Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Глюк годы жизни. Глюк Кристоф Виллибальд - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Принципы оперной реформы

Глюк Кристоф Виллибальд (Gluck, Christoph Willibald) (1714-1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа.

В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684-1742).

В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж. Б.Саммартини (1698-1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse).

Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т. е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж. Ф. Рамо (1683-1764) и высоко оценил их.

В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, — пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат.

Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио.

Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684-1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760.

В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался — «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L’Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dupe).

Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, — поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г. Анджоли.

Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) — первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме.

В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphigenie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет.

За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы — Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphigenie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772-1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787.

Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.

ГЛЮК, КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (Gluck, Christoph Willibald) (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684–1742).

В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (1698–1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse). Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф.Рамо (1683–1764) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684–1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L"Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dup). Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, – поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) – первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphignie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет. За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы – Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphignie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787.

Кристоф Виллибальд фон Глюк – музыкальный гений, чьё творчество в истории мировой музыкальной культуры трудно переоценить. Его реформаторскую деятельность можно назвать революцией перевернувшей прежние устои, существовавшие в оперном искусстве. Создав новый оперный стиль, он определил дальнейшее развитие европейского оперного искусства и оказал весомое влияние на творчество таких музыкальных гениев как Л. Бетховен , Г. Берлиоз и Р. Вагнер .

Краткую биографию Кристофа Виллибальда Глюка и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глюка

В 1714 году 2 июля в семье Александра Глюка и его жены Марии, проживающих в местечке Эрасбах, расположенном недалеко от баварского города Берхинг, произошло радостное событие: на свет появился мальчик – первенец, которому счастливые родители дали имя Кристоф Виллибальд. Старшему Глюку, который по молодости служил в армии, а затем выбрал себе в качестве основного занятия работу лесничего, поначалу не везло с трудоустройством, и по этой причине всему семейству приходилось часто переезжать, меняя место жительство, пока в 1717 году не довелось перебраться в чешскую Богемию.


Биография Глюка гласит, что уже с раннего возраста родители стали замечать у своего сына Кристофа особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов. Александр был категорически против подобного увлечения мальчика, так как в его помыслах первенец должен был продолжать семейное дело. Едва Кристоф подрос, отец стал привлекать его к своей работе, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в иезуитский колледж в чешском городе Хомутов. В учебном заведении Кристоф осваивал латинский и греческий языки, а также изучал античную литературу, историю, математику, естествознание. Помимо основных предметов он с увлечением овладевал музыкальными инструментами: скрипкой , виолончелью , фортепиано, органом и, имея хороший голос, пел в хоре церкви. В колледже Глюк обучался более пяти лет и, несмотря на то, что родители с нетерпением ждали возвращение сына домой, юноша наперекор их воле решил продолжить своё образование.


В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костёла Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретённые от выдающегося маэстро.


Начало творческой деятельности

В Праге молодой человек прожил всего два года, после примирения с отцом он был представлен князю Филиппу фон Лобковицу (у него Глюк-старший в то время состоял на службе). Знатный вельможа, по достоинству оценив музыкальный профессионализм Кристофа, сделал ему предложение, от которого юноша не мог отказаться. В 1736 году Глюк становится певчим в капелле и камер-музыкантом в венском дворце князя Лобковиц.

В жизни Кристофа начался новый период, который можно обозначить как начало его творческого пути. Несмотря на то, что австрийская столица всегда привлекала молодого человека, так как здесь царила особая музыкальная атмосфера, пребывание его в Вене было не долгим. В один из вечеров во дворец князей Лобковиц был приглашён итальянский магнат и меценат А. Мельци. Восхищённый талантом Глюка, граф предложил юноше поехать в Милан и занять должность камер-музыканта в его домашней капелле. Князь Лобковиц, будучи настоящим ценителем искусства, не только согласился с этим намерением, но и поддержал его. Уже в 1937 году Кристоф в Милане приступил к исполнению обязанностей в своей новой должности. Время, проведённое в Италии было для Глюка весьма плодотворным. Он познакомился, а затем и сдружился с видным итальянским композитором Джованни Саммартини, в течение четырёх лет так результативно преподававшим Кристофу композицию, что к концу 1741 года музыкальное образование молодого человека можно было считать полностью завершённым. Этот год в жизни Глюка стал очень важным ещё и потому, что отмечен началом его композиторской карьеры. Именно тогда Кристоф написал свою первую оперу «Артаксеркс», премьера которой успешно прошла в миланском придворном театре «Реджио-Дукаль» и принесла молодому композитору признание, повлёкшее за собой заказы на музыкальные спектакли от театров разных итальянских городов: Турина, Венеции, Кремоны и Милана.

