Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Развитие информационных технологий в музейном деле. Информационные технологии в работе школьного музея. Инновации современного музея

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.

Применение информационных технологий является неотъемлемой частью деятельности современного музея, требующей тщательного взаимодействия различных специалистов и имеющей большое количество преимуществ

Роль современного музея заключается не только в собирании и хранении коллекций и экспонатов. В настоящее время он представляет собой социально-культурный центр, который вместе с формированием фонда обеспечивает оптимальные условия для досуга и просвещения пользователей. Одной из особенностей данного учреждения культуры является применение передовых информационных технологий во всех сферах его деятельности.

О преимуществах применения современных информационных технологий в музее

Использование в музейном деле информационных технологий дает возможность решить множество проблем, касающихся повышения эффективности деятельности музея.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Введение подобных инноваций способствует усовершенствованию информационной деятельности.

Благодаря этому, сотрудники учреждения культуры создают базы музейных коллекций и предметов. Это значительно сокращает время поиска необходимых экспонатов и использования полученных результатов в научных, реставрационных, экспозиционных и других целях.

При этом отпадает необходимость по несколько раз дублировать одну и ту же информацию.

Создание автоматизированной информационной системы позволяет быстро вести учет необходимых документов и фиксировать передвижение экспонатов не только внутри музея, но и за его пределами.

Большую роль информационные технологии играют при проектировании .

Благодаря их применению, посетитель музея имеет возможность получить достаточно глубокие сведения о событиях, которым посвящена выставка.

А пользуясь электронным путеводителем, совершить виртуальную экскурсию по экспозиционным залам.

Кроме всего прочего, стоит отметить и другие полезные стороны применение информационных инноваций:

  • способствование активизации издательской деятельности музеев;
  • ускорение процесса публикации на электронных носителях научных и популярных изданий - каталогов, монографий, энциклопедий и других.

Если говорить о создании электронных публикаций, то для их создания, как правило, используются мультимедийные технологии двух видов - статичные и динамичные.

В качестве первых выступают CD-ROM и DVD. А ко второму виду относят публикации в интернете.

Большинство современных музеев имеют собственный сайт, что позволяет пользователям получить различную информацию о деятельности музея, например:

  • о составе музейного фонда и экспозициях;
  • о проведении новых выставок, конференций и других мероприятий;
  • о режиме работы учреждения;
  • об имеющихся в музее научных изданиях и так далее.

Необходимо отметить те преимущества, которые мультимедийное обеспечение дает для посетителей современного музея:

  1. свобода выбора;
  2. в игру или активное участие в представленных выставках;
  3. ориентация в пространстве музея;
  4. демонстрация явлений и процессов, которые довольно трудно наблюдать в реальной жизни.

Какие функции мультимедийных программ в музее

Во многих современных музеях при входе на экспозицию оборудованы информационные киоски с установленными в них различными мультимедийными программами.

Они выполняют целый ряд функций, среди которых стоит выделить следующие:

  • поисковые - посетитель музея может получить любую информацию, касающуюся состава экспозиции, принципов ее организации, представленных выставок и прочего;
  • гида по временной выставке или экспозиции - посетители могут воспользоваться аудио-визуальным сопровождением, которое обеспечивает понятный и интересный рассказ по той или иной теме, давая возможность лучше понять идею выставки;
  • инструмента для изучения коллекции или отдельных предметов музея- способствует визуальному восприятию той части коллекции, которая раньше никогда не была представлена всеобщему обозрению;
  • рассказчика - мультимедийная выставочная программа дополняет крупные выставки, предоставляя при этом посетителю интересный иллюстрированный рассказ о теме, идее и основных задачах выставки.

Мультимедийные системы могут быть установлены не только в форме информационного киоска.

Сегодня применяется большое разнообразие форм, включая специальные информационные зоны, мультимедийные инсталляции, музейные гиды и прочие.

Разработка эффективной для пользователей музейными услугами требует объединения усилий многих служб: научных работников, программистов, искусствоведов, социологов и других.

О работе «виртуальных» музеев

Широкое применение информационных технологий в деятельности музея позволяет создать так называемый «виртуальный» музей. Он предполагает использование зрительных образов тех реальных музейных предметов и коллекций, которые имеются в музее.

Такие образы можно получить, используя локальную базу данных или воспользовавшись современными средствами связи.

