Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Какие новые жанры создал шопен. Фредерик Шопен. Звучит знакомо, не правда ли? Шопен в Париже

Фредерик Шопен - гениальный музыкант, обладавший редким мелодическим даром, виртуозный пианист, чьи произведения отличаются глубоким лиризмом, доходчивостью, тонким и чутким ощущением настроений национальных песен, танцевальных мотивов. Этот человек сумел по-новому истолковать и передать многие музыкальные жанры, сделать более романтичными и в то же время драматичными различные музыкальные жанры (прелюдию, вальс, мазурку, полонез, балладу и т.д.). Это композитор, которого считают национальным достоянием, и в честь которого открыто много музеев, созданы памятники, названы музыкальные заведения.
1 марта 1810 года в польской деревне Желязова-Воля, расположенной неподалёку от Варшавы, появился на свет будущий музыкальный гений - Фредерик Францишек Шопен. Интерес и способности к музыке родители мальчика заметили ещё в раннем возрасте и всячески его поддерживали. Будучи ещё маленьким пятилетним ребёнком, Шопен уже выступал в концертах. А в 7 лет его отдали учиться музыке у знаменитого в то время польского пианиста Войцеха Живного. И уже спустя всего пять лет обучения Фредерик превратился в настоящего виртуозного пианиста, ничуть не уступающего взрослым опытным музыкантам. А в 1817г. будущий композитор сочиняет своё первое музыкальное произведение (полонез).
Начиная с 1819г. Шопен музицирует в качестве пианиста в различных аристократических салонах Варшавы. В 1822г. он заканчивает своё обучение у В. Живного и поступает на учёбу к известному варшавскому музыканту Юзефу Эльснеру, у которого берёт уроки композиции. В 1823г. Фредерик поступает учиться в лицей г. Варшавы. В это же время подрастающий композитор путешествует и посещает различные оперные театры в Праге, Варшаве, Берлине. Ему удаётся завоевать расположение и покровительство влиятельного в то время польского князя А. Радзивилла и стать вхожим в польское высшее общество.
1826г. ознаменовался для Ф. Шопена поступлением в Главную школу музыки, находящуюся в г. Варшава. Во время учёбы в этой консерватории талантливый юноша сочиняет ряд пьес, среди которых Вариации для фортепиано с оркестром (опера Моцарта «Дон Жуан»), Первая соната и др. Окончив в 1829г. обучение, молодой человек выступает в концертах в качестве пианиста в Кракове, Варшаве, исполняя также и свои произведения. Эти выступления пользовались огромным успехом и принесли юному дарованию заслуженную популярность и среди слушателей, и в музыкальных кругах.

В 1830г. музыкант отправляется в гастрольное турне в Берлин, Вену. И эти выступления также увенчались небывалым успехом. Но в этом же году на родине пианиста, в Польше происходит восстание, закончившееся поражением. Шопен был сторонником польской независимости, и это неприятное известие весьма огорчило музыканта. Он отказался возвращаться в Польшу и остался жить во Франции, где и был признан лучшим пианистом современности. Молодой человек знакомится с парижскими аристократами, музыкальной и художественной элитой Франции. Он много путешествует. В 1835-36гг. совершал поездки в Германию, 1837г. - в Англию. Эти годы становятся периодом расцвета его творческой деятельности.
Но Шопен известен нам не только как гениальный пианист и композитор, он проявил себя ещё и достаточно талантливым педагогом. Он обучал будущих пианистов по своей авторской методике, что помогло им полностью раскрыть талант и в будущем стать настоящими виртуозами. В это же время, в 1837г. он знакомится с французской писательницей Жорж Санд, молодой и достаточно эмансипированной особой. Их отношения складывались непросто и спустя десять лет, в 1847г. пара рассталась. Расставание не лучшим образом отразилось на здоровье Шопена, у которого ещё с 1837г. наблюдались первые приступы астмы.
В 1848г. композитор окончательно поселился в Лондоне, где и продолжал заниматься преподаванием. От концертной деятельности он отказался в связи с пошатнувшимся здоровьем, Последнее выступление пианиста произошло в ноябре 1848г. А в октябре 1849г. великий композитор умирает от туберкулёза лёгких.

