Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Герб семьи значение символов. Геральдическое значение дракона Гербы г. Банкомпанья

Этот символ очень и очень неоднозначен. Если многие другие известные символы имеют схожее значение в разных культурах и традициях, то этот у разных народов трактуется совершенно по-разному, принимая порой противоположные значения. В то же время этот символ один из самых эстетически привлекательных и служащих поводом для фантазии людей искусства: писателей, художников, музыкантов.

Дракон — символ зла или величия?

Дракон — злое чудище

Само слово дракон происходит от греческого derkien – «видящий». Это фантастическое животное используется в эмблематике и геральдике европейских народов с самых древнейших времен. И именно у европейских народов этот символ имеет отрицательное значение, являя собой злое чудовище и олицетворяя собой силы зла.

Дракон в европейских традициях предстает в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Покорение дракона означает победу космоса над хаосом, духа над материей. С распространением христианства дракон на Западе стал олицетворением сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которые погружен мир материи. В средние века дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. В христианстве победителями дракона являются святые – покровители рыцарства – святой Георгий и святой архангел Михаил. В данном случае победа над драконом означает преодоление и сублимацию греха.

На картинах эпохи Возрождения дракон используется как символ бедствия или болезни, постигших страну или человека, а авторы разных околонаучных и религиозных трудов приписывают дракону неимоверную силу и остроту зрения, и способность всегда бодрствовать. Дракон, изображавшийся с несколькими головами, являлся носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Так, например, в Апокалипсисе является красный дракон с семью головами и десятью рогами, и «на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Отметим и то, что в Средние века на Западе дракон часто изображался с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Это толковалось как соединение небесного принципа, выраженного орлом, тайного, хтонического принципа, олицетворяемого змеем, крылья выражают интеллектуальную возвышенность, а хвост в виде знака зодиакального Льва – подчинение рассудку.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца - покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Дракон — символ силы и величия

Тогда как в Европе и на Руси дракон был ярко выраженным отрицательным персонажем и именно так использовался в символике, в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока все было с точностью до наоборот. В китайской, корейской и японской мифологии дракон символизировал не отрицательные, а положительные черты.

В народных китайских представлениях дракон - это символ силы, величия. Дракон - национальная китайская эмблема, охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

Не удивительно, что именно изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и именно эти изображения были главным атрибутом одежды монарха. В орнаментах и украшениях императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право носить драконов только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи – четырьмя элементами.

В Китае и Японии дракон приносит удачу и разгоняет демонов. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом. Его считают посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня – феноменальной жизни и низшего уровня – природных и хтонических сил.

Добавим и то, что драконы на Востоке и в наше время входят в государственную символику, например, в Бутане, Сиккиме и Тибете и до сих пор остаются общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке. А потому тем, кто родился в Год Дракона по китайскому календарю имеет смысл не обращать особого внимания на европейские толкования этого образа, а сосредоточиться именно на восточных.

«Спас Ли Юань - красную змейку, И наградой ему - супруга.
За помощь дракону Сунь И получил Рецепт от любого недуга.
Советуем всем: никогда не губите Диковинных странных тварей.
Их гибель вам принесет несчастья, Но всегда зачте
«Золотой угорь» (Сб.«Заклятие даоса» М.: Наука, 1987)

Основные правила западно-европейской геральдики

Г еральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.

Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.

Использование символов идентификации, или знаков различия, - общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.

В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.

Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.

Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.

Составные части герба


Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Левая и правая стороны

Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая - добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.

По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

Поле щита



Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).

Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в геральдике представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.

Геральдическое значение дракона

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А. Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»

Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»

В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность.

Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»

«Песнь о Нибелунгах»

Позы геральдических существ

Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.

«Отображение» (Disрlayed)

Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.

«Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant)

Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.

«Безудержный, неиствующий» (Ramрant)

Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа - немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.

«Стоящий На Всех Лапах» (Statant)

Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.

Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.

Дракон

Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов

В балладе об Атисе читаем:

Се souloient Romains рorter
Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой,
От страха мы и проиграли бой.)

«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.

Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».

Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»

Грифон

Griffin , Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные ; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва ; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями

Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами.

Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города.

Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.

В городах Италии и в Альпийских регионах патриции - те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, - также могли использовать геральдические символы.

В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение.

Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса - иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.

Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев , часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», - это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».

