Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Антон павлович чехов. «последняя страница моей жизни»

Петр Петрович Ершов (1815 – 1869) – прямой продолжатель пушкинской традиции в жанре литературной сказки. П.Е . часто называют «человеком одной книги».

Родился он в 1815 г. в д. Безруковой недалеко от г. Ишима Тобольской губернии (Западная Сибирь). По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Эти переезды, жизнь в Тобольске в доме родственника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обогатили П.Е. яркими впечатлениями. Он услышал множество устных рассказов, легенд, сказок, песен, которые возродились в его творчестве.

1.Ершов – студент . Первые поэтические опыты (стихи, песни) П.Е. относятся ко времени учебы в Тобольской гимназии. Его духовному росту способствовало общение с семьей директора гимназии И.П. Менделеева (отца будущего знаменитого химика Д.И. Менделеева), с композитором А. Алябьевым.

1832 г. – поступает на философско-историческое отд-е Петербургского ун-та

1834 г. – представил на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А. Плетнева, сказку «Конек-Горбунок» (далее – КГ). Сказка была прочитана и разобрана в ун-тской аудитории. Это был 1-ый литературный успех 19-летнего студента.

Весной 1834 г. в ж-ле «Б-ка для чтения» была напечатана 1-я часть сказки. Отдельной же книжкой КГ вышел летом этого же года.

Позднее он создал и другие произведения : наброски драматической повести «Фома-кузнец», стихотворения «Молодой орел», «Песня казачки», «Русская песня» .

2.Ершов – педагог . П.Е . мечтал о создании большой сказочной поэмы «Иван-царевич» по мотивам р.н. ск., об организации экспедиции по Сибири, о просветительской деятельности среди земляков. Но этому замыслу не было суждено осуществиться. По окончании ун-та он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью – преподавал в гимназии, а затем стал ее директором. П.Е. написал «Мысли о гимназическом курсе», где излагал идею всестороннего развития личности ученика, создал «Курс словесности для гимназии».

3.Ершов – драматург . Он организовал при гимназии театр. На сцене этого театра шла его пьеса «Купец Базим », а также водевиль «Суворов и станционный смотритель» . Кроме того, П.Е. – автор оперы «Страшный суд».

3.1. Сказка «Конек-горбунок»

а) История создания сказки

Далеко не все современники оценили сказку П.Е . КГ по достоинству. В 30-е гг. 19 в. шла борьба за народность русской литературы. Н.А. Полевой, Н.И. Надеждин, Е.А. Баратынский, Н.В. Станюкович и В.Г. Белинский критически отнеслись к сказкам Пушкина, Жуковского и Ершова.

Сам П.Е . признавался: «Вся соя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела, родная, и русское сердце отозвалось».

Однако на пути КГ к народу было немало препятствий: то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревал Страну Советов. В круге детского чтения сказка появилась сначала как подцензурная переделка, а потом уже в настоящем виде.

б) Народность сказки

Народность КГ проявилась в острой социальной сатире , объектом которой был царь и его придворные. Яркими сатирическими красками нарисован образ царя . Автор показал его не в заботах о государстве, а снедаемым желанием жениться на царь-девице.

На правителя похожи и его придворные. Подхалимством они стараются получить чины и звания.

О народности КГ говорит и широкое изображение народного быта.

в) Главный герой КГ

Подлинно народным является образ главного героя – Ивана , созданный в традициях положительных сказочных героев. Иван трудолюбив, смел, настойчив, честен. Он напоминает Иванушку-дурачка или Балду: так же речист, хитроумно обманывает своих братьев, как пушкинский герой – жадного попа. Философскую сущность образа Ивана-дурака в русском фольклоре вскрыл М. Горький в статье «Разрушение личности», который говорил о том, что этот герой, выступающий вначале как комедийный образ, оказывается героической фигурой и победителем.

В соответствии с традицией развития образа + героя народной сказки Иван становится красавцем и добрым правителем-царем, о котором мечтал народ. Герой П.Е . воплощает в себе все типичные свойства сказочного дурака: нескладный, неряшливый, любящий поспать.

КГ – чудесный помощник Ивана. Этим именем названа сказка. КГ – герой сюжетообразующий. Он оборачивается для Ивана забавой-утешением, другом и помощником

г) Поэтика сказки

Сказка «КГ» представляет собой своеобразный сплав из различных сказочных тем. В основе сказки П.Е. – различные народные сюжеты: об Иване-дураке, о Сивке-бурке – вещей каурке, о Марко Богатом, о Жар-птице и Василисе Премудрой.

