Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Какие произведения написал стравинский во франции. Игорь Стравинский (Igor Stravinsky). Стравинский Игорь Федорович: биография композитора, молодые годы

русский композитор

Игорь Стравинский

Краткая биография

И́горь Фёдорович Страви́нский (17 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя - 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции) - русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она носит яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние французского неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.

Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский - оперный певец, солист Мариинского театра. Его мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 - 7.06.1939), была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф. М. Достоевский .

С девяти лет Стравинский брал частные уроки фортепиано, в 19 лет после окончания гимназии Гуревича, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин.

С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В.П. Калафати.

Молодой Игорь Стравинский. (1910 год)

В 1906 году Стравинский женился на Екатерине Гавриловне Носенко, своей кузине. В 1907 году родился их первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910 году второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский. В 1900-1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, в имении Устилуг Волынской губернии (в настоящее время там находится мемориальный музей И. Ф. Стравинского).

Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения - скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность - «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.

В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны, с 1920 - преимущественно в Париже.

Среди сочинений этого времени - опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской «Шестёркой».

Ещё в 1913 году Стравинский познакомился с композитором Эриком Сати, которого определял как «самого странного человека, которого когда-либо знал», но притом называл его «самым замечательным» и «неизменно остроумным». Как считает исследователь творчества Сати Ю. Ханон , некоторые произведения Сати, в особенности балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ » (1918), значительно повлияли на творчество Стравинского. По мнению Г. Филенко, особый поворот в решении античной темы, архаизация музыкального языка и принципиально новые методы музыкальной конструкции в «Сократе» оказались плодотворными для других композиторов и почти на десять лет предвосхитили грядущий неоклассицизм «Антигоны» Онеггера (1924), а также «Аполлона Мусагета» и «Царя Эдипа» Стравинского (1929-1930 гг.), заранее очертив все основные черты нового стиля.

Сам же Стравинский отзывался о «Сократе» Сати, как и о профессиональных достоинствах его автора, скептично и сдержанно:

Не думаю, чтобы он хорошо знал инструментовку и предпочитаю «Сократа» в том виде, в каком он играл мне [на фортепиано], нескладной оркестровой партитуре. Я всегда считал сочинения Сати ограниченными «литературщиной». Заголовки у них литературные, но тогда как названия картин Клее, тоже взятые из литературы, не стесняют его живопись, у Сати, мне кажется, это случается, и при повторном прослушивании его вещи теряют большую долю интереса. Беда «Сократа» в том, что он наскучивает одним своим метром. Кто может вынести это однообразие? И все же музыка смерти Сократа трогательная и по-своему благородна.

Стравинский. Диалоги

«Поскольку Шестёрка чувствовала себя свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитания к тем, против кого выставляла себя в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составляла. „Весна священная“ произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов, и необъяснимым образом в его произведениях даже чувствовалось влияние Эрика Сати.»

Жан Кокто, «к юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»

После окончания войны Стравинский принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переехал во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.

В 1922 году мать композитора, Анна Холодовская, выехала из России и жила в доме сына в Париже. Умерла в 1939 году, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Игорь Стравинский посвятил ей песню «Незабудочка-цветочек» из «Двух стихотворений К. Бальмонта для голоса и фортепиано».

Стравинский жил во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), танцевальной кантаты (балета с пением) «Свадебка» (1923) - итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».

В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого. Как дирижёр Стравинский выступал с 1915 года. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке - «Отче наш» для хора a capella. В 1928 году появляются новые балеты - «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», а два года спустя - «Симфония псалмов» на (латинские) тексты Псалтири.

В начале 1930-х годов Стравинский обращается к жанру концерта - он создаёт концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1933-1934 годах по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом Стравинский пишет мелодраму «Персефона». Тогда же он окончательно решает принять французское гражданство (получено в 1934 году) и пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни».

Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время его жизни. В 1938 умерла его старшая дочь Людмила, в 1939 года его жена (похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) и его мать. 9 марта 1940 года Стравинский женился вновь - на Вере Судейкиной, с которой был знаком с 1922 года.

С 1936 года Стравинский периодически ездил с гастролями в США, в ходе которых укрепились его творческие связи с этой страной. В 1937 году в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя был исполнен концерт «Дамбартон-Окс». Стравинского пригласили прочитать курс лекций в Гарвардском университете. В связи с начавшейся войной Стравинский принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он получил американское гражданство. Произведения этого периода - опера «Похождения повесы» (1951), ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946).

В январе 1944 года, в связи с исполнением необычной аранжировки гимна США в Бостоне, местная полиция арестовала Стравинского и предупредила, что существует ответственность в виде штрафа за искажение гимна. Сохранилась некая фотография, датированная 15.4.1940 (!), которая была сделана в полицейском участке. Изображённый на ней человек похож на Стравинского. Сам композитор опровергал эту историю.

