Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

В мире расколотом надвое. Мир расколотый надвое. Ты в белых был? Беленький? Офицер, а

Цель урока:

Оборудование урока:

Методические приёмы:

Ход урока

I . Слово преподавателя

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия».

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А. Шолохова»

Урок 4. «В мире, расколотом надвое».

Гражданская война в изображении Шолохова

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».

Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ преподавателя.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).

II. Анализ эпизодов книги второй

Находим и анализируем эпизоды:

Сцена расправы над чернецовцами (Т. 2, часть 5, глава 12)

    Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов? (Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон.)

    Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?

    Чем мотивированно поведение этих героев?

    Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров? (Автор наделяет их портретами; «поручик с красивейшими женскими глазами», «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер». Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные «враги» - перед нами люди.)

    Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова? (Описание казнимых офицеров делает поступок Григория психологически оправданным: он вступается не за врага, а за человека.)

    Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод? («...заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь спросил: - А ты думал - как?» В этой фразе Минаева - попытка оправдать насилие и жестокость высшими интересами, интересами революции, победившего класса - попытка утверждения так называемого революционного гуманизма».)

    Что переживает Григорий после этих трагических событий?

Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость. «Народ стравили», - думает Григорий о происходящем. (Эпизод «Казнь Подтелкова и его отряда» - книга вторая, ч. 5, гл. 30).

    Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова? (Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чем свидетельствует его страстный монолог, обращенный к Подтелкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»)

    Почему он уходит с площади? (Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.)

    В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?

    В чем смысл такого «зеркального отражения»? (Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде - обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.)

Переходим к анализу последнего эпизода второй книги.

    В чем символический смысл этого эпизода? (В этом эпизоде (старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь) сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное - и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)

    Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом? (Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа «Отцы и дети»: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы» они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…»)

III. Заключительное слово преподавателя

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова - главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

(Вспомним «Девяносто третий год» В. Гюго).

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки - дьявольское все-таки не побеждает божеское.

    Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа? (Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков - ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).

IV. Домашнее задание

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

Разделы: Литература

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.

Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отбирать “изюминку” в тексте для себя.

Эпиграф к уроку:

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев

“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”

Борис Васильев

Вступительное слово учителя.

“Тихий Дон” - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно – историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Поэтому, чтобы понять роман, надо обратиться к действительности, обращенной в нем. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.

  1. Сообщение темы, цели, задачи урока.
  2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, и внимание гостей к размышлениям современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. Так Борис Васильев утверждает: (чтение эпиграфа к уроку).

Словарная работа

Суть – самое главное, существенное.

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду ?

Правда

Подобно Л.Н.Толстому в повести “Хаджи-Мурат”. “Мир людской, разворошенный революцией…”

А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Словарная работа:

Предварение – т.е.сделать что-то раньше забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок)

Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым ?

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная , потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

  1. Главные
  2. Эпизодические
  3. Названные по именам
  4. Безымянные

И Шолохова волнует их судьба.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны?

Расказачивание казачества

т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)

Чем оно сопровождалось?

массовым террором.

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

  • Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)
  • Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)
  • Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)

Как Шолохов изображает это время?

Как рисует будущее?

“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим”

Об этом говорит Шолохов!

А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

- Что скажет Шолохов о людях?

“Набычился народ, осатанел” т.е.стал злым, жестоким озверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Михаил Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

“…А в Пономарёве всё ещё пыхали …” (ч.5.гл.30) (чтение отрывка текста)

- Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет?

- Что же происходит в мире расколотом надвое ?

Убийства насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем !

Поэтому он никого не оправдывает и не винит.

А как он относится к насильственной смерти?

Отвергает!

Что же он противопоставил жестокости?

Учащиеся рассуждают о символах.

Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью .

Кто мстит и кому?

Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку, сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!!

Митька Коршунов “всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых”.

Но можно ли остановить месть?

И кто же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни?

Бессловесная природа!

Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО

Поэтому – то многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб так же бессудно красноармеец Валет. (зачитать сцену похорон красноармейца Валета).

Итак, какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?

Можно дать как Д/З.

Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

- О чём Шолохов напоминал, жившим тогда и нам, нашему поколению? Чему учит?

- Какую главную мысль отстаивает?

Итак, природа выбирает жизнь .

Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

Ч.6.гл.16.

Ты какой же стороны держишься?

Ты, кажется, принял красную веру?

Ты в белых был? Беленький? Офицер, а?

Эти вопросы задавали одному и тому же человеку – главному герою романа М.А.Шолохова

Григорию Мелехову.

А он отвечает на них?

Он устал.

От чего?

От войны .

Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянстве колебания метания рождает злобу вражду месть в озверение.

Об этом говорил и Л.Н.Толстой в повести “Хаджи - Мурат”

А концепция Шолохова какова?

Прекратить братоубийственную войну!

А концепция Бабеля?

Отвергает войну.

А Фадеев?

Показывает ломку человека (Левинсон).

Его поступки оправданы высшей целью.

А так истолковывает свою позицию Борис Васильев. (Чтение записи на доске)

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны.

И вновь контраст, но уже эмоциональный!

И так от эпизода, к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей жизни.

Внутренне стремление его как человека к миру

В окружающей жизни – война .

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. Внутри России и сейчас идёт гражданская война. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же эти ценности надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Россия нынче тоже в муках великого передела, она в мире расколотом надвое , она пока ещё на распутье . Что будет с ней? Что будет с нами?

И сегодняшний урок я хочу закончить словами Ф.И.Тютчева. Прав он был, говоря:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

И действительно, хочется верить, что победит всё-таки разум . Иначе нельзя, невозможно.

Эпиграф: “В гражданской войне всякая победа есть поражение” (Лукиан)

Роман-эпопея “Тихий дон” был написан одним из величайших писателей ХХ столетия – Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны.

В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое резкой сменой

власти – большевики свергли царя Николая II. Сложившийся веками строй был разрушен до основания и народ не знал, как себя вести. Шолохов описывает метания народа на примере героя Григория Мелехова, который не может решить, какого цвета его идеология – красная или белая. Он “мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить”. Все окружающие беспрестанно предлагают Мелехову выбрать от или иной путь, что еще раз доказывает раскол и сумятицу, происходящие в обществе. В тоге, он приходит к выводу: “Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый”.

В романе есть два показательных

эпизода: глава 12, в которой описана казнь чернецовцев, и глава 31 повествующая о расправе над подтелковцами. Если сравнить образы белых офицеров и большевиков перед казнью, то они одинаковы. И белые и красные перед смертью обвиняют окружающих в глупости и недальновидности; и белые и красные уверены в своей правоте и не страшатся смерти. Показательно то, что и чернецовцы и подтелковцы – это донские казаки! Это люди, которые жили в соседних домах и ели один и тот же хлеб. Подтелков без доли сомнения отдает приказ убить 40 плененных белых офицеров, Чернецова отказываются поддержать союзники, оставляя на расправу красным, Дмитрий Коршунов расправляется с собственными односельчанами в надежде заработать звание офицера. Писатель-гуманист Шолохов показывает, что гражданская война – это братоубийственная война, по сути своей бессмысленная, ведь обе стороны сражаются за лучшее будущее для родины, а в народе всегда найдутся “двойные агенты”, ратующие только за собственное благополучие. В итоге звучит вообще абсурдное мнение одного из казаков: “Давайте биться и с красными и с кадетами! Всех сменим!”.

