Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Распределение внимания. Практическая психология. Внимание

– это сосредоточение зрения на нескольких предметах. Это действие помогает делать одновременно сразу некоторое количество дел, которые могут различаться даже по своим видам.

Такими способностями обладали: римский правитель Гай Юлий Цезарь, великий русский император Петр I и французский полководец Наполеон. Эти особенности принадлежат только поистине одаренным людям, разносторонним и могущественным. Им подвластно любое деяние и нет непосильных задач.

Если развить данный талант, а он может поддаваться «дрессировке», то можно успевать делать намного больше, тем самым оставляя свое время на другие цели.

У людей, которые умеют распределять внимание , задействованы оба полушария мозга. С рождения человек умеет активизировать одну половину в большой степени. Левое отвечает за творческие способности человека, правое – за аналитический склад ума. Поэтому очень сложно соединить эти два практически не сочетаемых качества. Также трудно, например, как переучить левшу писать правой рукой. Мало у кого получается после этого записывать текст и той, и другой рукой одновременно хорошо. Как правило, одно умение забывается с годами, так как не использовалось и не развивалось.

Чтобы стимулировать развитие распределения внимания, необходимо соблюдать правила умственного труда:

  • При монотонной работе концентрация внимания может удерживаться ровно 15 минут, после оно рассеянно и трудно воспринимаемое. После задания, нужно сделать небольшой перерыв, дать отдохнуть глазам и перестроиться мозговым функциям. Можно даже заняться физическим трудом, выполняя разные деятельности, чередуя умственный и физический труд.
  • Деятельность мозга достигает пика своей работоспособности в утренние часы. Поэтому все более важные дела желательно проводить, начиная с 8 часов. И распределение внимания будет эффективно также в утреннее время.
  • Для улучшения активации умственной деятельности можно использовать природные энергетики: горький шоколад, кофе, апельсины, клюква, мед, грецкий орех, сахарная свекла и т.д.

Степень освоения техникой распределенного внимания зависит:

  • Совмещение разных видов деятельности, чтобы был задействован в одном движении мозг, в другом физические навыки. Например, учить английский язык, слушая в наушниках и повторяя слова, при этом мыть полы. Если соединить два дела, которые похожи по смысловой нагрузке и, задействовать при этом один орган, то будет плохо получаться и в первом, и во втором. К примеру, записывать лекцию под диктовку, слушая преподавателя и разговаривать с соседом по парте. В этом случае студент не успевает писать конспект и пропускает часть информации, которую ему передает друг.
  • Уровень автоматизации, до которой было доведено выполнение работы. Человек, когда управляет автомобилем уже задействует несколько функций: обруливает препятствия, смотрит за пешеходных переходом и другими машинами, нажимает на педали, переключает коробку передач, попутно включает поворотник и при необходимости нажимает на звуковой сигнал. А совершенство, если при этом еще включено радио, зазвонит телефон или захочется съесть забытый пончик и выпить кофе. Наглядный пример автоматического исполнения своих служебных обязанностей подают водители маршруток. Их способность выполнять несколько дел одновременно просто поражает, таким навыкам нужно учиться годами.

Техники развития

  1. Дается длинное слово, допустим, бетономешалка. Из него нужно придумать другие новые слова. Но каждая буква должна встречаться столько, сколько она была заложена в начальном слове. Удобная методика, которой можно заниматься по дороге на работу или для переключения внимания с одной деятельности на другую.
  2. «Земля, вода, воздух». Для выполнения данного упражнения нужно найти добровольца-напарника, желающего поиграть. Один кидает мячик и называет «земля», другой должен назвать животного, при слове «вода» — разновидность каких-нибудь рыб, а при произношении «воздух» — птиц.
  3. Время на выполнение 5 минут. Попросите кого-нибудь почитать неизвестный текст, пока решаете семь простых примера. По окончанию задания перескажите текст и проверьте правильность решений.

Желательно выполнять данные методы для совершенствования распределения внимания хотя бы раз в неделю.

