Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Почему царя Соломона считали безнадежным грешником, а суд его как самый справедливый? Суд царя Соломона. Описание картины Н.Ге Николай николаевич ге суд царя соломона

Напомню историю:

16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

Все время испытываю некоторую неловкость, когда показываю детям картины на этот сюжет и напоминаю историю. И дело, конечно, не в том, что женщины - блудницы, а в жестокости: ну как так, отдать при матери приказ об убийстве ее ребенка? (О том, что невинный младенец имеет право на жизнь, как то задумываешься уже во вторую очередь). Ну и, кстати, ничего не говорится о том, что женщина, подменившая ребенка, получила какое-то наказание ничего не говорится.

Суд Соломона - не самый популярный из ветхозаветных сюжетов, но возможно, древнейшее живописное произведение на ветхозаветную тему иллюстрирует как раз его. Речь об этой помпейской фреске:


Суд Соломона, фреска "Дома врача", Помпеи, 1 в. н.э. (до 79 г.)
О ней
Две фигуры на последнем фрагменте - предположительно Сократ и Аристотель, завидующие мудрости Соломона. Возможно, новохронологи увидят в этом дополнительное свидетельство в пользу того, что Помпеи погибли в эпоху Возрождения. Но у меня нет полной уверенности, что здесь изображен именно суд Соломона. Младенец почему-то почти такого же роста, как и взрослые, все персонажи - карлики. Хотя, конечно, выглядит очень убедительно.

Другие изображения на этот сюжет относятся уже к христианской эпохе


Библия Сан Пауло фуори ла Мура, ок. 880 г.
Иконографически в чем-то близко к помпейской фреске. Младенец лежит на подобии алтаря, в руке у воина, собирающегося его разрубить - топор, а не меч
По Библии, суд состоялся в начале правления соломона, когда он был еще молодым человеком. В картинах и скульптурах он чаще всего и показывается молодым, иногда совсем юным, но иногда - человеком средных лет и даже стариком.


Пластинка из словой кости, Византия, 10-11 вв.
И в этом случае и в предыдущем еще очень сильно влияние античной стилистики.


Мастер Жана де Мандевиля (раб. 1350-1370). Суд Соломона здесь - на изображениях с красным фоном


Миниатюры "Всемирной хроники" Фульдского аббатства, ок. 1350-1375
Здесь младенца уже успели порядком истерзать


"Библия Венцеслава", ок. 1389-1400
Младенцы лежат в колыбелях, а одна из блудниц - очень страшная. Как она могла прокормить себя, не говоря уже о чужом младенце?


Мастер Бусико, ок. 1412-1415.
Младенец снова лежит на столике для разрубания, уже никоим образом не напоминающем алтарь


Стефано д"Антонио Ванни, фреска трапезной Сант-Андреа, в Черчина, ок. 1440-1450
Младенец снова истерзанный


Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло, капитель колонны во Дворце дожей, Венеция, 1420-е


То же, в другом ракурсе




Нюрнбергская хроника Хартмана Шеделя, 1493


Лукас Кранах Старший, ок. 1537
Лукас Кранах - еще средневековый, готический художник. А вот другой Лукас - ван Лейден - гораздо более ренессансный


Лукас ван Лейден, 1515 Это акватинта с рисунка, но высокого качества, потому и помещаю сюда


Джаммария Моска (между 1493 и 1507-1574)
Здесь еще тоже много средневекового, несмотря на претензии на классичность


Джироламо Паккьяротто (1474-1540), нач. 16 в.

Однако не только священное писание является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона - третьего еврейского царя, правителя объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета, а именно Х века до нашей эры. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности.


Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства.

И кроме того, Соломон является неотъемлемым персонажем как христианской, так и исламской религий, оставивший глубокий след в культуре разных народов. Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, оно знакомо практически всем, даже далеким от религии. Так как этот образ всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов, воспевших его мудрость и справедливость в своих произведениях и донесших до наших дней историю жизни этого удивительного человека.


Царь Давид. Автор: Гвечино.