С начала 1950-х годов Стравинский начал систематически использовать серийный принцип. Переходным сочинением стала Кантата на стихи английских анонимных поэтов, в которой обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, - «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра.

Кульминацией серийного периода Стравинского считается Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966):

«…«Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину…», «…Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…», «…сочиняю шедевр своих последних лет» - Стравинский.

На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр (преимущественно собственных сочинений) в Европе и США. Отличаясь чрезвычайной требовательностью к соблюдению предписанных им исполнительских нюансов (темпа, динамики, акцентов и пр.), Стравинский придавал большое значение аудиозаписи. В 1950-х и начале 1960-х гг. под управлением автора на лейбле Columbia Records было записано подавляющее большинство его сочинений. Авторские аудиозаписи Стравинского-дирижёра доныне служат важным ориентиром для всех новых исполнительских интерпретаций его музыки.

Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде. Последнее завершённое его произведение - обработка для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа (1968). Неоконченными остались оркестровки четырёх прелюдий и фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (1968-1970), также сохранились эскизы некоего сочинения для фортепиано.

Стравинский умер 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой «русской» его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева. В 1982 году рядом с могилой Стравинского была похоронена его жена Вера Артуровна.

Творчество

Творческую карьеру Стравинского условно подразделяют на три периода.

Русский период (1908-1923)

Первый этап музыкальной карьеры Стравинского (не считая некоторых его ранних работ, не имеющих в данном случае существенного значения) отсчитывается от написания оркестровой фантазии «Фейерверк» и включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная»). Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на чрезвычайно многочисленный оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы. В них также явственно прослеживается развитие стилистических особенностей - от «Жар-птицы», выражающей и акцентирующей определенные направления в творчестве Римского-Корсакова, основанной на ярко выраженных свободных диатонических созвучиях (особенно в третьем действии), через политональность, характерную для «Петрушки», к нарочито грубым проявлениям полиритмичности и диссонанса, которые заметны в «Весне священной».

Применительно к последнему произведению некоторые авторы (в частности, Нил Уэнборн) ссылаются на намерение Стравинского создать своего рода «адскую» атмосферу. С такой точки зрения первое представление «Весны священной» в 1913 году можно было счесть довольно успешным: премьера прошла весьма бурно, вплоть до того, что сам Стравинский в своей биографии характеризовал её как «скандал» (фр. scandale). Отдельные свидетели утверждали, что местами в зале наблюдались стычки, и второй акт потребовалось проводить в присутствии полиции. Исследователи, впрочем, обращают внимание на противоречия в различных версиях изложения событий.

Помимо перечисленных выше произведений, к данному периоду в творчестве Стравинского относят оперу «Соловей» (1916) и три сочинения для музыкального театра - «История солдата» (1918), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), «Свадебка» (1923), каждое из которых имеет (в виде подзаголовка) уникальное авторское обозначение жанра.

«Неоклассический» период (1920-1954)

Отправной точкой следующего этапа развития Стравинского как композитора считается опера «Мавра» (1921-1922), положившая начало так называемому «неоклассическому» периоду в его творчестве. Переосмысление музыкальных стилей и направлений XVIII века стало основой для создания оперы «Царь Эдип» (1927, на латинский текст), балета «Аполлон Мусагет» (1928) и концерта для камерного оркестра ми-бемоль мажор «Дамбартон-Окс» (1937-1938). Также в рамки данного периода укладываются три симфонии: «Симфония псалмов» (1930, в которой нет ничего «неоклассического»), Симфония in C (1940) и «Симфония в трех частях» (1945).

Изучение тем, связанных с античностью и, в частности, древнегреческой мифологией, вдохновило Стравинского на возврат к стилистике классицизма, что проявило себя, в частности, в мелодраме «Персефона» (1933) и балете «Орфей» (1947). В 1951 году композитор создал последнюю работу неоклассического периода, оперу «Похождения повесы». Либретто к ней, основанное на набросках Уильяма Хогарта, было написано Уистеном Оденом. Премьерное представление состоялось в Венеции, в том же году; впоследствии опера ставилась в Европе, а затем - и в США (Метрополитен-Опера, 1953). Позднее, в 1962 году, произведение было представлено в рамках фестиваля, организованного в ознаменование 80-летия Стравинского. В 1997 году опера вернулась на сцену театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк).

Поздний период (1953-1968)

В 1950-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийные техники. При этом в отличие от нововенцев (Шёнберга, Веберна и Берга) он поначалу обращался с серией весьма свободно, писал короткие серии (не использовал все 12 тонов), допускал повторения тонов, объединял разновысотные звуки в «псевдо-трезвучия», не распространял серии на всё сочинение, оформляя в серийной технике лишь отдельные части.

