Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Всё, что нужно знать о религии Древнего Египта. Магия в древнем Египте

Древние египтяне были одними из самых религиозных народов, когда-либо живших на нашей планете. Их знания были лишь каплей в море того, что сегодня известно человечеству, поэтому они боялись многих вещей и верили в сверхъестественные силы. Эта вера и породила огромное множество древнеегипетских богов.

Если и была какая-нибудь ситуация или место, которое могло иметь своего собственного бога, то, скорее всего, он был не один. В то время как большинство божеств были известны на территории ограниченной местности, такие боги, как Ра, Осирис и Тот, были широко известны повсеместно.
В этом списке мы расскажем вам самые интересные факты про древнеегипетских богов и религиозные системы. Религия Древнего Египта не сильно отличалась от сегодняшней, призывая творить добро в этой жизни, чтобы заслужить себе место и в загробном мире.
И хотя она может показаться сложной и пространственной, эта религия была достаточно легко приспосабливаемой и развивалась в зависимости от обычаев и установленных порядков правящего фараона. Египетские боги часто имели как человеческий облик, так и могли изображаться в виде животных, что делало их весьма запоминающимися и легко узнаваемыми.
Если вам интересно узнать больше о древнеегипетских богах, то скорее прочитайте эти 25 любопытных фактов, которые вы могли не знать!
25. Как и многие ранние религиозные традиции, религия Египта в додинастический период была преимущественно анимистической: египтяне верили, что духи живут в животных, растениях и различных предметах.

24. Многие из широко известных сегодня египетских богов появились именно в те времена. К примеру, бог Анубис, покровитель некрополей и кладбищ и проводник мёртвых в загробный мир, изображался с телом человека и головой шакала, поскольку этих животных часто видели на краю пустыни - там, где египтяне хоронили мёртвых.

23. Хорошая новость для любителей крокодилов: у древних египтян был бог-крокодил! Себек был одним из самых могущественных и долго почитаемых божеств. Будучи богом воды и разлива Нила, Себек обожал мясо, как и большинство крокодилов. В знак почитания этого божества во многих древнеегипетских храмах держали живых крокодилов в специально созданных для них водоёмах.

22. У древних египтян было более 2000 божеств, однако большинство из них были местными - они были известны в местном масштабе в разных частях империи.

21. Как и у нас сегодня существует несколько направлений в христианстве - православие, католицизм, протестантизм, древние восточные церкви и т.д. - в Древнем Египте также было множество школ религиозных учений, и каждая из них претендовала на звание высшей.

20. Одна из самых интересных историй среди всех древнеегипетских богов - у бога солнца Ра. Каждую ночь его проглатывала богиня неба Нут, чтобы возродить к следующему восходу.

19. Культ древнеегипетских богов был одним из самых продолжительных в мире: эта религия просуществовала более 3000 лет. Например, буддизм существует всего только 2500 лет, христианство - 2000 лет, мормонизм - 200 лет.

18. Каждый новый фараон, приходивший к власти в Древнем Египте, популяризировал местного бога своей религии, способствуя тому, чтобы он стал общеегипетским. Например, когда при Среднем Царстве власть перешла к фиванским фараонам (2000-1700 г.г. до н.э.), Амон стал главным государственным богом, а после отождествления с древним солнечным богом Ра стал называться Амон-Ра.

17. Помимо своего анимистического происхождения, изображение животного, как часть божества, имело и другое важное значение: оно демонстрировало настроение бога. Если бог был разгневан, то вместо головы могли изобразить голову свирепствующего льва, а если он был спокоен и доброжелателен - голову кошки.

16. Древнеегипетские божества чаще всего изображались с человеческим телом и головой животного. Фараоны же, наоборот, изображались с телом животного и головой человека.

15. Боги Древнего Египта часто изображались с загадочным атрибутом Анх (или коптским крестом), который был у них в руках. Символизирующий собой вечную жизнь, этот крест, увенчанный кольцом сверху, был известен как «ключ жизни» и усиливал прочность и вечность их господства.

14. На первый взгляд может показаться сложным понять, божества какого пола изображены на древних рисунках, однако существует одна тонкость: боги изображались с тёмной кожей красновато-коричневого оттенка, в то время как богини имели жёлтую кожу, символизировавшую их закрытый образ жизни.