Соломон являлся младшим сыном Царя Давида, который до восшествия на престол был простым воином при царе Сеуле. Но проявив себя благонадежным, смелым и находчивым, стал вторым еврейским царем. А матерью была прекрасная Вирсавия, с первого взгляда покорившая царя своей красотой. Ради нее Давид совершил большой грех, за который расплачивался всю жизнь: он завладел ею, а потом отправил на верную гибель ее мужа, дабы взять Вирсавию себе в жены.


Вирсавия. (1832). Третьяковская галерея. Автор: Карл Брюллов.

Царь Давид умер в 70-летнем возрасте, передав престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Но такова была воля Всевышнего.


Царь Давид передает скипетр Соломону. Автор: Корнелис де Вос.

Нередко Соломону приписывали фантастические качества: понимание языка зверей, власть над джиннами. Сцены из жизни и деяний Соломона встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, на живописных полотнах, а так же в произведениях литераторов.

«Все проходит»

Хотя великий царь Соломон и обладал огромной мудростью и хитроумием, жизнь у него не была спокойной. Поговаривают, что царь носил волшебное кольцо, которое в жизненных бурях приводило его в равновесие и действовало как исцеляющий раны эликсир. На кольце была высечена надпись: «Всё проходит...», которая имела продолжение с внутренней стороны: «Пройдет и это».


Кольцо Соломона.

Особенно много легенд сохранилось про его удивительные остроумные решения в различных судебных делах. Он всегда находил ловкий выход из трудного или щекотливого положения. В Ветхом Завете описано событие легшее в основу притчи о мудром судье и матери, которая готова была отдать собственного ребенка лишь бы сохранить ему жизнь.


Суд царя Соломона. (1854 г.). Автор: Николай Ге

Как-то к царю Соломону, пришли за советом две женщины, с просьбой разрешить их спор. Одна из них рассказала, что они живут в одном доме, и что было у них по младенцу, которых совсем недавно обе родили. И в прошлую ночь соседка во сне нечаянно придавила своего дитя и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. И что теперь эта женщина опровергает это обвинение и утверждает, что живой ребенок принадлежит именно ей. И пока одна рассказывала эту историю, другая пыталась доказать в споре, что ребенок действительно ее.


Суд Соломона. (1710). Автор: Луи Булонь младший.

Выслушав их обеих, царь Соломон приказал принести меч, что немедленно и было исполнено. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

"Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца."

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

"Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!"

Другая же, напротив, согласилась с решением царя:

"Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне" ,

Решительно сказала она.


Суд Сломона. (1854г.) Новгородский государственный музей.

"Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать".

Конечно, мудрый царь и не думал губить младенца, но таким хитрым способом он узнал, кто из них двух говорит неправду.

Соломон всегда вкладывал в свои решения справедливость по любым спорам. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он должен определять степень вины и наказания для торжества истины.


Царь Соломон в преклонных годах. Автор: Гюстав Доре

Ко всем благодетелям царя Соломона он еще и был автором источника поэтического мастерства - книги «Песнь песней» и сборника философских размышлений - «Книги Екклесиаста». В современной интерпретации правила Соломона, выверенные мудростью, выглядят так:

Проходя мимо нищих - делись.
Проходя мимо юных - не злись.
Проходя мимо старых - склонись.
Проходя мимо кладбищ - присядь.
Проходя мимо памяти - вспомни.
Проходя мимо матери - встань.
Проходя мимо родичей - помни.
Проходя мимо знаний - возьми.
Проходя мимо лености - вздрогни.
Проходя мимо праздных - твори.
Проходя мимо павших - запомни.
Проходя мимо мудрых - постой.
Проходя мимо глупых - не слушай.
Проходя мимо счастья - ликуй.
Проходя мимо щедрых - откушай.
Проходя мимо чести - храни.
Проходя мимо долга - не прячься.
Проходя мимо слова - держи.
Проходя мимо чувств - не стесняйся.
Проходя мимо женщин - не льсти.
Проходя мимо славы - не тешься.
Проходя мимо правды - не лги.
Проходя мимо грешных - надейся.
Проходя мимо страсти - уйди.
Проходя мимо ссоры - не ссорься.
Проходя мимо лести - молчи.
Проходя мимо совести - бойся.
Проходя мимо пьянства - не пей.
Проходя мимо гнева - смиряйся.
Проходя мимо горя - всплакни.
Проходя мимо боли - мужайся.
Проходя мимо лжи - не молчи.
Проходя мимо вора - не крадься.
Проходя мимо наглых - скажи.
Проходя мимо сирых - потраться.
Проходя мимо власти - не верь.
Проходя мимо смерти - не бойся.
Проходя мимо жизни - живи.
Проходя мимо Бога - откройся.


