Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Состав машины времени в разные годы. Биография. Взгляд со стороны

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

459 подборов, из них 9 в этом месяце

Биография

Москва - город государственный, и близость к наковальням власти преисполняла молодых искателей истины идти в официальные инстанции и убеждать эти инстанции, что играемая ими - молодыми - музыка нужна и полезна народу. Это забирало столько времени и сил, что собственно на писание песен сил уже оставалось не так много. Машина Времени - исключение.

«Машина времени» — советская и российская рок-группа, один из пионеров в рок-музыке СССР, основал Андрей Макаревич в 1969 году. В составе «Машины Времени» в разные годы прославились такие музыканты, как Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий и другие. Из-за большого количества композиторов жанр группы эклектичен и использует элементы classic rock, rock n roll, blues, bard.

1970-е: основание
Группа под названием The Kids была создана Андреем Макаревичем в 1968 году из одноклассников. Своё первое выступление ансамбль дал, когда в школу приехал ВИА Атланты и дал молодым музыкантам недолго попрактиковаться на их аппаратуре. В 1969 группа стала называться Time Machines (Машины Времени), причем песни исполнялись на английском языке. В 1973 название было изменено на единственное число — «Машина времени», которым и остаётся до сих пор.

В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив — самодеятельным. На концертах группа исполняет кавер-версии песен The Beatles и свои песни на английском, написанные в подражание. В начале 1970-х в группу входят: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Александр Кутиков (бас-гитара), Сергей Кавагое (ударные), остальные участники постоянно меняются. Некоторое время в Машине времени играл Алексей Романов, будущий основатель Воскресение. В 1975 году Машину времени покидает Кутиков, который уходит в группу Високосное лето, но остается звукорежиссёром Машины времени. Его заменяет Евгений Маргулис, которому Макаревич передаёт обязанности басиста и отныне играет только на соло-гитаре. Маргулис также начинает писать песни для группы с уклоном в блюз.

Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи в?’ 76» в Эстонии и получив первый приз, Машина времени впервые приобретает популярность. В 1978 году группа записала дебютный альбом Это было так давно..., который не был выпущен официальным лейблом вплоть до 1992 года. В том же году была записана аудиосказка Маленький принц по сказке Антуана де Сент-Экзюпери, по сути представлявшая собой альбом песен Машины времени с текстовыми интерлюдиями из книги. Музыканты начинают часто выступать в театре, играя песни, встроенные в спектакли, что помогает обходить запрет на частные концерты.

1980-е: состав с Зайцевым
В 1979 году крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, приводит к практически полному распаду группы. Маргулис, Кавагое и Алексей Романов уходят от Макаревича и создают группу Воскресение. Снова объединившись с Кутиковым, Макаревич набирает новый состав, в который входят клавишник Пётр Подгородецкий и ударник Валерий Ефремов. Подгородецкий написал несколько песен для группы с юмористическим уклоном, которые исполнял сам, но 1982 году покинул группу, присоединившись к труппе Иосиф Кобзона. Его место занимает Александр Зайцев, который, в отличие от Петра, не был третьим вокалистом.
Андрей Макаревич получает грамоту от Юрий Саульский на фестивале Тбилиси-80

В новом составе группа триумфально дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года и получает первую премию за песни Снег и Хрустальный город, опередив Автограф и Åквариум. Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. Машину времени допускают на телевидение (программа «Музыкальный Ринг»), радио, популярными становятся песни Поворот, Свеча, Три окна, написанные ещё в 1970-е. «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» Московского Комсомольца. «Машина времени» принимает участие в саундтреке к фильму «Душа» и мультсериалу «Обезьянки».

С группой подписывает договор «Росконцерт», давая «зелёный свет» легальным концертам. В начале 1980-х годов рок-группа активно гастролирует по городам СССР, приобретая значительную армию поклонников. Популярнейшие композиции того периода: «Скачки», «Синяя птица», «Марионетки» звучат в ресторанах и на свадьбах. Крупными тиражами расходятся подпольные магнитные альбомы группы.

В 1982—1984, в период правления Андропова и Черненко, в СССР начались кампании против самодеятельных музыкальных коллективов. В ходе этого, в газете «Комсомольская Правда» была опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы» (название отсылает к песне «Машины Времени» «Синяя Птица»), где группа и её музыка были подвергнуты неконструктивной критике. Статья была составлена по инициативному письму группы известных деятелей искусства — его подписали писатель Виктор Астафьев, главный режиссёр Красноярского государственного театра оперы и балета Максимиллиан Высоцкий, солист дипломант конкурса им. Глинки Евгений Олейников, директор Красноярской филармонии Леонид Самойлов, дирижёр Николай Сильвестров, поэт и драматург Роман Солнцев.

Тем временем Андрей Макаревич снялся в главной роли в фильме «Начни сначала», чей главный герой списан с него самого. В фильме звучат несколько песен «Машины Времени». Только в 1986 году выходит первый официальный альбом «Машины Времени» — «В Добрый Час» — при том, что материал неофициальных магнитоальбомов составляет несколько десятков песен. Вслед за ним выходит альбом «Реки и мосты». В 1987 году «Машина Времени» — снова победитель «Звуковой дорожки» за год. Андрей Макаревич уступает только Валерию Леонтьеву в рейтинге певцов. Группа совершает первые гастроли за рубеж.

