Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Библейские аллюзии в романе преступление и наказание. Использование библейского сюжета. Сочинения по темам

Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого бога и сына его Иисуса Христа была общепринятой русской религией с достопамятных времен. Не избежал этой участи и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Религия в романе представлена автором как возможность, предоставленная главному герою, для того чтобы вырваться из морально-этических бездн раскаяния. Главную мысль романа можно выразить так: человек должен быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением «истинной веры». Это чисто христианская точка зрения, поэтому произведение можно охарактеризовать как «роман-проповедь».
Грех и добродетель, гордыня и раскаяние четко противопоставлены друг другу в романе Достоевского. Особенно ярко выражен в произведении образ добровольного мученика. Не случайно автором вводятся в текст такие персонажи, как Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Миколка. Эти герои олицетворяют собой чистоту и сострадание к окружающим.
Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, кроме того, она помогает Раскольникову раскаяться и подталкивает его к признанию с помощью чтения Библии и увещеваний. Мне кажется, что сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Эпизод чтения Евангелия в романе психологически наиболее напряженный и интересный. Старания героини увенчались успехом. Апофеозом совместных бесед стали слова Раскольникова: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Образ Сони сравним с образом Марии Магдалены, небезызвестной библейской блудницы.
Дуня, сестра главного героя, жертвует собой ради брата и семьи, давая согласие выйти замуж за Лужина, чтобы Раскольников перестал жить в нищете. Образ Дуни ассоциируется с Иисусом Христом, принявшим свою участь во искупление грехов наших и просто из человеколюбия.
Миколка тоже пытается «пострадать за других», взяв на себя вину; его можно назвать двойником Дуни, но сравнивать его с сыном божьим нельзя, потому как он шел на бессмысленную жертву, возможно помешавшую бы Раскольникову раскаяться и признаться, и его благой душевный порыв обратился бы во зло.
Интересным для понимания позиции Достоевского является образ Свидригайлова, который можно сопоставить с образом Иуды. Марфа Петровна выкупает Свидригайлова из тюрьмы и дает ему безбедную жизнь, а он предает жену, отдавшую ему расписку, становится причиной ее смерти. Позже к нему приходит раскаяние, как и к Иуде, и он совершает грех самоубийства. Этот поступок можно сопоставить с самоповешеньем Иуды на осине. Свидригайлов уже при жизни имеет собственное представление о загробном мире. Его ад предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами».
В романе очень сильна связь с религией. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, – это цифры три и семь. Достоевский неоднократно использует эти символы: так, Раскольников три раза звонит в колокольчик у двери и столько же раз бьет старуху по голове; происходят всего три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь тоже несет определенную смысловую нагрузку: Свидригайлов прожил с Марфой Петровной семь лет; Раскольников узнает, что именно в седьмом часу не будет дома Лизаветы, следовательно, совершает преступление «в седьмом часу»; в эпилоге герою остается отбыть семь лет каторги. Таким образом, Достоевский хочет показать, что у каждого героя свой путь к Богу и, что бы ни происходило, герой этот путь пройдет.
Сам Родион Раскольников олицетворяет образ раскаявшегося грешника. Убив старуху, герой начинает испытывать душевные терзания, несовместимые с его тонкой, интеллигентной душевной организацией. Раскольникову было изначально предопределено наказание, но не за убийство старухи и Лизаветы, а за его греховную теорию, заключавшуюся в делении людей на два сорта, низшего – «тварей дрожащих» – и высшего – «Наполеонов», что абсолютно противоречит канонам христианства, ведь в этой религии все люди равны.
Также в романе присутствуют такие религиозные образы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и в этом заключается своеобразное наказание героя, как бы постоянное напоминание о содеянном. Кроме того, Соня надевает Раскольникову на шею свой крест, а сама берет Лизаветин, и понятие «крест» приобретает переносное значение: они оба несут общий крест страдания и раскаяния, за которыми последуют духовное очищение, возрождение к жизни.
Итак, можно сделать вывод, что замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что герои проходят путь страдания, для того чтобы прийти к истине, и именно библейские мотивы и образы помогают читателю понять смысл произведения.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). (По произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова) - -

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям.

В своей жизни Ф. М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притч отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле.

То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника.

Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.

Другой библейский мотив в романе — это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, — вот и улика в пирамиду египетскую!» — в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской Пустыне.

Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с его верой. Десять казней египетских, посланные Богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню.

