Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Способы выражения авторской позиции нищий тургенев. Идейно-художественный анализ стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Нищий. Сын в отношении к другим детям одних родителей

«5 - 6 классы Задание (1,5 часа) Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после...»

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» 2012 - 2013

Заключительный тур

Литература

5 - 6 классы

Задание (1,5 часа)

Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что ж, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.



3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

4.Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914):

Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку1.

Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачрствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою2 железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».

На поляну.

С посохом.

1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, совестливость.

Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.

4. Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914).

Тексты основаны на мотивах неожиданной встречи незнакомцев (в городе, в «дуброве») и подаяния. Если в «Нищем» сюжетная ситуация реалистична, то в стихотворении Есенина она мистична: нищий – неузнанный Господь.

5. Определите общую для этих произведений тему. Опишите есенинскую трактовку темы.

Оба текста раскрывают тему любви к несчастному, а также естественной потребности человека (состоятельного или бедняка) помогать нуждающемуся. В стихотворении Есенина она названа уже в первой строке, Тургенев обозначает ее опосредованно, через детали. В «Шел Господь пытать людей в любови…», в отличие от «Нищего», развит и мотив испытания. Господь испытывает «деда» и одновременно сострадает ему. Он сомневается в возможности бедняка помочь «убогому», но тот проявляет к Нему сострадание, подает «зачерствелую пышку», таким образом убеждая Господа в верности людей основному христианскому завету.

7-8 классы Задание (1,5 часа) с ключами Сравните приведенные ниже стихотворения. Что общего и различного в них? Сопоставляя тексты, постарайтесь ответить на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на каждый вопрос – от двух до пяти предложений).

–  –  –

И.А.Бунин. Последний шмель Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Вопросы:

1. Каким настроением определяется звучание каждого из стихотворений?

Стихотворение А.Фета проникнуто настроением легкости, безмятежности, непринужденной праздности, свободы. Бунинский текст звучит задумчиво, в нем прямо обозначены эмоции лирического субъекта: уныние, печаль, грусть о кратковременности счастья и о неизбежности увядания.

2. Каким образом в каждом из стихотворений проявляется присутствие человека?

«Героиня» Фета прямо обращается к лирическому субъекту, будто подтверждая его суждения о внешнем облике самой бабочки. Можно сказать, что человек – адресат воображаемых реплик бабочки. В бунинском стихотворении ситуация обратная: человек с грустью размышляет о «последнем» – перед неизбежным наступлением зимы – полете шмеля, будто намеренно прилетевшего в «жилье человечье», чтобы разделить с человеком его грусть.

3. В чем сходства и различия в общем композиционном построении стихотворений?

В обоих стихотворениях три строфы, оба текста построены в форме своеобразного моментального «портрета» того или иного насекомого, оба содержат вопросительные конструкции; Фет и Бунин используют сходный мотивный материал (полет, цветок). Однако на фоне фетовской эмоциональной «однотонности» (все три строфы варьируют одно и то же состояние безмятежного счастья) бунинский текст построен на постепенном усилении чувства печали. Если у Фета доминирует установка на внешнюю выразительность образа, то Бунин разворачивает текст как размышление о вечных законах бытия.

4. Как бы вы определили эмоциональный подтекст стихотворений (т.е. то, о чем автор не говорит открыто, но чуткий читатель может догадаться)?

У Фета это открытое любование прелестями летней природы, восторг перед совершенством Божьего мира; у Бунина – печальное осознание конечности человеческой жизни, предчувствие человеком собственного «заката», которое обостряется от того, что оставшиеся человеку впечатления столь ярки.

5. Какова, на ваш взгляд, главная тема каждого из стихотворений? (Конкретные особенности поведения насекомых? Красота природных явлений в восприятии человека?

Общие законы человеческой и природной жизни? Хрупкость проявлений красоты в жизни? Эмоциональное состояние лирического героя?) Дайте собственную формулировку применительно к каждому из стихотворений.

Тема стихотворения Фета – вызывающая у человека вдохновение красота природного мира, «легкое дыхание» этой разлитой в мире красоты. Тема «Последнего шмеля» – неизбежное конфликтное соседство красоты и смерти в жизни человека и природы.

6. Сопоставьте ритмику стихотворений. Какие стихотворные размеры использованы авторами и как они соответствуют предмету изображения? В чем ритмическое своеобразие первых строк каждого из стихотворений?