Фридерик Францишек Шопен был утонченной впечатлительной натурой типичной творческой личностью эпохи романтизма. Его блестящая игра и полные глубокого лиризма произведения почти полвека доминировали в фортепианной музыке.

Имя Шопена, как никакого иного композитора, ассоциируется с одним инструментом - фортепиано. Говорили, что как пианист он превосходил многих виртуозов XIX века, хотя не любил концертировать и за всю жизнь выступил перед публикой не больше 30 раз. Как композитор он сыграл выдающуюся роль в преображении облика фортепианной музыки. Его друг Роберт Шуман называл новаторский стиль Шопена "пушками, укрытыми в цветах".

Детство в Фредерика Шопена

Отец Фридерика Миколай в молодые годы покинул Францию и поселился в Польше, где в 1806 г. женился на Юстыне Кшижановской. Будущий композитор родился в мазовецкой деревушке Желязова Воля, недалеко от Варшавы. Согласно записи в реестре местного костела, он появился на свет 22 февраля 1810 г., хотя мать композитора называла другую дату - 1 марта. Счастливые годы детства мальчик провел с тремя сестрами.

Фридерик был удивительно одаренным ребенком. Он рисовал карикатуры, писал стихи и без всякой формальной подготовки играл на фортепиано в дуэте с Людвикой. В 6 лет он начал брать уроки музыки у местного учителя, который познакомил его с классическим немецким репертуаром, особенно с произведения ми И. С. Баха. Мальчик охотно импровизировал, а в 1817 г. было опубликовано первое сочинение семилетнего композитора - полонез. Столичная пресса не замедлила с гордостью объявить юного сочинителя гением. Он быстро прославился и не знал отбоя от приглашений выступать с публичными концертами. Свой первый концерт он дал в возрасте 8 лет.

С 11 лет Фридерик начал брать уроки композиции в недавно открытой в Варшаве Главной школе музыки. В 15 лет он опубликовал свое первое сочинение (Ор.1) - рондо для фортепиано, а год спустя, в 1826 г., приступил к занятиям под руководством Ю. Эльснера. В годы учебы - как, впрочем, и всю жизнь - Шопен был завсегдатаем музыкальных вечеров, концертов и оперных спектаклей, стараясь не пропустить ничего интересного. Но Варшава не принадлежала к числу крупных музыкальных центров Европы, и вскоре Шопен ощутил потребность отъезда за границу, чтобы обогатить и расширить свой музыкальный опыт.

В 1829 г. он дал в Вене несколько концертов, которым был оказан превосходный прием. Новаторство его музыки привело венцев в полный восторг, и Шопен вернулся в Варшаву преисполненный решимости достичь международного признания.

Все это время он не переставая писал музыку. Именно тогда увидели свет два концерта и вариация на темы оперы "Дон Жуан" Моцарта, позволившие автору с особой яркостью проявить свое исполнительское мастерство, и значительно обогатившие технику фортепианной игры. Но музыка Шопена при всей ее виртуозности никогда не была лишена глубокого содержания, тогда как сложные пассажи в сочинениях некоторых сто современников лишь демонстрировали мастерство исполнителя. Аппликатура, использование педалей и ритмика расширили арсенал выразительных средств фортепиано и усилили мощь сто звучания. Введенный польским пианистом стиль игры возобладал в Европе на целых полвека.

Через Вену в Париж

2 ноября 1830 г. 20-летний Шопен покинул Польшу. Прощаясь с Варшавой, он взял с собой серебряный сосуд с горстью родной земли, возможно, предчувствуя, что расстается с родиной навеки.

Хотя в Польше прошло лишь детство и ранняя юность Шопена, но его зрелые произведения проникнуты польским духом, и даже самые светлые из них отмечены печатью грусти. За восемь месяцев проведенных в Вене, Шопен дал всего два концерта. Оттуда он отправился в Париж, тогдашнюю столицу европейской культуры. Узнав уже во Франции о кровавом подавлении царскими войсками восстания в Польше, охваченный отчаянием композитор написал страстный этюд, получивший название "Революционного". По предположениям ряда историков юный пианист был связан с революционным движением, имевшим целью освобождение Польши.

