Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Буква мягкий знак обозначает. Буква ь в русском языке

Ь, ь (называется: мя́гкий знак) является одной из букв большинства кириллических славянских алфавитов (в болгарском- 28-я, в белорусском - 29-я, в русском- 30-яи в украинском - 31-я (была последней, а на теперешнее место переместилась в 1990 г.); исключена из сербского в сер. XIX в., в македонский, созданный по примеру нового сербского, не была введена). Болгарское наименование: ер малък (т.е. «малый ер»), обычное: ерь).

Не обозначает самостоятельного звука, порой рассматривается как диакритический знак, выполняющий модификацию значения предыдущей буквы. Применяется в украинском языке в буквосочетании ьо, аналогичном русскому Ё, стоящему после согласных; в орфографии современного болгарского лишь для этого и применяется.

Также есть в алфавитах ряда неславянских языков, где в письменности может употребляться в неожиданном положении: напр., после гласных. Обычно считается по порядку 31-й в кириллице и смотрится как ; 32-я по счёту в глаголице, имеет вид (в поздней хорватской глаголице этот знак заменен просто вертикальной чертой под названием «štapić» —означает «жезл, посох»). Не имеет числового значения.

В церковно- и старославянской азбуках называется «ерь» (ц.-с.) или «ѥрь» (с.-с.), смысл которого не ясен, но, связан, несомненно, с именами букв Ы- «еры»иЪ -«еръ». Очень правдоподобно смотрится гипотеза, которая связывает названия «ер», «еры», «ерь» с подобием форм буквы кириллицы Ь и Р в глаголице (которая порой выглядит абсолютно идентично: ).

Происхождение начертания буквы в глаголице обычно объясняют модификацией буквы О (); с О тоже связывают кириллическую, у которой сверху дорисована палочка (в самых древних кириллических письменах встречаются аналогичные формы).

В древности означал сверхкраткую вариацию звука [и]; затем этот звук исчез во всех языках славян, зачастую, оставив смягчение предшествующей согласной, как воспоминание о себе, либо произошло совпадение с какой-то из полных гласных (в различны языках всё по-разному).

В русском языке о присутствии этого звука напоминают чередования наподобие палец — пальца, лев — льва.
Когда вводился русский гражданский шрифт, строчную букву ь сначала сделали высокой, по аналогии с латинской b, но подобный стиль держался всего несколько лет (по сравнению с высоким Ъ, преобладавшим до середины XVIII в.).

«Ь» в славянских языках

Русский язык

Мягкий знак в русском языке употребляется:

Для обозначения мягкости большинства согласных, находясь после них (вяз — вязь, граб — грабь, лад — ладь, мол — моль, кров — кровь, лом — ломь, цеп — цепь, кон — конь, жар — жарь, бит — бить, вес — весь, граф — графь);

В позиции перед гласными, кроме этого, выполняет функцию разделительного знака; причем е, ю, ё, я (и - факультативно) произносятся йотированно; порой йотируются и прочие гласные (напр., бульон — бу[л’јо]н);

Не обозначает мягкость после шипящих (это зависит от самой буквы - либо она есть, либо нет), но по традиции (даже не имея разделительного значения), употребляется в ряде известных категорий слов:

В существительных жен. рода имен. и вин. падеж. ед. ч.: тушь, рожь, вещь, кручь и т. п.;

В повелительном наклонении ряда глаголов: разрушь, режь, морщь, прячь (ещё во мн. ч.: режьте и пр.; в возвратных формах: режьтесь, режься и пр.);

В ряде наречий: наотмашь, настежь, прочь;

У глаголов окончание -шь имеет 2-е лицо: берёшь, скажешь, злишь, дашь и пр., в т. ч. и их возвратная форма (дашься и т. д.);

У ряда глаголов заканчивается на -чь неопределённая форма: печь, стричь, беречь и пр. (то же в форме возвратной: беречься и пр.);

После г, к, х гортанных пишется только в заимствованных словах (кьянти, Алигьери, Донахью), в исконно русских же словах не применяется (в связи с этим повелительным наклонением глагола лечь является ляг — слово-исключение, по общему правилу на -ь не оканчивающееся);

Не обозначает мягкость после ц и бывает тоже только в заимствованиях (напр., Замосць), порой соответствует выпадающему в разговорной речи и в иноязычных словах (напр., революцьонный).

В принципе не возможно использование мягкого знака после гласных и й, и в начале слова.

В предложениях по реформированию орфографии русского языка, приведших затем к реформе письменности 1917—1918гг., имелась и идея отмены написания после шипящих мягкого знака. Но она принята не была. Это предложение в дальнейшем тоже всплывало, в том числе, в начале1960-х в дискуссии по поводу упрощения орфографии.

