Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Роскошные «женщины Альфонса Мухи»: шедевры чешского художника-модерниста, создателя «искусства для всех. Картины художника альфонса муха и стиль модерн Альфонс муха портреты

Альфонс Муха родился в г. Иванчице (Моравия) 24 июля 1860.
В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.
Альфонс Муха достиг первого успеха в 1894 году, выполнив литографию афиши Сары Бернар и Театра Ренессанс. С ним был заключен шестилетний контракт. В этот же период Альфонс Муха оформляет спектакли и участвует в создании костюмов.

Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894; "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896; "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896; "Медея" по мотивам Еврипида, 1898). Частично выступал и как дизайнер этих постановок: по его эскизам создавались не только платья, но и сценические ювелирные украшения. Вошел с этой поры в число ведущих художников французской рекламы; его композиции печатались в журналах либо в виде плакатов - с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в орнаментально-пестрый мир роскоши и неги. В том же "стиле Мухи" создавались и красочные графические серии ("Времена года", 1896; "Цветы", 1897; "Месяцы", 1899; "Звезды", 1902; все работы - акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.


Одна за другой проходили его выставки, появлялись восторженные отзывы в печати. Художник становится владельцем новой большой мастерской, он принят в высшем свете - одним словом, к нему приходит заслуженная слава. Альфонс Муха создал стиль "art nouveau", который стал воплощением его эпохи, но одновременно он попал в порочный круг коммерческих заказов. Однако сегодня именно эти произведения, созданные им в "Парижский" период, считаются самым ценным его вкладом в сокровищницу мирового искусства.

Кроме графических и живописных работ, рисунков, скульптур и ювелирных изделий Альфонс Муха создает архитектурные проекты. Одним из них является проект дизайна и декоративных украшений павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. В этом же году он женится на своей ученице Марии Хитиловой, которую он страстно любил и которая была моложе его на 22 года.


В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает на "Славянской эпопее". Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики. После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.
Альфонс Муха скончался 14 июля 1939 года - ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

Альфонс Муха. Превращая «земное» в искусство


Татьяна Федотова

«Абсолютное отсутствие таланта» - такой безнадежный ответ получил Альфонс Мария Муха от профессора Льготы, когда пытался первый раз поступить в Пражскую Академию изящных искусств. Вряд ли в тот момент и сам юноша, и уважаемый профессор могли представить, каким огромным успехом во всем мире будут пользоваться выставки Мухи.
А мы сами могли в этом убедиться совсем недавно: с 6 декабря по 23 февраля в Москве, в Музее частных коллекций (филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина), прошла выставка Альфонса Мухи «Цветы и грезы ар нуво».

Его графические работы - это ранний вклад в движение, выносившее искусство в повседневную жизнь.
Рената Ульмер

Любители творчества чешского художника, несмотря на холодную московскую зиму, выстраивались в длинные очереди. Замерзнув окончательно, я вместе с другими попала в небольшой зал, где были выставлены произведения знаменитого художника.

Велико же было мое удивление, когда оказалось, что «произведения» эти по большей части - всего лишь афиши и рекламные плакаты папиросной бумаги, пива или велосипедов. Но несмотря на это каждая из работ - настоящее произведение искусства. На любой из них центральный живописный мотив - дама: стилизованная фигура прекрасной женщины или робкой девушки, где-то мечтательной и даже религиозной, где-то беззаботной и уверенной в себе. Но каждая работа - это изящество, тонкость и грациозность. Муха выражал в своих произведениях эстетические вкусы своего времени, в них видны художественные поиски рубежа XIX–XX веков. Именно в это время рождался новый стиль - «модерн», или «ар нуво» (от французского art nouveau - «новое искусство»).

Но Муха был не только представителем нового стиля; о его работах говорили: «Стиль Мухи». Его произведения легко узнавались среди множества других, даже среди тех, которые откровенно пытались копировать художника. Его стиль - это гармония линий и цвета; каждая деталь существует в согласии с другими деталями. И вся плоскость листа удивительным образом организована. Когда рассматриваешь картину в целом или какую-нибудь одну ее деталь, не покидает чувство цельности и подчинения единому замыслу.