Ритмика «Бабочки» определяется выразительным чередованием пяти- и двустопного ямба. Связанные с этим чередованием ритмические «всполохи» (воспринимаемые слухом «перебои») ассоциативно связываются с легкими, пульсирующими движениями крыльев. Бунин использует четырехстопный анапест, ритмически сопутствующий настроению усиливающейся тоски, будто «рыдающий». В первой строке «Бабочки» четвертая стопа облегчена (использован пропуск ударения), что поддерживает мотив «легкости», порхания. Напротив, первая стопа первого бунинского стиха утяжелена (использовано сверхсхемное ударение на первом слоге) – и это утяжеление эмоционально оправдано.

7. В чем разница цветовой «раскраски» стихотворений?

«Прозрачность» стихотворения Фета обеспечивается его «нераскрашенностью», отсутствием конкретных цветовых атрибутов. Стремительная мимолетность впечатления будто исключает возможность колористической конкретики. Бунинские цвета изобильны и интенсивны (черный, золотой, красный). Впечатление траурной цветовой роскоши как нельзя лучше соответствует печальным ожиданиям лирического субъекта.

8. Приведите один пример использования метафоры и один пример использования метонимии в стихотворениях (достаточно одного примера каждого из тропов, взятого из любого из текстов).

«Весь бархат мой…» – метонимия; «заунывно гудящий певучей струной…» – развернутая метафора (метафорические эпитеты уподобляют «жужжание» шмеля звукам струнного инструмента).

9. Каковы наиболее яркие проявления звукописи в каждом из стихотворений?

У Фета самые тонкие проявления звукописи – попеременное использование плавного «л» и взрывного «б» в строчке «Надолго ли, без цели, без усилья…», а также предвещающая полет «серия» свистящих «с» и раскатистых «р» в предпоследнем стихе.

У Бунина дан почти «рекордный» вариант звукоподражания в строке «заунывно гудящий певучей струной» (обилие гласных заднего ряда, в особенности наиболее частотного «у» обеспечивают эффектный ассонанс).

Разумеется, могут быть отмечены и другие проявления звукописи.

10. Постарайтесь предложить одну собственную строфу «в продолжение» любого из стихотворений, соблюдая стихотворный размер, тип рифмовки и придерживаясь общего эмоционального настроения текста.

Критериями оценки в данном случае являются «попадание» в стихотворный размер, соблюдение чередования женских и мужских окончаний, типа рифмовки и, разумеется, воспроизведение эмоционального контекста 9 класс Задания В приведенном ниже фрагменте романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пропущены определения (пропуски обозначены подчеркиванием). Заполните эти пропуски, выбирая соответствующие прилагательные из приложенного списка возможных вариантов и соблюдая правила согласования. Постарайтесь максимально точно воспроизвести пушкинский текст. Объясните, какими критериями вы руководствовались в поисках нужного слова, и прокомментируйте пушкинский фрагмент, отвечая на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на вопрос – 2-4 предложения).

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в ________ тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел ________ снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение ________ небо смешалось со ________ морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой ___________ выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Варианты определений: серебристо-жемчужный, белый, игольчатый, мощный, темный, мелкий, ласковый, снежный, светлый, равнодушно-прохладный, свирепый.

Вопросы:

1. Какие свойства более характерны для пушкинской изобразительной манеры – стремление к предметной точности или субъективное «окрашивание» объекта описания;

лаконизм или развернутые уточнения; выбор «экзотических» эпитетов или тяготение к предельной ясности в описании?

2. Опираясь на проделанную вами реконструкцию, опишите цветовые предпочтения Пушкина. Какими цветовыми характеристиками он предпочитает пользоваться? Приведите два-три подтверждающих примера из поэтических произведений Пушкина.

3. Какое место в сюжете романа занимает приведенный эпизод? Какие последующие события он мотивирует? В чем его неочевидный, символический смысл, проясняющийся лишь в контексте всего произведения?

4. Кто является повествователем в приведенном тексте: молодой главный герой или умудренный опытом ветеран? Как возраст повествователя проявляется в самой манере рассказывания?

5. В единственной реплике ямщика («Ну, барин, беда: буран!») – при внешней естественной простоте слов – присутствует отчетливая аллитерация. Как вы думаете: воспроизводит ли повествователь эти слова по памяти – или заново «придумывает» их в процессе рассказа? В какой мере повествователь владеет словом, и как это связано с фактами его биографии?

