Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Художественная культура конец 19 века начало 20. Готовый кроссворд по истории - на тему "Русская культура в конце XIX - начала XX века". Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Разделы: История и обществознание

Цели урока : сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.

Вид урока: презентация.

Оборудование: видео и DVD фильмы, альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.

Основные понятия : декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План подготовки и проведения урока:

Этапы работы Cодержание Деятельность учащихся Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы, цели, задачи.

Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Выстраивание проблематики темы:

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров,

Русская философия в поисках нового идеала,

Литература: новые поэтические течения,

Особенности русской живописной школы н.20 в.

Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в.

Планирование презентации

Вырабатывают план действий, формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Реализация.

Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д.

Решение промежуточных задач, накопление материала.

Руководит деятельностью, наблюдает, советует.

Результаты и выводы

Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». Учащиеся в ходе презентации намереваются отстаивать свою точку зрения.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление.

Презентация с элементами дискуссии.

Отчитываются, обсуждают результаты

Учитель истории - ведущий - слушает, задаёт вопросы.

Учителя литературы, музыки, МХК, ИЗО входят в состав групп в качестве рядовых участников.

Оценка результатов в целом.

Обсуждение.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения результатов деятельности.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта.

Ход урока: ученики сидят полукругом лицом друг к другу.

Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?

Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет как скотина.
С.Чёрный

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
А.Блок

В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией простёр совиные крыла.
…И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.

Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.

Называет тему урока и ставит задачу: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.

Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века. Попробуем дать оценку эпохе.

Учитель истории: начало 20 века – переломное время в жизни России. В политической, экономической, а, следовательно, и в духовной жизни. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности.

Содержание выступления второй группы : какие настроения господствовали в российском обществе того периода? Растерянность, тревожное чувство – надвигающаяся война. Нарушение гармонии между человеком и природой. Стандартизация. Рационализм. Индивидуализм. Секуляризация сознания. Процесс переосмысления проблем человечества затронули философию, науку, литературу, искусство. Вступление России в новую эпоху сопровождались поисками идеологии, способной не только объяснить происходящие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философией был марксизм (что такое марксизм? Почему в России он имел благодатную почву? – Россия- «догоняющая» страна, бурное развитие капитализма – резкие противоречия. Идеи равенства импонируют русскому характеру, склонному к мессианству).

Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло характер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

Итак, литература.

на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы – гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты – символисты ( Первоначально символизм принял форму декаданса (. Использовали цветовую символику: чёрный – траур, смерть. Синий – уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый – предательство, измена. Серый – пыль, цвет налёта.

Поэты – символисты (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов) Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Белый, Блок.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне6
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - добра и света.
Он весь – свободы торжество.
А.Блок.

Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»

(Грамзапись В.И.Качалов, актёр русского театра, н.20 в. несравненный голос артиста).

Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.

Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.

Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)

Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.

Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».

Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?

Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).

Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.

Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я – серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская. (и другие стихи)

Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Рассказ о творчестве М.А. Врубеле (демонстрация репродукций «Демон сидящий», «Демон поверженный»). Особенность изображения, манера художника – резкий, ломающий штрих, пересекающиеся грани, эмоциональные цветосочетания. Врубель в символической форме выдвигает образ героя-бунтаря, отверженного пророка.

В этом же направлении творчество К.Петрова-Водкина (рассказ о творчестве). Репродукция «Купание красного коня». Беседа. Предполагаемые символы: красный цвет – надвигающаяся революция, цвет жизни, борьбы ).

Рассказ и фрагмент видеофильма о творчестве Шагала. Приёмы кубизма, техника народного лубка. «Я и деревня».

Наряду с этим возникает новое течение – абстракционизм (определение, содержание, происхождение) , который нашёл наибольшее отражение в творчестве Кандинского. Фрагмент видеофильма.

Учитель ИЗО: Анализируя творчество художников данного периода, скажите, это творческий кризис или творческий подъём?

Учитель истории: Мы говорим о поэзии в литературе, о созвучности в живописи. Теперь обратимся к поэзии звуков и попытаемся определить, были ли у русских композиторов к.19 – н.20 века такие же творческие искания и трудности, какие мы увидели в живописи и поэзии.

Что принёс в музыку 20 век? Фрагменты произведений. Беседа: назовите имена композиторов 19 века. Какое общее название применяют к ним. Какие произведения мы называем классическими. Что характерно для творчества композиторов к.19 века. Что принёс в музыку 20 век. Все те же течения, которые вы называли в литературе. Это были разные направления, часто вступающие в противоречие друг с другом.

Учитель истории:

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.

В конце XIX века условия развития русской культуры существенно изменились. В 90-е годы в хозяйственной культуре завершился промышленный переворот, сформировалось машинно-фабричное производство с индустриальной технологией металлургии и машиностроения. Возникли новые промышленные районы в Баку, в Донбассе, вокруг обеих столиц. Интенсивно строились железные дороги, в том числе Транссибирская магистраль (1891-1905).

Быстро развивалась научная культура . И.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения, за что ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия. В 1908 году получил Нобелевскую премию биолог И.И. Мечников. В.В. Докучаев создал учение о зонах природы. Географы и геологи изучали территорию России, совершали сложные путешествия. Всемирное признание получили исследования Н.М. Пржевальского (он изучал Центральную Азию). В 1892 г. был организован Комитет Сибирской дороги, который начал глубокое изучение Сибири, её природных условий и ресурсов. Тогда же была издана геологическая карта европейской части России, с 1913 года начались геологические съёмки Сибири и Дальнего Востока. Минералог В.И. Вернадский в начале ХХ века основал новую науку - геохимию. В Пулковской астрономической обсерватории в 1885 году был установлен самый мощный по тем временам телескоп. Сложились замечательные математические школы (П.Л. Чебышев, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, Н.Н. Лузин и др.). Развивалась физика: А.Г. Столетов в 1888 г. изобрёл фотоэлемент, П.Н. Лебедев экспериментально доказал давление света на твёрдые тела и газы. А.С. Попов разрабатывал технику радиосвязи. Русские инженеры создавали новые технические конструкции: в 1897 г. по проекту В.Г. Шухова был построен самый большой на то время нефтепровод (1897), в 1899 г. был построен по проекту С.О. Макарова первый в мире ледокол «Ермак», в 1911 г. Г.Е Котельников изобрёл ранцевый парашют, в 1913 году И.И. Сикорский построил первый в мире многомоторный самолёт «Русский витязь», затем «Илья Муромец».