Первые эксперименты с серийными техниками прослеживаются в небольших композициях 1952-1953 годов «Кантата», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира ». В «Canticum sacrum», созданном в 1955 году, одна из пяти частей (Surge Aquilo ) полностью додекафонна. Впоследствии композитор использовал серийную технику в своих сочинениях «Агон» (1957), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Проповедь, притча и молитва» (1961, два последних основаны на библейских текстах и мотивах), а также в мистерии «Потоп» (1962), представляющей собой синтез выдержек из Книги Бытия со средневековыми английскими мистериями; в «Потопе» также используется текст католического гимна Te Deum.

Стиль

Переложения, обработки

На протяжении жизни Стравинский постоянно перерабатывал собственные и чужие сочинения (авторские композиции, музыку православного обихода, народные песни). Наиболее часто обработка Стравинского представляла собой переложение своего же раннего сочинения для иного (по сравнению с первоначальным) инструмента либо состава инструментов (например, многие вокальные сочинения русского периода, написанные для голоса и фортепиано, позже аранжированы для голоса с ансамблем инструментов). В некоторых случаях обработке сопутствовала переделка оригинальной музыки (сокращение, варьирование, реже расширение, обновление гармонизации), в таких случаях говорят о «редакции» (две редакции фортепианного Танго - для скрипки и фортепиано и для скрипки и инструментального ансамбля). Примером может служить музыка к балету «Петрушка», к которой композитор возвращался неоднократно. Сочинение было закончено в 1911 (так называемая «первая редакция», или «оригинальная редакция») и подверглось в дальнейшем разнообразной переработке: в 1921 (обработка трёх номеров для фортепиано), в 1932 (обработка «Русского танца» для скрипки и фортепиано), в 1947 (вторая редакция балета, переоркестровка), в 1947 (сюита из балета для симфонического оркестра), в 1965 (третья редакция балета). Некоторые обработки Стравинского поражают парадоксальностью. Так, канонические православные тексты (на церковнославянском языке) в небольших хоровых сочинениях «Отче наш» (1926), «Символ веры» (1932) и «Богородице Дево, радуйся» (1932) композитор в 1949 заменил каноническими текстами католиков (на латыни; соответственно Pater noster, Credo и Ave Maria), без малейшего изменения (совершенно русской по стилю) музыки.

Сочинения других композиторов и народную музыку Стравинский обрабатывал в тех же весьма подвижных границах - от «простой» инструментовки (духовные песни Гуго Вольфа, мадригалы Карло Джезуальдо, русская народная песня «Дубинушка») до полномасштабного авторского переосмысления («Пульчинелла» на музыку Дж.Б. Перголези).

Звания

  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1951)

Сочинения

Литературные сочинения

  • (со
  • (в соавторстве с П.П.Сувчинским) Музыкальная поэтика (фр. Poétique musicale. Cambridge, MA, 1942; англ. перевод под назв. Poetics of Music, 1947; рус. перевод: Москва, 2004).
  • (литературная обработка Р.Крафта) Диалоги (англ. Dialogues and a Diary. New York, 1968; рус. перевод: Ленинград, 1971).
  • Хроника. Поэтика // Составление, комментарии, перевод, указатели, заключительная статья С.И. Савенко. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.

Семья

  • Брат - Роман (1874 - май 1897).
  • Брат - Юрий (1878 - май 1941), архитектор.
  • Брат - Гурий (12 августа (30 июля) 1884 - апрель 1917), артист Мариинского театра, бас-баритон, умер от тифа и перитонита в Яссах на Южном фронте Первой Мировой войны, похоронен в могиле отца.
  • На дочери И. Ф. Стравинского Людмиле (1908-1938) был женат поэт Юрий Мандельштам. Оставшись сиротой, их дочь Екатерина (Китти) Мандельштам (1937-2002) воспитывалась в семье дяди - Фёдора Игоревича Стравинского (1907-1989).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 5 июня 1882 - 1908 - дом М. Ф. Немковой - набережная Крюкова канала, 6 (сейчас 8), кв. 66.

Память

В его честь выпущены монеты и почтовые марки; назван кратер на Меркурии. В Лозанне есть аллея его имени, в Амстердаме - улица (Strawinskylaan). В его честь названы музыкальная школа в Ораниенбауме и музыкальная аудитория в Монтрё.Также существует Фонтан Стравинского на одноимённой площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже, Франция.

› Игорь Стравинский

А костюмы разрабатывала сама Коко Шанель.

Первые музыкальные занятия

Федор Стравинский и Анна Холодовская – родители Игоря Стравинского. 1874. Одесса, Украина. Фотография: fondation-igor-stravinsky.org

Студент Игорь Стравинский. 1905. Санкт-Петербург. Фотография: fondation-igor-stravinsky.org

Игорь Стравинский (слева) и композитор Николай Римский-Корсаков. 1908. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме (сейчас – Ломоносов) в семье музыкантов. Его отец Федор Стравинский был оперным певцом, солистом Мариинского театра . Мать будущего композитора Анна Холодовская играла на пианино и была концертмейстером на выступлениях супруга. В гости к Стравинским часто приходили их друзья: композиторы Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков , критик Владимир Стасов и писатель Фёдор Достоевский .

