Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Почему древнюю грецию называют колыбелью современной цивилизации. Школьная энциклопедия. Возможности и условия поездки в Грецию

Цели: сформировать представления учащихся о государстве Древняя Греция; охарактеризовать основные черты греческой культуры, искусства и религиозных верованиях; воспитать, средствами предмета, чувство прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Греция – «колыбель европейской цивилизации» Религия греков Прогулка по афинскому Акрополю В поисках человека

Религия греков Как часто я тоскующей душою Безумно рвусь в твой чудный древний мир, Святая Греция! М. Михайлов Одной из характерных черт художественной культуры Древней Греции было отражение в ней мифологических представлений о явлениях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили

Греческие боги Имеют человеческий облик, они как и люди страдают от горя, и радуются прелестям жизни, влюбляются и люто ненавидят. Им люди возводят храмы и колоссальные статуи, слагают гимны, посвящают уникальные литературные произведения

Боги Египта Боги Греции Зооморфное изображение богов Различное изображение одного и того же бога Боги не вмешиваются в жизнь людей Антропоморфное изображение богов Бог наделен одним именем Боги активно участвуют в жизни людей

Прогулка по Акрополю ПРОПИЛЕИ

Прогулка по Акрополю Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее Храм Ники Аптерос (Бескрылой)

Акрополь Афина Промахос (Всевоительница) Покровительница Афин и всего народа Ночь взглянула мне в лицо. Черны ветви кипариса. А у ног, свернув кольцо, Спит театр Диониса.

Прогулка по Акрополю ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН

В поисках человека Греческое искусство проникнуто любовью к человеку. Философ Диоген ходил по городу средь бела дня с фонарем в поисках….ЧЕЛОВЕКА. Идеал воплощал в себе: Духовную красоту молодость очарование здоровье Вся история греческого искусства – это и есть поиск идеального ЧЕЛОВЕКА


Если XIV - XVI вв. принято называть эпохой Возрождения - временем второго рождения забытого античного наследия, то какой период в истории человечества следует назвать эпохой Рождения - временем появления самой античной культуры? Кто были они - те, кого русский поэт Валерий Брюсов назвал красивым именем «учители учителей»?

Общепринятого ответа на эти вопросы нет, ибо истоки человеческой культуры теряются во глубине веков. И тем не менее в качестве такового века Рождения античной культуры мы рискнем назвать VI в. до н. э.

Именно в это время потаенное знание, дремавшее в тайниках дневнеегипетских храмов и древневавилонских зиккуратов, будто достигает своей критической массы и выплескивается наружу. Словно по мановению волшебства в разных концах планеты великие озарения коснулись лучших умов человечества. Пифагор в Древней Греции, Будда в Древней Индии, Конфуций в Древнем Китае - все они в VI в. до н. э. стали Учителями, повели за собой других, провозгласили учения, которые просуществовали тысячелетия и во многом определили будущую историю цивилизации.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении в истории Древней Греции и Древнего Китая обнаруживается поразительно много общего: письменные памятники на обоих языках появляются во 2-м тысячелетии до н. э.; оба языка, хотя и изменившиеся, продолжают существовать и поныне, и как современные греки считают своим языком язык Гомера, так и современные китайцы родным языком называют язык Конфуция; оба народа исключительно рано и ослепительно ярко озарили мир своей философией и поэзией, и оба они оказали беспрецедентное воздействие на соседние народы как на Дальнем Западе, так и на Дальнем Востоке. Все это вновь и вновь приводит к мысли: а не было ли у этих народов одного общего Учителя? Не унесла ли в пучины моря легендарная Атлантида, о которой мы читаем в диалогах Платона, имя истинного Учителя Учителей?

Не стоит рассматривать эту мысль только как поэтическую гиперболу, свойственную научно-художественной книге. Крупнейший современный авторитет в истории науки голландский математик Бартел ван дер Варден в одной из своих последних работ высказывает и аргументирует гипотезу о том, что в древности существовала высокоразвитая традиция математических изысканий, ставшая впоследствии фундаментом для египетской, вавилонской, китайской, греческой и индийской математики. Эту традицию ван дер Варден возводит к индоевропейским племенам, создателям мегалитических памятников 3 - начала 2-го тысячелетия на территории Британии, которые в период расселения и распространили математические знания в самые отдаленные районы Евразии.

Однако эти вопросы уводят нас слишком далеко от времени предстоящего повествования, которое и само отстоит от дня сегодняшнего ни много ни мало на 2500 лет. И если говорить о «старушке Европе», то здесь несомненно, что именно Древней Греции уготовано было стать колыбелью европейской цивилизации.