Распределение внимания - это способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность совершать сразу несколько действий. Согласно преданию, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Однако есть основания полагать, что одновременно протекает только один вид сознательной деятельности - субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению с одного вида на другой. Таким образом, переключаемостъ - это обратная сторона распределения внимания. Она определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Плохая переключаемость приводит к рассеянности. Но рассеянность может быть и следствием максимальной собранности и сосредоточенности на основном объекте интересов.

Часто, обладая большими способностями, человек не может реализовать их из-за плохой самоорганизации, несобранности. Главным признаком самоорганизации является умение настроиться на деятельность и поддерживать работоспособное состояние в течение длительного времени, не прилагая волевых усилий. Эту настройку помогают осуществить концентрация и устойчивость внимания. Можно дать несколько советов по управлению этими функциями внимания, полезных при организации учебной деятельности.

Рассмотрим типичную ситуацию, когда нужно приступать к занятиям, садиться за стол делать уроки или готовиться к экзаменам. Вы никак не можете этого сделать, в голову лезут посторонние мысли. Попробуйте для начала простейший самогипноз, который позволяет включиться в любую деятельность или состояние. Итак, вы садитесь за стол, на котором все приготовлено, но который вам ненавистен, закрываете глаза и про себя или полушепотом повторяете 8-12 раз «Я могу писать, Я могу писать, Я могу писать... Я пишу... Я пишу!...» Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откидываетесь на спинку кресла с закрытыми глазами. В голове пустота, и вы ничего не хотите и не ждете, на все наплевать. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой блаженной пустоте начнет всплывать фраза, а потом и требование писать, и рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы или формулы могут быть какими угодно, главное - короткими и по существу дела. Этот прием является простейшим разговором сознания с подсознанием, в котором обе стороны, не мешая и не перебивая, дают возможность настроиться на дело. Автор этот приема В. Леви назвал его «эхомагнит» и выделил три фазы: заклинание, пустота, действие.

Но иногда мы не в состоянии даже сосредоточиться на том, что поможет нам включиться в работу. В голове ни одной мысли, только обрывки, клочки фраз. Что делать? Садиться и писать! Любые строчки, приходящие в голову, пусть это будет и не совсем логично. Главное - не останавливаться и не перечитывать написанное, чтобы самому не испугаться своих путаных записей и не остановить процесс врабатывания. Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас и тогда можно будет вернуться к первоначальным записям - там может быть и что-нибудь полезное, а если нет, не страшно, так как эти записи помогли вам начать работать.

Если вам предстоит длительная деятельность - написание курсовика, диплома или отчета, то и помехи бывают очень сильными. Каждый день человек говорит себе, что сегодня он устал, а вот завтра на свежую голову с утра начнет трудиться. Но наступает утро, а с ним новые дела и новая усталость. Постарайтесь начать новое дело не утром, а вечером на фоне усталости. Пусть это будет только первая фраза или заголовок, главное, что утром вам нужно будет начинать не с начала, и новый день не будет омрачен необходимостью делать неприятное - начинать, ну, а предыдущий вечер все равно был испорчен усталостью.

Если вы включились в работу и забыли обо всем окружающем, необходимо соблюдать правила умственной гигиены. Человек может сохранять произвольное внимание при монотонной работе в течение 15 минут, затем нужно сделать короткую паузу или переключиться на другую деятельность. Ничто так не утомляет, как однообразие. Существуют и более длительные циклы активности мозговой деятельности, например, 90-минутный ритм активности мозга. Поэтому через полтора часа работы следует сделать более длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами и провести аутогенную тренировку или, наоборот, наполнить паузу активным движением: потанцевать под музыку или сделать несколько ритмических упражнений. Снять усталость помогут настои трав - мяты, душицы, лимонника, чабреца или сладкий чай.

Интеллектуальная активность подвержена также суточным колебаниям. Физический тонус у человека меняется 5 раз в сутки с максимумами в 5, 11, 16, 20 и 24 часа и минимумами в 2, 9, 14, 18 и 22 часа. В эти периоды снижается и умственная активность.

  • Определите и оцените наличие нарушений или дефицита

  • Надёжные инструменты для улучшения и реабилитации распределённого внимания и других когнитивных функций

  • Что такое распределённое внимание?

