Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Как хорошо ты о море. Учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему: Анализ стихотворения Ф.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное!"14.01.18г

Данное произведение - прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии (1-3 строфа), описание чувств человека (последняя строфа).

В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения « ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов: «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение « словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.

Море таит в себе динамику «грохот и гром», его простор бесконечен, в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т.е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя. Море прекрасно, когда нет рядом ни души.

Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа. Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою». Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека. Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.

Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.

Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Встреча зимы Никитина

    Никитин написал огромное количество разных произведений, а также много стихотворений о зиме. Но среди них имеется самое интересное под названием «Встреча зимы». Оно было написано в 1854 году.

  • Анализ стихотворения Из тонких линий идеала Фета

    Дебютный сборник Афанасия Фета получил название «Лирический пантеон» и был выпущен в 1840 году, большое содействие выпуску данного сборника оказал Аполлон Григорьев, который был достаточно

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

    Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность.

Фёдор Иванович Тютчев – поэт-философ, поэт-психолог. Особенностью лирики Тютчева о природе является умение поэта изобразить природу как живой, одухотворённый, многоликий мир, мир единства человека и природы.

Цель моей работы: постижение философского смысла стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», выявление выразительных средств, с помощью которых автор выражает этот смысл.

Море привлекает своей непредсказуемостью, неповторимостью. Оно может быть и спокойным, и бушующим. Море никого не оставляет равнодушным, именно поэтому я выбрала для анализа стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное».

В основе мира природы у Тютчева – мир стихий. В стихотворении «А. А. Фету» поэт определяет свой поэтический дар и как собственность «чуять, слышать воды». Излюбленная стихия поэта – «водная стихия».

Это стихотворение о ночном море, его красоте, бесконечности. Глядя на него, лирический герой испытывает волнение, радость, растерянность. Он хочет потопить свою душу в обаянье волн, стать частицей моря. Можно говорить о параллелизме в описании пейзажа и состояния лирического героя в первой строфе: «В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно», и в четвёртой: « В этом волнении, в этом сиянье, Весь как во сне я потерян стою».

В композиционном отношении стихотворение состоит из двух частей.

I часть – 1-3 строфы – развёрнутый образ ночного моря.

II часть – 4-я строфа – чувства человека.

Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть этой природы: пейзаж, нарисованный Тютчевым внутри и снаружи человека.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою

Желание героя сводится только к одному: обрести полную гармонию с природой, слиться с ней воедино:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою

Это и есть, на мой взгляд, основная мысль стихотворения.

Характерно для Тютчева начало стихотворения: «Как хорошо ты, о море ночное» открывается метафорическим образом ночного моря. В первой строфе характерные образы тютчевской поэзии: ночь, луна, звёзды, сон. Чтобы проникнуться всей глубиной этих строк, представляю себе картину: море в лунном блеске, вздымающиеся волны

Анализируя «словарь» на лексическом и морфологическом уровнях, я сделала следующие выводы:

Абстрактные существительные: простор, сиянье, безлюдье, зыбь, волненье, сон, обаянье, праздник, душа, высота помогают передать состояние природы и человека.

А прилагательные, среди которых ключевыми являются бесконечном, вольном, великая, в сочетании с существительным «простор» создаёт образ чего-то необъятного, большого, безграничного.

У Тютчева встречаются неожиданные эпитеты и метафоры. Вот и здесь сияние ночного моря называется тусклым.

В стихотворении много местоимений, из них больше половины личных (ты, оно, я их). Они придают стихотворению взволнованность и искренность.

Для поэта природа – это особое пространство, не доступное человеческому разуму, в нём существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приёмом автора является одухотворение природной стихии, её очеловечивание:

В лунном сиянии словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно

В другом своём стихотворении Тютчев говорит о природе: «В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык» («Не то, что мните вы, природа»). Природа как живое существо чрезвычайно непредсказуема и этим пленяет автора.

