Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Художественная культура эпохи средних веков. Художественная культура Средневековья. Язычество в средневековой культуре

Для литературного творчества Средневековья характерно жанровое разнообразие. Раннее Средневековье активно развивало устную поэзию, особенно героический эпос. Крупнейшим произведением этого жанра является англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» (ок. 700 г.) о подвигах мужественного справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда», представляющая собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Величайшим памятником французского народного героической эпоса признана «Песнь о Роланде», воспевающая военные подвига графа Роланда, военачальника Карла Великого, погибшего во время военного похода в Испанию.

В классическое Средневековье появились рыцарские романы. В данном жанре работал французский писатель и поэт Кретьен де Труа (ок. 1130-1191), создавший такие романы, как «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь льва» и др. Памятником германской народной литературы является «Песнь о Нибелунгах» (XII-XIII вв.), повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в.

В литературе Франции XII-XIII вв. значительным явлением была поэзия вагантов, т.е. бродячих нищих студентов, которые исполняли пародийные, любовные и застольные песни вольнодумной, антиаскетической и антицерковной направленности.

В архитектуре в начале Средневековья для возведения построек в Западной Европе начинает широко применяться камень. По этой причине стали воздвигать толстые мощные стены, иначе нельзя было удержать тяжесть каменных сводов. Эта же причина предопределила наличие в стенах здании немногочисленных и узких окон. Такой стиль в архитектуре получил название романского (от лат. romanus - римский). Время его расцвета датируется примерно с XI-XII вв. Основными постройками в рамках романского стиля стали замок-крепость (крепость рыцаря) и храм-крепость (крепость Бога). Для такого зодчества характерны полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Высокие башни были главным элементом архитектурной композиции. Соборы романского стиля строились во всех ведущих странах, но ярче всего он проявился в искусстве Германии и Франции. Три больших храма на Рейне считаются образцами позднего и совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпрее и Майнце. Примером же величественного и мощного средневекового замка в романском стиле может служить замок Пьерфон, построенный в конце XIV в. и расположенный к северу от Парижа. В плане замок прямоугольный, его размеры 103 на 88 м, толщина внешних стен достигает 5-6 м.

Архитектуру романской эпохи сменила готическая архитектура, господствовавшая в искусстве Западной и отчасти Восточной Европы в период с XII по XVI в. Главным признаком готики считается высотность: соборы тянутся к небу бесчисленными стрелками башен и башенок, фиалов, заостренных арок. Но в данном стиле поражает не столько высота, сколько богатство и разнообразие аспектов архитектуры.

Готический собор необозрим: у него каждый из фасадов со своим порталом индивидуален. Уступами высятся массивные опорные столбы - контрфорсы. Собор и внутри и снаружи заполнен массой скульптур. Так, в Шартрском соборе около 10 тыс. статуй.

Одним из самых известных католических соборов является Реймсский собор Нотр-Дам. Он был построен в 1211-1311 гг. Со времен позднего Средневековья до XIX в. собор был местом коронации практически всех французских монархов. Высота башен Реймсского собора 80 м. Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции.

Двойственность стилистических влияний наблюдается в знаменитом Соборе Парижской Богоматери : с одной стороны, в нем присутствуют отголоски романского стиля, а с другой - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Несмотря на то что архитектура в Средние века по-прежнему оставалась синтезом искусств, в большинстве готических соборов преобладала скульптура, а не живопись, как прежде.

Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в Вербное Воскресенье. В XIV в. театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали.

Итак, Средние века в Западной Европе стали временем напряженной духовной жизни и серьезных изменений культуры. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура Средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институт научного познания и образования.

Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе и т. д. Все перечисленные представления средневековой эпохи были сформированы христианским вероучением и христианской церковью. Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство.

Само оживление культурной жизни первоначально выразилось в том, что, начиная с Х века, в западноевропейской художественной культуре утверждаются новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности. В Х веке художественная культура Средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположенный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подготовке к набегам. Средневековая Европа поэтому была покрыта замками. Один из самых величественных и мощных замков – замок Пьерфон к северу от Парижа (Франция).

Храмовая архитектура Средневековья также отражала особенности своего времени. Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библейского начала, а из всех человеческих чувств, предпочтение отдавалось страданию, ибо, по учению церкви, - это очищающий душу огонь. С необычайной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий.

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны русским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты.

В начале XII века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экспрессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим название готического.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Религия при этом постепенно утрачивает свои господствующие позиции.

Этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был отмечен рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Грандиозность и легкость готических соборов создавала иллюзию оторванности от земли, что достигалось через особое строение готического свода.

Изменился по сравнению с романской эпохой наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.

Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь - к небу, к Богу. Но готический храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть система противодействующих сил и конечный результат их борьбы – Вознесение. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.

Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Как полагает большинство исследователей Средневековья, одним из самых высоких достижений культуры стал расцвет рыцарской культуры.

В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рыцарская система ценностей, возникшая на основе реальной политической, бытовой, духовной жизни этого сословия, была уже вполне светской. Сложились образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. В кодексе рыцарской чести этика воинственности, силы и мужества переплетались с нравственными ценностями христианства и средневековым идеалом красоты. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью, но все же он сыграл огромную роль в западноевропейской художественной культуре.

Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литература, которая нашла свое проявление в виде двух литературных жанров – рыцарского романа и рыцарской поэзии.

Первые рыцарские романы появились в Англии после завоевания ее норманнскими феодалами в 1066 г. Основой романов стал любовно-приключенческий сюжет о подвигах короля Артура и рыцарей круглого стола, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главный герой романов король бриттов Артур и его рыцари Ланселот, Персеваль, Пальмерин и Амадис – были воплощением рыцарских добродетелей.