У Кристофа началась активная композиторская жизнь. За четыре года он написал десять опер, постановки которых имели успех и принесли ему признание искушённой итальянской публики. Известность Глюка росла с каждой новой премьерой и теперь ему начали поступать творческие предложения из других стран. Например, в 1745 году лорд Милдрон – управляющий итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет», пригласил композитора посетить английскую столицу, чтобы и лондонская публика смогла познакомиться с произведениями маэстро, который приобрёл в Италии большую популярность. Эта поездка стала очень важной для Глюка, так как оказала значительное влияние на его дальнейшее творчество. Кристоф в Лондоне познакомился с Генделем , в то время являвшимся самым популярным оперным композитором, и впервые послушал его монументальные оратории, которые произвели на Глюка сильное впечатление. Согласно контракту с лондонским Королевским театром Глюк предоставил на суд публики два пастиччо: «Падение гигантов» и «Артамена», однако оба спектакля большого успеха у английских меломанов не имели.

После гастролей в Англии творческое турне Глюка продолжалось ещё шесть лет. Занимая должность капельмейстера оперной труппы итальянцев Минготти, он разъезжал по городам Европы, где не только ставил, но и сочинял новые оперы. Его имя постепенно приобретало всё большую известность в таких городах, как Гамбург, Дрезден, Копенгаген, Неаполь и Прага. Здесь он знакомился с интересными творческими людьми и обогащал свой запас музыкальных впечатлений. В Дрездене в 1749 году Глюк поставил вновь написанный музыкальный спектакль «Свадьба Геракла и Гебы», а в Вене в 1748 году к открытию реконструированного «Бургтеатра» сочинил ещё одну новую оперу под названием «Узнанная Семирамида». Пышное великолепие премьеры, приуроченной ко дню рождению жены императора Марии Терезии и прошедшей с большим успехом, положила начало череде последующих венских триумфов композитора. В этот же период и в личной жизни Кристофа наметились хорошие перемены. Он познакомился с очаровательной девушкой Марией Пергин, с которой через два года вступил в законный брак.

В 1751 году композитор принимает предложение от антрепренёра Джованни Локателли стать капельмейстером его труппы, а, кроме того, получает заказ на создание новой оперы «Эцио». После постановки этого музыкального спектакля в Праге Глюк в 1752 году отправляется в Неаполь, где вскоре в театре «Сан Карло» успешно прошла премьера следующей новой оперы Глюка «Милосердие Тита».


Венский период

Изменившееся семейное положение заставило Кристофа задуматься о постоянном месте жительства и, несомненно, выбор пал на Вену – город, с которым композитора связывало очень многое. В 1752 году австрийская столица приняла Глюка, тогда был уже признанного мастера итальянской оперы – seria, с большим радушием. После того, как принц Йозеф Саксен-Гильдбурггаузенский, большой любитель музыки, предложил маэстро занять должность капельмейстера, имеющегося при его дворце оркестра, Кристоф еженедельно стал устраивать «академии», так назывались концерты, которые вскоре стали настолько популярными, что самые именитые солисты и вокалисты считали для себя почётным получить приглашение выступить на таком мероприятии. В 1754 году композитор занял ещё одну солидную должность: управляющий театрами Вены граф Джакомо Дураццо назначил его капельмейстером оперной труппы в Придворном «Бургтеатре».


