Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Культура народов древней месопотамии. Краткая история месопотамии Культура древней месопотамии вывод

В 6-м тысячелетии до н. э. в долине между реками Тигр и Евфрат, там где сегодня находится современный Иран, возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумеро-аккадской или Месопотамией (от греч. Междуречье).

Первые поселения Месопотамии возникли еще в середине 7-го тысячелетия до н. э. Культура, которая развивалась в ее северной части в безлесной степи, называется Ум Дабагия. О ней можно сказать лишь то немногое, о чем свидетельствуют факты, добытые археологами при раскопках: строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в стенах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. Люди занимались охотой, земледелием, разводили домашних животных. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домашнего обихода - много раскрашенной яркой красной керамики. Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование, но на ее месте появились три новые культуры - хассуна, саммара и халаф, которые просуществовали в течение целого тысячелетия. Вся северная Месопотамия была занята поселениями этих культур.

На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало Убейдскую цивилизацию, поселения которой расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего на юг люди пришли с севера, и так же, как в

Северной Месопотамии, стали земледельцами и скотоводами, научились строить храмы, создали культ бога-быка, который расцвел потом в Шумере и Вавилоне.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров до сих пор является полной загадкой. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры, язык которых не похож ни на один из древних языков. Шумеры появились мирно и ассимилировались местными племенами, стали обрабатывать земли малярийных болот и обнаженных пустынь. Они владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры принесли с собой письменность, именно им принадлежит самое древнее литературное произведение - эпос о Гильгамеше. Они были великими изобретателями: изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы, лунный календарь, который был ориентирован на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней. Шумеры установили также продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света, были опытными математиками, астрономами, астрологами и землемерами, первыми в истории ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаика, освоили резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Шумеры создали медицину, которая была в основном гомеопатической, учитывала влияние звезд на судьбы людей и их здоровье, о чем свидетельствуют найденные многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни. У шумеров была развита система воспитания и образования. Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где те писали на табличках из мягкой глины, обучались чтению, письму и арифметике.

Шумер был страной городов-государств, крупнейшие из которых имели своего правителя, являвшегося одновременно и верховным жрецом. Значительным вкладом в развитие политико-правового устройства человеческого бытия было то, что они создали развитую законодательную систему.

Города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами, канализацией. Центр города составлял храмовый комплекс, который включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху, возводился на платформе или на высоком месте, что предохраняло от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники. Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость, поэтому обносились стеной.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза и ноги - в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, при этом пропорции человеческих фигур не соблюдались, но обязательным было стремление передать движение.

Монументальной скульптуры в Шумере не было, но мастера изготавливали небольшие культовые статуэтки, в которых часто изображали людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Музыкальное искусство, безусловно, нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру, музыканты использовали арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием, согласно которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий.

В конце 3-го тысячелетия до н. э. народ Шумер соединился с аккадцами. Во 2-м тысячелетии на территории Месопотамии возникла вавилонская держава.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Согласно мифам над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная представлялась как небо-земля (ан-ки), под землей было место для умерших. До Вселенной существовал только бесконечный Океан - хаос, из которого вышли первые боги. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок - закон. С тех пор мир управляется непреложными законами, которые стали обожествляться, а подчинение законам, имеющим происхождение от бога, свято. Следствием этого стало то, что шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди стали жить, а царь ими управлять, вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона - Хаммурапи. В истории Месопотамии это был третий сборник законов, в котором главным был принцип составления «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия, согласно которому то, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, не царь, а они даны были человеку самим богом. В Месопотамии появляется важная идея для понимания объективного значения законов, выраженная в том, что они имеют божественное происхождение, а правопорядок является основой общественной жизни. Кроме того, право начинает представлять определенную культурную ценность, обеспечивающую развитие общественной свободы и духовных ценностей.