Наиболее известным и популярным произведением в жанре рыцарского романа стала «Повесть о Тристане и Изольде», в основу которой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Тристана и королевы Изольды. Популярность этого романа объяснялась как раз тем, что центральное место в нем отводилось земной чувственной любви с ее переживаниями.

Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс, где сложился очаг светской культуры в феодальной Западной Европе. В провансальском городке Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров (сочинителей), которая возникла при дворах знатных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ прекрасной дамы, прославлялись интимные чувства.

Поэзия трубадуров имела много разнообразных жанров: любовные песни, лирические песни, политические песни, песни, выражавшие скорбь по поводу смерти сеньора или близкого человека, плясовые песни и т.д. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров (певцов любви), в Италии – гистрионов (певцов нового сладостного стиля), в Англии – менестрелей. Рыцарская поэзия способствовала повсеместному распространению куртуазных форм культуры в Западной Европе.

Появление рыцарской поэзии было ответом на запросы свободной и независимой от церкви феодальной аристократии. Рыцарская поэзия сумела впитать в себя гармонию телесного и духовного.

В XII – XIII вв. в городах Западной Европы стала развиваться латинская поэзия бродячих студентов – вагантов (от лат. бродить). Поэзия вагантов, студентов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей пороки церкви и духовенства, воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в то время вся Европа. Расцвет поэзии вагантов связан с интенсивным развитием школьного и университетского образования, поэтому ее создателями и носителями стали студенты.

Фольклор, одно из слагаемых средневековой художественной культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. На рубеже XI – XII вв. в средневековой культуре получила развитие письменная литература. Тогда впервые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. В них воспевались подвиги героев, важнейшие реальные события, повлиявшие на судьбу того или иного народа. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде». В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея «Песнь о нибелунгах», которая явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы. В поэме подробно обрисованы придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также даны во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценные одеяния, сочетающие красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру.

Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, скульптуры, книжной миниатюры, витражного искусства. Величайшую художественную ценность представляют произведения средневековой литературы – рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и героический эпос. Таким образом, несмотря на то, что культура Средневековья была неоднозначной, противоречивой и многоликой, она безусловно является важной ступенью развития мировой культуры.

Художественная культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место в общемировом развитии культуры.

Когда возникает мысль о средних веках, мы представляем себе рыцарские замки и готические соборы, крестовые походы и феодальные усобицы, костры инквизиции и рыцарские турниры... "Средневековье" нередко становится синонимом всего мрачного и реакционного, оно как бы поглощено густой тенью, отбрасываемой, с одной стороны, античностью, с другой, - Возрождением. Но именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились основы современных языков. И именно к эпохе Средневековья восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу мировой цивилизации.

Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века и. э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства - Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя - центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения.

Прежде всего следует охарактеризовать те ценностные ориентации и критерии, этические и эстетические принципы, которые легли в основу жизни и мироощущения человека средних веков, определили направленность развития искусства этого времени, отразились в содержании и форме произведений художественного творчества.

В отличие от античности с ее культом языческих богов, когда боги очеловечивались, а люди считали себя настолько сильными и мудрыми, что могли спорить с обитателями Олимпа, мыслители Средневековья были ориентированы на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории осмысливался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и т. д., рассматривалось в плане их соответствия конечной цели - спасению души.

Наиболее распространенный жанр литературных произведений этого периода - жития святых, типичный образец архитектуры - собор, в живописи - икона, в скульптуре - персонажи Священного писания. В этих произведениях средневекового искусства человек существовал как венец творения, созданный по образу и подобию Божьему, все прочие творения были ради него. Но в теории средневекового христианства человек не приобретал самостоятельного значения: своим существованием он прославлял Бога. Так складывалось понятие личности, находившейся в противоречивой ситуации. С одной стороны, человек провозглашался подобным Богу, своему творцу. С другой стороны, человек - раб Божий; служение Богу, возвышающее человека, в то же время требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих идеалам христианства. Поскольку искупление возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. И хотя теологи подчеркивали, что личность человека представляет собой единство души и тела, основное внимание должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит вечности.

Эстетический мир Средневековья был организован вокруг фигуры Христа. Использование христианской мифологии регламентировалось авторитетом Священного писания. Библии.

Библия (греч. biblia - книги) - собрание древних текстов, утвержденное религиозной традицией в качестве Священного писания ("боговдохновенной" книги) иудаистов и христиан. В Библии - две части: более древняя по времени создания и большая по объему, признаваемая и теми и другими, получила название Ветхий Завет. Другая часть, созданная уже во времена христианства и признаваемая только христианами, называется Новым Заветом. "Завет" в христианской терминологии - мистический договор или союз, заключенный Богом в древние времена с одним народом (евреями) на основе исполнения закона, - это Ветхий Завет. Благодаря явлению Христа он был сменен Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях служения "в духе и истине".

Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины I века - начала II века. В состав Нового Завета входят 4 Евангелия (т. е. "благовестия" о жизни и учении Христа), примыкающие к ним "Деяния апостолов" (о жизни иерусалимской общины и путешествиях апостола Павла), 21 послание (поучения в эпистолярной форме), "Откровение Иоанна Богослова", или Апокалипсис, - предсказания о последней борьбе добра п зла в конце мира.

Библия является не только источником религиозной догматики, используемым для культовых целей. Библейские образы и сюжеты оказали воздействие на развитие мировой культуры и христианского мира и стран мусульманского Востока. Особенно велико это влияние было в средние века н в эпоху Возрождения.