Жизнь в Париже

В 1831 т. Шопен приезжает в Париж. Французская столица стала для пето второй родиной, но так и не дала счастья. В то время в Париже обреталась многочисленная польская эмиграция, в том числе А. Мицкевич, С. Витвицкий, Ю. У. Немцевич, Ц. Норвид и Ю. Фонтана. Благодаря знакомству с ними Шопен был принят в лучших домах города, хотя сам не мот похвастаться избытком денет. Первое время он зарабатывал на жизнь уроками игры на фортепиано, которые давал в основном соотечественникам. Самым популярным учителем в Париже он стал только после выступления на музыкальном вечере у богатого семейства Ротшильдов. Теперь желающим приходилось платить за сто уроки огромные деньги, и вскоре Шопен стал весьма обеспеченным человеком. В письмах домой он хвастал, что перед ним открыты двери самых блестящих салопов, где его принимают на равных С послами, министрами и высшей знатью. Для того чтобы прославиться в Париже, недостаточно было явить миру свои достижения. Непременным условием успеха было участие в светской жизни, очагами которой были салоны. Именно там собирался высший свет, устраивались концерты для избранной публики. Богатые хозяева салонов даже превращали их в настоящие концертные залы. Например, фабрикант фортепиано Плейель устроил в своейгостиной сцену с тяжелым бархатным занавесом, на которой Шопен сыграл многие из своих парижских концертов перед сливками столичного общества. Его окружали выдающиеся люди, он был любимцем аристократических салонов, но в нем не видели человека, безмерно страдающего за судьбу своей отчизны после кровавого подавления ноябрьского восстания.

В этот период увидели свет его главные сольные сочинения для фортепиано. Однако концертная карьера складывалась не слишком удачно. Шопен не обладал ни темпераментом, ни крепким здоровьем, необходимым для изнурительного образа жизни концертирующего пианиста. К тому же, его негромкая игра не могла заполнить пространство огромных концертных залов, а перед каждым выступлением его сковывал непреодолимый страх.

Большую часть взрослой жизни Шопен провел в Париже, лишь изредка отправляясь в путешествия. В 1835 г. он посетил Дрезден, где влюбился в 16-летнюю Марию Водзиньскую, с которой решил вступить в брак. Но этим планам воспротивились родители Марии, и вскоре несостоявшийся роман угас. В том же году через известного немецкого композитора и своего сверстника Ф. Мендельсона Шопен знакомится с выдающимся творцом романтической музыки Робертом Шуманом. Восторженные рецензии Шумана на произведения Шопена прославили имя польского композитора в Германии. Вариацию на тему Моцарта немецкий композитор приветствовал словами: "Снимите шляпы, господа. Перед вами новый гений".

Музыка Шопена

Шопен и его старший на год друг, гениальный венгерский композитор Ференц Лист, принадлежали к числу ведущих пианистов своего времени. Правда, отношения между ними не всегда складывались безоблачно из-за серьезных расхождений в подходе к музыке. Шопен относился к ней с классической бережностью. На его инструменте всегда стоял метроном, и не умевшие держать такт ученики приводили его в бешенство. Лист играл в более бравурной, щегольской манере и был склонен "вносить поправки" в чужие произведения по ходу исполнения. Рассказывают, что однажды Лист исполнил ноктюрн Шопена, разукрасив сто виртуозными вставками. Возмущенный Шопен проворчал, что Лист либо должен играть музыку так, как она написана, либо не играть вовсе.

Впрочем, несмотря на "классический" темперамент, Шопен и сам охотно разнообразил свою музыку. Для этого он обычно пользовался приемом "tempo rubato", при котором аккомпанирующая рука четко держит вольности в исполнении своих сочинений и никогда не играл одну и ту же пьесу одинаково. Причиной тому был спонтанный характер его музыки, которая часто брала начало в импровизации. При всем том Шопен писал музыку медленно и с величайшим тщанием. При всей легкости его импровизаций творческий процесс был долгим и мучительным, и композитор мог без конца переделывать одну-единственную музыкальную фразу. По свидетельству очевидца, когда Шопен не был удовлетворен результатом работы, с ним случался нервный припадок, и он вел себя как настоящий безумец.