Согласно шумеро-аккадским представлениям, отраженным в мифах, дух умершего тоже проходил через суд. Он спускался в темную область под землей - Кур, где его ожидало мрачное, унылое существование, которое могла скрасить только память о нем живых на Земле. Такое грустное представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие с их светлой культурой и духовным обликом народа, но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность в обыденной жизни. Убеждение, что нужно оставить о себе память на земле, побуждало их к творчеству и созданию памятников культуры.

Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти - вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги, которые отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему ухватить бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным. Эта мысль встречается и в известной поэме о Гильгамеше, царе города Урука. Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса. Шумер-аккадская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях.

По мнению М. Олифанта, выраженному в книге «Древние цивилизации», космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания - нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов и она послужила основой многих современных наук. Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, позднее они были записаны в Библии.

При возвышении города Вавилона возник тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка на земле: все божественно и целесообразно. Общая же структура небесной иерархии мыслилась древними вавилонянами следующим образом: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сливались в образ владыки - Бела). Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных божеств. Миром управляла шумерская триада - Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значимость трех первых. Ану правил на небе, в Мировом океане - Эйя, а вот для людей самым значительным действительно был Энлиль, которому досталось во владение все меж и небом и омывающим землю океаном. Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил, которые персонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше всего. Планету Венеру с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар.

В отношении культовой архитектуры кроме этажности храмовых башен мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен-зиккуратов. Некоторое представление о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохранившийся комплекс в Дур-Унташе в Эламе: стены обычно расчленялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата.

Скульптуры больших размеров отличались монументальностью и некоторой грузноватостью фигур- Напротив, «образки» для домашнего культа были довольно живыми и выразительными.

Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).

После смерти царство Хаммурапи начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии. Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями являлись храмы-зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, идейное содержание ее сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников - вавилонян и ассирийцев - передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи скульптуре, некоторые религиозные представления.

Название «междуречье» обозначает территорию слияния двух рек на Ближнем Востоке - Тигра и Евфрата. Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад.

Древняя Месопотамия

Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее - северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества - Шумер и Аккад.

На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства - одноименные первым двум городам. Позже возникают и другие города-государства - Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.

Рис. 1. Карта Междуречья.

Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.

Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской - шумеры имели овальные лица и большие глаза.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом - свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.

Что мы узнали?

Междуречье является древнейшим регионом расселения людей. Нам известно, какие народы жили на этой территории несколько тысяч лет назад, но мы до сих пор не знаем, откуда они там появились. На эти загадки еще предстоит найти ответ.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 456.

На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.

Религия . Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.

С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.

Мифы и эпос . Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.

Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.

Архитектура и изобразительное искусство . Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.

Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.

Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.

Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.

Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

Образование и наука . Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.

Верования Древней Месопотамии оказали влияние на такие религии как христианство, иудаизм, ислам.

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Отделение государственного и муниципального управления

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология» на тему:

«Культура Месопотамии »

Выполнила: Фазылова И.А.

1 курс, 3 группа

Шифр У-06074у

Проверила: Ляпина Е.И.

Новосибирск 2006 г.


Введение 3

1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,

основные этапы ее развития. 4

2. Культура Шумера, его письменность, наука,

мифологические сказания, искусство. 6

3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,

литература, архитектура и искусство. 8

4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,

литература, архитектура, искусство. 12

5. Мифология Двуречья. 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21


ВВЕДЕНИЕ

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

А так как занимаясь какой – либо областью культуры: искусством, литературой, архитектурой и т.д., следует знать историческое развитие данной области: «прецеденты развития» и интересные факты, то постоянный интерес к течению культурной жизни должен быть неотъемлемой частью жизни каждого интересующегося культурой человека.

В наше время, без сомнения, все понимают важность и ценность изучения исторического развития культурологии. Любой человек, считающий себя интеллигентным, культурным человеком должен разбираться в стремительном течении культурной жизни и по возможности участвовать в ее круговороте.

