Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Составные части герба и их значение. Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба. Намет. Во времена рыцарства шлем покрывался иногда особенною тканью или для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и сырого воздуха, или чтобы он не ра

Девиз - надпись на гербе, щите, обычно в метафорической форме характеризующая владельца или обладателя (в геральдике).
Еще в Древнем Риме девиз семьи определял устои, которыми руководствовались все её члены, и многое говорил об истории и заслугах этой семьи.


Мысль или слово повторяемые кем-либо неоднократно, они, со временем, обретают способность в определенной степени определять ход судьбы говорящего. Поэтому девиз семьи, передаваемый из рода в род, способен контролировать и направлять поступки и жизненный путь каждого из поколений. Очень маловероятно, что человек, девизом семьи которого на протяжении десятилетий были слова «Честь дороже жизни», сможет поступить недостойно. Иными словами, девиз определяет поведение членов семьи. Девиз помещается в гербе в низу щита, на ленте, цвет которой должен быть одинаков с финифтями и металлами герба.
Начертание девиза в цветовом отношении подчинено щиту. Как правило, литера связана с фигурой, а лента – с полем герба. Если в гербе уместились две важных фигуры – металлическая и финифтяная, тогда можно придать их цвета девизу.


Список девизов

Основание - платформа, на которой стоят щитодержатели и расположен весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента.

Намет. Рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, покрывали его куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья, которые в геральдике получили нзвание "намёт"; имеющий изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом, то последний почти всегда имеет намёт, состоящий из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, соединённых между собой и выходящих из-за шлема и вьющихся по боковым сторонам щита; если герб имеет щитодержателей, то намёт располагается лишь по верхней стороне щита. Цвет намёта соответствует цвету герба.

Шлем. В российской геральдике используются два вида шлемов: западноевропейский и русский .
Кроме западноевропейских, были приняты княжеские и дворянские типы шлемов– так называемые: ерихонка (конический шлем с носовой защитной стрелкой, наушниками и назатыльником) для старых славянских и некоторых иных родов и мисюрка («египетский шлем») – для родов восточного происхождения;
к обоим типам шлема могут добавляться бармицы – кольчужные капюшоны. Шлемы изображаются серебряными или стальнымис золотыми или серебряными деталями.
Подкладка шлема изображается червленой или пурпурной. Это является данью традиции, не имея почетного или статусного значения.

Галерея векторных изображений.

Геральдический язык , при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе, благодаря чему сохранялась возможность воспроизводить его с достаточной точностью. В настоящее время при наличии векторного оригинал-макета герб может быть воспроизведен с высокой степенью точности, в неограниченных экземплярах на разнообразных материалах на основе различных технологий.

Основными элементами геральдического языка являются:


Деление щита.
Почётные геральдические фигуры.
Простые гербовые фигуры.
Негеральдические фигуры.
Глоссарий негеральдических фигур.
Тинктуры (цвета).

Их сочетание определяет порядок описания геральдического щита - блазонирование .
При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.
После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют, и их описание согласно правилам блазонирования гербов.
При описании большого герба следует иметь в виду следующий порядок составных частей его, а именно - щит, шлем, корона, нашлемник, намет, щитодержатели, девиз, мантия и, наконец, особые украшения.

См. также `Намет` в других словарях

Казачье название галопа, бег коня, при котором он идет скачками, выбрасывая попеременно передние ноги, а потом задние; Н. бывает широкий и короткий или "волчий", иногда с правой передней ноги, иногда и с левой, в зависимости от того, какая раньше выносится лошадью.

намет род. п. -а "укрытие, навес, шатер", укр. наме́т, польск. namiot. Вероятно, от на и мета́ть, ср. намётка, укр. намíтка "накидка" (Гоголь); см. Преобр. I, 591. Едва ли можно объяснять как заимств. из ир., афг. namd "войлок", др.-инд. nаmаtа-, вопреки Миклошичу (Мi. ЕW 211), Шифнеру (AfslPh 3, 213), Горяеву (ЭС 225). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

намет

НАМЁТ -а; м.

1. Разг. Намёты снега, песка.

2. Нар.-разг. Крытый навес, шалаш. Сторож спал в намёте.

