Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Государственный Русский музей: произведения "Черный квадрат", "Девятый вал", "Последний день Помпеи" (фото). Государственный Русский музей: история создания В городе находится музей известного российского художника

Утро и вечер второго дня в Санкт-Петербурге я провел, гуляя по городу. О чем я подробно рассказал в .

Погода была просто идеальная. Но помимо прогулки, я еще побывал в одном очень интересном художественном музее, в котором можно увидеть исключительно "Русское"!

P.S. Внимание! Под катом много информации и около 150 фотографий!

Русский музей , - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства! Он был задуман Александром III, а затем в 1895 году основан его сыном, императором Николаем II.

Но сперва, в 1819-1825 годах в здании, где сегодня находится музей, по проекту известного архитектора Карло Росси был спроектирован роскошный Михайловский дворец! Он служил местом пребывания великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I.

Войдя на территорию, оказываешься в Парадном дворе, по бокам которого были установлены два льва, как показатель власти! Они создавали атмосферу торжественности и принимали гостей дворца. Львы также изображены и на фасаде здания.

Музей найти довольно просто, он находится в самом центре города на набережной канала Грибоедова, дом 2. Ближайшая станция метро, - Невский проспект.

Официальный сайт Музея: http://www.rusmuseum.ru

Режим работы:
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00
Четверг - с 13:00 до 21:00
Вторник - выходной день
Кассы закрываются на полчаса раньше

Билет мне обошелся в 280 рублей.

В музее разрешена любительская фотосъемка без применения фотовспышек и дополнительного оборудования.

Стоимость фотосъемки - 300 рублей.

Русский музей включает в себя целый музейный комплекс, благодаря которому и стало возможным содержать почти полмиллиона произведений искусства! Он состоит из Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, но также к нему относятся Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный и Строгановский дворцы, а также уютный Михайловский сад, Дворец Петра I, с его уникальными садово-парковыми аллеями Летнего сада, и Домик Петра I на противоположной стороне реки Невы. Вот такой немалый списочек.

Как можно легко догадаться из названия, в музее можно увидеть исключительно русские произведения искусства. Общее собрание считается самым крупным в мире, и насчитывает на момент написании статьи более 411 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы! Но, чтобы всё это посмотреть, необходимо обойти не одной здание. И посвятить этому немало дней. Зато, посмотрев все, вы будто окунетесь в машину времени и прочувствуете каждый период развития русского искусства за последние 1000 лет!

К сожалению возможности пройтись по всем зданиям Русского музея у меня не было возможности. Поэтому сегодня пойдет рассказ об основной экспозиции, которая хранится в Михайловском дворце, Корпусе Бенуа и Флигеле Карла Росси.

Главная экспозиция представлена работами выдающихся русских художников, среди которых С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, И.К. Айвазовский, Ф.А. Бруни, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, А.И. Куинджи, К.П. Брюллов, Ф.А.Бронников, К.Ф. Гун, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, К.Е. Маковский, В.В. Верещагин, а также хочется выделить портреты И.Н. Крамского, О.А. Кипренского, И.Е. Репина, В.Л.Боровиковского, Д.Г. Левицкого!

Приятно было взглянуть и на сюрреализм Н.С. Гончаровой, А.В. Лентулова, К.С. Малевича, С.А. Лучишкина и П.Н. Филонова.

План музея.

Войдя внутрь, сразу оказываешься во дворце! Широкие лестницы, огромные колонны и высоченные потолки! Очень по-царски!

Купив билет, я начал осмотр музея. Поднимаясь по лестнице, первой меня встретила скульптура Александра III , его очень внимательно рассматривал одни из посетителей музея.

А далее начинаются залы с невероятным количеством картин! Как и принято в большинства подобных музеях, здесь также хорошо соблюден исторический период. По мере перехода из каждого зала, я постепенно переходил от Древнерусского к Новейшему искусству! Глаза, как всегда разбегались.

Сперва передо мной оказалось несколько залов с Иконами . Я в них плохо разбираюсь, поэтому быстро прошел мимо.

Далее начались картинные галереи. К сожалению, в глаза сразу же бросилось отвратительное освещение картин. Оно конечно есть, но, я считаю в таком выдающемся художественном музее, известном на весь мир, с освещением не должно быть таких проблем. Меня это сильно тогда расстроило.

Посмотрите, на картины свет падает и со стороны люстры, и из окна.

К примеру в таких проблем нет. В большинстве музеев с мировым именем такого тоже нет. А я уж поверьте бывал в разных музеях. В Русском музее есть такой косяк, из-за чего, смотря на картины, приходилось сильно фокусировать свое зрение, напрягаться, чтобы разглядеть их, да и фотографировать было возможно только на критических параметрах фотоаппарата.

1754. Б.В. Суходольский - Живопись.

1780. Неизвестный художник - Здание двенадцати коллегий.

1750. И.Я. Вишняков - Портрет Вильгельма Георга Фермора.

Отделка залов дворца поражает своей красотой. Большое внимание уделено росписи.

1795. И.П. Чернов - Возвращение Блудного сына.

1762. А.П. Лосенко - Чудесный улов рыбы.

1776. Д.Г. Левицкий - Портрет Н.С. Борщевой.

