Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Население Кавказа: численность и этнический состав. Народы северного кавказа

– множество народов, разговаривавших на разных языках. Однако, такая систематизация сложилась не сразу. Несмотря на одинаковый бытовой уклад, каждый из местных народов имеет свое уникальное происхождение.

Открыть в полном размере

Ученые выделяют группу автохтонных народов , (в переводе с греческого – местный, коренной, абориген ), которые обитают на данной местности со времен своего становления. На северном и Центральном Кавказе таковыми являются , которые представлены тремя народами

  • кабардинцы , 386 тысяч человек, обитают в Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии. Язык относится к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказского языка. Верующие – мусульмане-сунниты;
  • адыгейцы , 123 000, из них 96 тысяч проживают в Республике Адыгея, мусульмане-сунниты
  • черкесы , 51 000 человек, более 40 тысяч проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Потомки Адыгов проживают в целом ряде государств: Турция, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия.

В абхазо-адыгскую языковую группу входит народ абазины (самоназвание абаза ), 33 000 человек, 27 тысяч проживают в КЧР и Республике Адыгея (восточная часть), сунниты. Потомки абазин как и Адыгов проживают в Турции и странах Ближнего Востока и в языковом отношении их потомками являются абхазы (самоназвание- абсула ).

Другая крупная группа коренных народов, которая занимает Северный Кавказ – представители нахской группы языков :

  • чеченцы (самоназвание – нохчий ), 800 000 человек, проживают в Республике Ингушетия, Чечне, Дагестане (чеченцы-аккинцы, 58 000 человек), мусульмане-сунниты. Диаспоры потомков чеченцев проживают на Ближнем Востоке;
  • ингуши (самоназвание – галгай ), 215 000 человек, большая часть живет в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Северной Осетии, мусульмане -сунниты;
  • кистины (самоназвание – кисты ), в горных районах Республики Чечня, разговаривают на нахских диалектах.

Чеченцы и ингуши имеют общее название вайнахи .

Наиболее сложно выглядит дагестанская ветвь иберийско-кавказских языков , ее подразделят на четыре группы:

  1. Аваро-андо-цезская группа , к которой относятся 14 языков. Наиболее значимым является язык, на котором говорят аварцы (самоназвание – маарулал ), 544 000 человек, центральные и горные районы Дагестана, поселения аварцев есть и Ставропольском крае и северном Азербайджане, мусульмане -сунниты.
    Прочие 13 народов, относящиеся к данной группе, намного уступают в численном отношении и имеют существенные отличия от аварского языка (например, андийцы – 25 тысяч, тиндинцы или тиндалы – 10 тысяч человек).
  2. Группа даргинского языка . Главный народ – дагринцы (самоназвание – дарган ), 354 тысяч человек, при этом более 280 тысяч проживают в горных районах Дагестана. Крупные диаспоры даргинцев проживают в Ставропольском крае и Калмыкии. Мусульмане – сунниты.
  3. Группа лакского языка . Основной народ – лакцы (лаки, казикумух) , 106 тысяч человек, в горном Дагестане – 92 000, мусульмане – сунниты.
  4. Лезгинская языковая группа – юг Дагестана с городом Дербент, народ лезгины (самоназвание – лезгияр ), 257 000, в самом Дагестане проживают свыше 200 000. Крупная диаспора существует в Азербайджане. В религиозном плане: дагестанские лезгины – мусульмане-сунниты, а азербайджанские лезгины – мусульмане-шииты.
    • табасаранцы (табасаран) , 94 000 человек, 80 000 из них проживают в Дагестане, остальные в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • рутульцы (мых абдыр) , 20 000 человек, из них 15 000 живут в Дагестане, мусульмане-сунниты;
    • цахуры (йыхбы) , 20 000, большая часть проживает в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • агулы (агул) , 18 000 человек, 14 000 – в Дагестане, мусульмане-сунниты.
      К лезгинской группе относятся еще 5 языков , на которых говорят незначительные по численности народы.

Народы позднее поселившиеся в Северо-Кавказском регионе

В отличие от автохтонных народов предки осетин пришли на Северный Кавказ позднее и долгое время они были известны под названием алан с 1 века нашей эры. По языку осетины относятся к иранской языковой группе и их ближайшими родственниками являются иранцы (персы) и таджики . Осетины живут на территории Северной Осетии, численность 340 000 человек. В самом осетинском языке различаются три крупных диалекта, в соответствии с которыми выводят самоназвания:

  • иранцы (ирон) – православные;
  • дигорцы (дигорон) – мусульмане-сунниты;
  • кударцы (кударон) – Южная Осетия, православные.

Особую группу составляют народы, чье формирование и появление на Северном Кавказе связано с поздним средневековьем (15-17 века). В языковом отношении они причисляются к тюркам :

  1. карачаевцы (карачайлы) , 150 000 человек, из них 129 тысяч живут в Карачаево-Черкесской Республике. Диаспоры карачаевцев имеются в Ставропольском крае, Средней Азии, Турции, Сирии. Язык относится к кыпчакской группе тюркских языков (половцы). Мусульмане-сунниты;
  2. балкарцы (таулу) , горцы, 80 000 человек, из них 70 000 проживают в Кабардино-Балкарской республике. Крупные диаспоры в Казахстане и Киргизии. Мусульмане – сунниты;
  3. кумыки (къумукъ) , 278 000 человек, в основном проживают в Северном Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. Мусульмане – сунниты;
  4. ногайцы (ногъайлар) , 75 000, по территории и диалектном отношении делятся на три группы:
    • кубанские ногайцы (ак нагайцы) , живущие в Карачаевско-Черкесской Республике;
    • ачикулакские ногайцы , проживающие в нефтекумском районе Ставропольского края;
    • кара нагайцы (ногайская степь), мусульмане-сунниты.
  5. туркмены (трухмены) , 13,5 тысяч человек, живут в Туркменском районе Ставропольского края, но язык относится к огузской группе тюркских зыков , мусульмане-сунниты.