Жизнь Глюка в этот период была очень напряжённой: помимо активной концертной деятельности он много времени уделял созданию новых произведений, сочиняя не только оперную, но и театральную и академическую музыку. Однако в этот период, интенсивно работая над операми-seria, композитор начал постепенно разочаровываться в этом жанре. Его не устраивало то, что музыка совсем не подчинялась драматическому действию, а лишь помогала демонстрировать певцам их вокальное искусство. Такая неудовлетворённость вынуждала Глюка обращаться к другим жанрам, например, по совету графа Дураццо, выписавшего из Парижа несколько сценариев, он сочинил ряд французских комических опер, а также несколько балетов, среди которых его знаменитый «Дон Жуан». Этот хореографический спектакль, созданный композитором в 1761 году в творческом содружестве с выдающимися итальянцами - либреттистом Р. Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини, стал предвестником последующих преобразований Глюка в оперном искусстве. Уже спустя год в Вене успешно прошла премьера оперы «Орфей и Эвридика» , которая до сих пор считается лучшим реформаторским музыкальным спектаклем композитора. Начало нового периода в развитии музыкального театра Глюк подтвердил ещё двумя операми: «Альцестой», представленной в австрийской столице в 1767 году и «Парисом и Еленой», написанной в 1770 году. К сожалению обе эти оперы должного признания у венской публики не нашли.

Париж и последние годы жизни


В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Он уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры. Время, проведённое Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Н. Пиччинни – талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу. Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену, из которой до конца своих дней больше не выезжал и где скончался в 1787 году 15 ноября.



Интересные факты о Кристофе Виллибальде Глюке

  • Заслуги Глюка в области музыкального искусства всегда достойно оплачивались. Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, ставшая королевой Франции, щедро вознаградила композитора за оперы «Орфей и Эвридика» и «Ифигения в Авлиде»: за каждую он получил в дар по 20 тысяч ливров. А мать Марии-Антуанетты - австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия, возвела маэстро в звание «Действительного императорского и королевского композитора» с ежегодным вознаграждением в 2 тысячи гульденов.
  • Особым знаком высокого почитания музыкальных достижений композитора было посвящение его в рыцари и вручение ему Ордена «Золотой шпоры» Римским Папой Бенедиктом XIV. Эта награда далась Глюку очень нелегко и связана она с заказом римского театра «Арджентина». Композитор написал оперу «Антигона», которая к счастью для него очень понравилась искушённой публике итальянской столицы. Результатом такого успеха и стала высокая награда, после обладания которой маэстро стали называть не иначе как «Кавалер Глюк».
  • Своему первому литературному сочинению, посвящённому музыке и музыкантам, замечательный немецкий писатель-романтик и композитор Эрнст Теодор Вильгельм Гофман не случайно дал название «Кавалер Глюк». Этот поэтический рассказ, повествует о неизвестном немецком музыканте, который представляется Глюком и считает себя хранителем бесценного наследия оставленного великим маэстро. В новелле он как бы является живым воплощением Глюка, его гениальности и бессмертия.
  • Кристоф Виллибальд Глюк оставил потомкам богатое творческое наследие. Он писал произведения в различных жанрах, но предпочтение отдавал опере. Искусствоведы до сих пор спорят о том, какое количество опер вышло из-под пера композитора, но некоторые источники указывают, что их было больше сотни.
  • Джованни Баттиста Локателли – антрепренёр, с труппой которого Глюк в 1751 году в Праге работал капельмейстером, внёс весомый вклад и в формирование русской музыкальной культуры. В 1757 году, прибыв в Петербург со своей труппой по приглашению императрицы Елизаветы I, Локателли стал организовывать театрализованные представления для государыни и её приближённых. И в результате такой деятельности его труппа вошла в состав русских театров.
  • Во время своего гастрольного турне в Лондон Глюк познакомился с выдающимся английским композитором Генделем, о творчестве которого высказывался с большим восхищением. Однако сочинения Глюка совершенно не понравились гениальному англичанину, и он с пренебрежением высказал о них своё мнение при всех заявив, что его повар лучше, нежели Глюк разбирается в контрапункте.
  • Глюк был очень одарённым человеком, который не только талантливо сочинял музыку, но также пробовал себя в изобретении музыкальных инструментов.