13. Бог Бес, изображавшийся в виде карлика, был одним из самых «деятельных» в Древнем Египте: он был покровителем младенцев, будущих матерей и домашнего очага, защитником от ночных кошмаров и укусов скорпионов, змей и крокодилов.

12. Религия в Древнем Египте была политеистической (вера в нескольких богов, многобожие) на большем протяжении своего существования, за исключением короткого периода, когда фараон Эхнатон из XVIII династии, придя к власти, установил в стране монотеистический культ (религиозное представление о единственности Бога). Всеобщее почитание во время его правления было сосредоточено вокруг Атона, бога солнца, роль которого древними египтянами приписывалась богу Ра.


11. Кроме божеств, в системе верований древних египтян важную роль играли также и демоны. И хотя они были более могущественны, чем люди, они всё же уступали богам, однако в большинстве случаев были бессмертны и могли появляться в нескольких местах одновременно.

10. Одним из самых известных и почитаемых символов Древнего Египта был жук-скарабей, олицетворявший собой возрождение и защиту. Египтяне часто носили амулеты в виде скарабеев для безопасности, соотнося это с Хепри, утренней ипостасью солнечного бога, который изображался с жуком-скоробеем вместо головы.

9. Древние греки провели немало параллелей между своими божествами и древнеегипетскими. Проходя со своим войском через Египет, Александр Македонский сделал остановку в оазисе Сивы, чтобы посоветоваться с оракулом Амона, который у древних греков считался богом Зевсом. Александр был настолько хорошо известен в Древнем Египте, что оракул Сивы даже назвал его сыном Амона.

8. Несоответствие, заключённое на небесах: бог сухого воздуха и солнечного света Шу был женат на богине влаги и покровительнице дождя Тефнут.

7. Фараон был посредником между богами и древними египтянами. Его роль заключалась в сохранении тонкого баланса и поддержания хороших отношений с божествами. Жители Древнего Египта верили, что после своей смерти фараон сам становится богом, если его сердце легче пера.

6. Богиня Бастет (или Баст) изображалась в виде женщины с головой кошки. Последователи её культа настолько почитали кошек, что мумифицировали животных после их смерти. Возле главного храма Бастет в городе Бубастис археологи даже обнаружили гигантское кладбище мумифицированных кошек.

5. Религиозная жизнь в Древнем Египте была в значительной степени элитарной. Внутрь храмов разрешалось входить только жрецам, жрицам, фараону и некоторым членам его семьи. Обычные египтяне могли дойти лишь до ворот храма.

4. Несмотря на свою важность, древнеегипетский бог Земли Геб (внизу в центре) никогда не становился объектом культа, как, например, Осирис и Амон. Поскольку он был богом Земли, люди верили, что, когда он смеётся, происходят землетрясения.

3. Древние египтяне возвели бесчисленное количество статуй своих богов, омывая их водой с ароматом лотоса и смазывая маслами, прежде чем украсить ювелирными изделиями, надеть одежду и нанести макияж.

2. Одним из самых ненавистных богов у древних египтян был Сет (слева), бог хаоса, разрушения, войны и смерти. У него было человеческое тело и голова животного, которого египтологи не смогли идентифицировать ни с одним из известных животных. Сета особенно ненавидели за то, что он убил своего брата Осириса, чтобы вместо него занять трон.

1. В качестве защитного амулета египтяне носили один из самых особенных символов Древнего Египта - Глаз Гора. Он символизировал собой исцеление и восстановление и, как считалось, защищал своего владельца с помощью белой магии.

Древний Египет является одной из наидревнейших цивилизаций, которая не только возводила необыкновенные пирамиды-гробницы, но и имела свои письмена и культуру. Религия в развитии Древнего Египта имела одну из главнейших ролей.

Древний Египет хоть и был одной из наиболее развитых цивилизаций мира, но не являлся единственной. Так, упоминания о нем были в давних письменах греческих писателей, которые ведали о событиях, как в середине государства, так и за его пределами. Греческие авторы, которые наиболее известны даже в наши дни, это Гекатей, Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский. Но то, что они все-таки были писателями и владели не всей информацией о Древнем Египте, то и их «труды» не принято считать достоверными.

Написанная на греческом языке история Египта жрецом Манефоном (египетского происхождения) была направлена описание событий, которые происходили после завоевания его Македонией. Сам автор разделяет всю историю Египта на три периода - Древнее, Среднее, Новое царство.

