди объединяются вместе и что такое общество?
  3. В чём заключаются права ребёнка и когда у него появляются обязанности?
  4. Что помогает строить добрые отношения между народами в России и за её пределами?

II раздел:

  1. Почему мы называем Россию великой страной?
  2. Как особенности земной поверхности в разных регионах России сказываются на жизни и деятельности людей, обычаях и традициях народов, её населяющих?
  3. Какие реки и озёра России считаются святыми?
  4. Какую природную зону России мне хотелось бы исследовать и почему?

II I раздел

  1. Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом своего города (села)?
  2. Какие идеи служат основой нравственного выбора для наших соотечественников и для нас? Что значит - творить добро втайне?
  3. Как растолковать мысль: «Любовь - это труд души»? Кто из наших знаменитых земляков жил и живёт в соответствии с этой мыслью?
  4. Различаются ли слова «Милость, милосердие и милостыня»? Кто из соотечественников и моих близких может служить примером милосердного отношения к людям?
  5. Смерть и бессмертие: какие дела и события в истории нашей страны имеют право называться бессмертными и почему?

I V раздел

  1. Почему важно развивать сельское хозяйство России?
  2. Для чего необходимо содружество науки и промышленного производства в нашей стране?
  3. Зачем сохранять традиционные промыслы народов России?
  4. Каков мой проект будущего России?

Конкретные советы для работы за страницами учебника даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье», в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 4 классе. Теперь конкретизируем его в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».

За страницами учебника (раздел «Мы - граждане единого Отечества»)

Продолжайте совершать воображаемые путешествия в республики и другие края Российской Федерации. Приглашайте к участию в этой игре своих друзей и старших родственников. По результатам ваших путешествий оформите выставку «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организуйте фестиваль художественного творчества и традиционной игровой культуры народов России. Совместно с товарищами из параллельного класса и с помощью старшеклассников вашей школы организуйте конкурс видео-презентаций «Красота природы моего Отечества» на основе материалов из сети Интернет.

За страницами учебника (раздел «По родным просторам»)

Постарайтесь лучше узнать природу родного края, разберитесь в её экологических проблемах, примите участие в интересных для вас экологических проектах. Проведите в классе конференцию на тему «Как решить экологические проблемы края». Со своим классом или со своими родными постарайтесь побывать в разных уголках страны, в заповедниках и национальных парках, в музеях под открытым небом, которые знакомят с традиционной хозяйственной деятельностью и домашним бытом народов того или иного края. Фотографируйте увиденное и составляйте свой «Альбом путешествий». Организуйте в классе выставку таких альбомов. Проведите викторины на темы «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом».
Читайте книги о природе и культуре разных краёв России. Проведите праздник «С книгой - в природу». На празднике можно организовать конкурс «Самый внимательный читатель». Представьте на выставке ваши любимые книги о природе и культуре народов нашего Отечества.
Познакомьтесь с древними песнями и сказаниями народов своего края, где есть описания труда, который издавна был основой их жизни.

За страницами учебника (раздел «Путешествие по Реке времени»)

Узнайте, каковы народные предания о происхождении города, села, деревни, улицы, микрорайона, где вы живёте, что значат названия вашего местожительства, рек, озёр в его окрестностях. Также узнайте, какой город является центром края, области, района, где вы живёте, когда он возник, кто были его основатели и первые жители, есть ли устные предания или письменные документы, связанные с его историей.
Вместе с родными посетите достопримечательности и святыни вашего края, города (села). Узнайте, в память о каких событиях российской истории возведены храмы вашего края. Организуйте очные или заочные экскурсии по городам Золотого кольца России. Подготовьте фоторассказы или выставки рисунков по итогам ваших путешествий.
По мере знакомства с российской историей составьте «Календарь памятных дат нашего Отечества», включая в него страницы, посвящённые событиям истории вашего края и вашим землякам.
К Дню Победы оформите выставку «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». По семейным воспоминаниям составьте «Книгу Памяти» о жизни родственников и друзей семьи в годы Великой Отечественной войны. Включите туда фрагменты фронтовых писем и документов военного времени.