Церковнославянский язык

Система употребления буквы Ь в церковнославянском языке, в основном аналогична русскому языку. Главные различия:

Обычно у мужского рода существительных после шипящих мягких щ и ч пишется не ъ, а ь (хвощь, мечь);

В окончаниях страдательных кратких причастий в настоящем времени применяется -ь для различения с личной формой глаголов: онъ видимь (видимый), но - мы видимъ;

В прилагательных и кратких причастиях после шипящих отличие окончаний -ъ и -ь соответствует различным падежам: напр., творящь (им. пад.), творящъ (вин. пад.);

Очень часто между согласными допускается написание как с ь, так и без: сотворьшая/сотворшая (аналог русск. сотворившая), тьма/тма и др.

Букву Ь в ряде случаев в церковнославянских старопечатных книгах могли заменять ерком (надстрочным знаком); в 300 последних лет такое не практикуется: ерком заменяют лишь букву Ъ.

Другие статьи по теме:


Центр лингвистических программ Poliglot. Уникальная методика скоростного изучения на дому. Быстрый результат с гарантией!

События и новости культуры и образования:

    Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;

    Совершенствовать технику чтения учащихся;

    Развивать словарный запас учащихся

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование :

    рисунок с изображением мягкого знака,

    буквосочетания с мягким знаком;

    рисунки с изображением коня, лося;

    мяч;

Ход урока.

    Орг. момент.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.


2. Актуализация новых знаний.

    1). Повторение о гласных буквах.
    - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
    - Прочитайте пары слов:
    б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
    - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
    - Сравните, чем слова отличаются?

    Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

    Какие буквы имеют 2 звука?

    Изучение нового.
    1). Прочитаем буквосочетания на доске:

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

Как произносится звук в этих буквосочетаниях?(мягко)

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук

4 . Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

Прочитайте слова. Что они обозначают?
1) Звуковой анализ слов мел – мель

Сколько слогов в словах?

Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

А в слове мель - 4б, 3 зв.)

Почему звуков меньше, чем букв? Может кто знает?

Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Составим схемы. Кто мне хочет помочь?

Мел - мель

Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твердый)

Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)

5. физкультминутка « Буратино

    Отгадайте загадки:

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.

О ком этот рассказ?

Давайте придумаем название(озаглавим) текст. « Лесной житель»

Сколько предложений в этом рассказе? (4)

Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

С чем его сравнивают? (ветром)

Чем питается лось? (зеленью, солью)

Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ

1).Составить схемы слов (в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов

1 в. - лось

2 в. – конь

б) Звукобуквенный анализ слова “ ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ? Конь

Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать предложение со словом лось

8. Закрепление изученного.

На доске (одной половины) : жар, ел, кон, мыл
- Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,

жарь, ель, конь, мыль

Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.

Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?

Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять

8. Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)

Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

Работа в учебнике с. 136

    чтение слов столбиками;

    чтение рассказа, постановка вопросов по содержанию детьми.

Поставьте вопросы по тексту?

9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков (это большое животное - лось)

Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

Для чего нужен мягкий знак?

Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?

  1. Познакомить с новой буквой – Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить выразительно читать текст.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление.
  3. Воспитывать аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к книге, интерес к родному языку.

Оборудование: “Русская азбука” (авт. В.Г. Горецкий и др.), звуковые схемы, лента букв, портрет С.В.Михалкова, выставка книг С.В.Михалкова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звонкий прозвенел звонок,
Первоклассников собрал он на урок.
Вы, ребята, не скучайте,
На вопросы смело отвечайте!
А теперь тихонько сели девочки,
А за ними тихо сели мальчики.

II. Повторение.

1. Актуализация знаний:

– Как отличить звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

– Какие бывают звуки?

Гласные и согласные.
Парные и непарные.
Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие.

– Какая изученная согласная буква обозначает всегда мягкий согласный звук? - Расскажите всё, что знаете о букве Ч.

Буква Ч обозначает звук (ч)- согласный, непарный, глухой, мягкий.

2. Речевая разминка.

Чтение – лучшее учение. (На доске)

– Что вы прочитали? (пословицу)

– Почему так говорят?

– Какой звук часто повторяется?

– На что указывает точка? (Предложение читается спокойно, на конце голос понижаем)

– Прочитайте хором с хлопками на каждый слог.

– Заменим точку на восклицательный знак. Прочитаем.

– Заменим восклицательный знак на вопросительный. Прочитаем.

– Вот видите, как важно обращать внимание на знак препинания в конце предложения, чтобы наша речь была правильной, выразительной.

Если вам понравилось, как вы читали, улыбнитесь друг другу.

3. Игра «Заяц и волк»

(на магнитах картонные заяц и волк)

На доске вразброс напечатаны прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку. К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, читает его. Второй устанавливает игрушку волка возле слога с твёрдым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку.