1990-е: с Маргулисом и Подгородецким
В 1989 году «Машина Времени» отмечает своё 20-летие. Маргулис и Подгородецкий участвуют в юбилейном концерте в ДС "Лужники". Из-за личного конфликта с Зайцевым, а также, по словам участников группы, из-за его проблем с алкоголем и наркотиками, приводящих к срыву репетиций, Макаревич был вынужден отказаться от его услуг. В результате в группу вернулись Маргулис и Подгородецкий. Таким образом, в группе становится четыре композитора и вокалиста из пяти участников одновременно. Очередной юбилейный концерт «Машины времени», приуроченный к 25-летию группы, проходит на Красной площади при участии нескольких приглашенных групп, среди которых были «Аквариум», «ДДТ», «Черный обелиск», «Чайф» и другие. Выступление, длившееся около шести часов, напрямую транслировалось по Первому каналу российского телевидения, собрав огромную зрительскую аудиторию. На самом концерте присутствовали около 300 000 человек.

Александр Кутиков создаёт звукозаписывающую компанию Sintez records и становится продюсером группы. Благодаря этому «Машина Времени» больше не зависит от государственного монополиста фирмы «Мелодия». Наконец издаётся двойной альбом «Это было так давно…» с материалом 1970-х гг. В 1990-е годы выходят семь альбомов группы, самыми популярными из которых стали «Внештатный Командир Земли», «Отрываясь», «Картонные Крылья Любви» и «Часы и Знаки». Среди наиболее известных песен этого периода — «Однажды мир прогнётся под нас», клип на которую транслировался по российским телеканалам.

«Машина Времени» получила официальное признание в пост-перестроечной России. В 1991 во время путча ГКЧП все пятеро «машинистов» принимали участие в обороне Белого дома, за что впоследствии были удостоены медалей «Защитнику свободной России». В 1999 музыканты также получили «Ордена Почёта», а в 2003 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1996 году, наряду со многими другими группами, «Машина» участвовала в кампании «Голосуй, или проиграешь!» в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина.

2000-е: Современный период
В 1999 году группа празднует своё 30-летие. Сразу же после по окончании концерта в СК «Олимпийский» (декабрь 1999) из группы увольняют Петра Подгородецкого. Среди возможных причин увольнения музыканты группы и критики указывают проблемы Петра с наркотиками (увлечение кокаином), прогул репетиций и другие. Его место занимает старый знакомый Макаревича Андрей Державин.

В 2000 году «Машина Времени» гастролирует с группой «Воскресение», где параллельно работает Маргулис, в рамках тура «50 лет на двоих». Выходит альбом «Место где свет», одноимённая песня попадает в «Чартову Дюжину», клип на неё транслируется по телевидению. С 2000 года «Машина Времени» — постояный участник рок-фестиваля «Крылья».

В 2004 году выходит альбом «Машинально», две песни с него вошли в саундтрек к телесериалу «Танцор». В 2007 выходит альбом «Time Machine», записанный на студии Эбби-роуд. Песня «Улетай» попадает в Чартову Дюжину. При финансовой и информационной поддержке «Авторадио» группа играет два бесплатных концерта: 22 сентября 2007 года на Тушинском аэродроме в Москве, где собирает около 50 000 зрителей, а 23 сентября - на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где количество зрителей переваливает за 60000. 8 июня 2008 года, при поддержке компании «ТНК-BP», «Машина Времени» играет бесплатный концерт в городе Рязани на площади Ленина, который собирает около 20 000 зрителей.

Несколько раз в своей жизни я видел один и тот же сон. Суть его заключалась в том, что я должен был куда-то попасть, где меня ждали. По пути возникали разные бытовые сложности, я задержи- вался то тут, то там и в результате опаздывал, но как-то очень сильно — скажем, на целый день, — и приходил, когда никого уже нет, свет притушен, стулья перевернуты и уборщица моет пол. Не знаю почему, но более острого чувства потери я не испытывал потом уже никогда.

А.В.Макаревич.

В 1968 году Андрей Макаревич со своими одноклассниками организовал самодеятельную рок-группу «The Kids». В 1969 году она стала называться «Time Machines» («Машины Времени»), причем песни исполнялись на английском языке. В 1973 году название было изменено на единственное число - «Машина Времени», которым и остаётся до сих пор.

Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи − 76» в Эстонии и получив первый приз, «Машина Времени» становится популярной.

В 1980-х годах группа обретает всесоюзную популярность. «Машину Времени» допускают на телевидение (программа «Музыкальный Ринг»), радио, популярными становятся написанные в 1970-е годы песни «Поворот», «Свеча», «Три Окна». «Поворот» 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» Московского Комсомольца. «Машина Времени» принимает участие в съёмках музыкального кинофильма «Душа» с Софией Ротару в главной роли.


Рок-группа активно гастролирует по городам СССР. Хиты «Скачки», «Синяя птица», «Марионетки» звучат в ресторанах и на свадьбах. Крупными тиражами расходятся подпольные магнитные альбомы группы.

В составе «Машины Времени» в разные годы прославились такие музыканты, как Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий и другие. Из-за большого количества композиторов музыкальный стиль группы эклектичен. В своем творчестве музыканты использует элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза, бардовской песни.


«Машина Времени» получила официальное признание в пост-перестроечной России. В 1991 году во время путча ГКЧП все пятеро «машинистов» принимали участие в обороне Белого Дома, за что впоследствии были удостоены медалей «Защитнику свободной России». В 1999 году музыканты также получили «Ордена Почёта», а в 2003 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Ансамбль, которому было суждено войти в историю как "Машина Времени", до этого вообще никак не назывался, а в состав входили 2 гитары (Андрей Макаревич и Михаил Яшин), и две девочки (Лариса Кашперко и Нина Баранова), которые пели англо-американские народные песни.

