Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Анализ лирического произведения анчар. ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С.Пушкин «Анчар

В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

План анализа стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
1. История создания произведения
2. Композиция (построение художественного произведения)
3. Тема, главная мысль и идея стихотворения
4. Характеристика лирического героя
5. Приемы раскрытия образов
6. Жанр произведения
7. Размер и ритм стихотворения
8. Моё отношение к произведению

1. Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместие Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря).

Можно предположить, что дата — 9 ноября 1828 года — была поставлена автором в черновой рукописи намеренно. Для поэта стихотворение «Анчар» было знаковым и ему было важно привязать его к конкретному историческому периоду. Психологическое состояние Пушкина во время работы над произведением было не лучшим. Он находился под неусыпным оком цензуры. Поэт хотел уехать то за границу, то на Кавказ. Но разрешения на эти поездки он не получал. Положение Александра Сергеевича ещё усложнялось и тем, что по делу о стихотворении “Андрей Шенье” постановлением Государственного совета за ним был учрежден секретный надзор.

В литературоведческой среде известны споры о том, что подвигло поэта написать стихотворение в стиле восточной легенды. Вероятнее всего, побудительным мотивом к написанию послужило прочтение им в русской периодике заметки врача голландской Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша о зловещем дереве, древе яда. Предполагают, что Пушкина, тонкого ценителя «звукообразов», увлекло необычное слово «анчар» и запомнился сам факт существования рокового, всеустрашающего дерева.

Также в истоках создания стихотворения лежит тот факт, что «Анчар» — это поэтический ответ на укоры Катенина, который в неявной форме осуждал работу Пушкина «Стансы», отыскав в ней мотивы лояльности царю.

2. Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу:
— завязка произведения,
— основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но»)
— скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

В стихотворении всего девять строф. В завязке (первые пять строф) автор представляет нам анчар. Анчар – это название индийского дерева, сок которого содержит в себе смертельный яд. Жители Востока рассказывали о нём много легенд.

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

3. О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём.

Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

В начале стихотворения автор вводит понятие «анчар», это «древо яда». Ядом, который присутствует в дереве, пропитано всё, от корней до листьев. Всякое живое существо, приближающееся к страшному дереву, гибнет. Ни зверь, ни птица не подходят к нему, зная его вредоносное свойство. А высшее существо на земле – человек, посылает к дереву другого человека за смертельной смолой.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.

4. Лирический герой — «условное литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтом». Ставить знак равенства между личностью поэта и лирическим героем не следует.

Мысли, чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Он повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти. Но зловещий холодок, грозные интонации присутствует в его рассказе. Далее градус повышается. Лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. А человек, которого природа наделила высшим разумом (!) отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть к происходящему.

5. Приемы раскрытия образов (на примере пейзажа)
Главная задача заключается в том, чтобы понять, как пейзаж способствует раскрытию замысла стихотворения. Пейзаж аскетичен и выразителен. Пейзаж в стихотворении несёт негативную нагрузку, он – олицетворение смерти. Всё, что перед нашими глазами, пропитано трагизмом.

Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила…напоила» «Вихорь набежит…мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»

6. Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

7. Размер и ритм
Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.

Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».

Двухударная: «И застывает ввечеру»

«Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.

Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная.

Вывод: объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

8. Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.

Казалось бы, Пушкин рассказал нам просто притчу, но эта притча – дремлющий вулкан.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Пушкин - великий русский поэт. В его творчестве прослеживается несколько направлений лирики. Одна из них - вольнолюбивые стихотворения, ярким представлением является написанный в 1927 году «Анчар».

Предпосылки написания стихотворения "Анчар"

Поговорим о них. Пушкин пишет стихотворение «Анчар» сразу же возвратившись из ссылки. Сначала поэт полагает, что преследования со стороны государства закончились.

Он ошибался: за поэтом ведется непрестанная слежка со стороны государственных органов безопасности. Именно этот факт заставил Пушкина задуматься о свободе. Так был написан «Анчар», где отразилась скорбь поэта по свободе от государственного ига.

Преследуемый людьми Бенкендорфа, Пушкин вспоминает легенду о тропическом смертоносном дереве. Лишь немногочисленные местные племена приходят к нему, чтобы ядом пропитать стелы.

Сюжет стихотворения

В стихотворении «Анчар» Пушкин рассказывает историю о растущем в пустыне ядовитом дереве. Оно существует одиноко: рядом не живут другие растения, животные обходят его стороной. Анчар настолько ядовит, что источает смерть не только его плоть, но и ветер, гуляющий в ветвях дерева, и дождь, попадающий на кору.

Пушкин делает акцент на то, что анчар - порождение самого зла. И вот к этому злу посылает раба правитель, дабы тот принес яда. Раб отправляется в путь, собирает «смертную смолу» и приносит «владыке». Напитавшись ядовитыми парами, подневольный человек умирает. Царь же смолой отравляет стрелы, которые собирается использовать против врагов.