О поэтическом мастерстве говорит и высокая культура стиха : бодрый ритм, песенный склад и тонкая передача богатства интонационной речи.

П.Е. обратился к изобразительным средствам , характерным для стиля народной поэзии: гиперболам, сравнениям, постоянным эпитетам, пословицам и поговоркам. КГ написан в традициях русского райка – народного ярмарочного представления, сочетающего стихотворную речь с игровым действием.

В КГ сочетаются 3 основных типа народной сказки :

1. волшебная (см. элементы чудесного и прекрасного);

2.сатирическая (см. обрисовку Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника и отчасти Царь-девицы);

3.животная (представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» - в описании подводных владений).

Ранние годыРодился 17 января 1860 года в Таганроге
на Полицейской улице в семье купца.
Раннее детство Антона протекало в
бесконечных церковных праздниках и
именинах. В будние дни после школы
братья сторожили лавку отца, а в 5
часов утра каждый день вставали петь
в церковном хоре. Как говорил сам
Чехов: «В детстве у меня не было
детства».

Обучение Чехова

Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге. В гимназии
формировалось его видение мира, любовь к книгам и театру; здесь он
получил свой первый литературный псевдоним - «Чехонте́» ; здесь
начались его первые литературные и сценические опыты. Музыка и
книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Позднее в
одном из своих писем Чехов напишет: «Театр мне давал когда-то
много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения
как сидеть в театре…»

Чехов-гимназист издавал
юмористические журналы, в
которых придумывал подписи
к рисункам, писал рассказы и
сценки. Первая драма
«Безотцовщина» была
написана им в 18 лет во время
учёбы в гимназии. Этот
период в жизни Чехова был
важным этапом созревания и
формирования его личности,
развития её духовных основ,
дал ему огромный материал
для писательской работы

В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге,
включая дом, и уехал в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался без
средств к существованию и зарабатывал на жизнь частными уроками.

Становление

В 1879 году он окончил гимназию в
Таганроге, переехал в Москву и
поступил на медицинский
факультет Московского
университета. С 1882 года, будучи
студентом, он уже помогал врачам
больницы при приёме пациентов.
Антон Павлович производил работу
не спеша, иногда в его действиях
выражалась как бы неуверенность;
но всё он делал с вниманием и
видимой любовью к делу, особенно
с любовью к тому больному, который
проходил через его руки. Душевное
состояние больного всегда
привлекало особенное внимание
Антона Павловича, и наряду с
обычными медикаментами он
придавал огромное значение
воздействию на психику больного со
стороны врача и окружающей среды.

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в
журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что
чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в
печати.В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески -
«мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без
селезёнки» или их вариантами. В 1882 году Чехов подготовил первый
сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных
трудностей. В 1884 году вышел сборник его рассказов «Сказки Мельпомены».

1885-1886 годы - период расцвета
Чехова как «беллетристаминиатюриста» - автора коротких,
в основном юмористических
рассказов. В то время, по его
собственному признанию, он писал
по рассказу в день. Весной 1886
года писатель получил письмо от
известного русского
литератора Дмитрия Григоровича,
где тот критиковал Чехова за то, что
тот тратит свой талант на
«мелочишки». «Голодайте лучше,
как мы в своё время голодали,
поберегите ваши впечатления
для труда обдуманного (…) Один
такой труд будет во сто раз
выше оценён сотни прекрасных
рассказов, разбросанных в разное
время по газетам», - писал
Григорович

Чехов прислушался к этим советам. С
1887 года он всё меньше
сотрудничал с юмористическими
журналами. Его рассказы
становились всё длиннее и
серьёзнее. О важных изменениях,
происходивших тогда с Чеховым,
говорит ещё и появившееся
желание путешествовать. В том же
году он отправился в путешествие
на юг, в родные места; позже он
ездил по «гоголевским местам», в
Крым, на Кавказ. Поездка на юг
оживила воспоминания Чехова о
проведённой там молодости и дала
ему материал для «Степи»

Сахалин

Решение поехать именно на Сахалин было
окончательно принято, очевидно, летом 1889
года, после обсуждения этого намерения с
артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей
по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но
Чехов долго скрывал это намерение даже от
самых близких; сообщив о нём Каратыгиной, он
попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту
тайну только в январе 1890 года, что произвело
большое впечатление на общество.

Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые
писатель написал девять очерков, объединённых
под общим названием «Из Сибири».На Сахалин
Чехов прибыл 11 июля. За несколько месяцев
пребывания на нём он общался с людьми,
узнавал истории их жизни, причины ссылки и
набирал богатый материал для своих заметок.
Чехов провёл, по собственным словам, полную
перепись населения Сахалина, заполнив
несколько тысяч карточек на жителей острова.
Администрация острова строго запретила
общаться с политическими заключёнными, но
писатель нарушал этот запрет.

В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров
Сахалин». Что касается художественного
творчества, путешествие на Сахалин, по
собственному признанию Чехова, оказало
огромное влияние на все его последующие
произведения. В 2005 году на Сахалине
впервые в России опубликованы в одном
издании «Быть может, пригодятся и мои
цифры…» материалы сахалинской переписи
А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10
тысяч опросных карт, заполненных его
респондентами в 1890 году.

Поздние годы

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки на Сахалин, Чехов поселился
в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над
книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» .
Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской
с барельефом писателя

В конце 1898 года писатель
купил в Ялте участок
земли, где был разбит
сад и построен дом по
проекту архитектора
Л. Н. Шаповалова.
Последние годы Чехов, у
которого
обострился туберкулёз,
для поправления
здоровья постоянно
живёт в своём доме под
Ялтой

Смерть

Долгое время считалось, что Чехов умер
от туберкулёза, но «теснение в грудине»
чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884
года Чехов страдал кровотечением из правого
лёгкого. Одни исследователи считали, что
роковую роль в жизни писателя сыграло
путешествие на Сахалин - была распутица, и
ехать пришлось тысячи километров на
лошадях, в сырой одежде и насквозь
промокших валенках (сам Чехов и его близкие
связывали заболевание именно с поездкой).
Другие причиной обострения туберкулёзного
процесса называли частые переезды из Ялты в
Москву в самое неблагоприятное для
здоровья время

9 июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего
монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на
монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца16 ноября 1933 года в присутствии
немногочисленных родственников и близких знакомых писателя его могила была вскрыта, и
гроб на руках был перенесён на новое место

композитор чайковский музыкальный преподавательский

Ярчайший представитель русского романтизма XIX века - Петр Ильич Чайковский. Родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе - заводе на Урале (ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве.

Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Отношения между детьми были также очень сердечными. С восторгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-близнецов: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Позже в его письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаем упоминания о братьях-близнецах: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю» [. Композитор Пётр Ильич Чайковский http://www.tchaikov.ru/].

Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие.

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее, его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени. Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг...».

После окончания Училища П.И. Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера «К Радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н. Островского - увертюра «Гроза». Будучи учеником А. Рубинштейна, П.И.Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории - Московской, которая через много лет была названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу «Воевода». До конца своей жизни П.И. Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера «Воевода» была им уничтожена [Альшванг, А.А. П.И. Чайковский].

В 1866 году П.И.Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась Первая симфония П.И.Чайковского, названная им «Зимние грёзы», в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства. В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н. Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения.

Будучи профессором консерватории, Чайковский много времени уделял преподавательской работе. Через его класс прошли несколько сот учащихся. Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории явилось создание им первых для России учебников, учебных планов. В учебный обиход русских консерваторий Чайковский ввёл сделанные им на русский язык переводы учебных пособий европейских теоретиков.

Приехав в Москву, П.И.Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Одной из отличительных черт творчества Чайковского этого периода было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш). Украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром. В балет «Лебединое озеро» композитор ввел целую сюиту из танцев разных народов.

Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Композитор вполне сознавал значение этих произведений. В одном из писем он писал: «Я испытываю сегодня большое наслаждение от сознания, что я окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно». Создание Четвертой симфонии и «Евгения Онегина» совпало для Чайковского со сложным моментом его жизни. Он сделал попытку жениться. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.

Последние полтора десятилетия жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы. Чайковский пробует свои силы в области дирижирования и в конце 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер.