3. Рыб. Рыболовная снасть в виде сачка. Закинуть н. в воду. Ловить рыбу намётом.

4. Сеть для ловли птиц.

5. У казаков: название конского галопа.

Намётом; в намёт, в зн. нареч. = Гало́пом. Лошади неслись намётом. Пустить лошадей в намёт.

Намёт

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Намет

сущ. шатер.      (3 Макк. I, 2).


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

1. Рыболовная снасть в виде мешкообразной сетки на шесте.
2. В коневодстве, галоп у казаков.

НАМЁТ

Гробовые намёты. Арх. Ирон. О высоком, худом, болезненном человеке. АОС 10, 71.

Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

намет

крыша над двором; шатер, большая раскидная палатка (Даль, наметывать)

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

Намет

геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам. Уже во втором походе, когда появились первые горшковидные шлемы, рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, стали покрывать его вершину куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья. В геральдике Н. получил изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом, то последний почти всегда имеет Н., состоящий из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, соединенных между собой и выходящих из-за шлема и вьющихся по боковым сторонам щита (см. гербы Гончаровых, Карамзиных и др. в таблице, приложенной к ст. Гербы); если герб имеет щитодержателей, то Н. располагается лишь по верхней стороне щита (см. гербы графов Платовых, Волынских в той же таблице); в княжеских...

А, м. Рыболовная снасть в виде кошеля (в 3 знач.), накидной сетки, прикрепленной к длинной жерди, а также накидная сеть для ловли птиц. Ловить намётом.

Намёт намёт

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

намёт

, м.

1. прост.

То, что наметено, нанесено; нанос.

  1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.
  2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.
  3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.
  4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.
  5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.
  6. БЫК– символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
  7. ВЕНЕЦ– основание короны в виде обруча.
  8. ВЕНЗЕЛЬ– фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.
  9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ– положение птицы с поднятыми вверх крыльями.
  10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.
  11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ– положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.
  12. ВОЛК– символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.
  13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ– почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  14. ВОССТАЮЩИЙ– положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
  15. ВОРОН– символ предусмотрительности и долголетия.
  16. ГАРПИЯ– женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.
  17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА– лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.
  18. ГЕРАЛЬДИКА– наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.
  19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ– золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.
  20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕМЕХА– беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.
  21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.
  22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА– голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.
  23. ГЕРБ– совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.
  24. ГЕРБОВНИК– гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.
  25. ГЛАВА– почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.
  26. ГОЛУБОЙЦВЕТ– символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
  27. ГОЛУБЬ– символ смирения и чистоты, святого Духа.
  28. ГРИФОН– чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
  29. ДЕВИЗ– выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
  30. ДЕСНИЦА–
  31. ДРАКОН– фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
  32. ДУБОВЫЙЛИСТ– символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
  33. ЕДИНОРОГ– мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.
  34. ЖУРАВЛЬ– символ бдительности.
  35. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ– символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
  36. ЗЕРКАЛО– символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.
  37. ЗМЕЯ– символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
  38. ЗОЛОТО– символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
  39. КАБАН– символ неустрашимости и могущества.
  40. КАДУЦЕЙ(жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
  41. КАЙМА– почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.
  42. КОЛОС– символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
  43. КОРОНА– символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
  44. КОСОЙ КРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.
  45. КОШКА– символ независимости.
  46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ– 30. ДЕСНИЦА– правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
  47. КРЕСТ– символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.
  48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ– символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.
  49. ЛЕВ– символ власти, силы, храбрости и великодушия.
  50. ЛЕОПАРД– символ стойкости, смелости и отваги в бою.
  51. ЛЕСТНИЦА– символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.
  52. МАНТИЯ– накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
  53. МЕДВЕДЬ– символ предусмотрительности и силы.
  54. МЕЧ– старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
  55. МОЛОТ– символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
  56. НАМЕТ– композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.
  57. НАШЛЕМНИК– фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.
  58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.
  59. ОВЦА– символ кротости, доброты и сельской жизни.
  60. ОКОНЕЧНОСТЬ– почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.
  61. ОЛЕНЬ– символ воина, перед которым бежит неприятель.
  62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ– символ мира и процветания.
  63. ОРЕЛ– символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.
  64. ПАВЛИН– символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
  65. ПЕЛИКАН– символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
  66. ПЕРЕВЯЗЬ– почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.
  67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ– поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.
  68. ПЕТУХ– символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
  69. ПОЛУМЕСЯЦ– полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70.ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