6. В какое время года вписывает Пушкин приведенный эпизод? С какой целью он это делает?

7. Приведите название (или первую строчку) одного из стихотворений Пушкина, в котором воспроизводится ситуация метели.

а) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

б) Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

в) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она.

г) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Ключи Задание 1

Текст А.С. Пушкина:

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда:

буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

Предполагаемые ответы на вопросы:

1. Словоупотребление Пушкина-прозаика ориентировано на принципы «прекрасной ясности»: стремление к точному именованию предмета описания, динамизм и лаконизм пейзажных зарисовок, предпочтительное использование прямых значений слов. Спорадическое употребление «психологизированных» определений («ветер выл с такой свирепой выразительностью») не противоречит общему принципу объективности (такие определения вполне традиционны, нередко связаны с фольклорной образностью).

2. В выборе цветовых обозначений Пушкин, как правило, избегает нарочитого «украшательства» (составных, «оттеночных» или экзотических красок). В приведенном фрагменте цветообозначения использованы аскетически скупо, доминирует «монохромность» (черное и белое, светлое и темное). В поэтической практике Пушкин почти всегда пользуется основными цветами спектра – красный, желтый, зеленый, синий (или их синонимы). Примеры: «и ель сквозь иней зеленеет»; «роняет лес багряный свой убор»; «озер лазурные равнины»; «на море синее вечерний пал туман»; «черных скал вершины»; «ты катишь волны голубые» (о море); «зелень мертвая ветвей» («Анчар»);

«белеющие равнины»; «в багрец и в золото одетые леса»; «меж нив златых и пажитей зеленых / Оно, синея, стелется широко…» (об озере) и т.п.

3. Сцена метели непосредственно предшествует первой встрече Гринева с Пугачевым (о том, что это Пугачев, главный герой узнает позже). Помощь «вожатого»

будет щедро вознаграждена Гриневым, а эта щедрость позднее отзовется в памяти вождя крестьянского восстания. Символический смысл эпизода – в том, что разгулявшаяся стихия предвещает будущую стихию бунта; в том, что Пугачев появляется в буквальном смысле «из метели» (он будто порожден природными вихрями).

4. Повествователем в «Капитанской дочке» является «пожилой», поживший Гринев. То, как «спокойно», по-деловому он рассказывает о внезапном степном буране, как он избегает «подробностей чувств», передавая только событийную суть происходящего, сказывается его богатый опыт и житейская закалка: герою доведется еще пережить и не такие передряги.

5. Более вероятно, что Гринев-повествователь «сочиняет» реплику ямщика, вписывая ее в контекст ситуации. Как известно, главный герой был не чужд сочинительства: писал стихи, которые удостоились похвалы самого Сумарокова!

6. «Метельный» эпизод вписан повествователем (и стоящим за ним автором романа) в раннюю осень: внезапность природного катаклизма и его неожиданная суровость найдут образные параллели в сценах «русского бунта».

7. Наиболее вероятные варианты ответа – «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») или «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…»).

«СИСТЕМА РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ ПОЖАРНАЯ РАДИОКАНАЛЬНАЯ "Рокот-Р" РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ САПО.425541.007РЭ ББ02 УП001 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 2 1.1 Назначение 2 1.2 Особенности системы 2 1.3 Речевые сообщения, записанные при изготовлении АС 3 1.4 Органы индикации и управления ПУО 3 1.5 Входы и...»

«Проект приказа "Об утверждении Порядка размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных бюджетных учреждений Самарской области, подведомственных управлению государственной архивной службы Сам...»

« информационно-волновых технологий, показали, что час...» КОММУНИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТИПА И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ КРУПНЫХ ФОРУМОВ М.В. Загидуллина Аннотация Статья развивает основны...»



В последние годы И.С. Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка). Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.


Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. При первом издании автор написал следующее предисловие:

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» .

(И.С.Тургенев)


Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".


Композиция сборника

1 часть- «Старческое»

(50 стихотворений, отобранных И.С.Тургеневым и

2 часть - «Новые стихотворения

в прозе»

(33 стихотворения сохранились в черновиках писателя и были опубликованы в 1930 г. в


  • «Стихотворения в прозе» принято считать циклом. Цикл не простая подборка или совокупность сходных по теме или жанру произведений, в цикле непременно ставится и разрешается какая-либо проблема. Этот маленький по объёму цикл – всё то, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя: давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви и искусстве, молодости и старости. Человеческая жизнь представляется писателю кратковременной, мгновенной, обречённой, что особенно горько ощутимо на склоне лет, в часы горьких раздумий.