Вообще развитие хозяйственной культуры, техники, научной культуры в это время отличалось завидным динамизмом . Столыпинская реформа резко повысила спрос на сельскохозяйственную технику и помогла увеличить экспорт сельхозпродуктов, энерговооружённость одного промышленного рабочего была выше, чем в Германии. К началу первой мировой войны (1914) Россия уверенно наращивала свой потенциал во всех сферах культуры, не исключая политической и правовой.

Заметную роль в развитии русской культуры в конце XIX - начале ХХ веков играла философская культура . Во-первых, достаточно влиятельна была философия народничества (Лавров, Михайловский, Бакунин и др.); во-вторых, формировался и распространял свои идеи ленинизм - российский вариант марксизма, превратившийся на стыке веков в большевизм и на восемьдесят с лишним лет определивший судьбу России. Наряду с этим Г. Шпет работал в русле феноменологии, Н. Бердяеви Л. Шестов - религиозного экзистенциализма. В. Соловьёв разработал философию всеединства, религиозную философскую систему, которая во многом определила направления философских поисков С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д. Мережковского, С. Булгакова, В. Розанова и др. Учение В.С. Соловьёва оказало также сильное влияние на русское искусство. Его идеи легли в основу одного из самых заметных стилей русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. - символизма.


Самые впечатляющие достижения этого периода связаны с художественной культурой . В российской литературе по истории искусства принято называть конец XIX - начало ХХ века «серебряным веком», имея в виду, что «золотым веком» считаются первые три четверти XIX века. В литературе продолжались реалистические традиции «золотого века»: Л.Н. Толстой («Воскресение», 1889-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900), А.П. Чехов (1860-1904), И.А. Бунин (1870-1953), А.И. Куприн (1870-1953).

Появился неоромантизм, самым ярким представителем которого был А.М. Горький (1868-1936, «Макар Чудра», «Челкаш» и др.)

Одновременно сказывалось влияние модернизма, сложившегося к этому времени на Западе. В русской литературе это осуществилось в форме символизма. Символизм стремился к духовной свободе, выражал недоверие общепринятым культурным ценностям. Символисты поставили себе задачу с помощью искусства изменить к лучшему, внести гармонию в общество и в чело­века. Для этого должно было измениться прежде всего само искусство, слившись с философией и рели­гией. Оно было призвано выразить некую реальность, которая скрывается за пределами чувственного восприятия человека, - идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Это можно было сделать,думали символисты, при помощи символов. Символистами считали себя Константин Бальмонт (1867-1942), Дмитрий Мережковский (1865-1941), Зинаида Гиппиус (1869-1945), Федор Сологуб (1862-1927), Андрей Белый (1886-1954), Валерий Брюсов (1873-1924), Иннокентий Анненский (1855-1909), Александр Блок (1880-1921). В произведениях русских символистов часто звучали темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Многие из них приня­ли большевистский переворот как необходимый шаг в истории культуры и страны в целом.

В тот же период начался творческий путь поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаевой, Л. Гумилёва и А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Б. Пастернака и других.

В 1898 году в Москве был основан К.С. Станиславским (1863-1938) и В. И. Немировичем-Данченко (1958-1943) Художественный театр (ныне МХАТ), где разрабатывались новые принципы театрального искусства. Ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов (1883-1922) создавал радостные, зрелищные спектакли: «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Работали великие драматические актрисы М. Ермолова и В. Комиссаржевская. Успешно развивался музыкальный театр: в петербургском Мариинском и московском Большом театрах, в частных операх С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве пели представители русской вокальной школы, солисты мирового класса Ф.И. Шаляпин (1873-1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). В балете работал хореограф М.М. Фокин (1880-1942), балерина А.П. Павлова (1881-1931).

Начали создавать свою музыку С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, декларировавшие интерес к философско-этическим проблемам.

В архитектуре благодаря начавшемуся применению железобетона и металлоконструкций стали появляться здания в стиле модерн. В Москве в этом стиле работал архитектор Федор Шехтель (1859-1926), создавший проекты особняков Рябушинского (сейчас музей А.М. Горького) и Морозова (приемная МИД России), здания Московского Художественного театра (Камергерский пер.), здание театра им. Маяковского, здание Ярославского вокзала и т.д.

Интереснейшие перемены происходили в изобразительных искусствах. Русские живописцы «серебряного века» В.В. Кандинский (1866-1944) и К.С. Малевич(1878-1935) вошли в число мировых основоположников абстрактной живописи. Свой оригинальный модернистский стиль «лучизм» создали М. Ларионов и Н. Гончарова.Традиции древнерусской иконописи просматривались в живописи К.С. Петрова-Водкина («Купание красного коня», 1912).

Большое влияние на развитие русской художественной культуры оказало объединение «Мир искусства», издававшее в 1898-1904 годах одноименный журнал. Создателями и лидерами объединения были талантливый организатор, импрессарио и предприниматель С. Дягилев (он редактировал журнал) и художник А. Бенуа. В движении участвовали художники Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, М. Врубель, К. А. Сомов, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и другие. «Мирискусники» критиковали политическую, социальную ангажированность передвижнического реализма и каноничность, зашоренность академизма. Они говорили о самоценности искусства, о том, что искусство само по себе способно преобразовать жизнь. Искусствоведы отмечают утонченную декоративность, стилизацию, изящную орнаментальность живописи и графики «Мира искусства». Движение ввело втрадициюработу над театральной декорацией, книжной графикой, эстампом.

С. Дягилев организует в Западной Европе ряд выставок русского искусства, а затем поразившие Париж и весь мир «Русские сезоны». На них устраивались концерты, представлялись оперные и балетные спектакли, проводились художественные выставки. Именно тогда о русском искусстве, русской культуре заговорил весь западный мир.

Блестящий взлёт русского искусства в «серебряном веке» был сначала заторможен большевистским переворотом октября 1917 года, а в советские годы и вовсе частично предан забвению, частично запрещён. Однако сегодня его наследие вновь занимает достойное место в русской культуре.

Вопросы для самопроверки

Какой век в истории России называют «бунташным» и почему?.

В чём заключается значение петровских реформ для развития русской культу­ры?

Припомните основные памятники художественной культуры России за XVI-XVII вв.

Каковы главные черты развития русской культуры в петровскую эпоху?

Как развивалась хозяйственная культура России в XVIII-XIX вв.?

Каково культурное значение реформ, проводимых в России в XIX в.?.

Каковы главные особенности развития политической культуры Российской империи?

В чём особенности системы ценностей российского общества, сложившейся в XVII-XIX вв.?

Как развивалась художественная культура России в XVIII-XIX вв.?

Какие деятели наиболее ярко представляют развитие художественной культуры России XVIII-XIX вв.? Почему XIX называется «золотым веком» русской культуры?

Какой период называют «серебряным веком» рус­ской культуры? Почему?