По настоящему все началось в 1968 году, когда Андрей Макаревич впервые услышал "Beatles". Затем в их класс пришли двое новеньких ребят: Юра Борзов и Игорь Мазаев, которые и влились в состав новоявленной группы "The Kids". Первый состав группы "The Kids" был приблизительно таков: Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним был друг детства Борзова, Сергей Кавагое, по настоянию которого и были уволены девочки-певуньи. Через некоторое время записывается первый альбом группы "Машина Времени"(изначально планировавшейся как "МашинЫ Времени", т.е. во множественном числе). Альбом состоял из одиннадцати песен на английском языке. Техника записи не отличалась сложностью — в центре комнаты стоял магнитофон с микрофоном, а перед ним члены группы. Увы, ныне эта легендарная запись утеряна.

1971 год. В группе появляется Александр Кутиков, который внес в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла. Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками "Продавец счастья", "Солдат", и т.д. В это же время состоялся первый концерт "Машины Времени" на сцене ДК "Энергетик" — колыбели московского рока.

1972 год. Начинаются первые беды. Игоря Мазаева забирают в армию, а вскоре уходит Юра Борзов, бывший в группе барабанщиком. Неунывающий Кутиков приводит в группу Макса Капитановского, однако вскоре и его забирают в армию. И тогда за барабаны садится Сергей Кавагое. Позже к составу присоединяется Игорь Саульский, который такое огромное количество раз покидал группу и возвращался
вновь, что точно определить, когда он был в составе, а когда нет, просто невозможно.

1973 год. Между Кавагое и Кутиковым то и дело возникают мелкие трения. В конце концов это приводит к тому, что весной Кутиков уходит в группу "Високосное лето".

1974 год. Сергей Кавагое приводит в группу Игоря Дегтярюка, который пробыл в составе где то полгода, а затем ушел, кажется, в "Арсенал". Вернулся Кутиков из "Високосного лета", и некоторое время группа играла в составе: Макаревич — Кутиков — Кавагое — Алексей Романов. Продлилось это до лета 1975 года.

1975 год. Романов покидает группу, а летом неожиданно уходит и Кутиков, причем не куда-нибудь, а в Тульскую государственную филармонию. В это же время в группе появляется Евгений Маргулис, а чуть позже скрипач Коля Ларин.

1976 год. "Машину Времени" приглашают в Талин на фестиваль "Таллиннские песни молодежи-76", где они с блеском выступают, и где впервые встречаются с Борисом Гребенщиковым и группой "Аквариум", бывшей в то время милым акустическим квартетом. Гребенщиков приглашает их в Питер. Их концерты имеют бешенную популярность. Скрипача Коли Ларина в составе уже не нет, и его место занимает некто Сережа Осташев, тоже долго не задержавшийся. В это же время к группе присоединяется Юра Ильиченко, солист "Мифов".

1977 год. Ильиченко, стосковавшийся по родному городу, уезжает в Питер, и "Машина Времени" ненадолго остается втроем. И тут Андрею приходит в голову ввести в состав группы духовиков.Так в группе появляется духовая секция: Евгений Легусов и Сергей Велицкий.

1978 год. В составе происходит замена. Вместо Велицкого в команду приходит Сергей Кузьминок. В этом же году происходит первая студийная запись "Машины Времени". Кутиков, игравший к тому времени в "Високосном лете", устроился на работу в учебную речевую студию ГИТИСа, дабы использовать студию по назначению. Андрей Макаревич обращается к нему, Кутиков обещает все устроить, и через несколько дней начинается запись, известная нам как "Это было так давно...". Длилась она целую неделю, и в нее вошли почти все (на тот момент) песни "Машины Времени", за исключением первых ранних. Запись получилась отличная, и уже через месяц звучала повсюду. Жаль, что оригинал ее утерян, а то, что мы сегодня слушаем, копия, случайно оказавшаяся у одного из знакомых Андрея. Осенью "Машина Времени" рассталась с дудками, и в группу вошел синтезатор в лице Саши Воронова, правда, ненадолго.

1979 год. В группе происходит развал. Сергей Кавагое и Евгений Маргулис уходят в "Воскресение". В это же время в группу возвращается Кутиков, который приводит с собой Ефремова, а чуть позже в состав вливается Петя Подгородецкий. "Машина Времени" начинает репетировать в новом составе, и репертуар группы пополняется такими вещами, как "Свеча", "Кого ты хотел удивить", "Хрустальный город", "Поворот". В этом же году "Машина Времени" становится группой Московского гастрольного театра комедии при Росконцерте.