В Библейских рассказах Египет упоминается довольно часто, но не описывает полной истории, так как все события связаны лишь с еврейской историей. Полагаться на такие источники не разумно.

Наибольшее количество информации содержат труды именно египтян. Они позаботились о том, чтобы оставить после себя как можно больше напоминаний - предметы, письмена, документы, надписи. Хоть и иероглифы не сразу после находок были расшифрованы, но все-таки принесли много информации о религии Древнего Египта в наше время.

Религия в Древнем Египте

Многие народы имели своих божеств, которые так или иначе имели прямую связь с силами природы. Египтяне не стали исключением и так возникали боги, которые в дальнейшем стали основой развития всего царства. Фараонов считали также богами, которые по мнению жителей, были сыновьями самого верховного бога Солнца - Ра (рис. 2).

Рис. 1 - Религия Древнего Египта

Возникновение мира . Хоть народ один, но взгляды на то, как же произошел мир во все времена были разными. Начиналось все с того, что до возникновения мира был Хаос - Нун. Но из него создался Атум, который и создал Землю и богов для нее - Шу и Тефнут (воздух и влагу), позже - Геб и Нут (земля и небо). Эти боги давали потомство и так появились следующие - Исида, Нефтида, Сет, Озирис. Далее есть различные версии того, откуда появились люди. Различием является именно участие того или иного бога в их создании.

Жители отдельных территорий имели версию, что первоприходцем был Пта, который создал восемь богов, одним из них и был Атум. Есть вариант того, что четыре бога и богини создали в океане яйцо, откуда появился Атум (он же Ра), выйдя из океана, началась эра создания мира.

Существует еще множество версий, которые объясняли бы возникновение как верховного бога, так и всей вселенной.

Боги в Древнем Египте

Египтяне всячески поклонялись силам природы, поэтому и обоготворяли луну, солнце, реку Нил, животных, пустыню. Повелителем всех природных явлений считали фараона, который владел всеми силами, управлял земледелием и людьми.

Религиозная система Древнего Египта прошла большой процесс формирования и коррекции. Так как Египет находился в определенной изоляции к другим континентам, то и все религиозные процессы формировались там уникально без влияния других религиозных систем.

Среди существующих богов Древнего Египта было выделено около тысячи. Они делились на те, которые были признанными во всем царстве, но были и такие, что почитались в отдельно взятом номе и даже селении.

Рис. 2 - Бог Древнего Египта: Ра

Почитаемыми богами , которые были признаны на всей территории Древнего Египта , были такие представители:

  1. Ра (рис. 2) - главнейший представитель, который по мнению египтян, стал основоположником мира, позже стал называться Амон-Ра из-за отношения жителей Фив к похожему на их взгляд богу, в итоге стал он называться двойным именем; считался покровителем военной мощи и царской власти; изображался как холм, который выступает из водного хаоса.
  2. Осирис или Озирис (владелец царства мертвых, олицетворяет умирающую и воскресающую природу, покровитель умерших душ).
  3. Исида (богиня материнства и супружеской любви, возродительница всего живого, супруга Озириса).
  4. Хор (бог неба и света, сын Исиды и Озириса, считался защитником фараона и его земным олицетворением).
  5. Тот (воплощал мудрость и знания).
  6. Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
  7. Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
  8. Хапи (покровитель реки Нил).
  9. Маат (богиня правосудия, справедливости).
  10. Сиа (олицетворитель познания, прозрения).

Позже были замечены появления и новых божеств, которые имели иностранное происхождения. Это произошло из-за тесных политических и торговых отношений Египта с Нубией, Сирией и Палестиной. Это такие божества, как Астарта, Анат, Дедун, Решеф. Процветал тотемизм и фетишизм, от этого богов представляли в виде различных животных. Далее происходили преображения в образах. Богов стали изображать как отдельные предметы или символы.

Богов было так много, что были попытки их упорядочить, систематизировать и распределить по иерархиям (семействам, видам). Но до конца эта попытка не удалась. Также не вышло согласовать и теорию возникновения мира.