  • Известен тот факт, что во время гастролей по туманному Альбиону композитор на одном из концертов исполнял музыкальные произведения на стеклянной гармонике своей собственной конструкции. Инструмент был весьма своеобразен, а его оригинальность заключалась в том, что он представлял собой 26 рюмок, каждая из которых при помощи определённого количества воды была настроена на определённый тон.
  • Из биографии Глюка мы узнаём, что Кристоф был весьма везучим человеком и причём не только в творчестве, но и в личной жизни. В 1748 году композитор, которому в то время исполнилось 34 года, работая в Вене над оперой «Узнанная Семирамида» познакомился с дочерью богатого венского коммерсанта, шестнадцатилетней Марианной Пергин. Между композитором и девушкой зародилось искреннее чувство, которое закрепилось венчанием, состоявшимся в сентябре 1750 года. Брак Глюка и Марианны, несмотря на то, что у них не было детей, был очень счастливым. Молодая жена, окружая супруга любовью и заботой, сопровождала его во всех гастрольных поездках, а унаследованное после смерти её отца внушительное состояние позволило Глюку заниматься творчеством не задумываясь о материальном благосостоянии.
  • У маэстро было много учеников, но как считал сам композитор, самым лучшим из них был знаменитый Антонио Сальери.

Творчество Глюка


Всё творчество Глюка сыграло очень важную роль в развитии мирового оперного искусства. В музыкальной драматургии он создал совершенно новый стиль и внедрил в него все свои эстетические идеалы и формы музыкального выражения. Считается, что как композитор Глюк начал свою карьеру довольно поздно: маэстро было двадцать семь лет, когда он написал свою первую оперу «Артаксеркс». В таком возрасте иные музыкальные сочинители (его современники) уже успевали приобрести известность во всех европейских странах, правда затем Глюк так много и усердно сочинял, что оставил потомком весьма богатое творческое наследие. Сколько всего опер написал композитор, сегодня точно никто сказать не может, сведения очень разнятся, но его немецкие биографы предлагают нам список из 50 произведений.

Помимо опер в творческом багаже композитора мы встречаем 9 балетов, а также инструментальные произведения, такие как концерт для флейты, трио-сонаты для дуэта скрипок и баса, несколько небольших симфоний, которые больше похожи на увертюры.

Из вокальных сочинений наиболее популярными являются произведение для хора и оркестра «Dе profundis clamavi», а также оды и песни на слова современника композитора, популярного поэта Ф.Г. Клопштока.

Биографы Глюка весь творческий путь композитора условно делят на три этапа. Первый период , который называют дореформаторским, начался с сочинения в 1741 году оперы «Артаксеркс» и продолжался двадцать лет. Из-под пера Глюка за это время вышли такие произведения, как «Деметрий», «Демофонт», «Тигран», «Добродетель торжествует над любовью и ненавистью», «Софонисба», «Мнимая рабыня», «Гиперместра», «Поро», «Ипполит». Значительная часть первых музыкальных спектаклей композитора были сочинены на тексты прославленного итальянского драматурга Пьетро Метастазио. В этих произведениях в полной мере ещё не было раскрыто всё дарование композитора, хотя они и имели большой успех у зрителей. К большому сожалению, первые оперы Глюка до настоящего времени полностью не сохранились, из них до нас дошли лишь небольшие эпизоды.

Далее композитор создал много разножанровых опер, среди которых произведения в стиле итальянской оперы-seria: «Узнанная Семирамида», «Свадьба Геракла и Эбы», «Эцио», «Распря богов», «Милосердие Тита», «Иссипиле», «Китаянки», «Сельская любовь», «Оправданная невинность», «Король-пастух»,«Антигона» и другие. Помимо этого, он с удовольствием писал музыку в жанре французской музыкальной комедии - это музыкальные спектакли «Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Дьявольская свадьба», «Осажденная Цитера», « Обманутый опекун», «Исправленный пьяница», «Одураченный Кади».