За страницами учебника (раздел «Мы строим будущее России»)

Примите участие во встрече со специалистами сельского хозяйства или работниками пищевой промышленности вашего края; побывайте на выставках местной пищевой продукции. Постарайтесь узнать о старинных секретах и современных передовых способах выращивания, хранения и заготовок самых полезных для здоровья продуктов сельского хозяйства вашего края.
Организуйте экскурсию на промышленное предприятие вашего края. Постарайтесь узнать, какие новые научные разработки применяются для его развития, что делается для улучшения условий труда и благоустройства жизни его работников, есть ли перспективы интересной работы для молодёжи.
Устройте конкурс проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей. Пригласите в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села).

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

(5-й класс)

Урок 14.

Тема: «Мир добрых соседей». (Второй урок по теме.)

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство .

Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.

Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания .

Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.

2-я линия развития личности:

Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.

Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.

Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которых основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Предметные умения:

Объяснять значение понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение .

Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.

Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.


Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.

Заслушиваются ответы детей, внимание обращается на выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Мы рассмотрели случаи из жизни людей разных национальностей. Что же общего у людей всех национальностей в соседских взаимоотношениях ? (Все стремятся к доброжелательности.) Почему это считается важным?

– К чему приводят доброжелательные отношения? (К взаимоподдержке, взаимовыручке в трудных ситуациях.)

– Вернёмся к разговору Володи и его отца. Почему отец настаивает на выполнении просьбы соседей?

– Что будет с теми, кто не умеет поддерживать доброжелательные отношения с соседями? (Будет труднее жить.)

Работа с текстом «Что такое толерантность?» до чтения.

– Какое слово в заглавии вы считаете ключевым?

– Как вы понимаете его значение?

– Обратите внимание на иллюстрацию. Кого изобразил художник? Выскажите свои предположения о содержание текста.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Работа с текстом «Что такое толерантность?» после чтения.

– Почему от толерантного отношения людей друг к другу выигрывают все люди?

– Какими будут последствия агрессивного поведения людей по отношению друг к другу?

– Будут ли в этой ситуации победители? Объясните своё мнение.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.)

– Как вы это объясните Володе?

Современный мир сделал разных людей ближе друг другу, но не избавил от различий. Живя рядом, мы не станем одинаковыми, но можем быть добрыми соседями, помогать друг другу в беде, делить радости, строить общую жизнь. Для этого нужно лишь признать право каждого быть не похожим на других, а вместе с этим правом принять на себя обязанность уважать чужие обычаи и традиции.

1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3

– Нужно ли учиться добрососедским отношениям? Каким образом?

– Давайте попробуем составить несколько правил. А поможет нам в этом дедушка Ахмеда Магомед, который прожил долгую жизнь и много чего видел.

(с. 100– 101) и в парах вставить в текст пропущенные слова.

Меня отец учил, а моего отца его отец наставлял: cтарайся жить дружно с … (соседями ). Обращайся с ними, как с близкими …(родственниками ), старайся … (помогать ) им, как можешь. Заслужи их … (уважение ) и … (дружбу ) – тогда и ты сможешь рассчитывать на их … (помощь ) в трудную минуту».

– Когда же можно рассчитывать на отклик соседей? Что для этого нужно сделать? Как об этом говорит дедушка Магомед?

Радуйся их счастью и грусти вместе с ними.

– Какие советы дедушки вам показались самыми важными?

Учащиеся в группах формулируют правила добрососедских отношений, пишут их маркерами на листах бумаги, затем представители групп вывешивают их на доску и комментируют.

– А сейчас давайте сравним несколько пословиц:

«Соседей, как и родственников, не выбираешь».

«Где ни жить, везде служить и с соседом дружить».

«Без брата проживёшь, а без соседа не прожить».

«С соседом жить в миру – всё к добру».

«Соседство – взаимное дело».

«Можно жить без друзей, но нельзя без соседей».

«Близкий сосед лучше дальнего родственника».

– С какими из этих пословиц вы согласны? Посоветуйтесь в парах и приведите пример жизненной ситуации, к которой можно было бы подобрать одну из них.

Ребята совещаются и приводят примеры жизненных ситуаций. Также можно предложить для выполнения продуктивные задания на с. 107.

Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски, отметить учеников, которые привели свой пример жизненной ситуации.

Итог урока.

* Отметить учеников, которые сделали грамотные выводы по теме урока.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...