  1. ПОЯС– почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.
  2. ПРЯМОЙКРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.
  3. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ– символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
  4. ПЧЕЛА– символ трудолюбия и неутомимости.
  5. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО– деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.
  6. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО– деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.
  7. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО– деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.
  8. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН)– мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.
  9. РАССЕЧЕННЫЙ– деление щита пополам вертикальной линией.
  10. СВЕЧА– символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.
  11. СВИТОК– символ учености, отношения к большой науке.
  12. РУКА С МЕЧОМ– символ верности воинскому долгу.
  13. СЕНЬ– фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.
  14. СЕРЕБРО– геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
  15. СКИПЕТР– фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
  16. СКОШЕННЫЙ– деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.
  17. СОБАКА– символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).
  18. СОВА– символ мудрости, смекалки и расторопности.
  19. СОКОЛ– символ храбрости, ума и красоты.
  20. СОЛНЦЕ– символ истины, провидения, богатства и изобилия.
  21. СТОЛБ– почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.
  22. СТРОПИЛО– почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.
  23. ФАКЕЛ– символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.
  24. ФЕНИКС– мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
  25. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.
  26. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ– символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
  27. ШЛЕМ– символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.
  28. ЩИТ– геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
  29. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ– фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.
  30. ЯЙЦО– символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

Различные украшения, размещаемые вокруг основного гербового щита, являются вещами далеко необязательными, так как в практической, прикладной деятельности, весьма неудобны - из-за явного увеличения размеров рисунка. Но, в тех случаях, когда увеличенные размеры «полного герба» - уместны (например: в гербовниках, в родословных росписях и др. документах), то окружающие украшения могут быть следующими (по порядку, сверху вниз):

1) Нашлемник, клич.

2) Корона, бурелет, шапка.

3) Намёт, мантия, сень.

4) Шлем.

Щит.

6) Щитодержатели.

7) Девиз.

Нашлемник . Он составляет верхнюю часть шлема и от такого положения называется cimier(от cime, вершина), т.е. нашлемник = навершие или «крест» (от латинского crista- петушиный хохолок). У древних народов, равно как и у рыцарей, на шлемах возвышались нередко разные фигуры или для отличия, или для того, чтобы воину казаться выше. Нередко в гербах на шлемах повторяется часть фигур, в щите изображенных . И они, по правилу , имеют главные цвета щита , хотя в действительности навершие не всегда является повторением гербовой фигуры щита и даже весьма часто не имеет вовсе никакого отношения и соответствия с последней . Шлемовые украшения появились одновременно с геральдическими шлемами (первоначально горшковидными) в XIII веке . Но лишь со второй половины XIV века (в Германии) становятся наследственными и одинаковыми в одной фамилии или же в одной ветви рода .

В Германии нашлемники служили также иногда в прежнее время признаками известной должности или звания, так, например, голова собаки на шлеме обозначала судью по охотничьим тяжбам, павлин - турнирного короля, епископская митра - попечительство над духовными учреждениями и монастырями .

В русской геральдике нашлемником называется фигура, выходящая из короны, венчающей шлем. Нашлемниками могут быть как фигуры тождественные расположенным в щите, так и части их, и даже совершенно иные. До 50-ых годов прошлого столетия /до 1850-х/ у нас в России, существовал обычай в нашлемнике дворянских гербов помещать три страусовых пера .