Библейское предание здесь напоминает о суде Божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего.

Царь Египетский сравнивал свое величие с величием ливанского кедра, который «красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих...». «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею. Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его, — за то я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним как надобно... И срубили его чужеземцы... и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли...», — читаем в Библии1.

Предостережением становится и упоминание Свидригай-лова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно — и сожаления о прошлом.

Но вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях — он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в его душе человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя — его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.

С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу.

Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. Эту связь между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи романа (Ю. И. Селезнев, М. С. Альтман, Вл. Медведев). Попробуем проследить развитие евангельского мотива в сюжете романа.

Вспомним сюжет притчи. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания, где жил Лазарь со своими сестрами, Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, пребывая в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Но через четыре дня Иисус пришел к сестрам Лазаря и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет...». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие Иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.

Мотив Лазаря в романе звучит на протяжении всего повествования. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его — мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой, вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем, — Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры — Марфа и Мария. Именно они приводят Христа к пещере Лазаря. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.

Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды.

Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение.

«— Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

— Ас ними-то что будет? — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила... Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебренников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни, словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Как заметил В. Я. Кирпотин, Мармеладов — пассивен, покорен жизни и судьбе. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.

Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.

Другой библейский мотив в романе — мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась...»

Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В хвалебной песне Давида бес этот назван «заразой, опустошающей в полдень»: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминаем нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «„Не рассудок, так бес!" — подумал он, странно усмехаясь».

Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, — гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил...»

Характерны и чувства героя при его разговоре с Замето-вым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!»

Мотив смеха сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует и в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б. С. Кондратьев замечает, что. смех во сне Раскольникова — это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.

Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов — «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.

Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, — трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными, лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.

Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» — «претерпевший же до конца спасется».

Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь — не что иное, как бесы, вошедшие в людей.

Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. Так, в Евангелии от Луки читаем, как Господь исцеляет бесноватого в Капернауме. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повернув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему».

В Евангелии от Матфея читаем об исцелении немого бесноватого в Израиле. Когда бес был изгнан из него, он стал говорить. Известна и притча о том, как бесы, выйдя из человека, вошли в стадо свиней, которое бросилось в озеро и потонуло. Бесноватый же исцелился и стал совершенно здоров.

У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

    проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

    показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

    • в развенчании теории Раскольникова;

      в понимании образов героев;

    развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

    формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

    создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

    воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Оборудование:

    Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

    «Христос в простыне» И.Н. Крамского;

    Картина И. Глазунова «На складе»;

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    Библия;

    Слайд – шоу;

    Эйдос – конспект;

    Кейс – конспект;

    Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок – исследование.

Метод: частично – поисковый.

Эпиграф:

«Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная».

Н.С. Лесков

Ход урока.

Учитель:

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского – какой – то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но!.. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

    портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

    «Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении – спасти человечество от греха и смерти.

Учитель:

Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

Ученик:

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель – спасти человечество.

Учитель:

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса – топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть – взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

    самостоятельная работа с критической литературой;

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия;

    результат).

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение , мнение автора, точка зрения Библии (т.к. в Библии истина) и УК Украины .

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

    Можно ли оправдать чье-либо убийство:

    1. да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

    координатора (организатора работы);

    секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

    ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше .

Учитель дает общее задание учащимся:

    В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

    • кто это?

      как вы определили?

      на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

    Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

    В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» - критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов – 10 баллов, у кого меньше – 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Учитель:

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?

    (На экране слайд «Убийство Авеля»)

Работает 1-я группа.

Содержание «кейса»:

    1. Зачитайте стихи из Библии.

      Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок – убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова – это путь к духовному возрождению – через покаяние).

4. О наказании Каина – несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова – 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» - справа от изображения Иисуса Христа и Библии – 1-я параллель).


    Учитель:

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Работает 2-я группа.

    1. Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).

    Учитель:

Слайд Мария Магдалина - грешница.

Работает 3-я группа.

Содержание кейса:

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

(«пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.


    Работает 4-ая группа

Слайд «Воскрешение Лазаря».

Содержание кейса:

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) – воскресение и жизнь . Кто проявляет в меня веру , даже если и умрет, оживет »).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

    Ценить жизнь, свою и чужую.

    В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

    Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос - конспект, составленный на доске по материалам урока.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного – не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.

Разделы: Литература

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...