Отдельно следует выделить , появившихся на Северном Кавказе в середине 17 века. Калмыки (хальмг) , 146 000 человек, язык относится к монгольской языковой группе (родственны по языку монголы и буряты). В религиозном отношении – буддисты. Те из калмыков, которые были в казачьем сословии войска Донского, исповедовали православие, назывались бузаавы . Большая часть – кочевые калмыки – тургуты .

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Кавказ - могучий горный хребет, протянувшийся с запада на восток от Азовского моря до Каспийского. В южных отрогах и долинах расположились Грузия и Азербайджан, в западной части его склоны спускаются к Черноморскому побережью России. Народы, о которых пойдёт речь в этой статье, живут в горах и предгорьях северных склонов. Административно территория Северного Кавказа поделена между семью республиками: Адыгеей, Карачаево-Черке-сией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией-Аланией, Ингушетией, Чечнёй и Дагестаном.

Внешний облик многих коренных жителей Кавказа однороден. Это светлокожие, преимущественно темноглазые и темноволосые люди с резкими чертами лица, с крупным ("горбатым") носом, узкими губами. Горцы обычно более высокого роста по сравнению с жителями равнин. У адыгейцев часто встречаются светлые волосы и глаза (возможно, как результат смешения с народами Восточной Европы), а в жителях прибрежных районов Дагестана и Азербайджана чувствуется примесь, с одной стороны, иранской крови (узкие лица), а с другой - среднеазиатской (небольшие носы).

Кавказ недаром называют Вавилоном - здесь "смешалось" почти 40 языков. Учёные выделяют западно-, восточно- и южнокавказские языки. На западнокавказских, или абхазско-адыгских, говорят абхазы, абазины, шапсуги (живут северо-западнее Сочи), адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Восточнокавказские языки включают нахские и дагестанские. К нахским относят ингушский и чеченский, а дагестанские делятся на несколько подгрупп. Крупнейшая из них - аваро-ан-до-цезская. Однако аварский - язык не только самих аварцев. В Северном Дагестане живёт 15 малых народов, каждый из которых населяет всего несколько соседних сёл, расположенных в изолированных высокогорных долинах. Говорят эти народы на разных языках, а аварский для них - язык межнационального общения, его изучают в школах. В Южном Дагестане звучат лезгинские языки. Лезгины живут не только в Дагестане, но и в соседних с этой республикой районах Азербайджана. Пока Советский Союз был единым государством, такое разделение было не очень заметным, но сейчас, когда государственная граница прошла между близкими родственниками, друзьями, знакомыми, народ переживает его болезненно. На лезгинских языках говорят.табасараны, агулы, рутульцы, цахуры и некоторые другие. В Центральном Дагестане преобладают даргинский (на нём, в частности, говорят в знаменитом селении Кубачи) и лак-ский языки.

На Северном Кавказе живут и тюркские народы - кумыки, ногайцы, балкарцы и карачаевцы. Есть горские евреи - таты (в Дагестане, Азербайджане, Кабардино-Балкарии). Их язык, татский, относится к иранской группе индоевропейской семьи. К иранской же группе принадлежит и осетинский.

До Октября 1917г. почти все языки Северного Кавказа были бесписьменными. В 20-х гг. для языков большинства кавказских народов, кроме самых малочисленных, разработали алфавиты на латинской основе; издавалось большое количество книг, газет и журналов. В 30-х гг. латинский алфавит заменили алфавитами на русской основе, но они оказались менее приспособлены к передаче звуков речи кавказцев. Ныне на местных языках издаются книги, газеты, журналы, однако литературу на русском языке читает всё же большее количество людей.

Всего на Кавказе, не считая переселенцев (славян, немцев, греков и др.), насчитывается более 50 больших и малых коренных народов. Живут здесь и русские, главным образом в городах, но отчасти в деревнях и казачьих станицах: в Дагестане, Чечне и Ингушетии это 10-15 % всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии - до 30 %, в Карачаево-Черке-сии и Адыгее - до 40-50 %.

По вероисповеданию большинство коренных народов Кавказа - мусульмане. Однако осетины большей частью православные, а горские евреи исповедуют иудаизм. Традиционный ислам долгое время уживался с дому-сульманскими, языческими традициями и обычаями. В конце XX в. в некоторых регионах Кавказа, в основном в Чечне и Дагестане, стали популярны идеи ваххабизма. Это течение, возникшее на Аравийском полуострове, требует строгого соблюдения исламских норм жизни, отказа от музыки, танцев, выступает против участия женщин в общественной жизни.

КАВКАЗСКОЕ УГОЩЕНИЕ

Традиционные занятия народов Кавказа - пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Многие карачаевские, осетинские, ингушские, дагестанские сёла специализируются на выращивании определённых видов овощей - капусты, помидоров, лука, чеснока, моркови и т. д. В горных районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии преобладают отгонное овцеводство и козоводство; из шерсти и пуха овец и коз вяжут свитеры, шапочки, шали и т. д.

Питание разных народов Кавказа очень сходно. Основа его - зерновые, молочные продукты, мясо. Последнее на 90 % баранина, свинину едят только осетины. Крупный рогатый скот режут редко. Правда, везде, особенно на равнинах, разводят много птицы - кур, индеек, уток, гусей. Хорошо и разнообразно умеют готовить птицу адыгейцы и кабардинцы. Знаменитые кавказские шашлыки готовят не так уж часто - баранину либо варят, либо тушат. Забивают и разделывают барана по строгим правилам. Пока мясо свежее, из кишок, желудка, потрохов делают разные виды варёной колбасы, которую нельзя долго хранить. Часть мяса сушат и вялят для хранения про запас.

Овощные блюда для северокавказской кухни нетипичны, но овощи едят постоянно - в свежем, квашеном и маринованном виде; их также употребляют как начинку для пирогов. На Кавказе любят горячие молочные блюда - разводят в топлёной сметане сырную крошку и муку, пьют охлаждённый кисломолочный продукт - айран. Всем известный кефир - изобретение кавказских горцев; его заквашивают особыми грибками в бурдюках. У карачаевцев этот молочный продукт называется "гыпы-айран".