Анчар - воплощение мирового зла

История об Анчаре похожа на балладу - стихотворение-рассказ с неожиданной, часто трагичной концовкой. Можно выделить три актуальных вопроса, которые поднимает Пушкин. «Анчар» - стихотворение о мировом зле - первый из них. Не случайно ядовитое дерево растет вдали от живых существ, на краю вселенной. Удалив его ото всех, природа просто хотела создать равновесие: ведь где есть добро - должно быть и зло. Животные понимают это. В данном случае они умнее людей.

Жажда мирового господства подвигла царя послать к анчару своего раба, дабы тот принес яду, благодаря которому армия будет непобедимой. Пушкин говорит о том, что именно люди являются распространителями зла. Причем виновны оба: и царь, и раб. Именно поэтому они уравнены поэтом («человека человек послал»). Да, мотивы у них разные: властелином движет мечта о власти, а рабом - элементарный страх. Выполнив задачу, раб умирает - этим Пушкин сводит на нет его страхи. Ведь если бы раб отказался выполнять волю царя - его постигла бы та же участь.

Примечательно, что «губительные стрелы» посылаются «соседям». Обычно это слово упоминают в положительном смысле. Пушкин хотел сказать, что царь не ведет войн с соседними государствами, наоборот, у них добрые отношения. Удар владыка нанесет неожиданно. Это подчеркивает его злость и коварство. Зависть и страх - вот два чувства, которые провоцируют распространение зла.

Отражение политических взглядов Пушкина

Еще одна мысль, которую пытается донести до читателя Пушкин: «Анчар» - стихотворение о существующем в то время самодержавии с присущим ему крепостным правом. Используя аллегорическое дерево анчар - Пушкин говорит о страшном зле, которое несет с собой безграничная власть царя. Поэт проводит аналогию между владыкой из стихотворения и самодержцем России.

Подчеркивается безропотность, преступная покорность раба. Царю достаточно лишь взгляда, чтобы подвластный ему слуга «Послушно в путь потек». И ведь и владыка, и раб отдают себе отчет в том, что путешествие к дереву сулит смерть. Тем не менее раб не противится и выполняет волю хозяина. Фактически, и отказ, и выполнение приказа несут слуге смерть. Выбрав последнее, раб становится таким же виновником ситуации, как и «жестокий владыка». Описание слуги дано более подробно, что делает его фигуру неоднозначной, позволяет задуматься, был ли у него выбор.

Вся Россия, развязывающая захватнические войны в борьбе за мировое господство - это анчар. Пушкин акцентирует внимание и на этом (не случаен мотив захватнической войны). Пытаясь закрепить первое место в мире, не щадя жизней людей, страна является воплощением зла.

Особенности композиции

В стихотворении «Анчар» Пушкин придерживается четкой линейной композиции. Оно делится на две части: в первой описывается дерево зла - анчар, во второй - действия владыки и раба, направившегося к дереву за ядом. Казалось бы, образы слуги и царя должны быть композиционно противопоставлены друг другу. У Пушкина не так: он намерено избегает противопоставления героев, наоборот, он их уравнивает: «человека человек послал к анчару».

Противопоставлены мир людей и природа. Умные животные не подходят к Анчару, в отличие от людей, которые намеренно идут на контакт со злом. Сама природа поместила анчар на край вселенной.

Сопоставлены в стихотворении анчар и царь: последний стал своеобразным анчаром для мира людей, ведь стрелами с ядом он несет гибель.

Средства художественной выразительности

Проведя художественный анализ стихотворения Пушкина «Анчар», можно сделать вывод, что оно богато изобразительными средствами:

  1. Метафоры (анчар - символ мирового зла).
  2. Эпитеты («властный взгляд», «вихор черный», «послушливые стрелы»).
  3. Оксюморон - сопоставление несопоставимого: «зелень мертвая ветвей». Зелень - символ жизни, употреблена с эпитетом «мертвая».
  4. Использование старославянизмов («вихор», «потек», «хладными») придает тексту библейское, общечеловеческое, торжественное звучание.
  5. Сравнения («Анчар, как грозный часовой»).

Что должен содержать анализ "Анчара" (план)

В школьной программе при изучении темы «Пушкин. "Анчар"» анализ стихотворения неизбежен. Это тема отдельного урока в 8 классе. Необходимо учесть все аспекты и особенности, на которые обратил внимание в стихотворении «Анчар» Пушкин. Анализ по плану сводится к следующему:

  1. Творческая справка: в какие годы жизни было написано стихотворение, факты биографии.
  2. Сюжет стихотворения.
  3. Особенности композиции и жанра.
  4. Художественное своеобразие стихотворения.
  5. Идея и ее развитие (дать описание трех вопросов, поднятых в стихотворении).
  6. Заключение: место стихотворения в творчестве поэта.

Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина - яркий представитель вольнолюбивой и философской лирики поэта. Написанное в порыве чувства справедливости, оно остается актуальным и по сей день. Ведь передел мира (воины идут и сейчас) даже масштабнее, чем в XIX веке. Чем старше становится наша планета, тем больше становится зла и несправедливости.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения "Андрей Шенье". Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар".

Тема

В "Анчаре" поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное "зло", ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения - баллада. Стихотворный метр - четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное дерево в "день гнева". Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой - расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ - ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота - условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина - не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается темагибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тематика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы iii Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. В основу стихотворения положена легенда о смертоносном ядовитом дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII - начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П.Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «древа жизни», символизировавший «милосердие царево». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «древе смерти» как антитезу ка-тенинскому обращу.

Жанр и композиция. «Анчар» - сюжетное стихотворение, основанное на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция стихотворения позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Стихотворение четко делится на две части: в первой рассказывается об анчаре (первые пять строф), во второй - о человеческих взаимоотношениях. При этом вторая часть начинается с союза «но», создающего четкую разделительную границу и обозначающего резкий контраст, на основе которого построено стихотворение. Показательно, что контрастность пронизывает всю образную систему стихотворения. Так в строке «и зелень мертвую ветвей» соединяются, казалось бы, несоединимые понятия. Если «зелень ветвей» соотносится с понятием жизни, то эпитет «мертвую» должен звучать как явная антитеза, но они тем не менее соединяются в одном образе. На принципе антитезы построено и повествование в первой и второй частях стихотворения.

Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения - мировое зло. которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится «древо смерти» - анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, -- теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике. В «Анчаре» Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя, как он именовался первоначально в стихотворении) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения.

В ореоле мрачного и грозного величия предстает перед нами «древо зла» с первых строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни - мира раскаленных песков, безводных степей, черных вихрей, - анчар как бы царит над всем окружающим:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.

Пропитанное ядом «древо смерти» становится образом гигантского, космического зла - недаром Пушкин отмечает что природа породила смертоносное древо в «день гнева». Показательно с этой точки зрения то, что, говоря о пустыне и зное, раскаленной почве и горячем песке, Пушкин нигде не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь черный», листья его «дремучие», то есть темные, непроницаемые для света. Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр нейдет». Анчар - это ошибка природы, а потому он изолирован от всего естественного, всего живого.

Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом. В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Не князь, вождь или царь, а «человека человек» посылает к смертоносному дереву. От природы они равны - это «человек» и «человек». Но в общественном устройстве это естественное равенство нарушено. Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Ведь раб, понимающий, что его посылают на смерть, воспринимает это как должное: он «послушно в путь потек». Сожалея о печальной участи «бедного раба», который, возвратившись с ядом, умирает «у ног непобедимого владыки», Пушкин не оправдывает его. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.

Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло. При этом зло в природе соединяется со злом общественным, яд анчара с властью князя. Роль князя во второй части стихотворения оказывается сходной с ролью анчара в первой: оба они несут зло, причем князь непосредственно заимствует свою смертоносную силу от анчара:

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В этой заключительной строфе стихотворения князь как бы сам становится анчаром, только последний отравляет в силу своих природных свойств, а князь сознательно, своей злой волей. Так внутренняя неправда порождает внешнюю, злая воля превращается в смертоносную силу, несущую гибель другим, а общество, построенное на рабстве и тирании, неминуемо становится источником и проводником зла.

Художественное своеобразие. Вся образная система стихотворения подчинена выражению идеи мирового, зла, которое стремительно распространяется. Вот почему внешне бесстрастное повествование так глубоко волнует. В стихотворении используются романтические средства поэтической выразительности. Это прежде всего касается символов-, анчар как символ зла, «день гнева». Эпитеты также романтические и служат выражению контраста, нагнетанию мрачного колорита: в пустыне чахлой и скупой; природа жаждущих степей; зелень мертвую ветвей; вихорь черный", и умер бедный раб у ног непобедимого владыки. Характерный романтический мотив одиночества звучит в сравнении: «Анчар, как грозный часовой, / Стоит - один во всей вселенной». Ритмику стихотворения задают семантические повторы (стекает, потек, струился; послушно, послушливые; зелень мертвую, древо смерти, смертная смола, умер) и анафоры («И зелень мертвую ветвей / И корни ядом напоила»; «И тот послушно в путь потек / И к утру возвратился с ядом»),

Значение произведения. Стихотворение «Анчар» - трагическое, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко Пушкин проникал в природу зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет. Тем самым он во многом определил философскую проблематику творчества таких поэтов, как Лермонтов, Тютчев, Блок, а проблема проникновения мирового зла в социальные отношения стала одной из ведущих в произведениях Достоевского и Толстого. В то же время «солнечный гений» Пушкина помогал ему преодолевать настроения неверия и пессимизма, а сама сила протеста, звучащая в стихотворении «Анчар», призывает читателей хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...