«Posthuma» («Посмертное»)

«Senilia» («Старческое»)

«Стихотворения в прозе»


  • Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического

Признаки лирического стихотворения

  • небольшой объём;
  • часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
  • обычно бессюжетная композиция;
  • преобладание лирического начала (1 л.);
  • повышенная эмоциональность.

  • Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет ("Воробей").
  • графическое оформление;
  • отсутствие ритма;
  • отсутствие рифмы.

  • Стихотворения очень различны по характеру. Но их объединяют и общие черты :
  • Автобиографичность, рассказ от первого лица.
  • Исповедальность дневниковой записи.
  • Философские раздумья над важнейшими вопросами.
  • Доверительное общение с читателем.

Они различны по жанру :

  • сказка ("Старуха"), сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"),
  • легенда ("Восточная легенда"),
  • диалог ("Рабочий и белоручка") и другие.

Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами и приобретает в ряде случаев контурный характер ; детали конкретные и сменяющие их обобщения обычно примыкают друг к другу - по принципу простого соседства ; речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.


  • Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков.
  • Единство цикла проявляется в аллегоричности, присущей всем его фрагментам, особой романтической приподнятости, исключительности или необычности повествования, нравоучительности.

  • Название стихотворения - «Нищий». Речь идет только о нищем человеке?

Выразительное прочтение стихотворения


Нищий

-



Лексическая работа

НИЩИЙ -

1. Очень бедный, неимущий.

2. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

3. Лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый.


Индивидуальное задание

подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».




  • С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? Запишите ключевые слова и словосочетания.

Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука.


  • Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор?

Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал, опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.


  • Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал.


Потерянный, смущенный, похолодевшие,

  • Выпишите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

  • Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно. Как называется это средство выразительности? Какова функция многоточий в тексте стихотворения И.С. Тургенева?

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз. Фигура умолчания. С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя и желание автора: читатель должен почувствовать это на себе.


  • Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.


  • Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», «нищим» 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово «брат» употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.



  • Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

Лексическая работа

Рукопожатие -

  • в древности:

я не прячу оружия;

2. рыцарские времена:

я без оружия, я не буду с тобой воевать;

знак согласия при заключении сделок;

4. Наше время:

демонстрация доброй воли.


Лексическая работа

Брат-

1. Сын в отношении к другим детям одних родителей;

2. фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

3. Товарищ, единомышленник.

4. Свой брат (разг.) , близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди .



Приемы

Примеры

В эпитетах

Трепетную руку, шершавые лохмотья, потерянный

В разнообразных повторах, в интонационном строе речи

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат»

В восклицаниях, обращениях, прямых оценках

«О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»


Нищий

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат,- прошамкал он,- на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Какая картина возникает в вашем воображении?


В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы?


Выпишите из текста

существительные (1 вариант) ,

прилагательные (2 вариант) ,

глаголы и формы глагола (3 вариант) ,

местоимения (4 вариант).

Посчитайте количество словоупотреблений. О чем это свидетельствует? Каковы особенности стихотворения?


Существительные

Прилагательные

Улица, старик, глаза, губы, лохмотья, раны, бедность, существо, руку, помощи, карманах, кошелька, часов, платка, нищий, рука, брат, очередь, пальцы, подаяния. - 20

Глаголы и формы глагола

Нищий, дряхлый, слезливые, посинелые, шершавые, нечистые, несчастное, красную, грязную, трепетную, синие. - 11

Местоимения

Проходил, остановил, обглодала, протягивал, стонал, мычал, стал, шарить, не взял, ждал, колыхалась, вздрагивала, пожал, не взыщи, уставил, усмехнулись, стиснул, прошамкал, понял, получил, потерянный, смущенный, воспаленные, похолодевшие. - 24

Я, меня, он, с собою, себя, всех, его, эту, свои, мои, моего. - 11

В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного . И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений , что придает ему оттенок искренности, взволнованности.



Подведём итог

Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к милосердию, к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.


Лексическая работа

МИЛОСЕРДИЕ –

это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)


Составим синквейн!

Рефлексия

Поработаем в группах


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


2.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь»;

Подготовить сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А.Некрасова;

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Безвестен я. Я вами не стяжал…».




Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Был активен

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.


Тургенев

Иван Сергеевич


https:// img-fotki.yandex.ru/get/9740/112265771.7cb/0_c2d4c_c32e39b6_XL.png

http:// dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Ivan_Turgenev_Signature.jpg

Шрифт - Agatha-Modern

http:// narodna-osvita.com.ua/uploads/posts/2014-01/1389586509_turgenev.png

Рабочий слайд

Титульный слайд

Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.

Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем

Он пишет.

О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:

«Нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,

шершавые лохмотья, нечистые раны…

О, как безобразно обглодала бедность

это несчастное существо!».

И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы

Больше, и на душе легче, и жить проще.

В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.

Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого. Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» .

Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова. Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь. Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.

Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось. Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу. Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.

Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Задачи:

  • выявить идею стихотворения;

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Предварительная работа учащихся:

  1. Создание двух групповых информационных мини-проектов по темам «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворение в прозе ».
  2. Создание группового творческого проекта – фильма «Нищие» (при необходимой для этого подготовленности учащихся).
  3. Индивидуальные задания:
    - сообщение об истории ритуала рукопожатия;
    - сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.
    - индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий»».
    - индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции стихотворения».
    - творческое задание «Монолог нищего».
  4. Домашнее задание для всех учащихся класса:
    - прочитать стихотворение «Нищий»;
    - выполнить письменно задание № 4- 5 (с.71) в рабочей тетради по литературе для 7 класса.
    - выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.

1. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу ещё одного тургеневского творения – стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Вспомнить особенности жанра стихотворение в прозе, углубить представление о нём; понять основную мысль, проблему, поднятую в произведении; рассмотреть средства, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.

Учитель: Иными словами – постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока.

(Слайд 1.) Итак, тема урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».

(Слайд 2.) Наши задачи:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;
  • проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.

2. Защита мини-проекта «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».

Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».

Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

(Слайд 4) Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

(Слайд 6) Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

3. Защита мини-проекта «Особенности жанра «стихотворение в прозе».

Учитель: Предоставим слово группе литературоведов, которые занимались исследованием особенностей этого жанра.

Учащиеся: (Слайд 8) В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

(Слайд 10) Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Учитель: Что новое вы узнали о жанре?

4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?

Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12) : «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Учащийся : (Слайд 13) Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Учитель: Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Учитель : Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

Учащиеся: Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.

Учитель: Приходилось ли вам встречаться с нищими?

Давайте сообща создадим портрет такого человека?

Учащиеся: Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек.

Учитель: Каково отношение к ним в обществе?

Учащиеся: Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.

Учитель: (Слайд 15 ) А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

(Прочтение стихотворения учителем.)

Учитель: Какие чувства вы испытали при прочтении произведения?

Учащиеся: Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь…

Учитель: Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь, читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их создатель.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их.

Учащиеся:

  • произведение имеет небольшой объём;
  • оно разделено на мелкие абзацы;
  • присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;
  • произведение отличается эмоциональностью.

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Учащиеся: Первое предложение – встречу героев.

Учитель: Какие художественные детали помогают представить лирического героя?

Учащиеся: Их три: платок, часы, кошелёк.

Учитель: Дорисуйте его портрет.

Учащиеся: Строгий костюм, шляпа, пальто, белое кашне…Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин.

Учитель: А каким увидел герой нищего? Выстроим образный ряд.

Учащиеся : Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Автор использует приём повтора художественной детали.

  • руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».
  • одежда: «шершавые лохмотья»
  • состояние здоровья: «нечистые раны».

Учитель: Согласитесь, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали.

Какую часть речи более активно использует автор, создавая портрет нищего?

Учащиеся: Прилагательные.

Учитель: В прямом или в переносном значении?

Учащиеся: Большинство прилагательных употреблено в прямом значении.

Учитель: Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления тропов?

Учащиеся: Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность. Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В портрете нищего появится, пожалуй, только один эпитет, выражающий восприятие лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука».

Учитель: Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?

Ученик (индивидуальное исследовательское задание - морфологический анализ текста): В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину.

Особенный оттенок искренности придают стихотворению личные и притяжательные местоимения «я», «меня», «моего».

Таким образом, можно сделать вывод, что И.С.Тургенев мастерски использовал выразительные средства морфологии.

Учитель: Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?