Для виртуальных музеев характерна такая черта как интерактивность. То есть каждый посетитель может самостоятельно выбрать виртуальный экспонат и рассмотреть все детали, поворачивая его в разные стороны, приближая или отдаляя на нужное расстояние.

Сделать это довольно легко. Стоит всего лишь «кликнуть» по выбранному изображению пальцем, как оно тут же появится крупным планом. То же самое необходимо сделать и при ознакомлении с той или иной информацией.

Такой подход к музейной деятельности привлекает внимание не только «продвинутых» пользователей более старшего возраста, но и подрастающего поколения. При этом налаживается довольно тесный контакт с посетителями, а также значительно расширяются возможности передачи информации.

Но все же не стоит забывать, что музей - это прежде всего представление пользователям реальных предметов. Поэтому информационные технологии, несмотря на их огромную пользу в развитии музейного дела, играют второстепенную роль. Заменить музейный фонд они не могут. Но вот их помощь посетителям в ознакомлении с экспозициями или ориентировании в музейном пространстве является неоценимой.

Какие проблемы использования информационных технологий в экспозициях

Вместе с преимуществами использования современных информационных технологий в , существуют и некоторые проблемы, например:

  • наличие мультимедиа может вызвать негативное отношение тех посетителей, которые не имеют высоких познаний в данной сфере, что в первую очередь касается людей старшего поколения;
  • насыщение музейного пространства мультимедиа в некоторых случаях отвлекает внимание пользователей от реальных объектов, представленных на выставке;
  • применение ИТ иногда приводит к тому, что посетители музея ведут себя «вразрез» с принятыми правилами и так далее.

Чтобы обеспечить успех применения современных информационных программ в экспозиции или выставке, перво-наперво необходимо понимать их преимущества и ограничения. Мультимедийные технологии должны взаимодействовать и дополнять друг друга.

Материал проверен экспертами Актион Культура

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


рисунком в ярком цветовом спектре колорита. По особенностям изображения выделяем несколько авторских почерков, по всей вероятности представляющих разные иконописные школы. Композиционные основы, иконометрия, символика линий, цвета и атрибутов претворялись в процессе создания произведения, имеющем значение обряда. Как и в иконописи, авторы не подписывали работ, поэтому памятники старокалмыцкого искусства в основном безымянны. Художник-иконописец «зурачи» или бурхан-ный мастер, имея духовный сан священнослужителя, рассматривался в первую очередь исполнителем иконографического канона.

Искусство буддизма,адаптируясь в процессе многостороннего культурного

Примечания

взаимодействия, претерпевает трансформацию, а затем деформацию под влиянием этнической культуры ойратов-калмы-ков. Исторический процесс можно обозначить адаптацией канона в инокультур-ной среде, выражавшейся в этнических особенностях его воспроизведения. Стадиальный статус соотносимых систем определяет сложное многоуровневое взаимодействие традиции и инновации в формировании и развитии старокалмыцкого искусства. Последнее нужно рассматривать как «исторически детерминированный способ видения и упорядочения мира» (5, с. 105), во многом обусловливающий процесс стилеобразования художественной формы искусства буддизма.

1. Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук был создан как научное подразделение института по рекомендации Исторического отделения РАН Музейному Совету РАН в 2001 году и финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

2. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. - Элиста, 1991; Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX вв.: Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005.

3. СГОКМ - Ставропольский государственный объединенный музей имени Г.К. Праве; НМИДК - Новочеркасский музей истории донского казачества.

4. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца. Монго-ло-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма // Abstrakts ofthe 8th International Congress of Mongolists, 5-11 August 2002. - Ulaanbaatar, 2002.

5. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

Ю.Э. Комлев

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Способности организовать эффективную деятельность музея XXI века с применением современных компьютерных технологий относятся к числу базовых умений музейного работника и актуальному направлению в музейной работе.

Развитие компьютерной техники, ее внедрение в социальную практику, происходящие в результате этого изменения деятельности и психологии человека, общества - все это составляет суть процесса компьютеризации, играющего ключевую роль в становлении общества информационного типа. Благодаря изобретению и быстрому совершенствованию электронно-вычислительной техники стали воплощаться многие планы, связанные с развитием художественной, информационной, научной, коммуникационной деятельности музея.

По мнению специалистов в области компьютеризации культуры, компьютер осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства, а также как еще один перспективный инструмент для всех областей профессиональной деятельности (1).