    Распределённое внимание - это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно , отвечая, таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

    Тем не менее, наша способность реагировать и выполнять несколько задач параллельно имеет свои пределы. При распределении внимания производительность и эффективность действий, которые происходят в одно и то время, снижается. Когда человек испытывает трудности с одновременным откликом на многочисленные запросы окружающей среды, возникает явление, известное как интерференция . Интерференции возникают потому, что наш мозг может обрабатывать только ограниченное количество информации. Однако практика и когнитивные тренировки могут улучшить распределённое внимание , и, следовательно, способность выполнять более одного вида деятельности одновременно.

    Примеры распределённого внимания

    • Распределённое внимание играет важную роль в процессе учёбы, поскольку нам приходится одновременно слушать учителя, смотреть на доску или учебные материалы, делать записи, и в этом нам помогает способность распределять внимание. Поэтому она так важна для успешной учёбы. Это может быть одной из причин, почему люди с проблемами внимания получают плохие оценки.
    • Водитель готовится совершить обгон и вдруг замечает знак, указывающий необходимость смены полосы. Если он не в состоянии одновременно и должным образом отреагировать на знак и завершить обгон, он либо свернёт с намеченного маршрута, либо создаст аварийную ситуацию, если вовремя не совершит манёвр. Для управления автомобилем следует поддерживать внимание в очень хорошем состоянии.
    • Официант использует распределённое внимание, когда запоминает то, что говорит клиент, стараясь при этом не забыть, что заказали за четвёртым столиком, и вдобавок не уронить поднос с грязной посудой в руке.
    • Если кассир продуктового магазина должен ответить одному покупателю, в то время как обслуживает другого, он использует распределённое внимание.
    • Если вы танцуете с бокалом в руке, вы используете распределённое внимание, чтобы не отставать от ритма, и в то же время не разлить напиток.
    • Даже когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате по телефону, мы задействуем наше распределённое внимание.

    Расстройства или патологии, связанные с распределённым вниманием

    Распределённое внимание может пострадать в результате многих расстройств, а также из-за проблем в самом процессе распределения внимания, или проблем в части субпроцессов внимания, от которых оно зависит. Если распределённое внимание функционирует недостаточно хорошо, любая интерференция может нарушить ход задач, выполняемых одновременно. Таким образом, если распределённое внимание нарушено, мы не можем одновременно разговаривать и выехать на машине на перекрёсток, поскольку это может создать аварийную ситуацию. Аналогичным образом, если "Реакция Пробуждения" (уровень активации или общая настороженность) претерпевает изменения, это ведёт к "коматозному состоянию", в котором мы не можем управлять автомобилем и говорить одновременно (на самом деле, на этой стадии невозможно выполнить ни одну из этих задач по отдельности).

    Несмотря на то, что распределённое внимание может пострадать в результате психиатрических расстройств, таких как шизофрения , или различных нарушений, таких как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , поражается, прежде всего, общее внимание. Кроме того, довольно часто внимание нарушается после перенесённых черепно-мозговых травм или кровоизлияния в мозг (инсульт). В этих случаях расстройство внимания и его составляющих может быть различной степени тяжести, в зависимости от поражённых областей мозга.

    Принимая во внимание всё вышесказанное, распределённое внимание нарушается практически при любых расстройствах, при которых внимание повреждается даже минимально. Таким образом, если у пациента наблюдается контралатеральный геминеглект (неспособность распознавать поле зрения, противоположное области черепно-мозговой травмы), гипопрозексия (отвлекаемость), гиперпрозексия (чрезмерное внимание и повышенная концентрация) или апрозексия (невнимательность, неспособность фиксировать внимание), он будет испытывать трудности при выполнении задач, которые требуют распределённого внимания.

    Как измерять и оценивать распределённое внимание?

    Распределённое внимание - это важнейшая когнитивная способность в нашей жизни, позволяющая нам быть более эффективными. Корректное и одновременное выполнение любой задачи, которая включает в себя более одного действия (перцептивного, моторного или когнитивного), напрямую зависит от нашей способности распределять внимание. Тест на распределённое внимание может быть полезен в различных профессиональных сферах, где необходимо оценивать производительность работы (водители или работники транспорта, монтажники, спортсмены и т.д.). Кроме того, оценка распределённого внимания может пригодиться в учёбе (например, нуждается ли ученик в дополнительной помощи при конспектировании или решении задач) или в клинических условиях (возможно, некоторым пациентам нужно объяснять информацию проще и доступнее). Во всех этих областях может представлять большой интерес выполнение , поскольку это может принести ощутимую пользу в работе, учёбе и повседневной жизни.