Библия и сегодня доносит до нас этические, нравственные принципы, основанные на глубоком понимании духовности: провозглашает добро, милосердие, кротость, миролюбие, нравственную чистоту; осуждает зло, клятвоотступничество, измену в дружбе и любви, предательство, лицемерие и т. и.

В эпоху Средневековья христианская тематика нашла воплощение в клерикальной (церковной) литературе, существовавшей в различных жанрах: житиях святых, легендах, "видениях" загробного мира и т. д.

"Жития" - рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью. Это один из основных литературных жанров Средневековья. Жития сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), деяний апостолов (Библия) и других памятников ранней христианской литературы ("Житие Антония Великого", "Житие святого Алексия" и другие). Некоторые повествовали о воинских подвигах ("Житие Георгия Победоносца"). Наиболее полный сборник житий на латинском языке - "Золотая легенда" - собран итальянским монахом XIII века Иаковом де Борагине. К XIII-XV векам в Европе сложились многочисленные сводные сборники христианских легенд, послуживших источником сюжетов для средневекового эпоса (в том числе, рыцарского романа), драмы, лирики и иконографии.

Один из ведущих жанров средневекового искусства - героические эпосы.

Эпос (греч. epos-слово, повествование, рассказ) - героическое повествование, содержащее целостную картину народной жизни, описание жизни и подвигов героев-богатырей. Народный героический эпос возник на основе традиций мифологического эпоса

и богатырской сказки, позднее - исторических преданий. В архаических формах эпоса героика выступает еще в сказочно-мифологической оболочке, главные темы - борьба с чудовищами, сватовство к суженой, родовая месть. В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины противостоят захватчикам, иноземным и иноверным угнетателям. В северных и северо-западных областях Европы, занятых скандинавами и кельтами, где черты родового строя сохранялись особенно долго, существовала почва для возникновения народных героических эпосов.

Ирландский героический эпос (III-VIII вв.) первоначально имел прозаическую форму, поэтому его произведения назывались сагами (сага - от древнескандинавского segia - сказывать); впоследствии появились поэтические фрагменты. Эти саги объединялись вокруг имени короля Конхобара и его племянника Кухулина - богатыря фантастической силы.

Особое развитие героический эпос получил в Исландии. Мифология здесь отразила жизнь скандинавов "эпохи викингов" (IX-XI вв.). Наиболее древний памятник - сборник "Эдда", составленный в XIII веке из народных эпических песен, создававшихся в IX-XII веках. В героических песнях "Эдды" содержатся элементы, восходящие к преданиям древних германцев, но они переработаны в соответствии со скандинавским бытом и легендами. Таково, например, сказание о подвигах Зигфрида (в "Эдде" - Сигурда), добывающего клад Нибелунгов.

Древнеисландская литература включает в себя более позднюю поэзию скальдов (дружинных певцов), представляющую начальный этап развития авторства в поэзии. По это дописьменная поэзия: древнейшие из дошедших до нас скальдических стихов были сочинены в первой половине IX века, т. с. за четыре столетия до того, как они могли быть записаны. Эгиль Скаллагримсон (сын Грима Лысого, исландского первопоселенца) - выдающийся из скальдов. Вот пример его поэтического творчества:

Славу воспою

Смелому в бою,

Песней папою

Англию твою.

Наряду с поэзией скальдов было множество прозаических саг - родовых, исторических, фантастических и героических, например, "Сага о Волсунгах" (середина XIII в.), разрабатывающая сюжеты героических песен "Эдды" о Сигурде.

Расцвет героического эпоса в Западной Европе относится к XI-XII векам. Создавался он в эпоху феодальной раздробленности. Пафосом героического эпоса явилось стремление к национальному единству, прославлялся подвиг во имя родины и короля, символизирующего родину; выражался протест против феодального эгоизма, анархии и национального предательства.

Французский героический эпос - один из самых значительных в Европе. Сохранилось до ста поэм XI-XIV веков, получивших название "песен о деяниях". Эти поэмы принято делить на три цикла:

  • цикл короля Франции,
  • цикл верного вассала,
  • баронский цикл.

К первому циклу относится замечательный памятник средневекового эпоса - "Песнь о Роланде". Сюжетное ядро песни - действительные события VIII века: битва в Ронсевальском ущелье между франками и басками. В "Жизнеописании Карла Великого" упоминается в числе погибших имя знатного франка Хроуланда, ставшего прообразом Роланда в героической поэме.

Частный эпизод битвы франков с их единоверцами басками подвергся в поэме значительному переосмыслению: вместо басков появились грозные арабы-мусульмане; Роланд стал главным героем произведения. Он погибает в жестоком бою. Последние мысли Роланда - "о родине, о Франции-красе", "о Карле-властелине...".

Образ императора Карла имеет объединяющее значение. Его отличают моральное и физическое превосходство, любовь к родине, к ближним. Он мстит за погибшего Роланда, и его победы одержаны не без помощи Бога.

"Песня о Роланде" выражает идею единства родины, возмущение моральным падением предателя. Поэма имела значение и как воплощение символической идеи - борьбы христиан с мусульманским миром, что было связано с подготовкой к крестовым походам.

Испанский героический эпос отразил историческую обстановку в Испании VII века, завоеванной арабами. Вплоть до XV века испанский народ вел борьбу за свое освобождение, получившую название Реконкисты (отвоевания). Начиная с X века, формируется испанский эпос на основе преданий и песен, созданных ранее.

Центральный герой испанского эпоса - Родриго Диас (Рой Диаз де Бивар), прозванный за доблесть Сидом (араб, sidi - господин). Самая крупная из эпических поэм названа его именем - "Песнь о моем Сиде". Он - воплощение народного нравственно-героического идеала. Это рыцарь, который всем обязан своей доблести и храбрости. Он прост и щедр, заботлив по отношению к дружине, пользуется любовью простых людей. Сид противопоставлен высокомерной и коварной феодальной знати.