Некоторые представители точных наук считают информацию всеобщим свойством материального мира, и тогда под ней понимается сумма всех сведений, получаемых человеком об окружающем мире. Таким образом, субъектом информационных технологий является человек, который использует эту информацию. Естественно, что качество информации зависит и от механизмов

передачи, и от технологий, в которых она используется человеком, когда он ее воспринимает и обрабатывает.

Непременная установка на прогресс и инновацию заложена в самой логике развития технологий, она позитивно и стимулирующе воздействует на культуру и на всех, кто активно обращается к их услугам.

Появление в жизни музеев компьютеров, способных в короткое время производить огромное количество операций, актуализировало проблему использования исторических знаний, тем более, что информационные технологии дают возможность более обширно осуществлять сбор, хранение, распространение и обработку музейной информации. Свойство интерактивности в музее присуще и мультимедийному ресурсу, что также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным музейным процессом. Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание музея при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Сформировавшийся в последние годы в науке и различных областях практической деятельности музеев информационный подход учитывает не только количественные показатели (объем) музейной информации, но и качественную ее сторону, для определения которой используется понятие «ценность информации», являющееся основным критерием ее отбора в музей.

По мнению Б.А. Столярова, который является автором первого отечественного учебника «Музейная педагогика: история, теория, практика», в качественном аспекте информация подразделяется следующим образом:

Статистическая - характеризуется только количеством информации;

Семантическая - отображает смысл сообщений с учетом контекстов содержания;

Прагматическая - характеризуется ценностью, содержание которой обогащается вероятностью достижения целей рассматриваемой системы;

Эстетическая - связана с эмоциональной реакцией на сообщение, то есть учитывает субъективное восприятие гармонии и красоты объекта, являющегося источником информации.

В рамках рассматриваемого подхода целевая функция музея и культуры определяется как передача информации об истории и искусстве, процесс которой имеет две формы:

Динамическую - информация передает-сяспомощью сигналов (речь, звуки, музыка);

Структурную - музейные предметы, экспозиция, CD и др. При этом структурная информация может преобразовываться в динамическую (воспроизведение музыки или видеофильма, чтение текста) (2).

Увеличение информации в деятельности музеев происходит с увеличением используемых художником, экспозиционером разнообразных языковых средств, а также благодаря оснащению музеев цифровой техникой, влияющей на все стороны музейной деятельности.

Культура и искусство как информационные, социальные и личностные феномены неотделимы от музея и воспринимающего зрителя. Любые взаимодействия, личные и опосредованные контакты, восприятие музейных памятников, обсуждение экспозиции - все это различные формы передачи информации, равно как и создание новой выставки или экспозиции - это тоже информационный процесс, в результате которого генерируется информация.

Коммуникационные потоки музея представлены на рис. 1.

Внешние коммуникации

Музей < >

< !> внутренние коммуникации

Рис. 1. Внешние коммуникации

Сегодня трудно представить современный музей, который не использует интернет и мультимедийные технологии (3). Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий в музее является их способность не только производить некий предназначенный для употребления культурный продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представление о самом себе. Эту антропологическую

функцию информационные технологии в сфере культуры способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его культурного осмысления.

Более того, масштаб распространения информационных технологий в музейной деятельности углубляет процесс глобализации и самым серьезным образом влияет на характер культурной жизни общества, открывая широкие возможности для постижения традиционной культуры и создания новых ее форм. При этом следует помнить, что виртуальные реальности музея являются лишь средством моделирования возможных решений, но не заменяют подлинной жизни, равно как и подлинныхпроизведений искусства. Таким образом, речь идет о характере взаимодействия между носителями традиционной и информационной культур.

Формирование этого взаимодействия отражается в педагогической коммуникации музея, так как музей на протяжении своего исторического развития аккумулирует различные формы работы с людьми - такие, как общение, беседа, диалог, лекция и др. С помощью информационных технологий музей в состоянии предоставить потенциальным посетителям информацию по:

О коллекциях и наиболее значительных памятниках музея, наделенных сопроводительной текстовой информацией общего характера;

О формах и содержаниях социально-культурной деятельности музея (новые выставки, образовательные программы, циклы экскурсий и лекций, работа клубов, студий и др.).