Символизм романа не только в противопоставлении красные-белые, но и в противопоставлении война-природа. Ужасы войны пересекаются с описаниями величия и спокойствия природы: орел, парящий над степью, березы с бурыми почками, и река Дон, разделяющая враждующие стороны. Писатель подчеркивает, что кто бы в результате не пришел к власти, природа останется неизменной, времена года продолжат сменять друг друга. Есть вещи гораздо более важные, чем борьба за власть. Есть любовь, есть честь, есть отвага. И проявлять их нужно каждый день, заботясь о своей семье и делая мирные дела для благополучия Родины.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой....
  2. В знаменитом романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествуется о гордых и трудолюбивых людях – донских казаках. От рождения их воспитывали воинами, доблестными солдатами и офицерами,...
  3. Роман “Тихий Дон” является не только центральным про­изведением творчества М. Шолохова, но и одним из самых “громких”, узловых романов XX века. В центре романа -...
  4. Как в “Тихом Доне”, так и в “Поднятой целине” много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея “собственной” сюжетной линии....
  5. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о несчастной жизни казачества в годы страшных кровавых событий, происходивших в России в начале двадцатого века....
  6. В гостях у Пелагеи Наталья принимает решение выяснить дальнейшие планы Григория. Акцентируя внимание читателя на поведении Натальи в родительском доме, М. А. Шолохов показывает, что...
  7. Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная...

И должно определить место произведения в монографической теме «М. А. Шолохов». Исходные тезисы, которые направляют методическое решение этой темы, можно сформулировать следующим образом:

- «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов. Контекстный принцип обзора позволит установить не только проблемно-тематические, но и эстетические связи произведений писателя, что даст читателю возможность глубже познать художественный мир Шолохова, почувствовать особенности его дарования.

В романе-эпопее «Тихий Дон», над которым писатель работал с 1925 по 1940 год, отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.

Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Задача учителя - помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения, приблизить их к пониманию авторской версии событий, «которые потрясли мир». Система обзорных уроков по роману «Тихий Дон» может быть представлена в таком варианте:

Первый . Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий

Дон». (Вступительная лекция учителя.)

Второй урок. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельными эпизодами первой части романа, ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане.)

Третий урок. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (Беседа о

Прочитанном, комментарий к отдельным сценам третьей - пятой частей романа,

Обобщение учителя.)

Четвертый урок. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону в

Изображении Шолохова. (Слово учителя, сопоставительный анализ отдельных эпизодов

Шестой и седьмой частей романа.)

Пятый урок. Судьба Григория Мелехова. (Урок-семинар.)

Роман «Тихий Дон» привлечет учащихся новизной жизненного материала. В нем очень ярко показана жизнь казачьего хутора во всей ее живописности и многоцветии, повседневности и во всей полноте человеческого проявления.

Ко второму уроку Ученики выполнят следующие задания: 1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие ? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией? 2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель? 3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? Желательно, чтобы ученики не прошли мимо таких эпизодов первой части: «История Прокофия Мелехова»

(гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).

Обратим внимание учеников на то, что в центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове», - признавался Шолохов. Общий строй повествования убеждает, что писатель находился и под влиянием обаяния Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Главные ценности у Мелеховых - нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и, главное, трудолюбие.

В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он и женишок хоть куда, - говорит о Григории мать Натальи, - и семейство ихнее шибко работящее Работящая и при достатке». «Мелеховы - славные казаки», - вторит ей дед Гришака. «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толпы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз». Многие эпизоды убеждают в справедливости подобной характеристики Мелеховых.

Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков он искал объяснение поведению героев в дни грозных испытаний. Поэтому первую часть романа можно рассматривать как развернутую вширь экспозицию романа «Тихий Дон», хронологические рамки которого обозначены очень четко: май 1912 - март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе». Таким выводом можно завершить второй урок по роману Шолохова.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова - такова тема Третьего Урока. Задержим внимание учащихся на этой формулировке: в ней обозначены и авторский взгляд на событие, и отношение казаков к войне, и характер повествования. Как же раскрывается этот образ, ставший ключевым в романе? Этот вопрос будет направлять анализ эпизодов третьей - пятой частей романа.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова станет зеркалом, своеобразно отражающим и события мировой истории. Начиная с третьей части романа трагическое будет определять тональность повествования. Впервые же трагедийный мотив прозвучит в эпиграфе:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появляется дата: «В марте 1914» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» Как видим, рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой - косили жито (часть третья, гл. 3). Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (гл. 4). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», - все это связано с датой - 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«- Милая ты моя говядинка! - И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны Эшелоны Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

В мире, расколотом надвое (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») Амитова А.А.