Почти вся музыка Шопена написана для фортепиано (с оркестром лишь 2 концерта - "Фа-минор" и "Ми-минор"), В его музыкальное наследие вошли 2 фантазии, 26 прелюдий, 17 полонезов темп, а другая рука свободно ведет мелодию, чуть замедленно исполняя одни поты и чуть ускоренно - другие. Шопен даже позволял себе некоторые 58 мазурок, 17 вальсов, 21 ноктюрн, 4 баллады, 4 скерцо, 4 экспромта, множество камерных произведений, песен и прочих малых форм. Написанные на родине мазурки, вальсы и полонезы представляют собой стилизованные ганцы. Интимная лирика мазурок резко контрастирует с салонным блеском вальсов. Нетрудно заметить, что несколько созданных на чужбине полонезов появились на свет в порыве патриотического вдохновения.

Оба фортепьянных концерта написаны перед отъездом за границу и, несомненно, связаны с событиями в Польше, где в то время шла подготовка к ноябрьскому восстанию.

Во время очередного национального восстания против России произошел эпизод, который можно назвать иронией судьбы. После покушения 19 сентября 1863 г. на царского наместника генерала Берга дворец Замойских на варшавской улице Новый Свят был разграблен, и из окна на мостовую выброшено фортепиано, на котором когда-то играл Шопен.

Любовь и недуг

В октябре 1836 г. Шопен знакомится в доме Листа с эксцентричной писательницей Жорж Сайд (настоящее имя Аврора Дюдеван). Ее всегда влекли знаменитости, и к тому времени на ее счету было немало любовных похождений с представителями романтического кружка, в который она ввела и польского композитора.

Летом 1838 г. Санд и Шопен стали любовниками. Следующую зиму они провели в монастыре на острове Мальорка, где писательница заботилась о здоровье своего друга. Средиземноморский климат и великолепие природы пошли на пользу композитору, который не прекращал работы над новыми сочинениями. Но с приходом осенних дождей у Шопена усилились симптомы туберкулеза, дававшие о себе знать уже несколько лет. В феврале 18.39 г. они вернулись во Францию, где уединились в Ноане, деревенском имении Жорж Санд. С той поры они вплоть до 1846 г. выезжали туда на лето, а зимой возвращались в Париж, где занимали отдельные апартаменты. Свободное от сочинения музыки или уроков время Шопен проводил с Жорж Санд и ее детьми Соланж и Морисом.

Между тем, недуг подтачивал здоровье композитора. При довольно высоком росте он не весил и 50 кг - немногим больше, чем 12-летняя Соланж. Но, несмотря на болезнь, он по настоятельным просьбам друзей решил дать несколько концертов. Этому решению предшествовало столько опасений и сомнений, что любовница Листа Мари д"Агу однажды сказала: "Шопен все время колеблется, постоянен у него только кашель".

Концерт, состоявшийся 26 апреля 1841 г., стал подлинным триумфом - великолепные рецензии, огромные денежные сборы. Однако Шопен выступил перед публикой еще только раз. Впрочем, как заметил в том же году Лист, поляк пользуется столь блестящей репутацией, что находится вне всякой критики.

Тем временем наступило охлаждение и в отношениях композитора с Жорж Санд, что тоже отрицательно сказалось на его здоровье. По мере взросления детей писательницы в доме все чаще вспыхивали ссоры. Санд даже написала роман, главная героиня которого погибает из-за ревности своего больного возлюбленного. Вывод напрашивался сам собой - ей наскучила жизнь с Шопеном, и в 1847 г. после бурной размолвки между любовниками произошел разрыв.

Закат

Физическое и душевное здоровье Шопена серьезно пошатнулось. Чтобы отвлечь композитора от печальных мыслей о своих страданиях, друзья снова уговорили его выступить перед публикой. На этот раз его сопровождала бывшая ученица Джейн Стерлинг, помогая преодолеть ту мучительную нервозность, которую он традиционно испытывал перед концертами.

В апреле 1848 г. тяжело больной Шопен едет в Англию, где дает концерт в Лондоне и даже совершает 12-часовую поездку в Эдинбург по железной дороге. В письмах он, правда, жаловался, что едва дышит и вот-вот "отдаст Богу душу". Стерлинг, мечтавшая стать женой композитора, начала его раздражать, и, сославшись на невыносимый английский климат, Шопен вернулся в Париж.