В традиционном застолье хлеб нередко заменяют другими видами мучных и крупяных блюд. Прежде всего это разнообразные каши. На Западном Кавказе, например, с любыми блюдами гораздо чаще, чем хлеб, едят крутую просяную или кукурузную кашу. На Восточном Кавказе (Чечня, Дагестан) самое популярное мучное блюдо - хинкал (кусочки теста варят в мясном бульоне или просто в воде, а едят с соусом). И каша, и хинкал требуют для приготовления меньше топлива, чем выпечка хлеба, и потому распространены там, где дрова в дефиците. На высокогорье, у пастухов, где топлива совсем мало, основной пищей служит толокно - обжаренная до коричневого цвета мука грубого помола, которую замешивают с мясным бульоном, сиропом, маслом, молоком, в крайнем случае просто с водой. Из полученного теста лепят шарики, их и едят, запивая чаем, бульоном, айраном. Большое бытовое и обрядовое значение в кавказской кухне имеют всевозможные пироги - с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и, конечно, с сыром. У осетин, к примеру, такой пирог называется "фыдиин". На праздничном столе обязательно должны стоять три "уалибаха" (пироги с сыром), причём располагают их так, чтобы они были видны с неба Святому Георгию, которого осетины особо почитают.

Осенью хозяйки заготавливают варенья, соки, сиропы. Раньше сахар при изготовлении сладостей заменяли мёдом, патокой или уваренным виноградным соком. Традиционная кавказская сладость - халва. Её делают из поджаренной муки или обжаренных в масле крупяных шариков, добавляя масло и мёд (или сахарный сироп). В Дагестане готовят своего рода жидкую халву - урбеч. Поджаренные семена конопли, льна, подсолнуха или абрикосовые косточки растирают с растительным маслом, разведённым в меду или сахарном сиропе.

На Северном Кавказе делают прекрасное виноградное вино. Осетины издавна варят ячменное пиво; у адыгейцев, кабардинцев, черкесов и тюркских народов его заменяет буза, или махсыма, - род светлого пива из проса. Более крепкая буза получается при добавлении мёда.

В отличие от своих соседей-христиан - русских, грузин, армян, греков - горские народы Кавказа не едят грибов, зато собирают дикорастущие ягоды, дикие груши, орехи. Охота, любимое занятие горцев, ныне потеряла своё значение, так как большие участки гор заняты заповедниками, а многие животные, например зубры, включены в Международную Красную книгу. Кабанов в лесах очень много, но на них мало охотятся, ибо мусульмане свинину не едят.

КАВКАЗСКИЕ СЁЛА

С давних времён жители многих сёл помимо сельского хозяйства занимались ремёслами. Балкарцы славились как искусные каменщики; лакцы изготавливали и ремонтировали металлические изделия, а на ярмарках - своеобразных центрах общественной жизни - нередко выступали жители села Цовкра (Дагестан), которые овладели искусством циркачей-канатоходцев. Народные промыслы Северного Кавказа известны далеко за его пределами: расписная керамика и узорчатые ковры из лакского селения Балхар, деревянные изделия с металлической насечкой из аварского села Унцукуль, серебряные украшения из селения Кубачи. Во многих сёлах, от Карачае-во-Черкесии до Северного Дагестана, занимаются валянием шерсти - изготавливают бурки, войлочные ковры. Бурка - необходимая часть горского и казачьего кавалерийского снаряжения. Она защищает от непогоды не только во время езды - под хорошей буркой можно укрыться от ненастья, как в маленькой палатке; она совершенно незаменима для пастухов. В сёлах Южного Дагестана, особенно у лезгин, изготавливают великолепные ворсовые ковры, высоко ценящиеся во всём мире.

Старинные кавказские сёла чрезвычайно живописны. Каменные дома с плоскими крышами и открытыми галереями с резными столбами лепятся вплотную друг к другу вдоль узких улочек. Нередко такой дом окружён оборонительными стенами, а рядом с ним возвышается башня с узкими бойницами - раньше в таких башнях во время набегов врага пряталась вся семья. Ныне башни за ненадобностью заброшены и постепенно разрушаются, так что живописность мало-помалу исчезает, а новые дома строятся из бетона или кирпича, с остеклёнными верандами, часто в два и даже в три этажа.

Эти дома не так оригинальны, зато удобны, и их обстановка порой не отличается от городской - современная кухня, водопровод, отопление (правда, туалет и даже умывальник нередко находятся во дворе). Новые дома часто служат только для приёма гостей, а семья живёт или в нижнем этаже, или в старом доме, превращённом в своего рода жилую кухню. Кое-где ещё можно увидеть развалины древних крепостей, стен и укреплений. В ряде мест сохранились кладбища со старинными, хорошо сохранившимися могильными склепами.

НАРОДЫ

НАРОДЫ КАВКАЗА

Кавказ - могучий горный хребет, протянувшийся с запада на восток от Азовского моря до Каспийского. В южных отрогах и долинах расположились Грузия и Азербайджан, в западной части его склоны спускаются к Черноморскому побережью России. Народы, о которых пойдёт речь в этой статье, живут в горах и предгорьях северных склонов. Административно территория Северного Кавказа поделена между семью республиками: Адыгеей, Карачаево-Черке-сией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией-Аланией, Ингушетией, Чечнёй и Дагестаном.

Внешний облик многих коренных жителей Кавказа однороден. Это светлокожие, преимущественно темноглазые и темноволосые люди с резкими чертами лица, с крупным ("горбатым") носом, узкими губами. Горцы обычно более высокого роста по сравнению с жителями равнин. У адыгейцев часто встречаются светлые волосы и глаза (возможно, как результат смешения с народами Восточной Европы), а в жителях прибрежных районов Дагестана и Азербайджана чувствуется примесь, с одной стороны, иранской крови (узкие лица), а с другой - среднеазиатской (небольшие носы).