Множество литературы, описывающей бытность древних народов, представляет большой интерес, так как позволяет разобраться в особенностях жизнедеятельности разных народов, в особенностях принятия ими решений при жизни в различных климатических условиях и при различных условиях жизни (государственный строй).

1 КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА В ДВУРЕЧЬЕ ТИГРА И ЕВФРАТА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Основателями всей вавилонской культуры были шумеры. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") - древнейшая на земле эпическая поэма.

Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб").

Культура Древнего Вавилона связана с земной сферой существования

человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить бурным течением потока истории в междуречье Тигра и Евфрата.

Культура Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером. Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства - охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.


2 КУЛЬТУРА ШУМЕРА, ЕГО ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ, ИСКУССТВО.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Им принадлежит первая глиняная карта. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще белее древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все их них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. До н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы – Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное слияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.


3 КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.

Религия Древней Месопотамии

Замечание 1

Религиозные воззрения месопотамцев берут свое начало на рубеже $IV-III$ тысячелетий до н. э. В это время в Шумере возникла теологическая система, которую позднее переняли и дополнили вавилоняне: у каждого шумерского города был свой бог-покровитель, были также и общешумерские культы.

Как и во всех ранних религиозных представлениях, божества воплощали силы природы и ассоциировались с космическими телами, им приписывались особые функции. Так, Энлиль был богом земли, судьбы, создателем городов, а также по преданию, изобретателем мотыги и плуга. Шумеры почитали бога солнца Уту (в аккадской традиции Шамаш), бога луны Наннара (Син у аккадцев), богиню любви и плодородия Инанну (в аккадской и вавилонской мифологии Иштар), бога живой природы Думузи (Таммуз у вавилонян). С Марсом ассоциировался бог войны, смерти и болезней Нергал, вавилонский аерховный бог Мардук с Юпитером, бог мудрости, счета и письма, сын Мардука Набу – с Меркурием. Племенной бог Ассирии Ашшур со временем стал верховным богом страны. Так и роль бога Мардука, считавшегося покровителем Вавилона, стала расти с политическим возвышением города.

Жители Месопотамии верили также в добрых и злых демонов, и спасались от последних с помощью заклинаний и амулетов. Демонов изображали в зооморфной традиции в виде полулюдей и полуживотных. Особой популярностью пользовались ламассу – крылатые быки с человеческими головами; их статуи огромных размеров охраняли вход во дворцы ассирийских правителей.

Загробный мир в представлении шумер и аккадцев – мир теней, где покойники вечно страдали от голода и жажды, и поэтому их потомки обязаны были приносить им жертвы .

Письмо древних месопотамцев

Несомненным величайшим изобретением шумер стало письмо, зародившееся на рубеже $IV - III$ тысячелетий до н. э. Ученые считают, что приоритет в его изобретении принадлежит неизвестному народу, жившему в Южной Месопотамии до прихода шумер. Но, тем не менее, именно шумеры поставили письмо на службу людям: письменность использовалась сначала для фиксирования фактов повседневной жизни, а в скором времени для запечатления достижений культуры.

Изначально шумерское письмо было пиктографическим – отдельные слова изображались картинками, древнейшие такие тексты датируются приблизительно $3200$ г. до н.э. Однако, пиктография фиксировала лишь отрывочные сведения, а не передавала связную речь.

Постепенно пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо и начала терять рисуночный характер. Так, вместо рисунка стали изображаться лишь характерные детали, которые вырисовывались схематически. Шумеры писали слева направо, и поэтому рисунки пришлось поворачивать на $90$ градусов, и постепенно они приобрели вид горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так рисуночное письмо превратилось в клинопись.

Рисунок 1. Пример шумерской клинописи

Шумерское письмо содержит обозначения, которые читаются как целые слова. Шумерская клинопись, развитая аккадцами содержала более $600$ знаков.