Композитор пробует себя в новых жанрах. Они пишет оркестровые сюиты, обращается в своем оперном творчестве к исторической тематике («Орлеанская дева», «Мазепа»).1890 год вошел в историю русской музыки как год создания гениальной оперы «Пиковая дама». В последний год своей жизни Чайковский создает свое величайшее трагическое полотно - Шестую симфонию.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где дирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Петербурге, в Александро-Невской лавре. В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского, в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под пальцами выдающихся музыкантов, наполняя дом звуками его бессмертной музыки.

Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества

«Проза»

Реферат на тему:

«Жизнь и творчество А.П. Чехова».

Латенко Никита Алексеевич

Учитель: Минаева Ольга Васильевна.

Краткая аннотация:

В своём реферате, проработав ряд литературы, я попытался кратко представить жизненный путь писателя, составить представление о незаурядной личности А.П.Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по моему мнению, произведения писателя, я убедился в их гениальности и блестящем таланте самого автора.

Кроме того, в работе отражена жизнь не только Чехова-писателя, но и жизнь Чехова-врача.

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

1.1. Таганрог.

1.2. Переезд в Москву.

2. ВХОЖДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

2.1. «Малая пресса».

3. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3.1. «Остров Сахалин».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Антон Павлович Чехов. Произнося это имя, в памяти всплывает умное лицо с чуть прищуренными глазами и мягкой, доброй улыбкой русского интеллигента, прекрасного врача и выдающегося писателя.

Для каждого читателя существует свой Чехов. Я попытаюсь отразить основные моменты жизненного и творческого пути писателя.

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

1.1. Таганрог

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. Он был третьим сыном в семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой (урожденной купеческой дочери Морозовой).

Детство Чехова прошло в доме на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка. На первом этаже помещалась лавка отца, на втором – квартира.

Когда Антон Павлович говорил: «В детстве меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, режим жизни детей Павла Егоровича был не очень детским, – это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра и до 11 вечера, забота о нередко целиком возлагалась на сыновей. День его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, Антоша – портняжному. Антоша должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное – к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства», – как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича – Александр Павлович.

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Яковлевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным.

Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он отдал их в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Первое известное нам юношеское произведение Чехова написано для театра. Это пьеса «Безотцовщина».

Вместе с увлечением театром шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса. В этом журнале было помещено сатирическое стихотворение Антоши, посвященное инспектору Дьяконову.

Завсегдатаем галерки Таганрогского театра Чехов становится с тринадцатилетнего возраста; в исполнении местных трупп и заезжих знаменитостей он имел возможность увидеть на сцене русский классический репертуар, пьесы Шекспира, Современные водевили и мелодрамы. В обширный круг чтения юного Чехова вошли Сервантес, Гюго, Тургенев, Гончаров.

1.2. Переезд в Москву.

В 1876 году Павел Егорович не смог вовремя выплатить деньги, взятые в кредит для строительства нового дома, был признан банкротом. Павлу Егоровичу угрожала долговая яма, и он вынужден был уехать – бежать – в Москву вместе с женой и младшими детьми, Марией и Михаилом. К тому времени двое старших сыновей уже учились в Москве. Иван и Антон остались в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Но уже через год Иван бросил учебу и перебрался к родителям в Москву.

Антон остался в Таганроге – без денег, без поддержки, одинокий и свободный. На жизнь он зарабатывал репетиторством.

Оставшись один, Антоша распродавал остатки домашней обстановки, бегал по урокам и высылал деньги в Москву. Ему пришлось познакомиться с унизительным ожиданием по месяцам заработных грошей, с косыми взглядами «хозяев», с мучительными мечтами о стакане сладкого чая, который могут подать, а могут не подать.

Одинокая жизнь в Таганроге ознаменовалась написанием пьес «Безотцовщина» и «Нашла коса на камень».

По окончании гимназии Чехов решил поступать на медицинский факультет Московского университета. Учеба не обещала быть легкой – и потому, что медицинский факультет был одним из самых трудных, и потому, что в Таганрогской гимназии не преподавались химия и биология. Эти предметы Чехов изучал самостоятельно, уже будучи студентом.

В 1879 году Чехов навсегда покинул Таганрог и приехал в Москву.

2. ВХОЖДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ.

2.1. «Малая пресса».

Став студентом медицинского факультета Московского университета и обосновавшись в столице, Чехов сразу понял то, что должен изменить в себе, чтобы «не стоять ниже уровня среды, в которую попал».

