Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Величайшая катастрофа в истории: Тайпинское восстание в Китае. Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция

2. Тайпинское восстание

Причины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний, поставившего под угрозу правление цинской династии и продолжавшегося пятнадцать лет, представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, с новыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав. Приметы династийного кризиса, о котором речь шла выше и которые проявили себя в восстаниях рубежа XVIII-XIX вв., были усугублены последствиями интенсивного вовлечения китайского общества в мировые хозяйственные и культурные связи.

Возможно, наиболее значительные последствия, приведшие к росту народного недовольства, имело все более увеличивавшееся отрицательное сальдо Китая в торговле с западными державами, что в свою очередь было результатом огромного увеличения ввоза в страну опиума. На протяжении 1820-1840-х гг. в результате торговых операций китайская экономика получила около 10 млн. лянов серебра прибыли, в то время как вывезено его из Китая было примерно 60 млн. Это отразилось на рыночном соотношении серебра и медной разменной монеты. Так, если в начале XIX в. за один лян серебра давали 1 тыс. медных монет (туцзыр), то в начале 1840-х гг. - до 1500 монет. Последнее обстоятельство имело самое непосредственное отношение к проблеме налогового бремени. Как отмечалось выше, поземельный налог назначался в зависимости от количества и качества земли и исчислялся в граммах серебра. Непосредственная выплата производилась медной монетой в соответствии с реально складывающимся на рынке соотношением. Таким образом, реальное налоговое бремя, и в первую очередь на территории провинций Южного Китая, через которые и шла основная торговля с Западом, должно было увеличиться, и весьма существенно.

Второе обстоятельство, также связанное с иностранным вторжением и питавшее источники народного недовольства, состояло в перенесении основного объема торговли после первой «опиумной» войны в приморские провинции бассейна Янцзы. Это было результатом сопротивления, которое встретили иностранцы в Гуандуне, а также открытия для иностранной торговли целого ряда новых приморских городов. Товары, которые раньше приходилось транспортировать на юг, теперь было весьма удобно отправлять за границу, используя водную транспортную сеть бассейна Янцзы. Это лишило работы весьма значительную часть населения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. уже традиционно были связаны с перевозками товаров для иностранной торговли.

Таким образом, новые факторы, связанные с воздействием мирового рынка и капитализма, стали как бы частью традиционного механизма, действие которого приводило к обострению династийного кризиса и вспышке народного сопротивления.

К отмеченным обстоятельствам следует добавить и ряд других, носивших вполне традиционный характер. Народное недовольство вызвали последствия стихийных бедствий, обрушившихся на Китай в 40-е гг. XIX в. Плохое содержание ирригационных сооружений привело к тому, что в 1841 и 1843 гг. Хуанхэ прорвала дамбы, контролировавшие ее течение. Это вызвало затопление огромных территорий, в результате чего погибло около 1 млн. человек. В 1849 г. в провинциях нижнего течения Янцзы случился один из самых жестоких неурожаев в XIX в. Засуха, ураганы и нашествие сельскохозяйственных вредителей почти полностью Уничтожили посевы.

В условиях серьезного ухудшения положения значительные Массы сельских и городских низов могли принять участие в антиправительственных выступлениях. Кроме того, в провинциях Южного Китая, где, собственно, и началось восстание, были весьма сильны традиционные противоречия между двумя группами населения - пунти («коренные», или бэнъди на пекинском Диалекте) и хакка («пришлые», или кэцзя в нормативном чтении). Первые, организованные в могущественные клановые общины, занимавшие наиболее удобные для земледелия и плодородные земли долин, считали себя истинными хозяевами здешних мест. Хакка были потомками более поздних переселенцев, которым достались земли предгорий, более пригодные для выращивания батата, чем ведения поливного земледелия. Из их числа выходили арендаторы земель пунти. Помимо этого хакка как более поздним пришельцам чаще приходилось сталкиваться с местным некитайским населением и вести с ним борьбу за землю.

Хакка были весьма благодатной средой для пропаганды антиправительственных настроений. Неудовлетворенность своим положением, постоянное ощущение приниженного социального статуса заставили их винить в этом общественный порядок в целом, олицетворением которого являлась правящая маньчжурская династия. На Юге, в особенности в среде хакка, было много сторонников тайного общества «Небо и земля», занимавшегося антиманьчжурской пропагандой и призывавшего народ к свержению цинской династии и установлению китайского правления.

Неудивительно в связи с этим, что будущий руководитель Тайпинского восстания был родом из деревни хакка - Хун Сюцюань (1814-1864) родился в простой крестьянской семье в пров. Гуандун. Хун с детства испытывал склонность к учению. Когда мальчику исполнилось шесть лет, родители отдали его в деревенскую школу, которую он сумел успешно закончить, что удавалось очень немногим его сверстникам.

Семья Хун Сюцюаня, его родственники по клану, включая его самого, надеялись, что, выучившись, он сможет сдать экзамены на ученое звание, а затем начать и чиновничью карьеру. Таким образом, его юношеские устремления основывались на вполне лояльном отношении к существующему общественному порядку и, казалось, ничто не обещало, что жизнь и время сделают из него вождя одного из самых значительных народных восстаний в истории Китая. Однако преследовавшие Хун Сюцюаня неудачи во время экзаменов на получение первого ученого звания (шэньюанъ) повлияли на всю его дальнейшую жизнь.

В 1837 г. после очередного провала на экзаменах Хун, трагически переживавший случившееся, тяжело заболел. Он впал в нервную горячку, сопровождавшуюся бредом и галлюцинациями. Во время болезни ему явилось видение - старец, восседавший на троне и подающий ему меч, украшенный драгоценными камнями. Оправившись от болезни, будущий вождь восстания, пытаясь разобраться в посещавшем его видении, обратился к изучению переводов священных христианских книг, которые годом ранее он привез из Гуанчжоу. В результате их длительного и тщательного изучения Хун пришел к выводу, что явившийся ему старец есть Бог Отец, предназначивший его к исполнению Божьего Завета - освобождению людей и основания на земле Божьего Царства. Впоследствии Хун Сюцюань назвал свое государство Тайпин тяньго (Небесное государство великого благоденствия), откуда и пошло название восстания. Себя Хун Сюцюань считал младшим братом Иисуса Христа и будущим правителем Небесного Царства на земле.

Попытка обратить односельчан в новую веру, представлявшую из себя причудливое соединение христианских идей с китайской традицией, знатоком которой можно считать Хун Сюцюаня, не увенчались успехом, хотя он и нашел последователей среди некоторых родственников (так, приверженцем новых идей стал его двоюродный брат Хун Жэньгань) и верных друзей.

Стремясь расширить круг своих последователей, Хун Сюцюань переезжает в одну из деревень в соседней провинции Гуанси (уезд Гуйпин), где у него были родственники. В этом бедном горном районе, населенном бедняками-хакка и оторванными от сельской жизни рабочими-углежогами, число сторонников нового учения увеличилось. Здесь же им при поддержке ближайших друзей было основано «Общество поклонения Небесному Владыке», которое вскоре насчитывало до 2 тыс. человек.