Согласно биографии Глюка, следующий этап творческого пути композитора, имеющий название «венский реформаторский», продолжался восемь лет: с 1762 до 1770 года. Этот период был очень значимым в жизни Глюка, так как в числе десяти опер, написанных это время, он создал первые реформаторские оперы: «Орфей и Эвридика», «Альцеста» и «Парис и Елена». Свои оперные преобразования композитор продолжил и в дальнейшем, живя и работая в Париже. Там он написал последние свои музыкальные спектакли «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Освобожденный Иерусалим», «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс».

Оперная реформа Глюка

Глюк вошёл во всемирную историю музыки как выдающийся композитор, осуществивший в XVIII веке существенные преобразования в оперном искусстве, которые оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейского музыкального театра. Основные положения его реформы сводятся к тому, что все компоненты оперного спектакля: сольное пение, хор, оркестр и балетные номера, должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, то есть как можно полнее раскрывать драматическое содержание произведения. Суть преобразований заключалась в следующем:

  • Чтобы ярче раскрывать чувства и переживания героев, музыка и поэзия должны быть неразрывно связаны между собой,
  • Ария – это не концертный номер, в котором певец стремился показать свою вокальную технику, а воплощение чувств, высказываемое и выражаемое тем или иным героем драмы. Техника пения естественная, без виртуозных излишеств.
  • Оперные речитативы, чтобы действие не казалось прерванным, не должны быть сухими. Различие между ними и ариями необходимо делать более смягчёнными
  • Увертюра является прологом - предисловием к действию, которое будет разворачиваться на сцене. В ней музыкальным языком следует сделать вступительный обзор содержания произведения.
  • Роль оркестра значительно увеличена. Он активно участвует в характеристике героев, а так же в развитии всего происходящего действия.
  • Активным участником событий, свершающихся на сцене, становится хор. Это как голос народа, который очень чутко реагирует на случившееся.

Кристоф Виллибальд фон Глюк – выдающийся композитор, вошедший в историю мировой музыкальной культуры как великий оперный реформатор. Музыка, написанная гениальным маэстро два с половиной века назад, и сегодня пленяет слушателей необычайной возвышенностью и экспрессивностью, а его оперы входят в репертуар крупнейших музыкальных театров по всему миру.

Видео: смотреть фильм о Кристофе Глюке

И, поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, ушёл из дома, в 1731 году оказался в Праге и некоторое время учился в Пражском университете , где слушал лекции по логике и математике, зарабатывая на жизнь музицированием . Скрипач и виолончелист , обладавший к тому же неплохими вокальными данными, Глюк пел в хоре собора св. Якуба и играл в оркестре под управлением крупнейшего чешского композитора и музыкального теоретика Богуслава Черногорского , иногда отправлялся в окрестности Праги, где выступал перед крестьянами и ремесленниками .

Глюк обратил на себя внимание князя Филиппа фон Лобковица и в 1735 году был приглашён в его венский дом в качестве камер-музыканта; по-видимому, в доме Лобковица его услышал итальянский аристократ А. Мельци и пригласил в свою частную капеллу , - в 1736 или в 1737 году Глюк оказался в Милане . В Италии, на родине оперы, он получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; композицию при этом изучал под руководством Джованни Саммартини , композитора не столько оперного, сколько симфонического; но именно под его руководством, как пишет С. Рыцарев, Глюк овладел «„скромным“, но уверенным гомофонным письмом », уже вполне утвердившимся в итальянской опере, в то время как в Вене ещё господствовала полифоническая традиция .

В декабре 1741 года в Милане состоялась премьера первой оперы Глюка - оперы-сериа «Артаксеркс» на либретто Пьетро Метастазио . В «Артаксерксе», как и во всех ранних операх Глюка, ещё заметно было подражание Саммартини, тем не менее он имел успех, который повлёк за собой заказы из разных городов Италии, и в следующие четыре года были созданы не менее успешные оперы-сериа «Деметрий», «Пор», «Демофонт», «Гипермнестра » и другие .