Болезнь ненадолго отступила, позволив композитору провести в кругу друзей несколько сравнительно счастливых месяцев. Вернулось и вдохновение. Так были созданы две мазурки, опубликованные уже после смерти Шопена.

Но новый приступ недуга был уже не за горами. В последние дни жизни за композитором ухаживала его сестра Людвика. Шопен скончался в Париже 17 октября 1849 г. Похороны состоялись по задуманному им ритуалу, во время которого был исполнен "Реквием" Моцарта.

Фридерик Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, неподалеку от могил великих итальянских композиторов Доницетти и Керубини. В его могилу высыпали горсть привезенной с родины земли, которую он бережно хранил все время пребывания на чужбине. Лишь много лет спустя урна с сердцем великого композитора была привезена в Варшаву и замурована в боковом нефе костела Св. Креста.

На могиле Шопена в Париже стоит памятник, изваянный зятем Жорж Санд - мужем ее дочери Соланж. В парке Желязовой Воли возведены два памятника Шопену - один в 1894 и другой в 1968 г. А в 1948 году в его родном доме открылся музей.

Музыкант, оказавший большое влияние на мировую музыку, а также положивший начало польской школе композиторов, появился на свет в первый день весны 1810 года.

Дата рождения знаменитого музыканта — достаточно символичный шаг, ведь Фредерик Шопен очень яркий представитель романтизма в музыке. Все его творчество необычайно самобытно и представляет собой многократный синтез, соединяющий нередко контрастные жанры. Своеобразный стиль творчества Шопена держит слушателя в напряжении на протяжении всего произведения. Прелюдии, созданные уникальным в своем роде композитором, являются наиболее лиричными и сопровождают музыканта на протяжении всей его творческой жизни.

Рождение музыканта

Родиной композитора является город Желязова-Воля, расположенный в окрестностях польской столицы.

Слабое здоровье не давало ребенку активно участвовать в играх детей, все время он проводил в обществе своих троих сестер, принимая участие в театральных постановках.

Николя Шопен переехал в Польшу из Франции, где устроился в имение, воспитателем графских детей. Имевший офицерское звание, мужчина впоследствии занялся преподавательской деятельностью, устроившись работать учителем иностранных языков и литературы в лицей города Варшавы на освободившееся место умершего преподавателя.

В Польше Николя женится, у пары рождается сын, которого называют Фредерик Францишек Шопен.

Мать мальчика была высокообразованной девушкой, владевшей иностранными языками и игрой на фортепиано, хорошие вокальные данные позволяли Юстине прекрасно петь.

Впрочем, оба родителя композитора отличались любовью к музыке, что, безусловно, способствовало его творческому пути. Юстине музыкант обязан любовью к народным мелодиям.

С шести лет Фредерик начал обучаться игре на фортепиано. Еще не зная нот, малыш подбирал мелодии на слух. В столь молодые годы, также как юный Моцарт, Шопен поражал и восхищал современников своими необычайными музыкальными способностями. Впечатлительного мальчика так захватывала музыка, что он мог плакать от той или иной мелодии. Первая слава пришла к одаренному ребенку после данного им в семь лет концерта. Так, Польша узнала талант юного Шопена. Первым учителем развивающегося таланта становится пианист Войцех Живный. Педагог возлагал на мальчика огромные надежды, дав ребенку все возможные знания, через пять лет обучения мастер отказывается учить Фредерика, полагая, что не может ничему обучить таланта.

Юность и становление таланта

Первый концерт, с удовольствием участвующего в музыкальных салонах Шопена, состоялся в восемнадцатилетнем возрасте. Обучаясь в музыкальном лицее, а после в Главной музыкальной школе столицы, молодой человек получил хорошее образование. Желанный гость аристократических салонов, покорял общество своими изысканными манерами.

За время учебы музыкант объездил всю Польшу, давая прекрасные концерты, также он побывал в столицах Австрии и Франции.