Само географическое положение Греции, омытой морем и рассыпанной в море, определило ей эту великую миссию (рис. 1). Море издревле играет огромную роль в истории человечества: оно не только дает пропитание, но и дарует общение людям. Море не только благотворно действует на ум одного человека, но и поддерживает сознание общности у группы людей - народа и нации - и тем самым содействует развитию национальной культуры. Море объединяет людей и зовет их в дорогу. Не случайно одно из древнегреческих названий моря означало дорогу. И не от древнегреческого ли «понта» (πόντος - море) проистекает русское слово «путь»?

Рис. 1. Античный мир в VI в. до н. э.

Все географические названия, упоминаемые в книге, отражены на карте.

Но особое море - Средиземное. Оно омывает сразу три континента. Его лазурные воды ласкают и согревают все живое. И уж вовсе уникальна его восточная часть - Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией. Во всем Эгейском море нет точки, удаленной от суши - будь то материк или ближайший остров - более чем на 60 км, как и во всей Греции нет места, отстоящего от моря более чем на 90 км.

Россыпи островов, больших и малых, покрывают Эгейское море. Не успеешь отплыть от одного из них, как на горизонте появляется второй, затем - третий. Круг Киклады - вершины некогда ушедшего под воду горного хребта - и небрежно разбросанные Спорады создавали идеальные условия для древнего мореплавателя, для которого упускать берег из виду было безумием. Эти острова стали опорами незримого моста, связавшего Азию с Европой (рис. 2).

Рис. 2. Самоина - самосский военный корабль времен Пифагора.

Эгейское море для древних греков - это не просто место ловли кефали или сардин, но это и путь к иным народам и иной культуре, это дорога к невиданным произведениям искусства и сказочным восточным богатствам, это окно в неведомый мир знаний, хранимый скупыми на слова восточными мудрецами. Море - это путешествие в волшебную страну чудес, дорогу в которую указывают звезды.

Начиная с VIII в. до н. э. у каждого большого города-государства Эллады появляются за морем свои колонии. Эти отростки сильного эллинского древа появляются всюду: в Южной Италии и по берегам Южной Галлии, в Иберии и Северной Африке, в дельте Нила и на далеком Понте Эвксинском (Черном море), где только один Милет основал около сотни поселений.

Но - и в этом источник греческого гения - открывая в плаваниях новые земли, вступая в прямые контакты с великими восточными цивилизациями, греки умели найти в себе способности усваивать их уроки, а не отмахиваться от них. Греки не только впитывали мудрость великих учителей, но и творчески преломляли ее, а главное - сказочно обогащали.

«Что бы эллины ни перенимали от варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства». Эти слова Платона из его посмертного диалога «Эпиминос», хотя и принадлежат эллину, очень точно передают суть интеллектуальных отношений между Востоком и Элладой. Вот почему именно восточные греки, и прежде всего ионийцы и эолийцы, заложили основы философии (Фалес из Милета), математики (Пифагор с острова Самос), лирической поэзии (поэтесса Сапфо с острова Лесбос). Так зарождалась новая оригинальная культура, так по незримому островному мосту перетекала в Европу древняя восточная мудрость.

Но и материковая Греция, изрезанная горными хребтами и глубокими долинами, походила скорее на группу островов, на каждом из которых протекала своя жизнь. Горные кряжи, будто стены крепостей, защищали жителей долин от смертоносных вихрей завоеваний, беспрепятственно проносящихся над беззащитными равнинами. Сама природа способствовала возникновению в Греции сотен обособленных городов-государств (по-гречески полисов: πόλις - город), цепко державшихся за свою политическую и хозяйственную независимость.

По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока и уж тем более по сегодняшним меркам размеры этих государств были смехотворно малы. Например, по подсчетам профессора С. Я. Лурье, население беотийского государства Хорсий в III в. до н. э. составляло 64 человека. Впрочем, и сами Афины в лучшие времена имели не более двух-трех сотен тысяч жителей.

По крутой тропинке (греки не любили обходных путей и прокладывали тропы напрямик, высекая ступени в скалах) можно было подняться на ближайшую вершину и окинуть взором все свое государство, лежащее внизу в долине. По другую сторону хребта, в другой долине, было уже другое государство. Столь близкое соседство разных государств неизбежно приводило к бесконечным конфликтам. Увы, это была неизлечимая язва греческого народа, которая оказалась для него смертельной.

Небольшие размеры греческих полисов стимулировали к участию в общественной жизни практически все население. Свободные члены общества были гражданами, а не бесправными подданными, как на Востоке. В пору расцвета в Афинах некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки, город практически не знал слоя чиновников, а высшим законодательным органом было собрание граждан полиса. Так, в Греции задолго до нашей эры возникла невиданная форма политического управления - народовластие, или по-гречески демократия (δημο-κρατία - от δημος, народ и κρατέω - управлять), форма, которая и сегодня через два тысячелетия является манящим идеалом для многих народов мира.