Осенью 1745 года Глюк отправился в Лондон , откуда он получил заказ на две оперы, но уже весной следующего года покинул английскую столицу и вступил в качестве второго дирижёра в итальянскую оперную труппу братьев Минготти, с которой в течение пяти лет гастролировал по Европе . В 1751 году в Праге он покинул Минготти ради поста капельмейстера в труппе Джованни Локателли , а в декабре 1752 года поселился в Вене . Став капельмейстером оркестра принца Иосифа Саксен-Гильдбурггаузенского , Глюк руководил его еженедельными концертами - «академиями», в которых исполнял как чужие сочинения, так и собственные. По свидетельствам современников, Глюк был и выдающимся оперным дирижёром и хорошо знал особенности балетного искусства .

В поисках музыкальной драмы

В 1754 году, по предложению управляющего венскими театрами графа Дж. Дураццо, Глюк был назначен дирижёром и композитором Придворной оперы . В Вене, постепенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа - «опере-арии», в которой красота мелодии и пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн, - он обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.) и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Г. Анджолини балет-пантомима «Дон Жуан» (по пьесе Ж.-Б. Мольера), настоящая хореографическая драма, стал первым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую .

В своих исканиях Глюк находил поддержку у главного интенданта оперы графа Дураццо и его соотечественника поэта и драматурга Раньери де Кальцабиджи , написавшего либретто «Дон Жуана». Следующим шагом в направлении музыкальной драмы стала их новая совместная работа - опера «Орфей и Эвридика », в первой редакции поставленная в Вене 15 октября 1762 года . Под пером Кальцабиджи древнегреческий миф превратился в античную драму, в полном соответствии со вкусами того времени; однако ни в Вене, ни в других городах Европы опера не имела успеха у публики .

Необходимость реформирования оперы-сериа, пишет С. Рыцарев, диктовалась объективными признаками её кризиса. При этом приходилось преодолевать «вековую и невероятно сильную традицию оперы-зрелища, музыкального спектакля с прочно устоявшимся разделением функций поэзии и музыки» . Кроме того, для оперы-сериа была характерна драматургия статики; обоснованием ей служила «теория аффектов », предполагавшая для каждого эмоционального состояния - печали, радости, гнева и т. д. - использование определённых средств музыкальной выразительности, установленных теоретиками, и не допускавшая индивидуализации переживаний . Превращение стереотипности в ценностный критерий породило в первой половине XVIII века, с одной стороны, безбрежное количество опер, с другой - их очень короткую жизнь на сцене, в среднем от 3 до 5 представлений .

Глюк в своих реформаторских операх, пишет С. Рыцарев, «заставил музыку „работать“ на драму не в отдельные моменты спектакля, что часто встречалось в современной ему опере, а на всём его протяжении. Оркестровые средства приобрели действенность, тайный смысл, стали контрапунктировать развитию событий на сцене. Гибкая, динамичная смена речитатива, арии, балетных и хоровых эпизодов сложилась в музыкальную и сюжетную событийность, влекущую за собой непосредственное эмоциональное переживание» .

Поиски в этом направлении вели и другие композиторы, в том числе в жанре комической оперы, итальянской и французской: этот молодой жанр ещё не успел окаменеть, и развивать его здоровые тенденции изнутри было легче, чем в опере-сериа . По заказу двора Глюк продолжал писать оперы в традиционном стиле, в целом отдавая предпочтение комической опере. Новым и более совершенным воплощением его мечты о музыкальной драме стала созданная в содружестве с Кальцабиджи в 1767 году героическая опера «Альцеста» , в первой редакции представленная в Вене 26 декабря того же года . Посвящая оперу великому герцогу Тосканскому, будущему императору Леопольду II , Глюк в предисловии к «Альцесте» писал:

Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку… Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряжённостью ситуаций… Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приёмов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы .

Такое принципиальное подчинение музыки поэтическому тексту для того времени было революционным; в стремлении преодолеть номерную структуру, характерную для тогдашней оперы-сериа, Глюк не только объединял эпизоды оперы в большие сцены, пронизанные единым драматическим развитием, он привязал к действию оперы и увертюру, которая в то время обычно представляла собою отдельный концертный номер; ради достижения большей выразительности и драматизма он повысил роль хора и оркестра. Ни «Альцеста», ни третья реформаторская опера на либретто Кальцабиджи - «Парис и Елена» (1770) не нашли поддержки ни у венской, ни у итальянской публики .