В конце XIV - начале XV веков в Испании зарождается жанр романса, разрабатывающего отдельные эпизоды древних эпических поэм. Таков цикл романсов о Бернардо дель Карпио. Исторические романсы называют испанской "Илиадой", в то время как новеллистические и лирические - испанской "Одиссеей".

Немецкий героический эпос формируется в XII-XIII веках, в период, когда идея национального единства приобретает особое значение. Крупнейшая поэма - "Песнь о Нибелунгах" (нибелунги - мифические карлики, хранители сокровищ). В поэме две части: первая повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, вторая - о мести его жены Кримхильды и трагическом финале кровавой распри (отражение исторических преданий об уничтожении гуннами бургундского государства).

"Песнь о Нибелунгах" стала источником драматических и музыкальных произведений немецкой художественной культуры. Композитор Вагнер в 40-е - 50-е годы XIX века создал оперную тетралогию: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов".

Южнославянский эпос формируется в XIV веке: это народная эпическая поэзия Югославии и Болгарин. Среди произведений этого плана выделяется Косовский цикл, объединяющий песни о Косовской битве сербов с турками в 1389 году. Герои эпоса - исторические личности: князь Лазарь, его воевода Милош Обилич, полулегендарный богатырь Юг-Богдан с девятью сыновьями.

В этот же период создается цикл песен о королевиче Марко, общем герое сербского и болгарского эпосов. Это народный мститель, борец против захватчиков; описываются его подвиги и героическая гибель (песня "Смерть Марка-юнака").

Более поздним образцом средневековой народной поэзии являются песни и баллады Англии и Шотландии. Наиболее популярны в течение многих столетий были баллады о Робине Гуде, великодушном, щедром, мужественном благородном разбойнике.

Рыцарская (куртуазная) *219 литература XII-XIII веков отразила формирование института рыцарства - "христова воинства", такие его ценностные ориентации, как защита "гроба Господня", религии, бедных, угнетенных, служение сюзерену, рыцарскому ордену, культ прекрасной дамы и другие. Рыцарская литература развивалась в двух направлениях: лирическом и эпическом. Своего классического развития она достигла во Франции.

*219: {Куртуазный (фр. courtois) - учтивый, вежливый.}

Рыцарская лирика возникает в Провансе (XI- XII вв.), где появляется поэзия трубадуров *220 , поэтов и композиторов, исполнителей собственных произведений. Известные поэты - трубадуры: Бертран де Бори, прославляющий героев-воинов; Джуафре Рюдель, обратившийся к теме "любви издалека"; Бертран Д"Аламано, воспевающий в жанре "альба" чувство индивидуальной любви, которое восстало против подавляющих его феодальных законов и обычаев. В Германии рыцарская лирика была представлена поэзией миннезингеров *221 (австрийский рыцарь Рейнмар из рода Хагенау, Вальтер фон дер Фогельвейде и другие).

*220: {Трубадур (прованс. trobor) - изобретать, находить.}

*221: {Миннезингер (нем. minnesinger) - певец любви.}

Рыцарский роман - центральное явление средневековой светской литературы, где ставились и разрешались важнейшие проблемы человеческой личности и ее отношений с миром. Являясь эпическим произведением, рыцарский роман в то же время отличается от средневекового эпоса. Здесь на первом плане не общенациональные события, а личная судьба героя, его любовь, во имя которой и совершаются подвиги. Средневековый роман представлен в Византии (XII в.), на романо-германском западе (XII - начало ХШ вв. стихотворные формы, затем преобладает проза), на Ближнем и Среднем Востоке (XI-XII вв.), на Дальнем Востоке (Япония, X-XI вв.).

Классическим образцом стал куртуазный (рыцарский) роман на французском языке. Для него характерно наличие сказочных, фантастических элементов, обилие авантюр, исключительных ситуаций. Герой проходит через трудные испытания, укрепляя и доказывая свою доблесть и мужество. По стилю и характеру французский рыцарский роман делится на циклы: античный ("Роман об Александре", "Роман о Трое", "Роман об Энее" и другие), бретонский (восходит к латинской хронике "История королей Британии", разрабатывает легенды о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола"). Крупнейший мастер средневекового романа - Кретьен де Труа, создатель романов "Ланселот, или Рыцарь Телеги", "Персеваль, или Повесть о Граале" и других. Романы о святом Граале посвящены теме религиозного служения: рыцарские подвиги совершаются во имя священной реликвии - сосуда, названного "святым Граалем", в котором, по преданию, была собрана кровь Иисуса Христа. Идея романа Кретьена - служение людям, отказ от личного счастья во имя блага людей. По мотивам этого романа немецкий композитор Вагнер написал оперы "Парцифаль" и "Лоэнгрин".

Культура рыцарства была для своего времени прогрессивным явлением. В рыцарском идеале воплощались элементы гуманизма: принципы защиты справедливости, уважения к женщине, культ большого человеческого чувства. Произведения рыцарской литературы отличают глубокий психологический анализ, богатство фантазии, совершенство поэтической формы.

Изобразительное искусство, архитектура средних веков

Культура Средневековья богата и разнообразна; ее центры были расположены в различных частях мира, но находились они в тесном взаимодействии. Именно в средние века достигло высокого уровня развития искусство многих государств Европы и Азии (Древней Руси, Китая, Индии). Например, в Китае расцвета достигают такие жанры изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр: В искусстве Индии проявляется чувственное восприятие мира, ощущение мощного, стихийного начала природы. Развивается поэтическая красочная восточная миниатюра.