Возможность общения сразу всех жителей государства породила дух состязательности, который пропитал все слои общественной жизни Эллады. Каждый праздник, посвященный любому из богов, а богов в Древней Греции было великое множество, непременно заканчивался соревнованиями атлетов, состязаниями певцов, танцоров, музыкантов, поэтов, конкурсами трагиков, комедиантов, ремесленников, конкурсами красоты - и женскими, и мужскими. На время всенародных Олимпийских или Пифийских игр воюющие стороны складывали оружие, толпы людей устремлялись по дорогам Греции к месту состязаний, жизнь в городах замирала. Награда победителю была, как правило, невелика - лавровый венок или корзина винных ягод, но всегда эта награда была очень почетна. В исключительных случаях победителю ставили памятник или избирали на ответственные государственные должности. Так, величайший драматург Эллады Софокл (ок. 496 - 406 до н. э.) после своей «Антигоны» был избран военачальником и, надо сказать, с честью провел ряд военных операций.

Раскрепощенный ум, чувство свободы и собственного достоинства породили взрывоподобный всплеск интеллектуальных сил Греции. Неугомонная мысль забурлила в узких, а порой и грязных улочках греческих полисов. Не в помпезных державах Древнего Востока с их чудовищно громадными пирамидами, храмами, статуями, фантастическим богатством, а в бедности, но в свободе взрастала беспримерная по силе интеллекта и духа культура. Торжество человеческого разума стало главным богатством и невиданным завоеванием греческого народа.

Влилась в века Эллада, как вино,-

В дворцовой фреске, в мраморном кумире,

В живом стихе, в обточенном сапфире,

Явя, что было, есть и суждено.

(В. Брюсов)

Именно греки первыми из древних народов стали искать тайны мироздания не в религиозных канонах, а в самом мироздании, окружающем человека. И именно греки первыми ощутили щемящую радость постижения истины.

Трижды счастливы души, которым дано

Подняться до истин подобных и звездное небо измерить.

В этих двух строках древнеримского поэта Овидия (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) заключен еще один кладезь, которым владели древние греки (и которым они щедро одарили древних римлян), - это тонкое чувство прекрасного. С молоком матери впитывали греки краски щедрой Эллады: синеву неба, лазурь моря, золото морского песка, зелень вздыбленных хребтов, блеск неприступных скал и вновь синеву неба. «Гармоническая природа этой страны, чуждая всякой чудовищной громадности, всяких чудовищных крайностей, - писал В. Г. Белинский, - не могла не иметь влияния на чувство соразмерности и соответственности, словом, гармонии, которое было как бы врожденно грекам».

Никакой другой народ не был так богато и счастливо одарен природой. Склонные к веселью и наслаждениям, с радостью предаваясь пению, танцам и гимнастическим упражнениям, греки в то же время имели пытливый ум и живое стремление к знаниям, проницательный и трезвый взгляд на природу, лишенный схоластических умствований египетских и вавилонских мудрецов. Чувством прекрасного и чувством гармонии пронизана вся греческая культура. Художники боготворили красоту человеческого тела, поэты воспевали радость жизни, но и ученые, все изучая и все испытуя согласно законам разума, мыслили не только логическими категориями, но и живыми образами. Величайший философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н. э.) писал нежные лирические стихи:

Яблоко это тебе я кидаю. Поймай, если любишь,

И отведать мне дай сладость твоей красоты...

Вообще наука и искусство шли в Древней Греции рука об руку, а математика и музыка назывались родными сестрами.

Таковы были древние греки, подобно смеющемуся солнечному лучу явившиеся на небосклоне истории. Такова была великая греческая культура, которую Гегель сравнил с быстро облетающей розой.

Таков Эллады край чудесный,

Уже умершей, но прелестной.

(Дж. Г. Байрон)

И все же не следует забывать о двух тысячелетиях, отделяющих нас от Древней Эллады. Мы восхищаемся мудростью древних эллинов, предугадавших многие пути развития и многие принципиальные проблемы современного научного знания, но мы и снисходительно улыбаемся, видя их конкретные результаты - слишком далеко вперед ушло современное естествознание. Идея симметрии, положенная древними греками в основу строения атома,- эта в чистом виде идея XX в. - поражает нас своей прозорливостью, однако ее воплощение - сами атомы, мыслимые Платоном в виде правильных многогранников, - кажется сегодня безнадежно наивным. Нас пленяют беломраморные шедевры Эллады, ее восхитительные статуи и безупречные храмы, и мы не думаем о том, что во время жертвоприношений по их отполированным ступеням текли потоки крови, а безмятежная лазурь безоблачного неба была пропитана запахом крови и горящего жира.