Короны. Шлемовые короны (с 4-я зубцами в виде листьев, трилистников или геральдических лилий) на дворянских шлемах первоначально являлись знаком отличия /турнирного/, но впоследствии стали заурядным украшением шлема, хотя и не составляют вовсе необходимой его принадлежности . В древней геральдике мы вовсе не встречаем применения подобных знаков сана или достоинства. Нововведение, появившееся не ранее XVII века, должно было дать геральдическое выражение различным степеням дворянства. Это достигалось через помещение на гербовом щите, вместо шлема, короны или другого головного убора . Короны служат признаком власти и разнятся между собою сообразно степеням ее. У императоров, королей, маркизов, графов и баронов были у каждого свои особенные короны, которые видом своим или приближались к действительно существовавшим, или же, раз приняв условную форму, не изменялись . Однако в настоящее время установился обычай помещать короны, взамен шлема, на всех вообще дворянских гербах . В наших русских гербах корона нетитулованного дворянства обыкновенно венчает шлем, но прежде гербы утверждались и без короны.


В наших графских (и баронских) гербах корона помещается на щите, а если имеется несколько шлемов, то средний венчается соответствующей короной. Остальные шлемы покрываются дворянской и баронской коронами, если владелец герба имел раньше и этот титул . Княжеская шапка у нас обыкновенно помещается над мантией, но может также венчать щит или шлем.

Но все эти особенности наших гербов не соответствуют основному правилу западноевропейской геральдики, по которому на щит следует помещать или шлем с его навершием, или же одну только корону достоинства, помещаемую всегда на верхнем краю щита .


Шапки. Герцогские и княжеские шапки первоначально были головными уборами из пурпура (с горностаевым хвостиком на вершине), подбитого горностаем, причем последний отворачивался кверху, образуя опушку. Уже позднее над этой опушкой стали прикреплять украшенные жемчугом дужки, причем шапка курфюрста имела таковых 5 (видимых) и на вершине, вместо хвостика, державное яблоко . Из церковных /на Западе/ шапок нередки: папская



тиара, епископская шапка и шляпы церковных сановников - одинаковой формы, но отличных по цвету и количеству привешенных кистей. Эти шляпы обыкновенно помещаются выше герба, на котором помещены княжеская шапка, графская или другая какая-либо корона, причем шляпы изображаются над этими последними .

В наших русских гербах еще встречаются: горлатная шапка, которую носили в старину бояре; лейб-кампанская шапка - состоит из мягкой треугольной войлочной шляпы, отороченной галуном. На ее передней стороне помещен двуглавый орел. Чалма употребляется в гербах лиц, происходящих от мусульманских владетельных князей .


Бурелет есть жгутик из ткани, набитый шерстью и полагаемый на шлем. Он был окрашиваем теми же красками, как и щит . Венчики, или бурелеты (Wulste, bourrelets)… подобны венкам или кольцам, скрученным из полос материй, имеющих окраску (тинктуру) щита, иногда они бывают также свитыми из цельного головного покрывала и обвязаны цветными лентами с развевающимися концами . Бурелет (франц. Bourrelet- жгут, набухание, припухлость) крестоносцы заимствовали у бедуинов и надевали на свои металлические шлемы, чтобы ослаблять удары сабель противника по шлему, а также для придерживания куска ткани на шлеме (намета), защищающего от палящего солнца. В геральдике бурелеты стали изображать как свидетельство того, что данный рыцарь действительно побывал под солнцем Востока .

В русской геральдике приняты следующие основные виды головных украшений /уборов/:

1) Княжеская шапка темно-малинового бархата с горностаевою опушкою, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом.

2) Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами.

3) Баронские короны: Российская - золотой обруч, перевитый три раза жемчужною нитью и принятая для баронов прибалтийских, и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами.

4) Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними.





В связи с тем, что русские дворяне не участвовали в крестовых походах и не имели особого дворянского написания (титула) «рыцарь» (как в немецкой геральдико-родословной традиции, где «рыцарь» /von Ritter/ занимает место между дворянином-бароном и дворянином-по происхождению), то и бурелет , обычный для европейских гербов, не стал обязательной частью русской геральдики.