Антоша стал студентом-медиком и сотрудником юмористических журналов. Это произошло почти одновременно. Антон Павлович любил медицину, благоговел перед профессорами, среди которых были такие ученые, как Захарьин, Склифосовский, – имена, составляющие гордость русской науки.

Его сотрудничество в юмористических журналах скоро стало главным источником средств к существованию семьи. Забота о семье требовала много сил и труда.

Первая его публикация состоялась 9 марта 1880 года в петербургском еженедельнике «Стрекоза». Это было «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». В этом произведении ничего еще нет не только от великого писателя Антона Павловича Чехова, но даже от прекрасного юмориста Антоши Чехонте.

В 1882 – 1883 годах среди множества других были написаны такие шедевры, как «Толстый и тонкий» (в первой редакции), «Хамелеон», «Смерть чиновника».

Весной 1884 года Антон Павлович успешно выдержал выпускные государственные экзамены, которых так боялся.

По окончании университета Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде. Только профессиональный медик мог создать образы врачей Астрова, Дымова, Соболя, Рагина, Старцева, написать «Палату № 6», «Скучную историю», «Случай из практики», «Ионыча», «Черного монаха».

3. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3.1. «Остров Сахалин».

В июле 1890 года тридцатилетний писатель Антон Павлович Чехов высадился на берег острова Сахалин. Что заставило А.П.Чехова отправиться в поездку по российским просторам на край державы? Антон Павлович провел на острове работу исследователя, медика, социолога. В течение трехмесячного пребывания на острове Антон Павлович проделал гигантский труд. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, он произвел перепись сахалинского населения. «Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра, и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано».

Значение этого труда выходит далеко за рамки статистики. Чехов сделал всё, что мог, для того чтобы не пропали бесследно ужасные судьбы людей, увиденных им на каторжном острове.

Впечатления сахалинской поездки непосредственно воплотились в рассказах «Гусев» (1890), «Бабы» (1891), «В ссылке» (1894), «Убийство» (1895).

3.2. Большие темы маленьких рассказов А.П.Чехова.

В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. “Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины” (М. Горький).

Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни посвящена “Маленькая трагедия”, включающая рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.

В рассказах “Капитанский мундир”, “Хамелеон”, “Унтер Пришибеев”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника” и др.. остро прозвучала критика самодержавно-полицейского режима. В них созданы образы большого социального обобщения.

Унтер Пришибеев стал символом наглого, тупого самодовольства, невежества, грубого и высокомерного вмешательства в чужие дела, стремления уничтожить, “пресечь” все живое, свободное.

Значительное место в рассказах Чехова занимает тема приспособленчества, хамелеонства. Обратимся к рассказу “Хамелеон”. Герой его, полицейский надзиратель Очумелов, - воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя по-хамелеонски, меняя свое поведение в зависимости от обстоятельств.

Вот рассказ “Толстый и тонкий”. Случайно встречаются на вокзале друзья детства. Униженный чиновник, “тонкий” Порфирий, как только узнает, что его старый гимназический друг Миша дослужился до тайного советника, имеет две звезды, “вдруг побледнел, окаменел”. Он начинает лебезить, унижаться, угодничать. Автор едко высмеивает его.

4. «ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА МОЕЙ ЖИЗНИ»

Непрерывный, напряженный писательский труд, многогранные общественные дела – все это подорвало здоровье писателя.

У Чехова нашли верхушечный процесс в легких. Врачи предписали ему изменить образ жизни, отказаться от напряденной работы, посоветовали поехать в Ривьеру, в Ниццу. Здесь, на юге Франции, он прожил с осени 1897 года до весны 1898 года.

В сентябре 1898 года Антон Павлович познакомился со своей будущей женой, талантливой артисткой Художественного театра О.Л. Книппер.

К лету 1904 года здоровье Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд.

3 июня Чехов вместе с женой выехал в курортный городок Баденвейлер. Видевшие его перед отъездом вспоминали, что он прямо говорил: «Еду умирать».

Ольга Леонардовна вспоминала о его последних минутах: «Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицом, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда…»

Похороны состоялись 9 июля. Могила Антона Павловича – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Чехов!.. – говорил Л.Н.Толстой, – это Пушкин в прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые (...) для всего мира формы писания…».

Произведения А.П.Чехова продолжают доставлять читателям художественное наслаждение, вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра. Его творчество оказало большое влияние на многих писателей Европы, Америки, Азии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паперный З. А.П.Чехов. М., 1960. 301 с.