1775. Д.Г. Левицкий - Портрет А.П. Лёвшиной.

Предметы интерьера Белоколонного зала Михайловского дворца.

1860. Ваза с фарфоровыми медальонами.

1799. В.Л.Боровиковский - Портрет князя А.Б. Куракина.

1796. В.Л.Боровиковский - Портрет Муртазы Кули-хана.

1798-1800. Ф.Я.Алексеев - Вид города Бахчисарая.

1846. И.К. Айвазовский - Вид Константинополя при лунном освещении.

1843. И.К. Айвазовский - Берег моря. Штиль.

1850. И.К. Айвазовский - Девятый вал. Эта всемирно известная и самая популярная картина художника висит именно в этом музее!

1846. И.К. Айвазовский - Русская эскадра на Севастопольском рейде.

Участки картины поближе.

1848. И.К. Айвазовский - Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.

1889. И.К. Айвазовский - Волна.

Участки картины поближе

1896. И.К. Айвазовский - Корабль в море.

1885. И.К. Айвазовский - Штиль.

1884. И.К. Айвазовский - Море с кораблем.

1885. И.К. Айвазовский - Лунная ночь. Берег моря.

1833. К.П. Брюллов - Последний день Помпеи.

Посмотрите какой масштаб! Я поражаюсь, как умению, так и терпению художников! Это невероятно сложно, суметь воспроизвести такую красоту, да ещё и на таком внушительном полотне!

1830. К.П. Брюллов - Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией.

1839. К.П. Брюллов - Портрет сестёр Шишмарёвых.

1821. К.П. Брюллов - Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.

Людей в музее прилично, но места хватает всем!

Следующий зал не менее интересен.

1828. П.В. Басин - Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада.

1812. А.И.Иванов - Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.

В каждом зале есть не только картины, но и скульптуры.

1813. Василий Демут-Малиновский - Русский Сцевола.

1841. Ф.А. Бруни - Медный змий.

1835. А.А. Иванов - Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

1824. Ф.А. Бруни - Смерть Камиллы, сестры Горация.

1836-1855. А.А. Иванов - Явление Христа народу.

Внутри Русского музея очень красиво, тут великолепная атмосфера, но из-за плохого света всё выглядит темновато.

1816. С.Ф. Щедрин - Вид с Петровского острова в Петербурге.

1823. С.Ф. Щедрин - Новый Рим. Замок Святого Ангела.

1826. С.Ф. Щедрин - Вид Амальфи близ Неаполя.

С.Ф. Щедрин - Рыбаки у берега.

1829. С.Ф. Щедрин - Неаполь в лунную ночь Виа Партенопе и Кастелло Дель Ово.

1829. С.Ф. Щедрин - Вид Сорренто близ Неаполя.

1836. М.И. Лебедев - Аричча близ Рима.

1845. А.Я. Волосков - Вид в Павловском парке.

1827. О.А. Кипренский - Портрет графа Г.Г. Кушелева.

1830. О.А. Кипренский - Ворожея со свечой.

1823. О.А. Кипренский - Портрет Е.С. Авдулиной.

1809. О.А. Кипренский - Портрет Евграфа В. Давыдова.

1855. А.М. Волков - Смерть Ивана Сусанина.

1875. А.Т. Литовченко - Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсейю.

1887. К.Н. Горский - Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году.

1865. В.Г. Шварц - Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче.

В.Г. Шварц - Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву (Эскиз).

1880. И.Н. Крамской - Портрет художника И.И. Шишкина.

1882. И.Н. Крамской - Мина Моисеев.

1840. И.Н. Крамской - Неутешное горе.

1869. Ф.А. Васильев - Деревня.

1871. Ф.А. Васильев - Оттепель.

1867. Ф.А. Васильев - В церковной ограде.

А это мой хороший друг Олег.

Можно понять какого размера картины в этом зале. Мне всегда было интересно, как следят за такими крупными полотнами, и как их перевозят в другие музеи на временные выставки? С удовольствием написал бы об этом репортаж. :)

1869. Ф.А. Бронников - Освящение гермы.

Ф.А. Бронников - Улица итальянского города.

1905. С.В. Бакалович - Моление Кхонсу.

1862. К.Д. Флавицкий - Христианские мученики в Колизее.

1868. К.Ф. Гун - Канун Варфоломеевской ночи.

1889. Г.И. Семирадский - Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.

1865-1876. В.Г. Перов - Трапеза.

1869. В.Г. Перов - Девочка с кувшином.

1879. В.Г. Перов - Суд Пугачева.

1864. В.Г. Перов - Парижские тряпичники.

1880. В.Г. Перов - Первые христиане в Киеве.

1860-е. Ф.С. Журавлев - Дети-нищие.

1840-е. А.К. Саврасов - Березы. Половодье.

1870-1880. А.К. Саврасов - Зима.

1873. А.К. Саврасов - Вид на Московский Кремль. Весна.

1871. А.К. Саврасов - Закат над болотом.

1869. Л.Л. Каменев - Вид из окрестностей села Поречье.

1850. А.П. Попов (Московский) - Москва. Берег Яузы.

1890. В.В. Верещагин - Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой).