В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.

Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)

Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»

В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste - поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.

Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, - это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.


При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica. Галереи хороших изображений» ).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

Всякий, кто обладает минимальными познаниями в области зоологии, на первый взгляд отнесет дракона к классу пресмыкающихся и окажется прав, так как в Индонезии, на Суматре, действительно существует летающий дракон (Draco volans). Однако между этим маленьким и безобидным существом и фантастическим зверем, изрыгающим пламя и иногда пожирающим своих детенышей, такая же пропасть, как между орлом и фениксом.

Несмотря на это, дракон является уникальным феноменом мировой культуры - ведь он присутствует почти во всех мифологиях мира. Французский естествоиспытатель Ласепед едко заметил, что он существует повсюду, кроме самой природы, хотя почти инстинктивно ассоциируется с Китаем, а какую смысловую нагрузку он несет - позитивную или негативную - невозможно решить однозначно. В Китае это, несомненно, положительный персонаж: там дракон, по легенде, учил императора каллиграфии, а вот в иудео-христианской традиции - отрицательный.

Дракон в геральдике, в искусстве и предметах обихода

Образы святых (например, Георгия Победоносца) и архангелов, сражающихся с драконами, присутствуют и на печатях, и на монетах, и на барельефах, и в живописи, и, конечно, в гербах. Однако в геральдике существует четкое различие между сатанинским чудищем, символом зла, обязательно поверженным и пронзенным, и «добрым» драконом, символом «бдительности, проницательности, благоразумия, верной стражи, власти и добрых предзнаменований».

Все это явно соотносится с античной традицией: «В древности драконов носили на стягах персы, парфяне, скифы, даки и ассирийцы (...); позднее сами римляне рисовали их красным цветом на своих знаменах, и те солдаты, которые несли эти знамена, назывались «драгонариями»; потом появился обычай изображать их в гербе» (он же). Что касается греческой истории и мифологии, то как не вспомнить стражей садов Гесперид, Эпаминонда со щитом, украшенным изображением дракона, и дракона, появившегося в небе (крест в ту пору, как императору Константину, еще не являлся) над водами Саламинской бухты? А эмблему партии худеющих гибеллинов, если говорить о более поздних эпохах?

Дракон в германской геральдике

В древнегерманском эпосе дракон в геральдике, убитый Зигфридом, является стражем бессмертия. Это позволяет провести параллель с индийской мифологией (что говорит об индоевропейских корнях самого мифа), где от дракона исходит вещество сома, дающее бессмертие, а китайский дракон возносит на небеса Бессмертных, то есть императоров. С Дальнего Востока происходит и изображение двух драконов, повернутых друг к другу лицом, которое европейцы восприняли, вероятно, через арабскую куль-туру, так как в изобразительных искусствах и в герметических доктринах (и у арабов, и в Европе) он присутствует именно в своем двузначном символическом значении.

Дракон являет собой два противоположных начала, нейтрализующих друг друга или стремящихся объединиться в единую непобедимую силу (как два дракона, белый и красный, в кельтско-британской мифологии). Но в геральдике не обошлось и без курьезных преувеличений. Так, блазон герба французского рода Ансезюн гласит: «Красное поле с двумя чудовищными противостоящими золотыми драконами, обращенными друг к другу, держащими правой лапой свою бороду, состоящую из скрученных змей; каждая лапа оканчивается тремя змеями с единым хвостом, каждая из которых кусает себя за спину».

Родовой герб фамилии Ансальди (Мессина) «В красном поле золотой дракон»

Герб города Китиньяно «В золотом поле два противовосстающих зеленых дракона с красными языками»

Родовой герб фамилии Арнальди (Падуя) «В пересеченном золотом и черном щите крылатый пересеченный дракон* переменных цветов»

Родовой герб фамилии Боккадифуоко (Сицилия, происх. из Пьяченцы) «В синем поле золотой дракон, изрыгающий красное пламя»

Первоначально символика дракона была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание земли (птица). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями - императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.

Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым.

Дракон и змей обычно взаимозаменяемы в символизме, представляющем неявное, неразличенное, хаос, латентное, необузданную природу, а также живительную силу воды. Когда он изрыгает громы и молнии, происходит переход от мира непроявленного к сотворенному миру формы и материи. И здесь дракон обладает двойственным символизмом: он может выступать и как бог дождя, и как его противник, не дающий дождю упасть. Его ассоциируют, с одной стороны, с морем и пучиной морской, с другой - с вершинами гор, облаками и солярными восточными регионами.