Цель урока : определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.

Задачи урока : учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отбирать “изюминку” в тексте для себя.

Эпиграф к уроку :

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев

“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”

Борис Васильев

Вступительное слово учителя.

“Тихий Дон” - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно – историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Поэтому, чтобы понять роман, надо обратиться к действительности, обращенной в нем. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.

    Сообщение темы, цели, задачи урока.

    Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, и внимание гостей к размышлениям современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. Так Борис Васильев утверждает: (чтениеэпиграфа к уроку).

Словарная работа

Суть – самое главное, существенное.

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал этуПравду ?

Правда

Подобно Л.Н.Толстому в повести “Хаджи-Мурат”. “Мир людской, разворошенный революцией…”

А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Словарная работа :

Предварение – т.е.сделать что-то раньше забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок)

Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым ?

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная , потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

- Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

  1. Эпизодические

    Названные по именам

    Безымянные

И Шолохова волнует их судьба.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны?

Расказачивание казачества

т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)

Чем оно сопровождалось?

массовым террором.

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

    Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

    Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)

    Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)

- Как Шолохов изображает это время?

- Как рисует будущее?

“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим”

Об этом говорит Шолохов!

- А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

- Что скажет Шолохов о людях?

“Набычился народ, осатанел” т.е.стал злым, жестоким озверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Михаил Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

“…А в Пономарёве всё ещё пыхали …” (ч.5.гл.30) (чтение отрывка текста)

- Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет?

- Что же происходит в мире расколотом надвое ?

Убийства насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем !

Поэтому он никого не оправдывает и не винит.

- А как он относится к насильственной смерти?

Отвергает!

- Что же он противопоставил жестокости?

Учащиеся рассуждают о символах.

Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью .

- Кто мстит и кому?

Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку, сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!!

Митька Коршунов “всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых”.

- Но можно ли остановить месть?

Можно!

И кто же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни?

Бессловесная природа !

Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО

ЖИЗНИ

Поэтому – то многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб так же бессудно красноармеец Валет. (зачитать сцену похорон красноармейца Валета).

- Итак, какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?

Можно дать как Д/З.

- Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

- О чём Шолохов напоминал, жившим тогда и нам, нашему поколению? Чему учит?

- Какую главную мысль отстаивает?

Итак, природа выбирает жизнь .

- А люди?

Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

Ч.6.гл.16.

- Ты какой же стороны держишься?

- Ты, кажется, принял красную веру?

- Ты в белых был? Беленький? Офицер, а?

Эти вопросы задавали одному и тому же человеку – главному герою романа М.А.Шолохова

Григорию Мелехову.

- А он отвечает на них?

- Почему?

Он устал.

- От чего?

От войны .

- Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянстве колебания метания рождает злобу вражду месть в озверение.

Об этом говорил и Л.Н.Толстой в повести “Хаджи - Мурат”

- А концепция Шолохова какова?

Прекратить братоубийственную войну!

- А концепция Бабеля?

Отвергает войну.

- А Фадеев?

Показывает ломку человека (Левинсон).

Его поступки оправданы высшей целью.

А так истолковывает свою позицию Борис Васильев. (Чтение записи на доске)

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны.

Ч.6. гл.10

И вновь контраст, но уже эмоциональный!

И так от эпизода, к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремленийГригория Мелехова и окружающей жизни.

Внутренне стремление его как человека к миру

В окружающей жизни – война .

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. Внутри России и сейчас идёт гражданская война. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же эти ценности надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Россия нынче тоже в муках великого передела, она в мире расколотом надвое , она пока ещё на распутье . Что будет с ней? Что будет с нами?

И сегодняшний урок я хочу закончить словами Ф.И.Тютчева. Прав он был, говоря:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...