Классических высот достигло развитие архитектуры, которая отличалась монументальностью, выражением воли и могущества человека. Это византийские храмы, романская и готическая архитектура Европы, арабские мечети, дворцы и храмы Индии, Китая.

Художественная культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место в общемировом развитии культуры.

Когда возникает мысль о средних веках, мы представляем себе рыцарские замки и готические соборы, крестовые походы и феодальные усобицы, костры инквизиции и рыцарские турниры... "Средневековье" нередко становится синонимом всего мрачного и реакционного, оно как бы поглощено густой тенью, отбрасываемой, с одной стороны, античностью, с другой, – Возрождением. Но именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились основы современных языков. И именно к эпохе Средневековья восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу мировой цивилизации.

Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века н.э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства ­ Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя, центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения.

Художественная культура Средневековья в своем развитии прошла два периода:

1 – культура XI – XII вв., характеризующаяся влиянием религиозного мировоззрения, отсюда - существование клерикальной литературы и других видов искусства;

2 – культура XII – XV вв., связанная с расцветом средневековых городов и формированием городского искусства.

Прежде всего следует охарактеризовать те ценностные ориентации и критерии, этические и эстетические принципы, которые легли в основу жизни и мироощущения человека средних веков, определили направленность развития искусства этого времени, отразились в содержании и форме произведений художественного творчества.

В отличие от античности с ее культом языческих богов, когда боги очеловечивались, а люди считали себя настолько сильными и мудрыми, что могли спорить с обитателями Олимпа, мыслители Средневековья были ориентированы на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории постигался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и т.д., рассматривалось в плане их соответствия конечной цели – спасению души.

Наиболее распространенный жанр литературных произведений этого периода – жития святых, типичный образец архитектуры – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи Священного писания . В этих произведениях средневекового искусства человек существовал как венец творения, созданный по образу и подобию Божьему, все прочие творения были ради него. Но в теории средневекового христианства человек не приобретал самостоятельного значения: своим существованием он прославлял Бога. Так складывалось понятие личности, находившейся в противоречивой ситуации. С одной стороны, человек провозглашался подобным Богу, своему творцу. С другой стороны, человек – раб Божий; служение Богу, возвышающее человека, в то же время требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих идеалам христианства. Поскольку искупление возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. И хотя теологи подчеркивали, что личность человека представляет собой единство души и тела, основное внимание должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит вечности.

Эстетический мир Средневековья был организован вокруг фигуры Христа. Использование христианской мифологии было регламентировано авторитетом Священного писания. Библии.

Библия (греч. biblia, букв. – книги) – собрание древних текстов, утвержденное религиозной традицией в качестве Священного писания ("боговдохновенной" книги) иудаистов и христиан. В Библии – две части: более древняя по времени создания и большая по объему, признаваемая и теми и другими, получила название Ветхий Завет. Другая часть, созданная уже во времена христианства и признаваемая только христианами, называется Новым Заветом . "Завет" в христианской терминологии – мистический договор или союз, заключенный Богом в древние времена с одним народом (евреями) на основе исполнения закона, – это Ветхий Завет . Благодаря явлению Христа он был сменен Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях служения "в духе и истине".

Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы II половины I века – нач. II в. В состав Нового Завета входит 4 Евангелия (т.е. "благовестия" о жизни и учении Христа), примыкающие к ним "Деяния апостолов" (о жизни иерусалимской общины и путешествиях апостола Павла), 21 послание (поучения в эпистолярной форме), "Откровение Иоанна Богослова", или Апокалипсис – предсказания о последней борьбе добра и зла в конце мира.

Библия является не только источником религиозной догматики, используемым для культовых целей. Библейские образы и сюжеты оказали воздействие на развитие мировой культуры и христианского мира, и стран мусульманского Востока. Особенно велико это влияние было в средние века и эпоху Возрождения.

Библия и сегодня доносит до нас этические, нравственные принципы, основанные на глубоком понимании духовности: провозглашает добро, милосердие, кротость, миролюбие, нравственную чистоту; осуждает зло, клятвоотступничество, измену в дружбе и любви, предательство, лицемерие и т.п.

В эпоху Средневековья христианская тематика нашла воплощение в клерикальной (церковной) литературе, существовавшей в различных жанрах: житиях святых, легендах, "видениях" загробного мира и т.д.

"Жития " – рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью. Это один из основных литературных жанров Средневековья. Жития сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), деяний апостолов (Библия) и других памятников ранней христианской литературы ("Житие Антония Великого", "Житие святого Алексия" и др.). Некоторые повествовали о воинских подвигах ("Житие Георгия Победоносца"). Наиболее полный сборник житий на латинском языке – "Золотая легенда", собранный итальянским монахом XIII века Иаковом де Борагине. К XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники христианских легенд, послуживших источником сюжетов для средневекового эпоса (в том числе, рыцарского романа), драмы, лирики и иконографии.

Один из ведущих жанров средневекового искусства ­ героические эпосы.

Эпос (от греч. epos – слово, повествование, рассказ) – героическое повествование, содержащее целостную картину народной жизни, описание жизни и подвигов героев-богатырей. Народный героический эпос возник на основе традиций мифологического эпоса и богатырской сказки, позднее - исторических преданий. В архаических формах эпоса героика выступает еще в сказочно-мифологической оболочке, главные темы – борьба с чудовищами, сватовство к суженой, родовая месть. В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины противостоят захватчикам, иноземным и иноверным угнетателям. В северных и северо-западных областях Европы, занятых скандинавами и кельтами, где черты родового строя сохранялись особенно долго, существовала почва для возникновения народных героических эпосов.