1980 год. "Машина Времени" уже очень популярна, и ее имя на афишах театра — гарантия того, что билеты будут распроданы. Афиша театра выглядела так: очень крупно наверху — "Ансамбль "Машина Времени", и дальше мелко, на грани разборчивости — "В спектакле Московского театра комедии" Виндзорские насмешницы" по пьесе В. Шекспира". Проблема лишь в том, что зрители, идущие на надпись "Машина Времени", действительно могли видеть любимую группу, которая пела совершенно неизвестные песни на грани разборчивости звука. Это было не совсем то, что зрители ожидали увидеть, но это мало заботило руководство театра, получавшего огромные прибыли. Долго так продолжатся не могло. И тут Росконцерт решил, что гораздо выгоднее будет задействовать "Машину" на полную катушку. После удачно прошедшего прослушивания "Машина Времени" становится самостоятельной профессиональной рок-группой. В это же время случился знаменитый фестиваль в Тбилиси — "Весенние ритмы-80". "Машина Времени" делит первое место с группой "Магнетик бенд"

1981 год. В газете "Московский комсомолец" появляется хит-парад, и песня "Поворот" в нем объявлена песней года. Она продержалась на первом месте общей сложностью 18 месяцев. Все это время группа не имела права исполнять ее на концертах, т.к. она не была залитована, а не залитована она была потому, что Росконцерт не посылал ее в ЛИТ, так как имел сомнения насчет того, какой поворот имеется в виду. То, что "Поворот" по пять раз в день звучал по "Radio Mosсow", никого не волновало.


1982 год. Газета "Комсомольская правда" грянула по группе статьей "Рагу из синей птицы". В ответ редакция была завалена мешками писем под общим девизом "Руки прочь от "Машины". Газете, не ожидавшей такого отпора, пришлось свести все к общей беззубой полемике — дело, дескать, молодое, и мнения могут быть разными. "Рагу из синей птицы" совпало с очередным расколом в группе. Уходит Петя Подгородецкий. Через некоторое время сам себя предлагает Сергей Рыженко, а чуть позже в состав вливается Александр Зайцев.

1983 год. Сергей Рыженко, которому приходилось исполнять вспомогательные роли, уходит, и "Машина Времени" остается вчетвером.

Вообще, это время характеризуется самим Андреем Макарвеичем временем относительного затишья. Хотя, сказать, что группа совсем ничего не делала было бы неправдой. Пожалуй, приблизительно с этого периода она и стала оформляться. как профессиональная, устойчивая команда.

1985 год. Записан магнитоальбом "Рыбка в банке" (миниальбом), группа работает над записью музыки к кинофильму "Скорость" (реж. Д.Светозаров).

В этом же году "МВ" принимает участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Записан второй магнитоальбом акустических песен Андрея Макаревича

Группа участвует в съемках кинофильма "Начни сначала" (реж. А.Стефанович) Один момент уточнения: действительно, группа, а не один Андрей Макаревич снимался в этом фильме. Хотя. конечно же, АМ исполнил главную роль.

1986 г. Кинофильм "Начни сначала" выходит на широкий экран. Готовится новая концертная программа "Реки и мосты", почти одновременно проходит запись двойного альбома "Реки и мосты" на фирме Мелодия. В этом же году начинаются положительные сдвиги по отношению к "МВ" на телевидении. Группа участвует в телепередачах "Веселые ребята" , "Песня-86" и "Что, где, когда?" (исполняются: "Посвящение корове" , "Песня, которой нет" и "Музыка под снегом") Также группа принимает участие в фестивале популярной музыки Рок-панорама-86 (Москва), после которого. весьма оперативно по тем временам, выходит диск-гигант "Рок-панорама-86" с песнями "Музыка под снегом" , "В добрый час" ("Мелодия"). Еще на одном диске гиганте "С Новым Годом!", появляется песня "Рыбка в банке" ("Мелодия"). Участие в съемках фильма "Я возвращаю Ваш портрет". И, наконец, выходит в свет диск-миньон с двумя песнями "Рыбка в банке" и "Два белых снега" (Ю.Саульский, И. Завальнюк)., последняя песня была взята в репертуар исключительно из взаимной симпатии музыкантов "МВ" и Юрия Саульского (как известно, помогавшего группе в "тяжелые" годы).

1987 год. Группа принимает участие в Новогоднем "Голубом огоньке -87" и телепрограмме "Утренняя почта" с песней "Там, где будет новый день". "МВ" еще раз приглашена на телепрограмму "Музыкальный ринг" (Ленинградское ТВ, ведущая Т.Максимова), в которой блестяще сыграла. Передача затем транслировалась и по Центральному телевидению..Проходят концерты в УСЗ "Дружба" вместе с группой "Секрет" , показ по Центральному телевидению. Внимание! В этом году на фирме "Мелодия"выходит первый диск-гигант группы "Машина Времени" " В добрый час" Большой минус этого диска в том, что формировался он, как это ни странно, без непосредственного участия музыкантов, и по этой причине считается недостаточным для такого громкого названия, как Первый Диск. И тем не менее, с дискографической точки зрения, так оно и есть. Вслед за этим, выходит уже полностью обработанный и записанный музыкантами двойной альбом "Реки и мосты" ("Мелодия"), который явлеят собой целостное упорядоченное музыкальное произведение. Попутно записываются, как ретроспектива фильма "Душа" песни "Путь" , "Костер" на диск-миньон "Костер" вместе с С.Ротару, ("Мелодия")

1988 год. "МВ" снова радует телезрителей своим участием в Новогоднем "Голубом огоньке -88" (песня "Флюгер") Ведется работа над записью музыки к кинофильмам: "Без мундира" и "Барды". Выходит в свет ретро-диск "Десять лет спустя" ("Мелодия"). Группа готовит новую концертную программу "В круге света", премьера которой и состоялась летом в ГЦКЗ "Россия". Одновременно записывается диск-гигант этой программы. На "Мелодии" выходит компакт-кассета "Реки и мосты". Там же, на "Мелодии", выходит диск-гигант "Музыкальный телетайп-3", в который вошла и песня "МВ" "Она идет по жизни смеясь", компакт-кассета "Рок-группа "Машина времени" (вместе с группой Секрет)" песни: Поворот, Наш дом, Ты или я и другие.