Несмотря на преследования властей и временные неудачи, проповедь Хун Сюцюаня и его сподвижников привлекала все новых последователей. Из их среды вскоре и сформировалась группа будущих руководителей восстания. Среди них был энергичный и талантливый организатор Ян Сюцин (1817-1856). Будучи простым углежогом, он претендовал на признание того, что его устами с последователями движения говорит Сам Бог Отец (когда Ян Сюцин впадал в состояние, напоминавшее эпилептический припадок). Совсем юным примкнул к инсургентам Ши Дакай (1831-1863), происходивший из зажиточной семьи в Гуанси. Он привел в ряды повстанцев несколько сотен человек, являвшихся его родственниками по клану. Среди руководителей движения можно назвать также Вэй Чанхуэя, человека довольно состоятельного, семья которого принадлежала к шэньши. У каждого из них были свои причины решиться на участие в деле, которое могло кончиться гибелью.

Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников собраться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв откликнулись примерно 20-30 тыс. человек - мужчины, женщины, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами.

Уже на ранней стадии восстания сторонники Хун Сюцюаня стремились реализовать некоторые важнейшие принципы его учения. Одним из них было положение об изначальном равенстве всех людей. В этом сказалось влияние как христианских идей, так и китайской традиции, связанной с историей религиозных сект и тайных обществ. Как мы видели ранее, принцип изначального равенства всех созданий Божьих исповедовался и последователями религиозных сект, в основе верований которых лежали в первую очередь буддийские принципы. Сторонники Хун Сюцюаня попытались воплотить эти верования в некоторых общественных институтах. Одним из наиболее важных нововведений у восставших стали общественные кладовые, куда последователи движения должны были отдавать все имущество, превышающее минимум, необходимый для самой простой жизни. Сюда впоследствии передавалось также захваченное повстанцами в ходе гражданской войны.

Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак будет разрешено после победы народной войны. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и наркотиков; а также азартные игры. В знак непризнания власти маньчжурской династии тайпины отрезали косу и носили распущенные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правительственных источниках их часто называли «длинноволосыми».

Социальный состав восставших был разнородным - это было в полном смысле народное движение, собравшее под свои знамена людей разного общественного положения и различных национальностей. В его рядах были земледельцы-хакка, а также те, кто принадлежал к местным кланам, рабочие-углежоги и шахтеры, занятые на разработках в горных районах Гуанси, бедняки и состоятельные люди, выходцы из семей шэньши, ханьцы и представители местных народов, в первую очередь чжуан, и др. Но, разумеется, основную массу составляли те, кого можно отнести к низам тогдашнего китайского общества, - его маргиналы и даже люмпены.

Тем не менее из этой крайне разнородной массы людей, увидевших в движении тайпинов путь к иной, более достойной жизни, его руководителям удалось создать вполне дисциплинированное и боеспособное войско. Уже летом и осенью 1850 г. повстанцам пришлось неоднократно вступать в военные действия с отрядами деревенской самообороны, которые по приказанию местного начальства направлялись на подавление начавшейся смуты. Выступления, организованные местными могущественными кланами, были отражены восставшими.

Число сторонников движения росло, ему становилось тесно в отдаленном, богом забытом районе Гуанси. В январе 1851 г. было официально объявлено о начале восстания и образовании Небесного государства великого благоденствия, а также об основной цели восставших - свержении установившегося общественного порядка, воплощением которого в глазах тайпинов была правящая маньчжурская династия.

Казалось, что инсургенты стремятся полностью искоренить все, что имело хоть какое-то отношение к китайской культуре и исторической традиции, и утвердить на их месте совершенно другие, западные, ценности. Они расправлялись со всеми, кто так или иначе был связан со службой правящей династии. Беспощадно уничтожались все члены семей, в домашнем скарбе которых были найдены хотя бы отдельные предметы церемониальной одежды чиновника. Руководители движения объявили об отказе от традиционной системы экзаменов и набора посредством нее кандидатов на государственную службу. Они выступали против традиционных китайских религиозных «трех учений», назвав их ересью, безжалостно уничтожая при этом культовые сооружения и изваяния святых, дорогие сердцу не только книжника-чиновника, но и простого человека. На место всего этого они выдвинули христианство в интерпретации Хун Сюцюаня как единственно верное учение.

Однако движение тайпинов не означало полного разрыва с прошлым. Уже в самом названии тайпинского государства (Тайпин таньго - Небесное государство великого благоденствия) обнаруживается сочетание христианских влияний с вполне традиционными представлениями. «Небесное государство» - эту первую часть названия, скорее, можно отнести к влиянию западных религиозных концепций. Хотя для тайпинов Бог - это «тянь-чжу» (Хозяин Неба), т.е. Бог Отец по библейской традиции. В сознании простого китайца он вполне мог совмещаться с привычным представлением о Небе, которое также способно к творению, но это принципиально иной акт, нежели тот, который лежит в основе христианских учений.

Явное воздействие традиционных китайских представлений мы находим во второй части названия государства, созданного тайпинами, - «великое благоденствие». Именно этот термин встречаем в древнем трактате «Чжоу ли» (Ритуал Чжоу). Именно оттуда главным образом были почерпнуты Хун Сюцюанем основные идеи, связанные с принципами государственного и общественного строя, который инсургенты были призваны утвердить в своем государстве.

Думается, что ничего принципиально нового не было и в обращении к иностранному религиозному учению, в данном случае христианству. Достаточно вспомнить, что идеология религиозных сект восприняла ряд положений буддизма, китайцам был известен и ислам, хотя родина этих учений далеко от Китая. Да и само христианство не являлось совершенно новым и неизвестным китайцам учением. Несмотря на гонения в XVIII в., христиане существовали в цинской державе. Шокирующей была та жесткость в религиозной пропаганде и действиях, которой отличались тайпины. Впоследствии это сослужило им плохую службу, оттолкнув их потенциальных последователей из числа простых китайцев или шэньши, готовых откликнуться на призыв к возрождению китайской государственности, но неспособных отказаться от традиционной китайской учености, постижение которой составляло смысл их существования.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850-1853 гг. Это было время, когда восставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в дальнейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853-1856 гг. В этот период инсургентам удалось не только создать вполне стабильное государственное образование на территории нескольких приморских провинций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве реальной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяжелой борьбе. 1856-1864 гг. - последний этап в тайпинской истории, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основных участников тайпинской драмы.

Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в северной Гуанси - Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тайпинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинскими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай - Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вождем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветствовать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жизни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант которого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина.

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регулярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Неудачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длительную осаду, однако наступление на Учан - столицу Хубэя - завершилось захватом этого важнейшего политического и военного центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона человек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янцзы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстояло сделать серьезный выбор - решить, куда двигаться дальше. Можно было продолжить наступление на север с целью захвата столицы и свержения маньчжурской власти. Избери тайпины этот вариант, им, возможно, удалось бы сбросить цинское владычество, поскольку в этот момент центральное правительство не располагало сколько-нибудь значительными силами между Учаном и Пекином, способными остановить инсургентов.

Однако было принято другое решение - повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и превратить его в столицу тайпинского государства. За этим решением стояли опасения повстанцев, бывших южан, слишком далеко уходить на север, который представлялся им незнакомым и чуждым. Не последнюю роль сыграли также воспоминания о том, что победитель монгольской династии Юань Чжу Юаньчжан также сначала столицей своего государства сделал именно Нанкин.

