Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Описание картины соловьева монахи не туда заехали. Русская жанровая живопись: подборка картин. «Юбилейное заседание Государственного совета»

Соловьев Л. Г. "Монахи. Не туда заехали"

"Одно неловкое движение и ты отец". Этой гениальной фразой Жванецкого можно было бы охарактеризовать ту метаморфозу, приключившуюся вот с этой картиной.

Это полотно дало ход в истории другому устойчивому выражению, известному как "Картина Репина "Приплыли" . Так мы говорим, когда попадаем в ситуацию конфуза, когда всем нам и смешно и стыдно, когда вдруг за поворотом судьбы мы видим совсем не то, что предполагали.

Вот тогда мы и говорим, грустно вздыхая «Ну вот, картина Репина «Приплыли!».

На самом деле это полотно вовсе не работа великого художника Ильи Репина. От него здесь лишь то, что когда-то эта картина презентовалась на одной выставке с работами Репина.

Было это в далеких 30-х годах прошлого века. В украинском городе Сумы в местном художественном музее проходила выставка работ Репина, а рядом с одной из работ расположили вот эту картину художника Соловьева. Называлась она «Монахи. Не туда заехали».

Соловьев Л. Г. "Сапожники"

Скромный человек и прекрасный художник, он всю жизнь рисовал людей самого простого сословия. И если бы не этот исторический курьез с его картиной "Монахи. Не туда заехали", то никто бы о нем сегодня и не знал.

Сама работа была написана в 1870-годах. На картине изображены монахи в лодке, видимо, случайно приплывшие по реке к месту купания женщин.

Видно, что на речке туман, по-крайней мере утро, туман видимо сходит, околица деревни, бабы моются с детишками. Трудно понять, куда направлялись монахи, но когда туман рассеялся, они поняли, что их лодку прибило явно не туда.

Забавно то, что заблудшие священники вовсе не отводят взоров от дьявольского искушения, от вида обнаженных девиц, смотрят во все глаза, как бы стараясь запомнить все до мельчайших деталей.

Соловьев Л. Г. "Монахи. Не туда заехали", фрагмент

И лишь двое озорных ребятишек понимают всю комичность ситуации, и смотрят нам, зрителю прямо в глаза, хитро и озорно улыбаясь. Такое ощущение, что пацаны поймали и нас в том, что мы вовсе не по монашески разглядываем моющихся баб.

Соловьев Л. Г. "Монахи. Не туда заехали", фрагмент

Вот-вот загогочут: "Ну что, попались!"

Таким образом, Репин стал как бы "отцом" работы, к которой он не имеет никакого отношения. Народная молва приписала ему отцовство, ошибочно посчитав ее за репинскую.

Для этого достаточно было повисеть картине Соловьева рядом с Репиным.

Ну вот и приплыли...

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли»? Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием? Чтобы создать подобное полотно, надо обладать авантюрным складом характера и недюжинным чувством юмора. Впрочем, те, кто внимательно разглядывал шедевры мастера, не станут спорить с тем, что открывает нам многогранный и увлекательный мир буквально каждая картина Репина.

«Приплыли». Описание живописного шедевра

Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. На ближнем плане картины кипит жизнь. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.

И вдруг из плотного тумана в самый центр сцены в стиле «ню» вплывает лодка с монахами. Крестьянки отшатываются, чернецы оторопело застывают с веслами, и только толстый батюшка посреди лодки, кажется, вовсе не смущен: он стоит, заложив руки за спину, и прячет в лукавую улыбку. Кульминационное мгновение написано автором великолепно: шок, неожиданность, изумление и вместе с тем готовый прорваться смех от случившегося казуса. Ну чем это не Репин? «Приплыли!» - улыбаемся мы, забавляясь комическим эффектом ситуации. Только принадлежит эта картина совсем не Илье Ефимовичу. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?

«Приплыли» или «Не туда заехали»?

Холст с вышеописанным сюжетом, выставленный в музее города Сумы на Украине, принадлежит кисти Льва Григорьевича Соловьева. Российский художник, не получивший профессионального образования (был вольным слушателем Академии художеств), писал талантливые полотна и иконы. Будучи родом из крестьян, живописец охотно иллюстрировал произведения Некрасова.

Картину под названием «Монахи. Не туда заехали» Соловьев создал в 70-е годы 19 столетия. На экспозиции рядом с ней красовались полотна Репина. Путаница в общественном сознании возникла, возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Это выражение стало уже фразеологизмом.

Еще один миф

Но коллективный разум не успокаивается и продолжает искать в творениях знаменитого живописца произведение, которое можно обозначить этим названием. И вот уже некоторые «знатоки» сообщают, что картина Репина «Приплыли» - это созданное Ильей Ефимовичем в 1894 году полотно «Босяки. Бесприютные». Оно выставлено в Одесском художественном музее.