Сравнение «словно живое» подчёркивает мысль Тютчева о природе, как о живом существе:

В лунном сиянии, словно живое,

Олицетворение подтверждают и глаголы: ходит, дышит, блещет:

Ходит, и дышит, и блещет оно

И звёзды чуткие (эпитет), как живая человеческая душа. Само собой одушевление природы довольно обычно в поэзии. «Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения; живую краску природы он принимал и понимал свою фантазию, а как истину», - писал В. С. Соловьёв.

Глагольные формы гремя и сверкая усиливают мотив бушующей стихии.

Глагол «блещет» можно назвать «цветовым», и вместе с «цветовыми» прилагательными: лучезарно, сизо-темно, лунном, тусклым помогают зрительно представить картину ночного моря.

Сравнение «как во сне» создаёт впечатление необычности, я бы даже сказала, фантастичности происходящего: «В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне я потерян стою» Эта фантастичность создаётся светом и блеском. Это подтверждает лексический ряд: лучезарно, в лунном сиянии (3 раза), блещет, блеск, сверкая, звёзды.

Обращаю внимание на слова высокого стиля «блещет», «лучезарно». Они создают торжественность момента.

Лексический повтор «как хорошо ты» передаёт восторженное, радостное настроение лирического героя. Он восхищён ночным пейзажем. Вместе с ним за морем наблюдают звёзды с высоты: «Чуткие звёзды глядят с высоты» Излюбленное Тютчевым вертикальное движение с неба. Они восхищаются тем, что происходит на земле, Мотив земли и неба часто встречается в стихотворениях Тютчева. Возникают две беспредельности – небесная и морская. Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны присутствием человека: «В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою»

Поэт дважды называет морскую стихию \«зыбью»\. Зыбь – лёгкая рябь на водной поверхности. Но она великая, т. е. из неё что-то может возникнуть и возникает, как у Тютчева: морская зыбь становится морской стихией. В ней и несказанный простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою

«Зыбь великая, зыбь морская»

Здесь «великая» и «морская» как констектуальные синонимы.

Обращаю внимание на строку: «здесь лучезарно, там сизо-темно»

Краткие прилагательные обозначают переменный признак, признак «сейчас», в сочетании с «противоположными» наречиями «здесь – там» подчёркивают изменчивость моря, его изменяющуюся суть.

Нельзя не заметить сочетание слов «праздник празднуешь». В данном случае тавтология как стилистический приём, усиливающий действительность речи.

«Тавтологические сочетания в тексте выделяются на фоне остальных слов; это даёт возможность, прибегая к тавтологии, обратить внимание на особо важные понятия»

Анафора «как» со значением «до какой степени, до чего» и выдвижение его на первое место указывает на восхищение лирического героя морским пейзажем.

Образ движущегося, волнующегося моря создаётся аллитерацией [г] и [р] передают грохот, движение, а [с] - создаёт шум. Действительно, можно услышать шум, похожий на раскат грома. Шипящие тоже выполняют звукоподражательную функцию. Их называют иногда «тёмными» согласными. Они соответствуют общему цветовому фону стихотворения, ведь море у Тютчева ночное. А ассонанс [о] ассоциируется с морем, волнами.

Звуковая организация текста (по таблице Журавлёва) «работает» на создание главного образа стихотворения, - моря. Преобладание звуков и, у+ю, ы создают цветовую гамму моря. И – синий, светло-синий; у+ю – тёмно-синий, сине-зелёный; ы – чёрный.

Прихожу к выводу, что море у Тютчева то светло-синее, сине-зелёное, когда оно в лунном сиянии и в сиянии звёзд, то тёмно-синее, когда оно «тусклым сиянием облитое», и даже чёрное, когда волны несутся, бушуют, волнуются.

Для интонационного и логического подчёркивания выделяемых явлений используется выразительная стилистическая фигура – многосоюзие. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы и. Читаем у Тютчева: «Блеск и движение, и грохот, и гром»; «и дышит, и блещет»; «гремя и сверкая». Таким образом, союз и показывает движущуюся, изменяющуюся стихию.

А повтор частицы бы усиливает желание лирического героя слиться с морской стихией.