Реформа Эхнатона . Многочисленные попытки создать единое божество, которое могло олицетворять все процессы на земле, не увенчались успехом. Будучи правителем, Эхнатон выдвинул более конкретную концепцию единого божества. Он решил, что Атон - единый бог, который создал мир. Он был далек от представления его в статуях, животных, также не было у него жены или детей. Другие боги отбрасывались как возможно существующие. Атон изображался абстрактное божество, имеющее вид солнца и его лучей, которые дарят всем людям жизнь и свет.

Еще одним аспектом реформы Эхнатона был отказ от жертвоприношений. Принятое решение фараона было обязательным до тех пор, пока он не умер. После смерти Реформа была отменена и осталась не принятой в Египте.

Организация культа

Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.

Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.

Заупокойный культ в Древнем Египте

Особое место в религии Египта занимал заупокойный культ. Ему отводили наиболее важную роль в жизни каждого человека. Было принято считать, что человек являет собой некий синтез трех субстанций - тела физического, духовного двойника (ка), души (ба). Для бессмертия необходимо существование всех этих субстанций, так как только благодаря им возможна вечная жизнь. Из-за таких верований физический аспект (тело) мумифицировали и закрывали в гробнице. Считалось, что возле тела всегда будут присутствовать ка и ба. Верили в продолжение прежней земной жизни, где обеспеченный человек таким и оставался после смерти, а обычный селянин - просто селянином. В гробницу клали все привычные вещи, а также миниатюрные фигурки обслуги.

Рис. 3 - Заупокойный культ Древнего Египта

При наступлении периода Нового царства развивалась идея о том, что после смерти каждый воздаст по заслугам то, что сделал при жизни. В «Книге мертвых» есть подробное описание суда, который совершается над покойным. В итоге он определяется в дальнейшее пребывание в благодати или на пожирание чудовища. Все зависело от праведности жизни. Но этот культ не получил дальнейшего развития и был забыт.

Зато ритуал захоронения всех богатых вельмож и фараонов долго был популярным. Так строились гробницы в скалах, создавались целые дворцы и пирамиды, они наполнялись большим количеством богатств - золотые изделия, ценные произведения искусства. Это подвигло к дальнейшему развитию скульптуры, архитектуры в Египте, а также другим художественным проявлениям.

Выводы . Хоть и существовали в Египте верования в многочисленных богов, но были и такие люди, которые отрицали их существование и не поклонялись им. Истинность учений ставилась под сомнение. Но благодаря активной религиозной позиции остальных жителей, египетские божества были главными в жизни всего народа.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.

Египетская цивилизация была не только одной из величайших цивилизацией древнего мира, но и в некотором роде - самой загадочной, ведь величественные пирамиды и сфинкс, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого. Египетская цивилизация и религия древних египтян были практически одним целым, ведь оказывала решающее влияние на культурную и социальную жизнь и простых египтян, и верхушки общества.

Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец выступал "серым кардиналом царства", так как он имел неограниченное влияние на фараона. Следует отметить, что религия древнего Египта отличалась от верований других древних народов, к примеру, от , прежде всего тем, что египтянам не было присуще поклонение идолам (статуям богов и мифических героев, священным животным и др.), но в веровании было большое количество культов и культовых ритуалов, которые проводились в храмах жрецами.

Пантеон богов древних египтян

Египетское царство занимало достаточно большую площадь, поэтому неудивительно, что жизненный уклад и верования египтян из разных частей государства существенно отличались. В каждой провинции были свои боги и культы, но также древние египтяне верили и в "общеегипетских" богов, а со времен Среднего царства, когда Египет наладил достаточно тесные торговые отношения с Палестиной, Нубией и Сирией, - и в богов, которым поклонялись представители этих народов.

Главных божеств в религии древних египтян было девять; они, согласно верованию, были первыми богами и создателями мира и остальных богов. Верховная девятка (Эннеада) пантеона богов почиталась во всем Египте, и божествами, которые входили в эту "девятку", были:

Ра - бог солнца и земной тверди;

Шу - бог воздуха;

Тефнут - богиня дождя и воды;

Геб - бог земли;

Нут - богиня неба;

Осирис - бог загробного мира и покровитель царей;

Исида - богиня любви и материнства;

Сет - бог песчаных бурь, ярости, войны и смерти;

Помимо "первоначальных" богов, древние египтяне также верили в бессметное количество других божеств. Точное чисто богов, которым поклонялись подданные фараонов, до сих пор не установлено - к примеру, в одном из международных договоров, подписанных фараоном Рамзесом вторым, упоминалось более тысячи богов и богинь. Также в каждом из крупных городов древнего Египта сформировались верховные триады богов - божественные семьи, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына: в Мемфисе триаду составляли Птах, Сохмет и Нефертум; в Абидосе - Осирис, Исида и Хор, в Фивах - Амон, Мут и Хонсу.