Идолопоклонство Соломона. (1668г.). Автор: Джованни Писсаро

Однако, как говорится, и на "старуху бывает проруха"... Согласно писаниям Библии, Соломон был весьма любвиобилен и имел семьсот жен и триста наложниц. И на склоне лет случилось так, что Соломон в угоду одной из любимых жен, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный Богу - служить ему верой и правдой.


Царь Соломон приносит жертвоприношение идолам.(17 век). Автор: Себастьян Бурдон.

Именно этот обет был залогом мудрости, богатства и славы Соломона. Гнев Всевышнего отразился на благополучии объединенного царства и вскоре после смерти 52-летнего царя начался экономический и политический кризис, после чего страна распалась на две части.

Русский художник с французскими корнями Николай Ге всю свою жизнь наполнил проповедью духовной красоты. Его последние работы необычайно взволнованны, пронизаны эмоциональностью, искренностью и духовностью. В день его смерти предлагаем вспомнить 7 великих полотен живописца.

«Суд царя Соломона» (1854)

Он мог бы стать математиком, но страстное желание творить оказалось сильнее. После двух лет обучения на математическом отделении философского факультета Петербургского университета, Николай Ге в 1850 году поступает в петербургскую Академию художеств. Время обучения пришлось на последние мрачные годы правления Николая I. Студентам приписывалось четкое следование канонам классицизма и его главным темам: мифологическим сюжетам и античным героям. Молодой Ге решает, что если следовать, то за лучшим. В те годы для многих в Академии образцом для подражания был Карл Брюллов, не исключением стал и Николай, восхищавшийся автором «Помпеи».
«Суд царя Соломона» - работа, которая написана в абсолютно брюлловской манере: ярко и красочно. Известный библейский сюжет о провокационном решении царя Соломона разрубить надвое ребенка, который стал причиной ссоры двух женщин, каждая из которых утверждала, что именно она – мать дитя. Полотно написано в соответствии с академическими канонами – классическая композиция, характерные «говорящие» жесты и выразительные позы.

«Тайная вечеря» (1866)

После окончания Академии, Николай Ге, пытаясь освободиться «от духоты» застывшей в ожидании страны и не дожидаясь выдачи финансовых дотаций на стажировку, уезжает вместе с молодой женой в Италию. Результатом попыток создать отчетное, программное полотно Ге становится создание большого количества эскизов, однако ни один из замыслов не воплощается в жизнь. В счастливой семейной жизни пролетают несколько лет, а отчитаться перед Академией по-прежнему нечем. Ге много читает, работает и ни на один день не останавливается в поиске идей для своей первого великого полотна. И вот однажды тема сама находит художника.
В процессе изучения жизни Христа, перед Ге отчетливо встает одно их ключевых евангельских событий. Всего-то и остается, что перенести его на картину. Художник долго ищет среди друзей и знакомых тех, кто имел бы внутреннее или внешнее сходство с учениками Христа. В итоге апостола Петра он пишет с себя, а в качестве отправной точки для написания центрального персонажа становится Герцен. Картина-откровение потрясла зрителя правдой и реализмом. Да, именно так все и происходило! Тесная и сумеречная комнатка, сквозь тряпицу на окне видно, как угасает синь ночного неба, низкий стол на трех ножках, за которым размещены персонажи – все это потрясает убедительностью. На переднем плане темный силуэт Иуды, нервно набрасывающего плащ на ходу. Юный Иоанн порывисто вскочил, Петр недоуменно смотрит вслед предателю, остальные апостолы потрясены. И только Иисус замер в отрешенной и скорбной позе – он знает, что случится: неизбежное предательство Иуды, отречение Петра, мучительная смерть.
Картина была принята публикой, а Ге в столь юном возрасте стал профессором Академии художеств – это был беспрецедентный случай. Однако церковь посчитала иначе: трактовка сюжета была признана неканонической, на полотне присутствовал «недопустимый материализм». В итоге – картину запретили репродуцировать.