3-я строфа носит характер прямого обращения к морю. «На фоне разнообразных синтаксических средств обращения выделяется экспрессивной окраской. Эмоциональное звучание обращения в поэтическом тексте нередко достигает яркой изобразительной силы. К тому же при обращении часто стоят эпитеты, да и сами они являются тропами – метафорами». У Тютчева обращения дополнены эпитетами «море ночное», «тусклым сияньем облитое море», и метафорой «зыбь ты великая, зыбь ты морская». Их экспрессию подчёркивает междометие «о».

Инверсия «о море ночное» «выдвигает» ключевые слова и усиливает впечатление движущейся стихии: «Ходит, и дышит, и блещет оно»

Вопросительное предложение с обращением: «Зыбь, ты великая, зыбь ты морская, / Чей это праздник так празднуешь ты?» звучит как откровенный разговор лирического героя и стихии моря и направлено на постижение смысла бытия. А восклицательное – «как хорошо ты в безлюдье ночном!» усиливает мотив восхищения и желания быть его частью.

Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день; в ночь ярко светят звёзды («чуткие звёзды глядят с высоты») и часто бывают откровения (вся 4-ая строфа).

Чуткая душа лирического героя внемлет всему, что происходит на море ночном. Море очаровывает, гипнотизирует, погружает в сон.

Меня привлекла форма глагола «потопил» во втором значении: тоже, что губить. Прихожу к мысли: лирический герой настолько очарован праздником «зыби морской», что готов погубить себя ради мгновения стать частичкой этого праздника.

«Блеск и движение, грохот и гром» - это назывные предложения. Глаголы во II строфе не нужны, их роль выполняют существительные. Они создают динамическую картину.

Некрасов отмечал необыкновенную способность Тютчева «улавливать» именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина. Многоточие и тире дают возможность читателю дорисовать её. Многоточие скрывает и дополняет то состояние лирического героя, которое не всегда можно высказать словами. Это и волнение, и неподвластный восторг, и горечь, тоска от невозможности физического слияния с морской стихией.

Заключение. Выводы.

Анализируя стихотворение, я прихожу к выводу: выразительные средства всех уровней языка, «работают» на основную мысль стихотворения: восхищение ночным морем и желание слиться с ним.

Мы смотрим на море глазами Тютчева, лирический герой находится между двумя безднами и не просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникается состоянием стихии, она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Анализ языковых уровней помог мне глубже понять смысл тютчевского стихотворения, «увидеть» картину морского пейзажа. Природа у Тютчева многолика, насыщена звуками, красками.

Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично сложенным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить её живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, облекать её в лаконичную и ясную форму.

Особенность создания образа моря в анализируемом стихотворении – изображение природы не со стороны, не как наблюдателя. Поэт и его лирический герой пытаются понять «душу» природы, услышать её голос, соединится с ней.

Природа у Тютчева – разумное, живое существо. Мы учимся у Тютчева понимать её, в нашей душе возникают чувства и ассоциации, рождаемые строками поэта.

4 917 0

Стихотворение иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира,да, именно мира,ведь для поэта природа-это особое пространство,не доступное простому разуму,в нем существует своя таинственная жизнь.Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

В лунном сиянии словно живое,
Ходит,и дышит,и блещет оно…

Поэт понимал потаенный язык природы,в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему. Море поэт представлял также в слиянии,казалось бы,совершенно несочитаемых красок:«здесь лучезарно,там сизо-темно» или «тусклым сияньем облитое море» .Происходит как бы наложение оттенков,тонов,как в акварельной технике.Это,несомненно,свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством,динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность- природа,как живое существо,чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора…

Зыбь ты великая,зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью» -в ней и несказанный простор,и бесконечность, вечность, такая неохватность,что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется,искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

О,как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними.

Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы,в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта,мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф.И. Тютчев — один из гениальнейших поэтов-философов и просто — человек необычайной душевной красоты.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в 5 декабря. Жил он в усадьбе и в детстве образование получил именно в ней. Наиболее писателю нравилась латынь и поэзия из Древнего Рима. После он переехал в Москву, где уже и поступил на словесность в университет. По его окончанию Тютчев стал работать в коллегии иностранных дел. При роботе его отправили в Германию выступая дипломатом. После этого целых двадцать два года он провел за границей. На своем пути он встретил главный цветок его жизни, а именно Элеонору Петерсон, с ней у него было трое детей.

Еще начиная с 1810 года, писатель начинает писать свои юношеские стихотворения. Они были в стиле архаичности, тогда таких было много, через десятилетие Тютчев переходит русской лирике и европейскому романтизму. В сороковых годах Федор приезжает в Россию и устраивается на работу в министерство иностранных дел. Также сразу начал участвовать в кружке Белинского, где одновременно с ним было много русских классиков.


В пятидесятые года уже Тютчев перестает издавать стихи, а все более пишет политические рассказы. Начиная с шестидесятых годов у Федора становится трудный период в жизни в любви и творчестве. Последний его сборник 1868 года был провальным. Уже через 5 лет писатель умирает, похоронили его в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

За свое творчество Тютчев оставил после себя более четырехсот стихотворений. Первые стихи писателя были напечатаны в таком сборнике, как Урания, здесь были первые три его произведения «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Его произведения долго не воспринимались читателем. Получил он популярность и признание благодаря тому, когда Тургенев написал о нем в Современнике. Там было указано, что Тютчев один из лучших поэтов нашего времени и одобрил его сам Пушкин. После этого, редакция Современника решила выдать произведения Тютчева одной книгой - «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854». Также редакция описала, что здесь и ранние его произведения, которые наверняка бы отвергли.

В 1868 году вышло второе издание великого поэта, он так и называлось 2-е издание дополненное. В основном он отдал предпочтение теме природы. Он делал тему природы природой, подвижностью, мощностью все явлений естественности. Среди таких стихотворений и «Как хорошо ты, о море ночное…», его мы и рассмотрим более подробно в данной статье.

Анализ стихотворения


Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» в 1865-м году. Данное произведение было написано в нескольких вариантах. И.С. Аксаков получил от родных поэта один из последних вариантов, который и был опубликован 22-го января 1865-го года. Для публикации Аксаков выбрал газету «День». Но Тютчева возмутил факт искажения текста произведения так, что он был просто в бешенстве.

После этого он потребовал немедленной переделки и не хотел, чтобы стихотворение так подавалось читателям. Уже в начале следующего месяца журнал «Русский вестник» получил от поэта стихотворение в новой редакции, вариант которого и можно рассматривать в качестве окончательного. Этот вариант был наиболее приемлемым, и он устраивал все стороны спора.

Данное произведение написано в стиле пейзажев и медитавности лирики, в то время оно только набирало популярность, также в нем присутствуют элементы философского размышления. Автор для написания стихотворения в жанре лирического фрагмента выбрал стиль романтики, а его основной темой является человек и природная стихия. Ведь природу он любил больше всего, поэтому от написания произведения он получал немыслимое удовольствие.


Первая строфа посвящена обращению лирического героя к морю, в котором он выражает восхищение тому, как на море переливаются краски. Как будто лучезарят. Здес так же отмечен метаморфический смысл произведения, как будто он говорит это своей любимой. Ведь было известно, что Тютчев сравнивал свою любовь с морской волной. Здесь происходит желание героя полностью слиться в другом неким существе, в данном случае с морем.

Необходимо отметить присутствие местоимения «ты» в данных строчках, поэтому имеет место обращение автора к морю, как к живому существу (аналогичная ситуация была в произведении Пушкина «К морю»). Но в дальнейшем происходит отделение героя от природной стихии, и его впечатления передаются со стороны. Одновременно с этим море наделяется как бы душой которая жива. Здесь сразу видно тему единения человека с природой, и то и то живое, вместе дышат.