Вообще ослепительный свет греческого интеллектуального и художественного гения никак не проникал в сумрачные подвалы их нравов и суеверий, бывших не только забавными, но порой и чудовищно жестокими. Чтобы весна вновь вернулась на землю, в Афинах ежегодно устраивалось пышное бракосочетание самой знатной афинянки, жены первого сановника города, с деревянной статуей бога плодородия Диониса, хранившейся весь год взаперти специально для этого случая; для избавления города от несчастий существовал ритуал изгнания «козлов отпущения», каковыми часто оказывались несчастные жители города: их жестоко избивали прутьями из морского лука, затем сжигали и пепел развеивали над морем; прославленный полководец Фемистокл накануне Саламинской битвы принес в жертву богу Дионису-Пожирателю трех знатных персидских юношей, трех красавцев - племянников персидского царя, одетых по этому случаю в роскошные, шитые золотом одежды; мудрый Демокрит, основоположник материализма и создатель учения об атомах, призывал девушек во время регул трижды обегать засеянное поле, дабы оно одарило крестьянина обильными всходами. И т. д., и т. д., и т. д.

С тех пор мир неузнаваемо переменился. Но сила и слава античной культуры продолжает сиять в веках. По двум столбовым дорогам философии - дорогам Платона и Демокрита - идут современные философы: мудрость Пифагора, энциклопедичность Евклида, искрометность идей Архимеда продолжают восхищать и питать современных математиков, совершенство линий Парфенона и божественная красота Афродиты Милосской два с половиной тысячелетия вдохновляют художников (рис. 3).

Рис. 3. Ника Самофракийская - олицетворение победы, ставшая и символом иного взлета Древней Эллады. Мрамор. Конец IV в. до н. э. Париж. Лувр.

И все-таки как и почему именно в Греции, будто Афродита из пены морской, родилась поразительно современная культура? Два тысячелетия лучшие умы человечества пытаются постичь этот непостижимый феномен «греческого чуда». Вот почему нам остается лишь вернуться к началу пролога и с гордостью констатировать: Греция - это слава человеческой культуры, Греция - колыбель европейской цивилизации.

Античная Греция подарила миру множество абсолютно новых идей и изобретений. Тут появились:

  • философия,
  • математика,
  • медицина,
  • Олимпийские игры,
  • театр,
  • реалистическое искусство,
  • наука, в целом, – как особая форма познания со своими методологией и понятийным аппаратом,
  • историография,
  • гражданское самосознание

и, наконец, демократический строй. Практически всё, что сегодня имеет западная цивилизация, начиная от научных достижений и заканчивая политическими концепциями, уходит своими корнями в древнегреческую культуру.

В Европе не раз предпринимались попытки порвать связь с античным прошлым и создать нечто коренным образом, отличающееся от древнегреческих идеалов. Например, в эпоху Средневековья на смену жизнеутверждающему мировоззрению древних греков пришёл культ аскезы и умерщвления плоти. Античное наследие было объявлено богомерзким и языческим. Множество чудесных памятников этой эпохи было уничтожено. Однако даже средневековые монахи не смогли полностью отказаться от греческой культуры. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский и многие другие средневековые теологи писали свои труды, опираясь на философские концепции и понятия, разработанные ещё Платоном и Аристотелем. Сегодня греческая культура по достоинству признана одной из самых ярких и влиятельных в истории человечества.

Причины культурного подъёма в Древней Греции

Складывание на Балканском полуострове столь богатой культуры было связано с множеством факторов. Во-первых, Греция имела очень удобное географическое положение. Свободный выход к морю позволил грекам путешествовать по всему Средиземноморью и Азии. Морские путешествия без навигационных приборов, карт, астрономических расчётов и хорошо спроектированных кораблей были сложны и опасны. Поэтому греки достаточно рано стали заниматься развитием инженерных наук, математики и астрономии. Этот народ много занимался торговлей, накапливая огромные богатства, принимал у себя иностранных купцов и заимствовал лучшее из культуры и науки соседних стран. Благоприятный климат, великолепные горные пейзажи и буйная растительность пробудили в греках особое понимание природы и стремление к гармонии с Космосом.

Во-вторых, греки жили в регионе с большими залежами металлов, в том числе, драгоценных. Обработка металла способствовала подъёму всех прочих хозяйственных направлений (например, сельского хозяйства), а также позволила грекам стать могущественной с военной точки зрения нацией. Но применение металлов не ограничивалось лишь войной и экономикой, древние греки стали создавать великолепные ювелирные украшения, статуэтки и посуду.