О чем мечтают босяки?

На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Яркую лазурь блестящей на солнце воды перечеркивает по диагонали каменный обшарпанный бордюр. Со слепяще чистым водным простором и белым парусом в центре соперничают убогие темные очертания бродяг. Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. Контраст, в котором есть, однако, и некая параллель, - вот что таит в себе эта картина Репина. Приплыли ли эти двое на случайной барке и расположились тут же, на причале, или ждут проходящей баржи, чтобы отправиться в другие места? Мы вместе с героями попадаем в остановившуюся минуту ожидания и размышляем о превратностях бытия.

«Водные» полотна Ильи Репина

Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу, и о котором можно было бы сказать: "Это картина Репина "Приплыли". Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Конечно, известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.

Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.

В Третьяковской галерее открывается главная выставка года: юбилейная экспозиция Ильи Репина. «Стол» представляет несколько работ художника, которые никак нельзя пропустить

Выставка Репина готовилась несколько лет – представьте себе, сколько нужно переписки и согласований, чтобы собрать воедино полотна из 26 музеев и частных коллекций. В итоге получилось беспрецедентное событие мирового масштаба.

«Бурлаки на Волге»

Это самая ранняя работа Репина, который написал «бурлаков», ещё будучи студентом Академии художеств, когда молодёжи было положено писать на библейские сюжеты. Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми. К примеру, Фёдор Достоевский восторженно восклицал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты – не производили бы впечатление и не составили бы такой картины».

А вот академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «воплощением худосочных идеек, перенесённых из газетных статеек».

«Автопортрет»

1878 год

Это самый ранний из известных живописных автопортретов Репина, написанный после того, как молодой художник получил высшую награду Академии художеств – Большую золотую медаль, дающую право на бесплатную поездку за границу для продолжения обучения. Вернувшись домой, Репин захотел поселиться в Москве, где вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Согласно правилам, приём в Товарищество осуществлялся после прохождения кандидатами «экспонентского стажа», однако ради Репина было сделано исключение: его приняли, пренебрегая формальностями, в феврале 1878 года. Специально для 6-й Передвижной выставки Илья Репин и написал свой портрет.

«Царевна Софья»

1879 год

Репин сразу стал частым гостем художественных собраний в доме миллионера Саввы Мамонтова в Москве и подмосковном имении Абрамцево, куда съезжались художники, музыканты и деятели театра. Желая потрафить своим московским друзьям, Репин пишет портрет самой московской героини – царевны Софьи Алексеевны (полное авторское название картины – «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года»). Для Софьи Репину позировали мать Валентина Серова Валентина Семёновна, сестра композитора Павла Бларамберга Елена Апрелева и некая портниха, а жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Однако критика приняла картину более чем прохладно. Писали, что образ Софьи получился статичен, что вместо трагической фигуры царевны зрители увидели на полотне «какую-то расплывшуюся бабу, занявшую всё свободное место на полотне». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной.

«Крестный ход в Курской губернии»

1883 год

Летом 1881 Репин специально поехал в Курскую губернию – в Коренную пустынь, чтобы присутствовать на торжественном религиозном шествии – несении чудотворной иконы.

Спустя два года работы картина была представлена на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Критик и живописец Игорь Грабарь в своей монографии о Репине писал: «„Крестный ход в Курской губернии“ – наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того. Недаром он так долго работал над ним. Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни, остро характеризовано и типизировано: не только на первом плане, но и там, вдали, где уже поднявшаяся уличная пыль стирает чёткость контуров, форм и экспрессии, – и там эта толпа не нивелирована, как задние планы всех картин, изображающих толпу, и там она живёт, дышит, движется, действует. Об отдельных персонажах – главных и второстепенных – можно говорить часами, ибо чем больше в них всматриваешься, тем более изумляешься их разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни…»

«Не ждали»

1884 год

В 1884 году Репин показал на 12-й Передвижной выставке картину «Не ждали», и она сразу оказалась в центре художественной полемики. Современники гадали: кто изображён на картине. Критик Стасов называл вернувшегося Мессией, а картину сравнивал со знаменитым полотном Иванова «Явлением Христа народу». Его оппоненты называли героя картины блудным сыном и вспоминали евангельскую притчу.

Не знал ответа на этот вопрос и сам Репин, который перерисовал главного героя более 12 раз, пытаясь уловить то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи. Даже когда полотно пополнило частное собрание картин купца Павла Третьякова, Илья Ефимович, втайне от хозяина квартиры, тайком пробирался в зал, где работал до самого рассвета, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

1891 год

Репин работал над темой «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» почти 12 лет. Он то менял фигуры, удаляя одни и вписывая другие, то бросал холст в мастерской, словно забывая о нём. Но потом неизменно возвращался к своему замыслу.

«Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины… чего только тут не было! – писал он в одном из писем. – Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся – великолепная фигура, – всё не удовлетворяло… Надо каждое пятно, цвет, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине».

В 1891 году «Запорожцы» были впервые показаны на персональной выставке Репина. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом «Запорожцы» в том же году побывали в Чикаго, Будапеште, Мюнхене и Стокгольме, картину купил сам государь император Александр III. Причём царь заплатил за неё 35 тысяч рублей – гигантские деньги по тем временам.

«Юбилейное заседание Государственного совета»

1901 год

Это самое больше из всех когда-либо написанных русских полотен: ширина 9 метров, высота 4 метра.

Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него уже были серьёзные проблемы со здоровьем, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Ассистентами Репина были его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Первый писал левую часть картины, второй – правую. Репин взял на себя центр.

К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец притащил в зал мольберт и фотоаппарат.

Портрет Н.Б. Нордман-Северовой

Наталия Нордман – гражданская жена Репина. Наталья Борисовна пропагандировала идеи равноправия женщин, реформы брака, раскрепощения прислуги, вегетарианства. Они с Репиным познакомились в 1891 году, и вскоре художник увлекся незаурядной молодой женщиной. На её имя он купил недалеко от Петербурга усадьбу, названную Нордман «Пенаты». После завершения работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета…» Репин окончательно оставил Петербург и стал жить в Пенатах круглый год. Осенние месяцы 1905 года Репин и Нордман провели в южных предгорьях Альп на озере Гарда в Италии. Кстати, сама композиция портрета и общее цветовое решение говорят о том, насколько Репин интересовался современными течениями в европейской живописи.

Портрет П.А. Столыпина

1910 год

Портрет написан по заказу Саратовской городской думы в честь избрания Петра Аркадьевича Столыпина – министра внутренних дел и председателя Совета министров – на пост почётного гражданина города.

Для парадного портрета, который должен был размещаться в зале Городской думы, Репин выбрал неофициальный образ политика – в гражданской одежде (не в мундире), в свободной позе, читающим газету. Главным акцентом портрета становится тревожный ярко-красный фон. Уже позже в письме Чуковскому он объяснил, что нарисовал Столыпина так специально – «на вулкане».

«Гопак. Танец запорожских казаков»

1926 год

В 82 года Репин, оказавшийся к тому времени в эмиграции в Финляндии, приступил к последней большой работе «Гопак. Танец запорожских казаков», замысел которой он охарактеризовал как «весёлый и живой».

«Гопак» является знаковым полотном для позднего творчества художника, завершением темы «последней Запорожской Сечи», столь волновавшей его в течение всей жизни. Репин вспоминал красивые места, знакомые ему с молодых лет, где, по его словам, «не умолкали песни, песни казацкие, а под вечер – непременно пляс гопака с прыганием на спицах высоко… Голосистые девчата… Всю ночь поют, и когда они спят? Ведь встают на работу рано…»

Знаете ли вы что, что картина Репина «Приплыли» – вовсе не Репиным

написана, да и называется иначе - "Монахи (Не туда заехали)" . Обитает картина на Украине, в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого , а написал ее современник Репина, воронежский художник и педагог Лев Соловьев , который также много занимался иконописью.

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина. Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!» . И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».

По всей вероятности, на одной из выставок не туда заехавшие «Монахи» соседствовали с работами Ильи Репина. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».


"Монахи (Не туда заехали)" автор Лев Соловьев. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.


Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене - фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание» . А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это - ошибка... Не ждали! Какая фальшь...».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:


Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.

Собран материал на базе статей Алены Эсауловой (с сайта

Картина Репина "Приплыли" - наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева "Монахи. Не туда заехали" (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга.

Лев Соловьев. "Монахи. Не туда заехали". 1870 е гг.

Лев Соловьев - воронежский художник 19-начала 20 в, не особо известный. Если бы не именитый мастер, которому приписали его работу, вряд ли бы шедевр с монахами был оценен по достоинству. Прославил Репин Соловьева, сам того не желая.

Похожая история была с картиной "Опять двойка", помните такую в школьных учебниках? Нарисовал её в 1952 г. Федор Решетников, крупный мастер соцреализма. А также автор разных подобстрастных картин про Сталина ("Великая клятва" и проч.). Картина "Опять двойка" хороша, конечно, но вот её "оригинал" 19 века:

Дмитрий Жуков. "Провалился". 1895 г.

Сюжет почти тот же: расстроенная мать, преданный пёс, двойка. Только вот грустно всё тут. Мать - видимо, вдова, небогатая, подрабатывает шитьем. Отец смотрит на сына с портрета на стене... Дмитрий Жуков - тоже не очень известный художник 19 в.. И если б не Решетников, вряд ли б кто оценил всю гениальность сюжета с гимназистом-двоечником.