Начинаются зарубежные гастроли: в этом году Болгария, Канада, США, Испания и Греция

На радиостанции "Юность" (программа "Мир увлечений" , ведущая Т.Бодрова) выходят две радиопередачи о творчестве "Машины".

1989 год. Выходит диск-гигант "В круге света" ("Мелодия") Зарубежные гастроли в Африке, Англии.

Также этот год ознаменован юбилейным шестичасовым концертом, посвященным 20-летию группы (Малая спортивная арена стадиона Лужники, Москва). А на "Мелодии" продолжаются одиночные записи песен, такие как: "Герои вчерашних дней" и " Дай помечтать" (музыка А.Кутиков, слова М.Пушкиной, исполнение А.Кутиков) — диск-гигант "Радиостанция Юность. Хит-парад Александра Градского", диск-гигант Радиостанция Юность. Хит-парад Александра Градского. В этом году записывается и выходит в свет первый сольный альбом Андрея Макаревича, диск-гигант "Песни под гитару"

1990 год. Становится доброй традицией принимать участие в новогоднем Голубом огоньке. Теперь это огонек -90 (песня "Новогодняя"). Год ознаменован возвращением в группу Евгения Маргулиса и Петра Подгородецкого. Полным ходом идет работа на "Синтез Рекордз" над диском-гигантом "Медленная хорошая музыка" . На фирме "Мелодия" выходит компакт-кассета "Андрей Макаревич. Песни под гитару" , а на "Сенитезе" "В круге света".

Помимо музыкальных событий — проходит Выставка "Графика Андрея Макаревича" и выходит кинофильм "Рок и фортуна. 20 лет "Машины времени" (реж. Н.Орлов)

1991 год. "МВ" принимает участие в Международном фестивале "Музыканты мира детям Чернобыля" (Минск), а также в Благотворительной акции солидарности с программой "Взгляд" (УСЗ Дружба, инициатива Андрей Макаревич). Политический момент: выступление Андрея Макаревича на баррикадах 19-22 августа перед защитниками Белого дома в дни государственного переворота. Музыкальные моменты: выход двойного альбома и компакт-кассеты "Машине времени 20 лет!" ("Мелодия"), выход диска-гиганта и компакт-диска "Медленная хорошая музыка", запись и выход диска-гиганта Андрея Макаревича "У ломбарда" ("Синтез Рекордз"). Презентация в ГЦКЗ Россия.

Проходит выставка графических работ Андрея Макаревича в Италии

1992 год Участие Андрея Макаревича в съемках фильма "Сумасшедшая любовь" в роли доктора Баркова (реж. А.Квирикашвили).Выходим в свет книга Андрея Макаревича "Все очень просто" (Рассказики из жизни группы Машина времени) На студии "Синтез Рекордз" проходит запись диска-гиганта "Внештатный командир Земли"

1993 год Как обычно — участие в Новогоднем Голубом огоньке -93 ("Рождественская песня")На "Синтез Рекордз" выходят: двойной альбом "Машина времени. Это было так давно" . (Запись 1978 года), диск-гигант "Внештатный командир Земли", ретро-диски "Машина времени. Лучшие песни. 1979-1985" (2 пластинки), выходят компакт-диски (CD) "Внештатный командир Земли" и "The Best". На фирме "Русский диск " выходит компакт-кассета "Медленная хорошая музыка", и в этом году исполняется 40 лет Андрею Макаревичу! По этому поводу в ГЦКЗ "Россия" был устроен замечательный бенефис — концерт с участием большого количества хороших музыкантов и друзей А.М.


1994 год. Год начался с участия в Новогоднем Голубом огоньке -94 (песня "Этот вечный блюз") В Московском Дворце молодежи проходит презентация диска "Внештатный командир Земли" Сольные концерты Андрея Макаревича в Москве (к/т "Октябрь" , Большой зал Олимпийской деревни). Кроме того выходит сольный диск А.М. "Я рисую тебя". Бывший барабанщик группы и звукорежиссер Максимом Капитановским написал книгу "Все очень непросто" В этом году "Машине времени" исполняется 25 лет! Что было ознаменовано грандиозным праздничным концертом на Красной Площади в Москве.

1995 год Выходит диск "Кого ты хотел удивить" — сборник уже давно и хорошо известных песен.

1996 год. Выход альбома "Картонные крылья любви".В декабре проходят совместные концерты Андрея Макаревича и Бориса Гребенщикова в ГЦКЗ "Россия", + выъодит диск "Двадцать лет спустя"

1997 год. Выход диска "Отрываясь", в ДК Горбунова состоялась презентация альбома.