    Для измерения распределённого внимания команда CogniFit ("КогниФит") взяла за основу классический Тест Струпа. Так был разработан Тест на Многозадачность, который кроме распределённого внимания оценивает когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.

    • : с помощью стрелки следуйте за движением белого шара, обращая внимания на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой игре нужно адаптироваться к изменениям стратегии, новым ответам, а также одновременно управлять способностями мониторинга и визуализации.

    Как восстановить или улучшить распределённое внимание?

    Распределённое внимание, как и другие когнитивные навыки, можно тренировать, улучшать и даже научиться его использовать. CogniFit ("КогниФит") предлагает это сделать профессионально. Практикуясь, мы можем увеличить скорость функционирования нашего внимания, научитьcя задействовать меньше ресурсов мозга в момент одновременной реакции на разные стимулы, а также улучшить способность обрабатывать информацию, хотя это и непростая задача.

    Реабилитация распределённого внимания базируется на . Следуя этой идее, CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, предназначенных для реабилитации распределённого внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если мы регулярно тренируем распределённое внимание, мы сможем автоматически выполнять действия, которые пытаемся совместить, повышая тем самым их эффективность. За счет автоматизации различных видов деятельности нашему мозгу будет гораздо проще выполнять их одновременно.

    Команда профессионалов CogniFit ("КогниФит"), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки распределённого внимания и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения распределённого внимания и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста (в данном случае, вероятно, других субпроцессов внимания, от которых зависит распределённое внимание).

    Для улучшения распределённого внимания важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю .

    Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния .

    Страница 10 из 26

    Распределение внимания.

    Распределение внимания – свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

    Для изучения распределения внимания используются различные методики (рис. 3).

    В лаборатории распределение внимания можно изучать, например, в условиях работы на специальном суппорте. На его верхней поверхности закрепляется металлическая пластинка с прорезью той или иной формы. Вдоль этой прорези может перемещаться металлическая игла, приводимая в движение двумя вращающимися рукоятками суппорта. Вращение одной из них дает игле продольное, вращение другой - поперечное направление. Одновременным вращением обоих рукояток можно двигать иглу в любом направлении. Задача испытуемого заключается в том, чтобы, распределяя внимание между двумя действиями (вращением обеих рукояток), двигать иглу так, чтобы она не касалась края прорези (иначе получится замыкание тока, регистрирующее ошибку). Во всех подобных случаях требуется особая организация деятельности, которая и характеризует собой распределение внимания.

    Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.

    Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы и очень краткое) время - второй. В этом можно убедиться при помощи так

    называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием - на другой.

    Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями.

    Возможность выполнения действий при частичной заторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем более привычны и автоматизированны действия. Поэтому одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

    В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

    Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.

    1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

    а) рефлексия;

    б) восприятие;

    в) внимание;

    г) память.

    2. Внимание - это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:

    а) избирательная;

    б) рассеянная;

    в) распределенная;

    г) неосознаваемая.

    3. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:

    а) блок селекции информации;

    б) резервуар ресурсов;

    в) специфическую предвосхищающую активность;

    г) особый вид деятельности.

    4. Что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, считают сторонники:

    а) ассоционизма;

    б) когнитивной психологии;

    в) гештальтпсихологии;

    г) психологии сознания.

    5. Проблема внимания была впервые разработана в рамках:

    а) психологии сознания;

    б) бихевиоризма;

    в) гештальтпсихологии;

    а) Н.Н. Ланге;

    б) Т. Рибо;

    в) Э. Титченер;

    г) Ф.Н. Гоноболин.

    7. Традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления исследований:

    а) социально-психологического;

    б) нейрофизиологического;

    в) психолого-педагогического;

    г) физиологического.

    8. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

    а) У. Найссером;

    б) В.М. Бехтеревым;

    в) А.А. Ухтомским;

    г) П.Я. Гальпериным.

