- по-латыни "падение" (игральных костей) звучит примерно как "каденция", а как изменилось это слово со временем, согласно законам французского языка
- по-латыни "падение" (игральных костей) звучит примерно как "каденция», а как изменилось это слово со временем, согласно законам французского языка?
АЛЛЕГРО
- ср. несклон. итал. легкая, живая, игривая и быстрая мера в музыке; алегретто умалит. музыка менее быстрая. Аллегри ср. несклон. маскарад, бал, вечер с лотереею
- быстро в музыке
- быстрый темп в музыке
- быстрый, подвижный темп в музыке
- подвижный темп в музыке
ОРКЕСТР
- м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия
РИТМ
- в классической музыке большее значение имеет частотная и амплитудная модуляция звукового сигнала, а что преобладает в легкой музыке
- "Сердцебиение" музыки
- м. греч. мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев
- мерное ударение в музыке
- мерное ударенье в музыке
- периодичность в музыке
- три основных элемента музыки: мелодия, гармония и
ХОР
- м. лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в
- коллектив подпевал в музыке
КАДЕНЦИЯ
музыкальный термин, употребляемый в двух значениях: 1) свободная, виртуозная, богато орнаментированная вставка в музыкальное произведение, преимущественно в итальянской опере 17-18 вв. и в музыке 19 в. для солирующих инструментов; 2) более развернутая, но тоже вставная и выдержанная в духе импровизации форма. Каденция помещалась в конце какой-либо части концерта для солирующего инструмента с оркестром и предоставляла исполнителю возможность блеснуть техническим мастерством.
Каденция в опере позволяла продемонстрировать не только вокальную технику, но и творческий дар, так как по традиции певец должен был импровизировать при каждом исполнении. Каденции в инструментальном концерте строились в рапсодическом стиле и использовали тематический материал произведения; в них часто применялись трели, арпеджио, гаммообразные пассажи. Такие каденции тоже импровизировались вплоть до начала 19 в.; однако уже Бетховен в своем Пятом (Императорском) фортепианном концерте дал образец каденции, которая должна была исполняться по авторскому тексту и точно соответствовать стилю произведения.
Кольер. Словарь Кольера. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАДЕНЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- КАДЕНЦИЯ в Словаре музыкальных терминов:
(итал. cadenza , от лат. cado - падаю, оканчиваюсь). 1) каданс, гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть … - КАДЕНЦИЯ в Литературной энциклопедии:
1. Каданс, «падение»; несколько расплывчатое стиховедческое понятие, соответствующее, по существу, понятию ритмической инерции (см. «Ритмика») , т. е. той или … - КАДЕНЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
(итал. cadenza от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс), 1) гармоничный или мелодичный оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему … - КАДЕНЦИЯ
(итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, … - КАДЕНЦИЯ
[итальянское cadenza, от cadere падать] в музыке: 1) гармонический оборот, придающий музыкальной фразе характер заключения, остановки; 2) в произведениях (концертах) … - КАДЕНЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
, и, ж., муз. 1. Гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; то же, что каданс. 2. … - КАДЕНЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КАД́ЕНЦИЯ (итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс), гармонич. или мелодич. оборот, завершающий муз. построение и сообщающий ему … - КАДЕНЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
каде"нция, каде"нции, каде"нции, каде"нций, каде"нции, каде"нциям, каде"нцию, каде"нции, каде"нцией, каде"нциею, каде"нциями, каде"нции, … - КАДЕНЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
ит. cadenza) муз. 1) иначе каданс - гармонический или мелодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение; 2) … - КАДЕНЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
[ит. cadenza] муз. 1. иначе каданс - гармонический или мелодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение; 2. … - КАДЕНЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
каданс, каденца, оборот, … - КАДЕНЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2) Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою … - КАДЕНЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
кад`енция, … - КАДЕНЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
каденция, … - КАДЕНЦИЯ в Орфографическом словаре:
кад`енция, … - КАДЕНЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс), 1) гармоничный или мелодичный оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему … - КАДЕНЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(дэ), каденции, ж. (ит. cadenza). 1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения … - КАДЕНЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
каденция ж. 1) Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2) Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая … - КАДЕНЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- КАДЕНЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
ж. 1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс. 2. Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою … - ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
каденция (позднелат. plagalis, от греч. plagios - боковой, косвенный) (музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тонике предшествует субдоминанта (IV … - АЛЕАТОРИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова.
В музыке существует множество интересных приемов, делающих каждую мелодию уникальной и оригинальной. Каденция - это одна из таких уловок. Без нее мотив теряет самые интересные моменты.
Каденция: определение
Слово «каденция» используется в музыке в двух обозначениях:
- Каденция - это включение в мелодию, которое характеризуется свободой, виртуозностью и богатством музыкального окраса. В таком значении каденция использовалась в опере итальянских композиторов XVII-XVIII века. Таким же образом прием применялся в инструментальных соло XIX столетия.
- Каденция - это мелодичная импровизация, включенная в основное музыкальное произведение.
Как правило, прием каденции использовался в конце инструментального соло или концерта. В процессе исполнения данного приема музыкант имел возможность проявить свой талант во всей красе.
История возникновения понятия
Впервые в музыкальной теории термин «каденция» использовал Флоренций де Факсолис в своем трактате «Музыкальная книга». Впоследствии прием продолжил развиваться в теории музыки XVI—XVII веков.
Французский теоретик музыки Жан-Филипп Рамо впервые описал классификацию каденции в тональности классического романтизма.
Сначала прием использовался лишь в рапсодиях Как правило, это была импровизация, которая не записывалась при помощи нотной грамоты. Так было вплоть до XIX века. Впервые записать ноты каденции рискнул Людвиг ван Бетховен в создании своего Пятого концерта для фортепиано с оркестром.