Намет. Во времена рыцарства шлем покрывался иногда особенною тканью или для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и сырого воздуха, или чтобы он не раскалялся слишком от палящих лучей солнца . Наметы появляются с XIV века в виде небольших


плащиков . В битвах и на турнирах покровы эти подвергались ударам и рассекались в лоскутки. Нередко и избранная рыцарем дама не забывала украшать каску своего рыцаря лентами с любимым цветом . В английской геральдике намет называется «гирлянда» и объясняется как две полоски шелковой материи, несущей два главных цвета щита, переплетающиеся друг с другом . И в XVI веке наметы уже вполне изменяют свой первоначальный вид плащиков на листовидный орнамент. По геральдическому правилу, внешняя и внутренняя сторона (подкладка) шлемового намета должны быть различного цвета. Им обеим даются цвета щита (канцелярская геральдика присоединила к своим сомнительным правилам и это - о согласовании цветов щита и намета), обыкновенно металл внутри, а цвет снаружи (хотя последнее правило не постоянное) . Когда желают поместить на одном намете четыре цвета одного или двух соединенных гербов, то разделяют намет /как бы/ на две половины и дают правой стороне намета цвета более почетного щита (или полей), а левой - другого. При двух или более шлемах, помещенных на одном щите, каждый шлем должен иметь свой особый намет, и считается вообще недопустимым распространять один намет на несколько шлемов .

Гирлянда из листьев или цветов, окружающая щит в женском гербе, долго была символом девичества или вдовства /безбрачия/ его владелицы. Но с XV в. украшение это заменено тканью /плетением/ из снурков /шнуров/ с узлами . Как мы видели раньше, это особенное значение (безбрачие) шнуров, применяется и в гербах католического монашества. Но с отличием в цвете шнура. Королева Анна Бретанская, супруга Людовика XII (французский король с 1498 г.), во время своего вдовства одна из первых женщин во Франции стала применять подобное украшение в честь Св. Франциска Ассизкого, а именно в подражание его монашескому поясу. С этих пор и вообще вдовы дворянских фамилий во Франции стали применять этот знак траура в гербах, причем шнурок изображался перевитым черного и белого цветов . В русской геральдике намет как орнаментальное украшение изображается опускающемся со шлема, увенчанного дворянскою, баронскою и графскою короною. Расцветка намета должна находиться в соответствии с расцветкой поля щита и помещенных в нем фигур, причем каждая из сторон намета (т.е. правая и левая) может иметь иную раскраску, но принято обычно, чтобы намет с внешней стороны был красочный (финифтяной), а с внутренней - подложен металлом (золотом или серебром) .


Мантия. В некоторых гербах XVI и XVII столетий встречаются наметы, несколько расширенные и приподнятые на углах, которые представляют переходную форму к мантии . В английской геральдике мантия называется «одеяние» (coat of arms- одеяние оружия), оно крепилось к шлему и живописно развевалось позади щита. С правления королевы Елизаветы I(1558-1603) королевское одеяние стало золотого цвета с хвостами горностаев; на мантии пэров горностаи на красном фоне . Мантии составляли первоначально принадлежность гербов коронованных только глав, а позднее усвоены принцам, князьям и дюкам, которые помещают свои щиты под богато вышитым и украшенным бахромою павильоном. Обычай этот объясняется тем, что на турнирах рыцарь для того, чтобы удобнее было ждать очереди вступления в бой, воздвигал себе палатку, под которую и помещал свое оружие. Оттого мантия и изображается в виде палатки, из под короны спускающейся . Гербовые мантии с наружной стороны обыкновенно изображаются пурпуровыми /красный+синий/, червлеными /красными/ или синими, подбивку же имеют из горностаевого меха . Мантии употребляются, кроме государей и владетельных князей, и принцев крови, также княжескими фамилиями высшего дворянства, а у нас в России, также и некоторыми дворянскими фамилиями, происшедшими от удельных князей и сохранившими поэтому княжеские гербы с атрибутами таковых .


В русской геральдике мантия допускается в княжеских гербах, а также в гербах родов княжеского происхождения, но утративших титул. Мантия эта выпускается из-под княжеской короны и изображается темно-малинового бархата, подложенного горностаевым мехом .

Сень. Гербовые мантии и шатры появились в геральдике в XVII веке, изобретатель их был француз Филипп Моро. Французские короли начали применять их лишь с 1680 года. Прототипом гербового шатра , или сени , могли послужить средневековые троны французких королей, помещавшиеся под особыми балдахинами, … в виде шатра с круглой вершиной. Вообще сень служила всегда отличительным признаком верховной власти и применялась в государственных гербах, хотя и не повсеместно . Наружная сторона их нередко бывает усеяна гербовыми эмблемами, например, двуглавыми орлами (Российской империи) или одноглавыми (королевство Пруссии), лилиями (королевство Франции), пчелами (Французская империя) и т.д.