Что такое декаданс, символизм, акмеизм, футуризм?

Каковы ос­новные направления авангардистских течений в русской живописи «серебряного века», кто их представлял?

Что такое «русские сезоны в Париже», кто их организовывал?

Этот период отмечен сложностью социокультурной обстановки в России. Эпоха русско-японской и первой мировой войн, трех революций, грозных катастроф и социальных взрывов.

В то же время конец XIX – начало XX вв. отмечены достижениями научно-технического прогресса. Внедрение электричества в промышленность, появление автомобилей и аэропланов, открытие радио- и рентгеновских волн – все меняло облик страны, быт людей. В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (в 1903 – 1904 гг) стал функционировать кинематограф. К 1913 г. в России насчитывалось более 1400 кинотеатров.

Общий процесс развития русского искусства протекал противоречиво, поражая многообразием художественных методов, школ, направлений,

В русской художественной культуре этот период получил название Серебряного века , наступившего вслед за Золотым, воплотившим высшие достижения русского искусства.

Своеобразие художественной культуры Серебряного века можно охарактеризовать как параллельное развитие реалистического направления и ряда нереалистических тенденций, объединённых именем авангарда. Как утверждает искусствовед В. Ванслов: «В XX веке реализм и авангардизм оценивали в борьбе и взаимоотрицании».

Художественную значимость и плодотворность сохраняет реализм. Достаточно привести в пример творчество Л.Н. Толстого (1898 – 1910) – драматургия («Плоды просвещенгия» ­ 1891; «Живой труп» – 1900; проза – «Крейцерова соната» ­ 1891; «Отец Сергий» – опубл. в 1912, «Хаджи-Мурат» – опубл. 1912; религиозно-философские искания – «Исповедь» ­ опубл. В 1906 г. и другие.

На рубеже веков реалистические тенденции с элементами импрессионизма воплощаются в прозе и драматургии А.П. Чехова (1860 – 1904), связанный с Московским художественным театром, творчеством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: проза – «Палата N 6» – 1892, «Дом с мезонином» – 1896; «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» ­ все в 1898; драматургия – «Дядя Ваня», «Чайка» ­ 1896; «Три сестры», «Вишнёвый сад» – обе 1904.

Развивают реалистические тенденции русской классической литературы А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев. В наши дни их направление получило название неореализма .

А. Куприн (1870 – 1953) – «Листригоны» (1907-1911); «Гамбринус» – 1907, «Гранатовый браслет» – 1911, «Анафема» – 1913. Следует отметить, что Куприн жил в Крыму в Балаклаве; именно её жителям-рыбакам посвящена повесть «Листригоны» 1907-1911.

И. Бунин (1870 – 1953) – Нобелевский лауреат, с 1920 в эмиграции. В России: «Антоновские яблоки» – 1900, «Господин из Сан-Франциско» – 1915, «Лёгкое дыхание» – 1910 и другие. В то же время И. Бунин – выдающийся поэт: «Листопад», 1981; певец любви («Тёмные аллеи» и другие), блестящий стилист, мастер языка.

В. Вересаев (1867 – 1945) в повестях и рассказах "Без дороги" – 1895, "Поветрие" – 1989, "Два конца" – 1899-1903, "Записки врача" – 1901 и других поставил вопросы о судьбе русской интеллигенции переломного периода. Романы Н.Г. Гарина-Михайловского (1852 – 1906; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"). "История моего современника" (опубликовано в 1922 году) В.Г. Короленко (1853 – 1921) явились достоверным повествованием о духовной жизни и исканиях русской молодежи.

В этот период начинается творческий путь М. Горького (1868 – 1936), создающего на рубеже веков реалистические повести, рассказы и романы ("Фома Гордеев", – 1899, "Трое" – 1901) и пьесы ("Мещане" – 1902, "На дне" – 1902, "Дачники" – 1905, "Враги" – 1906 и другие). По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). В то же время М. Горький – автор романтических произведений: «Сказки об Италии», 1911 – 1913, «Старуха Изергиль», 1895 и другие.

Наряду с реализмом, неореализмом в литературе рубежа XIX – XX вв. и в Европе, и в России формируются нереалистические направления, в том числе символизм . Концепция символизма объединила поэтов двух поколений:

«старшие» символисты (поэты 90-х гг.): З. Гиппиус (1869 – 1921), Д Мережковский (1865 – 1911), В. Брюсов (1873 – 1924), Ф. Сологуб (1865 – 1941) и другие.

«младшие» символисты – поколение 1900-х гг.: А. Блок (1880 – 1949), А. Белый (1880 – 1934), Вяч. Иванов (1866 – 1949) и другие.

Вслед за Рембо, Маларие, Бодлером русские символисты, основываясь на поэтике символа, стремились воссоздать ирреальное художественное пространство, эффект неопределённости, что сближало их с поэтикой романтизма. Провозглашалось творческое начало (теургия, жизнетворчество), взаимозаменяемость способность к синтезу искусств (С. Булгаков: «...всякое искусство в глубине своей есть всеискусство...», Ш. Бодлер – закон «всеобщей аналогии»). Философской основой стали идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других.

Объединяло столь различных мастеров учение Вл. Соловьёва : идеи «цельного творчества», подчинение материи идеальному божественному началу.

К. Бальмонт – «В безбрежности», 1895; «Будем как солнце», 1902;

А. Белый – «Золото в лазури», 1904; «Северная симфония, 1904;

А. Блок – «Возмездие», 1908 – 1913; «Стихи о Прекрасной Даме», 1904, 1905; «Соловьиный сад», 1915 и другие.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее ­ увековечить,

Безличное ­ вочеловечить,

Несбывшееся ­ воплотить!

А. Блок, «Ямбы»

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и др.), отразив сложности и противоречия русского искусства этого периода.

Новое направление русского модернизма–акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века. Манифестом акмеизма явилась статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», отразившая его художественную направленность. Одной из форм организации стал «Цех поэтов», к которому принадлежали: Н. Гумилёв (1886 – 1921), А. Ахматова (1889 – 1966), О. Мандельштам (1891 – 1938).

В центре эстетики акмеистов – проблема величия слова, благоговейное отношение к родному языку. Программным явилось стихотворение Гумилёва «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города…

Судьба этих поэтов трагична: Н. Гумилёв был расстрелян (1921 г.), в лагерях скончался О. Мандельштам (1938 г.).

Анна Ахматова в более поздних произведениях – «Реквием », «Поэма без героя » отразила трагизм эпохи 30-х гг. XX века. Она была признана великим русским поэтом, стала совестью поколения.