Тотемизм и культ животных в веровании древних египтян

Древним египтянам, как никакому другому народу, было присуще верование в сверхъестественную сущность многих животных, так как именно представители фауны в глазах египтян выступали олицетворением богов на земле и служили посредниками между богами и людьми. Поэтому культ животных в Египте играл одну из ключевых ролей в веровании - священными животными считались , львы, собаки, некоторые виды змей и насекомых, гиппопотамы, коровы, крокодилы, грифы и соколы; зачастую священные животные жили при храмах..

Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных - к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис - в виде быка, Ра - в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.

Наиболее весомые культы в веровании древних египтян

Религия древнего Египта была воистину всеобъемлющей: каждое явление имело свое божество, а все действия египтян были строго регламентированы верованием. Власть жрецов в древнем Египте практически ничем не ограничивалась, и простые египтяне регулярно посещали храмы и отдавали значительную часть своих доходов как пожертвования и дары для богов. Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье (а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения), жрецы постепенно создали культ фараона . Фараон считался высшим человеком, посланником бога Ра и проводником его воли на земле, поэтому культ фараона занимал достаточно значимое место в жизни каждого египтянина.

Особое отношение к смерти обусловило формирование культа мертвых в древнем Египте - египтяне верили в существование , которая покидает тело после смерти и отправляется в загробный мир, а также считали, что душа может вернуться в материальный мир при условии сохранности тела. Поэтому заупокойный культ в древнем Египте базировался на особом отношении к телам умерших, ведь для того, чтобы дать возможность душе вновь возвращаться с обычный мир, необходимо было сохранить тело нетленным. Способы бальзамирования и мумификации, разработанные египетскими жрецами, до сих пор поражают современных ученых - жрецам удалось мумифицировать тела правителей Египта так, что их останки сохранились спустя тысячелетия.

Культ Осириса , одного из самых почитаемых божеств древнего Египта, истекает из заупокойного культа, ведь именно Осириса египтяне считали верховным правителем мира мертвых. Центром поклонения Осирису был город Абидос, там были расположены многочисленные храмы этого божества, а в праздничные дни жрецы проводили различные ритуалы и церемонии, чтобы заручиться поддержкой божества и получить его защиту. Существует мнение, что три главные пирамиды в Гизе, служившие усыпальницами великим фараонам древности, были не случайно расположены соответственно расположению звезд созвездия Ориона. Жрецы древнего Египта имели достаточно знаний по астрономии и отождествляли созвездие Ориона с Осирисом, поэтому они, вероятно, спроектировали комплекс усыпальниц по принципу "на земле, как на небе", чтобы помочь усопшим фараонам найти путь в царство мертвых и занять там достойное место подле Осириса.

Поклонение солнцу и Нилу краткое содержание

Первоначально в Религии Древнего Египта, египтяне представляли себе богов в виде птиц и зверей. Это было связано с тем, что вера в богов возникла у египтян еще тогда, когда охота являлась их главным занятием .
Позднее, когда охота потеряла свое прежнее значение, египтяне по-прежнему изображали богов с головой животного или птицы, но уже с человеческим телом.
С началом земледелия египтяне оказались в большей зависимости от природы, влияющей на урожай, поэтому у них появились и стали почитаться бог солнца Ра, божества земли, неба, луны. Египтяне приписывали богу Ра создание земли, людей, животных и растений. Они верили, что ночь наступает, если Ра закрывает глаза.
Особым почитанием пользовался Нил, считавшийся божеством. От разливов Нила зависела жизнь страны. В гимнах, прославлявших Нил, египтяне выражали свое удивление перед тайной его истоков и постоянностью разливов:
«Слава тебе, о Нил! По Египту.
Вышел ты из земли, Ты даешь изобилье, о Нил,
Чтобы жизнь разлилась Наделяешь хлебом людей...
Ты несешь на себе суда Через камни порогов. Тайны Нила не разгадать,
Где родился он, не найти, О пещерах, где он рожден, Не записано в свитках».