Выступая в роли чудовищ, драконы - «владыки земли», с которыми приходится бороться героям, завоевателям и созидателям, чтобы захватить или освободить землю. Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Дракон также - символ долголетия.

На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо, тогда как на Западе он рассматривается как разрушительная и злая сила.

На Дальнем Востоке он символизирует космическую и сверхъестественную силу, мудрость, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Драконы охраняют сокровища, они служат символами плодородия и силы. Это эмблема Императора как Сына Неба и человека мудрого и благородного. Гудение дракона свидетельствует о полноте жизненности (ци) и воспроизводящей силы (цзин).

Монотеистические религии изображают дракона злой силой, символом войны и разрушения, за исключением отдельных случаев, когда он может олицетворять Логос, дух оживляющий или всемогущее божество.

В христианской культуре дракон - мифическое чудовище со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши, и раздвоенными языком и хвостом; дракон - символ смерти, тьмы и дьявола как змия, введшего человека во грех.

В искусстве часто изображается архангел Михаил с драконом у ног, а также святой Георгий, пронзающий дракона копьем, что символизирует победу добра над злом.

Дракон на цепи означает побежденное зло, часто у него хвост завязан узлом, так как существует поверье, что у дракона, как и у скорпиона , сила заключена в хвосте.

Несмотря на такую характеристику, короли и императоры выбирали дракона своим символом. Древние бритты сделали дракона своим символом борьбы с саксонскими захватчиками.

У кельтов дракон символизирует способность внушать ужас, а также непобедимость, а отсюда - независимость.

Битва с драконом символизирует трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла или победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания.

В Китае это существо, имеющее наибольшую духовную силу, - символ жизни и света; эмблемой китайской императорской семьи является золотой дракон. По восточному гороскопу дракон - самый счастливый знак. В 1988 году, году Дракона, китайские родители игнорировали закон, предписывающий давать близнецам разные имена, и называли их сыновьями дракона.

В качестве священного небесного Дракона, покровителя китайского народа, в Поднебесной почитают красную звезду Антарес (альфа созвездия Скорпион).

Согласно китайской легенде, Солнце ежедневно совершает свой путь с востока на запад в колеснице, запряженной шестью драконами. К вечеру колесница останавливается, драконы и возница (Сихэ) отдыхают.

В «Книге перемен» («И-Цзин») первая гексаграмма (Цянь, Творчество) характеризуется через действия драконов: нижняя черта - «нырнувший дракон», начало подъема животворных сил; вторая черта - «появившийся дракон находится на поле», то есть светлое животворное начало вышло на поверхность; пятая черта - «взлетевший дракон находится на небе». То есть происходит расцвет светлого животворного начала, его сила наполняет все; шестая черта - «Возгордившийся дракон испытывает раскаяние», то есть, достигнув наивысшего расцвета, светлое животворное начало начинает слабеть, после чего Цянь превращается в другую гексаграмму - Кунь.

Драконы в геральдике

Идея Творчества выражена в образе дракона, ибо он таков,
что непостижимы его чудесные превращения.
Вот почему он как образ выражает метаморфозы творческого пути,
прибавление и убыль силы света, выступление и отступление…
Чэн И-чуань. Комментарий к «И-цзин

Вот уже большая часть года Дракона прошла, но еще не поздно поговорить о драконах. Сегодня - о драконах в символах и гербах.
В алхимии дракон — это вещество, металл и физическое тело. Дракон с хвостом во рту — символ бесконечного — означает символ духовной работы алхимиков или символ бесконечного времени. Под эмблемой черного дракона алхимики разумели также серу и селитру.

Драконы в геральдике стран и городов мира

Геральдическое значение дракона в гербах — сила, неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).
Символика гербов появилась из-за военной необходимости опознавать воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами. Во времена Крестовых походов геральдическая идентификация распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Многие аристократы не могли писать, и их гербы стали использоваться в восковых печатях, гербами обзаводились и духовные лица, и главы организаций, и города.

Гербы с драконами
Во многих странах Востока - Китае, Корее, Вьетнаме дракон является национальным символом.
А присутствует он на гербе Бутана.