Разновидности каденции
Основная классификация каденции была предложена Жаном-Филиппом Рамо. Сегодня известны такие основные виды приема:
- По расположению в периоде мелодии каденция музыки бывает серединной (в конце первой музыкальной строчки), дополнительной (в конце периода).
- По составу аккордов прием может быть автентическим. Тогда заключительный аккорд выполняется при помощи доминанты. Это, как правило, сочетание аккордов, которое вносит окончанию мелодии решительное и безапелляционное окончание (аккорды D-T, T-D-T).
Альтернативой автентической каденции является плагальная, то есть, окончание, построенное в субдоминантном направлении. Такое окончание мягкое и навевает сомнения. Прием проигрывается при помощи сочетания аккордов T-S-T, S-T, T-S и т.д.
- Степень завершенности разделяет каденцию на половинную, полную и прерванную. Половинная каденция - это прием, когда доминантный аккорд не завершает период, а будто зависает в воздухе. Появляется впечатление некой незавершенности мелодии. Такая каденция используется, как правило, в середине произведения. Полный прием выполняется с задействием субдоминанты вначале, доминанты посредине и тоники, как окончательного аккорда. Полная каденция проявляет тональность со всех трех ее сторон. Прерванный прием предполагает кратковременную импровизацию и продолжение мелодии.
- Еще один критерий разделения музыкального приема - звучание главного голоса мелодии. Такое мерило делит каденцию на совершенную и несовершенную. Совершенная приводит мелодию к тонике в сильную долю такта. Произведение кажется полностью завершенным. При несовершенной фантазии последний аккорд припадает на терцию или слабую долю. Такая мелодия является незавершенной.
В какой музыке используется каденция?
В современных мелодиях тоже используется прием каденции. Музыка с такими изворотами фантазии становится ярче и интереснее.
Самое распространенное применение каденции встречается в джазе. Здесь такой прием носит название «брейк». В окончательном своем варианте брейк сформировался в блюзе. Свободная импровизация.
Каденция используется в классических музыкальных произведениях. При оркестровых концертах дирижер так выстраивает подачу мелодии, что фантазия в исполнении солирующего инструмента кажется свежей ноткой в ткани общей музыки. Без каденции мотив был бы серым и неинтересным.
Каденция как категория гармонии
Каденция - гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой ») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
В указанном значении термин впервые зафиксирован в «Музыкальной книге» (Liber musices) Флоренция де Факсолиса (1496) . Мощное развитие получил в музыкальной теории XVI-XVII веков (трактаты этого времени содержат чрезвычайно разветвлённые и не вполне упорядоченные систематики каденций) . Классификация, принятая в системе классико-романтической тональности , восходит к Ж.Ф. Рамо (1737) .
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой , третье от конца - антепенультимой .
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты , D = доминанты , T = тоники):
I. По эффекту завершённости:
I.1. Полная, то есть с окончанием на T;
I.1.1. Совершенная (T в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде);
I.1.2. Несовершенная (если хотя бы одно условие, присущее совершенной каденции, не соблюдается);
I.2. Половинная, то есть с окончанием на D или (реже) S;
I.3. Прерванная, то есть с избеганием ожидаемой T (в классической ситуации оборот заканчивается трезвучием VI ступени) .
II. По функциональному составу
:
II.1. Ауфтентическая (D - T);
II.2. Плагальная (S - T).
От ауфтентической и плагальной каденций следует отличать ауфтентический и плагальный аккордовые обороты (последовательности, прогрессии), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения , задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классико-романтической гармонии.
III. По местоположению в форме
:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы:
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
V. Особые каденции
:
V.1. Фригийская. Половинная каденция в миноре вида IV 6 -V. Получила такое название по сходству с разновидностью готической каденции (сонантной ячейки) в музыке XIII-XV веков, с полутоновым ходом от пенультимы к ультиме в нижнем голосе (Ландини , Машо , Дюфаи и др.), как бы во фригийском ладу . В тональной системе считается модализмом , может входить в состав фригийского оборота , либо функционирует обособленно .
V.2. Готическая : трёхголосная каденция (сонантная ячейка) из конкордов терцсексты и квинтоктавы, типичнейшая для музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения ;
V.3. В старинной текстомузыкальной форме каденции получают названия в зависимости от соответствующих разделов текстовой (стихотворной, прозаической молитвословной) формы. Различаются генеральная, строфная, полустрофная, строчная и внутристрочная каденции. Степень «тяжести» (иерархической значимости) каденции зависит от значимости раздела стихотворной (текстовой) формы, к которому данная каденция относится. Наиболее значимы ультимы генеральной и строфной каденций, наименее - внутристрочных.
Каденционный план. Тональный план . В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане . Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада , то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы .
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме - перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов , чередуемых со всевозможными пассажами . До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
Примечания
Литература
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
- Smalzriedt S. Kadenz // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie.- Tübingen, 1974.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. Москва, 1988.
- Холопов Ю. Н. // Музыкальный энциклопедический словарь . Москва, 1990, сс. 223-224.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Smalzriedt S. Kadenz (статья из авторитетного немецкого «Словаря музыкальных терминов»; содержит детальный исторический обзор термина и понятия)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Каденция (музыка)" в других словарях:
У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere «падать») может быть: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же,… … Википедия
Доисторический и древний период. 1) Светская музыка. Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Тема. Тема в музыке более или менее развёрнутое построение, выражающее некую … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Экспозиция. Экспозиция в музыкальной форме раздел начального представления тематического материала музыкального произведения или его части. Термин, обычно, подразумевает использование… … Википедия