    9. Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:

    а) Л.С. Выготский;

    б) С.Л. Рубинштейн;

    в) Н.Ф. Добрынин;

    г) П.Я. Гальперин.

    10. Взгляды Н.Ф. Добрынина по поводу сути внимания были близки подходу:

    а) С.Л. Рубинштейна;

    б) А.Н. Леонтьева;

    в) Л.С. Выготского;

    г) П.Я. Гальперина.

    11. С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как:

    а) умственное усилие;

    б) активность личности;

    в) способ управления поведением и функцию контроля;

    г) результат организации деятельности.

    12. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать:

    а) П.Я. Гальперин;

    б) А.Н. Леонтьев;

    в) С.Л. Рубинштейн;

    г) Н.Ф. Добрынин.

    13. В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:

    а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;

    б) психическое явление, не имеющее собственного содержания;

    в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;

    г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.

    14. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

    а) В.М. Бехтеревым;

    б) И.М. Сеченовым;

    в) И.П. Павловым;

    г) А.А. Ухтомским.

    15. Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории:

    а) А.А. Ухтомского;

    б) А.Н. Леонтьева;

    в) П.Я. Гальперина;

    г) А.Ф. Лазурского.

    16. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

    а) ведущий анализатор;

    б) предмет отражения;

    17. Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:

    а) ведущий анализатор;

    б) предмет отражения;

    в) форма существования материи;

    г) характер связи с практикой.

    18. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

    а) непроизвольным;

    б) произвольным;

    в) послепроизвольным;

    г) зрительным.

    19. Л.С. Выготский приравнивал непроизвольное внимание:

    а) к непосредственному;

    б) к опосредованному;

    в) к внутренненаправленному;

    г) к волевому.

    20. Понятие «предвнимание» предложено:

    а) А.А. Ухтомским;

    б) С.Л. Кабыльницкой;

    в) У. Найссером;

    г) Г.В. Гершуни.

    21. Термины «непроизвольное внимание» и «пассивное внимание»:

    а) являются синонимами;

    б) обозначают различные виды внимания;

    в) пассивное внимание является разновидностью непроизвольного внимания;

    г) непроизвольное внимание является разновидностью пассивного внимания.

    22. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

    а) новизна раздражителя;

    б) неожиданность раздражителя;

    в) интерес человека;

    г) усталость человека.

    23. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга, возникает внимание:

    а) непроизвольное;

    б) произвольное;

    в) послепроизвольное;

    г) внутренненаправленное.

    24. Произвольное внимание не обусловлено:

    а) осознанием долга и обязанности;

    б) наличием интересов, мотивов, побуждений;

    в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность;

    г) контрастностью внешних воздействий.

    25. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:

    а) отсутствие цели деятельности;

    б) постановка цели деятельности;

    в) новизна раздражителя;

    г) эмоциональная значимость объекта.

    26. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

    а) непроизвольного;

    б) произвольного;

    в) послепроизвольного;

    г) опосредованного.

    27. Значения параметров внимания - это индикатор:

    а) только состояния человека;

    б) только степени утомления и уровня бодрствования человека;

    в) только уровня бодрствования человека;

    г) состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека.

    28. К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:

    а) концентрация;

    в) распределение;

    г) скорость.

    29. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

    а) концентрация;

    б) распределение;

    в) устойчивость;

    г) избирательность.

    30. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

    б) концентрация;

    в) распределение;

    г) переключение.

    31. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:

    б) избирательность;

    в) устойчивость;

    г) распределение.

    32. В. Вундт установил, что объем внимания составляют:

    а) 4 простых впечатления;

    б) 5 простых впечатлений;

    в) 6 простых впечатлений;

    г) 7 простых впечатлений.

    33. Комплексной характеристикой внимания является показатель его:

    а) скорости;

    б) точности;

    в) успешности;

    г) объема.

    34. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как:

    а) уровень;

    в) скорость переключения;

    г) длительность.

    35. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

    б) степень;

    в) направленность;

    г) концентрация.

    36. Степень и объем внимания связаны зависимостью:

    а) прямой;

    б) обратной;

    в) логарифмической;

    г) нелинейной U-образного типа.