«Вестники Воскресения» (1867)

Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». И в Петербурге, и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд. Только спустя годы публика дорастет до понимания сюжета, в дни же, когда Ге вернулся из солнечной Италии в серый Петербург и так нуждался в поддержке, публика осталась равнодушна.

«Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» (1889)

После серии полотен на историческую тему, расстроенный непониманием своего творчества и резкой критикой, разуверившийся в своем таланте мастер покидает в 1875 году Петербург и поселяется в Черниговской губернии. Он коренным образом меняет жизнь: сооружает необычную мастерскую с системой зеркал, осваивает печное дело и начинает класть печи, изредка для заработка пишет портреты соседей. Знакомство в 1862 году с Львом Толстым становится судьбоносным для Ге: он понимает, что не одинок в поисках идеала, отчетливо видит, что творчество может служить самой жизни. Художник возвращается к работе на качественно новом уровне.
В то время как в Петербурге почти забыли о Николае Ге, на одной из передвижных выставок появляется его полотно «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад». Работа несомненно заслуживает право встать в один ряд с лучшими живописными произведениями: волнующе-тревожное настроение, необычайная красота колорита, сюжет. Апостолы торжественно спускаются по ступеням в темноту, и только Иисус останавливается на мгновение, чтобы поднять глаза к бесконечно-прекрасному звездному небу. Картина была вновь подвергнута жесткой критике церкви.

«Христос в Гефсиманском саду» (1869-1880)

Ге с новыми силами обращается к евангельским темам – его полотна звучат теперь как страстные проповеди. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. Все сомнения он оставляет в Гефсиманском саду и без страха идет до конца навстречу своему предназначению. Картины художника стали появляться в Петербурге регулярно: их снимали с выставок, подвергали беспощадной цензуре и гонениям. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. О запрещенных картинах говорили, их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Ге становится апостолом нового искусства. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура.

«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)

Построение полотна способно перевернуть традиционное представление понимания добра и зла, свети и тени. Пилат стоит в мощном потоке солнечного света, тогда как Христос кажется, напротив, погруженным во мрак. Но если внимательнее рассмотреть полотно, можно увидеть, что прокуратор стоит против солнца и лицо его погружено во мрак. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Лицо измученного пытками Христа, напротив, освещено, его одежды при пристальном взгляде окрашиваются в пурпурные цвета, а вокруг всей фигуры появляется божественное сияние. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Ее шокировал образ Христа, который абсолютно не соответствовал многовековой традиции изображения Спасителя как совершенного духовно и прекрасного внешне человека. Третьяков сначала отказался покупать картину, но после гневного, но аргументированного письма Толстого, в котором он пожурил мецената за «сбор навоза» и «отказ взять жемчужину», Третьяков изменил решение и приобрел картину.

«Голгофа» (1893)

«Голгофа» Ге осталась незаконченной. Публика увидела ее уже после смерти мастера. Новаторская форма произведения с использованием любимого приема противопоставления персонажей наполнена глубочайшим нравственным смыслом. Сына Божьего отправляют на позорную смерть. Слева в поле зрения вторгается рука, которая повелительным жестом подает сигнал к началу казни. Иисус знает, через что должен пройти. Он исступленно заламывает руки и поднимает глаза к небу, к Отцу. В Страстном цикле Ге пишет и два варианта «Распятия», при взгляде на которые создается угнетающее впечатление.
«Что есть истина?» и «Голгофа» производят эффект разорвавшейся бомбы. Возмущенное духовенство и общественность обращаются к царю и тот повелевает снять картины с выставки. «Разве может быть этот оборванец и бродяга Христом? Разве так можно класть краску? Этот Ге совсем разучился писать!»
Николай Ге скончался 13 июня 1894 года. Он до конца своих дней был уверен в том, что искусство может помочь человеку прозреть и немного улучшить этот мир.

1854. Холст, масло. 147 x 185.
Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову, и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.

Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.

В основу картины положена библейская притча:

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28).

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...