Кавказ недаром называют Вавилоном - здесь "смешалось" почти 40 языков. Учёные выделяют западно-, восточно- и южнокавказские языки. На западнокавказских, или абхазско-адыгских, говорят абхазы, абазины, шапсуги (живут северо-западнее Сочи), адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Восточнокавказские языки включают нахские и дагестанские. К нахским относят ингушский и чеченский, а дагестанские делятся на несколько подгрупп. Крупнейшая из них - аваро-ан-до-цезская. Однако аварский - язык не только самих аварцев. В Северном Дагестане живёт 15 малых народов, каждый из которых населяет всего несколько соседних сёл, расположенных в изолированных высокогорных долинах. Говорят эти народы на разных языках, а аварский для них - язык межнационального общения, его изучают в школах. В Южном Дагестане звучат лезгинские языки. Лезгины живут не только в Дагестане, но и в соседних с этой республикой районах Азербайджана. Пока Советский Союз был единым государством, такое разделение было не очень заметным, но сейчас, когда государственная граница прошла между близкими родственниками, друзьями, знакомыми, народ переживает его болезненно. На лезгинских языках говорят.табасараны, агулы, рутульцы, цахуры и некоторые другие. В Центральном Дагестане преобладают даргинский (на нём, в частности, говорят в знаменитом селении Кубачи) и лак-ский языки.

На Северном Кавказе живут и тюркские народы - кумыки, ногайцы, балкарцы и карачаевцы. Есть горские евреи - таты (в Дагестане, Азербайджане, Кабардино-Балкарии). Их язык, татский, относится к иранской группе индоевропейской семьи. К иранской же группе принадлежит и осетинский.

До Октября 1917г. почти все языки Северного Кавказа были бесписьменными. В 20-х гг. для языков большинства кавказских народов, кроме самых малочисленных, разработали алфавиты на латинской основе; издавалось большое количество книг, газет и журналов. В 30-х гг. латинский алфавит заменили алфавитами на русской основе, но они оказались менее приспособлены к передаче звуков речи кавказцев. Ныне на местных языках издаются книги, газеты, журналы, однако литературу на русском языке читает всё же большее количество людей.

Всего на Кавказе, не считая переселенцев (славян, немцев, греков и др.), насчитывается более 50 больших и малых коренных народов. Живут здесь и русские, главным образом в городах, но отчасти в деревнях и казачьих станицах: в Дагестане, Чечне и Ингушетии это 10-15 % всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии - до 30 %, в Карачаево-Черке-сии и Адыгее - до 40-50 %.

По вероисповеданию большинство коренных народов Кавказа - мусульмане. Однако осетины большей частью православные, а горские евреи исповедуют иудаизм. Традиционный ислам долгое время уживался с дому-сульманскими, языческими традициями и обычаями. В конце XX в. в некоторых регионах Кавказа, в основном в Чечне и Дагестане, стали популярны идеи ваххабизма. Это течение, возникшее на Аравийском полуострове, требует строгого соблюдения исламских норм жизни, отказа от музыки, танцев, выступает против участия женщин в общественной жизни.

КАВКАЗСКОЕ УГОЩЕНИЕ

Традиционные занятия народов Кавказа - пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Многие карачаевские, осетинские, ингушские, дагестанские сёла специализируются на выращивании определённых видов овощей - капусты, помидоров, лука, чеснока, моркови и т. д. В горных районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии преобладают отгонное овцеводство и козоводство; из шерсти и пуха овец и коз вяжут свитеры, шапочки, шали и т. д.

Питание разных народов Кавказа очень сходно. Основа его - зерновые, молочные продукты, мясо. Последнее на 90 % баранина, свинину едят только осетины. Крупный рогатый скот режут редко. Правда, везде, особенно на равнинах, разводят много птицы - кур, индеек, уток, гусей. Хорошо и разнообразно умеют готовить птицу адыгейцы и кабардинцы. Знаменитые кавказские шашлыки готовят не так уж часто - баранину либо варят, либо тушат. Забивают и разделывают барана по строгим правилам. Пока мясо свежее, из кишок, желудка, потрохов делают разные виды варёной колбасы, которую нельзя долго хранить. Часть мяса сушат и вялят для хранения про запас.

Овощные блюда для северокавказской кухни нетипичны, но овощи едят постоянно - в свежем, квашеном и маринованном виде; их также употребляют как начинку для пирогов. На Кавказе любят горячие молочные блюда - разводят в топлёной сметане сырную крошку и муку, пьют охлаждённый кисломолочный продукт - айран. Всем известный кефир - изобретение кавказских горцев; его заквашивают особыми грибками в бурдюках. У карачаевцев этот молочный продукт называется "гыпы-айран".

В традиционном застолье хлеб нередко заменяют другими видами мучных и крупяных блюд. Прежде всего это разнообразные каши. На Западном Кавказе, например, с любыми блюдами гораздо чаще, чем хлеб, едят крутую просяную или кукурузную кашу. На Восточном Кавказе (Чечня, Дагестан) самое популярное мучное блюдо - хинкал (кусочки теста варят в мясном бульоне или просто в воде, а едят с соусом). И каша, и хинкал требуют для приготовления меньше топлива, чем выпечка хлеба, и потому распространены там, где дрова в дефиците. На высокогорье, у пастухов, где топлива совсем мало, основной пищей служит толокно - обжаренная до коричневого цвета мука грубого помола, которую замешивают с мясным бульоном, сиропом, маслом, молоком, в крайнем случае просто с водой. Из полученного теста лепят шарики, их и едят, запивая чаем, бульоном, айраном. Большое бытовое и обрядовое значение в кавказской кухне имеют всевозможные пироги - с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и, конечно, с сыром. У осетин, к примеру, такой пирог называется "фыдиин". На праздничном столе обязательно должны стоять три "уалибаха" (пироги с сыром), причём располагают их так, чтобы они были видны с неба Святому Георгию, которого осетины особо почитают.