Начальное образование Стравинский получил во Второй Санкт-Петербургской гимназии, откуда перешел в одно из лучших учебных заведений Петербурга - гимназию Гуревича. Учился композитор плохо, иногда прогуливал занятия. Позднее он вспоминал: «Конечно, я был очень плохим учеником и ненавидел эту школу , как и вообще все мои учебные заведения, глубоко и навсегда» . Во время каникул семья выезжала в деревню Льзи недалеко от Санкт-Петербурга . Здесь будущий композитор любил слушать многоголосое пение крестьян.

«Подозрение, что я возможно, обладаю музыкальным талантом, зародилось там. Возвращаясь вечером с полей, крестьянки в Льзи пели приятную спокойную песню, в течение всей жизни всплывающую в моей памяти в ранние вечерние часы досуга. Они пели в октаву - конечно, без гармонизации, - и их высокие, резкие голоса напоминали жужжание миллиарда пчел. Ребенком я никогда не отличался особенно развитой памятью, но эта песня запечатлелась в моем сознании с первого же раза»

Игоря Стравинского учили музыке, однако родители не воспринимали занятия всерьёз. Первые уроки будущему композитору давала пианистка Александра Снеткова. Позднее Стравинский писал: «Мне было тогда девять лет, и, вероятно, я учился у нее в течение двух лет. Помню, как она рассказывала мне о приготовлениях в консерватории к похоронам Чайковского (1893 г.), но не помню, чтобы я чему-нибудь научился у нее в области музыки» . После Снетковой Стравинского учила Леокадия Кашперова. Композитор вспоминал, что на уроках она запрещала пользоваться педалями фортепиано. Кашперова учила Стравинского «органной технике» и требовала, чтобы он «держал звук пальцами» .

Зимой 1901-1902 годов Стравинский брал уроки композиции и гармонии у Федора Акименко. Его следующим педагогом стал Василий Калафати. О занятиях с ним Стравинский писал: «Калафати научил меня прибегать к слуху как к первому и последнему критерию, за что я ему благодарен. Я занимался у него больше двух лет» . Все свободное время будущий композитор проводил в Мариинском театре – бывал там пять-шесть дней в неделю, слушал оперы.

После окончания гимназии по настоянию родителей Стравинский поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вместо лекций будущий композитор посещал занятия Николая Римского-Корсакова. С ним Стравинский изучал музыкальную композицию, а с 1902 года пробовал сочинять собственные произведения.

Балеты Стравинского для «Русских сезонов»

Игорь Стравинский. 1907. Париж, Франция. Фотография: fondation-igor-stravinsky.org

У рояля справа: сидит Игорь Стравинский, стоит балетмейстер Михаил Фокин с артистами труппы Сергея Дягилева. 1 октября 1909–28 февраля 1910. Санкт-Петербург. Фотография: Н. Александров / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Балерина Тамара Карсавина в роли Жар-Птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». 1911. Фотография: rbth.com

В 1905 году Стравинский должен был закончить юридический факультет, но от сдачи экзаменов отказался. К тому моменту он сблизился с Сергеем Дягилевым и художниками объединения «Мир искусства». Вместе с ними композитор посещал выставки, балеты и симфонические концерты, был членом объединения «Вечера современной музыки». Дягилев присутствовал на премьере одних из первых произведений Стравинского – сюиты «Фавн и пастушка» на стихотворения Александра Пушкина и Симфонии ми-бемоль мажор. Критики называли его произведения «импрессионистскими» за объемное звучание и летящий темп.

В 1908 году умер Николай Римский-Корсаков. Своему учителю Стравинский посвятил «Погребальную песнь». Позднее Стравинский писал: «Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором» .

Вскоре Сергей Дягилев предложил композитору написать балет «Жар-птица» для «Русских сезонов». Музыку не смогли создать ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, к которым сначала обратился импресарио. Стравинский в это время изучал русский фольклор, как раз интересовался историей о сказочной птице и втайне продумывал фабулу нового произведения. Над партитурой он работал всю зиму 1909 года. Балет поставил танцовщик Михаил Фокин, который к тому времени уже стал балетмейстером антрепризы, а эскизы костюмов и декораций рисовали Леон Бакст и Александр Головин .

Премьера «Жар-птицы» состоялась в Париже 25 июня 1910 года и прошла с успехом. Однако сам Стравинский остался недоволен балетом – он считал, что в нем не согласованы «движения танца и настоятельные требования музыкального ритма» . Критиковал «Жар-птицу» и Александр Бенуа. Он писал: «Пока хореографические затеи Фокина исполнялись артистами на репетициях, они представлялись фантастическими, на сцене же все как-то заволокла неуместная, слишком элегантная пышность» .