Бутан

На тибетском языке название этой страны в Гималаях звучит «Друк Йол» - «Страна Дракона».
На флаге Бутана дракон символизирует народ страны. Согласно буддийской системе, оранжевая половина флага олицетворяет духовную сферу бытия, желтая - земную жизнь и королевскую власть.

Национальная эмблема находится в круге, составлена из двойной ваджры (алмазного удара молнии), лотоса и драгоценного камня между двумя драконами .
Лотос символизирует чистоту; драгоценный камень - верховную власть; а два дракона - название страны.
…………….

Гербы Европы

Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей в Европе. В частности, он изображён на флаге Уэльса и Лондона.

Англия. Лондон

Столица Англии, а затем и Великобритании — Лондон существовал как город (Лондиний) со времен римского завоевания Британии в I в. н.э. Еще раньше здесь было поселение бриттов — Линдун. С IX в. он стал резиденцией королей Англии.
Символом столицы стал (как и всей Англии) Георгиевский крест, ведь святой Георгий Победоносец — покровитель Англии.

В XVI — XVII вв. сложился большой герб Лондона — с двумя драконами-щитодержателями, рыцарским шлемом в навершии и латинским девизом «Domine dirige nos» («Бог ведет нас»).
…..
Уэльс

Как красный дракон стал национальной эмблемой Уэльса?
Известна легенда о сражении красного и белого драконов, которые бились в крепости Вортигерна в Сноудонии, и красный дракон победил белого. Бой символизировал борьбу между англами и саксами. Мерлин тогда предсказал, что англичане после долгих лет притеснения оттеснят саксов за море.
С того времени красный дракон, олицетворяющий храбрость и свирепость, был выбран Королевской Эмблемой Уэльса и символизировал уэльских принцев.
«Уэльсский Дракон» — «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом шелке»

Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей: короля Артура, затем перешел к Тюдорам, к Генриху VII . Генрих VII, как утверждалось, происходил от Кадваладра, уэльского короля, которого называли «последний король Британии».
В 1959 году Королева объявила, что на флаге современного Уэльса будет изображаться красный дракон на зелено-белом фоне.

Сейчас королевский знак Уэльса другой— герб , носимый монархом Великобритании (Елизавета II). Новый королевский знак введён в июле 2008 года и представляет собой щит с четырьмя львами . Щит окаймлён лентой с девизом: «Я верен своей стране!».
Эмблема с красным драконом продолжает применяться, например, при заверении документов, или в символике «Уэльского Офиса».

Любляна , столица Словении
На гербе Любляны изображён символ города — зелёный Люблянский дракон.

Образ дракона связывается с аргонавтами , которые с Золотым руном возвращались из Колхиды домой по Дунаю и его притокам. Именно здесь, на берегу Любляницы, Ясон , предводитель аргонавтов, одолел крылатого змея-дракона и освободил местных жителей от страха.

………………
Камник — старинный словенский город в 23 километрах от Любляны, обязанный своим названием каменоломням и шахтам.
В центре города на скалистом холме высятся руины Малого замка. Легенда связывает Малый замок с именем заколдованной графини Вероники — полуженщины-полузмеи, которая стережет сокровища, спрятанные где-то в развалинах замка.

В гербе города — на лазоревом поле подземный дракон поддерживает белую башню с иллирийскими звездой и месяцем, также мы видим в гербе и женщину - змею.

……………………………………..
Исландия

На геральдическом щите - рисунок национального флага, поддерживаемый четырьмя щитодержателями, духами-хранителями Исландии. Согласно сагам, они охраняют остров от датских королей.

Сага рассказывает, что конунг Дании Харальд решил совершить поход против Исландии.
Харальд конунг велел колдуну отправиться в Исландию на разведку. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он увидал, что все горы и холмы полны духами страны. А когда он хотел выйти на берег фьорда, ему препятствовали или огромный дракон или бык, или другие духи-охранители Исландии. Так эти четыре фигуры стали символизировать на гербе духов, охраняющих страну.
……

Тараскон, Франция

На реке Рона, в лесу между Арлем и Авиньоном, обитал дракон. Он прятался в реке и убивал всех, следующих мимо, а корабли топил.
Жители выяснили, что если Тараск съест сразу восьмерых человек, то в течение полугода он безопасен. И установили очередность этого кошмарного оброка. Многие пытались истребить зловредного дракона Тараска, но погибли.
Когда Святая Марфа (Марта) пришла на берега Роны, ее стали умолять избавить округу от ужасного дракона.