Осенью хозяйки заготавливают варенья, соки, сиропы. Раньше сахар при изготовлении сладостей заменяли мёдом, патокой или уваренным виноградным соком. Традиционная кавказская сладость - халва. Её делают из поджаренной муки или обжаренных в масле крупяных шариков, добавляя масло и мёд (или сахарный сироп). В Дагестане готовят своего рода жидкую халву - урбеч. Поджаренные семена конопли, льна, подсолнуха или абрикосовые косточки растирают с растительным маслом, разведённым в меду или сахарном сиропе.

На Северном Кавказе делают прекрасное виноградное вино. Осетины издавна варят ячменное пиво; у адыгейцев, кабардинцев, черкесов и тюркских народов его заменяет буза, или махсыма, - род светлого пива из проса. Более крепкая буза получается при добавлении мёда.

В отличие от своих соседей-христиан - русских, грузин, армян, греков - горские народы Кавказа не едят грибов, зато собирают дикорастущие ягоды, дикие груши, орехи. Охота, любимое занятие горцев, ныне потеряла своё значение, так как большие участки гор заняты заповедниками, а многие животные, например зубры, включены в Международную Красную книгу. Кабанов в лесах очень много, но на них мало охотятся, ибо мусульмане свинину не едят.

КАВКАЗСКИЕ СЁЛА

С давних времён жители многих сёл помимо сельского хозяйства занимались ремёслами. Балкарцы славились как искусные каменщики; лакцы изготавливали и ремонтировали металлические изделия, а на ярмарках - своеобразных центрах общественной жизни - нередко выступали жители села Цовкра (Дагестан), которые овладели искусством циркачей-канатоходцев. Народные промыслы Северного Кавказа известны далеко за его пределами: расписная керамика и узорчатые ковры из лакского селения Балхар, деревянные изделия с металлической насечкой из аварского села Унцукуль, серебряные украшения из селения Кубачи. Во многих сёлах, от Карачае-во-Черкесии до Северного Дагестана, занимаются валянием шерсти - изготавливают бурки, войлочные ковры. Бурка - необходимая часть горского и казачьего кавалерийского снаряжения. Она защищает от непогоды не только во время езды - под хорошей буркой можно укрыться от ненастья, как в маленькой палатке; она совершенно незаменима для пастухов. В сёлах Южного Дагестана, особенно у лезгин, изготавливают великолепные ворсовые ковры, высоко ценящиеся во всём мире.

Старинные кавказские сёла чрезвычайно живописны. Каменные дома с плоскими крышами и открытыми галереями с резными столбами лепятся вплотную друг к другу вдоль узких улочек. Нередко такой дом окружён оборонительными стенами, а рядом с ним возвышается башня с узкими бойницами - раньше в таких башнях во время набегов врага пряталась вся семья. Ныне башни за ненадобностью заброшены и постепенно разрушаются, так что живописность мало-помалу исчезает, а новые дома строятся из бетона или кирпича, с остеклёнными верандами, часто в два и даже в три этажа.

Эти дома не так оригинальны, зато удобны, и их обстановка порой не отличается от городской - современная кухня, водопровод, отопление (правда, туалет и даже умывальник нередко находятся во дворе). Новые дома часто служат только для приёма гостей, а семья живёт или в нижнем этаже, или в старом доме, превращённом в своего рода жилую кухню. Кое-где ещё можно увидеть развалины древних крепостей, стен и укреплений. В ряде мест сохранились кладбища со старинными, хорошо сохранившимися могильными склепами.

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ - практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм - лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Культура народов Кавказа стала одной из тех «изюминок», которые делают механизм российской культуры более многоликой. И основными качествами, которые делают историческую цивилизацию очень ценной для современного человечества, являются нетерпимость и толерантность.

Характерные горцам качества

Толерантность помогает до сих пор северокавказским нациям плодотворно сотрудничать с другими народностями, лояльно преодолевая проблемы и стремясь урегулировать конфликты мирно. А благодаря нетерпимости (и в конкретно этой ситуации она касается неприемлемости иного) коренные народы Кавказа смогли избежать чрезмерного давления извне и сохранить свою «авторскую» самобытность.

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Кавказ - одновременно удивительный и сложный регион. И имеется в виду не только религиозные особенности этого горного края, но и этнические отношения, языковую специфику. Народы Северного Кавказа являются носителями более, чем трех десятков языков и диалектов. Поэтому иногда историки этот удивительный уголок России называют «русским Вавилоном».

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) - распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

На фоне этого часто на Кавказе можно встретить целые села, поселки и общины, которые стали обособленными друг от друга. В результате начинали создаваться «свои», локальные обычаи, ритуалы, обряды, традиции. Ярким примером тому можно считать Дагестан. Здесь установившиеся правила и порядок в быту соблюдали отдельные села и даже тукхумы.

Такая эндогамность привела к тому, что понятия «свое» и «чужое» имело четкие обозначения и рамки. Характерными для кавказских народов стали понятия «апсуара» и «адыгагъэ», с помощью которых горцы обозначили свод нравственных норм поведения абхазов и адыгов соответственно.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

  1. Радушная встреча. Понятия Кавказ и гостеприимство давно считаются синонимами. Обычаи, связанные с радушным приемом гостей, прочно укоренились в этносе горцев и стали одним из самых важных аспектов их быта. Стоит заметить, что до сих пор активно практикуются традиции гостеприимства на современном Юге Кавказа, вот почему туристы с радостью снова и снова любят посещать этот край.
  2. Похищение невест. Этот обычай можно отнести к самым неоднозначным, но широко распространенным на всем регионе. Изначально инсценировка должна была помочь родным жениха избежать уплаты калыма. Но впоследствии сюжет похищения, согласованного с обеих сторон, стал применяться для разных ситуаций. Например, когда родители не одобряют чувств своих детей или когда младшая дочь планирует выйти замуж раньше другой… В подобных ситуациях «кража» невесты - подходящее решение, а также «Древний и красивый обычай», как говорил один из главных героев знаменитой «Кавказской пленницы». Кстати, сейчас за реализацию подобной затеи виновников торжества могут наказать по закону, ведь традиция похищения преследуется Уголовным кодексом РФ.
  3. Традиция кровной мести. Кавказ - это регион, где много традиций противоречат светским и моральным стандартам государства. И обычаи кровной мести - самый яркий пример. Удивительно, но эта традиция не прекращала своего существования с того самого момента, как история Северного Кавказа начала независимое становление. Не имея срока давности, данная традиция до сих пор практикуется в некоторых регионах горного края.