Сказание об Осирисе кратко

По всему Египту было широко распространено почитание бога растительности Осириса и его жены Исйды .

Согласно распространенному среди египтян сказанию, Осирис был сыном бога земли и богини неба; он научил, люден земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса и бросил гроб с его телом в Нил. Исида скрылась в болотах дельты. Там у нее родился сын Гор, который вступил с Сетом в борьбу и победил его. И тогда Осирис воскрес.
Египтяне чествовали Осириса, празднуя воскресение растительности, ее ежегодный расцвет. Сказание об Осирисе было попыткой объяснить ежегодное умирание и оживление трав и растений.
По представлению египтян, воскресший Осирис стал царем подземного царства. Это царство они представляли себе таким же Египтом, только более плодородным. Среди широких, перерезанных каналами полей, засеянных пшеницей, протекал подземный Нил, по которому в лодках проплывали луна, солнце и звезды.

Храмы и жрецы древнего Египта

Огромный труд свободных бедняков, а также рабов был вложен в строительство храмов. Храм считался домом бога .

Храм состоял из тех же частей, что и жилище богатого рабовладельца: из двора, зала, внутренней части, где находилась статуя бога. Двор храма был окружен высокими каменными колоннами в один или два ряда. Стены храма и колонны покрывались изображениями и надписями. Это были гимны богам, надписи царей, сведения о важнейших исторических событиях.
Фараоны и рабовладельческая знать давали храмам обильные дары: земли, рабов, скот, золото и другие богатства. Часто храмы освобождались от уплаты податей и участия в царских работах. Со временем служители богов — жрецы превратились в богатейших землевладельцев и рабовладельцев и приобрели огромное влияние на государственные дела.

Обожествление фараонов в Древнем Египте

С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением Саркофаг (греб для мумии). маслами и смолами. государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя .

С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя. Царь при жизни считается и именуется Гором, умерший фараон почитается как бессмертный Осирис.

Обожествление фараона укрепляло его авторитет и власть. Считалось, что человек, ослушавшийся царя, совершает преступление не только против государства, но и против религии. Такого человека будто бы ожидали гнев могущественных богов и кара, которой никто не в силах избегнуть.

Мумификация. По представлениям древних египтян, человек не может существовать после смерти без тела. Поэтому богатые люди старались сохранить мертвое тело своих близких. Специальные мастера удаляли мозг и внутренности, заполняя полость живота пахучими Покойника
пеленали в тонкие льняные ткани. В сухом жарком климате

тело высыхало. Такие высохшие тела называются мумиями.
Много египетских мумий сохранилось до нашего времени. Несколько мумий находится в Ленинградском Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Изготовление их (мумификация)

стоило очень дорого и было по средствам лишь богачам. Еще дороже обходилось сооружение гробниц. На стенах гробниц рисовали поля с работавшими на них крестьянами, мастерские с рабами-ремесленниками. Египтяне верили, что эти изображения оживут и богач в загробном царстве сможет жить, пользуясь чужим трудом, как это он делал на земле.

Пирамиды Древнего Египта

Гробницами древнейших царей Египта являлись огромные пирамиды. Пирамиды сохранились до наших дней

Древние пирамиды высятся на западном берегу Нила близ древней египетской столицы Мемфиса и до сих пор поражают путешественников. Самая высокая — пирамида фараона Хуфу (Хеопса). Она построена около 2800 г. до н. э. На ее строительство пошло более двух миллионов каменных глыб весом свыше двух тонн каждая, высота пирамиды — более 140 м при стороне квадратного основания — 233 м.
Пирамиды свидетельствуют не только о высоком искусстве обработки камня и инженерной технике, но прежде всего о колоссальном могуществе царской власти в Египте. Десятки тысяч
людей, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов, отрывались на долгие годы от работ на полях и мастерских для постройки сооружений, которые должны были лишь увековечить имя фараона.


Господствующий класс поддерживал свою власть над угнетенными массами не только с помощью грубого физического насилия, но и более тонкими средствами — «духовным» воздействием

Для того чтобы рабы и бедняки покорно выносили гнет и не восставали, надо было убедить их в том, что выгодный рабовладельцам порядок установлен самими богами и является вечным. Этим и занимались жрецы, прибегавшие к прямому обману для укрепления в массах веры в богов. Жрецы, подобно тому, как это делают служители современных религий, фабриковали всевозможные «чудеса», объявляли об исцелениях, избавлении от болезней. Народ приучали ждать улучшения своей жизни от «милости богов».