В русской геральдике императорская сень впервые изображена в полном (Большом) гербе Российской Империи, в Манифесте Императора Павла I от 16 декабря 1800 года - округлая глава золотая, наружная сторона завесы золотая, усеянная маленькими черными двуглавыми Российскими орлами, подложена горностаевым мехом. С 1856 г. черные российские орлики впервые изображены и на округлой главе императорской сени, а с 1882 г. на ней же, червленая (красная) надпись: «С нами Бог!».

Шлем. Хотя в древнейшее время, уже с XII-го века, носителем герба являлся один лишь щит, тем не менее, рыцарский шлем с его геральдическим украшением в последующие времена, а также в эпоху процветания геральдики, получил почти такое же значение в гербе, как и щит. Не все шлемы, которые действительно употреблялись в старину, применяются для их геральдического изображения. Таковыми служат преимущественно турнирные , отличающиеся своеобразными украшениями . Т.е. это решетчатый шлем с расширенным обзором (зрительным прорезом), которые начинают встречаться на гербах лишь около 1420 года и с тех пор становятся наиболее употребительными в геральдике . На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XVв. их стали представлять впрям . А так как шлем носился самим рыцарем в виде боевой защиты головы, то он, строго говоря, уместен только в гербах дворянских фамилий в мужском поколении, различным же корпорациям и городам, а равно лицам духовного звания (на Западе) и женщинам шлем на гербе не приличествует, почему, по геральдическому правилу , таковые его и не имеют . За некоторым, немногочисленным исключением (на Западе же). Обычное положение шлема - над гербовым щитом, и притом на середине верхнего его края, когда щит изображен в прямом положении. Когда же наклонен в сторону, то шлем помещается на верхнем его углу , в профиль, и притом обращенным в ту сторону, в которую щит имеет наклон .

Шлемы. По общему правилу на щите должен помещаться лишь один шлем, так как рыцарь применял в бою лишь один щит и шлем. Но ввиду того, что в одном щите могут быть соединяемы несколько гербов, для каждого из таковых допускается помещение на соединенном гербовом щите соответствующего ему особого шлема. В этом случае шлемы изображаются в уменьшенном размере, чтобы они все могли уместиться на верхнем краю щита. При двух шлемах более почетный (принадлежащий главному гербу в щите) должен стоять на щите справа (геральдически) , и их обращают в профиль один к другому . При трех - главный шлем посередине; соответствующий достоинству второго герба - направо от него; а третий налево. При большем количестве шлемов последовательность та же, так что крайний правый и крайний левый суть последние . При четном числе шлемов половина их (все или частью) обращена вправо, другая половина влево; при нечетном числе - средний шлем прямо, остальные обращены к нему . Относительно права пользования тем или другим видом шлемов в различных странах Западной Европы существуют своеобразные правила, которые к тому же изменялись в различные эпохи .


В русской геральдике употребляются лишь два рода шлемов: западноевропейский (с пятью решетинами , турнирный) и древнеславянский (древнерусский) . На последний имеют право только фамилии, принадлежащие к древнему русскому дворянству. В гербах фамилий восточного происхождения помещается иногда восточный шишак. В нашей геральдике была сделана попытка лицам, получившим дворянство по чину или ордену, давать в гербе шлем, обращенный вправо, а решетины шлемов титулованных лиц украшать узором .


Шейный клейнод ( Halskleinod ) , (от нем. Kleinode и польск. klejnot- драгоценность) , есть привесок, в виде монеты или цветка (розетки), надетый на цепочке или ленте на шейную часть решетчатого шлема . Их предшественниками являются княжеские знаки германских племен. Эти знаки в середине креста имели византийскую золотую монету. Она обозначала высокое покровительство - византийского императора. В начале VII века

правители земель в северной Италии имели такие кресты из золотой фольги, их прикрепляли к одежде, на знамена и щиты, и подтверждали тем самым свое княжеское звание. В начале VIII века подобные кресты служат шейными амулетами князьям саксов в Англии . С учреждением рыцарских орденов увеличивается и разнообразие форм шейных драгоценностей (клейнодов): кресты - тевтонского и иоаннитского орденов, звезды - ордена звезды, косица - ордена косы и т.д. В геральдике шейный клейнод появляется лишь с XV века и принимает общепонятную округлую форму - т.е. видимый знак принадлежности к определенному « кругу » лиц.