В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нанкин. С этого времени город оставался столицей Небесного государства вплоть до его падения в 1864 г.

Сделав своей базой провинции центрально-южного Китая, расположенные главным образом в бассейне нижнего течения Янцзы, восставшие не отказались полностью от идеи подчинения Северного Китая. Уже весной 1853 г. ими была организована первая экспедиция для завоевания Пекина. Несмотря на то что войсками командовал один из наиболее талантливых тайпинских военачальников, поход закончился неудачей, главным образом из-за недостаточного количества сил. К октябрю того же года армии, численность которой сократилась до 20 тыс. человек, удалось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь немногочисленные силы, лишенные к тому же осадной артиллерии, не смогли. Посланный в начале 1854 г. на помощь второй отряд, насчитывавший приблизительно 40 тыс. человек, не смог поправить дело. Оправившись к этому времени от первых поражений, цинские войска после нескольких месяцев упорных боев разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены. Таким образом, тайпины как минимум дважды упустили реальный шанс положить конец маньчжурскому правлению и объединить Китай под властью Небесного вана.

Вначале правительственные силы были слишком слабы и постоянно терпели поражения от восставших. Опасаясь вступить с тайпинами в решающее сражение, цинские армии следовали за ними на почтительном расстоянии. После того как тайпины осели в Нанкине, правительственные войска создали два укрепленных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению, которое должно было привести к перелому в военных действиях. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех районах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия. Первыми такими соединениями были отряды «хунаньских молодцов», сформированные по разрешению цинского правительства видным чиновником хунаньского происхождения Цзэн Гофанем (1811-1872). Первые победы над тайпинами принадлежали именной хунаньской армии.

Создание китайских армий, находившихся под контролем именно китайских, а не маньчжурских военачальников, означало очень многое с точки зрения будущности тайпинского государства. Местная китайская элита, представленная могущественными кланами и связанным с ними чиновничеством, предпочла оказать поддержку маньчжурской династии, а не тайпинам, разрыв которых с общественными устоями конфуцианской государственности, как: мы уже говорили, оказался слишком радикальным.

Складывание региональных военных формирований, находившихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая последствие: тем самым были заложены ростки явления, которое в китаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом». Суть его состояла в том, что ослабленная развивавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внешними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контроля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе многочисленные вооруженные формирования, созданные первоначально для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону - «региональными милитаристами» были не маньчжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к социальному самоутверждению, и маньчжурская правящая группа, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынуждена была с этим смириться.

Между тем, превратившись во властителей Нанкина и территории площадью примерно 50 на 100 км вокруг него, тайпинские правители все более утрачивали облик аскетических руководителей народного движения. Содержание кладовых использовалось для строительства роскошных дворцов, содержания многочисленной челяди и гаремов. Уравнительные принципы, не забытые окончательно, были оставлены исключительно для подданных.

Именно в Нанкине, положение в котором прочно контролировалось тайпинской администрацией и армией, повстанцы на практике попытались реализовать свое видение общества «всеобщей гармонии». Городское население делилось на мужскую и женскую общины, отношения между которыми были ограничены; последние в свою очередь делились на объединения по профессиональному признаку. Ткачи изготавливали ткани, женщины-швеи шили из них одежду, оружейники делали доспехи и мечи, а гончары - посуду для дворцов тайпинских правителей. Деньги в этом царстве уравнительного коммунизма были отменены, и каждый мог, по крайней мере, рассчитывать, что его нужды будут удовлетворены из общественных кладовых. Однако эта система, введенная в практику общественной жизни в Нанкине, просуществовала недолго и была отменена в результате протестов И недовольства горожан.

За этими мерами, принятыми тайпинами, стояло не только стремление на практике осуществить идеи примитивного социализма, весьма распространенные в традиционных обществах различных типов и питавшиеся идеологией сельских и городских низов, но и желание утвердить модель восточного деспотизма в ее наиболее чистом виде - так, как она была описана в древних трактатах.

Этой же цели была подчинена и программа преобразований в сельских районах, так никогда и не осуществленная в жизни. Ее основные положения сформулированы в сочинении «Земельная система Небесной династии», автором которого был сам Хун Сюцюань. Эта система основывалась на уравнительном распределении земли между общинами, которые одновременно являлись религиозными и низшими военными объединениями. Их члены совместно отправляли культы, связанные с христианским учением, интерпретированным и преобразованным Хун Сюцюанем. Каждая из таких общин выделяла мужчин боеспособного возраста для службы в армии. Все, что превышало минимум необходимых потребностей, подлежало сдаче в государственные хранилища. В этом проявилось стремление Хун Сюцюаня утвердить образец восточного деспотизма в его наиболее классическом виде. Аграрная программа Хун Сюцюаня не была направлена на ликвидацию крупного землевладения. Ее цель состояла в экспроприации земли всех землевладельцев в пользу государства. Вряд ли можно было ожидать, что деревня (может быть, за исключением наиболее обездоленных ее жителей) охотно откликнется на выдвижение программы такого рода.

Тем не менее практическое проведение политики тайпинской администрации в жизнь в перешедших под ее контроль сельских районах говорило о ее определенных социальных ориентациях. В сущности, тайпины не приняли практических мер, которые можно было бы интерпретировать как стремление изменить характер аграрного строя. Правда, они пытались, сократить арендную плату в случае неурожая или стихийных бедствий. Впрочем, все это входило в традиционный перечень мер, которые должна была осуществлять любая династия, стремившаяся управлять в соответствии с принципами дао и дэ.

В целом, однако, вплоть до осени 1856 г. положение в тайпинском лагере оставалось стабильным. Тайпинам удалось удерживать весьма значительную территорию, имевшую стратегическое значение, и не только успешно отбивать атаки, но и наносить поражения правительственным войскам и отрядам местных военных предводителей, выступивших на стороне цинского правительства.

Тайпинское государство было резко ослаблено внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856 г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве. Действующими лицами сентябрьских событий были все основные руководители тайпинского государства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев. Прежде всего это была борьба между Небесным ваном Хун Сюцюанем и его наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко времени занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политического и военного контроля в своих руках.

После превращения Нанкина в тайпинскую столицу отношения между ними стали резко ухудшаться, начало чему было положено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает Сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить».

В начале лета 1856 г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию Ян Сюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы Хун Сюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому Хун Сюцюаню.

Ян Сюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым и почитаемым предводителем восстания. Об истинных причинах сентябрьских событий 1856 г. можно строить предположения, внешне же их канва выглядит следующим образом.

На рассвете 2 сентября 1856 г. части, верные Северному вану Вэй Чанхуэю, ворвались в резиденцию Яна и безжалостно уничтожили всех, кто там находился, включая и самого Ян Сюцина. Через несколько дней после этого был издан эдикт от имени Хун Сюцюаня, в котором Вэй Чанхуэй подвергался осуждению за происшедшее, более того, он был приговорен к публичному наказанию палками во дворце верховного правителя тайпинов. Уцелевшие сторонники Ян Сюцина, которых в Нанкине насчитывалось несколько тысяч человек и которые, несомненно, представляли опасность для участников заговора, желая быть свидетелями унижения своего врага, без оружия собрались в указанном месте. Но здесь они были окружены бойцами Вэй Чанхуэя и безжалостно и хладнокровно уничтожены.