В грозном военном 1942 г., 23 февраля, она написала стихи в которых русское слово назвала достоянием народа, символом его мужества и бессмертия.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ­
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Бурно развивается направление, получившие название русского авангарда. Из направлений авангарда в России наибольшее развитие получил футуризм , впоследствии преобразованный в кубофутуризм.

В предыдущих разделах книги было отмечено, что родиной футуризма была Западная Европа, а его основоположник – Томазо Маринетти, молодой итальянский поэт, опубликовавший в 1909 г. в Париже «Первый манифест футуризма». «Главным элементом нашей поэзии – заявил Маринетти, – будут храбрость, дерзость и бунт».

Автор позиционировал «наступательное движение», не только «гимнастический шаг» как определяющие особенности своего направления, но даже скорость «гоночного автомобиля», объединяя всё это «красотой быстроты» и динамизмом, разрушительной силой.

Русский футуризм, хотя и был во многом схож с итальянским, но не был столь монолитен. В. Маяковский (1893 – 1930), В. Хлебников (1885 – 1922), А. Кручёных (1886 – 1968), наконец, Д. Бурлюк (1883 – 1967), получивший прозвище «отец футризма», были яркими индивидуальностями, экспериментаторами. После посещения Маринетти России (1914 г.) Д. Бурлюк и В. Каменский опубликовали письмо, где утверждали: «Мы с итальянскими футуристом ничего общего, кроме клички, не имеем».

Футуристы ставили задачу создания «синтетического» искусства», объединяющего все виды художественной деятельности. Исходя из этого синтетичность, синтез искусств – отличительные черты творческого стиля мастеров-футуристов.

Они были и поэты, и художники, и деятели театра.

Я сразу смазал карту дубня,

Плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В. Маяковский (1913)

Футуристы занимались языкотворчеством (В. Маяковский, В. Хлебников), поисками новых живописных форм (Д. Бурлюк, А. Крученых, А. Экстер, М. Гончарова, В. Ларионов и другие), проводили диспуты, организовывали выставки. Плодотворным явилось обращение к примитивизму , народному лубку . Художники – авангардисты особое внимание уделял проблемам формы: композиционные решения, цвет и линия, ритм, фактура и т. п.

Характеризуя своеобразие русского авангарда, Дм. Сарабянов подчеркивал, что его деятели решали «общие проблемы бытия»: соотношения земного и космического (Малевич), приоритета духовного над материальным (Кандинский), единства человечества в его историческом, современном и будущем состоянии (Филонов), реализации человеческой мечты в «её слиянии с людской памятью (Шагал). «Эти проблемы решались не в философски трактах, а в живописных формулах, а эти формулы получили философскую окраску». Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882 – 1967), В. Хлебникова (1885 – 1922), А. Крученых (1886 – 1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893 – 1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие)

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895 – 1925): сборники «Радуница » ­ 1916; «Голубень » ­ 1918, «Персидские мотивы » ­ 1925, поэмы «Анна Снегина » ­ 1925, «Черный человек » ­ 1926 и другие. Мир человека и мир природы в поэме С. Есенина неразделимы. Он проникновенно писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек

Недолгий жизненный и творческий путь поэта отразил и противоречия действительности, и сложности его личности. Но основным направлением его поэзии всегда была любовь к Родине, её культуре, природе, к русскому слову:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, ­
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

В культурной жизни России конца XIX – начала XX вв. значительным событием явилось создание Московского Художественно-общедоступного театра К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко . Театр отстаивал реалистические принципы игры. Его репертуар составили пьесы А.Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена.

В этот период расцветает творчество замечательных актеров: М.Н. Ермоловой , А.П. Ленского , династии Садовских (Малый театр), М.Г. Савиной , В.Н. Давыдова , В.Ф. Комиссаржевской (Александрийский театр) и других. Оригинальностью трактовки и самобытностью отличались постановки Э. Мейерхольда в Александрийском театре, впоследствии создавшего свой коллектив.

Значительным явлением в художественной культуре России рубежа веков была деятельность первых кинорежиссеров, среди них – Я.А. Протазанов (1881 – 1945), плеяда популярных актеров (В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов, В.Полонская).

Активно развиваетсямузыкальная жизнь. Высшее музыкальное образование было представлено Петербургской и Московской консерваториями, возникшими еще в 60-е гг. XIX века. Музыкальные училища в Киеве, Саратове, Одессе были преобразованы в 10-е гг. в консерватории. Активно действует Филармоническое общество в Москве, "Вечера современной музыки" в Петербурге, "Музыкальные выставки ".

Крупнейшими композиторами XX века стали С. Рахманинов (1873 – 1943), А. Глазунов (1865 – 1936), А. Скрябин (1872 – 1915). Новаторскими тенденциями была отмечена музыка И. Стравинского и молодого С. Прокофьева . Большую роль в пропаганде русского искусства за рубежом сыграли "Русские сезоны в Париже " С. Дягилева, где были представлены балеты Стравинского ("Жар-Птица", "Петрушка"), танцевали А. Павлова , М. Фокин и В. Нижинский , декорации писали А.Бенуа и А.Головин.

Многообразна и разнопланова была деятельность представителей пластических искусств – живописи, графики, архитектуры, скульптуры ,прикладного искусства. Одна из важнейших сторон художественной жизни России этого периода – обилие выставок (10 – 15 в год), расширение их географии (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие). Продолжает свою деятельность Товарищество передвижных выставок, наряду с ним – Петербургское общество художников, Московское товарищество художников. С начала 1899 г. в Петербурге устраиваются выставки нового общества "Мир искусства ". Благодаря деятельности члена этого кружка С.Дягилева (1872 – 1929), русское искусство выходит за рубеж, и в России функционируют международные выставки.

Был открыт для зрителей Русский музей в Петербурге (1898); в августе 1892 г. П.Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную коллекцию; в 1898 г. состоялась закладка здания Музея изящных искусств в Москве (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). В Москве существовало несколько частных картинных галерей: П.Щукина, И.Морозова, А.Бахрушева и других

Развивается художественная критика, выступают молодые критики и историки искусства: А. Бенуа (1870 – 1960), И. Грабарь (1871 – 1960), много печатается Н. Рерих (1874 – 1947) и другие.

Реалистическое направление вживописи, как и в литературе, было весьма плодотворно. В конце XIX - начале XX вв. еще работали И. Репин , В. Суриков , В. Васнецов , В. Верещагин , В. Поленов и другие. В этот период расцвел талант В.А. Серова (1865 – 1911), который углубил содержание реализма и расширил его выразительные возможности ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Горького, Ермоловой и других). Серов варьировал художественную манеру в зависимости от особенностей произведения, своеобразия натуры (портреты М.Морозова, банкира В.Гиршмана, княгини Орловой). Значительное место в его творчестве занимают исторические композиции ("Петр I"), мифологические сюжеты ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая").