Игорь Стравинский (слева) и танцовщик Вацлав Нижинский в роли Петрушки в балете Игоря Стравинского «Петрушка». 1911.Фотография: wikipedia.org

Сцена из балета Игоря Стравинского «Весна священная». 1913. Фотография: berggasse19.org

Композитор Клод Дебюсси и Игорь Стравинский (справа). 1910. Фотография: vocidellopera.com

Следующими балетами Стравинского для «Русских сезонов» стали «Петрушка» и «Весна священная». В них композитор впервые перешёл к диссонансам - непривычным по звучанию сочетаниям нот. Балет «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях» Стравинский задумал еще во время работы над «Жар-птицей»: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала » . Над балетом кроме самого композитора работал художник Николай Рерих, который интересовался язычеством. Он помогал Стравинскому со сценарием, рисовал эскизы декораций и костюмов. Хореографию «Весны священной» поставил танцовщик Вацлав Нижинский. Премьера балета прошла 29 мая 1913 года. Часть публики восприняла «Весну священную» негативно. Балерина Ромула Пульска вспоминала: «Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись» . Чтобы успокоить их, Дягилев даже несколько раз выключал в зале свет. Однако это не помогло, и спектакль пришлось прервать. Мнения критиков разделились: некоторые из них писали об абсурдности постановки, а другие полагали, что Стравинский создал балет будущего: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году» .

В Париже Стравинский познакомился с композиторами Эриком Сати и Клодом Дебюсси. Дебюсси писал о нем: «Стравинский <...> остаётся самым чудесным оркестровым механизмом этого времени» . В дальнейшем композиторы продолжили общение – они переписывались несколько лет.

Стравинский с семьей жил в Петербурге, а холодное время года проводил в Швейцарии. В 1914 году из-за начала Первой мировой войны композитор остался там на лето, а после революции решил и вовсе не возвращаться в Россию.

В Швейцарии он работал над оперой «Соловей» по одноименному произведению Ханса Кристиана Андерсена, а в 1918 году создал оперу-балет «История солдата» на основе сказок Александра Афанасьева с либретто на французском языке. Впервые ее показали в этом же году в Лозанне.

В начале 1920-х годов композитор создал балет по мотивам русских сказок «Байка про лису, петуха, кота да барана». Его жанр сам Стравинский определил как «весёлое представление с пением и музыкой» . Вскоре он написал «русские хореографические сцены с музыкой и пением» , которые получили название «Свадебка» .

Балеты этого времени объединяли фольклорные мотивы и полиритмия - медленные и быстрые фрагменты в одном произведении. Музыковед Михаил Друскин писал: «Русский период не только по эстетической ценности созданных тогда произведений, но и по его значению для всей художественной эволюции Стравинского – главнейший период его творчества» .

После революции Стравинский решил не возвращаться в Россию. Позднее он вспоминал: «Этот период, конец 1917 года, был одним из самых тяжелых в моей жизни <...> Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию <...> Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны» . Композитор переехал во Францию . Там он сошелся с членами группы «Шестерка» – французскими музыкантами и писателями. Стравинский был идейным вдохновителем творчества композиторов этого объединения, они называли его «Великий Игорь» или «Царь Игорь» . Писатель Жан Кокто писал: «Весна священная» произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов» .

«Сыграть себя»: неоклассические произведения Стравинского

Танцовщики Алиса Никитина и Серж Лифарь в балете Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». 28 июня 1928. Фотография: Sasha / gettyimages.fi

Игорь Стравинский (слева) и антрепренер Сергей Дягилев в аэропорту. 1926. Лондон, Великобритания. Фотография: persons-info.com

Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского (фрагмент). 1920. Музей Пикассо, Париж, Франция

В 1919 году Стравинский по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла». На его создание композитора вдохновила музыка XVIII века. Под впечатлением от нее Стравинский создал новую оркестровку, которая отсылала к старинным классицистическим мелодиям.

«Пользуясь готовой конструкцией, Стравинский никогда не подчиняется ей целиком: подобно актеру «театра представления», он оставляет возможность проявить собственное отношение, «сыграть себя». В этом также сказывается единый для всего творчества принцип, позволяющий Стравинскому все «искажения» «модели», юмористические и не юмористические, которыми пестрит его неоклассический стиль»

Музыковед Светлана Савенко, статья «К вопросу о единстве стиля Стравинского»

На создание «Пульчинеллы» композитора вдохновили кукольные спектакли, которые он смотрел во время путешествия в Неаполь. В балете Стравинский постарался передать особенность комедии дель арте – особого жанра итальянского театра. В таких представлениях актеры выступали в масках и часто импровизировали на сцене. Премьера «Пульчинеллы» состоялась 15 мая 1920 года. Декорации к балету нарисовал художник Пабло Пикассо . Публика встретила «Пульчинеллу» критически. Стравинского обвиняли в искажении классической музыки и отходе от «истинно русского наследия» . Однако были и положительные отзывы. Александр Бенуа вспоминал: «От нового произведения Стравинского «Пульчинелла» я даже был в упоении» .