Узнав о случившемся, Ши Дакай, находившийся в это время на войне, снял войска с передовых позиций и в октябре объявился у стен Нанкина. Происшедшее вызвало его крайнее осуждение, которое он и не пытался скрывать. Вэй готовил расправу и над Ши Дакаем, надеясь таким образом избавиться от основных соперников в борьбе за главную роль в тайпинской державе.

Ши Дакаю чудом удалось избежать смерти. Получив сообщение о готовящейся расправе над ним, он бежал из города. По одним сведениям, его верные люди помогли ему спуститься с городской стены по веревке, по другим - телохранители вынесли его за пределы Нанкина в корзине, в которой обычно зеленщики доставляли в город овощи. Тогда по распоряжению Вэя была совершена расправа над членами семьи Ши Дакая, оставшимися в городе.

Однако победа Вэй Чанхуэя была непродолжительной. Через месяц по требованию Ши Дакая и других многочисленных руководителей тайпинов он был лишен жизни вместе с несколькими сотнями своих приверженцев. Ши Дакай с триумфом вернулся в Нанкин.

Не совсем ясна роль, которую в этих событиях играл Хун Сюцюань. Скорее всего, он являлся участником заговора, направленного против Яна, но впоследствии стал опасаться чрезмерного усиления власти того, кто, выполняя его волю, расправился с Восточным ваном. Тем не менее устранение Вэй Чанхуэя, а которого и была возложена вся ответственность за трагические события, помогло ему сохранить ореол верховного правителя, чрезмерным доверием которого воспользовались враждебно настроенные приближенные.

Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составлявшие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек.

Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском руководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою безопасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными приверженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный поход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в богатой провинции Сычуань.

События осени 1856 г. нанесли тайпинскому движению удар, от которого оно по-настоящему так и не смогло оправиться. Однако, несмотря на это, тайпины продолжали оказывать упорное сопротивление, отстаивая территорию своего государства еще почти 10 лет. За это время выдвинулись новые талантливые руководители и государственные деятели, которые вынашивали проекты реформ, способных изменить облик традиционного китайского общества, сделав его более современным.

Одним из наиболее выдающихся руководителей тайпинского государства на этапе его поздней истории стал Ли Сючэн (1824- 1864), с именем которого связано немало удачных военных операций. С проектом реформ, выдержанных в духе западных влияний, в 60-е гг. выступил двоюродный брат Хун Сюцюаня Хун Жэньгань (1822-1864), ставший последователем его идей еще в 40-е гг. Впоследствии, спасаясь от преследований, он вынужден был укрыться в Гонконге. Хун Жэньгань предлагал ввести в Китае современные средства связи, выступал за строительство железных дорог, развитие банков, промышленности, торговли.

Между тем силы, боровшиеся против тайпинов, все увеличивались. Главное бремя гражданской войны несли на себе региональные вооруженные формирования, значение которых все более росло. Под командованием Ли Хунчжана (1823-1901), служившего несколько лет в армии «хунаньских молодцов» Цзэн Гофаня, в начале 60-х гг. образуется Хуайская армия. В нанесении решающих ударов по тайпинам принял участие Цзо Цзунтан (1812-1885), возглавивший действовавшую против них армию в пров. Чжэцзян.

Эти армии, вооруженные и обученные на европейский манер, далеко превосходили тайпинские войска по оснащенности, но уступали им в боевом духе. С начала 60-х гг. иностранцы, отказавшись от политики нейтралитета, которого они придерживались с начала восстания, также начинают вмешиваться в военные действия, выступая на стороне пекинского правительства. С их точки зрения, тайпины, отказавшиеся подтвердить положения Нанкинского договора 1842 г., являлись менее удобными партнерами, чем маньчжурское правительство. На стороне маньчжуров воевали отряды европейских наемников. Позднее были созданы специальные подразделения, в которых иностранцам была отведена роль офицерского корпуса, рядовыми же бойцами были китайцы.

В 1862 г. Щи Дакай, стремясь превратить в новую базу тайпинского движения пров. Сычуань, был блокирован на берегах горной реки Дадухэ превосходящими силами противника. Положившись на обещание, данное цинским командованием, в случае добровольной сдачи сохранить его бойцам и ему самому жизнь, он сдался на милость победителей. Однако слова они не сдержали. Рядовые бойцы были преданы мечу, а сам Ши Дакай перевезен в Чэнду и там казнен.

В начале 1864 г. столица Небесного государства была подвергнута блокаде правительственными войсками. Весной подвоз продовольствия в город прекратился, стала реальной угроза голода.

Хун Сюцюань, глубоко уверенный в том, что вмешательство Божественных сил поможет его державе преодолеть все испытания, отказался обсуждать, возможно, разумные предложения о прорыве блокады и уходе на юг, откуда и началось само движение.

К лету 1864 г. стало очевидным, что помощи ждать неоткуда. Видимо, приняв яд, 1 июня 1864 г. Хун Сюцюань скончался, а в конце июля начался решающий штурм столицы Небесного государства. Сигналом к штурму города был подрыв неприятелем части мощных оборонительных стен, окружавших Нанкин. Пятнадцатилетний сын Хуна, коронованный в качестве Небесного вана, несмотря на помощь опытных и верных советников, был бессилен что-либо сделать.

Тем не менее юному правителю в окружении небольшой группы наиболее преданных и близких сановников (в нее входили Ли Сючэн и Хун Жэньган) вместе с вооруженным отрядом удалось вырваться из Нанкина, где последние защитники тайпинского государства вступили в уличные бои с войсками цинского правительства. Они сражались до последнего человека.

В октябре Небесный ван был захвачен и казнен (Ли Сючэн попал в плен и был предан смерти еще ранее). Но разрозненные тайпинские отряды продолжали сопротивление и после гибели своих предводителей. Одни из них боролись на севере, на территории провинций Аньхуэй и Шаньдун, другие - оказывали сопротивление на юге. Одна из групп тайпинов под давлением правительственных войск даже перешла границу с Вьетнамом и впоследствии приняла участие в событиях франко-китайской войны 1884-1885 гг.

Последствия Тайпинского восстания были поистине трагичны. Обширные районы страны обезлюдели и лежали в руинах. За время гражданской войны по разным оценкам погибло 15-20 млн. человек.

Имели ли тайпины шансы одержать победу в борьбе и если да, то как могла "повлиять их победа на дальнейший ход китайской истории? Думается, что такой шанс у них был, достаточно сослаться на пример, связанный с историей прихода к власти минской династии. И сами факты истории тайпинского государства убеждают, что в 1856 г. правление цинской династии едва удерживало власть. С другой стороны, некоторые обстоятельства заставляют усомниться в том, что в случае прихода к власти тайпинам удалось бы удержать ее надолго. Слишком радикальным был вызов, брошенный ими устоям китайской государственности и культуры, что сделало их врагами и шэньши, недовольных правлением маньчжурской династии, и простых крестьян, которые не хотели отказываться от привычных верований предков. Тем не менее победа тайпинского дела означала бы не что иное, как восстановление, правда, в иной форме, но все-таки традиционной китайской деспотии.