2. Русские писатели. Библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 2. М – Я/Под ред. П.А.Николаева. М., 1990. 446 с.

3. Чехов А.П.Рассказы. Повести. М., 2002. 480 с.

4. Чехов А.П.Собрание сочинений. М., 1954. 512 с.

5. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. М., 1979. 160 с.

Будет представлено в нашей статье. Начнем с краткой биографии, а затем расскажем обо всем более подробно.

Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова

  • Антон Павлович Чехов родился 17(29) января 1860 года в Таганроге. Семья его родителей - Чеховы Павел Георгиевич (купец) и Евгения Яковлевна.
  • Период с 1876 по 1878 год - это время первых литературных опытов писателя.
  • Учеба в Московском университете, на факультете медицины, проходила в 1879-1884 годах.
  • В 1880-м были опубликованы первые произведения писателя, а также им велась работа в различных юмористических журналах: "Будильник", "Осколки", "Стрекоза".
  • В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин.
  • Он начал сотрудничать в 1898 году с Московским Художественным театром, где состоялась в это же время премьера пьесы "Чайка".
  • Женитьба на Книппер О. Л. - 1901 год.
  • 1903-1904 гг. - на сцене Художественного театра была впервые поставлена пьеса под названием "Вишневый сад".
  • В 1904 году, 2(15) июля, писатель умер в Баденвейлере, на немецком курорте.

Итак, мы описали вкратце жизнь и творчество Чехова. Таблица, которую можно составить из этой хроники, поможет вам лучше усвоить информацию, если требуется запомнить основные даты, связанные с личностью Антона Павловича.

Если необходимо более глубокое знание биографии, вам поможет достаточно подробный очерк жизни и творчества Чехова, который мы составили и предлагаем сейчас вашему вниманию.

В доме родителей

Чехов Антон Павлович родился в Таганроге. Дед его был по происхождению крепостным, но выкупил волю для себя и своей семьи и служил после этого управляющим имением (некоторые черты его образа отражены в персонаже Фирсе из "Вишневого сада"). Отец Антона Павловича владел бакалейной лавкой, однако отличался неумением вести хозяйственные дела, непрактичностью. В его характере соединилось многое: передавшаяся детям художественная одаренность (Павел Георгиевич неплохо рисовал, а также увлекался музыкой, играл на скрипке, любил с властностью и деспотичностью по отношению к близким и окружающим. Чехов, вспоминая о детстве, писал Александру, своему старшему брату, в 1883 году о том, что детство было отравлено ужасами. Семейный деспотизм и наказания выработали в Чехове неприятие насилия и несправедливости, стремление к независимости, обостренное чувство собственного достоинства.

Самостоятельность в жизни

И творчество, и жизнь Чехова рано стали независимыми. В его семье дети быстро становились самостоятельными. Сыновья помогали в торговле, с малых лет работая в лавке. Антон Павлович поэтому с юных лет был погружен в бытовую среду: он убирал квартиру, ходил на базар, носил воду, стирал себе сам воротнички для формы, заправлял

Но в его жизни было и другое: домашние представления и сценки, которые Антон Павлович сам придумывал и разыгрывал вместе с братьями, рыбалка. В семью светлое начало вносила мать, которая была разумной, душевной и доброй женщиной.

Мир природы в жизни и творчестве Чехова

С детства Антон Павлович полюбил мир природы, оставивший глубокий след в его душе, пробудивший жажду жизни. И творчество Чехова это отражает. В его рассказах мы встретим описания степи, Таганрогского залива ("Степь", "В рождественскую ночь" и др.). Очень остро ощущал связь с природой этот писатель на протяжении всей жизни и показал в произведениях глубокое влияние ее на жизнь человека. В творениях Чехова природа очеловечена: животные, цветы, деревья думают и чувствуют, как люди ("Страх", "Белолобый", "Каштанка", "Агафья").

Обучение в гимназии

Старшим братьям еще удалось застать время, когда семья была благополучной: дом посещал учитель-француз, после чего его заменила мадам. Для Николая, брата будущего писателя, приглашали также учителя музыки.

Когда Антон Павлович подрос, материальное положение семьи ухудшилось, поэтому ему удалось получить только гимназическое образование. Особого интереса учеба в гимназии у Чехова, однако, не вызывала. Это заведение было типичным для того времени. О нем можно составить более-менее верное представление по чеховскому рассказу под названием "Человек в футляре".