1998 год В мае в ККЗ "Октябрь" состоялась презентация сольного диска Андрея Макаревича "Женский Альбом". В декабре в "Ритм-Блюз-Кафе" состоялась пресс-конференция, на которой было официально объявлено о начале мирового турне, посвященного 30-ти летию группы. На этой же пресс-конференции было объявлено о скором появлении на свет "Часов и знаков"

1999 год 29 января, первый концерт юбилейного тура — концерт в Тель-Авиве, Израиль.27 июня. Официальный день рождения "Машины времени", 30 лет. Рок-группа была награждена "За заслуги в развитии музыкального искусства" президентом Борисом Ельциным орденом Почета. Вручение наград состоялось 24 июня с прямой трансляцией по ТВ. В ноябре в ЦУМ-е прошла пресс-конференция "МВ", посвященная выходу альбома "Часы и Знаки". 8 декабря в СКК "Олимпийский" в Москве состоялся грандиозный финальный концерт юбилейного тура 30-летия "МВ". После концерта, на следующий день происходят перемены в составе группы: был уволен клавишник, Петр Подгородецкий, а на его место взят Андрей Державин

2000 год. В январе, в Олимпийской деревне в Москве состоялся первый концерт группы с новым клавишником — Андреем Державиным, бывшим поп-музыкантом, ранее помогавшим Кутикову в записи его "Танцах на крыше" (1989) и Маргулису в "7+1" (1997).

С февраля начался совместный тур с группой "Воскресение" под названием "50 на двоих". В Москве он состоялся в марте. Продолжился же, как "50 на двоих по заявкам слушателей" в ряде городов России и зарубежья. 17 июня "Машина времени" играет на рок-фестивале "Крылья" в Тушино.

2 сентября в Нью Йорке Андрей Макаревич принял участие в 7-ми часовом рок-марафоне. Кроме него, принимали участие: Воскресение, Чайф, Г. Сукачев и др. С августа Макаревич работает с Артуром Пилявиным, руководителем группы "Квартал", над проектом "Время напрокат".

В середине октября выходит макси-сингл Андрея Макаревича и Артура Пилявина с тремя старыми песнями "Машины времени".

9 декабря в московском ЦКД прошел финальный концерт тура МВ и Воскресения "50 лет на двоих". Телевизионная, немного усеченная, версия была показана на канале ТВЦ. В новогоднем эфире канала ТВ-6 состоялась премьера фильма "Витрина", в котором прозвучали песни Андрея Макаревича в сопровождении "Квартала".

2001 год. 27 февраля состоялась презентация нового Web проекта "Машины времени" "Странная Механика". Было заявлено, что этот новый официальный сайт будет единственным местом, где можно получить достоверную и свежую информацию о группе и ее музыкантах.

18 мая поступил в продажу концертный двойной альбом, песни которого были записаны во время тура совместно с группой "Воскресение".

1 августа вышел сингл "Звезды не ездят в метро" с четырьмя песнями из альбома "Место, где свет".

Издательство "Захаров" выпустило книгу Андрея Макаревича "Сам Овца", состоящую из трех частей: "Сам овца", ранее изданная история группы "Все очень просто" и последний раздел "Дом".

31 октября вышел альбом "Место, где свет", который был принят публикой очень тепло. Масса откровений, отличное звучание сделали свое дело. По данным опроса слушателей, новый клавишник А. Державин на этом диске вписался в звучание группы.


2002 год. 9 мая А. Макаревич выступил на Красной площади в концерте ко дню Победы, исполнив под гитару "Костер" и "Жизни больше, чем смерти".

В октябре Sintez Records выпускает два сборных альбома "The Best" А. Кутикова и Е. Маргулиса, состоящие из песен, исполнявшихся ими в составе группы. Весь 2002 год группа активно выступает с концертами в московских клубах, в КЗ Олимпийской деревни, не забывая и о выездных гастролях.

29 октября А. Макаревич концертом в московском Театре оперетты представил публике свой новый сольник "И Т.Д.", записанный с музыкантами только что созданного "Оркестра Креольского Танго".

С декабря "МВ" выступает с программой "Просто Машина", состоящей, как заявлено, лучших песен за 33 года существования группы.

19 марта в Кремлевском дворце прошел первый концерт "Russian Rock in Classic", где в исполнении симфонического оркестра прозвучала тема "МВ" "Ты или я".

2003 год. В мае на телеканале "Культура" был показан фильм-посвящение к 80-летию композитора Исаака Шварца, для которого Макаревич записал песню "Кавалергарда век не долог" на стихи Б. Окуджавы.

15 октября Андрей Макаревич представил на сцене МХАТа программу "Тонкий шрам на любимой попе" с песнями Марка Фрейдкина и участием Макса Леонидова, Евгения Маргулиса, Алены Свиридовой, Татьяны Лазаревой и Оркестра Креольского Танго. В этот же день появился в продаже и одноименный альбом.

5 декабря "Sintez records" к юбилею АМ выпускает подарочный диск "Избранное Андрея Макаревича", на 6 CD с бонусами: неизданными песнями "Я с детства склонен к перемене мест" и "Было то в притонах Сан-Франциско" (ранее записанные для кино и альбома "Пионерские блатные песни"), а также несколько песенных посвящений друзьям.

11 декабря 2003 г. — 50-летие Андрея Макаревича. В ГКЗ "Россия" был устроен праздник-концерт самого юбиляра и его друзей.

2004 год. Юбилейный год.

30 мая на Красной площади "Машина времени" празднует свое 35-летие. Концерт состоялся в рамках акции "Будущее без СПИДа". "Машина времени" присоединилась к движению борьбы со СПИДом наряду с Элтоном Джоном, музыкантами группы "Queen", Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской. Данный проект был продолжен в Петербурге и других крупнейших городах страны.

5 июля на первом канале состоялась премьера детектива "Танцор", снятого год назад Дмитрием Светозаровым. В создании саундтрека к "Танцору" приняли участие Андрей Макаревич и Андрей Державин. А.Макаревич выступил не только композитором и поэтом, но и генеральным продюсером и инициатором съемок фильма.