Существуют и другие традиции народов Северного Кавказа. Есть интересные свадебные обряды, которые удивляют своей красотой и нестандартностью. Например, традиция «свадебное скрывание», подразумевающая раздельное празднование бракосочетания. Молодожены первые дни после свадьбы отмечают событие в разных домах и даже не видятся.

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

Южным Кавказом, или Закавказьем по принятой терминологии, является часть Кавказской горной страны к югу от Главного Кавказского хребта. Три из проживающих на Южном Кавказе народов, азербайджанцы, армяне и грузины, насчитывают несколько миллионов человек, другие (абхазы, талыши, таты и пр.), имеют значительно меньшую численность. Приводимые ниже этнографические характеристики соотносятся с закавказской частью этнической территории ряда народов, культура которых характеризуется ниже.

Абхазы занимают северо-восточную часть Южного Кавказа, в диаспорном расселении в Аджарии, Турции и ряде стран Ближнего Востока. В Древности и Средневековье предки современных абхазов занимали обширное пространство на Западном Кавказе, где к началу нашей эры сложились две племенные группы, абазгов на севере и апсилов на юге. Важной исторической вехой было существование в VIII–X вв. Абхазского царства, которое устояло перед арабским нашествием и в результате выступило объединяющим центром всего Западного Закавказья с последующим формированием Грузинского царства "картвелов и абхазов". В монгольское и послемонгольское время Абхазия выделилась как самостоятельное княжество, вошедшее в XVII – XVIII вв. в сферу влияния Турции. В 1810 г. вошла в состав Российской империи. С начала XX в. обозначилась тенденция к национальному самоопределению абхазов в ориентации на Россию.

К середине XIX в. абхазское общество имело признаки классовой организации, характерной для формы кавказского горского феодализма. Существовали князья, среди которых верховенствовал владетельный род Чачба-Шервашидзе, дворяне нескольких категорий, прослойка ашнакума, вольноотпущенники, крестьяне, составлявшие несколько групп. В дальнейшем сохранялась роль носителя этнических традиций абхазства – апсуара за потомками самой многочисленной категории крестьянства – свободных общинников. В общественной жизни сосуществовали формы общинной связи, объединявшей разные сословия, и фамильных объединений, связывающих родственников. В землепользовании господствовал заимочно-посемейный принцип владения.

Основными занятиями были земледелие, виноградарство, скотоводство, пчеловодство, охота, в прибрежной полосе морские промыслы. Хозяйство имело признаки западнокавказского типа (технология расчистки залесенных участков, прососеяние, виноградарство с лозой на деревьях, горячая обработка сыра, большая доля масла в молочных продуктах и др.). Была велика доля домашних промыслов. Особенностью кузнечного промысла была его не только производственная, но и семиотически-сакральная значимость. В жилище с древних времен сосуществовали дома круглой и прямоугольной планировки, стены плелись из прутьев, позднее делались из досок, с середины XX в. основным материалом стал фабричный кирпич. Мужской и женский костюмы близки к одежде северокавказского типа. Пища разнообразна, основным блюдом является кукурузная (ранее просяная) паста, широкую известность получила абхазская острая приправа аджика (дословно соль-перец).

Абхазский фольклор представлен развитым нартским эпосом, предположительно в виде его древнейшего пласта, вариантом богоборческого сказания об Абраскиле и многими другими жанрами. Велика доля приверженцев мировых религий, в Абхазии православных христиан, а в мировой диаспоре – мусульман-суннитов. Вместе с тем велика и растет в последнее время доминанта местных представлений и культов. Среди последних развиты культы фамильных святилищ и особенно почитание кузниц. Абхазская культура веками сосуществовала со многими письменными традициями.

Азербайджанцы являются основным этносом Республики Азербайджан, народом, расселенным также на северозападе Ирана, северо-востоке Турции, юго-западе Грузии и в других странах. Этнографическая группа азербайджанцев – терексменцы – локализуется в южном Дагестане. Язык азербайджанцев Кавказа состоит из четырех диалектов, в каждом из которых имеется несколько говоров. Этногенез азербайджанцев при самом общем определении происходил во взаимодействии кавказских, иранских и тюркских цивилизационных компонентов. В качестве раннего этапа рассматривается период древневосточной истории, охватывающий все время до появления на Южном Кавказе иранских племен и период Мидийского и Ахеменидского государств. Особо обращается внимание на историю кавказского по генезису Албанского (Агванского) царства (III в. до н.э. – VII в. н.э.), территориально объединявшего земли Северного Азербайджана и Южного Дагестана. История Албании (IV–VII вв.) была связана с соперничеством на Восточном Кавказе Сасанидского Ирана и ранних тюркских (гунно-савирских) объединений, возникших вследствие миграций с севера. Возможно, в конце I тыс. до н.э. в Азербайджане и Армении поселились тюрки – древние болгары. В VII– IX вв. в серии арабо-хазарских войн утвердился ислам, и продолжалось проникновение тюрок на Южный Кавказ. В последующие периоды тюркизация Азербайджана была связана с продвижением тюрков-огузов южнее Каспийского моря. К XIII в. относятся первые памятники письменности на азербайджанском языке. В этнополитической истории значение имело образование на Южном Кавказе в IX– XII вв. ряда государств во главе с местными династиями, одной из самых значительных была держава Ширваншахов в Северном Азербайджане. В XVI–XVIII вв. Азербайджан представлял собой цепь местных феодальных образований во главе с тюркскими династиями, номинально подчиненных иранскому государству, и страну с многонациональным населением, в составе которого был значительный тюркоязычный компонент. В начале XIX в. земли к северу от р. Араке вошли в состав Российской империи. Завершающий период ее истории, а также советское время были этапом интенсивной консолидации азербайджанского этноса, завершившегося образованием в 1991 г. Республики Азербайджан.