    37. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:

    а) концентрация;

    б) переключение;

    в) распределение;

    г) объем.

    38. Скорость переключения внимания зависит от:

    а) стимульного материала;

    б) характера деятельности субъекта с ним;

    в) уровня мотивации личности;

    г) гендерных особенностей субъекта.

    39. Степень переключения внимания не определяется:

    а) соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности;

    б) отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности;

    в) отношением субъекта к содержанию последующей деятельности;

    г) характером деятельности.

    40. Привлечению внимания способствует(ют):

    а) только интенсивность раздражителей;

    б) только отношение раздражителей к потребностям, интересам;

    в) только контрастность раздражителей;

    г) отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей.

    41. Всякое изменение оптимального темпа предъявления звуковых стимулов влияет на объем слухового внимания, а именно ведет к его:

    а) сохранению;

    б) увеличению;

    в) уменьшению;

    г) иногда к увеличению, иногда к уменьшению.

    42. Объем слухового внимания:

    а) не зависит от длительности предъявления звуковых стимулов;

    б) не зависит от частоты предъявления звуковых стимулов;

    в) не зависит от темпа предъявления звуковых стимулов;

    г) зависит от утомляемости субъекта.

    43. То, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров, но и на основе семантических характеристик, показали эксперименты:

    а) А.А. Ухтомского;

    б) А. Трейсмана;

    в) А.Н. Леонтьева;

    г) В.П. Зинченко.

    44. Параметр объема внимания имеет смысл:

    а) энергетический;

    б) пространственно-временной;

    в) операционально-регуляторный;

    г) рефлексивный.

    45. Параметры распределения и перераспределения внимания содержат смысл:

    а) энергетический;

    б) пространственно-временной;

    в) операционально-регуляторный;

    г) рефлексивный.

    46. Понятия «восприятие» и «константность» находятся в некотором соотношении. Какое понятие по аналогии находится в том же соотношении с понятием «внимание»:

    а) предметность;

    б) возбуждение;

    в) впечатлительность;

    г) интерес?

    47. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используются(ется):

    а) аппаратурные методы;

    б) таблицы Шульте;

    в) методики селективного (дихотомического) слушания;

    г) тахистоскопическая методика.

    48. Перед испытуемым ставится задача обнаружить заданный стимул среди других стимулов и зафиксировать его на бланке тем или иным способом в ходе:

    а) «корректурных проб»;

    б) диагностики с помощью таблиц Шульте;

    в) работы по методике селективного (дихотомического) слушания;

    г) тахистоскопической методики.

    49. Метод таблиц Шульте не применяется для определения такой характеристики внимания, как:

    б) концентрация;

    в) устойчивость;

    г) непроизвольность.

    50. Тахистоскопическая методика применяется для изучения такой характеристики внимания, как:

    а) объем;

    б) концентрация и устойчивость;

    в) скорость переключения;

    а) В. Вундт;

    б) Э. Черри;

    в) Б. Бурдон;

    г) У. Найссер.

    52. Таблицы Шульте являются стимульным материалом при изучении такой характеристики внимания, как:

    а) концентрация;

    б) переключаемость;

    г) избирательность.

    53. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он …
    а) привычнее;
    б) проще;
    в) интенсивнее.
    г) По-разному, в зависимости от возраста.
    д) Нет правильного ответа.

    54. Сосредоточенность сознания на каком-либо объекте - это …
    а) рефлексия;
    б) внимание;
    в) восприятие;
    г) концентрированность.

    55. Внимание - это … направленность сознания на определенный объект.
    а) избирательная;
    б) кратковременная;
    в) устойчивая;
    г) неосознаваемая.

    56. Основанием для классификации внимания на непроизвольное, произвольное, послепроизвольное выступает …
    а) активность человека в организации внимания;
    б) предмет отражения;
    в) направленность внимания;

    57. Основанием для выделения чувственного и интеллектуального внимания
    служит …
    а) активность человека в организации внимания;
    б) предмет отражения;
    в) форма существования материи;
    г) характер связи с практикой.

    58. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей
    характерно для … внимания.
    а) непроизвольного;
    б) произвольного;
    в) послепроизвольного;
    г) неустойчивого.