Информацию, которую получаетпотре-битель и которая включает его в среду музея, можно назвать внешней. Она имеет расширительный характер за пределами музея и обогащается сведениями по истории создания музейных предметов. В качестве изначального визуального источника главным является сам памятник, а его воспроизведение может быть помещено на специальных электронных носителях. Но в данном случае возникает проблема естественной материальности подлинника, т.е. материал, форма, цвет и другое. И при помощи компьютера и грамотного специалиста возможно размыть эту материальность, трансформировав устойчивое восприятие подлинного музейного проекта, например археологического или этнографического памятника.

Таким образом, на основе электронной презентации музейных коллекций и музейных образовательных проектов у потребителя формируется:

Представление о мировом музейном фонде, что дает возможность представить коллекцию конкретного музея в более широком контексте;

Представления и взгляды о мировой истории и истории конкретного региона;

Отношение к художественному и народному творчеству;

Компьютерная и визуальная грамотность;

Пространственное и логическое мышление и т.д.

Положительные Отрицательные

1. При помощи компьютера посетитель больше информации может получить и обработать. 1. Нарушается активное взаимодействие посетителей музея с музейными сотрудниками и предметами.

2. Используя информационные технологии возможно более детальное рассмотрение и изучение памятников. 2. Отсутствует предварительный настрой и подготовка посетителя в общении с музейной средой.

3. Предоставляется возможность анализа и сравнения в визуальном и компьютерном восприятии предметов. 3. Затрудняется эмоциональная передача музейной информации.

Таблица 1. Влияние компьютерных технологий в музее

При внедрении новейших технологий в деятельность музея необходимо учитывать, что «выбор технологий решающим образом формирует культурные стили будущего», тем самым использование и создание электронных носителей актуально использовать в работе музея (4, с. 475).

Например, музей В. Ван-Гога в Амстердаме, очень эффективно использует в своем экспозиционном пространстве компьютерные технологии, что не только позволяет расширить информационный потенциал музея, но и помогает посетителям музея более ярко и полно коммуницировать с музейным пространством, в результате чего общение посетителя с музеем становится более активным, запоминающимся и более длительным.

Однако можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты использования компьютерных технологий в музее (см. табл. 1).

Сегодня музеи особенно активно стали внедрять в свою повседневную работу современные информационно-коммуникационные центры. Такая форма работы с посетителями позволяет, например:

Организовать детский компьютерный сектор, который обеспечит доступ к лучшим сайтам музеев России и мира, а также другим Интернет-ресурсам;

Начать работу над созданием музейной медиатеки, куда войдут издания музеев на бумажных и электронных носителях;

Организовать интерактивный кинотеатр, где будут демонстрироваться мультимедийные образовательные программы, которые дополнят школьную общеобразовательную программу по биологии, истории, литературе, искусству и др. (данные материалы разработаны Федеральным агентством по образованию ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр», сотрудниками издательства «Большая Российская энциклопедия», «Центр ПИК»).

По нашему мнению, такие детские информационно-образовательные центры вызовут большой интерес у жителей России, что позволит привлечь новых посетителей в музей. Таким образом, данный центр будет служить более эффективному взаимодействию музея и школы, а также расширит представления пользователей о музейном пространстве и музейных коллекциях.

В целом использование современных технологий ставит своей целью не заменить общение с музеем, а организовать более качественную и эффективную коммуникацию посетителей с культурными ценностями. По мнению английского исследователя

С. Кина, «музей будущего будет по преимуществу динамической структурой, или опытом, идущим навстречу сообществам и призванным служить во множестве пространств». Действительно, мысль о том, что коллекции играют главенствующую роль в музее, отходит на второй план по мере того, как значение предмета и его историческое прошлое получают все большую значимость, необходимость более глобального подхода к собранию культур, включая как нематериальный, так и материальный. Цифровые технологии отвечают этой задаче, так как концептуально музеи будут представлять собой скорее коллекции знаний, нежели произведений (5, с. 19).

Итак, подведем некоторые итоги, информационная политика музея должна охватывать вопросы интеллектуальной собственности, соблюдения Закона о защите данных (для соответствующей страны) или других аналогичных актов и позицию администрации музея относительно участия в совместных базах данных или других способах распространения музейной информации, особенно изобразительной. Переход к цифровому представлению информации, в том числе и изобразительной, кореннымобразомменяетнаше представление о возможностях репродуцирования. Практические вопросы, связанные с открытием доступа, по крайней мере, к некоторым областям музейных баз данных и сконтролем этогодоступа (если такой контроль возможен или желателен), обсуждаются в настоящее время очень широко. Расширение доступа публики к собраниям музеев, конечно, следует приветствовать, но в связи с ним возникает и риск недобросовестного использования изображений, нарушения авторского права или потери возможного дохода, сейчас или в будущем. Особенно серьезные трудности возникают у музеев современного искусства, поскольку живые и здравствующие художники могут потребовать у них своей доли прибыли от распространения информации или изображений.