В 1922 году Стравинский закончил работу над оперой-буфф «Мавра», в основу которой легла поэма Александра Пушкина «Домик в Коломне» . А в следующие несколько лет композитор почти не писал музыку. Он выступал на концертах со своими произведениями, дирижировал оркестром и играл на фортепиано.

В 1927 году Стравинский получил заказ на сочинение небольшого музыкального произведения от Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. В процессе работы над ним композитор изучал поэзию Николы Буало и французскую литературу эпохи классицизма. Под впечатлением произведений того времени Стравинский решил написать классический балет: «В воображении моем вставал так называемый «белый балет», в котором, на мой взгляд, выявлялась самая сущность танцевального искусства» . Основой сюжета стали древнегреческие легенды о боге Аполлоне Мусагете – предводителе муз. Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин.

«Балетмейстер Джордж Баланчин поставил танцы именно так, как мне хотелось. С этой точки зрения спектакль был настоящей удачей. По сути дела, это была первая попытка воскресить академический танец в произведении современном и написанном специально для этой цели. Баланчин, проявивший много мастерства и фантазии в ранее поставленных балетах, нашел для постановки танцев «Аполлона» группы, движения, линии большого благородства и изящной пластичности, навеянной красотой классических форм»

Игорь Стравинский, «Хроника моей жизни»а

Костюмы для балета «Аполлон Мусагет» создавала французский модельер Коко Шанель. С ней Стравинский познакомился еще в 1913 году после премьеры «Весны священной». В 1920 году, когда композитор испытывал проблемы с деньгами, Коко Шанель пригласила его пожить на своей вилле. В дальнейшем они дружили и переписывались.

Премьера «Аполлона Мусагета» состоялась 27 апреля 1928 года в Вашингтоне. В том же году балет показали в Париже на «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Вскоре после этого отношения Стравинского и Дягилева испортились. Дягилев был недоволен тем, что композитор по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн написал балет «Поцелуй феи». Стравинский вспоминал: «Он не смог простить мне <...> громогласно поносил и мой балет и меня в частных кругах, и в печати» .

Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась в ноябре 1928 года. На его создание Стравинского вдохновила музыка Петра Чайковского. Ему же композитор и посвятил произведение.

В конце 1920-х и начале 1930-х годов Игорь Стравинский увлекся античной историей и древнегреческой мифологией. Композитор написал оперу «Царь Эдип», мелодраму «Персефона». Интересовался в эти годы Стравинский и библейскими сюжетами, церковными песнопениями. Под впечатлением от них создал «Симфонии псалмов», хоровые сочинения «Символ веры» и «Отче наш». Михаил Друскин писал об этих произведениях Стравинского: «В античных мифах об Аполлоне и Орфее, в трагедии Эдипа и библейских сказаниях <...> он стремится передать сущностное, надличное, веками отстоявшееся, но всегда как живое и непреходящее, и передает это языком современного искусства» .

«Могу только думать о тебе и сочинять музыку»: личная жизнь

Игорь Стравинский со своими детьми. 1915. Морж, Швейцария. Фотография: fondation-igor-stravinsky.org

Игорь Стравинский с Екатериной Носенко – первой женой. Фотография: diletant.media

Игорь Стравинский с Верой Боссе – второй женой. Фотография: kino-teatr.ru

Игорь Стравинский был женат дважды. Первой супругой композитора стала его двоюродная сестра Екатерина Носенко. Стравинский вспоминал: «С первого же часа, проведённого вместе, мы, казалось, отдали себе отчёт в том, что в один прекрасный день поженимся - так, по крайней мере, потом мы говорили друг другу» .

Браки между кузенами в Российской империи были запрещены, но Стравинский и Носенко нашли в Петербурге священника, который согласился их обвенчать. Они поженились в январе 1906 года. Композитор и его супруга прожили вместе до смерти Носенко в 1939 году. В браке у них родилось четверо детей: Федор, Людмила, Святослав и Милена.

«<...> Мы были исключительно близки, ближе, чем иногда бывают возлюбленные, так как просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно, самые сильные юношеские романы были у меня с другими девушками, и ни одна из них не стала столь близкой мне, как Екатерина Носенко».

Игорь Стравинский, «Диалоги. Воспоминания. Размышления»

В 1940 году Стравинский женился второй раз. Его супругой стала актриса и художница Вера Боссе. Они познакомились еще в 1921 году. Тогда Боссе была женой художника Сергея Судейкина. Стравинский писал ей: «Могу только думать о тебе и сочинять музыку - такую музыку, которая связана с тобой» . Вместе композитор и актриса прожили больше тридцати лет.