Щитодержатели . Это фигуры людей, зверей или даже существ вымышленных, которые с одной, а чаще с двух сторон поддерживают щит . Подобный обычай в геральдике, вероятно, произошел от действительных щитодержателей /оруженосцев/, которые при турнирах обязаны были носить за рыцарем его шлем и щит. Начало его восходит к XIV-му веку, и с этого времени щитодержатели довольно часто встречаются на печатях и гербовых изображениях. Во французской геральдике существует два различных определения подобных фигур, т.е. щитодержатели (tenants) и щитоносцы (supports) , разница между которыми пока еще точно не определена. Тем более, что «относительно выбора щитодержателей в гербах никогда не существовало в геральдике определенных правил» . В английской геральдике «поддерживателей» присваивали только гербу главы фамилии самого высшего ранга - королю, пэрам, высшему дворянству .


При щитодержателях всегда изображается почва (Boden), на которой они стоят, этой последней нередко даются щитовые цвета в


виде паркета, карниза или панели (Tafelwerk), или же она изображается с растительностью. Исключение составляют лишь летящие фигуры, изображаемые парящими в воздухе, без почв . В английской геральдике это основание называлось компартмент (от французского comporter - «нести») и представляло собой полянку с зеленой травой .

В русской геральдике , имеют право помещать в гербах своих щитодержателей только лица, принадлежащие к дворянским фамилиям, внесенным в IV(иностранные роды, служившие в России), V(титулованное дворянство) и VI(древнее дворянство, доказавшее дворянство до 1685 г.) части родословной книги .

Герб Демидовых, князей Сан-Донато, утвержден в России в 1877 г.

Девиз. Нам остается сказать еше несколько слов об особом роде придаточных знаков роскоши в гербах, а именно о девизах (Wahlspr ü che , devises ). Девизы в геральдике бывают двух родов. Это суть или фигуры, имеющие особое значение как отличительные знаки и помещаемые возле герба на второстепенном месте (в Англии они называются badges), или же это суть словесные девизы (Wortdevisen), заключающиеся в изречениях или отдельных словах .

Девизная лента. Девизы обыкновенно помещаются на узких ярлыках (нем. Zettel- полоска, ярлык) или лентах, ниже щита, обвивающих его нижний край, иногда же на особом цоколе под щитом, или, наконец, на ленте, которая обвита вокруг нашлемника или же держится фигурой нашлемника . Девиз означается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица или побуждением к ним . Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роде, носили /нарисованную девизную ленту/ над гербом т.н. cri d’armes/крик оружный, боевой клич/, т.е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других витязей . Когда девизы в самом гербовом щите, на поясе, перевязи, кайме или оконечности, то причисляются к гербовым фигурам .

В западноевропейской геральдике каждый владелец герба имеет право добавить к таковому девиз по своему желанию и вкусу, помещая его выше или ниже щита. Всякая же регламентация девизов, когда они жалуются по особым дипломам и блазонируется даже цвет ленты, на которой их помещают, и самих букв, есть новейшее измышление так называемой канцелярской /=официальной/ геральдики . Во французской геральдике, когда словесный девиз сопровождается в гербе фигурой, которую он поясняет или просто называет, то слова его получают наименование души девиза (l’âme de la devise), а фигура - телом его (corps) .

В русской геральдике девиз , как изречение, принятое дворянским родом в свой герб, помещается на ленте, расцветка

которой и букв девиза должна соответствовать гербовому полю и главнейшей его фигуре. В XVIII веке девизы обычно

составлялись на латинском языке, ныне же допускаются исключительно на русском языке . Располагается девиз внизу под гербовым щитом: при щитодержателях лента с девизом может служить постаментом .