1873. В.В. Верещагин - У дверей мечети.

1884. В.В. Верещагин - В Иерусалиме. Царские гробницы.

1884. Н.Н. Ге - Портрет Л.Н. Толстого.

1863. Н.Н. Ге - Тайная Вечеря.

1883. И.И. Шишкин - Ручей в березовом лесу.

1865. И.И. Шишкин - Дубы.

1871. М.К. Клодт - На пашне.

1865. И.И. Шишкин - Дубы.

1898. И.И. Шишкин - Корабельная роща.

1870. К.Е. Маковский - Перенесение священного ковра в Каире.

1881. К.Е. Маковский - В парке.

1882. К.Е. Маковский - Семейный портрет.

1888. К.А. Савицкий - На войну.

1888. В.Д. Поленов - Христос и Грешница.

1871. И.Е. Репин - Воскрешение дочери Иаира.

1870-1873 И.Е. Репин - Бурлаки на Волге.

1876. И.Е. Репин - Садко.

1876. И.Е. Репин - Негритянка.

1879. И.Е. Репин - Проводы новобранца.

1905-1908. А.И. Куинджи - Ночное.

1880. А.И. Куинджи - Лунная ночь на Днепре.

1898-1908. А.И. Куинджи - Море. Крым.

1900-1905. А.И. Куинджи - Дубы.

В одном из залов была просто невероятная картина Ивана Репина. 1903. И.Е. Репин - Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения.

1896. И.Е. Репин - Портрет Николая II.

1899. В.И. Суриков - Переход Суворова через Альпы в 1799 году.

1895. В.И. Суриков - Покорение Сибири Ермаком.

1906. В.И. Суриков - Степан Разин.

1882. А.М. Васнецов - Витязь на распутье.

1877. А.М. Васнецов - Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа).

1881. А.М. Васнецов - Бой скифов со славянами.

1910. К.Ф. Богаевский - Классический пейзаж.

1912. К.Ф. Богаевский - Корабли. Вечернее солнце.

1908. Л.С. Бакст - Древний ужас.

1896. А.П. Рябушкин - Семья купца в XVII веке.

1910. К.Ф. Юон - Весенний солнечный день. Сергиев посад.

Зал, где представлено Декоративно-прикладное и Народное искусство.

Русский музей огромен! В многочисленных коридорах можно легко запутаться. На этот случай по ходу движения можно встретить такие таблички, показывающие поэтажный план музея.

1898. М.А. Врубель - Богатырь.

1902. В.А. Серов - Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.

1912. А.Я. Головин - Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

1916. Б.М. Кустодиев - Масленица.

1917. А.В. Лентулов - Церкви. Новый Иерусалим.

1911. Н.С. Гончарова - Евангелисты.

1908. Н.С. Гончарова - Зима.

1914. К.С. Малевич - Композиция с Джокондой ("Частичное затмение").

1915. Л.С. Попова - Портрет философа.

1914. К.С. Малевич - Авиатор.

1915. К.С. Малевич - Красный квадрат (Живописный реализм Крестьянки в двух измерениях).

1929. К.С. Малевич - Пейзаж с белым домом.

1932. К.C Малевич - Девушки в поле.

Лабиринты сюрреализма! Ранее я такое направление в искусстве не воспринимал. А сейчас очень даже нравится. :)

1920-1921. П.Н. Филонов - Формула Петроградского пролетариата.

1926. С.А. Лучишкин - Лыжники.

1934. В.В. Купцов - АНТ-20 "Максим Горький".

Ну вот и все. Напоследок я забежал в последний зал перед выходом и сфотографировал вот такую тарелочку.

Я вновь вышел на парадную лестницу Михайловского дворца.

Спускаясь с которой, меня ждал сувенирный магазин. Тут продают книжки, тарелки, магниты, матрешки, календари и даже копии картин.

Пост получился очень содержательным, пожалуй даже через чур полным. Но это только малая часть увиденного. На самом деле, как я говорил вначале, невозможно запечатлеть все! Но поверьте, так трудно было отбирать фотографии, отснятые мной в музее. Не все они вышли так качественно, чтобы передать должным образом атмосферу картин, в основном из-за плохого освещения. Многие картины находятся за стеклом, или очень высоко висят. Возникало очень много бликов. Как совет, в такие музеи лучше приходите вечером, когда на улице уже стемнеет. У вас будет хотя бы один искусственный источник света. Тем не менее музей великолепный! Он по праву считается одним из лучших в стране!

Сегодня Русский музей можно по праву считать уникальным хранилищем художественных ценностей! Это целая библиотека искусств, придя в которую, у каждого появляется возможность посмотреть на потрясающее собрание шедевров выдающихся художников, безусловно принадлежащих к мировому культурному наследию. Поэтому рекомендую всем не лениться, приезжать в Санкт-Петербург и идти смотреть всё своими глазами!

Государственный Русский музей в Петербурге - крупнейшее собрание живописи русских художников, насчитывающее более 400 тысяч произведений. Подобного собрания русского искусства в мире больше нет.