Но самым удивительным во всей выставке была, на мой взгляд, маленькая комнатка, в которой висели только фотографии тех моделей, с которых Муха писал свои картины. Обходя их и вглядывамясь в каждую из фотографий, без особого труда можно узнать те рекламные плакаты, на которых изображается - и преображается - та или иная дама. Да, на самом деле преображается, приобретает какую-то особенную тонкость, особенный «дух Мухи». Обычная девушка на фотографии становится настоящей красавицей на плакате, со своим характером, своей изюминкой, своей неповторимостью. Волосы превращаются во вьющиеся локоны, незаметно переходящие в общий орнамент, складки платья подчеркивают движение всей композиции. Даже цветы начинают расти, закручиваясь в необыкновенную линию, а дым от папирос прозрачной вуалью обвивает волосы модели.

Благодаря таланту Мухи создавать из простых вещей настоящие произведения искусство афиши перестало восприниматься как второстепенное. И по-настоящему прославился он благодаря афише, выполненной по заказу Сары Бернар к спектаклю «Жисмонда». За одну ночь (!) было создано то, что произвело настоящую сенсацию на улицах Парижа. Это был прорыв, поворотный момент в карьере Альфонса Мухи. После этого посыпались предложения, тут же был подписан контракт с актрисой на шесть лет, и слава художника разошлась далеко за пределы Парижа...

А помните, с чего все начиналось? С неудачной попытки поступить в Пражскую Академию изящных искусств. Непреодолимое желание учиться, творить и получить настоящее художественное образование приводит его в Мюнхенскую Академию художеств, после ее окончания - в Пражскую Академию художеств и, наконец, в Академию Коларосси. В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка - 448 рисунков, плакатов и эскизов. Она пользовалась невероятным успехом, и вскоре жители Вены, Праги и Лондона получили возможность увидеть все это тоже. Началось массовое тиражирование работ Мухи: их оформляли в картины, выпускали открытки, календари. Работы художника можно было встретить как в буржуазных салонах и дамских будуарах, так и на афишных тумбах и в простых домах. Модницы Парижа носили ювелирные украшения, выполненные по эскизам художника. Жорж Фуке - парижский ювелир того времени - вдохновлялся изделиями, которыми были украшены дамы на плакатах Мухи, и даже создал целую коллекцию ювелирных украшений по его эскизам. Но помимо больших и серьезных работ художнику приходилось выполнять и такие заказы, как проектирование рекламы конфет и мыла, папиросной бумаги и ликера.

Однако за всей этой славой и признанием Муха мечтал о другом. Он хотел быть историческим живописцем, и звание талантливого декоратора его совсем не вдохновляло. Его большой мечтой (а он даже считал это своим предназначением) было создание работ, посвященных славянскому народу, так горячо им любимому. И Муха, который привык не отступать от своих идей, после 1910 года посвятил свою жизнь выполнению этой задачи. Он день за днем изучал славянскую мифологию, историю своего народа. К 1928 году он создал свою «Славянскую эпопею», состоявшую из двадцати монументальных полотен, на которых была изображена история чешского народа. Однако привыкшая к «другому» Мухе публика эту его работу не приняла. Да к тому же художественные вкусы к тому времени изменились. Но в любом случае Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши. Альфонс Мария Муха создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас.

Выхожу из музея. От входа и до самой остановки тянется очередь людей, которые хотят увидеть «произведения знаменитого чешского художника». Похоже, их тоже ждет немало удивлений!


Его называют одним из самых известных художников и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Альфонс Муха с детства любил рисовать, но его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.

Однажды Альфонс Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

После занятий в Мюнхене он переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.

Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Когда актриса увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформлял афиши, костюмы и декорации к ее выступлениям.

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем, оно стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших художников стиля модерн.

Роскошные и чувственные «женщины Мухи» тиражировались и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

В 1898-1899 годах Альфонс Муха работал над обложками и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» - изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».

Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.