Издревле азербайджанцы занимались земледелием, выращивая пшеницу, ячмень, рис, возделывая хлопок и марену, уделяя большое внимание садоводству и виноградарству. Скотоводство сложилось преимущественно в форме отгонно-пастбищной, но с некоторыми пережитками кочевой, у групп, живших в степных районах. Шелководство и выработка домашних шелковых тканей были массовыми, хотя технологии шелкоткачества, принятые в крестьянской среде, не способствовали получению нити высокого качества. Были распространены разнообразные ремесла: кузнечество, ювелирный промысел в виде нескольких местных традиций, гончарство, в лесистых районах обработка дерева, в качестве особой специфичности можно упомянуть городскую мужскую вышивку шелковыми нитями. Высокоразвитым видом ремесла являлось женское ковроделие, отличавшееся локальными особенностями технологии и орнаментации.

Для Азербайджана при преобладании сельского населения было типично присутствие городов "восточного" типа, в состав которых входили крепость и дворец властителя, караван-сарай для путешествующих купцов, ремесленные ряды, базар и жилые дома. В городах и сельской местности преобладал принцип поквартального расселения родственников. В сельских районах преобладал дом с каменными стенами и скатной крышей, в горах Большого Кавказа доминировало каменное двухэтажное жилище с плоской кровлей, Малого Кавказа – строения под деревянно-земляным купольным перекрытием. В пастушеском быту были известны переносные жилища типа юрты малого размера.

Традиционная одежда принадлежит к разновидностям общекавказкого костюма с использованием шелковых и шерстяных тканей для создания у мужчин комплекса с распашной чухой, у женщин с платьем или верхней короткой распашной одеждой. Мужчины носили папаху или высокий кулах, женщины – чухту, старшие женщины драпировали фигуру в большой платок келагай. Благодаря цветности тканей, вышивке, обилию серебряных и золотых украшений женскую одежду отличала яркость.

Основу питания составляли молочные, мясные, овощные и мучные продукты, в составе последних были разновидности хлебных лепешек и несколько видов плова. Пили вино, но больше сладкий черный чай и напитки типа шербета.

Большинство верующих азербайджанцев являлись мусульманами-шиитами, в городах особо отмечались важные для шиитов празднования начала месяца Ашура. Главным календарным праздников были ритуалы начала весеннего Нового года Навруз, проводимые в странах распространения ирано-мусульманской культуры. Отмечались следы доисламских верований, в том числе элементы огнепоклонничества.

Фольклор богат всеми разновидностями народного устного творчества, включая эпосы (Кер-оглы и др.), эпическую – дастаны и любовную поэзию – банты, а также множество видов народных музыкальных произведений, включая мугамы – крупные вокально-инструментальные композиции и театральных действий.

Современный литературный азербайджанский язык оформился в конце XIX – первой половине XX в. вместе с появлением азербайджанской интеллигенции, в настоящее время азербайджанцы используют латинскую графику.

Армяне составляют основное население республики Армения и широко распространенную мировую диаспору. Армянский язык имеет множество диалектных различий, два диалекта, араратский и константинопольский, являются основными.

В расовом отношении армяне являются потомками древнего населения Закавказского нагорья, в лингвистическом – носителями наиболее древнего языка, среди ныне бытующих индоевропейских. В этнополитической традиции история армян связывается с древневосточными государствами Арманум (XXIII в. до н.э.), Урарту (XIII–VII вв. до н.э.), племенными союзами Хайяса-Аззи (середина II тыс. до н.э.), Арме-Шубрия (XII–VII вв. до н.э.). В IV–II вв. до н.э. произошло становление древнеармянского этноса, его государственность оформилась, как часть политической картины эллинистического мира и была разрушена в начале Средневековья. Средневековая история армян прошла в условиях разрушения собственных политических институтов, разделения территории на западную и восточную зоны, контролировавшиеся Ближневосточными империями. Начиная с XI–XIII вв. началось замещение на Закавказском нагорье армянского населения пришлыми тюркскими племенами и образования армянской диаспоры, что привело к формированию в обществе механизмов группового самосохранения этноса: смещение сферы занятий в урбанистическую сферу и совершенствование закрытой религиозно-письменной культуры. В XIX в. часть периферийной этнической территории армян вместе с главным религиозным центром была включена в состав Российской империи. В дальнейшем, в результате репатриации, на этой территории был образован новый национальный очаг, с воспроизводством историко-этнографических особенностей, многих регионов исторической Армении. К провозглашению суверенитета Республики Армения в 1991 г. ее территория отличалась высокой степенью мононациональности.

К середине XIX в. практически не сохранились слои феодальных верхов, исключение составляли только карабахские мелики. Крестьяне при распространении российской власти в большей части зачислялись в сословие государственных, что облегчило проведение последующей крестьянской реформы. В городах Кавказа армянское население присутствовало повсеместно, иногда имея численное преимущество. Также значительна была доля армян среди рабочих и местной буржуазии.

Сельское население занималось земледелием и скотоводством. Большие усилия тратились на ирригационные работы, в частности, необходимые для достижения того высокого уровня развития, которым отличались садоводство и виноградарство. Владение каким-нибудь видом ремесла было обязательным, в том числе и в зажиточных семьях. Развиты были многие промыслы, но особо следует отметить среди мужчин ювелирное дело, а среди женщин ковроделие, в том числе в расчете на рынок. В городах долго сохранялась цеховая организация ремесленников.