Создание Русского музея

Указ об учреждении музея был опубликован в 1895 году. Для этого был приобретен Михайловский замок и сад вокруг, и службы, и флигели. По указу все произведения, уже приобретенные музеем, нельзя никому продавать или передавать. Они всегда должны находиться в коллекции. В 1898 году для посетителей открылся Государственный Русский три года с нетерпением ждал этого события. В него поступили произведения из Академии Художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца и частных коллекций. Первоначальная экспозиция не была обширной.

После революции

Коллекция постоянно пополнялась, и расширялись площади музея за счет присоединения новых помещений. В годы Отечественной войны все самые ценные произведения были эвакуированы и нисколько не пострадали. Те, что остались в осажденном городе, были тщательно упакованы и хранились в подвалах. Они также остались в полной сохранности. Государственный Русский музей полностью справился с такой непростой задачей - уберечь всю экспозицию, в которой уже было более семи тысяч экспонатов.

Рост музея

Новые поступления активно прибавлялись в 50-е годы. Размещал Государственный Русский музей произведения и в Михайловском дворце, и в в корпусе Бенуа, а также и других зданиях. В них имеется раздел с бесценными произведениями Рублева, Дионисия и ряда других иконописцев раннего и позднего средневековья. Хранит Государственный Русский музей произведения 18-середины 19 веков.

На фото показана работа Д.Г.Левицкого «Портрет Е.И.Нелидовой». Музей по праву гордится полнотой представленных посетителям картин. Перечисление имен и фамилий наших выдающихся и гениальных художников займет очень много места. Широко представляет Государственный Русский музей произведения середины и конца 19 века, а также работы живописцев «Мира искусства» и художников-футуристов, которые тоже составляют гордость музея. Целый зал посвящен работам художника, искусствоведа, декоратора.

На фото А.Н. Бенуа «Парад в царствование Павла I». В коллекции музея есть полотна советских художников всех периодов существования Советского Союза. В настоящее время собирает и экспонирует Государственный Русский музей произведения новые, нетрадиционные. Этот отдел, занимающийся новейшими течениями, был создан в около тридцати лет назад.

Знаменитое полотно

В экспозиции находится «Черный квадрат». Государственный Русский музей приобрел его уже со скандальной славой и разместил в корпусе Бенуа.

Создать громкий скандал было задачей художников-футуристов, а затем суперматистов, чтобы привлечь к себе внимание. Их предшественником был Герострат, который, чтобы остаться в веках, сжег храм. Главное желание Малевича и его соратников - уничтожить все: мы освободились от всего предшествующего, и теперь будем делать искусство на чистом ровном выжженном месте. Первоначально Малевич сделал черный квадрат как кусок декораций к опере. Два года спустя он создал теорию, доказывающую, что она выше всего (суперматизм), и отрицающую все: и форму, и природу. Просто существует искусство из ничего.

Впечатляющая выставка 1915 года

На выставке «0.10» были картины, состоящие из квадратиков, крестиков, кругов, и в этом зале в правом углу наверху, куда вешают иконы, Малевич повесил свой квадрат.

Что тут важно? Квадрат или место, где он повешен? Конечно, место было важнее, чем то, что нарисовано, особенно если учесть, что написано было «ничего». Представьте «ничего» на месте Бога. Это было очень знаменательное событие. Это был феноменально талантливый пиар-ход, продуманный до конца, потому что речь идет не о том, что там изображено. Заявление было такое - ничего, чернота, пустота, темень вместо Бога. «Вместо иконы, которая ведет вверх, к свету - путь в мрак, в люк, в подвал, в преисподнюю» (Татьяна Толстая). Искусство умерло, вот вам вместо него кусок бессмыслицы. Вы же готовы за него платить деньги. «Черный квадрат» Малевича - это не искусство, а блестящий поступок очень талантливого продавца. Скорее всего, «Черный квадрат» - просто голый король, и об этом стоит говорить, а не о глубинах постижения мира. «Черный квадрат» - не искусство, потому что:

Где там талант чувства?

Где там мастерство? Любой может нарисовать квадрат.

Где там красота? Зритель долго должен соображать, что это значит, и так и не понять.

Где там нарушение традиций? Там нет никаких традиций.

Таким образом, если посмотреть с этой точки зрения, то мы видим, что случилось и случается с искусством, которое порывает с искренностью, которое начинает апеллировать к интеллекту, то есть «я долго думаю, что сделать, чтобы случился скандал, и меня заметили». Нормальный человек задает себе вопрос: «Зачем он это сделал? Хотел денег заработать или хотел выразить какие-то свои чувства?». Вопрос искренности встал потому, что художник думает, как себя продать. Погоня за новизной ведет искусство к полной беспредметности, и это интеллектуальное стремление идет от головы, а не от сердца. Малевич и иже с ним искали способы скандалов и продаж, что теперь поднято на профессиональную высоту. Очень важно подвести под свое создание теорию и добавить непонятное длинное умное название, которое важнее изображения. Талантливым в нашем обществе считается почему-то то, что человеку непонятно. Отсутствие духовного начала в «Черном квадрате» для очень многих несомненно. Признаком времени и умелой торговли собой является «Черный квадрат». Государственный Русский музей не мог пропустить столь «говорящую» работу.

Драма на море

В 1850 г. Айвазовский создал масштабное полотно «Девятый вал». Государственный Русский музей теперь экспонирует это произведение.