Учащиеся: Тургенев использовалзвукопись. Аллитерация на Ш, Х, С, Ч, Щ передаёт шорох лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь.

Учитель: Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика?

Учащиеся: Потрясение, неловкость, смятение, ужас…

Учащиеся: Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

Учитель: В чём вы видите особенность этого предложения?

Учащиеся: Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Учитель: Как ещё выражается потрясение, смущение героя?

Учащиеся: Автор использует большое количество многоточий. Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему.

Учитель: Какой фрагмент можно назвать кульминационным в стихотворении?

Учащиеся: Рукопожатие героев.

(Зачитывание фрагмента.)

Учащийся (индивидуальное задание): (Слайд 16)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

Учащийся (индивидуальное задание: работа с толковыми словарями): (Слайд 17) Проанализировав различные источники, я пришёл к выводу, что слово брат применяется в следующих лексических значениях.

  1. Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.
  2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)
  3. Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
  4. Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

Учитель: В каком значении использовано это слово в речи обоих героев?

Учащиеся: В 3 и 4 значениях.

Учитель: Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.

Учащийся (индивидуальное исследовательское задание – анализ композиции эпизода.) (Слайд 18) На мой взгляд, композицией этого фрагмента Тургенев подчёркивает изначальное равенство людей, которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.

Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать милостыню, просит у нищего прощения: «Не взыщи, брат…». И тот отвечает благодарностью: «…и на том спасибо». В нём нет озлобленности против человека, который не смог дать ему деньги, еду, что-то материальное. Он смог разглядеть в лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.

Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды звучит обращение «брат».

В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя, протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём равного себе.

Наконец, каждый получает своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

Учитель: Вот такая симметричная таблица у нас получилась. Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что перед Богом все люди равны, каждый из нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное – на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться встать на его место.

Ученик (индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего»).

4. Обобщение изученного.

Учитель: Чтобы подытожить, что же «заронило» вам в душу это стихотворение, мы напишем синквейн, но перед этим сложным творческим заданием посмотрим фильм «Нищие» - работу третьей проектной группы.

Создание и зачитывание синквейнов.

Учитель: В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

На выбор:

  1. письменно ответить на вопрос №1 (с.260) учебника;
  2. сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

(Слайд 19)

Использованная литература:

  1. Боровицкая В.Н. Эпилог. – М.: МГП «Страстной бульвар», 1992.- 288с.
  2. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 222с.
  3. Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.- С.425.
  4. Тургенев в воспоминаниях современников. – М.: Правда, 1988.- С.413-431.
  5. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 1 / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 254с. – (Конспекты уроков для учителя литературы).
Тема занятия: « Все мы братья....» (Художественная идея стихотворения в прозе на примере произведения И.С. Тургенева «Нищий»)

Цель занятия : выявление художественной идеи стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»

Задачи занятия:

Развивать умения анализировать текст, высказывать своё мнение, делать выводы на основе анализа текста;

Формировать умение составлять схему к тексту с целью более глубокого осмысления его;

Формировать умения извлекать информацию из текста и оценивать поступки героев;

Формировать коммуникативные навыки

Воспитывать общечеловеческие качества (внимание, любовь и уважение к людям)

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о цикле стихотворений в прозе И.С. Тургенева, смогут использовать для понимания текста приём «Составление кластера», усовершенствуют свои умения определять значение слов и их роль в тексте и находить ключевые слова в тексте с целью более глубокого его понимания,

Ход занятия

А.С. Пушкин писал: «Чтение- вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека- есть наука самая занимательная». Сегодня мы с вами «последуем за мыслями» замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

В последние годы Иван Сергеевич жил во Франции, в местечке Буживаль.Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Что такое стихотворение? (Стихотворение- небольшое лирическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. (Литературная энциклопедия)

Ребята, но перед нами стихотворения в прозе.

Дайте определение стихотворению в прозе.

( Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме).

В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Итак, мы имеем дело с небольшими произведениями, изображающими внутренний мир лирического героя, но написанными прозой.

А назывались первоначально « Senilia » (в переводе с итальянского – «старческое»).

Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Старость-мудрость.)

Значит, перед нами - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе, заключающее в себе жизненный опыт, мудрость.

Окончательный вариант цикла «Стихотворения в прозе « содержал 83 произведения.

В 1880 году автор написал следующее предисловие: «Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое- нибудь из них, может быть, заронит тебе что- нибудь в душу».