Техника оригиналов - литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многие работы художника впоследствии были выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на творческий и финансовый успех в США, американская жизнь тяготила Муху своей ориентацией исключительно на деньги, он мечтал вернуться в Чехию. В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы фокусирует на «Славянской эпопее». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критиков искусства.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала его фирменным знаком.

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов - иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.

Картины Альфонса Мухи обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров - Климта, Врубеля, Бакста - произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерн в творчестве Мухи - это стиль женщин и цветов.

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника - Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Мария была младше художника на 22 года и примерно настолько же его пережила. В ее чувствах к художнику отсутствовал материальный расчёт, ведь на момент их свадьбы долги Альфонса Мухи намного превышали его состояние.

Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей – все они обладали этим типом внешности.

Многие изобразительные элементы его творчества можно найти в работах современных дизайнеров, иллюстраторов и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на второстепенное искусство плакатов, афиши и оформление разнообразных товаров.

Художник создавал не только настоящие картины и , но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня стиль модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, при этом, не зная имени художника.

Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерн в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Альфонса Мухи уникальным явлением в истории

Скончался художник 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В наши дни в Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями картин и иллюстраций Альфонса Мухи.




«Славянская эпопея»












Творчество польского художника первой половины ХХ века, к сожалению, мало известно в наше время. Хотя самобытность и незаурядность его таланта нашли множество поклонников во всем мире. Никто не останется равнодушным, любуясь сериями картин «Цветы», «Времена года», «Славянские девы», «Месяцы», в которых художник воспевает женскую красоту, красу природы и выступает как знаток народных традиций и обрядов.

Биография Альфонса Мухи

Альфонс родился в Моравии в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Именно конец Х1Х века наложил отпечаток на все его творчество, даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стараясь в бурное неспокойное время, отобразить в своих произведениях душу народа.

Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего по расчету) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника.

Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительным, получили среднее образование.

Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого польского города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но нужно сказать, что далеко не лучшим из студентов. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе, и закона Божьего, что считалось недопустимым, а получал отличные отметки только по рисованию и пению.

Студент вскоре был отчислен из Академии по причине «всякого отсутствия таланта к художеству» и становится писарем в городском суде Иваничица. Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в Венской фирме, производящей театральный реквизит, он устраивается туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разоряется, и Альфонс вновь остается не у дел.

Благодаря хлопотам отца, он перебирается в южный город Микулов, где занимается чем придется: немного рисует театральные декорации, занимается миниатюрой, портретами, плакатами и порой за неимением другой работы, малярничает.

И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он расписывал потолки в принятом тогда стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далекой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но также и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художнику удавалось выбраться на природу, где он жадно рисовал с натуры.

В гости к графу приезжает венский профессор живописи Край, он заинтересовался произведениями молодого художника и убеждает его продолжить образование. Довольный граф выступает меценатом Альфонса и за свой счет отправляет его в Академию художества города Мюнхен. Так, в 1885 году художник продолжил свое профессиональное образование. Через два года он переводится в Академию искусств в Париже, причем сразу на третий курс.

Это лучшее время в его учебе, но оно скоро оканчивается: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы. В некоторых мемуарах Альфонс Муха намекает на периоды лишений и невзгод, но уже в 1991 году он устанавливает прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также пишет плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключает с ним шестилетний контракт на все новые произведения.

Таким образом Альфонс вступает в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходят выставки его работ во многих крупных европейских городах и изменчивая Фортуна, наконец постучала в дверь к художнику.

Славянская Эпопея

В наши дни считается, что именно произведения этого цикла и являются самым ценным вложением художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.

Любовь к Родине, ее природе, ее истории и ее традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Поэтому уже будучи зрелым творцом Альфонс Муха задумывает создать серию картин, посвященных истории славян. Эта идея не родилась в один момент, он долго ее вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и написано было двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории.

Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и ее народ. Всю коллекцию картин он принес в дар любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ к всему собранию полотен и по сей день любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.