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Восстание Вечером 10 июля 1917 г. линкор кайзеровского флота Фридрих Великий снялся с якоря и вышел из Кильской бухты курсом норд-ост в Балтийское море. Около 22 часов на палубах раздались резкие сигналы боевой тревоги: «Корабль к бою приготовить!» Матросы и кочегары

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

3. Первые месяцы германской революции. Борьба спартаковцев против социал-демократов большинства. Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Созыв Национального собрания. Его партийный состав. Восстание спартаковцев. Второе восстание спартаковцев в Берлине. Убийство Карла

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Восстание!!! Вот мы и добрались до сути нашего повествования. На долгом необходимом пути увидев массу событий, героев, тайн и интриг. Чтобы ощутить дух эпохи, коснуться связей и страстей и въехать в нее.В Москве произошло восстание против Великого князя Дмитрия. Он

Из книги Древний Рим. Взлет и падение империи автора Бейкер Саймон

IV ВОССТАНИЕ В юго-восточной оконечности римского Форума и по сей день возвышается триумфальная арка римского императора Тита. По углам арки вздымаются ионические колоны с пышными коринфскими капителями, соединенные массивной, удивительной красоты балкой. Считается,

автора Вяземский Юрий Павлович

Восстание Вопрос 3.1Многие предупреждали Кондратия Рылеева, что декабрьское восстание закончится неудачей.Что он на это отвечал? И как одним словом сформулировал тактику революций?Вопрос 3.2Рылеев вместе с Бестужевым ходили по ночному Петербургу и убеждали часовых, что

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Восстание Ответ 3.1«Тактика революций заключается в одном слове: дерзай, и ежели это будет несчастливо, мы своей неудачей научим других», - отвечал Кондратий Федорович.Ответ 3.2Рылеев с Бестужевым утверждали, что в завещании покойного царя были обещаны (1) освобождение

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Восстание 1572 г. 1567-1571 годы для Нидерландов были периодом жестокой реакции, направляемой герцогом Альбой. В 1571 . г. . он ввел алькабалу. Хозяйственная жизнь Нидерландов оказалась дезорганизованной: расторгались сделки, закрывались мануфактуры, лавки, терпели банкротство

автора Дубнов Семен Маркович

58. Восстание Авесалома Предсказание пророка, что беда поднимется на Давида из собственной его семьи, исполнилось. У царя было много сыновей и дочерей от разных жен. Старший царевич Амнон, считавший себя наследником престола, был человек страстный и необузданный. Однажды

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

48. Восстание Бар-Кохбы В то время, когда в Палестине шли приготовления к восстанию, появился человек, который сделался начальником восставшего народа. То был Симон бар-Козиба (уроженец Козибы), прозванный Бар-Кохбой («Сын Звезды»), храбрый воин, отличавшийся богатырской

Из книги Карфаген должен быть разрушен автора Майлз Ричард

Восстание Среди этих несчастных людей был и беглый раб из Кампании по имени Спендий. Он-то и подстрекал мятежников не мириться с карфагенянами. Немало и других наемников опасались того, что конфликт разрешится мирно, но по иным причинам. Матос, ливиец, один из главных

Из книги Между двумя гражданскими войнами (656-696) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Восстание 378 г. Готы, поселенные в Мезии, некоторое время оставались спокойными. Но продажность и насилия римских чиновников заставили их взяться за оружие. Они начали опустошать Фракию. Валент, понимая, что ему одному не справиться с готами, вызвал из Галлии Грациана,

Из книги Из жизни императрицы Цыси. 1835–1908 автора Семанов Владимир Иванович

ЦЫСИ И ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ Разумеется, жертвами Цыси в 1861-м и следующих годах оказались не только придворные, но прежде всего простые люди. «Первым ее делом было усмирение восстания тайпингов», - писал французский миссионер А. Кольдр, и его как бы поддерживает Чжоу

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Восстание Тем временем те дворяне, которые продолжали вдохновляться идеями Александра I о конституционном порядке и правлении закона, постепенно отходили на задний план. В офицерских столовых русской армии и в масонских ложах столичных городов воцарились возмущение и

Самая большая война.

Тайпинское восстание в Китае. О Второй мировой войне знают все, в ней по разным данным погибло 50 - 60 миллионов человек. Но лишь немногие знают, что в истории человечества были события с числом жертв, превышающим эту цифру в два раза!

Других примеров такой массовой гибели людей нет. Речь идет о Тайпинском восстании - крупнейшей крестьянской войне в Китае под руководством Хун Сю-цюаня, Ян Сю-Цина и др. против династии Цин.
Демографические предпосылки

В Китае с начала первого века нашей эры велись записи о количестве подданных китайских императоров. Поэтому демографическая история Китая стала основой для изучения механизмов естественного прироста и искусственного регулирования численности народонаселения. Если рассматривать динамику народонаселения в масштабе столетий, то более заметна становится циклическая составляющая, то есть повторяющиеся этапы роста населения, которые сменяются периодами стагнации и затем резкими спадами.
Как устроены эти циклы? Первая фаза - это фаза разрухи, когда много пустой заброшенной земли, а народу мало. Начинается восстановление, происходит нормальный демографический рост, может быть даже ускоренный. Распахиваются заброшенные поля, восстанавливается демографический потенциал, страна вступает из фазы разрухи в фазу восстановления. Постепенно эта фаза сменяется фазой стабильности, когда устанавливается условное, конечно, равновесие между демографическим потенциалом и земельным потенциалом. Но население при этом продолжает расти. Период стабильности сменяется фазой кризиса, когда рождаемость нельзя уже остановить, а земли становится все меньше и меньше. Земля дробится. Если в начале цикла на данном участке была одна крестьянская семья, то при вступлении в фазу кризиса на этом участке может быть до четырех-пяти семей.
демографический рост остановить очень трудно. В принципе, китайцы применяли средства по нынешним временам неприемлемые. Были широко распространенны, например, убийства новорожденных девочек. И это были не единичные явления. Скажем, по последнему цинскому циклу есть данные исторической демографической статистики, там выясняется, что уже в предпоследней фазе цикла на десять зарегистрированных мальчиков приходится пять зарегистрированных девочек, а к концу цикла накануне политико-демографического коллапса там на десять мальчиков приходится две-три девочки. То есть, получается, убивали 80% новорожденных девочек. В китайской терминологии был даже специальный термин «голые ветки» - мужчины, которые не имеют шансов завести себе семью. Они представляли собой реальную проблему и реальный материал для последующего взрыва.
Ситуация в целом выглядит следующим образом: первая перепись второго года нашей эры зарегистрировала 59 миллионов налогоплательщиков. Но вторая точка данных, которая у нас есть, это 59 год - 20 миллионов человек. Это показывает, что между 2-м и 59-м годами прошел политико-демографический коллапс, очень хорошо описанный в источниках. Характерная черта фазы, что распахивается все, что может быть распахано. Это значит, что распахиваются, в том числе, и не очень хорошие для земледелия участки вдоль по течению реки Хуанхэ. Это значит, что растет эрозия почв, вырубаются леса, русло Хуанхэ поднимается и поднимается все больше и больше. Вдоль Хуанхэ строятся дамбы, и они становятся все выше и выше. Но при этом, чем ближе к фазе коллапса, тем меньше средств в распоряжении у государства. А для поддержания дамб требуется все больше и больше средств, и река Хуанхэ уже течет над Великой китайской равниной. И тогда происходит прорыв дамбы. Один из самых катастрофических прорывов произошел в 1332 году. В результате его и свирепствовавшей в последующие годы “Черной смерти” (чумы) погибло 7 млн. человек.
В результате к концу ХI века население Китая превышает сто миллионов человек. И в дальнейшем, если 50 миллионов человек для первого тысячелетия нашей эры - это потолок, то во втором тысячелетии - это становится полом, ниже 60 миллионов население уже никогда не опускалось. Накануне тайпинского восстания население Китая перевалило за 400 миллионов. В 1851 году 40% населения Земли жило в Китае. Сейчас значительно меньше.