В-третьих, в Греции после разложения родоплеменного строя возник особый вид общественной организации – полис. Для греков полис воспроизводил Космос в миниатюре. Внутри полисов царила демократия. Собрания свободных граждан определяли политические цели всего общества, вершили суд, решали земельные вопросы. Каждый житель полиса чувствовал себя ответственным за свою родину. Ценность человека также измерялась пользой, которую он приносит полису. Поэтому в менталитете древних греков всегда присутствовала доля соревновательности. Они стремились проявить себя на поле боя, на олимпийской арене или в науке.

Несмотря на крушение античного мира, культурное наследие древних греков до сих пор живо и продолжает активно развиваться.

Греция: колыбель европейской цивилизации

Колыбель европейской цивилизации, страна с многовековой историей и великим наследием: все эти слова о Греции. Эта страна уникальна и интересна для туристов по многим аспектам. Недаром наши предки говорили, что в Греции есть всё. Кажется, что боги величественного Олимпа нарочно создали заповедный уголок, где каждый сможет найти то, чего хочет он.

Пятая часть Греции лежит на островах, числом около тысячи. Омывается тремя морями: Эгейским, Средиземным и Ионическим. Древние географы говорили, что море тянется к Греции тысячами рук. Здесь самая изрезанная береговая линия в мире, разместившая в себе невероятное множество портов и пляжей.

Большая часть Греции покрыта горами. Самые известные из них – это Олимп (2917м) в массиве Пинд, Фалакрон (2229 м), Килини (2376 м) на полуострове Пелопоннес

Летом в Греции воздух прогревается до 28 С, в июле-августе иногда до 40 С. Зима – дождливая и довольно прохладная, но ниже ноля температура опускается только в северных горах.

Греция входит в число стран Шенгенского соглашения, поэтому получить визу туристам из России довольно просто. Кроме того, цены на вполне демократичны.

Государственная валюта в Греции – евро. Помните, что банки и обменные пункты здесь закрыты в выходные и праздники.

Начать своё путешествие по Греции, конечно же, стоит начать с Афин: столицы и культурного центра страны. Туристов привлекает, в первую очередь, Афинский Акрополь, символизирующий Древнюю Грецию, храм Афины Парфенос, находящийся тут же, храм Эрехтейон, на месте которого разгорелся спор между Посейдоном и Афиной за право властвовать над городом, храм Ники Аптерос, где находилась статуя богини с отрезанными крыльями, чтобы удача не покинула Афин. Не выходя из города, можно увидеть массу интересного, почувствовать себя в окружении оживших мифов древности.

Не задерживайтесь в городе, ведь Вас ждут не менее увлекательный пригород Афин, где произошла марафонская битва, полуостров Пелопоннес и город Олимпия, родина Олимпийских Игр, плодородная Македония и святая гора Афон и многое, многое другое.

Греция невероятно исторически и культурно богатая страна. Нет смысла рассказывать о видах отдыха, предлагаемого здесь: местная природа и климат позволяют найти времяпрепровождение абсолютно всем. В мире нет ни одного человека, который бы, посетив Грецию, остался недоволен. Так почему бы и Вам не присоединится к этим счастливцам?

УРОК 21

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

«Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в про­странстве. То одни, то другие народы стано­вились носителями человеческого прогрес­са, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, на­долго погружались в сумерки...» (Н. А. Дмит­риева, Н. А. Виноградова)

На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации . Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонич­но развитого физически и духовно. Шедев­ры этой средиземноморской культуры на протяжении несколь­ких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов. Проникнутые радостью, светом, верой в достоин­ство, красоту и ценность человека, они и сегодня продолжают «до­ставлять нам художественное наслаждение и в известном отно­шении служат нормой и недосягаемым образцом».

Как же называлась эта культура?

Конечно, это античная культу­ра. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Гре­ции, а позднее и в покорившем ее Риме.

Что же такое античность? Как возник этот термин?

Антично­стью называют весь полуторатысячный период от возникнове­ния в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской импе­рии в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический пе­риод.

Слово «античность» произошло от латинского «antiques» - «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных циви­лизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейс­кую культуру.

Античность можно разделить на следующие периоды историчес­кого развития:

1. Эгейская (крито-микенская) культура (III-II тыс. до н. э.)

2. Культура Древней Греции (XI-I вв. до н. э.)

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)

Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)

Классический период (V-IVbb. дон. э.)

Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.)

3. Культура этрусков (VIII-VI вв. до н. э.)

4. Культура Древнего Рима (V в. до н. э. - V в. н. э.)

Период республики (V-I вв. до н. э.)