Серийная техника и «русский слог»

Игорь Стравинский. Сентябрь–ноябрь 1962. Москва. Фотография: Макс Альперт / Мультимедиа арт музей, Москва

Игорь Стравинский. Фотография: mercurynews.com

Игорь Стравинский. 1953. Фотография: Отто Ротшильд / muzlifemagazine.ru

С середины 1930-х Стравинский часто бывал в США: давал концерты, писал музыку. С 1939 года он преподавал в Гарвардском университете. Михаил Друскин писал о его лекциях по музыкальной эстетике: «Лекции эти полемически заострены, существенное в них сочетается с поверхностной бравадой парадоксами, есть в них и весьма недоброжелательные выпады против музыкальной культуры СССР» . Позднее лекции композитора были опубликованы под названием «Музыкальная поэтика».

Вскоре после начала Второй мировой войны Стравинский окончательно переехал в США и поселился в штате Калифорния, а в 1945 получил американское гражданство. В это время он работал над своим первым религиозным музыкальным произведением для исполнения в католической церкви - «Мессой».

Произведения Стравинского конца 1940-х, среди которых балет «Орфей», написаны в неоклассическом стиле с применением новых авангардных техник. Сочинения содержали не гармоничные мелодии, привычные для слушателей, а серии. В них ноты разной высоты следовали друг за другом в строгой последовательности, которая повторялась на протяжении всего произведения. В этой технике написаны композиции «Септет», «Кантата», «Canticum sacrum». Продолжил Стравинский и обработку библейских сюжетов. В 1950-х он написал кантату «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка».

Специально для труппы Джорджа Баланчина Стравинский создал бессюжетный балет «Агон». Основой произведения послужили французские придворные танцы XVII века. Баланчин вспоминал: «Подобной музыки мне еще не приходилось слышать. Что поражало меня, так эта жизненная сила каждого такта. Каждый такт ведет свою, обособленную жизнь, и вместе с тем они объединены в живое целое» .

Осенью 1962 года Игорь Стравинский с гастролями приехал в СССР. Его концерты прошли в Москве и Ленинграде с успехом. На них композитор сам дирижировал оркестром. В СССР прозвучали сюиты из оперы «Жар-птица», композиции «Фейерверк» и «Дубинушка».

В последние годы Стравинский все дальше отходил от русского стиля. Критики писали, что композитор стал сочинять «нейтральную музыку» . Сам Стравинский с их мнением не был согласен: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе» . На основе русских народных песен в 1965 году он создал канон для оркестра «Не сосна у ворот раскачалася».

В середине 1960-х годов Стравинский тяжело заболел. В 1966 году композитор написал реквием «Заупокойные песнопения», которое считал одним из главных произведений в своей жизни: «Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину» .

В 1967 году Стравинский хотел вновь посетить СССР и отпраздновать там свой 85-летний юбилей, но не смог этого сделать из-за состояния здоровья. Последним произведением композитора стала обработка духовных песен Хуго Вольфа. Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Похоронили его на кладбище Сан-Микеле в Венеции, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

...Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден... я выжил... несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу...
И. Стравинский

...Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...
Д. Шостакович

Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Он подобен Фокуснику из своего балета «Петрушка» : свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры. Утверждая, что «музыка способна выражать лишь самое себя», Стравинский тем не менее стремился жить «con Tempo» (т. е. вместе со временем). В «Диалогах», изданных в 1959-63 гг., он вспоминает уличные шумы в Петербурге, масленичные гулянья на Марсовом поле, которые, по его словам, помогли ему увидеть своего Петрушку. А о «Симфонии в трех движениях » (1945) композитор говорил как о произведении, связанном с конкретными впечатлениями о войне, с воспоминаниями о бесчинствах коричневорубашечников в Мюнхене, жертвой которых едва не стал он сам.

Поразителен универсализм Стравинского. Он проявляется в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской - пианистической и дирижерской - деятельности, продолжавшейся более 40 лет. Беспрецедентны масштабы его личных контактов с выдающимися людьми. Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов, В. Стасов, С. Дягилев, художники «Мира искусства», А. Матисс, П. Пикассо, Р. Роллан. Т. Манн, А. Жид, Ч. Чаплин, К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, П. Хиндемит, М. де Фалья, Г. Форе, Э. Сати, французские композиторы группы «Шести» - вот имена некоторых из них. Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран.

Детство Стравинского прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, «было захватывающе интересно». Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка (отец композитора Ф. Стравинский был известным певцом Мариинского театра), имелась большая художественная и музыкальная библиотека. С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил, посвятив ему много лет спустя оперу «Мавра » (1922) и балет «Поцелуй феи » (1928). «Героем моего детства» называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его «самым правдивым» и утверждал, что в его собственных сочинениях есть влияния «Бориса Годунова». Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Рано сформировались литературные интересы Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Л. Толстого «Детство, отрочество, юность», кумирами в течение всей жизни оставались А. Пушкин и Ф. Достоевский.

Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г., когда, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он начал заниматься с Римским-Корсаковым. В это же время он сблизился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти. Все это послужило толчком к быстрому художественному взрослению. Первые композиторские опыты Стравинского - Соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка» (1906), Симфония ми-бемоль мажор (1907), «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра (1908) отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов. Однако с момента постановки в Париже балетов «Жар-птица » (1910), «Петрушка » (1911), «Весна священная » (1913), заказанных Дягилевым для «Русских сезонов», происходит колоссальный творческий взлет в том жанре, который Стравинский в дальнейшем особенно любил за то, что, по его словам, балет - «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего».

Триада балетов открывает первый - «русский» - период творчества, названный так не по месту пребывания (с 1910 г. Стравинский подолгу живет за границей, а в 1914 г. поселяется в Швейцарии), а благодаря проявившимся в это время особенностям музыкального мышления, глубоко национального по сути. Стравинский обратился к русскому фольклору, различные пласты которого очень своеобразно преломились в музыке каждого из балетов. «Жар-птица» поражает буйной щедростью оркестровых красок, яркими контрастами поэтической хороводной лирики и огненных плясов. В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетомулицей», звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Древний языческий обряд жертвоприношения определил содержание «Весны священной», воплотившей стихийный порыв к весеннему обновлению, могучие силы разрушения и созидания. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики, столь радикально обновляет музыкальный язык, образы, что на современников балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. «Гигантским маяком XX века» назвал его итальянский композитор А. Казелла.

В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены «Свадебка » (1914-23), в чем-то перекликающиеся с «Весной священной», и изысканно-лирическая опера «Соловей » (1914). «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана », возрождающая традиции скоморошьего театра (1917), соседствует с «Историей солдата » (1918), где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза.

В 1920 г. Стравинский переехал во Францию и в 1934 г. принял французское подданство. Это был период чрезвычайно насыщенной творческой, а также исполнительской деятельности. Для молодого поколения французских композиторов Стравинский стал высшим авторитетом, «музыкальным мэтром». Однако провал его кандидатуры во Французскую академию изящных искусств (1936), все более крепнущие деловые связи с США, где он дважды успешно концертировал, а в 1939 г. прочел курс лекций по эстетике в Гарвардском университете, - все это побудило его переехать в начале второй мировой войны в Америку. Он обосновался в Голливуде (Калифорния) и в 1945 г. принял американское подданство.

Начало «парижского» периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму, хотя в целом общая картина его творчества была достаточно пестрой. Начав с балета «Пульчинелла » (1920) на музыку Дж. Перголези, он создает целую серию произведений в неоклассическом стиле: балеты «Аполлон Мусагет » (1928), «Игра в карты » (1936), «Орфей » (1947); оперу-ораторию «Царь Эдип » (1927); мелодраму «Персефона » (1938); оперу «Похождения повесы » (1951); Октет для духовых (1923), «Симфонию псалмов » (1930), Концерт для скрипки с оркестром (1931) и др. Неоклассицизм Стравинского носит универсальный характер. Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом». Это характерно для Стравинского, всегда отличавшегося стремлением к строгой рациональной дисциплине творчества, не допускавшей эмоциональных перехлестов. Да и сам процесс сочинения музыки Стравинский осуществлял не по наитию, а «ежедневно, регулярно, наподобие человека со служебным временем».

Именно эти качества определили особенность следующего этапа творческой эволюции. В 50-60-е гг. композитор погружается в музыку добаховской эпохи, обращается к библейским, культовым сюжетам, а с 1953 г. начинает применять жестко конструктивную додекафонную технику сочинения. «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон » (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра (1960), кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в. (1962), Реквием («Заупокойные песнопения», 1966) - вот наиболее значительные произведения этого времени.

Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе». Одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни «Не сосна у ворот раскачалася», использованной ранее в финале балета «Жар-птица».

Так, завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина - и место рождения является главным фактором его жизни».

О. Аверьянова

Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.

Детство и юность

В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с .

Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у .


Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.

Музыка

В 1908 два произведения Стравинского - «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» - были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал : он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».


Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.


Вацлав Нижинский в балете Стравинского "Петрушка"

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.


Тогда же возобновляются "Русские сезоны", но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.


Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию - сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.


Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с . Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.


В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Смерть

Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.


Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.

Дискография

  • 1906 – «Фавн и пастушка»
  • 1908 – «Фантастическое скерцо»
  • 1910 – балет «Жар-птица»
  • 1911 – Балет «Петрушка»
  • 1913 – «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях»
  • 1914 – сказка«Соловей»
  • 1918 – сказка «История солдата»
  • 1920 – балет «Пульчинелла»
  • 1922 – опера «Мавра»
  • 1923 – хореографические сцены «Свадебка»
  • 1927 – опера «Царь Эдип»
  • 1928 – балет «Аполлон Мусагет»
  • 1930 – «Симфония псалмов»
  • 1931 – «Концерт для скрипки D-dur»
  • 1942 – «Концертные танцы»
  • 1954 – «4 русские песни»
  • 1963 – «Авраам и Исаак»
  • 1966 – «Заупокойные песнопения»

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...