Ирландский героический эпос (III – VIII вв.) первоначально имел прозаическую форму, поэтому его произведения назывались сагами (древнескандинавскогое segia – сказывать); впоследствии появились поэтические отрывки. Эти саги объединялись вокруг имени короля Конхобара и его племянника Кухулина – богатыря фантастической силы, совершавшего героические подвиги.

Особое развитие героический эпос получил в Исландии . Мифология здесь отразила жизнь скандинавов "эпохи викингов" (IX – XI вв.). Наиболее древний памятник ­ сборник "Эдда ", составленный в XIII в. из народных эпических песен, создававшихся в IX – XII вв. В героических песнях "Эдцы" содержатся элементы, восходящие к преданиям древних германцев, но они переработаны в соответствии со скандинавским бытом и легендами. Таково сказание о подвигах Зигфрида (в "Эдде" – Сигурда), добывающего клад Нибелунгов.

Древнеисландская литература включает в себя более позднюю поэзию скальдов (дружинных певцов), представляющую начальный этап развития авторства в поэзии. Но это дописьменная поэзия: древнейшие из дошедших до нас скальдических стихов были сочинены в первой половине IX в., т.е. за четыре столетия до того, как они могли быть записаны. Эгиль Скаллагримсон (сын Грима Лысого, исландского первопоселенца) – самый выдающийся из скальдов. Вот пример его поэтического творчества:

Славу воспою

Смелому в бою,

Песней напою

Англию твою.

Наряду с поэзией скальдов было множество прозаических caг – родовых, исторических, фантастических и героических, напр., "Сага о Волсунгах" (сер. XIII в.), разрабатывающая сюжеты героических песен "Эдды" о Сигурде.

Расцвет героического эпоса в Западной Европы относится к XI-XII вв. Создавался он в эпоху феодальной раздробленности. Пафосом героического эпоса явилось стремление к национальному единству, прославлялся подвиг во имя родины и короля, символизирующего родину; провозглашался протест против феодального эгоизма, анархии и национального предательства.

Французский героический эпос – один из самых значительных в Европе. Сохранилось до ста поэм XI-XIV вв., получивших название "песен о деяниях". Эти поэмы принято делить на три цикла:

Цикл короля Франции,

Цикл верного вассала,

Баронский цикл.

К первому циклу относится замечательный памятник средневекового эпоса – "Песнь о Роланде ". Сюжетное ядро песни – действительные события VIII века: битва в Ронсевальском ущелье между франками и басками. В "Жизнеописании Карла Великого" упоминается в числе погибших имя знатного франка Хроуланда, ставшего прообразом Роланда в героической поэме.

Частный эпизод битвы франков с их единоверцами басками подвергся в поэме значительному переосмыслению: вместо басков появились грозные арабы-мусульмане;

Роланд стал главным героем произведения. Он погибает в жестоком бою. Последние мысли Роланда – "О родине, о Франции-красе", "О Карле-властелине...".

Образ императора Карла имеет объединяющее значение. Его отличают моральное и физическое превосходство, любовь к родине, к ближним. Он мстит за погибшего Роланда, и его победы одержаны не без помощи Бога.

"Песня о Роланде" выражает идею единства родины, возмущение моральным падением предателя. Поэма имела значение и как воплощение символической идеи – борьбы христиан с мусульманским миром, что было связано с подготовкой к крестовым походам.

Испанский героический эпос отразил историческую обстановку в Испании VII века, завоеванной арабами. Вплоть до XV в. испанский народ вел борьбу за свое освобождение, получившую название Реконкисты (отвоевания). Начиная с Х в., формируется испанский эпос на основе преданий и песен, созданных ранее.

Центральный герой испанского эпоса – Родриго Диас (Рой Диаз де Бивар ), прозванный за доблесть Сидом (араб. sidi – господин). Самая крупная из эпических поэм названа его именем – "Песнь о моем Сиде". Сид – воплощение народного нравственно-героического идеала. Это рыцарь, который всем обязан своей доблести и храбрости. Он прост и щедр, заботлив по отношению к дружине, пользуется любовью простых людей. Сид противопоставлен высокомерной и коварной феодальной знати.

В конце XIV – нач. XV вв. в Испании зарождается жанр романса, разрабатывающего отдельные эпизоды древних эпических поэм. Таков цикл романсов о Бернардо дель Карпио. Исторические романсы называют испанской "Илиадой", в то время как новеллистические и лирические – испанской "Одиссеей".

Немецкий героический эпос формируется в XII – XIII вв., в период, когда идея национального единства приобретает особое значение. Крупнейшая поэма – "Песнь о Нибелунгах " (нибелунги – мифические карлики, хранители сокровищ). В поэме две части:

первая повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, вторая ­ о мести его жены Кримхильды и трагическом финале кровавой распри (отражение исторических преданий об уничтожении гуннами бургундского государства).

"Песня о Нибелунгах" стала источником драматических и музыкальных произведений немецкой художественной культуры. Композитор Вагнер в 40-е – 50-е гг. XIX в. создал оперную тетралогию: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов".

Южнославянский эпос формируется в XIV в.: это народная эпическая поэзия Югославии и Болгарии. Среди произведений этого плана выделяется Косовский цикл , объединяющий песни о Косовской битве сербов с турками в 1389 г. Герои эпоса – исторические личности: князь Лазарь, его воевода Милош Обилич, полулегендарный богатырь Юг-Богдан с девятью сыновьями.

В этот же период создается цикл песен о королевиче Марко, общем герое сербского и болгарского эпосов. Это народный мститель, борец против захватчиков; описываются его подвиги и героическая гибель (песня "Смерть Марка-юнака").