Начало войн.


С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало «опиумным войнам» Суть их в том что Великобритания начала продавать в Китай опиум и нервно реагировала на попытки китайского правительства запретить его импорт. Нервозность эта была связана с тем, что наркоторговля составляла тогда значительную часть бюджета Великобритании.
Феодальная армия Китая не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.
В августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли четыре китайских порта. К Англии отошел остров Гонконг. Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать Китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. Важным следствием “опиумных” войн явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию, названному впоследствии - тайпинским.


Во время Тайпинского восстания или точнее Великой крестьянской войны на территории Китая полыхало целых четыре войны. Это произошло в 1850 - 1864 годы. Это та самая фаза демографического цикла, когда образуется избыточное население, которому уже нет места, еды, работы в деревнях. Люди уходят в горно-добывающую промышленность, в торговлю, уходят в города, а когда и там уже нет ни еды, ни работы, начинается процесс, который происходит в конце каждого цикла - начинается фаза катастрофы. С каждым годом число недовольных росло. И как это традиционно было в истории, недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.
Одним из них было “Общество поклонения небесному владыке”, основанное на юге Китая Хун Сю-цюанем. Происходил он из крестьянской семьи, при этом готовился к чиновничьей карьере, но несмотря на неоднократные попытки не смог сдать экзамен. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии. Сам Хун Сю-цюань рассказывал что однажды ему приснился сон: он находится на небе, и Господь показывает ему другого приятно выглядящего мужчину и говорит: «Это мой сын и твой брат. .» И общий смысл такой, что «мир находится во власти сил мрака, и тебе поручается миссия освободить мир от этих сил». В основе основанного им учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за пост- роение небесного царства на земле. Число приверженцев учения постоянно росло и к концу сороковых годов ХIХ в. “Общество поклонения небесному владыке” насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиознополитическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.
Местные власти ничего не могли с ними поделать, не по могла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия», «Тайпин тянь-го»). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами.
Весной 1852 года тайпины начали победоносное наступление на север. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.
Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. При взятии Нанкина погиб 1 миллион человек. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.
В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории. По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности. После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады. Та- кой принцип уравнительности тайпины стремились проводить и в городах. Ремесленники должны были сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие. В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сюцюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии даже существовало несколько десятков женских отрядов.

И падение


Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не шло на союз с другими обществами, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В- третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.
Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска. Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.
К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство. Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов. Их руководители поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать.
Воспользовавшись ослаблением повстанческого лагеря в 1856-58 гг. войска цинской династии отбили у тайпинов многие важные опорные пункты и значительную территорию. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858-го, после того как тайпинские войска одержали две крупные победы над врагом. В 1860-м тайпины нанесли ряд сокрушительных поражений противнику и захватили южную часть провинции Цзянсу. К концу 1861 - го они заняли также большую часть провинции Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин. с февраля 1862-го года в военных действиях против тайпинов стали активно участвовать Великобритания и Франция, которые в связи с получением новых привилегий от цинского правительства оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров и в скорейшем подавлении Тайпинского восстания.
К середине 1863 года повстанцы лишились всей ранее завоеванной ими территории на северном берегу р. Янцзы, большей части территории Чжэцзяна и важных позиций в южном Цзянсу. Их столица Нанкин была плотно блокирована врагом, и все попытки тайпинов деблокировать ее потерпели неудачу. В ожесточенных боях тайпины потеряли по- чти все свои опорные пункты, а их основные военные силы были разгромлены цинскими войсками. С захватом в июле 1864-го Нанкина перестало существовать и тайпинское государство. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством.
И хотя остатки тайпинской армии некоторое время продолжали борьбу, дни их существования были сочтены.

В заключение..


Но сама война была не единственной причиной человеческих жертв. Главными причинами были голод, разруха и стихийные бедствия, с которыми государство, ослабленное бесконечными войнами, не могло справиться. История с наводнением 1332 года повторилась в I887году. Дамбы, поднимающиеся над Хуанхэ, не выдержали, смыло почти всю Великую китайскую равнину. Было затоплено 11 городов и 300 деревень. По разным данным, наводнение унесло жизни от 900 тыс. человек, до 6 млн.
А еще десятки миллионов крестьянских хозяйств урожай не собрали, есть им было нечего, толпы беженцев бежали в города. Начинаются эпидемии. Идет то, что называется политико-демографической катастрофой. И в результате всех этих страшных событий - наводнений, войн, голода и эпидемий - погибло 118 миллионов человек.
И хотя многие историки мо гут не согласиться со столь страшными цифрами, и назовут их максимально возможными, никто, я думаю, не будет спорить что количество жертв в результате описанных выше событий было сопоставимо с жертвами, понесенными во Второй мировой войне.
Л. Кольцов. Журнал "Открытия и гипотезы"

Тайпинское восстание 1850-1864, крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностр. колонизаторов. Причинами восстания явились усиление феодальной эксплуатации, налогового бремени и агрессия капиталистич. держав, обусловившие крайнее обострение кризиса кит. феод, общества. Т. в. вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религ. «Общество поклонения богу» (Байшандихой), к-рое проповедовало идею создания «небесного гос-ва великого благоденствия» - Тайпин тяньго (отсюда название восстания). К нояб. 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай и др. собрали 20-тыс. войско и начали воен. действия против правительств, войск под лозунгом борьбы за равенство. 27 авг. 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом провинции Гуанси Юнъань и объявили о создании своего «небесного гос-ва», призванного служить интересам угнетённых слоев феод, об-ва. В апр. 1852 тайшшы разгромили 13-тыс. армию кантонского ген. У Лань-тая, двинулись на С. и вышли в долину Янцзы, где собрали огромную флотилию из неск. тыс. джонок. Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Они изучали опыт древних китайских полководцев, издавали книги по стратегии и воен. уставы. Однако гл. источником силы их армии были революц. идеи, за к-рые они сражались, поддержка армии трудовым народом. В янв. 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончат, свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить маньчжур, войска на С. страны и взять Пекин. Однако руководители Т. в. промедлили с походом на С. и выделили для него незначит. силы, в результате поход закончился неудачно. Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайнинское руководство обнародовало свою программу, названную «Земельной системой небесной династии», к-рая должна была стать своеобр. конституцией тайнинского гос-ва. В соответствии с принципами утопич. «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов кит. общества в сфере производства и потребления. «Земельная система» определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и др. стороны жизни. В основу гос. устройства был положен монархич. принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. В период 1853-56 гос-во тайпинов расширялось за счёт земель в сродней течении Янцзы. Однако с 1856 власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства тайпинов произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате к-рой был предательски убит фактич. вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд др. порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в 1857 перешли к активным действиям. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражд. войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины отстаивают суверенитет и независимость Китая, они начали против них открытую интервенцию, ускорившую внутр. разложение их гос. власти. Для тайпинов началась полоса воен. неудач, закончившихся в 1864 занятием Нанкина маньчжурами. Т. в. было подавлено силами капиталистич. реакции и китайскими феодалами.