Религия Древнего Египта была выгодна классу рабовладельцев. Она укрепляла его власть над бедняками и рабами. Религия имела классовый характер.

Мнение про религию Древнего Египта

Религия Древнего Египта, кратко о которой будет рассказано в этой статье, представляет собой постоянно видоизменяющееся мировоззрение. Древнеегипетское государство существовало очень длительный промежуток времени, и религия египтян постоянно совершенствовалась.

Чтобы кратко рассказать о религиозных взглядах египтян, следует разделить историю их формирования по этапам развития самого Древнего Египта.

В додинастический период произошло объединение Египта в одно государство - до этого страна была разделена на южную и северную части. Египет назывался «Две Земли», и в каждой из этих земель существовало свое мировоззрение, объясняющее возникновение мира и его устройство. Но были и общие черты, например, везде почитался главный бог, у которого была спутница, являвшаяся не только супругой, но и матерью, и дочерью, и сестрой, а произошел мир из всеобщего Хаоса, имеющего тоже божественную сущность. Боги-творцы, в зависимости от региона, были либо Птах, либо Атум-Ра. Также почитали бога Гора, изображаемого в виде человека с соколиной головой, бога неба и света Ура. У Гора со временем появится дядя (а в некоторых источниках брат) по имени Сет. В легендах описывается, что Гор приходился сыном Осирису и отомстил за убийство отца своему дяде Сету.

Спустя какое-то время начинает формироваться точка зрения о божественном происхождении фараона. В эпоху Раннего царства она получает наибольшее распространение - царь воспринимался как воплощение бога Гора, а сами божества становятся антропоморфными. Египтяне наделяли фараона магическими способностями, простому человеку было запрещено под страхом смертной казни приближаться к нему. В этот период начинают производить захоронения - сначала в мастабах, а затем в пирамидах. Египтяне свято верили в загробную жизнь, и поэтому снабжали гробницы всем убранством, необходимым человеку «на том свете».

В эпоху Древнего царства становится широко распространено мировоззрение, сформированное в городе Гелиополь. Фараон отныне считался сыном бога солнца - Ра. Во времена правления Джосера произошло слияние двух культов - солнца и фараона, в итоге правитель получил не только политическую власть, но и религиозную, став жрецом. В этот период начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается знаменитый сфинкс. Учеными были обнаружены священные книги египтян, называющиеся «Тексты пирамид». В них отразились первые представления душе человека, и ее воскресении - фараоны бессмертны, после гибели физического тела они вступали в общество богов. Но для этого необходимо сохранить тело, и с этой целью получила свое развитие мумификация. Некоторое время спустя, в годы политической раздробленности, возникла вера в то, что каждый умерший человек попадает на суд Осириса, а потом - в загробное царство.

В эпоху Среднего царства в городе Фивы усилился культ божества Атона. Помимо этого, религиозное мировоззрение египтян изменилось в результате нашествия гиксосов - они принесли черты своей, сирийской культуры в египетскую.

Во времена Нового царства фараон Аменхотеп провел религиозную реформу, согласно которой отменялось многобожие и был введен культ одного бога - Атона. Аменхотеп взял себе новое имя - Эхнатон, что обозначало «любезный Атону» и основал новую столицу, названную Ахетатон. Однако, после его смерти древнеегипетские жрецы постарались уничтожить и предать забвению все нововведения Эхнатона. О них стало известно только в результате раскопок, когда ученые обнаружили могилу самого фараона и его супруги Нефертити.

В годы Позднего царства для религии Древнего Египта стало характерным усиление жреческой власти и появление культа священных животных - кошки, крокодила, коровы и других.

Впоследствии, когда Египет завоевывали те или иные страны, то религия впитывала в себя элементы культуры захватчиков. Например, после завоевания Ассирией в Египте появился магический культ, а после завоевания Александром Македонским - греческие религиозные традиции. После захвата Египта Римской империи стал процветать культ богини Исиды, однако со временем началась христианизация. В VIII веке нашей эры Египет завоевали арабы и утвердили там ислам, который является господствующей религией Египта и по сей день.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...