Период империи (I в. до н. э. - V в. н. э.)

Конечно, эти рамки довольно условны, так как невозможно ука­зать точные границы непрерывного, вечного процесса развития.

Каково же значение античной культуры, ее достижения и особен­ности?

Античная цивилизация внесла весомый вклад в историю миро­вой художественной культуры, оставаясь и по сей день идеалом кра­соты и образцом художественного вкуса. Трудно оценить значение художественного наследия этого периода. В античных памятниках культуры ярко выразились представления о мироздании, религиоз­ные верования, нравственные идеалы и эстетические вкусы эпохи, завершившей многовековую историю Древнего мира.

«Правдивое отражение действительности, простота и ясность ху­дожественного языка, совершенное мастерство исполнения - все это определяет непреходящую ценность античного искусства » (Б. - И.Ривкин).

Античные наука и культура создавались свободными людьми, которые во всем, будь то постижение мироздания или человечес­кой личности, открывали гармонию. Гармоничность и одухотво­ренность определяли органичность и целостность греческой культуры.

Царицей античной науки была философия . Греческих филосо­фов занимало происхождение Вселенной и природа всех вещей. Фи­лософские школы греков были свободными объединениями, соби­равшими вокруг Учителя его единомышленников и учеников. Тако­вы школы Фалеса, Анаксимандра, Гераклита периода архаики. У каж­дого ученого-философа было свое учение. Демокрит считал осно­вой всего атомы, движущиеся в пустоте, а все живое по его теории отличалось от неживого наличием души. Сократ утверждал, что са­мопознание - начало истинной мудрости. Платон создал учение об идеях - прообразах мира. Его ученик - ученый-энциклопедист Аристотель - основой всего считал материю.

Сильное влияние на культуру многих народов оказала античная мифология, на сюжеты которой написаны многие произведения за­падноевропейского искусства.

Античная литература пережила века и навсегда вошла в золотой фонд человечества. Тексты античных авторов переписывались мо­нахами в Средние века, воспринимались как норма и идеал в эпоху Возрождения. На благородной красоте и спокойном величии геро­ев античности воспитывались многие поколения. Пушкин перела­гал Катулла и Горация. Лев Толстой изучал греческий язык, чтобы читать Гомера в подлиннике.

Но особое место в культуре античности занимали пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-при­кладное искусство, поражающие своим многообразием и богат­ством. Античная ордерная система до сих пор восхищает благород­ством форм и конструктивной простотой и используется в совре­менной архитектуре. Неоценимым вкладом античности в мировое искусство можно считать разработанную систему изобразительных средств воспроизведения действительности: приемы анатомичес­кого строения и движения фигуры, представление трехмерного пространства и объемности предметов в нем.

Каковы же истоки античности, какая цивилизация предшество­вала ей?

Основателями и творцами античной культуры были древние гре­ки, называвшие себя эллинами , а свою страну - Элладой.

Однако еще до рождения греческой культуры в Восточном Сре­диземноморье в III-II тыс. до н. э. существовала более древняя ци­вилизация, которая, по легендам и находкам археологов, господ­ствовала во всем Средиземноморье и погибла в XV в. до н. э. в ре­зультате стихийной катастрофы. Это была предшественница антич­ной культуры крито-микенская, или эгейская, цивилизация, с кото­рой связано множество мифов и легенд.

Одна из самых удивительных - легенда, которая уже два с поло­виной тысячелетия волнует людей. Это легенда об Атлантиде - за­гадочном острове, поглощенном океаном в один день и одну ночь. Видимо, именно Атлантида была колыбелью всех древних культур и праматерью цивилизаций.

Первым о прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до - н. э.) в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Платон опирался на рас­сказ своего предка Солона, который, путешествуя по Египту, узнал историю Атлантиды от египетских жрецов.

1 - Платон

Платон об Атлантиде

«Посейдон... населил его (остров) своими детьми»

«Посейдон поделил остров на 10 частей» (по количеству сыновей)

«... Атлантиду он отдал дом матери и окрестные владения - как наибольшую и наилучшую долю...»

«Весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю»

«Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами...»