Вообще русская жанровая живопись ДО 1917 г., т.е. до эпохи тотальной цензуры - один сплошной шедевр. Так живописать жизнь и быт собственного народа, с таким юмором и меткостью - это уметь надо. Ниже - небольшая подборка картин старых мастеров.

Николай Неврев. "Купец-кутила".1867 г.
Шикарная картина. Забухал мужик, сигара, цепь золотая от часов, шампанского взял...

Владимир Маковский. "В швейцарской". 1893 г.
Насмотрелся дед за свою жизнь на таких кутил...

Василий Бакшеев. "За обедом. Неудачники". 1901 г.
Бедность, не повезло им (с отцом).

Фирс Журавлев. "Кредитор описывает имущество вдовы". 1862 г.
Кредитор смотрит свысока: "Допрыгались!". Хотя "прыгал"-то покойный.

Ниже - польская картина, ну не мог удержаться. Украина же кругом, бандеровцы:)

Каспер Желеховский. "Неумолимый кредитор. Сцена из галицийской жизни". 1890 г.
Другое название этой картины - "Экспроприация". Одолжил западенец у еврея, галицийская жесть.

Владимир Маковский. "Утомленный...Ею". 1899 г.
Девушка - украинка, судя по наряду. Чем она его утомила?

Александр Красносельский. "Покинутая". 1867 г.
На заднем плане, чуть слева от покинутой, из тумана виднеется верстовой столб, я правильно понимаю?

Николай Ярошенко. "Выгнали". 1883 г.
Прислуга, работала по дому, забеременела.

Молодые служанки, учителя в доме, старый сюжет, вполне интернациональный.

Феликс Шлезингер (Германия). "Поцелуй". 1910 г.

Николай Касаткин. "Кто?". 1897 г.
Родила! А муж на войне был. Процесс установления отцовства в разгаре.

В избе погром, конечно. Но мужик правильно ставит вопрос. Это вам не Гейропа какая-то.

Джон Генри Фредерик Бэкон (Англия). "Соперники". 1904 г.

Слева - Цискаридзе, вылитый.

Николай Пимоненко. "Соперницы". 1909 г.
Там соперники, тут - соперницы. Парень меркантильный, похоже. Выбрал ту, что с коровой.

Василий Пукирев. Прием приданого по росписи . 1873 г.
Картина про широту русской души. Прежде чем жениться - не забудьте пересчитать наволочки.

Хотя, конечно, корова и сундуки в женщине не главное. Главное - чтоб экономная была.

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.
Молодая хозяйка, босая, симпатичная, грустно смотрит на драгоценности в лавке у еврея. Задумалась. Купила жратву - домой неси, не останавливайся!

Бережливость и аскетизм - это прекрасно для жены. А еще желательно, чтоб охраняла домашний очаг.

Ну а если вы жених с прицепом, чтоб вот такого тоже не было:

Фирс Журавлев. "Мачеха". 1874 г.

Ну а если без прицепа - надо цеплять!

Кирилл Лемах."Новое знакомство". 1886 г.
Братья и сестры пришли знакомится с мелким. Очередным. Я насчитал пятерых (не считая новорожденного).

А теперь о грустном. Родить - полдела, особенно в России 19 века.

Николай Ярошенко. "Похороны первенца". 1893 г.

Это 1893 г. Средняя продолжительность жизни в Российском империи - 32 года. До 40% детей умирало, не дожив до трех лет.

Владимир Маковский. "За лекарством". 1884 г.
Ад русских больниц. Отец с сыном. Лекарство нужно ребенку, у которого перевязана рука.

Виктор Васнецов. "Взятие Карса". 1878 г.
Зато Карс наш! По случаю взятия Карса у турок трактир №31 украшают имперкой и неким сине-желто-красным флагом (княжества Молдавии и Валахии, видимо).

Армянский (ныне турецкий) город Карс, Молдавия, Валахия... Империя! И её братушки. Великий художник Константин Савицкий про эту войну сильную картину написал:

Константин Савицкий. "Проводы на войну".1878 г.

Призывники выписаны хорошо:

Завсегдатаи трактира №31 помянут их, если что.

Дети (если есть) вырастут как-нибудь.

Георгий Белащенко. "Первая папироса". Конец 19 в .

В школу пойдут.

Николай Богданов-Бельский. "У дверей школы". 1897 г.

А там и светлое будущее подоспеет. И живопись начнется совсем другая.

Самуил Адливанкин."Девушка и красноармеец". 1920 г.

PS. Кому интересно, милости прошу в другие залы моей галереи русской (советской) живописи:)

Вам также будет интересно:

Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...