Один из выдающихся мастеров, прокладывавших новые пути в живописи, – К. Коровин (1864 – 1939), испытавший влияние импрессионизма ("Зимой", "Летом", "Розы и фиалки" и другие) Коровин создает декорации для спектаклей Русской частной оперы С. Мамонтова, императорских и Большого театра. Лучшие театральные работы Коровина связаны с национальной тематикой, с Русью, ее эпосом и сказкой, ее историей и природой.

Взволновано и одухотворено искусство М. Врубеля (1856 – 1910). Выразительность его произведений возрастает, благодаря динамичной живописи, мерцающему колориту, энергичному рисунку. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация.

Одна из центральных в его творчестве – тема Демона , навеянная поэзией М. Лермонтова ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). Былинные герои оживают в его панно "Микула Селянинович", "Богатырь". Прекрасны сказочные образы "Пана", "Царевны-Лебедь". Своеобразны и значительны портреты (С.Мамонтова, В.Борисова и других).

Поэтизация образов природы, человека нашла воплощение в творчестве В.Борисова-Мусатова (1870 – 1905).

Значительным явлением в русской художественной жизни было идейно-художественное объединение "Мир искусства ", в которое вошли А. Бенуа (1870 – 1960), К. Сомов (1869 – 1939), Л. Бакст (1866 – 1924), Е. Лансере (1875 – 1946), М. Добужинский (1875 – 1957). В двух видах искусства художники "Мира искусств" добились наиболее значительных успехов: в театрально-декорационном и в графике. Своеобразием станковой графики стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, а также портрет. Большой вклад в графику начала XX в. внесла А. Остроумова-Лебедева . Плодотворно работали в книжной графике И. Билибин, Д. Кардовский, Г. Нарбут и другие.

Талантливых мастеров объединил и "Союз русских художников " (1903 – 1923), в выставках которого принимали участие К.Коровин, А.Архипов, А.Васнецов, С.Малютин и другие, близкими "Союзу" по своим художественным позициям были А. Рылов, К. Юон, И. Бродский, А. Малявин. Пейзаж – главный жанр в искусстве мастеров "Союза русских художников". Они изображали природу и средней полосы России, и солнечного юга, и сурового севера, и древнерусские города, старинные усадьбы. Эти художники испытывали интерес к быстрому зрительному охвату мира, динамичной композиции, стиранию границ между композиционной картиной и натурным этюдом.

В десятилетие 1907 – 1917 гг. в искусство входят талантливые живописцы. З.Е. Серебрякова (1884 – 1967) развивала традиции Венецианова, великих мастеров Возрождения ("Жатва", "Беление холста"). Внутренней теплотой, художественной выразительностью отличаются ее портреты (автопортрет, портреты детей).

К.С. Петров-Водкин (1878 – 1939) увлекался древнерусским искусством, особенно иконописью. Это нашло отражение в картинах "Мать", "Утро", где образы крестьянок символизируют высокую одухотворенную нравственную чистоту. Новым явлением стала картина "Купание красного коня" (1912), отличающаяся лаконизмом композиции, динамикой пространства, классической строгостью рисунка и гармонией колорита, построенного на основных красках спектра.

С началом XX века связано формирование творчества М.С. Сарьяна (1880 – 1972). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени ("Улица. Полдень. Константинополь", "Финиковая пальма. Египет" и другие).

Одним из самых значительных явлений русского искусства начала XX века представляется творчество М.В. Нестерова (1862 – 1942). Художник обратился к миру идеально прекрасного, воспевал чистоту религиозного чувства. Огромную роль в произведениях Нестерова играет пейзаж, с которым связан внутренний мир его героев. Это "Пустынник ", "Видение отроку Варфоломею ", "Великий постриг " и другие. Складывается и мастерство Нестерова-портретиста. Большинство портретов художник пишет на фоне пейзажа (портрет дочери: фигура девушки в черной амазонке красивым силуэтом выделяется на фоне вечернего пейзажа, воплощая идеал молодости, красоты жизни и гармонии).

Заметное оживление в начале XX века испытываетскульптура, появилась плеяда крупных мастеров. П.П.Трубецкой (1866 – 1938) раскрыл свой талант в портретах ("Художник И.И.Левитан", портрет Л. Толстого). Широкую популярность приобрел памятник Александру III.

К ярким явлениям в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. относится творчество А.С.Голубкиной (1864 – 1927). Ее искусство подчеркнуто одухотворено, наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично. Она создает скульптурные портреты писателя А.Н.Толстого и простой женщины ("Марья", 1903). Ее излюбленный прием – резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа.

Талантливый, самобытный и многогранный скульптор С.Г.Коненков (1874 – 1971) в этот период создал работы "Камнебоец", "Самсон", один из самых пленительных образов – "Нике" (1906). Большое место занимают традиции русского фольклора ("Старичок-полевичок" и др.).

Архитектура конца XIX – начала XX вв. отличается развитием стиля модерн; выдвинувшего задачу решительного обновления художественно-образного языка. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна – переплетение творческих манер, различных тенденций. Модерн быстро эволюционировал. Для его ранней стадии были характерны формально-декоративные приемы, манерная орнаментация. На рубеже 1900 – 1910-х гг. усилились рационалистические тенденции. Поздний модерн характеризуется стремлением к простоте и строгости.

Один из ведущих мастеров модерна – Ф.О. Шехтель (1859 – 1926). Его основные работы – особняк С.П. Рябушинского; Ярославский вокзал (1902) – пример национального модерна ("неорусский стиль") и др.

Характерный образец раннего модерна – гостиница "Метрополь" (архитектор В.Ф. Валькот), фасады декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. Врубеля и А. Головина. В Петербурге ­ особняк Кшесинской (А.И. фон Гюген), здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г.В. Барановский), Витебский вокзал (С.А. Бржозовский).

С 1910 х годов в архитектуре наблюдается стремление к возрождению традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Представители неоклассики – И.А. Фомин (1872 – 1936), В.А. Щуко (1878 – 1939), А.В. Щусев (1873 – 1949) – автор Казанского вокзала в Москве.

На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.

"Серебряный век" русской культуры (конец XIX – начало XX века)

Культура рубежа XIX – начала XX в. развивалась под влиянием традиций предшествующего периода развития русской культуры. Вместе с тем на ее развитие наложили свой отпечаток те процессы и преобразования, которые происходили в политической, экономической и социальной жизни страны в начале XX в. Сложность и противоречивость исторического развития России в начале XX в. обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. Вступление в индустриальную стадию развития, углубляющийся цивилизационный разлом в обществе, революция 1905–1907 гг. и последующие за ней события напрямую отразились на развитии русской культуры.