    59. Условием возникновения непроизвольного внимания не является …
    а) новизна раздражителя;
    б) неожиданность раздражителя;
    в) привлекательность раздражителя и интерес человека;
    г) требования деятельности.

    60. Непосредственно под воздействием особенностей воспринимаемого объекта возникает … внимание.
    а) непроизвольное;
    б) произвольное;
    в) послепроизвольное.
    г) Нет правильного ответа.

    61. Произвольное внимание не обусловлено …
    а) осознанием долга и обязанности;
    б) волевыми усилиями;
    в) требованиями деятельности;
    г) привлекательностью объекта.
    д) Все ответы верны.
    е) Все ответы неверны.

    62. Причиной возникновения послепроизвольного внимания является …
    а) отсутствие цели деятельности;
    б) постановка цели деятельности;
    в) интерес как проявление направленности личности;
    г) интерес, обусловленный особенностями объекта.
    д) Все ответы верны.

    63. Ориентировочный рефлекс рассматривается как механизм … внимания.
    а) непроизвольного;
    б) произвольного;
    в) послепроизвольного.
    г) Нет правильного ответа.

    64. Ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?») как понятие внес в физиологию…

    а) В.М. Бехтерев;

    б) И.М. Сеченов;

    в) И.П. Павлов;

    г) Н.А. Бернштейн.

    65. Значения параметров внимания позволяют судить …
    а) о состоянии человека;
    б) о степени утомления;
    в) об уровне бодрствования.
    г) Все ответы верны.
    д) Все ответы неверны.

    66. Способность человека сосредоточивать внимание одновременно на нескольких объектах при их одномоментном (доли секунды) предъявлении определяют как … внимания.
    а) объем;
    б) распределение;
    в) устойчивость;
    г) переключение.
    д) Нет правильного ответа.

    67. Способность выполнять несколько деятельностей одновременно - это… внимания.

    а) концентрация;

    в) распределение;

    г) переключение.

    68. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это … внимания.
    а) объем;
    б) концентрация;
    в) устойчивость;
    г) переключение.

    69. Способность длительное время удерживать внимание на одном и том же
    объекте определяется как … внимания.
    а) объем;
    б) избирательность;
    в) устойчивость;
    г) концентрация.

    70. Привлечению внимания способствует …
    а) сила раздражителя;
    б) значимость раздражителя для человека;
    в) контрастность раздражителя.
    г) Все ответы верны.
    д) Все ответы неверны.

    71. Внимание, которое обусловлено интересами человека и характеризуется целенаправленностью, а также отсутствием необходимости в волевых усилиях называется …
    а) непроизвольным;
    б) произвольным;
    в) послепроизвольным;
    г) идеалистическим.

    72. Функцией внимания не является …
    а) активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
    б) способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями человека;
    в) выделение главных, существенных признаков объекта;
    г) обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической
    активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

    73. Внимание - это …
    а) психический процесс;
    б) психическое состояние;
    в) психическое образование;
    г) психическое свойство.

    74. Внимание человека …
    а) имеет социальную природу;
    б) определяется природными факторами;
    в) имеет физиологическую основу.
    г) Все ответы правильные.

    75. Основные характеристики послепроизвольного внимания - это …
    а) непроизвольность, легкость возникновения и переключения;
    б) целенаправленность, интерес, снятие напряжения;
    в) направленность, определяемая задачей, волевое усилие, утомляемость.
    г) Все ответы неверны.

    76. Условием возникновения непроизвольного внимания является …
    а) принятое решение;
    б) поставленная задача;
    в) действие сильного, значимого, контрастного или вызывающего эмоциональную реакцию раздражителя;
    г) «вхождение» в деятельность и появившийся в связи с этим интерес.

    77. Внимание - это …
    а) направленность сознания на определенный объект;
    б) сосредоточенность человека на определенных предметах или явлениях
    действительности;
    в) направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте
    при одновременном отвлечении от других.
    г) Все ответы верны.
    д) Все ответы неверны.

    Вам также будет интересно:

    Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
    Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
    Тушеная капуста - калорийность
    Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
    Снежнянский городской методический кабинет
    Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
    Для чего нужны синонимы в жизни
    Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
    Календарь Летоисчисление астрономия
    Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...