Также стихотворение отличается передаваемой в динамике игрой красок, света и тени, которая сопровождается симфонией и звуковым сопровождением. По мнению исследователей Тютчев во время написания данного произведения отказался от того, чтобы противопоставлять звук и свет, поэтому представление водной стихии выполнено не линейно, а в качестве поверхности.

Во время прочтения следующих строк произведения вспоминается написанное В.А. Жуковским стихотворение «Море». Но ощущения реального мира лирического героя является довольно различным. По мнению исследователей, используя лирическое «я», Жуковский интерпретирует смыслы природы, а сама интерпретация выступает в качестве экстраполяции самоощущений героя – море становится его двойником.

Особые черты произведения


Что касается Тютчева, то он выполнил море и романтика совместно с лиричностью героя не тождественными в отношении друг друга. Они у него являются двумя различными единицами, наполняющими сюжет любовью и красотой. Кроме того, нельзя не отметить и то, что Тютчев отказался от противопоставления моря с небом, настаивая на их природном единстве и гармоническом сосуществовании.

Одновременно с этим нельзя не отметить, что в данном случае герой анализируемого стихотворения выступает в качестве элемента природного. Он очарован и загипнотизирован морем, мирное качание его вол может погрузить душу в таинственный сон. А во время погружения в море собственных чувств герой стремится к полному слиянию с морем.

По мнению некоторых исследователей, стихотворение обладает метафорическим смыслом. Они считают, что первая строфа является обращением Тютчева к своей возлюбленной – Е.Денисьевой. Ранее уже известно было о том, что поэт допускал сравнение своей возлюбленной с морской волной. Учитывая вышесказанное, смысл финальных строчек стихотворения можно интерпретировать как желание героя к полному растворению в другом существе, к неразрывному слиянию с ним.

Если рассматривать стихотворение с композиционной точки зрения, то можно выделить две его основные части. Первая часть посвящена формированию образа морской стихии (1-3 строфы), а вот 4-я строфа посвящена описанию того, что чувствует герой, который полон любви. И первая и последняя строки посвящены любовному признанию героя, кроме того, вполне сходным можно назвать и пейзаж, сопровождаемый первую и четвертую строфы. Учитывая вышесказанное, имеет место заявить о кольцевой композиции стихотворения.


Следует также отметить параллелизм в начальных и конечных строках стихотворения. В начале он говорит о своих теплых чувствах к этому существу, а в конце также идет признание в душевной любви к нему, так же здесь можно и сравнить пейзаж. Получается, как бы кольцевая композиция во всем стихотворении.

Во время написания данного произведения Тютчев использовал четырехстопный дактиль, катрены и перекрестное сочетание рифмы. Также поэт прибегает к использованию различных средств, позволяющих отобразить художественную выразительность в литературе: эпитеты, метафор и инверсии, олицетворения, сравнения, риторического обращения и вопроса, а также многосоюзия. Благодаря цветовым эпитетам происходит формирование живописной картины ночного моря, которое переливается в сиянии наших бескрайних звезд и луны. Использование «высокой лексики» позволяет снабдить речь торжественными интонациями. А вот на основании анализа фонетического строя стихотворения, нельзя не отметить наличие ассонанса и аллитерации.

Таким образом, можно говорить о том, что своим стихотворением «Как хорошо ты, о море ночное…» автор хотел передать отношения между человеком и природой. По мнению критика, Тютчев настолько проникся физическими самоощущениями, что сумел почувствовать себя в качестве неотделимого элемента природы. Это чувство и помогло качественно описать природу.

Хоть и большую часть своей жизни писатель провел за границей, все же душой он всегда был к России, душа у него была с родиной, это и отразилось в его произведениях. Все его произведения переведены и изданы на немецком языке. В свое время Тютчев был великим человеком, образованным, остроумным и много знал. До сих пор его помнят и чтут нынешние потомки, он оставил достойное наследие для русской литературы.

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении, о котором рассказывается в статье. В школе его изучают 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация - четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Сравнения - море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

Тема

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море - живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила - полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева - тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю. Стихотворный размер - трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры - «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты - море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды» ; сравнение - море, «словно живое» .

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...