Развитие капитализма потребовало нового уровня образования в стране. К началу XX в. в России сложилась многоуровневая система образования, которая включала начальное образование, среднее и среднее специальное образование и высшее образование. В 1905 г. существовало 43 тыс. церковно-приходских школ, 28,2 тыс. земских начальных училищ. В начальных школах народного просвещения обучалось 6 млн человек. В общей сложности в 1911 г. обучалось 33% мальчиков и 14% девочек школьного возраста. Грамотность среди населения выросла с 21% в 1897 г. до 30% в 1918 г. Министерство народного просвещения подготовило проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", однако силу закона он так и не принял.

К системе среднего образования относились гимназии, реальные и коммерческие училища. Кроме того, существовали средние специальные учебные заведения по отраслям: промышленные, технические, железнодорожные, горные и др.

В связи с индустриальным развитием остро встал вопрос о подготовке инженерно-технических кадров. В изучаемый период численность студентов выросла в 2,5 раза. Высшая школа к 1917 г. насчитывала 124 вуза, где обучалось 130 тыс. студентов. В 1911 г. закон о высшем женском образовании уравнял в профессиональных правах женщин, имеющих диплом о высшем образовании, с мужчинами. В начале XX в. существовало около 30 женских высших учебных заведений. Появился новый тип высших учебных заведений – частные институты и высшие курсы, например Университет А. Шанявского, Психоневрологический институт В. Бехтерева, Высшие курсы П. Лесгафта, Высшие женские сельскохозяйственные курсы и др.

Дальнейшее развитие получило народное просвещение и культурно-просветительская работа. Основными центрами просвещения народа были воскресные школы, рабочие курсы, просветительские рабочие общества, народные дома, народные университеты. Распространению просвещения и грамотности среди населения способствовала издательская деятельность А. С. Суворина, И. Д. Сытина, A. М. Горького. По числу издаваемых книг Россия занимала третье место в мире.

Дальнейшее развитие получила российская наука: Η. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский проявили себя в области разработки теории самолетостроения и космонавтики; B. И. Вернадский, И. П. Павлов, И. И. Мечников – в области естественных наук. И. П. Павлов, И. И. Мечников стали первыми российскими лауреатами Нобелевской премии. В области гуманитарных наук большой вклад в развитие истории внесли В. О. Ключевский, Π. Н. Милюков, Μ. Н. Покровский; в области философии – В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, В. В. Розанов.

Новым явлением в культурной жизни общества стало кино. В 1896 г. прошла первая демонстрация кинофильма в России, а к 1916 г. в России насчитывалось уже около 4000 кинотеатров. В 1907 г. были созданы кинофирмы A. А. Ханжонкова, А. О. Дранкова.

В литературе были продолжены традиции русского реализма XIX в. в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. М. Горького. Вместе с тем в начале XX в. зародилось модернистское течение в литературе в различных его проявлениях: символизме (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. А. Блок); акмеизме (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузмин); футуризме в различных его проявлениях (эгофутуризм, кубофутуризм), отрицавшем предыдущий этап развития русской культуры (И. Северянин, B. В. Маяковский, В. В. Хлебников, 11. Бурлюк); натурализме (Μ. П. Арцыбашев). Крестьянская тема нашла свое отражение в поэзии Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Начало XX в. стало временем творческого подъема в изобразительном искусстве. Этому способствовало влияние сложившейся национальной традиции в изобразительном искусстве, поиск новых художественных форм и направлений русских художников начала XX в., влияние западно-европейского искусства. В живописи традиции русского реализма нашли отражение в творчестве С. В. Иванова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. А. Коровина. В историко-бытовом жанре работали художники А. П. Рябушкин, А. В. Васнецов. Религиозно-философские искания отразились в творчестве М. В. Нестерова. Новыми течениями в русской живописи стали импрессионизм (В. А. Серов, К. А. Коровин); символизм (В. Э. Борисов- Мусатов, М. А. Врубель); примитивизм (Μ. Ф. Ларионов, II. С. I ончарова). Накануне Первой мировой войны в русском изобразительном искусстве зарождается абстракционизм (К. С. Малевич, В. В. Кандинский).

Создаются творческие организации, объединявшие русских художников по направлениям "Мир искусств" (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере); "Союз русских художников" (И. Э. Грабарь, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон); "Голубая роза" (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян); "Бубновый валет" (И. И. Машков, Π. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк); "Ослиный хвост", "Мишень" и др.

Большой интерес представляет творчество художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусств" и работавших в различных жанрах живописи, книжной графики, оформлении театральных декораций. Заслугой художников этого направления стало знакомство современников с творчеством русских художников-портретистов XVIII в.

В архитектуре начала XX в. модернизм проявился в неорусском стиле (А. В. Щусев, Ф. О. Шехтель, В. М. Васнецов); неоклассицизме (И. А. Фомин). В скульптуре нашло отражение влияние импрессионизма в творчестве Π. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова.

На начало XX в. приходится рассвет театрального искусства. В 1898 г. был открыт МХАТ, основанный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В 1904 г. в Петербурге открывается театр В. Ф. Комиссаржевской, а в 1915 г. Е. Б. Вахтангов основывает театр в Москве, ныне носящий его имя. Наряду с Мариинским и Большим театрами появляется частная опера С. И. Мамонтова, С. И. Зимина. Русское театральное оперное искусство получает признание в Европе. Этому способствовали "Русские сезоны" С. П. Дягилева в Париже. Мировое признание получают оперные певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, балерина А. Павлова. Большой вклад в развитие русского балета внес Μ. М. Фокин.

Традиции русского реализма в музыкальном искусстве получили продолжение в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Вместе с тем влияние модернизма на музыкальное искусство нашло выражение в творчестве С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, А. Н. Скрябина.

Развитие русской культуры начала XX в. продолжило традиции, а также отразило творческие искания русской интеллигенции, что дало развитие новым направлениям и формам в литературе и искусстве.

Для того чтобы хорошо понимать особенности русской культуры на рубеже XIX-XX вв., нужно иметь представление о характере отечественного права, экономики и политики этого периода. Это имеет ключевое значение. Роль русской культуры невозможно переоценить. Благодаря петровским реформам в империи утвердилась а также законодательное оформление бюрократии. В особенности это отразилось на "золотом веке" Екатерины II.