Ки не да ну мо ра ры ся сы и тд.

– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

4. Игра “Составь слово» (на доске).

– Составьте слова – названия птиц.

(Воробей, ворона, соловей, утка, дятел, сорока)

Подводится итог работы детей.

III. Изучение нового материала.

1.Отгадывание загадки.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новой буквой.

2. Сообщение темы урока.

– Прочитайте слова

ЛОСЬ СОЛЬ КОНЬ ТЕНЬ

– Чем они похожи? (Что у них общего?)

– Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся? (С мягким знаком)

– Правильно.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая называется мягкий знак.

3. Работа по “Азбуке” (стр. 134-135)

а) Доскажи словечко.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь, а много гуси)

б) Анализ схемы к слову “гуси”

–Давайте подставим буквы под схемы. Из скольких слогов состоит это слово?

(Из двух: первый слог-слияние гу, второй слог-слияние си)

– Дайте характеристику звукам

Дети: Звук
[г] – согласный, звонкий, твердый.
[у] – гласный, ударный
[с"] – согласный, глухой, мягкий
[и] – гласный, безударный.

– Как обозначается мягкость согласного [с"]?

(При помощи гласной “и” второго ряда)

в) Анализ схемы к слову “гусь”

– Сколько слогов в слове “гусь”?

– Из скольких звуков состоит данное слово?

(Из трех: из слияния и примыкающему к нему мягкого согласного )

– При произнесите слова “гусь.” Какой звук мы слышим на конце?

– Как составить слово “гусь”, чтобы было ясно, что последний звук нужно поизносить мягко?

(Нужно убрать букву “и” из набранного у доски слова “гуси” и вместо нее поставить Ь)

– Из скольких букв состоит слово “гусь”?

– А сколько звуков мы слышим при произнесении этого слова?

– Почему?

(Буква мягкий знак не имеет звука, ее можно написать, но нельзя прочитать.)

– Правильно, ребята! Мягкий знак звука не обозначает, а нужен для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука.

– Определите место ь в алфавите.

– Назовите соседей мягкого знака.

– Изобразите букву Ь с помощью пальчиков.

– На что похожа буква Ь?

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.

Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.

(Рисунок “Мягкий знак”)

IV. Физпауза.

Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву ь. Откройте глаза.

– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.

V. Продолжение темы урока.

1. Игра «Живые слова»

К доске вызываются 6 учеников. Им вручаются карточки со словами пословицы:

Дети становятся в шеренгу, показывая классу свои карточки. Класс читает слова молча. Вызванный ученик расставляет детей таким образом, чтобы получилась пословица. Класс хором читает и обсуждает её.

Как понимаете пословицу?

2. Чтение слов с ь

– Читаем слова парами.

– Найдите лишнюю пару в столбиках.

– Почему она лишняя?

– Как назвать одним словом остальные слова?

– Найдите слово к схеме. (Схема на доске к слову лини)

– Составьте предложение с любым из этих слов.

3) Отгадывание загадки с опорой на рисунок в “Азбуке” (с. 134)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

4). Работа по “Азбуке” (с. 135)

1) Работа над связной речью. Чтение за «диктором» и разбор текста.

– О каком животном идет речь в тексте?

– Где живет лось?

– Чем он питается?

– Что любит лось?

2) Повторное чтение текста “цепочкой” по одному предложению, выделение слов с Ь.

– Как можно озаглавить текст?

VI. Физминутка.

Гроза.
По небу заходили большие серые тучи. (Дети показывают)
Сверкнула молния! (Руками впереди резко махнуть)
Загремел гром! (Дети хлопнули в ладоши)
И пошёл дождь. (Стучат пальчиками)
Дождь усиливается, усиливается.
Дождь стал реже, реже, совсем перестал.
Выглянуло солнышко, и стало тихо – тихо. (Руки вперёд, в стороны, сложили перед собой.).
Тихо сели.

Солнышко показало нам лучиком дорогу на страницу 135 в «Азбуке»

VII. Закрепление.

1) Чтение по выбору

С. 139 – Рассмотрите картинку.

– Из какого произведения строчки?

С.Михалков написал для детей много прекрасных стихотворений. (Выставка книг, портрет писателя)

2) Чтение учителем отрывка по книге.

3) Проверка: чтения хорошо читающих детей.

VIII. Итог урока.

– Где поселился ь знак на ленте букв?

– Почему?

– Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?

(Потому что Ь звука не обозначает.)

– Для чего нужен Ь?

(Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.)

– На листочках зачеркните мягкий знак и прочитайте слово.

Ь М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

– Какое слово получилось? (Молодец!)

Благодарю вас за урок, ребята.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...