Марфа обнаружила дракона в лесной чаще. Она окропила его святой водой, осенила крестным знамением и показала ему распятие. И дракон сделался кротким, как овца, а святая Марфа связала его, после чего люди забили дракона камнями.

И город стал прозываться Тараскон, а прежде назывался Нерлук, Черное Озеро.

Каждый год летом жители Тараскона проводят фестиваль Тараски.
Праздник приурочили ко дню святой Марфы — 29 июля. Тараск идет по городу — смирный, он добродушно мотает своей огромной головой.

А приводят в движение эту изготовленную из папье-маше на каркасе махину восемь молодых людей, находящихся внутри чучела. Именно восемь — в память об аппетитах Тараска. И называются эти люди Тараскирами.
……..

Клагенфурт, Австрия
Клагенфурт-ам-Вертерзее - столица федеральной земли Каринтия, город расположен на одном из альпийских озер, Вёртерзее.

Согласно легенде Клагенфурт получил свое название из-за плачущих женщин, проливающих слезы в городской реке Глан (Клаге - плач, фурт - брод). Поводом для плача был дракон, обитавший в окрестностях и требовавший человеческих жертв.
Герцог построил неподалёку от этого места замок и предложил награду тому, кто смог бы одолеть дракона. Одолели дракона хитростью.
Железной цепью с зазубренными крючьями приковали к башне быка. Дракон заглотнул наживку целиком и попался на крючья. Тут же налетела толпа мужиков с дубинами и принялась колотить дракона, пока он не испустил дух...
Дракон стал символом города и изображён на его гербе.

Еще в средневековье жители города построили в центре памятник своему дракону (1593г): на площади появился не знающий тогда аналогов в мире Дракон-фонтан , четырехметровый монумент массой 60 тонн!

Позднее рядом с драконом появился и его легендарный победитель - каменный Геракл.
Вот он - знаменитый дракон Линдвурм, фигурирующий на гербе Клагенфурта.


Считалось, что это сказки, пока в окрестностях города не был найден 75-сантиметровый череп неизвестного животного. Находка усилила веру местных жителей в легенду о драконе, она и послужила моделью для головы фонтана-дракона.
"Череп дракона" был сохранён в городской ратуше и только в 1840 году палеонтолог Франц Унгер определил его как череп шерстистого носорога, жившего в ледниковый период.
(Линдвурм или линдорм — вымышленное существо германской мифологии; в геральдике — двухлапый крылатый дракон , часто с ядовитой слюной.)

……………..
Шиптвет. Норвегия
В норвежском городе Шиптвет есть история XIX в. о драконе-линдорме. Говорят, он был похож на змею, но с крыльями и лошадиной гривой. Утром он спал на кладбище или колокольне, а вечером уходил в лес.

Пока он так делал, церковью было сложно пользоваться, и линдорма убили железной отравленной стрелой. Он упал в тарн (карстовое озеро) к востоку от церкви, и с тех пор вода в нём стала бурой и страшной, по цвету крови.
Местные жители прозвали озеро Dragehullet — драконьей ямой.

В 1981 году был утверждён герб Шиптвета: серебряный дракон на червленом щите.
………….

Орден Дракона был основан в XIV веке сербским рыцарем Милосом Обиличем . В него входило еще 12 рыцарей, отличительными признаками которых было изображение дракона на шлемах.
Целью Ордена было убийство султана Османской империи Мурада I.
15 июня 1389 года, во время битвы в Косово, Милос добрался до шатра султана и заколол его.
Узнав об этом, сын султана Баязид I приказал удавить своего брата Якуба, взошел на трон и казнил Милоса.
Герб ордена Драконов - Урборос, дракон, кусающий свой хвост

Позже император Священной Римской империи и король Венгрии Сигизмунд наделил Орден Дракона официальным статусом.
В 15 веке членом Ордена стал Влад II Дракул — отец печально знаменитого Влада Цепеша, ставшего прообразом графа Дракулы. На самом деле титул «dracul» означал лишь членство в Ордене Дракона.
……………………….
А теперь перейдем из Западной Европы в Восточную.

Россия

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном геральдическом щите. Над орлом — три исторические короны Петра Великого; в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона (змея).