Развитие карьеры

  • В конце двадцатых годов, в возрасте девятнадцати лет, после большого выступления в Варшаве молодого пианиста приглашают на гастроли в Австрию. Так начинается его европейский успех. Находившимся на пике популярности Шопеном восторгались Лист и Шуман.
  • Случившееся восстание в польской столице лишает молодого композитора родины, будучи сторонником подавленного бунта, Шопен пишет этюд «До Минор». Данная трагедия его родины делит творчество Фредерика Шопена на два крупных периода.
  • После посещения различных городов Европы, Шопен оседает в Париже, который становится его последним пристанищем. За время жизни в столице Франции музыкант знакомится с восторгавшимися его творчеством Шуманом и Листом, приобретает новых друзей, среди которых талантливый писатель Виктор Гюго и художник Эжен Делакруа. Данный карьерный этап музыканта имеет развитие не без участия меценатов и деятелей искусства.
  • В середине тридцатых годов Шопен чувствует серьезное ухудшение здоровья, развивающийся туберкулез не дает ему шансов на продолжение карьеры пианиста, однако как композитор Фредерик развивается очень стремительно и оставляет неизгладимый след в мировой музыки, сочиненными в это тяжелое время произведениями. Писал Шопен лишь фортепианную музыку, словно обнажая перед слушателями интимную сторону своей жизни.

Личное

В 1938 году Фредерик едет на Мальорку, где случается, ставшее роковым в жизни музыканта, знакомство с французской писательницей Жорж Санд. Его трогательная дружба со скандальной личностью и страсть, овладевшая им, делает Шопена полностью раскрывшимся.

Прожив около десяти лет, пара рассталась, что крайне отрицательно сказалось на состоянии здоровья Шопена. Испытывая трудное денежное положение, музыкант едет в Британию, планируя дать концерт в Лондоне, но плохое самочувствие не позволяет планам осуществиться. Вернулся в Париж Шопен в крайне плохом настроении и состоянии здоровья, Шопен изнемогал от мучившего его туберкулеза.

В тридцать девять лет Фредерик Шопен умирает. За свою жизнь композитор познал славу, любовь и дружбу, оставив миру множество прекрасных произведений. Похоронен музыкант в Париже. Согласно завещанию, сердце виртуоза было захоронено в костеле Варшавы. Судьба познакомила великого композитора со множеством стран и городов, однако душа его всегда стремилась на родину.

Фридерик Шопен краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Фридерик Шопен краткая биография

Фридерик Франсуа Шопен - польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец — француз. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. К 6 лет он начал заниматься игрой на фортепиано.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет.

В 1832 году Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже.

Первый концерт он дал в 22 года. Здесь произошли встречи с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа).

В 1834-35г.г. Шопен совершает поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном, в 1835г. знакомится в Лейпциге с Р. Шуманом.

Жизнь его сложилась трагически. Она (жизнь) как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет он прожил в Польше (до 1831 г.), а потом вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. Есть 2 особенности его творчества: 1) Родина приобрела для него значение недостижимого романтического идеала, мечты, по которой он томился всю жизнь. Шопен - композитор-лирик. 2) Романтические порывы, томления в его музыке всегда сочетаются с ясной логикой, отточенностью формы. Шопен всегда отвергал необузданность, нарочитость и преувеличение. Он не выносил ошеломляющих эффектов. Лист сказал: "Шопен не выносит излишеств и необузданности". Шопен любил Баха, Моцарта. Музыка Шопена отличается артистизмом, одухотворенностью, тонкостью. Он не любил Бетховена.

Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается и виртуозность, и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая техника в педали.

Шопен переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. Прелюдия стала самостоятельной, а не вступительной пьесой. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме. Он сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд - романтическая миниатюра, и вместе с тем каждый этюд - путь к овладению новыми техническими приемами.

Ноктюрн и вальс. Есть ноктюрны трагические по звучанию (c-moll) со сложным непрерывным развитием. Вальсы и блестящие, концертные, виртуозные, и есть глубоко лирические.

Шопен создал новые жанры романтической миниатюры на основе польских танцев - мазурка, полонез, краковяк.