В гимназии хорошо вели естественные науки, имелся телескоп, новейшие приборы в кабинетах. Антон на занятиях по Закону Божьему стал любимым учеником Покровского Федора Платоновича. Это был интересный, неординарный человек, который рано заметил в будущем писателе юмористический талант и дал ему прозвище Чехонте, которое стало в дальнейшем Таким образом, он сыграл некоторую роль в его жизни. И творчество Чехова оформилось не без участия этой интересной личности. Однако царивший в данном учебном заведении дух, в основном, отличался формализмом и казенщиной. На духовное становление будущего писателя сильно повлияли книги и театр. В нем рано проявилась любовь к драматическому искусству: в возрасте 13 лет будущий писатель уже являлся постоянным посетителем Таганрогского театра.

К этому периоду принадлежат также первые его литературные опыты, известные теперь лишь по названиям, которые создал в то время Чехов. Жизнь и творчество, кратко говоря, в это время отмечены некоторыми важными событиями. Основные факты биографии мы уже представили, а что касается творчества, отметим следующее. Будучи гимназистом, он выпустил журнал "Зайка", написал комедии "Недаром курица пела" и а также драму "Безотцовщина".

Разорение семьи Чехова

В 1876 году отец Антона Павловича разорился, вынужден был вместе с семьей уехать в Москву. Антон остался один в Таганроге в возрасте 16 лет, так как должен был окончить гимназию. Он стал зарабатывать частными уроками, высылал даже семье денежные переводы. Эти тяжелые годы, жизнь, полная одиночества, испытаний и лишений, способствовали раннему взрослению такого писателя, как Чехов. Жизнь и творчество (кратко описанные) дальнейшего периода отмечены следующими основными событиями.

Чехов - студент Московского университета

Сдав выпускные экзамены в 1879 году, Чехов отправился в Москву. Здесь он был зачислен в Московский университет, на факультет медицины. С первого же курса Чехов стал работать в различных журналах, печататься. Для семьи почти единственным финансовым источником стали его литературные заработки. Чехов становится главой семьи и ее кормильцем.

Первые опубликованные произведения

Первые опубликованные его произведения (пародии) вышли в журнале "Стрекоза". Чехов, выбирая литературный путь, печатается одновременно и в юмористических, и в серьезных жанрах. Однако в раннем творчестве преобладают первые. Под различными псевдонимами (Брат моего брата, Человек без селезенки, Антоша Чехонте) он печатается в юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза", "Будильник", "Зритель". Основными жанрами, в которых существовала юмористическая пресса того времени, были разные "мелочи", которые создавались по определенным канонам: шуточные афоризмы, комические календари, подписи к рисункам, анекдоты, словари, комические объявления, руководства и т. д. Их Чехов скоро освоил и почувствовал, что ему в них тесно.

Сатирические и юмористические рассказы

В 1882-1883 годах вышли такие рассказы, как "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона". В то время многие произведения были написаны в виде сценки, то есть короткого юмористического рассказа, комизм которого заключается в передаче разговоров героев. Чехов поднял этот жанр до уровня серьезной литературы. Среди художественных особенностей сценок Чехова можно выделить следующие: простые названия, минимум пояснений и описаний ("Налим", "Гость", "Справка", "В бане"), говорящие фамилии (актер Дикобразов, генерал Запупырин, надзиратель Очумелов, мастер Хрюкин), а также смешная разговорная речь персонажей.

Новые тональности в творчестве Чехова

Темы поздних творений присутствуют уже в первых чеховских рассказах: автор смеется над нелепостью поведения и мышления людей, их пустыми претензиями. Со временем в произведениях появляются новые тональности. Главенствует в творчестве по-прежнему юмор, но он приобретает некоторые новые оттенки, новое звучание - печальное, лирическое. Видно движение от насмешки к анализу, а от смешных характеров - к противоречивым, сложным. Сменяются образы-маски индивидуальными характерами. В рассказах, относящихся к периоду 1883-1886 годов ("Художество", "Переполох", "Тоска", "Егерь"), виден уже будущий Чехов.