Более поздним образцом средневековой народной поэзии являются песни и баллады Англии и Шотландии . Наиболее популярны в течение многих столетий были баллады о Робине Гуде, великодушном, щедром, мужественном благородном разбойнике.

Рыцарская (куртуазная) литература XII – XIII вв. отразила формирование института рыцарства – "христова воинства", такие его ценностные ориентации, как защита "гроба Господня", религии, бедных, угнетенных, служение сюзерену, рыцарскому ордену, культ прекрасной дамы и другие. Рыцарская литература развивалась в двух направлениях: лирическом и эпическом. Своего классического развития она достигла во Франции.

Рыцарская лирика возникает в Провансе (XI – XII вв.), где появляется поэзия трубадуров , поэтов и композиторов, исполнителей собственных произведений. Известные поэты – трубадуры: Бертран де Борн , воспевающий героев-воинов; Джуафре Рюдель , обратившийся к теме "любви издалека"; Бертран Д’Аламано , воспевавший в жанре "альба" чувство индивидуальной любви, которое восстало против подавляющих его феодальных законов и обычаев. В Германии рыцарская лирика была представлена поэзией миннезингеров (австрийский рыцарь Рейнмар из рода Хагенау, Вальтер фон дер Фогельвейде и другие).

Рыцарский роман – центральное явление средневековой светской литературы, где ставились и разрешались важнейшие проблемы человеческой личности и ее отношений с миром. Являясь эпическим произведением, рыцарский роман в то же время отличается от средневекового эпоса. Здесь на первом плане не общенациональные события, а личная судьба героя, его любовь, во имя которой и совершаются подвиги. Средневековый роман представлен в Византии (XII в.), на романо-германском западе (XII – нач. ХШ вв. – стихотворные формы, затем преобладает проза), на Ближнем и Среднем Востоке (XI – XII вв.), на Дальнем Востоке (Япония, X – XI вв.).

Классическим образцом стал куртуазный (рыцарский) роман на французском языке. Для него характерно наличие сказочных, фантастических элементов, обилие авантюр, исключительных ситуаций. Герой проходит через трудные испытания, укрепляя и доказывая свою доблесть и мужество. По стилю и характеру французский рыцарский роман делится на циклы: античный ("Роман об Александре", "Роман о Трое", "Роман об Энее" и др.), бретонский (восходит к латинской хронике "История королей Британии", разрабатывает легенды о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола" ). Крупнейший мастер средневекового романа – Кретьен де Труа , создатель романов "Ланселот, или Рыцарь Телеги", "Персеваль, или Повесть о Граале" и др. Романы о святом Граале посвящены теме религиозного служения: рыцарские подвиги совершаются во имя священной реликвии – сосуда, названного "святым Граалем", в котором, по преданию, была собрана кровь Иисуса Христа. Идея романа Кретьена – служение людям, отказ от личного счастья во имя блага людей. По мотивам этого романа немецкий композитор Р. Вагнер (1813 – 1883) написал оперы "Парцифаль" и "Лоэнгрин".

Культура рыцарства была для своего времени прогрессивным явлением. В рыцарском идеале воплощались элементы гуманизма: принципы защиты справедливости, уважения к женщине, культ большого человеческого чувства. Произведения рыцарской литературы отличает глубокий психологический анализ, богатство фантазии, совершенство поэтической формы.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,

АРХИТЕКТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Культура Средневековья богата и разнообразна; ее центры были расположены в различных частях мира, но находились они в тесном взаимодействии. Именно в средние века достигло высокого уровня развития искусство многих государств Европы и Азии (Древней Руси, Китая, Индии). Например, в Китае расцвета достигают такие жанры изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр. В искусстве Индии проявляется чувственное восприятие мира, ощущение мощного, стихийного начала природы. Развивается поэтическая красочная восточная миниатюра.

Классических высот достигло развитие архитектуры, которая отличалась монументальностью, выражением воли и могущества человека. Это византийские храмы, романская и готическая архитектура Европы, арабские мечети, дворцы и храмы Индии, Китая.

ВИЗАНТИЯ

Одним из центров развития средневекового искусства была Византия –государство, образовавшееся на основе Восточной Римской империи в 395 г. и просуществовавшее до 1453 г. Своеобразие развития Византии, которую варварские нашествия затронули в меньшей степени, чем Западную Европу, привело к тому, что здесь сохранились черты античного быта, общественного устройства; переход к средневековой культуре осуществлялся на основе античных традиций. Такие города Византии, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, сохранили эллинистический облик; в них были сосредоточены многие памятники древнегреческой культуры (античные статуи, в списках – произведения Гомера, Эсхила, Софокла и другие); до VII в. существовал античный театр. В центре произведений искусства находился идеальный человек, воплощенный в образе христианского Бога и святых.

На искусство Византии оказала влияние художественная традиция восточных провинций – Месопотамии, Сирии, Палестины, Египта, Антиохии; свое воздействие оказали и варвары, особенно с IV – V вв.

Содержанием византийского искусства стали религиозно - философские воззрения формировавшегося средневекового общества. На смену античному искусству, наивно обоготворявшему человека, пришло искусство, которое было направлено на возвышение его чувств, нравственных и эстетических сил. Духовность находила воплощение не только в бесплотной сущности творца, но и в образе Христа, сохранявшего облик человека, с его этическими и эстетическими принципами.