Информационная политика должна ясно выражать обязательства музея по ведению точной и всеобъемлющей документации по его собранию, по бессрочному хранению всей необходимой информации и обеспечению доступа к ней, а также по обеспечению приемлемого для данного музея доступа публики к музейной информации. Какая-то информация (например, о стоимости различных объектов хранения и страховых суммах) должна, как и прежде, оставаться конфиденциальной, однако значительные объемы информации другого рода

теперь можно открыть не только исследователям, но и широкой публике, причем не обязательно при личном посещении музея, но и при распространении этой информации с помощью видеокассет, видеодисков, CD-ROM или через Интернет. Стремительно меняются и характер знаний о собраниях (они перестают быть прерогативой хранителей и работников отдела учета и оказываются в принципе доступны каждому), и способы обнародования и распространения этих знаний, так что информационную политику, вероятно, придется постоянно пересматривать по мере возникновения новых технологий, законодательства и развития международного обмена информацией.

Доступ публики к музейной документации и информации - расширяющаяся область применения компьютеров в музее. Все более привлекательным для музеев становится открытое хранение: заинтересованный посетитель может получить доступ к информации каталога о данном объекте с помощью упрощенной клавиатуры или монитора с сенсорным экраном. Объем информации, которая такимобразом становится доступной посетителю, значительно больше того, что можно сообщить посредством подписей, текстов и схем, обычно используемых на тематических или художественных выставках. Мультимедийные программы особенно оживляют данные каталога, привлекая к нему внимание посетителей самого разногоуровня осведомленности в предмете. Приобретя видеодиски или CD-ROM с этой информацией можно работать, не выходя из дома, а Интернет открывает еще более широкие возможности.

Будущее музейной документации и музейных информационных систем представляется весьма многообещающим, хотя и несколько неопределенным. За последние годы в этой области уже произошли существенные и быстрые изменения, темп которых, как ожидается, будет и дальше нарастать. Информационные системыпозволяют создавать музейной базе данных захватывающе интересный для пользователей интерфейс. Разрабатываются и осуществляются «виртуальные

выставки», быстро растут возможности дос-тупак данными изображениямсперсональ-ных компьютеров. Меняется сама природа музея как общественного института. Но желание увидеть «подлинную вещь» тоже не ослабевает. Руководителям музеев придется постоянно следить за новыми возможностями - и опасностями - разворачивающейся на наших глазах эпохи цифровой информации.

Несомненными плюсами компьютеризации процесса в коммуникационной сфере музея можно считать:

Создание моделей поиска и оценки музейной информации, позволяющих собрать достаточно большое количество данных об аудиториях, артефактах и средствах массовой коммуникации;

Возможность сведения полученных данных в вариантные построения по использованию тех или иных сочетаний средств массовой коммуникации;

Возможность оценки эффективности и стоимости различных каналов и музейной коммуникации;

Возможность систематического отбора и преобразования данных, а также их тестирования без использования реальных ресурсов;

Учет различных непредвиденных обстоятельств.

Также необходимо отметить, что интернет-технологии позволяют менеджеру, работающему в коммуникационной сфере, существенно сократить временные затраты на подготовку бизнес-плана, а также совершенствуют процесс обработки и архивирования музейной информации. Компьютеризация в му-зеене только расширила технологические возможности, но и перевела сущность музейных коммуникаций в новое, более высокое качество общения. Все известные до этого факторы ограничения - проблемы скорости передачи музейной информации, доступности, массовости, интерактивности, достоверности и другие - либо существенно снизили порог ограничения, либо, напротив, приобрели характеристики информационного преимущества перед другими учреждениями культуры.

Примечания

1. Канстельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ., под ред. О.И. Шкаратака. М.: ГУВШЭ, 2000. 630 с.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 340 с.

3. Скибб Л. Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат А. М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. 352 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

5. Кин С. Будущее музея в эру цифровых технологий // Информационный бюллетень ИКОМ России. М., 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...