Москва

Герб города Москвы - изображение на темно-красном геральдическом щите всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змея.

Окончательно как герб Московского княжества всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III. В 1710-х первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.

Егорьевск, Московской области

Назван в честь Святого Егория, то есть Георгия Победоносца.

Существует и другая версия, народная. На этом месте, в Высоком, сходились когда-то границы трёх княжеств — Московского, Рязанского и Владимирского. За данью в село наведывались из каждого. Жители сумели якобы «объегорить» всех и не платили никому, заявляя сборщикам, что у них уже всё забрали предыдущие посетители.
Новый герб с 2011 года.
В червлёном поле — рука в золотом рукаве, выходящая из серебряного облака, держащая золотое копьё и поражающая им в пасть лежащего дракона.
………….

Кузьмолово Ленинградская область

Кузьмолово - еще в конце XIX века небольшой хутор, часть деревни Варкалово, возникший при лесном озере Ламми (по-фински, lammi - "пруд").
В начале 1950-х годов здесь построили крупные химические предприятия ГИПХ и "Изотоп".
В гербе хотели изобразить химический профиль поселка, но в геральдике не принято изображение узкотехнологических предметов - реторт, колб, формул. Но возможно изображение драгоценного камня в виде равностороннего шестиугольника, что напоминает собой один из символов химии - бензольное кольцо.

В основу герба положен геральдический сюжет дракона, охраняющего сокровища.
Дракон символизирует силу и мощь, свернувшийся в кольцо дракон охраняет собой так называемый «лазоревый драгоценный камень» — историю, прошлое посёлка.
Драгоценный камень (шестиугольник) также напоминание о ГИПХе — аллегория химии.
……………………………….
Казань
Происхождение казанского герба связывают с татарской легендой о Зиланте — змеином царе, обитавшим на месте Казани.
В серебряном поле на зелёной земле чёрный дракон с червлёными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной.

Дракон обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, мудрость. Язык в форме стрелы означает импульс и быстроту. Корона — символ достижения высокой ступени развития.
……….
Герб Киевской области

Святой Георгий, поражающий дракона
.
……………………………..

Драконы - символы городов

Брно, южная Чехия.

Второй по величине город Чехии (после столицы Праги) и бывшая столица Моравии.
Атрибуты двух главных брненских легенд находятся в арке Старой ратуши - это колесо от телеги и брненский дракон.


Но Дракон вовсе и не является драконом. На самом деле это чучело крокодила, которого привезли в Брно в XVII веке. Это было невиданное животное для жителей города, и они назвали крокодила «драконом». Животное это так поразило местных жителей, что родилась легенда о «брненском драконе».
Этот «дракон» стал неофициальным символом Брно.
В кондитерской, у площади Свободы продают марципановых «дракончиков» и пряники в форме дракона. А также выпускают пиво «Брненский дракон». Но на гербе дракона нет.

Легенды
Дракон
жил некогда в реке Свратка и кушал проезжающих купцов.
Чтобы избавиться от него поставили приманку - чучело ягненка, начиненное известью.
Дракон (крокодил) съел ягненка, напился воды, и известь сожгла его внутренности.
Заодно расскажем и о другом символе Брно - колесе.

Легенда о брненском колесе:
Примерно в 1636 году в городе Леднице жил колесник Иржи Бирк. Однажды он поспорил с друзьями, что в течение двенадцати часов он повалит дерево, сделает колесо для повозки и докатит его до Брно. Утром Бирк приступил к работе, и в полдень колесо было готово. Из последних сил он докатил колесо до ратуши, попросил бургомистра дать подтверждение и вернулся домой. Он выиграл пари, а колесо висит в пассаже ратуши по сей день.
………….

Краков , Польша
Символ Кракова - дракон. По старинной легенде, когда-то это создание жило в здешних местах, изрыгало огонь и требовало на завтрак невинных девиц. Потом, естественно, нашелся рыцарь, победил дракона, и все закончилось свадьбой. Почему символом города стал не герой, а злодей, - история умалчивает.

Герб Кракова - в испанском щите в поле официальных цветов города изображена алая крепость, а в воротах белый орёл.

Драконы - легенды и памятники

…………………

Источники
http://dragons-nest.ru/def/herald0.php
И Википедия
……………….



Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...