2 -Вариант конструкции Атлан­тиды по Платону, выполненный Дроздовой Т. Н. (из книги «в поисках образа А тла нт иды»): I - архипелаг «Подкова»; 1 - о. Подкова - Атлантида; 2 - о-ва Северный Трезубец Посейдона (Азорские о-ва); 3 - о-ва Южный Трезубец Посейдона (Канарские о-ва); А - столица Атлантиды

3 - Главное государство Атлантиды. Остров Атлантида - вариант рекон­струкции «Подкова» (по Т. Н. Дроздовой):

1 - Царство Атланта; 2 -Царство

3 вмела; 3 - Царство Амферея;

4 - Царство Евемона; 5 - Царство Мниесея; 6 - Царство Автохона;

7 - Царство Еласиппа; 8 - Царство Мнестора; 9 - Царство Азаеса; 10 - Царство Диаперена

По версии Платона Атлантида находилась в океане за Геракло­выми Столпами (Гибралтарским проливом). Населяли остров ат­ланты - сильные и гордые потомки бога моря Посейдона и его жены Клейто, которые не только держали в повиновении все Сре­диземноморье, но и несли покоренным народам свою высокую культуру. Платон писал: «На этом острове, именовавшемся Атлан­тидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они ов­ладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии)». Платон сообщает и о круглой, как солнечный диск, столице атлантов, расположенной на живописной равнине, раз­мером приблизительно 555 на,370 км. «Кругом столицы прости­ралась равнина, окруженная горами, доходившими по ее краям до самого моря. Вся эта равнина была обращена на юг и защищена от северных ветров горами, ее окружающими, очень высокими и красотой превосходящими все нынешние» (Платон). Столица была укреплена тремя водяными и двумя земляными кольцами. В центре ее возвышался холм, на вершине которого по велению По­сейдона били два родника с горячей и холодной водой. Весь город был разделен лучами на 10 секторов. Были прорыты каналы, со­единенные между собой кривыми протоками и выстроены высо­кие мосты, связывающие все части города. «Они прорыли каналы, смыкавшиеся с мостами такой ширины, чтобы от одного водно­го кольца к другому могла пройти одна триера... Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соеди­нялось море, имело ширину три стадий (555м)» (Платон). После этого атланты окружили свою столицу неприступными стенами, идущими строго по окружности.

Центральная часть (акрополь) располагалась в центре, на плос­ком скалистом холме. «В самом средоточии стоял недоступный свя­той храм Клейто и Посейдона, окруженный золотой стеной». Была на акрополе и крепость. В крепости находились царский дворец и священная роща Посейдона с диковинными деревьями.

Самым большим было царство старшего сына Посейдона и Клей­то - Атланта. Здесь же находилась и столица Атлантиды. Вот как об этом пишет Платон: «Вся равнина, окружавшая город, и сама, окруженная горами, которые тянулись до самого моря, являла собою ровную гладь...» , «прорыты прямые каналы, почти сто футов шириной (30 м) через сто стадиев (18 500м)» , «каналы были прорыты...ширина...имела стадий (185 м), дли­на по периметру 10 тысяч стадий» , «каналы соединены между собой и городом кривыми прото­ками...» , « к аждый участок 10 на 10 стадиев... Всего участков 60 тысяч» (по всей равнине)

5 - Платон и Аристотель. Фрагмент рисунка с фрески Рафаэля «Афинская школа»

Эти вопросы волновали ученых и путешественников многие сто­летия. Искали Атлантиду и в Африке, и в Европе, и в Америке. Но сегодня, когда поисками загадочного острова занялись представи­тели точных наук, остались только две версии местоположения Ат­лантиды. Это Атлантический океан, по Платону, и Средиземное море с островом Крит.

Современные океанологи выявили на дне Атлантического океана много подводных гор, самые высокие из которых образуют Азорские, Канарские, Бермудские, Багамские и другие острова. Но следов боль­ших затонувших островов там не найдено. Может быть, платоновские Столпы Геракла - это не Шбралтар, а либо устье Нила, либо пролив Босфор и Дарданеллы, либо другие скалы в Средиземном море?

Учитывая это, можно сказать, что в ту пору в Средиземноморье существовало могущественное государство атлантов, которое дер­жало в повиновении многие народы, а в XV в. до н. э. внезапно по­гибло. Возможно, это была крито-микенская держава, родоначаль­ница величайшей культуры, продолжением которой затем и было классическое греческое искусство.

Да, Атлантиды, описанной Платоном, нет на карте Земли. Но в ле­генде о погибшей высокой цивилизации можно найти истоки ев­ропейской культуры.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте текст, выполните задания

Задания и вопросы к тексту

1 Подчеркни в тексте строчки, посвященные Атлантиде.

2 Подчеркни в тексте выражения Платона и Аристотеля, которые стали крылатыми.

3 С именами каких философов связаны слова «академия» и «лицей»?

4 Что Платон считал первоосновой мира, а что - Аристотель?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Кто были учителями Платона и Аристотеля?

Владимир Бутромеев. Платон и Аристотель

Настоящее имя Платона - Аристокл. Пла­тоном его прозвали за силу и широкую грудь. Платос значит «широкий». В молодости он за­нимался борьбой и был чемпионом Истмий- ских игр - соревнований, похожих на Олим­пийские игры.