Дома в селениях располагались скученно, часто с внутренними тайными проходами между ними. Древнейшим типом жилища была полуземлянка со сводчатым перекрытием. Были распространены дома с айваном (крытой террасой), жилые пещеры с архитектурно оформленным порталом и др. В планировке жилища выделялось помещение с очагом, углубленном в полу. В одежде присутствовало локальное разнообразие по принадлежности к западной или восточной зонам. В мужской одежде на западе доминировал комплекс с шароварами и жилетом, на востоке комплекс с чухой. В женской одежде на востоке были более заметны общекавказские признаки.

Традиционная пища включала в себя как упрощенно-сакральный набор – лепешка из пресного хлеба – сыр – зелень, так и изысканно-сложные наборы блюд из мяса, мучных и молочных продуктов, зелени и пр.

Религиозность всегда была массовой, армяне принадлежат к особой Армянской Апостольской церкви с ортопраксией, близкой к православной, но с особой догматикой. Христианство в Армении было принято в 301 г. Часть армян – католики, протестанты, мусульмане (хемшилы).

Армянский язык является древнеписьменным. Его алфавит, по преданию, был разработан Месропом Маштоцем в конце IV в. Армянам были известны все фольклорные жанры: в том числе эпические сказания (например, эпос "Давид Сасунский"), пословицы, поговорки, сказки, песни различных видов. В 1512 г. вышла первая печатная книга на армянском языке.

Грузины – основной этнос Республики Грузия, проживают также в Иране, Турции, Азербайджане и других странах. Этнос состоит из субэтнических групп: мегрелов, лазов, сванов и собственно грузин (картвелов), включающих в себя локально-этнографические группы аджарцев, гурийцев, джавахов, имеретин, ингилойцев, картлийцев, кахетинцев, лечхумцев, месхов, мохевцев, мтиулов, пшавов, рачинцев, гушин, хевсур. Эти различия отражены в градациях языка.

Сложение протогрузинских племен, предположительно, приходится на период не позднее II тыс. до н.э. К концу II тыс. до н.э. относятся упоминания в надписях царств Кулха и Диаоха, располагавшихся в северо-восточной Анатолии. В VI–IV вв. до н.э. произошло образование двух государств Колхиды (Эгриси) на западе и Иберии (Картли) на востоке, что явилось основополагающим фактом в этнополитической истории грузин. В течение двух тысячелетий населению Грузии приходилось вести борьбу с различными захватчиками, при том, что большую часть истории крупные ближневосточные деспотии подчиняли себе грузинские земли, в них сохранялась собственная политическая система и способность народа к вооруженному сопротивлению. В XI–XII вв. после освобождения от последствий арабского и сельджукского нашествий Грузинское царство являлось мощной державой, объединившей фактически весь Южный Кавказ. В дальнейшем внешняя агрессия и внутренние усобицы ослабили Грузию и вынудили некоторых ее правителей в XVII–XVIII вв. искать покровительства со стороны России. В течение первой половины XIX в. практический все земли Грузии отдельными частями вошли в состав Российской империи.

К концу XIX в. сохранялись все сословные группы феодальной Грузии, от царской фамилии до группы горожан, бывших до крестьянской реформы в состоянии крепостной зависимости. Существовало многочисленное дворянство, значительная доля которого была обезземелена. Свои группы составляли купцы и ремесленники, в городах объединенные в цехи. В горных районах крестьянские общины были организованы по типу вольных обществ Большого Кавказа.

В хозяйственном отношении, по типам полеводства, орудий обработки земли, транспортных орудий и т.п., выделялись западная, восточная и высокогорная зоны. Везде присутствовал комплекс земледелия и скотоводства в экологически и исторически обусловленных местных формах, в западной и восточной зонах большое значение имело виноградарство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Были развиты многие виды ремесел как мужских, так и женских. Это изготовление холодного и огнестрельного оружия, керамическое производство, отличавшееся применением всех возможных технологий обращения с глиной, или обработка серебра, представленная несколькими вариантами национальной школы ювелирного искусства.

Поселение и жилища имели особенности, выделяемые по трем указанным выше хозяйственно-географическим зонам. В западных районах преобладала разбросанная, на востоке поквартальная, в горных районах скученная планировка селений. На западе доминировал деревянный дом на столбах, на востоке – каменное жилище, в горах – двухэтажные каменные конструкции и башни. Двухэтажный дом с балконом был городским жилищем. Городской тип поселения имеет раннюю историю, как и специфические формы культуры горожан, в особой степени они развивались в Тифлисе (Тбилиси), имевшем значение культурного центра всего Южного Кавказа.

Грузинский костюм отличался разнообразием типов и их вариантов, обусловленных локальными, сословными, профессиональными, имущественными возрастными и прочими особенностями. Отмечается богатство грузинской народной кухни и сложность застольного этикета, как и признание в Грузии пиршества оптимальной формой общения.

Большинство грузин являются православными, христианство было принято в восточной и западной частях Грузии в середине IV в. Большую часть своей истории грузинская церковь была автокефальной. Аджарцы, ингилойцы и часть месхов – мусульмане-сунниты.

Грузинский язык является древнеписьменным. Бытовая грамотность была почти повсеместной. В конце XIX в. при участи писателя и общественного деятеля Грузии И. Чавчавадзе была осуществлена гражданская реформа грузинского языка. Фольклорная культура грузин развивалась на письменной и устной основах. Большинство крупных литературных произведений имели массовую известность, как, например, поэма Шота Руставели "Витязь в барсовой шкуре". В народной среде сохранению фольклорных и музыкальных произведений, существовавших во множестве жанров, способствовал обычай их исполнения в местах массовых собраний – так называемая народная газета.

В пределах Северного и Южного Кавказа расселены многочисленные этнодисперсные группы талышей, татов, евреев Кавказа, курдов, айсоров (ассирийцев), турков-месхетинцев, греков Кавказа, цыган Кавказа и пр.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...