События начала XIX столетия

Век ознаменовала министерская реформа Александра I. На практике проводилась она для того, чтобы укрепить феодально-абсолютистский порядок. В то же время необходимо учитывать влияние нового "духа времени". Прежде всего, прослеживается отражение Великой французской революции на всей русской культуре. Любовь к свободе является одним из ее архетипов. Она воспевается всей русской поэзией, начиная от Цветаевой и заканчивая Пушкиным. После того как были учреждены министерства, произошла дальнейшая бюрократизация управления. Кроме того, усовершенствовался центральный аппарат Российской империи. Учреждение Государственного совета - важнейший элемент европеизации и модернизации всей системы. Его главными функциями являются: обеспечение единообразия юридических норм и централизация законодательного дела.

Золотой период

Русская культура конца 19 - начала 20 века развивалась весьма интенсивно. Сильное воздействие на этот процесс оказали передовые западноевропейские мысли и мировой революционный прогресс. Также сказалась тесная взаимосвязь русской культуры с другими. Это был период, когда развивались французский и Данные идеи стали очень популярными на территории государства. Русская культура начала 19 века испытывала сильное влияние наследия, оставшегося от предыдущих поколений. Новые ростки творчества в литературе взошли именно благодаря ему. Это также относится к сферам культуры, живописи и поэзии. Произведения Ф. Достоевского, П. Мельникова-Печерского, Н. Лескова и Н. Гоголя пронизаны традициями древнерусской религиозной культуры. Также нельзя не отметить творчество других литературных гениев, чье отношение к православным течениям было более противоречивым. Речь идет о А. Блоке, Л. Толстом, А. Пушкине и так далее. В их творчестве прослеживается неизгладимая печать, которая свидетельствует об их православных корнях. Также нельзя забывать скептического И. Тургенева. В его произведении "Живые мощи" представлен образ народной святости. Также огромный интерес вызывает русская художественная культура того времени. Речь идет о картинах К. Петрова-Водкина, М. Врубеля, М. Нестерова. Истоки их творчества кроются в православном иконописании. Древнее церковное пение стало ярким явлением истории музыкальной культуры. Сюда также можно причислить позднейшие опыты С. Рахманинова, П. Чайковского и Д. Бортнянского.

Основные вклады

Русская культура конца 19 - начала 20 века впитывала в себя лучшие достижения других народов и стран. При этом она не теряла свою самобытность. Кроме того, оказывалось существенное влияние на развитие других культур. Что касается истории европейских народов, то она оставила немалый след. Прежде всего, речь идет о религиозной русской мысли. Она формировалась под влиянием Запада. В свою очередь, западноевропейская культура испытывала влияние богословия и философии. В особенности это прослеживается в первой половине XX века. Весомый вклад в развитие русской культуры внесли труды М. Бакунина, Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьева, а также многих других. Нельзя забывать и о "грозе двенадцатого года". Речь идет о сильном толчке к развитию русской культуры. Отечественная война неразрывно связана с ростом и формированием "декабризма". Также это повлияло на традиции русской культуры. В. Белинский писал о том, что тот год потряс всю страну, при этом возбудил народную гордость и сознание.

Особенности исторического процесса

Его темп был заметно ускоренным. Это обусловлено вышеописанными факторами. Полным ходом шла дифференциация разных областей культурной деятельности. В особенности это прослеживается в науке. Также усложнялся сам культурный процесс. Отмечалось большее взаимовлияние различных сфер. В частности, это относится к музыке, литературе, философии и так далее. Также нельзя не отметить того, что усилились процессы взаимодействия между составляющими элементами национальной культуры. Это официальная ее часть, которая опекалась государством, и область народных масс (то есть фольклорный пласт). Последняя является выходцем из недр восточнославянских родоплеменных союзов. Этот пласт сформировался еще в Древней Руси. Он полноценно существовал в течение всей отечественной истории. Что касается недр официально-государственной культуры, то здесь прослеживается наличие "элитарной" прослойки. Она обслуживала господствующий класс. В первую очередь это относится к царскому двору и аристократии. Данная прослойка была довольно восприимчива к иноземным новшествам. В этом случае целесообразно упоминание романтической живописи А. Иванова, К. Брюллова, В. Тропинина, О. Кипренского и остальных известных художников XIX столетия.

Влияние XVIII столетия

В первой его половине появились интеллигенты-разночинцы. К концу века выделилась особая социальная группа. Речь идет о крепостной интеллигенции. Туда входили поэты, музыканты, архитекторы и живописцы. Если в начале столетия ведущие роли принадлежали дворянской интеллигенции, то в конце - разночинцам. В состав этого слоя начали вливаться выходцы из крестьян. В особенности это ощущалось после отмены крепостного права. К разночинцам можно было отнести образованных представителей демократической и либеральной буржуазий. Нельзя было сказать, что они принадлежали к дворянству. Скорее, их можно отнести к крестьянству, купечеству, мещанству и чиновничеству. Этим и подтверждаются такие важные особенности русской культуры, как начало ее демократизационных процессов. Их суть заключается в том, что образованными деятелями становились не только члены привилегированных сословий. Тем не менее, ведущее место по-прежнему принадлежало им. Увеличивалось число ученых, композиторов, художников, поэтов, писателей из непривилегированных слоев. В частности, это относится к крепостному крестьянству, причем преимущественно из круга разночинцев.

Плоды XIX столетия

Искусство русской культуры продолжает активно развиваться. Литература становится ведущей ее областью. Прежде всего, здесь прослеживается влияние прогрессивно-освободительной идеологии. В сущности, многие произведения того периода наполнены революционными, боевыми призывами, а также политическими памфлетами. В этом заключено важнейшее значение русской культуры. Она очень вдохновляла передовую молодежь. Чувствовалось царствование духа борьбы и оппозиционности. Он пронизывал произведения прогрессивных писателей. Таким образом, литература стала одной из активнейших сил общества. Можно взять, к примеру, богатейшую мировую классику и произвести сравнение русской культуры. Даже на ее фоне литература прошлого века выступает исключительным явлением. Толстовскую прозу и пушкинскую поэзию можно назвать настоящим чудом. Ясная Поляна стала интеллектуальной столицей неслучайно.

Вклад А. Пушкина

Трудно сказать, какой была бы культура России без него. А. Пушкин - основатель отечественного реализма. Достаточно вспомнить "Евгения Онегина". Данный роман в стихах был назван знаменитым критиком энциклопедией русской жизни. Это наивысшее выражение реализма в произведениях гения. Также к выдающимся образцам данного направления литературы можно отнести повести "Дубровский", "Капитанская дочка", драму "Борис Годунов". Что касается мирового значения Пушкина, то оно неразрывно связывается с пониманием универсального значения традиции, которая была создана им самим. Он проложил литературную дорогу для А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Н. Гоголя, М. Лермонтова. Она стала полноправным фактом русской культуры. Кроме того, эта дорога представляет собой важнейший момент духовного развития человечества.