Мощная волна нависает над обломками корабля. Человечество представлено в этой картине в виде несчастных моряков, которые на остатке мачты, мало пригодной для плавания, отчаянно цепляются за нее, в то время как волна безжалостно хочет ее поглотить. Наши чувства раздваиваются. Они поглощены подъемом этой огромной волны. Мы входим вместе с ее движением вверх и испытываем напряжение между гребешком и силой притяжения, особенно в тот момент, когда верхушка волны разбивается и превращается в пену. Вал направлен на тех, кто вторгся в эту стихию воды без спроса. Моряки выступают активной силой, которая проникает сквозь волны. Можно попытаться рассмотреть эту композицию как картину гармонии в природе, как картину гармоничного сочетания воды и земли, которой не видно, но она присутствует в нашем сознании. Вода - стихия текучая, изменчивая, непостоянная, и земля как главный объект надежды даже не упомянута. В этом как бы побуждение к активной роли зрителя. Это картина Вселенной, которая показана через пейзаж. Волны на горизонте выглядят, как горы, покрытые дымкой, и они, более пологие, повторяются ближе к зрителю. Это ведет к ритмическому упорядочению композиции. Поразителен колорит, богатый оттенками розового и лилового на небе, и зеленым, синим, фиолетовым в море, пронизанный лучами восходящего солнца, несущий радость и оптимизм. Одной из жемчужин коллекции является романтическое произведение «Девятый вал». Государственный Русский музей обладает шедевром, написанным молодым Айвазовским.

Трагедия на земле

Если в предыдущей картине были задействованы две стихии, вода и ветер, то на следующем полотне грозно выступают земля и огонь - это «Последний день Помпеи». Государственный Русский музей получил его из собрания Академии художеств.

Написанная 1834 году и выставленная в Риме, картина произвела среди итальянцев, как впоследствии и среди русских зрителей, фурор. Пушкин, Гоголь, Баратынский посвятили ей проникновенные строки. Почему это произведение актуально и в наши дни? Пластикой движений, поворотами тел и голов, динамикой красочной палитры художник оживил события давно минувших тысячелетий. Мы причастны к ужасным переживаниям людей, которые вот-вот погибнут в огненной лаве, вызванной извержением вулкана и мощным землетрясением. Разве в наши дни нет подобных трагедий? Совершенна классическая форма произведения, великолепно мастерство исполнения, заставляющее вспомнить имена художников Высокого Возрождения. Шедевр Карла Брюллова захватывает своей красотой, несмотря на то, что здесь изображена гибель античной цивилизации.

Музей в современное время

Если первоначально музей состоял из Императорских дворцов, то сейчас это целый ансамбль, необычайно красивый, являющийся культурным центром, поскольку он решает научно-просветительские задачи. Из глубин веков дошло до нас наследие великих живописцев. Классические, романтические, бытовые, жанровые хранит Государственный Русский музей произведения. Фото показывает нам главный корпус - Михайловский дворец.

Это жилое помещение было перестроено для хранения работ мастеров кисти.

Ансамбль, примыкающий к дворцу

Государственный Русский музей размещается в шести памятниках архитектуры 18-19 столетий, который дополняют Летний и Михайловский сады, в которых посетители могут любоваться не только строгими регулярными посадками кустов и деревьев, но и прекрасными скульптурами. В зданиях музея проводятся экскурсии, а также оказываются дополнительные услуги лекторием, кинозалом, интернет-классом, кафетерием, оборудованными для приема инвалидов.


















Описание

Государственный Русский музей – один из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга, коллекция которого насчитывает более 400 тысяч экспонатов. В России это крупнейший музей представляющий коллекцию национального изобразительного искусства.

История создания музея относится к XIX веку. Здание Михайловского дворца, в котором впоследствии и был основан Русский музей, построено по проекту архитектора Карла Росси в 1819-1825 годах, архитектурный облик которого признан выдающимся образцом дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма. Первым хозяином дворца был великий князь Михаила Павловича - четвертый сын императора Павла I.

В Европе XIX века уже существуют общедоступные музеи изобразительного искусства, идея об открытии государственного музея национального искусства обсуждается и среди образованной элиты русского общества.

В 1889 году император Александр III приобретает картину И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» - это событие и связывают с идеей государя, которую он высказал об основании всенародного национального музея.
Осуществил же замысел Александра III, его наследник император Николай II, в 1895 году был учрежден Русский Музей Императора Александра III. В этом же году начинается перестройка залов Михайловского дворца для экспозиций музея, под руководством архитектора В. Ф. Свиньина.

Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» состоялось 7 (19) марта 1898 года.
Коллекция музея была составлена из произведений искусства, переданных из Эрмитажа, Академии художеств, Гатчинского и Царскосельского Александровского дворцов, а также переданных в дар коллекции частных собирателей.

По замыслу экспозиция музея должна была быть представлена тремя отделами:
- мемориальным отделом, посвященным памяти Императора Александра III;
- этнографическим и художественно-промышленным отделом;
- художественным отделом.
Строительство помещения Памятного отдела затянулось и он так и не был открыт.