Любовь в жизни художника

Именно в Париже Муха встречает свою любовь, свою музу – девушку- чешку Марию Хитилову. В 1906 году они вступают в брак, хотя Мария моложе Альфонса на двадцать лет, но она искренне любит его и восхищается его творчеством.

Для Альфонса же эта юная девушка стала, как он сам говорил, второй любовью после Родины. Вместе с ней он переезжает на жительство а Америку, с которой подписал выгодные контракты на серии работ. Здесь рождаются дети художника, но мечты о далекой родине никогда его не оставляют, и в 1910 году семья Альфонса возвращается в Моравию.

Последний период творчества

В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.

С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.

Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.

Несправедливо забытый

Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. По инициативе его детей и внуков был открыт в 1998 году. Именно здесь можно увидеть изменившую жизнь мастера афишу к спектаклю «Жисмонда». В музее хранятся экспонаты, сопровождающие жизнь художника и освещающие его творчество.

Многие выставленные здесь предметы переданы в дар музею семьей художника, из них можно узнать о его личной жизни и характере, привычках и отношениях в семье.

Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши, иллюстратор, ювелирный дизайнер. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В нашей стране имя художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», - начала «серебряного» веков... Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) - «стилем Мухи». Или - «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так. Слева автопортрет художника.

Максим Мрвица - Claudine



Весна

Зима
Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор, и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А.М.» — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Возможно, причина в том, что где-то здесь родилась его первая юношеская любовь, в память о которой Муха назовет свою дочь Ярославой.

Ярослава, 1925

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.

Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами. В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника. Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.

Девушка в чешском костюме

В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование. Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства: Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились, и Муха остался без средств к существованию. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923), блистательная французская актриса. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Портрет Milada Cerny

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги.

Ничего подобного до Мухи никто не делал. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна д’Арк». Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.


Цветы, 1897

Фрукты, 1897

Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.

В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и драгоценности, а мужчины демонстрировали дам — в общем, театр был пищей для вдохновения и сплетен. И, конечно, Сара Бернар, а в особенности ее личная жизнь, всегда были объектом внимания журналистов и публики. Поводов находилось предостаточно. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей.

Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Виктор Гюго подарил Бернар бриллиант, символизировавший слезу, которою он не смог сдержать во время спектакля с её участием. Актриса любила подыграть публике. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына, и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения».

Геральдическое рыцарство

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин? «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.

Весенняя ночь

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.



Поэзия, 1898

Музыка, 1898

Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете. Скорее, это было покровительство, в чём-то, может быть, сродни покровительству старшей сестры.

Дорогой Муха, — писала Бернар художнику в 1897 году, — просите меня, чтобы я Вас представила обществу. Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас слово… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу. Сжимаю обе Ваши руки в своих, мой дорогой Муха. Сара Бернар.

Девушка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920

В год их знакомства Саре было пятьдесят, а Мухе — тридцать четыре. Муха писал, что, конечно, Бернар прекрасна, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Муха восхищался Бернар как актрисой, даже когда ей было за шестьдесят. В те годы Муха жил в США, а Сара Бернар приезжала в эту страну на гастроли. Они не раз встречались, и об этих встречах Муха непременно писал своей невесте Марии Хитиловой (Marie Chytilová), заверяя, что между ним и Бернар всегда были лишь приятельские отношения.

Женщина с горящей свечой, 1933

Мария Хитилова долгое время была натурщицей Мухи. Ее черты легко угадываются на многих картинах художника. Оснований доверять Мухе гораздо больше, чем газетным сплетням — слишком Муха был благороден, чтобы обманывать свою невесту. Однако Муха не представлял собой и того целомудренного аскета, каким его представил в своей книге Иржи Муха — сын художника. Иржи утверждал, что до знакомства с его матерью Альфонс якобы не знал женщин. Но это не так. Например, Муха прожил целых семь лет с француженкой Бертой де Лаланд.