Вклад Лермонтова

Его можно назвать преемником и младшим современником Пушкина. В первую очередь стоит выделить "Героя нашего времени". Нельзя не отметить его созвучия с романом "Евгений Онегин". Между тем "Герой нашего времени" - вершина лермонтовского реализма. Его творчество представляет собой высшую точку эволюции поэзии послепушкинского времени. Благодаря этому были открыты новые пути для развития отечественной прозы. Творчество Байрона - основной эстетический ориентир. Русский романтический индивидуализм подразумевает наличие культа титанических страстей. Также сюда можно отнести лирическую экспрессию и экстремальные ситуации, которые сочетаются с философским самоуглублением. Таким образом, становится понятным тяготение Лермонтова к лироэпической поэме, романсу и балладе. Особое место в них занимает любовь. Также не стоит забывать о "диалектике чувств" - лермонтовском методе психологического анализа, который внес весомый вклад в последующую литературу.

Изыскания Гоголя

Его творчество развивалось в направлении от романтических форм к реализму. Творения Гоголя многое привнесли в развитие русской литературы. В качестве примера можно взять "Вечера на хуторе близ Диканьки". Здесь воплощена концепция Малороссии - этакий славянский Древний Рим. Он словно целый материк на карте вселенной. Диканька - его своеобразный центр, средоточие национальной судьбы и духовной специфики. Кроме того, Гоголь основал "натуральную школу". Речь идет о критическом реализме. Русская культура 20 века ознаменовалась всемирным признанием Гоголя. С того самого момента он стал действующим и возрастающим элементом мирового литературного прогресса. Его творчество имеет глубокий философский потенциал, который обозначается постепенно.

Вклад Толстого

Его гениальное творчество заслуживает особого внимания. Оно стало новым этапом в развитии мирового и русского реализма. Прежде всего, стоит выделить мощь и новизну толстовского творчества. Здесь очень многое зависело от демократических корней его деятельности, нравственных поисков и миросознания. Реализм Толстого отличает особая правдивость. Также нельзя не выделить прямоту и откровенность тона. Следствием этого становится резкое обнаружение социальных противоречий и сокрушительная сила. "Война и мир" - особое явление в мировой и русской литературе. Это уникальный феномен искусства Толстого. Речь идет о гениальном сочетании многофигурной эпической "фрески" и психологического романа с размахом. Первая часть произведения была напечатана уже очень давно. За это время сменилось несколько поколений читателей. Тем не менее, "Война и мир" продолжает оставаться актуальным произведением для всех возрастов. современный писатель, назвал данное произведение вечным спутником человека. Оно посвящено губительной войне XIX столетия. В нем утверждается нравственная идея торжества жизни над смертью. Русская культура 20 века предавала этому колоссальную значимость.

Изыскания Достоевского

Остается поразиться их титаническому характеру. Достоевский является великим русским писателем. Его нравственные изыскания несколько отличаются от толстовских. Прежде всего это проявляется в отсутствии анализа эпических масштабов. То есть описания происходящего нет. Приходится "уйти в подполье". Только так можно увидеть то, что происходит на самом деле. Благодаря этому есть возможность взглянуть на самих себя. У Достоевского была потрясающая способность, которая заключалась в проникновении в самую суть человеческой души. В результате им было дано описание современного нигилизма. Этот настрой ума был охарактеризован им неизгладимо. Читателей до сих пор завораживает необъяснимая точность и глубина. Что касается античного нигилизма, то он был неразрывно связан с эпикурейством и скептицизмом. Его идеал представляет собой благородную безмятежность. Также это относится к достижению спокойствия духа перед превратностями фортуны.

Александр Македонский в свое время глубоко впечатлился нигилизмом Древней Индии. То же самое почувствовало и его окружение. Если брать в расчет философское отношение, то это несколько похоже на позицию Пиррона из Элиды. Результатом становится созерцание пустоты. Что касается Нагарджуны, то для него и его последователей нигилизм представлял собой преддверие религии.

Современное течение несколько отличается от прошлого. Его основой по-прежнему является интеллектуальная убежденность. Это не благословенное состояние невозмутимости или философской бесстрастности. Скорее, речь идет о неспособности к созданию и утверждению. Это не философия, а духовный изъян.

Основные этапы расцвета музыкального искусства

XIX столетие отличилось интенсивным развитием литературы. Наряду с этим ярко засверкала музыкальная культура России. При этом она находилась в тесном взаимодействии с литературой. Так, русская художественная культура интенсивно обогащалась. Появлялись совершенно новые образы. Эстетический идеал Римского-Корсакова находится в основе его музыкального творчества. Прекрасное в искусстве является для него безусловной ценностью. Его оперы наполнены образами высокопоэтического мира. Это наглядно показывает то, что искусство имеет двойственную силу. Оно преображает и покоряет человека. У Римского-Корсакова эта функция искусства соединяется с его представлением о качестве средства для нравственного совершенствования. Данный культ неразрывно связан с романтическим утверждением Человека-творца. Он вовлечен в противостояние с отчуждающими тенденциями прошлого. Эта музыка возвышает все человеческое. Ее цель - принести спасение от "страшных обольщений", которые присущи буржуазному веку. В этом еще одно значение русской культуры. Благодаря ей приносится польза обществу и приобретается великая гражданская цель. Творчество П. Чайковского внесло огромный вклад в расцвет отечественной музыкальной культуры. Он написал множество прекрасных произведений. Опера "Евгений Онегин" носила экспериментальный характер. Кроме того, сам автор трактует ее как "лирические сцены". Новаторская сущность оперы заключается в отражении новой передовой литературы.

Русская культура начала 20 века

Необходимо отметить, что на рубеже XIX-XX вв. в стране происходили достаточно сложные исторические и политические события. Именно благодаря им русская культура начала 20 века обогатилась многообразием форм и направлений. Она обрела новые тенденции, которые требовали осмысления возникших социальных и нравственных проблем. Следует сказать, что к началу XX столетия Россия была страной с большим количеством безграмотного населения. Образовательная система включала три ступени: высшую, среднюю и начальную. Развитие последней началось благодаря инициативе демократической группы общества. В результате стали возникать школы обновленного типа. Русская культура конца 19 - начала 20 века оказала большое влияние на развитие образования и повышение грамотности населения. Среди передовых учебных заведений следует отметить рабочие просветительские общества и курсы, а также народные дома. Русская культура конца 19 - начала 20 века оказала влияние не только на жизнь внутри государства, но и за его пределами.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...