Осенью этого года происходят еще два знаменательных события. Выпуск Антологии "Машины времени", куда вошли 19 альбомов группы за 35 лет, DVD сборник из 22 клипов и масса приятных сувениров для поклонников творчества музыкантов (тираж 1200 экз.).

А 25 ноября 2004 года увидел свет новый альбом "Машинально" (впервые в истории группы был объявлен конкурс на лучшее название альбома среди поклонников).

Александр Кутиков: " Затяжной поворот" - это полностью авторская книга. Но при этом она будет называться "Биография Машины времени".

Действующие и бывшие "машинисты" рано взялись за мемуары, и у поклонников "МВ" уже, полагаю, сформировалась определенная ретроспективная библиотечка. В нее можно зачислить не только писательские труды Андрея Макаревича, Максима Капитановского, Петра Подгородецкого, но и массу блуждающих в интернете и печатной прессе воспоминаний людей, в разные периоды так или иначе причастных к группе.

Однако "Машина" едет и едет. Четыре десятилетия! И ее история ширится и переосмысливается. Столь дальнобойного и гиперуспешного рейса в отечественной рок-музыке не получилось ни у кого и вряд ли получится в обозримом будущем. Один этот факт делает "Машину Времени" уникальным в наших палестинах явлением. Начав как советские "битлы", Макар со товарищи к сегодняшнему дню превратились в российских "роллингов", по крайней мере с хронологической и статусной точки зрения.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ»

Нередко случается так, что музыкальная группа или сольный исполнитель становятся для многих людей символом целой эпохи. Даже личные воспоминания как будто украшены их музыкой, и уже невозможно представить себе прошедшие десятилетия без их песен.

Таким творческим маяком стала группа «Машина времени» , чья многолетняя работа повлияла на формирование мировоззрения миллионов поклонников.

Так все начиналось

В далеком 1968 году в стенах московской школы № 19 образовалась рок-группа, которую ученики назвали The Kids. Нынешнее старшее поколение хорошо помнит, что в те годы редко встречалась школа, в которой бы не играл свой вокально-инструментальный ансамбль. Эта мода легко объяснялась всеобщим увлечением песнями западных кумиров тех лет – групп , The Rolling Stones и других музыкальных небожителей.

В группе The Kids тогда выступали с другом Михаилом Яшиным, вокальные партии исполняли Лариса Кашперо и Нина Баранова. Ребята не скрывали своей любви к англоязычной музыке, открыто подражали западным кумирам, выступали на частых школьных вечерах и концертах самодеятельных коллективов.

Вскоре судьба улыбнулась школьникам и подарила им встречу с профессиональным вокально-инструментальным ансамблем «Атланты». Музыканты приехали на школьный новогодний вечер и дали концерт. В перерыве Макаревич с друзьями подошли к гостям, чтобы посмотреть на их бас-гитары. Таких инструментов у школьного коллектива, естественно, не было. Ребята их видели только на фото с . Руководитель «Атлантов» Александр Сикорский полюбопытствовал, что юноши исполняют и подыграл им на бас-гитаре, заметив, что без этого инструмента у них вряд ли получится настоящая рок-группа. Позже Андрей Макаревич вспоминал, что, услышав впервые вживую этот невообразимый звук, юные музыканты сделали свой выбор окончательно и бесповоротно. В этот вечер ребята поверили в свои силы.

«Машинисты»

В следующем году группа The Kids немного трансформировалась – ее пополнили такие же фанатично влюбленные в битлов ученики столичной школы № 20. Это было начало долгого плодотворного пути. Не изменяя английскому языку, парни дали своей группе новое имя – Time Machines. Оно стало прообразом будущей группы «Машина времени» , но во множественном числе.

Состав «Машин» стал исключительно мужским. За гитару и вокал отвечал Андрей Макаревич. Кстати, лишь он будет бессменным участником всех последующих составов группы. Игорь Мазаев и Павел Рубин играли на бас-гитарах, Александр Иванов – на ритм-гитаре, Сергей Кавагоэ исполнял партии на клавишных, а ударником был Юрий Борзов.

В 1969 году ребятам удалось записать первые песни под брендом Time Machines. Их репертуар в основном состоял из кавер-версий известных композиций знаменитых британских и американских групп, но исполняли они и англоязычные песни собственного сочинения. Только спустя время Андрей Макаревич стал писать тексты на родном языке. Как и многие другие коллективы, «Машины» попали под влияние движения хиппи, и это не могло не отразиться как на их песнях, так и на стиле жизни.

Новое десятилетие началось для Юрия Борзова и Андрея Макаревича со значимого события. Они оба становятся студентами Московского архитектурного института. Постигая премудрости зодчества, они не оставляют занятия музыкой и продолжают карабкаться по творческой лестнице. В институте они познакомились с Алексеем Романовым, который вскоре вошел в состав «Машин». А в 1971 году членом коллектива стал Александр Кутиков. Он занял место призванного в армию Игоря Мазаева.

Рождение «Машины времени»

Несмотря на некоторую известность и зачатки популярности, коллектив все еще оставался самодеятельным. Но в это время группа Time Machines успешно выступает в бит-клубе, который был создан в Москве под эгидой горкома комсомола. Интересно, что за год до этого Макаревича и компанию туда не приняли, упрекнув музыкантов «низким исполнительским уровнем». Любопытно, что в самом начале пути группе The Beatles отказывали в записи песен по этой же причине.