Платон происходил из семьи царского рода. Его мать второй раз вышла замуж за од­ного из друзей и помощников Перикл а, управ­лявшего тогда Афинами. Платон рос и воспи­тывался, общаясь со знаменитыми поэтами и писателями, художниками и актерами. Он и сам начал писать комедии и трагедии, но, по­знакомившись с Сократом, сжег свои сочине­ния и посвятил себя философии.

Суд над Сократом и смерть любимого учи­теля потрясли Платона. Он уехал из Греции и долго путешествовал. К тому времени он уже стал известным философом, и один из при­ближенных тирана Дионисия, властвовавше­го в Сиракузах, главном городе острова Сици­лия, пригласил его к царскому двору. Этот приближенный думал, что Платону удастся убедить Дионисия царствовать справедливо, а не жестоко и своевольно. Платон в своих сочинениях много писал об идеальном госу­дарстве, которое должно жить по разумным законам, и ему тоже хотелось воплотить свои мечты в жизнь. Когда Дионисий понял, зачем прибыл Платон, он отослал его назад в Гре­цию, тайно приказав по дороге продать фи­лософа в рабство. «Он ведь философ, значит, и в рабстве он будет испытывать счастье», - насмешливо сказал тиран.

Платона купил некий Анникерид, богатый человек, который вез в Грецию своих лошадей, чтобы выставить их на конных состязаниях. Узнав о том, что он стал хозяином знаменито­го философа, Анникерид тут же отпустил его на свободу. Когда друзья Платона собрали деньги для его выкупа, Анникерид отказался их взять и передал их самому Платону.

Сейчас все знают имя великого философа Платона, и никто не помнит имя Анникерида.

На деньги, полученные от Анникерида, Платон купил в предместьях Афин землю, по­строил себе дом и открыл свою философскую школу. Дом Платона находился недалеко от того места, где согласно легенде был похоро­нен мифический герой Академ, поэтому шко­лу Платона называли Академией. Академией и теперь называют высшие учебные заведения и собрания признанных ученых, писателей и художников.

Платон написал множество сочинений. Одни из них посвящены разъяснению фило­софских идей Сократа, другие - описанию устройства разумного государства. В этих со­чинениях описана и Атлантида - государ­ство, в котором люди жили согласно мудрым законам. Современные ученые спорят, имел ли в виду Платон настоящую Атлантиду, по­грузившуюся на морское дно, или просто при­думал ее, чтобы лучше растолковать законы, которые он хотел предложить людям. Писа­тели-фантасты написали об Атлантиде не один приключенческий роман, а загадка Ат­лантиды так и остается увлекательной тайной.

Как и многие другие философы, Платон искал первооснову всех вещей. Он считал, что все вещи имеют незримую идею, в которой заключается их самая главная сущность и при­чина. Эти идеи, согласно Платону, и есть пер­вооснова мира. Поэтому Платона называют отцом идеалистической философии.

Незадолго до смерти Платона спросили, как он считает, будут ли в будущем писать о нем. Философ ответил: «Было бы доброе имя, а записки будут». Эта фраза стала крылатой, как стала знаменитой и его приписка в заве­щании. Распределив свое имущество среди близких людей и родственников, Платон пи­сал: «А долга никому не имею».

Но еще более знаменита размолвка Плато­на с другим великим философом древности -Аристотелем. Аристотель был любимым уче­ником Платона. Но, усвоив философию Пла­тона, Аристотель решил, что учитель ошиба­ется в самом главном - в вопросе о первоос­нове мира. Аристотель пришел к выводу, что все вещи существуют сами по себе, безо вся­ких предшествующих им идей. Учитель и уче­ник расстались. Когда Аристотеля спросили, почему он покинул Платона, Аристотель от­ветил: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель написал огромное количество философских трактатов. Он охватил своим умом всю природу и все области человечес­ких знаний. Основал он и свою философскую школу. Она находилась в местности, посвя­щенной богу искусств Аполлону,Ликейскому. Ликейский значит волчий, такое прозвище

Аполлон получил по древней традиции, пото­му что когда-то он изображался в виде волка. Слово «ликей», или «лицей», стало знамени­тым благодаря школе Аристотеля, так называ­ются учебные заведения, в которых обучают по специальной, усложненной программе.

Знаменит Аристотель и тем, что он был вос­питателем Александра Македонского. Но боль­ше всего он прославился своими словами: «Пла­тон мне друг, но истина дороже». Они стали кры­латыми, их говорят, когда хотят подчеркнуть свою приверженность истине, несмотря ни на какие личные симпатии и дружеские связи.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...