Оформление чеховского рассказа

Продолжаются жизнь и творчество Чехова. Краткое изложение их в период с 1884 по 1888 годы можно дать следующее. В 1884 году, по завершении учебы в университете, Чехов работает в Звенигороде, Воскресенске. Он также является корреспондентом московского издания, "Осколков". В период с 1884 по 1888 год им было создано множество произведений - более 350-ти. Чеховский рассказ в это время оформляется как оригинальное и новое явление отечественной литературы. Чехову в этом малом жанре удалось вместить огромное психологическое и социально-философское содержание. Удивительно емкая у него эта форма.

Расцвет таланта Антона Павловича в жанре рассказа

К периоду 1880-1890-х годов тип героя определяется окончательно (средний, обыкновенный, зачастую "маленький" человек). Объектом изображения становится обыденная, повседневная жизнь. Это время считается расцветом чеховского таланта. Создаются новые сборники. В 1886 году - "Пестрые рассказы", в 1887-м - "Невинные речи" и "В сумерках", в 1888-м - "Рассказы", в 1890-м - "Хмурые люди". Писателю была вручена Пушкинская премия за сборник под названием "В сумерках". Осенью 1887 года им была написана комедия "Иванов", после чего - водевили "Юбилей", "Свадьба", "Предложение" и "Медведь", которые были поставлены в профессиональных театрах.

Чехов отправляется на остров Сахалин

Поездка на Сахалин изменила жизнь и творчество Чехова. Кратко опишем основные события того времени. На этот остров Чехов поехал, чтобы быть рядом с каторжниками. Здесь он сделал за три месяца единолично перепись населения, беседовал с разными людьми. Чехов, как гражданин и художник, решил показать людям суровую правду. Итог поездки - вышедшая в 1894 году книга "Остров Сахалин".

Произведения, написанные в 90-е годы

После этого к явлениям отечественной действительности он стал относиться более резко. Первыми из крупных произведений, написанных после поездки, стали повесть под названием "Дуэль" (издана в 1891 году), а также "Палата №6" - рассказ, опубликованный в 1892 году.

Чехов в 90-е годы пишет о заблуждениях, иллюзиях, несостоятельности различных жизненных программ "Попрыгунья", "Учитель словесности"). В это время были созданы также такие рассказы, как "О любви", "Крыжовник", "Человек в футляре", "Ионыч".

С весны 1892 года писатель поселяется в Мелихово, подмосковном имении, занимается благотворительной общественной деятельностью, лечит крестьян, строит школы, медпункт. Меняется его жизнА. П. Чехов, жизнь, творчество которого взаимосвязаны, создает на основе полученных впечатлений произведения "В овраге", "Новая дача", "На подводе", "Мужики".

Драматургия Антона Павловича Чехова

Первая пьеса, с которой началась чеховская драматургия, - это "Чайка". Она была поставлена в Александрийском театре в 1896 году. Однако представление успеха не имело. Причина - непонятое многими новаторство Чехова. Через 2 года в постановке Художественного театра она вызвала фурор. После "Чайки" появилась пьеса "Дядя Ваня" (в 1899 году), также сыгранная с огромным успехом. В последних произведениях ("Три сестры" и "Вишневый сад" - 1901 и 1903 годы соответственно) воплотились уже в полной мере драматургические принципы автора.

Последние годы жизни

В 1897 году Чехов вынужден был отправиться в туберкулезную клинику, а затем провести в Ницце зиму 1897-1898 гг. По настоянию врачей он поехал в сентябре 1898 года в Ялту, где прожил всю зиму. В последние годы писатель занимался подготовкой собрания сочинений, которое в двух изданиях (1899-1902-го и 1903-го гг.) появилось в печати.

В 1901 году писатель обвенчался с Книппер Ольгой Леонардовной, актрисой.

Постепенно здоровье его ухудшалось, врачи настояли на отправке в Германию, в Баденвейлер. Сюда писатель выехал вместе с женой. 2(15) июля 1904 года стало последним днем его жизни.

И творчество Чехова, и его общественная деятельность, и различные факты из биографии показывают нам, что это был человек высоких духовных идеалов и Благодаря таким, как он, наш мир становится немного лучше. Летопись жизни и творчества Чехова была представлена в данной статье. Будем рады, если она побудила в вас желание продолжить знакомство с этим замечательным писателем. Жизнь и творчество Чехова, биография его весьма поучительны и интересны. В этой статье, к сожалению, обо всех подробностях рассказать невозможно.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...