Девизный знак. Эти badges (англ. - значки, знаки, признаки ) или cognizances (англ. - узнаваемые, отличительные знаки ), в английской геральдике, состоят из фигур, которые могут и не входить в состав самого герба. Бэджи изображаются над гербовым щитом и даже отдельно от него и представляют более удобства для различных геральдических украшений, чем сложные гербовые фигуры. В старину их носили оруженосцы на рукавах, груди или спине своих одежд, они изображались также на знаменах и банниерах. С начала XVIIIстолетия, при королеве Анне, бэджи английского королевского дома стали постоянными, а именно: двуцветная роза Тюдоров - это «Англия», репейник - Шотландия, лук-порей - Уэльс и трилистник - Ирландия . В недавнее время прибавился еще для Индии цветок лотоса .

Но признать «бэджи» можно только как «условный знак» (символ), который, в отличие от девизной ленты, не имеет постоянной прямой связи с основными и распространенными геральдическими составляющими, т.е. со щитом, шлемом, нашлемником, и может применяться без них, т.е. - самостоятельно, как и всякий обычный, т.е. не геральдический, знак или символ. Наиболее наглядный пример таких же видимых знаков представляют японские «мон ».


Составные части герба.

Герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн

Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты - шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз. Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

Щит

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Фрагмент гобелена из Байо

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

Схема построения щита

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Типы щитов

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и клейноды, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или клейнод - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Навершия делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба навершия стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время навершие автоматически включается в новые гербы. Шлем и навершие должны быть повёрнуты в одну сторону. Навершие укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом. Само навершие представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Многие старинные гербы не имеют навершия, так как они были утверждены до того, как навершия вошли в моду.

Клейноды должны соответствать по раскраске гербовому щиту.

Клейноды бывают вспомогательными и самостоятельными.
Вспомогательные клейноды полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья, предоставляющие площадь, примерно равную площади самого щита. Самостоятельные клейноды не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы клейнодов следующие:

1. Рога
2. Крылья
3. Перья и флаги
4. Естественные фигуры (человека или животных)
5. Искусственные фигуры
6. Щитовые доски
7. Головные уборы

Рога

Простые рога

Открытые рога

Олений рог

Утыканные рога

Рога с фигурой

Рожок

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых герольдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, каой-либо предмет.
Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным клейнодами и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья

Простые крылья

Крылья с крестом

Раскрытые крылья

Усеянные крылья

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.
Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья

Павлинье перо

Павлиньи перья

Страусовые перья

Перья в колчане

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".
Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.
Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Флажки

Флажки изображаются маленькими, на подобие вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.

Естественные фигуры (человека и животных)

Мавр

Лев

Голова собаки

Лапа

Самое разнообразное и живописное семейство образуют клейноды, несущие изображения человека и животных.

Существуют следующие типы таких клейнодов:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Вырастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в клейнод или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие клейноды, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Шапка

В качестве клейнода используются самые разнообразные и, главное, характерные, головные уборы. В средневековых гербах можно видеть архаичные формы головных уборов - высокие остроконечные шляпы с отворотами, колпаки с раздвоенными верхушками. Клейнодами служат и епископские митры. В российской геральдике целая серия так называемых "лейб-компанских" гербов имеет шлемы, увенчанные гренадерскими шапками.

Бурлет

Бурлет, надетый на шлем.

Бурлетом (wreath, torse) называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к навершию. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй - финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков.

Корона

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей XV в веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и в качестве гербовой фигуры пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филиппе VI начали чеканить монеты, на обратной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает само навершие вместо бурлета, или вместе с ним, располагаясь сверху.

Намёт

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной").

Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:

А) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;

Б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.
Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.
Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Целый, с ровным или вырезанным краем (XIV век)

Целый намёт

Намёт с ровным краем

Намёт с вырезанным краем

Намёт в виде узких длинных полос материи (XV век)

Намёт в виде растительного орнамента (XVI век)

Мантия

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.
В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой-бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов.

"С нами Бог" - государственный девиз Российской империи.

"Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания.

"Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.

"Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию".

На современном французском гербе начертаны слова "Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство".

"Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.

"Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без бога" - Румынии.

"L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу"- Бельгии.

"Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры.

"Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия - "Верен в смерти и в жизни".

"Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием".

"Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая".

"Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё".

"Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над клейнодом).

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...