Саломея

С Хитиловой художник познакомился только в 1903 году — сама Мария Хитилова устроила их встречу. Она была чешкой, закончила среднюю художественную школу в Праге и в двадцать один год уехала в Париж. За кров и стол она жила во французской семье, помогала по хозяйству и заботилась о детях. Впервые Мария увидела Муху в пражском Национальном театре и по-девичьи влюбилась, хотя годилась мэтру в дочери — была младше его на двадцать два года. Девушка попросила своего дядю, историка искусств, рекомендовать её Мухе как соотечественницу и начинающую художницу. К рекомендации она приложила своё письмо с просьбой принять её в тот день и час, когда Альфонсу будет удобно. И Муха пригласил Марию в своё ателье…



Дневной порыв, 1899

Утреннее пробуждение, 1899


Гвоздика, 1898
Лилия, 1898

А вскоре стал называть ее Марушкой и писать нежные письма: Мой ангел, как я благодарен тебе за твоё письмо… В мою душу пришла весна, распустились цветы… Я так счастлив, что готов разрыдаться, петь, обнимать мир.

В своих письмах Муха признавался Марушке, что до неё был влюблён лишь однажды, в шестнадцать лет. Той девушке было пятнадцать, видимо, это её звали Ярославой. Она умерла — туберкулёз уносил в конце девятнадцатого века немало жизней. Её смерть для тонкой и чувствительной натуры Мухи стала трагедией. С той поры Муха, как сам пишет, всю свою горячую любовь обратил к родине и народу нашему. Люблю их, как свою возлюбленную... Всех, кто был у него до Хитиловой, Альфонс называл «чужими женщинами», которые доставляли ему только муки. А он так мечтал «все годы изгнания о сердце чешском, о чешской девушке».

Красный плащ, 1902

Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток, игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин. Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Фотографии моделей он снабжал комментариями — «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»… а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.

Ярослава и Иржи - дети художника

Но после женитьбы на Марушке в 1906 году художник всё меньше рисовал привычных зрителю полубогинь — по-видимому, реальная женщина заменила собой мираж и воспоминание. Муха с семьей переехал в Прагу, где приступил к созданию «Славянской эпопеи», разработал эскиз витража собора Святого Вита и написал много портретов жены, дочери Ярославы, сына Иржи. Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно, что его даже включили в именные списки врагов рейха.

Мадонна с лилиями, 1905

Марушка оставалась с мужем до его последнего вздоха. Она пережила супруга на двадцать лет, пыталась писать о нём мемуары. Любовь, которая была между Мухой и Хитиловой, по-чешски называют «láska jako trám» — то есть очень сильное чувство, дословный перевод: «любовь, как балка».

Из письма Мухи: Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…

Способны ли на подобные слова мужчины двадцать первого века?..

Вокруг Света


Аметист, 1900

Рубин, 1900


Портрет Ярославы (дочери художника), 1930

Пророчица, 1896

Дух весны

Вечерие грезы - Ночной сон, 1898

Плющ, 1901

Судьба, 1920

Zdenka Cerny, 1913


Портрет женщины

Портрет мадам Mucha


Портрет жены, Maruška, 1908

Позолоченный браслет

Сезоны, 1898

Голова византийки. Блондинка, 1897

Утренняя заря

Голова византийки. Брюнетка, 1897

Славяне на своей Земле. 1912

Введение славянской литургии. Фрагмент. 1912

Конец ХIX века. Fin-de-siècle. В Европе правит бал Арт-нуво или искусство модерн. Под аккомпанемент громких споров между искусствоведами рушатся академические нормы. Прямые линии сменяются растительными завитками, а викторианская роскошь - стремлением достичь гармонии с природой. Альфонса Муху, как и многих других художников его времени, накрыла волна нового искусства. "Женщины Мухи" ("Les Femmes Muchas") стали олицетворением Арт-нуво.

на фото: фрагмент картины "Лавр" Альфонса Мухи, 1901

Образ La Femme Fatale

Резко изменившаяся социальная роль женщины и стремление символистов к простоте, пуританству, порождают враждебное отношение к сексуально притягательной женщине. Так создается новый женский образ − la femme fatale («роковой женщины»). Символисты, вдохновившись поэтическими образами Прозерпины, Психеи, Офелии, Леди из Шалотт, рисуют таинственных, эфемерных женщин. Но, в то же время, бросается в глаза их нервозность, часто - истеричность. Иногда они даже безобразны и отвратительны.

Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она - полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.

Серия Время суток: Дневной порыв, Утреннее пробуждение, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых

Альфонс Муха: ранние годы

Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha) родился в 1860 году в чешском городе Иванчице неподалеку от Брно. Здесь он встретил первую любовь, но вскоре девушка, как и большинство его братьев и сестер, умерла от туберкулеза. Свою будущую дочь Альфонс назовет ее именем - Ярослава, а ее образ еще долгое время будет появляться в его творчестве.

Портрет дочери Ярославы, 1930

Серия Времена года: Весна, Лето, Осень, Зима

Театр в жизни Альфонса Мухи: "Жисмонда", Сара Бернар

Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. В 1887 году, получив финансовую помощь от знакомого мецената, Муха переезжает в Париж - центр культурной жизни Европы. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.

Но один телефонный звонок изменил жизнь Альфонса Мухи окончательно и бесповоротно. Случилось это 26 декабря 1894 года, когда художник, заменяя своего приятеля, подрабатывал в театре Лемерсье. Директору издательства Брунхоффу позвонила Сара Бернар и попросила срочно сделать афишу для ее нового спектакля «Жисмонда». Все штатные художники были на рождественских каникулах, директор в отчаянии посмотрел на Муху. Отказывать Божественной Саре было нельзя.

Нарисованная Мухой афиша произвела фурор в дизайне плаката. Поражал как ее размер (около 2 м на 0,7 м), так и новый авторский стиль. Коллекционеры дрались за каждую копию плаката, даже срезали их с заборов. Муха прославился за одну ночь. Довольная Сара Бернар предложила Мухе 5-летний контракт на разработку дизайнов афиш, костюмов, украшений и декораций для ее спектаклей. Кроме того, Муха заключает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.

Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар - 50 лет. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.

Натурщицы Альфонса Мухи

В своей новой мастерской Альфонс Муха много работает с натурщицами. Он их рисует и фотографирует в роскошных нарядах и драгоценностях. К фотографиям добавляет комментарии вроде «красивые руки», «красивые бедра», «красивая спина». Потом из отдельных частей складывает идеальный образ. Случалось, что Муха даже закрывал лица моделей платком, если они диссонировали с образом, созданным его воображением.

Натурщицы Альфонса Мухи

Марушка

Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине, и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня - наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…», − писал Муха.

Портрет жены художника Марушки, 1905

Все меньше и меньше Муха создает полубогинь, рисуя реальную женщину, а также портреты дочери Ярославы и сына Иржи. А по возвращению на родину, в Чехию, художник берется за реализацию проекта всей своей жизни - «Славянской эпопеи». Созданные Мухой почти за 15 лет картины настолько грандиозны и монументальны, что разместить их смог только замок в городке Моравски Крумлов в Чехии. Все они, кстати, были подарены самим художником жителям Праги.


Судьба

Была еще одна Женщина, занимавшая особое место в жизни и творчестве Мухи. Это была Судьба. Увлеченный оккультизмом, спиритизмом и экстрасенсами художник свято верил в перст Судьбы, в счастливый случай. По его мнению, именно Судьба ведет человека по жизни, определяет его поступки. Эта женщина также воплотилась на картинах Мухи.

Картина "Судьба", 1920

С появлением авангардных идей и расцветом функционализма Альфонс Муха теряет свою актуальность как художник и декоратор. Нацисты, оккупировав чешские земли, добавляют его имя в списки врагов рейха. Его арестовывают, обвиняют в славянофильстве и связи с франкомассонами, допрашивают. В результате чего 79-летний художник заболевает и умирает от пневмонии.

Во время большевистского режима в Чехословакии творчество Мухи считают буржуазно-декадентским. И только в 1960-х годах, стараниями детей художника, его работы возобновляют участие в международной выставочной деятельности. А в 1998 году в Праге открыт Музей Мухи и создан культурный Фонд его имени.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...