Коллекция этнографического отдела экспонировалась в Русском музее, но в 1934 году была передана в открывшийся Государственный музей этнографии народов СССР.
Коллекция художественного отдела активно пополнялась и развивалась, в итоге Русский музей стал крупнейшим собранием национального изобразительного искусства.

К 1914 году залы Мехайловского дворца уже не вмещали всю коллекцию Русского музея и в 1914 -1919 годах возводится новое выставочное здание по проекту архитекторов Л.Бенуа и С.Овсянникова, получившее название по фамилии автора – корпус Бенуа.
В залах Государственного Русского музея широко представлено национальное искусство, начиная с Древней Руси и до нашего времени.

Древнерусские иконы из коллекции Русского музея, экспозиция которой начала формироваться еще при основании музея и пополнялась в течении XX века - являются не только памятниками древнерусского искусства, но шедеврами мирового значения.

При формировании коллекции станковой живописи основой послужили лучшие произведения художников XVIII – XIX веков. Это полотна портретной живописи И. Вишнякова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, картины античной тематики Ф. Бруни, Г. Угрюмова, известный на весь мир шедевр К. Брюллова «Последний день Помпеи» и другие его великие полотна, картины непревзойденного мариниста И. Айвазовского и его знаменитый «Девятый вал». Особое место в коллекции Русского музея занимают плотна художников второй половины XIX начала XX веков - А. Иванова, В.Васнецова, К.Маковского, И.Репина, К. Савицкого, В.Поленова, В. Верещагина В. Сурикова, М. Врубеля. Выдающиеся русские пейзажисты широко представлены в музее – всем известные И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи. Особый интерес вызывают произведения художников объединения «Мир искусства» работавших не только в направлении станкового искусства, но и театрального, создавая декорации и театральные костюмы.

В послереволюционный период коллекция Русского музея пополняется за счет национализированных частных коллекций и произведений, созданных художниками «новых течений».

На первом этаже корпуса Бенуа экспонируется большая коллекция произведений советского периода и проводятся тематические выставки.
В наши дни музейное собрание постоянно пополняется не только за счет государственных закупок, но и путем безвозмездной передачи частных коллекций в дар музею.

Сегодня Государственный Русский музей является музейным комплексом и включает в себя Михайлавский, Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, Домик Петра I, садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Наверное Русский музей следует поставить одним из главных пунктов в списке посещения достопримечательностей Санкт-Петербурга. Особенно, если вы приехали в Северную столицу на один, два или чуть больше дней. «Почему?» — спросите вы.

Во-первых: здесь собрана действительно замечательная коллекция лучших работ русских художников, скульпторов и народных умельцев.

Во-вторых: в Русском музее нет такого ажиотажа и столпотворения как в Эрмитаже, а атмосфера музея вызывает чувство спокойствия и душевного равновесия.

В-третьих: сюда очень легко попасть (не нужно стоять в огромных очередях за билетом).

Русский музей. Еще совсем недавно, произнося эти слова, и горожане, и гости города, подразумевали только красивое здание в стиле ампир на площади Искусств. В Михайловском дворце в 1898 году открылся первый государственный музей национального искусства, и здесь располагаются основные экспозиции музея. Но за последние годы в состав музея вошли еще три дворца, имеющие знаменательное историческое и культурное прошлое.

Итак, Русский музей имеет в своем составе четыре здания: Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец и Михайловский (инженерный) замок. Все эти дворцы расположены в разных местах Санкт-Петербурга и имеют в названии слова «Русский музей».

Для избежания путаницы назовем Главным зданием Русского музея – Михайловский дворец, расположенный по адресу улица Инженерная, 4. Именно здесь основные залы и экспозиции Государственного русского музея. Именно сюда и желают попасть гости Санкт-Петербурга, прибывшие в Северную столицу в первый раз.

Как попасть в Главное здание Русского музея.

До дворца очень легко пройти от станции метро «Невский проспект» (2-я, синяя линия).

Выйдя из метро, следуйте (по красной стрелке) по Михайловской улице в сторону памятника Александру Сергеевичу Пушкину, расположенному на Площади Искусств.

Сразу за памятником вы увидите Главное здание Русского музея — Михайловский дворец.

Режим работы Главного здания русского музея:

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10-00 до 18-00.

Четверг с 13-00 до 21-00.

Вторник — выходной.

Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Как бы не приятно было попасть в музей через парадный вход, всем посетителям по советско-российской традиции придется зайти через черный вход. Вам об этом сообщит небольшой указатель около мраморной лестницы со львами.

Ниже приведем схему Михайловского дворца. Он состоит из трех основных частей: Корпус Бенуа, Флигель России и, непосредственно, сам Михайловский дворец.

Попасть в Главное здание Русского музея также можно через второй вход в корпусе Бенуа.

Фотография ниже дает возможность быстро сориентироваться, где расположен второй вход — на Набережной канала Грибоедова, рядом с Воскресенским собором (Храм Спаса-на-Крови).

Оба входа приведут вас к кассам, где необходимо купить билеты на посещение Русского музея.

Для взрослых граждан РФ и Республики Беларусь билет обойдется в 350 рублей, для учащихся с 16 лет, студентов и пенсионеров — 170 рублей, для детей до 16 лет (вне зависимости от гражданства) — бесплатно.