Мы выполним просьбу Ивана Сергеевича. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений, написанным в феврале 1878 года, «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное. (Приложение 1)

Предтекстовая стадия

Какие ассоциации возникают при произношении слова нищий ? (Бедность, несчастье, грязный, голодный, бездомный, одинокий...)

Учитель фиксирует на доске названные детьми слова.

Установим связи между словами.

Что у нас получилось? (Скопление слов, цепочка, гроздь...)

Такой способ изображения называется кластер. Кластер в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Кластер- графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Составление кластера позволит вам погрузиться в произведение, а также наглядно представить связи между ключевыми словами текста.

Первый этап смыслового чтения называется антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Мы предвосхитили, предугадали содержание текста, основываясь на его названии.

Прекрасно! А теперь проверим, насколько верны наши ожидания.

Текстовая стадия

Обратимся к тексту. Текст читает учитель. (Приложение1)

Совпало ли содержание стихотворения в прозе с нашими предположениями?

Что можно добавить в нашу схему после прочтения? (старик, больной…) (Добавляем другим- красным цветом)

Что происходит при встрече?

Что просит нищий? (Милостыню...)

Что такое подаяние, милостыня?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

(Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.)

Какое подаяние получил нищий от автора? (Рукопожатие)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

А какое значение имеет «рукопожатие» в произведениии И. Тургенева?

Ребята, а каждый ли человек в наше время может пожать руку нищему? (Нет)

А почему?

- Приходилось ли вам встречаться с нищими?

- Каково отношение к ним в обществе?

( Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.)

- А как относится к этим людям И.С.Тургенев? (Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».)

Дайте лексическое значение слова «брат»? Индивидуальная работа с «Толковым словарём»

    Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.

    Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

    Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

    Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

В каком значении употребил это слово Иван Сергеевич? (В 3 и 4)

Что означает это обращение? (Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком)

Обратите внимание, сколько повторяется слово «брат»? Как вы думаете зачем?

Вторичное прочтение произведения .

Читаем текст самостоятельно, выделяем ключевые слова.

Какие ключевые слова вы выделили?

Ребята называют ключевые слова (нищий, дряхлый старик, воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, нечистые раны, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука, стонал, мычал о помощи. Это тоже подаяние, брат.)

Анализ текста

Следующий этап – извлечение необходимой информации.

Теперь, используя ключевые слова, мы составим план текста:

    Встреча на улице.

    Несчастное существо.

    Рукопожатие.

    Братья.

Организация работы в группах.

Задача для группы №1.

Сожмите текст до 5-6 предложений, сохранив сюжет. Запишите в виде открытки, которую И.С. Тургенев мог бы послать В.Г. Белинскому после встречи с нищим в г. Богучар, где он был проездом. Выберите того, кто представит результаты работы вашей группы.

Выявление и формулирование основной идеи текста (группа № 2).

Представьте, что И.С. Тургеневу нужно отправить не открытку, а телеграмму. А в ней должно быть не более трёх предложений. Для этого вам придётся извлечь самую важную информацию из текста – его основную мысль.

Итак, заполняем бланки телеграмм. Выберите того, кто представит результаты вашей работы (2-3 человека)

Задание для группы №3

Какую мудрость мы извлекли из этого произведения? Написать в виде СМС сообщения.

Выступление группы №1.

Я проходил по улице. Встретил нищего. Он был бледен и болен. У него не было денег. Я пожал ему руку. Он назвал меня братом.

Выступление группы №2.

Я встретил человека. Часто у таких людей, как нищий, доброе сердце. Все мы друг другу братья.

Выступление группы № 3.

Подаяние может быть не только деньгами, но и поддержкой.

Слово учителя

Взаимопонимание – это главное, все люди – братья, мы все равны перед Богом.

Посмотрите, какие мысли и чувства родились у вас в результате смыслового прочтения произведения И.С. Тургенева. Это прекрасно.

Давайте создадим своё произведение. Будем использовать технологию составления синквейна .

    Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

    Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Одно слово- синоним, характеризующее суть предмета или объекта.

Нищий

Больной, просящий.

Просит, усмехается, пожимает.

Нищий готов к рукопожатию.

Брат.

Нищий

Голодный, несчастный

Стонет, мычит, ждёт

Нищий тоже человек

Брат

Рефлексия

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова : «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Запомните слова Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Приложение 1

НИЩИЙ

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, – прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...