Середина девятнадцатого века стала для Китая переломным временем, ознаменованным переходом от феодального государства преимущественно с развитым сельским хозяйством к торговым отношениям, как внутри страны, так и между мировыми державами, что способствовало экономическому развитию страны и ее становлению в мировом экономическом сообществе. Но до этого населению Китая пришлось нелегко.

Династия Цинов, правящая в том времени , не желала перемен, вся ее политика основывалась на применении устоявшихся норм и законов, так называемом консерватизме. Предпосылок к либерализму и изменениям внутренней и внешней жизни страны не предполагались.

Следствием бездействия властей стали многолетние восстания , повлекшие за собой множество смертей и разрушений. Масло в огонь подливало и участие иностранных государств во внутреннем социальном и экономическом кризисе страны.

В середине девятнадцатого века многие азиатские страны уже усилено вели как внешнюю, так и внутреннюю торговлю, не препятствуя нахождению иностранных торговцев на территории своих стран, предоставляя и места для осуществления деятельности и проживания.

Тогда как, Китай считал иностранцев – вражеской силой , опасным явлением разрушения и препятствовал вхождению мировых держав за границы своей страны. Тем самым, внешняя торговля не развивалось, и как следствие, развитие экономики Китай не получал, показатели уровня жизни населения падали, уровень нищеты и недовольства среди населения рос. Китай в девятнадцатом веке насчитывал население численностью уже более трехсот миллионов человек.

Китайцы для развития внешнеторговых отношений открыли только портовые зоны без права заселения или предоставления гостиничных номеров и место реализации товара. Поэтому многим иностранцам приходилось во время торговли располагаться на припортовых кораблях и довольствоваться малой долей сектора китайской торговли.

Одной такой портовой зоной стала провинция Гуандун. Из основных торгующих стран с Китаем на тот момент стали Англия и Россия. Англия закупала у Китая шёлк и чай, а Россия – фарфор . Расплачивались иностранцы за китайские товары серебром. Это было невыгодно ни британским, ни русских купцам.

Наилучшим вариантом для них являлось торговля обменом товарами, так называемый бартер. Несмотря на недовольства со стороны иностранных торговцев, в плане торговли Китай был независимым и все сложившиеся взаимоотношения его вполне устраивали.

Отправной точкой многолетних волнений в Китае стала победа и захват Англией страны, производящей большие объемы опиума – Бельгии. Как следствие этого, перевоз опиума в Китай непрерывно рос и уровнял торговый баланс между Англией и Китаем.

Правительство страны пыталось ограничить поставки опиума, вводило ограничения ввоза, определяла опиум как товар медицинского назначения, но контрабанда опиума к сороковым годам девятнадцатого века достигла таких размеров, что изучение китайского рынка императором такого времени, что каждый второй его служащий опиумозависимый.

Итогом таких торгов стало превышение валютного дохода Британии над доходами китайцев по продаже шелка и чая.

Параллельно шло разложение населения . Китайцы не скрывали употребление запрещающего товара, открыто в дневные часы курили в центе городов, а также продавали и приобретали все необходимые для курения принадлежности. К тому же, опиум в Китае обменивался на серебряную монету , поскольку медь их мало интересовала. В эти годы поставки опиума были настолько огромны, а отток серебра с китайского рынка неизмеримо велик, что серебряные монеты исчезли из оборота. Страна находилась в экономическом торговом кризисе.

Население обнищало, налоги было платить нечем, поскольку они взимались в серебре, которого к концу 1830 году в стране практически не осталось.

Правительство было вынуждено прибегнуть к крайним мерам запрета оборота наркотического средства и начало конфискацию опиума с его последующим уничтожением. Это отрицательно отразилось на доходах англичан и вызвало недовольство, которое привело к вооруженным действиям и давлению.

Английское правительство весной 1840 года без объявления войны подготовило 20 боевых кораблей и отправило к границам Китая с требованиями о возмещении причиненных убытков от уничтожения и конфискации опиума, об открытии торговой базы на одном китайском острове.

Так как Китай в девятнадцатом веке не имел развитую военную технику, военные были оснащены только примитивным оружием, результат этих действий был предрешен еще в самом начале.

Китай был вынужден капитулировать, но отказался отдавать свой остров Сянган под торговую базу британских купцов. Именно поэтому, английские войска продолжили свое завоевание Китая, и уже к лету 1842 года получили для осуществления своей торговли помимо острова Сянган еще пять портов.

Передача портов и острова было осуществлено на основании Нанкинского договора . Договор до сих пор в Китае считают неравноправным, к тому же китайцы никогда не забудут, что договор был подписан на борту военного корабля Англии, дабы унизить достоинство китайского народа.

В результате, первой опиумной войны началось деление Китая между иностранными государствами и как следствие – нагнетание национальной нестабильности и рост ненависти среди граждан в отношении чужеземцев.

Основные движущие силы Тайпинского восстания и их участники

Немаловажным результатом опиумной войны стало формирование революционного движения в стране под руководством сельского учителя Хун Сюцюань. Хун Сюцюань был родом из деревни Хакка .

Несмотря, что был из крестьянской семьи, с девства испытывал страсть к учению. Достигнув возраста шести лет, Хун Сюцюань отправился в школу, которую успешно окончил. В то время это удавалось не всем. Большинство китайцев того времени даже не владели письменностью.

Выучить не менее 8 тысяч иероглифов было под силу не каждому, лишь единицам. Поэтому, чтобы составить или написать какой- либо документ китайцам приходилось обращаться к писарям за отдельную плату.

Хун Сюцюань напротив успешно изучал письменность. Ему пророчили успешную карьеру после сдачи экзаменов на ученое звание, но юноша испытал на себе неудачи во время экзаменов, которые существенного отразились на его здоровье и лояльное отношение к существующим порядкам в обществе.

После очередной не сдачи экзамена Хун Сюцюань тяжело заболел. Во время болезни юношу настигали галлюцинации. Во время одной такой галлюцинации к юноше явился старец. Старец поразил его своим могуществом. Восседая на троне, старец передал юноше драгоценный меч, состоящий из разных камней.

Оправившись от болезни Хун Сюцюань, приступил к изучению христианских книг, пытаясь найти объяснение своему явлению. В результате настойчивого поиска, юноша пришел к выводу, что время пребывания его в тяжелом состоянии к нему приходил сам Бог Отец. Бог Отец призывал исполнить юношу Божий Завет и освободить людей от страданий, дабы сделать на земле Царство Божье.