Лучшие произведения византийского искусства были созданы константинопольской школой, сочетавшей античную традицию с творческим опытом, основанном на усвоении философских и богословских идей средних веков. Расцвета византийское искусство достигло при императоре Юстиниане I (527 – 565). Главным художественным центром стал Константинополь, который современники называли "вторым Римом". Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, которые отличались разнообразием типов. Особенно характерны были храмы, архитектура которых разрабатывала античные традиции продольных базилик и центрально-купольных храмов. Например, базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI в., церковь Сан-Витале в Равенне (532 – 548 гг.).

Наиболее яркое воплощение новый тип сооружений получил в храме св. Софии в Константинополе , создателями которого явились малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии был задуман как часть императорского дворца, что выражало идею зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем мысль о могущества христианства.

В интерьере византийского храма нашли воплощение новые принципы синтеза искусств, особое значение приобрели стенные и плафонные росписи. Содержанием этих росписей стали сюжеты, композиции, образы – иконография Священного писания . В дальнейшем они превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями употреблялась смальта, отличающаяся глубиной и звучностью тонов, золотые фоны которой создают впечатление мерцающей среды. Наиболее яркий пример мозаик на сюжеты из жизни Христа – памятники Равенны, V в. ("Христос-Добрый пастырь" и другие), храм Сант-Аполлинаре Нуово, начало и середина VI в. (цикл из жизни Христа). Образец светской византийской живописи ­ мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, VI в., изображающие императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с приближенными. Преобладающее значение духовного начала в портретах подчеркнуто большим размером широко раскрытых глаз с расширенными зрачками, сверкающим взглядом, как бы обращенным внутрь души, в самосозерцание. Изображение императора и его окружения поражало восточной пышностью.

В VII в. и более позднее время наблюдается свобода творческих исканий в изобразительном искусстве, архитектуре. Художники проявляют стремление к возвышенному гармоническому идеалу (роспись церкви Успения в Никее, VI в., в памятниках Италии, VII – VIII вв.).

Искусство Византии IX – XII вв. отразило идеалы зрелого Средневековья, подчинившись строгим догматическим правилам. В архитектуре с XII в. самостоятельное место заняли монастыри ­ живописные ансамбли, обычно располагавшиеся на склонах гор или скалах, вписываясь в рельеф местности. В центре их находился крестово-купольный храм, например, церковь св.Феодоров в Афинах, церковь Успения Божьей матери в монастыре Дафни (XI в.) и другие.

В настенных росписях, мозаиках утверждается классический торжественный стиль. Основной формой станковой живописи становится иконопись. Шедевр византийской живописи XI – XII вв. – икона, так называемой. Владимирская икона Богоматери, которая относится к иконографическому типу "Умиление".

Последний расцвет византийское искусство переживает в период правления династии Палеологов (XII – XIV вв.). Завоевание Византии Турцией в 1453 г. изменило судьбу ее культуры. Достижения художественной культуры Византии оказали влияние на средневековое искусство Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.


Похожая информация.


В 395 году Римская империя распалась на две части - Западную и Восточную, каждая из которых стала самостоятельным государством. Исторические судьбы этих государств оказались различными.

Западная Римская империя уже в 476 году пала под натиском бесчисленных «варварских» племен - факт, который принято считать концом истории Древнего мира. На территории рухнувшей империи возникло множество варварских королевств, где постепенно начинает формироваться феодальный строй и зарождаются новые народности Западной Европы.

Восточная Римская империя избежала трагических катаклизмов. На ее основе сложилось могущественное феодальное государство Византия, просуществовавшее свыше 1000 лет. Византия успешно противостояла варварским нашествиям, и в то время как на Западе рушились все старые основы жизни, напротив, вступила в полосу всесторонней стабилизации. Она имела высокоразвитое ремесленное производство, вела оживленную внешнюю торговлю. Рабовладение не было здесь особенно сильным и не мешало развитию хозяйства феодального типа.

Несходными путями пошло и культурное развитие Византии и Западной Европы.

Историю Западной Европы в средние века вершили молодые народы, которые дотоле находились на дальней границе цивилизации и были совершенно чужды античному миру. Поэтому путь западноевропейской средневековой культуры начинался как бы «с нуля», вне явной преемственности с античным наследием.

В Византии же античность была никогда и ничем не прерываемой живой традицией. Жители империи называли себя ромеями (римлянами), говорили по-гречески, знали великих классиков, систематизировали познания древних.

Византийская культура всегда отличалась сильнейшей централизованностью. Вся духовная жизнь находилась под строжайшим контролем государства. Главным культурным центром являлся Константинополь, где пребывали двор и патриарх с синодом. Здесь были расположены царские мастерские, которые вырабатывали художественные образцы для всей империи. Поэтому во все века существования Византии в ее искусстве четко выделяется столичная школа.

Ничего подобного не было на Западе, где рано сложилось великое множество художественных школ. Свои творческие традиции имели не только страны, но и отдельные территории внутри них, монастыри и города, и даже отдельные мастерские.

Византийское искусство поражает своим традиционализмом. Устойчивого, стабильного, раз и навсегда найденного, оставшегося неподвижным в течение веков, в нем явно больше, чем изменчивого, динамичного.

Искусство Византии предстает как торжественное, идеально спокойное, просветленное, его не омрачает ничто теневое, отрицательное. Искусство средневекового Запада насыщено контрастами, отражая мир во всем его многообразии - светлые и темные стороны, силы добра и зла. Оно изобилует безудержной фантазией, тогда как в Византии особенно ценились те иконографические мотивы, которые наиболее точно следовали традиции.

И все же при явном несходстве византийской и западноевропейской средневековой культуры в самом глубоком смысле они родственны: возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, в эпоху феодализма, они существовали в сфере единой христианской идеологии . Общность религии - христианства - объединяла Западную и Восточную Европу.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...