В $XXIV$ в. до н. э. появились первые тексты, написанные на шумерском языке. Шумерская клинопись распространилась в Древней Сирии в конце XXV в. до н. э., а к середине II тысячелетия до н. э. по всей Передней Азии. Шумерскую письменность использовали эламиты, хурриты, хетты и даже одно время Египет.

Месопотамцы писали на глиняных табличках тростниковыми палочками, а царские и храмовые тексты выбивали на камне и металлических пластинах. В $I$ тысячелетии до н. э. ассирийцы и вавилоняне использовали для письма импортный папирус, и деревянные дощечки, покрытые воском.

Месопотамская литературная традиция

Шумерская литература была представлена большим количеством лирических произведений, поэм, легенд и эпических сказаний, пословиц, мифов и гимнов. Специфический жанр представляли произведения о гибели шумерских город от набегов племен.

Самым известным памятником эпического жанра шумерской литературы являются сказания о Гильгамеше, который, скорее всего, был реальной исторической личностью: он упоминается в царских списках как один из царей Первой династии Урука. Легенда о Гильгамеше рассказывает о небывалых приключениях отважного царя, который осмелился сравнятся с богами в силе и бессмертии, однако в конце эпоса убедился в невозможности бороться с ними.

Замечание 2

Интересными образчиками литературы Вавилонии служат произведения философского характера «Да прославлю я владыку мудрости» о подчинении достопочтенного страдальца непостижимой воле богов (конец $II$ тысячелетия до н. э.). Поэма «Вавилонская теодицея» (первая половина $XI$ в. до н. э.) рассказывающая о религиозно-философских идеях вавилонян; «Раб, повинуйся мне» (датируется X веком до н. э.) – диалог скучающего господина со своим рабом о превратностях судьбы.

Художественную и историческую ценность содержат также ассирийские анналы, повествующие о деяниях царей, природе и традициях завоеванных стран.

Искусство Древней Месопотамии

В становлении и развитии искусства Междуречья огромную роль сыграла шумерская художественная традиция: в $IV$ тысячелетии до н. э. ключевое место в искусстве занимала расписная керамика с геометрическим орнаментом, а в $III$ тысячелетии до н. э. бурно развивается резьба по камню, которая привела к возникновению глиптики (резьба по цветных и драгоценных камнях).

С превращением Месопотамии в единую централизованную державу в $XXIV-XXII$ вв. до н. э., в больших количествах создаются скульптуры, рельефы и барельефы, хорошо известна как пример скульптурная статуя Саргона. Основателя Аккадской династии.

В период правления $ІІІ$ династии Ура в $XXII-XXI$ вв. до н. э. памятники искусства становятся стереотипными и однообразными, и представлены в основном скульптурными портретами правителей, фресками с изображениями сцен повседневной дворцовой жизни, жертвоприношениями.

Во время существования Ассирийской державы в $VIII-VII$ вв. до н. э. искусство Месопотамии достигло своего расцвета. Это проявилось, прежде всего, в ассирийских рельефах, которыми облицовывали царские покои. На них были изображены сцены царской охоты, военные походы, захваты городов и крепостей, народы и племена, их антропологические особенности. Ассирийские мастера умело передавали пейзажные картины, зооморфные мотивы в настенной росписи, фресках.

Замечание 3

Отличительной чертой искусства Месопотамией стало монументальное строительство. Основными материалами для строительства был камень и кирпич-сырец. Среди наиболее значительных построек – храмовые и дворцовые комплексы. Культовые здания как правило, строились в каждом крупном городе, в виде горы, который символизировал место обитания бога, поэтому основной формой храма в Месопотамии стал зиккурат – многоступенчатая пирамида с самим зданием храма наверху.

Рисунок 2. Храм бога Мардука в Вавилоне (реконструкция)

Дворцы месопотамских правителей представляли ансамбль из парадных царских покоев и крепости. Огромное количество помещений предназначались не только для царской семьи, но и для свиты и прислуги, бытовых нужд и увеселений.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...