Возьмите обязательно в кассе или у сотрудников музея бесплатную схему расположения экспозиций. С ней вам будет легче построить свой маршрут.

После касс, следуя указателям, вы попадаете на парадную лестницу музея. Здесь можно встретить группы школьников.

Если вы пришли к открытию, то можно воспользоваться небольшой хитростью для более комфортного просмотра. Начало экспозиции, согласно указателям, справа от лестницы на втором этаже. Но если вы пойдете в левую сторону, то будете практически в полном одиночестве рассматривать великолепные картины К.Брюлова, А.Иванова, И.Айвозовского и др. Затем вы в любом случае посмотрите начало экспозиции.

Ф.А. Бруни «Медный змий».

Иван Константинович Айвазовский «Волна».

Картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи». Николай I наградил художника лавровым венком, и последнего стали величать «Карлом Великим».

И.К. Айвазовский «Девятый вал».

Григорий Иванович Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».

Обратите внимание на лица двух плененных Александром Невским «безобидных» европейцев, казнивших несколько тысяч русских людей.

О. А. Кипренский «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова». Это родственник знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.

П.П. Соколов «Молочница с разбитым кувшином».

Интерьеры помещений Михайловского дворца.

Ф.И. Шубин «Екатерина II законодательница».

Портреты детей.

Дмитрий Григорьевич Левицкий «Екатерина II Законодательница».

Скульптура М. И. Козловского «Психея», часто ее называют «Девочка с бабочкой». По легенде сама Афродита завидовала красоте юной Психеи.

Туристы с большим энтузиазмом фотографируются, держа Екатерину II за руку.

Борис Васильевич Суходольский «Живопись».

Очень радует здесь большое количество детей. Для них работники Русского музея рассказывают интересные, запоминающиеся истории.

Антон Павлович Лосенко «Чудесный улов».

После осмотра залов Михайловского дворца вы попадете во Флигель России, где увидите вживую знакомые с детства полотна.

Виктор Васнецов «Витязь на распутье».

В. И. Суриков «Степан Разин». Художнику удалось показать внутреннюю напряженность русского героя-мятежника.

Небольшая картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» завораживает.

Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» (размер картины 4 на 5 метров). Вот настоящий военачальник, вместе со своими солдатами штурмует Альпы, чтобы побыстрее помочь «нашим любимым» европейцам. Кто сейчас в Европе вспомнит подвиги наших солдат?

Илья Ефимович Репин. «Портрет императора Николая II» 1896 год.

Портрет последнего императора России. Кажется, что Николай II уже знает о своей судьбе…

Илья Ефимович Репин «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея».

В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком».

А это Ермак сотоварищи с мушкетами покоряют север.

В картине «Письмо турецкому султану» привлекают внимание все персонажи. Репин прорабатывал образ каждого запорожца в отдельности, поэтому каждый герой картины получился со своим характером.

Илья Репин «Проводы новобранца». Сколько трагедии в картине. Молодого человека отправляют в армию на долгие 25 лет.

Напротив картины И. Репина «Бурлаки на Волге» всегда много посетителей, здесь установлен удобный мягкий диван.

У «Садко» школьникам рассказывали о картине на немецком языке.

А вот картина противоречие. Виктор Васнецов. Картина «Битва скифов со славянами».

Во-первых: скифы предки славян. Во-вторых: скифы и славяне разделены несколькими столетиями.

Это получается бой прапрадеда с внуком. Еще со средних веков уничтожались все доказательства древнейшего происхождения народов, заселяющих современную Россию.

Вот небольшой отрывок из работы профессора Анатолия Алексеевича Клёсова:
«К сожалению, в российской исторической науке традиционно продолжается разрушающий, деструктивный подход, касается ли это норманyизма или других периодов отечественной истории. Селективно выбираются и вводятся в «официальный» оборот только источники, преуменьшающие значение, роль славян в исторических процессах. Нет в этом обороте «Историографии» М. Орбини, нет трудов польского архиепископа Станислава Богуца (Stanislaw Bohusz, 1731-1826), выдающегося просветителя, в одном из трудов которого – «Исторические исследования происхождения славян и сарматов» – описываются славяне, проживающие в древние времена от Сирии до Понта Эвксинского (Черного моря). Нет десятков других книг, ставших в древности или в средние века классическими, где повествуется о славянах прошлых тысячелетий. Об этом же есть целая библиотека сербских историков прошлого, в которых славянами называют тех, кого российские (и западные) историки называют «скифами». Если против этого у историков есть возражения – где они? Или они живут по поговорке «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»?»

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Именно с этой картины начинается Русский музей при Александре III.

Лукиан Васильевич Попов «Наймичка». Девочка все свое детство будет ухаживать за чужим ребенком…

Такое чувство, что Лев Толстой сейчас встанет и пойдет.

Николай Александрович Ярошенко

Алексей Данилович Кившенко «Сортировка перьев». Девушки, набивающие подушки перьями немного поспорили…

Константин Егорович Маковский «Перенесение священного ковра в Каире».