Впоследствии Хун Сюцюань создает тайпинское государство, в основу которого закладывает основы христианской религии и веры в создание светлого будущего, где он продолжит учения Иисуса Христа сына Божьего.

Стремясь найти себе сподвижников, будущий предводитель восстания переезжает в соседнюю деревню, где у него были родственники. Население деревни нищенствовало, поэтому число сторонников учения Хун Сюцюаня росло.

Несмотря на гонения и запрет властей, общество развивалось. Привлечение новых последователей не составляло труда. Последователи, руководствуясь принципом всеобщего равенства, отдавали все имущество в общие кладовые, куда же и отправлялось все награбленное.

Грабили в основном чиновников, уничтожали налоговые реестры. Вся власть тайпинского государства базировалась на нормах коммунизма, а именно преобладала общественная собственность, формировались профсоюзные организации, а излишки выращенных продуктов переходили государству.

В 1851 году город Юнань крестьянское движение делает своим окружным центром и создает в нем мини государство. А в марте 1853 г. в столице Китая тайпины вывели свои войска и захватили Нанкин.

Следом последовало общественное обнародование закона под названием «Земельная система небесной династии», который предоставлял крестьянам земли без арендной платы помещикам, равенство мужчин и женщин, государственную помощь и поддержку нетрудоспособным гражданам страны, борьбу со взяточничеством и многое другое.

Власть тайпинов в Китае просуществовала вплоть до 1864 года , но в конце девятнадцатого века была уничтожена. Причины разрушения тайпинского государство были как внутренние, так и внешние.

Причинами гибели тайпинов стало , во-первых, раскол и разногласия внутри общества, во-вторых, базирование на христианской религии, не имеющей вековых основ, привело к борьбе тайпинов с конфуцианством и традиционными верованиями.

Влияние и помощь западных государств действующей власти стало сокрушимым ударом для тайпинского общества, так как по военной и технологической подготовке они во многом превосходили крестьянское движение.

Поэтому к 1864 году все завоеванные ранее территории тайпинами были взяты, а предводитель не сумев пережить поражение, закончил жизнь самоубийством.

Разгром тайпинского движение подвигло иностранные государства к продвижению дальше вглубь страны. В результате в октябре 1856 году разыгрались военные действия. Так началась вторая Опиумная война.

Основная оппозиция была сосредоточена в руках англо-французских войск, уверенными шагами они продвигались вглубь Китая, захватывая торговые центры и крупные города. Осада некоторых из них длилось несколько лет. К моменту подхода вражеских войск к столице Китая, правительство китайского государства должно было принят поражение и пойти на выполнение требований иностранных держав, в том числе и России.

Итоги Тайпинского восстания в Китае

В октябре 1860 года был заключен ряд соглашений, получивших обобщенное название «Пекинский протокол».

По данному протоколу Китай как страна становилась колониальным придатком, на территории которой бы становились и успешно развивались торговые и экономические отношения. В целом укрепившийся в будущем иностранный сектор торговли на территории Китая станет впоследствии всеобъемлющем фактором или результатом двух прошедших войн.

При этом уничтожение опиумозависимости не произошло. Как население страны употребляло это наркотическое средство, так и продолжала употреблять. Сознание китайского населения было на гране хаотичности, о чем свидетельствует отсутствие собранности и понимания китайской армии во времена войны с Японией.

Исторические факты подтверждают, что Китай не мог оказать должного сопротивления Японии не только из-за слабой военной подготовки, но и за пристрастия офицеров и военнослужащих к наркотикам. Поставки опиума в Китай прекратились только после двадцатых готов девятнадцатого столетия, но полностью искоренить эту болезнь получилось только в двадцатом веке.

Просмотры: 90

Восстание тайпинов (1850—1864). Цели и значение восстания. Причины поражения

Ухудшение положения народных масс вызвало рост недовольства политикой маньчжурской династии. В глазах китайцев маньчжуры оставались чужеземцами.

Недовольство властью маньчжуров, охватившее Китай, вылилось в 1850 г. в мощное крестьянское восстание. Его вождем стал Хун Сюцюань. Он выдвигал требования изгнания маньчжуров, наделения всех крестьян равным количеством земли. Xун Сюцюань стремился к созданию Тайпин тяньго — Небесного государства великого благоденствия. Поэтому восставшие получили название тайпины. В 1851 г. они захватили юг Китая и объявили о создании нового государства. Xун Сюцюань был провозглашен императором, а его соратники получили титулы князей.

Восстание тайпинов продолжалось в течение 14 лет. Оно проходило в несколько этапов. Кульминацией восстания было создание в 1853 г. государства Тайпин тяньго. Столицей государства тайпинов стал г. Нанкин. Идеология тайпинов заключалась в том, чтобы сохранить древние китайские традиции. Однако тайпины не внесли существенных изменений в жизнь китайского народа. Созданное ими государство не уничтожило монархию и феодальный строй. Поэтому как бы долго ни длилось восстание, оно в конечном счете должно было потерпеть поражение.

Восстание тайпинов закончилось поражением. Основной причиной этого явилось отсутствие четкого руководства восстанием, помощь европейских стран Цинской империи и провозглашение тайпинскими вождями христианской веры, чуждой китайскому народу. Хун Сюцюань, Ян Сюцин — вожди восстания — не смогли сплотить вокруг себя китайский народ. Восстание тайпинов в 1864 г. было подавлено. В Китае сохранилась власть Цинской империи.

После “опиумных войн” и восстания тайпинов кризис в Цинской империи затянулся. Цинское государство оказалось полуколониальной, зависимой от Запада страной.

Теперь перед китайским государством встала задача восстановить хозяйство, политику, армию и идеологию, как можно быстрее выйти из зависимости от западных стран. Маньчжурские правители старались укрепить свое господство путем проведения некоторых реформ. Они считали, что, сохраняя древние китайские традиции и вводя некоторые европейские новшества, приобретая при этом знания у европейских “варваров” в обучении армии и флота, Китай должен проводить политику самоусиления. Эта политика велась до конца XIX в., но и она не помогла стране выйти из кризиса.

Запад старался окончательно ослабить Цинскую империю, чтобы Китай полностью оказался под его влиянием. После “опиумных войн” в 1857—1870 гг. Англия вновь начала угрожать войной Китаю и по Чифуской конвенции вынудила открыть еще четыре порта для английских торговых судов.

В 1884—1885 гг. Франция начала войну против Китая. Отобрав Вьетнам, она превратила его в свою колонию. В 1894—1895 гг. Япония захватила у Китая острова Тайвань и Пянху. Вытеснив китайцев из Кореи, она включила и ее в свои владения.

Китай оказался поделенным на сферы влияния европейских колониальных держав. Франция господствовала в Южном Китае, Россия — в Маньчжурии, Германия над Шань-дунским п-ом, Япония — в Фуцзяне. США проводили в Китае политику “открытых дверей”.

Японо-китайская война 1894—1895 гг. положила конец политике “самоусиления”, началось территориальное

деление Китая. Китайская общественность, особенно ее просвещенная часть (шэньши), начала искать пути выхода из создавшегося положения. Особое возмущение народа вызвала капитуляция страны в войне с Японией.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...