В обязанности Глюка как придворного композитора входило и обучение музыке юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты ; став в апреле 1770 года женой наследника французского престола, Мария-Антуанетта пригласила в Париж и Глюка . Однако на решение композитора перенести свою деятельность в столицу Франции в значительно большей степени повлияли другие обстоятельства.

Глюк в Париже

В Париже тем временем вокруг оперы шла борьба, ставшая вторым актом отшумевшей ещё в 50-х годах борьбы между приверженцами итальянской оперы («буффонистами») и французской («антибуффонистами») . Это противостояние раскололо даже венценосную семью: французский король Людовик XVI предпочитал итальянскую оперу, в то время как его австрийская супруга Мария-Антуанетта поддерживала национальную французскую. Раскол поразил и знаменитую «Энциклопедию»: её редактор Д’Аламбер был одним из лидеров «итальянской партии», а многие её авторы во главе с Вольтером и Руссо активно поддерживали французскую . Чужестранец Глюк очень скоро стал знаменем «французской партии», и, поскольку итальянскую труппу в Париже в конце 1776 года возглавил знаменитый и популярный в те годы композитор Никколо Пиччинни , третий акт этой музыкально-общественной полемики вошёл в историю как борьба между «глюкистами» и «пиччинистами» . В борьбе, развернувшейся как будто бы вокруг стилей, спор в действительности шёл о том, чем должен быть оперный спектакль - всего лишь оперой, роскошным зрелищем с красивой музыкой и красивым вокалом, или чем-то существенно бо́льшим: энциклопедисты ждали нового социального содержания, созвучного предреволюционной эпохе. В борьбе «глюкистов» с «пиччинистами», которая 200 лет спустя уже казалась грандиозным театрализованным представлением, как и в «войне буффонов », в полемику вступили, по словам С. Рыцарева, «мощные культурные слои аристократического и демократического искусства» .

В начале 70-х годов реформаторские оперы Глюка были неизвестны в Париже; в августе 1772 года атташе французского посольства в Вене Франсуа ле Бланк дю Рулле привлёк к ним внимание публики на страницах парижского журнала «Mercure de France» . Пути Глюка и Кальцабиджи разошлись: с переориентацией на Париж главным либреттистом реформатора стал дю Рулле; в содружестве с ним для французской публики была написана опера «Ифигения в Авлиде» (на основе трагедии Ж. Расина), поставленная в Париже 19 апреля 1774 года . Успех закрепила, хотя и вызвала ожесточённые споры, новая, французская редакция «Орфея и Эвридики» .

Признание в Париже не осталось незамеченным в Вене: если Мария Антуанетта пожаловала Глюку за «Ифигению» 20 000 ливров и столько же за «Орфея», то Мария Терезия 18 октября 1774 года заочно присвоила Глюку звание «действительного императорского и королевского придворного композитора» с ежегодным жалованием в 2000 гульденов . Поблагодарив за оказанную честь, Глюк после недолгого пребывания в Вене вернулся во Францию, где в начале 1775 года была поставлена новая редакция его комической оперы «Очарованное дерево, или Обманутый опекун» (написанной ещё в 1759 году), а в апреле, в Королевской академии музыки , - новая редакция «Альцесты»

ГЛЮК (Gluck ) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779).

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария - 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Становление

Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс"; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. . В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Плодотворное содружество

Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете "Дон Жуан", им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера "Орфей и Эвридика" (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", а год спустя - еще два балета. В 1767 успех "Орфея" был закреплен оперой "Альцеста" также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера "Парис и Елена" (1770) имела более скромный успех.

В Париже

В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены "Ифигения в Авлиде" и "Орфей" - французская редакция "Орфея и Эвридики". Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция "Альцесты" (1776) и "Армида" (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между "глюкистами" и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера "Эхо и Нарцисс" провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию "Ифигении в Тавриде" и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Вклад Глюка

Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры "Альцесты" (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий - соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере "Орфей", где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет "Орфея" апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в "Танце фурий" из "Орфея"), пафос и возвышенная лирика.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...