Каждая картина таит в себе историю. Вот картина Владимира Маковского «Ночлежный дом». На Санкт-Петербург идет холодная буря. Бездомные пытаются попасть в ночлежку, все мерзнут и понимают, места хватит далеко не каждому.

В этом старике в шляпе и шарфе с папкой в руках можно узнать художника А. К. Саврасова. Конец жизни этот замечательный живописец провел в одиночестве и нищете, перебиваясь редкими заказами, скитаясь по углам и трущобам.

Маленькая девочка с голыми ножками в огромных ботинках плачет, возможно это последняя ночь в ее жизни. Но никто ей не сможет помочь…

Это хороший штрих к многочисленным современным статьям «Как хорошо жили при царе».

К.Е. Маковский «Семейный портрет».

Следующая картина совсем недавно висела рядом с «Ночлежным домом», на ней изображена семья брата Владимира Маковского. Девочки такого же возраста, как и ребенок на предыдущей картине, но своим происхождением они заслужили жизнь в достатке. Сейчас эти картины разместили подальше друг от друга, в разные залы.

И.И. Шишкин «Корабельная роща». Работы этого художника узнаваемы сразу.

Василий Верещагин «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Небольшой фрагмент празднования Победы.

А вот русские солдаты, навечно оставшиеся лежать за свободу болгар.

Василий Перов «Суд Пугачева». Тела казненных дворян лежат рядом с «судьей».

Василий Григорьевич Перов «Монастырская трапеза». Хорошая картина о жизни людей в рясах.

Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В древнегреческом городе Мегары 2500 лет назад жила женщина по имени Фрина. Ее красота и изумительная для южной страны белая кожа поразила многих художников и скульпторов. С нее лепили скульптуру Афродиты Книдской и написали Афродиту Анадиомену. На картине она сама сбрасывает с себя одежды, чтобы все могли быть ослеплены ее красотой.

К.Д. Флавицкий «Христианские мученики в Колизее». Первые христиане подвергались жестоким истязаниям. На картине видно, как тащат маленького мальчика на арену с дикими зверями. «Если вас хранит ваш бог — пусть он спасет вас от растерзания львов», — с этими словами выводили христиан на смерть под ликующие возгласы 100 000 римских зрителей.

Русский богатырь.


Адриан Волков «Смерть Ивана Сусанина».

В. Якоби «Ледяной дом». Потешная свадьба по приказу Анны Иоановны в ледяном дворце.

А.П. Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день». Дороги… Как мало они изменились за несколько столетий в России.

Леонид Позен «Скиф» — далекий предок россиян, которого хотят «вытравить» из нашей истории.

В Русском музее замечательно представлены изделия русских мастеров. Все правое крыло на первом этаже Михайловского дворца занято выдающимися работами старинных и современных мастеров.

Только представьте, сколько труда и мастерства необходимо, чтобы вырезать такую ажурную шкатулку из кости.

Или вот интересная работа из дерева «Как мыши кота хоронили» (конец 19 века).

В этом небольшом рассказе о Государственном Русском музее мы показали вам лишь малую часть представленных картин, скульптур, работ. Чтобы внимательно рассмотреть все экспозиции музея потребуется несколько дней.

Немного истории: Главное здание Русского музея.

«По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов…», — так писал журнал «Отечественные записки» в 1825 году. В тот год каждый уважающий себя петербуржец обязательно побывал здесь, у только что законченного Михайловского дворца, построенного архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила Павловича и его жены Елены Павловны. Сейчас это главное здание Русского музея. Белый зал — единственное помещение, которое сохранилось после перестройки дворца под нужды музея именно таким, каким оно было при Росси. Прекрасные девушки, восседающие на колесницах — Музы, дочери богини памяти Мнемосины и Зевса, изображены на плафоне потолка; Великая княгиня Елена Павловна увлекалась живописью, музыкой, поэзией. Росписи выполняли прекрасные итальянские художники Джакомо Батисто Скотти и Антонио Виги. Все остальное — плод труда русских мастеров: столярного мастера Бобкова, бронзовщика Захарова, мебельщиков и паркетчиков Знаменского и Тарасова, скульптора Степана Пименова. Белый зал — истинный шедевр, в котором Росси продумал абсолютно все, — от расположения колонн, до мельчайших деталей орнамента и парадного сервиза. Счастливым образом все это сохранилось: живописная роспись стен, скульптурное убранство, наборный паркет — все осталось от времен Росси. Даже мебель стоит на тех же самых местах (ее количество и местоположение было определено самим архитектором). Зал был так хорош, что английский король Георг даже попросил изготовить с него уменьшенную копию.

Но не только своим внешним видом знаменит Белый зал. Здесь находился знаменитый музыкальный салон Великой княгини. Русское музыкальное общество, благодаря которому в 1860 году были открыты первые музыкальные классы, а затем — и первая в России консерватория, зародилось именно здесь, на этих вечерах. В Михайловском дворце дебютировал как дирижер Петр Ильич Чайковский, здесь исполняли свои произведения Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Михаил Глинка. Эти стены слышали голоса Василия Жуковского и Ивана Крылова. Салон в течение многих лет был одним из важнейших кульминационных центров столицы.

«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, — вспоминал их первый участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн. — Здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.

Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...