Создал новые жанры крупной формы. Это: скерцо, которое до того входило в состав симфонического цикла (у Бетховена со 2-й симфонии); баллада, которая до этого была в немецкой поэзии. Это - сложные жанры, в которых присутствует синтез разных форм, и, в том числе, даже циклических. Шопен - величайший мастер мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии сочетают черты национальной польской песенности и классику итальянского Бельсанта. В мелодиях есть и певучесть, и декламационность, и сложное инструментальное развитие. Особое своеобразие мелодиям Шопена придает орнаментика. Эти украшения тематически важны. Истоками своеобразия служит скрипичное народное варьирование и виртуозное итальянское пение. Гармонический язык усложняется, но гармонии очень певучие, они как бы сложены из певучих голосов. Особенности гармонии: Отдаленные тональности, альтерации, энгармонические модуляции, модуляции в далекие тональности. Это подготовило Листа, Скрябина и других более поздних композиторов.

Жизненный путь

Шопен родился под Варшавой в Желязовой Воле в очень культурной семье. Отец - бывший офицер армии Костюшко. Отец работал в варшавском лицее. Мать была очень музыкальная. У Шопена очень рано проявилось тяготение к фортепиано. 1-й концерт он дал в 8 лет. 1-й учитель по фортепиано - Войтех Живный. Он привил любовь мальчика к классике. В 13 лет он поступил в лицей отца. Изучал польскую литературу, эстетику, историю. В лицейские годы Шопен писал стихи, пьесы, хорошо рисовал (особенно карикатуры). У него был врожденный туберкулез.

Лучшие дня

Музыкальная жизнь в Варшаве была довольно интенсивной, оживленной. Ставились оперы польских композиторов, а так же Россини, Моцарта и др. Шопен слышал Паганини, Гуммеля (пианист). Гуммель оказал влияние на ранний фортепианный стиль. В Варшаве были разные музыкальные кружки. Шопен в них выступал.

1826-1829гг.

Учеба в Главной Школе Музыки (Консерватория). Занимался по классу композиции у Эльснера. Сочинять Шопен начал рано (еще до консерватории). Писал полонезы, вальсы.

Раннее творчество

1-я группа произведений: Основные произведения концертные, виртуозные и несколько сложные, пышные, для фортепиано с оркестром.

2-я группа: миниатюры - вальсы, мазурки, полонезы.

Высшее достижение этого периода - 2 фортепианных концерта. В 1828 г. Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене. В 1830 г. он наметил с друзьями новую концертную поездку. Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж - в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.

После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм. Написал бурный этюд - c-moll, который он назвал Революционным (этот этюд был написан там же - в Штутгарде). Впечатление о разгроме восстания выразилось затем и в других произведениях (1-я баллада, прелюдии a-moll и d-moll).

30-40 гг.

Главный период творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным центром Европы. Туда стекались все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини, Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви. В Париже выступали пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини. В Париже Шопен сблизился с поляками. Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как пианист. У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих друзей- поляков.

1836-1837гг.

Годы романа с полькой Марией Водзиньской. Ее родители не дали им пожениться. После смерти Шопена нашли пачку писем с Марией.

1838-1847гг.

Годы совместной жизни с писательницей Жорж Санд (псевдоним). Она носила мужские костюмы, курила трубку, была похожа по характеру и складу ума на мужчину. Они не женились. У Жорж Санд было 2 ребенка (не от Шопена).

Годы рассвета творчества. Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми Парижа. Зимой Шопен давал частные уроки, а летом жил на заработанные деньги и занимался творчеством.

В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка. Там была романтическая атмосфера, которая вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.

До 1838 г. Шопен писал почти исключительно миниатюры: мазурки, этюды, полонезы, вальсы, ноктюрны. Крупная форма в период до 1838 г. - 1-я баллада, 1-е и 2-е скерцо. После 38 г. у Шопена обнаруживается стремление к драматическим и крупным жанрам: 2, 3 и 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 3 и 4 скерцо. Даже миниатюры становятся драматическими и большими (ноктюрн c-moll, полонез As-dur).

В 1847 г. - разрыв с Жорж Санд. Остальные годы - постепенное угасание творчества. В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на польском балу. Умер Шопен от туберкулеза на руках своей сестры. На похоронах исполняли реквием Моцарта. По завещанию Шопена его сердце перевезли в Варшаву. С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония. Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических приемов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его "Колыбельной".

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...