Русскоязычное и известное теперь во всем мире название коллектива впервые официально прозвучало в 1973 году. С тех пор группа навсегда стала «Машиной времени» . До 1975 года коллективу приходилось выступать на танцевальных площадках и участвовать в случайных концертах. Тогда в жизни музыкантов был явно не лучший период, из-за чего состав группы неоднократно менялся.

Охотники за удачей

Всплеском популярности группа во многом была обязана знакомству в 1976 году с , которое произошло на Таллиннском фестивале. Теперь музыканты получили возможность часто приезжать с концертами в Ленинград (Санкт-Петербург). Город на Неве всегда тепло встречал «Машину времени», дав группе толчок к настоящему успеху.

В этот же период коллектив начал эксперименты со звуком. Когда в состав «Машины времени» вошли саксофонист Евгений Легусов и трубач Сергей Велицкий, это придало композициям новой выразительности.

Только в 1980 году получила статус официального коллектива и возможность выступать от «Росконцерта». Художественным руководителем группы был назначен Ованес Мелик-Пашаев, а музыкальным стал Андрей Макаревич. В этот же год коллектив ждал грандиозный успех. На первом в Советском Союзе официальном рок-фестивале в Тбилиси «Машина времени» была удостоена главной премии, а фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила ее первый альбом «В добрый час». Среди прочих песен в Грузии прозвучала ставшая впоследствии культовой песня «Пока горит свеча».

Творчество вне рамок

Успех группы на фестивале в Грузии объяснялся не просто профессиональным мастерством исполнения композиций. По большому счету, это был первый случай, когда на советской эстраде выступали музыкальные коллективы, которые резко выделялись из большой безликой, но идеологически прилежной массы. Вот почему обескураженные таким феноменальным успехом устроители концерта позаботились о том, чтобы победители покинули фестиваль еще до его полного завершения. Партийное руководство тогда сделало выводы – это был первый и последний подобный фестиваль в СССР. Люди советской эпохи хорошо помнят, насколько всеобъемлющей была идеология, она охватывала все сферы жизни, а массовое искусство находилось под особо жестким контролем. К примеру, чтобы публика увидела новую программу, фильм или спектакль, они должны были получить одобрение и утверждение различных инстанций и худсоветов, которые зачастую абсолютно ничего не смыслили в искусстве и принимали во внимание только требования главной линии коммунистической партии. Естественно, в эту линию никакие рок-группы и уж тем более рок-фестивали не вписывались, поэтому организаторы этого недельного музыкального праздника были наказаны.

Однажды мир прогнется под нас

1980-е годы стали для «Машины времени» периодом триумфа. Москва и Ленинград (Санкт-Петербург) были в объятиях «машиномании». Ажиотаж на концертах можно было сравнить только с безумной популярностью The Beatles. Автобусам приходилось привозить музыкантов во Дворец спорта окольными путями, потому что здание атаковали тысячи поклонников. Восторженная толпа готова была задавить своих кумиров в объятиях.

А когда наконец-то была отменена идеологическая цензура, настало время подводить итоги двадцатилетнего пути «Машины времени». Фронтмен группы Андрей Макаревич опубликовал книгу «Все очень просто», на страницах которой откровенно рассказал о том, что пришлось вынести коллективу за это время.

Теперь у группы появилась возможность свободно выезжать на зарубежные гастроли, участвовать в фестивалях и радовать зрителей своими новыми композициями. Несмотря на все экономические тяготы 1990-х годов и общий упадок культуры, всегда оставалась на гребне популярности. За десять лет было выпущено 8 альбомов и песен, которые стали хитами вне времени и пространства, – «Костер», «Однажды мир прогнется под нас», «Она идет по жизни, смеясь», «Он был старше ее», «Мой друг», «За тех, кто в море», «Поворот», «Марионетки», «Синяя птица» и другие. Без участия группы Андрея Макаревича в те годы не обходился ни один значимый концерт и ни один фестиваль.

Все еще будет…

В новое тысячелетие вошла с новым клавишником – известным музыкантом Андреем Державиным. В истории группы начался очередной поиск свежих форм звучания, в частности, использование различных аудио-эффектов. Вместе с тем коллектив не прекращал гастролей и выпуск дисков.

В 2012 году бывший участник группы Максим Капитановский снял фильм «Таймашин», посвященный коллективу. Именно этим словом группу обозначали в советское время в черных списках идеологически ненадежных музыкальных коллективов. В этом же году группу покинул Евгений Маргулис, который на протяжении многих лет работал в «Машине времени». Музыкант решил полностью посвятить себя другому проекту. Вскоре его место в группе занял Игорь Хомич. Вот с такими изменениями команда «Машины времени» подошла к 45-летию в 2014 году, исполнив на юбилейном концерте свои нестареющие хиты.

ФАКТЫ

Появление в группе Сергея Кавагоэ (который был японцем по национальности) стало сильным толчком к развитию коллектива, ведь у него были две электрогитары, присланные родственниками из Японии. С их помощью музыканты извлекали звук, который ранее слышали только на фирменных пластинках.

Летом 2014 года Андрей Макаревич выступил в городе Святогорск Донецкой области перед детьми, которые были вынуждены оставить свои дома из-за вооруженного конфликта на Донбассе. Это событие вызвало шквал негодования в России, и концерты «Машины времени» в нескольких городах были отменены. В прессе появилась информация о расколе внутри коллектива в связи с позицией музыкантов относительно событий в Украине. Сами участники группы опровергли эти сообщения.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...