Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Неистовый стасов. Значение критической деятельности В.В. Стасова для развития русского искусства Архитектура Стасова. Путь к признанию

Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(14.01.1824, Петербург - 23.10.1906, там же), муз. и худож. критик, историк искусства, публицист, в ПБ 1872-1906.


Из дворян. Отец - архитектор В. П. Стасов. В 1836 зачислен в Училище правоведения, к-рое окончил в 1843. Службу начал пом. секр. в межевом деп.Сената. С 1848 служил секр. в Деп. герольдии, а с 1850 - пом. юрисконсульта в Деп. юстиции. Свободно владел шестью яз. Заинтересовавшись изучением искусства, в 1851 вышел в отставку и уехал за границу с уральским промышленником, меценатом А. Н. Демидовым в кач-ве его секр. и консультанта по вопросам искусства. Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. Работал в крупнейших заруб, б-ках и арх. Был б-рем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции.

В 1854 С. вернулся в Петербург, где сблизился с молодыми композиторами М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, к-рых назвал "могучей кучкой". В 1860-х идеолог и пропагандист реалистич. и демокр. искусства "передвижников". Деятель энц. типа. Начало лит. деятельности относится к 1847, когда в "Отеч. зап." поместил несколько "разборов" иностр. кн. Публиковался в более чем 50 рус. и иностр. период, изд. Печатался в "Вест, изящных искусств", "Б-ке для чтения", "ЖМНП", "Ежегод. имп. театров", "Ист. вест.", "Сев. вест.", "Изв." и "Зап. Археол. о-ва", "Книжках "Недели"", "Рус. вест.", "Артисте", "Рус. старине", "Древ, и нов. России", "Вест. Европы", "Муз. и театр, вест." и мн. др. В 1869 за работу "Происхождение русских былин" получил Уваровскую премию. В 1900 избран почет, акад. АН по разряду изящной словесности как представитель худож. критики. Авт. многочисл. моногр. и ст. о музыке, живописи, скульптуре, рус. композиторах и художниках; работ в обл. археологии, истории, филологии, фольклористики, этнографии. Большое значение имел альбом рисунков "Славянский и восточный орнамент", над к-рым работал почти 30 лет, широко используя материалы не только отеч., но и заруб. б-к и музеев. На изд. альбома получил из Гос. казначейства 12 тыс. р. За этот тр. получил чин т. сов. Принимал активное участие в изд. на средства А. В. Звенигородского на рус., фр., нем. яз. кн. "История и памятники византийской эмали" (СПб., 1894). В лит. наследии С. определ. место занимают кн. и ст., связ. с его библ. деятельностью.

С. впервые посетил Б-ку в 1845, собираясь изучить хранящиеся здесь гравюры. Ок. 1850 помогал сотр. Б-ки востоковеду Ф. Н. Попову в описании кн. В 1855 стал систематически посещать Б-ку, особенно Отделение изящных искусств, к-рым тогда заведовал В. И. Соболыциков. В кон. 1855 принял предложение Соболыцикова составить сист. каталог Отделения "Россика", к-рый завершил в 1857. Предлож. им схема сист. каталога была одобрена АН. Принимал участие в комплектовании Отделения изящных искусств, разбирал эстампы, устраивал выставки.

В кон. 1856 дир. Б-ки М. А. Корф предложил С. место своего пом. по Комис. для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I. В Комис. написал ряд ист. тр.: "Молодые годы Николая I до вступления в брак", "Обозрение истории цензуры в царствование имп. Николая I", "История императора Ивана Антоновича и его семейства", "История попыток к введению грегорианского календаря в России и в некоторых славянских странах" и др. Все эти иссл. были написаны специально для Александра II и поступили в его личную б-ку. В июле 1863 определен во II отделение собств. е. и. в. Канц. "с оставлением при занятиях" по сост. истории жизни и царствования Николая I. Служил там по 1882. В нач. 1860 был ред. "Изв." археол. отделения РГО.

В 1856-72 продолжал "безмездно" работать в ПБ, имея в Худож. отделении свой стол. Вместе с Собольщиковым устроил выставку произв. рус. гравировальной школы. По его инициативе организуются выставки древнерус. рукописей с миниатюрами, древнерус. крюковых рукописей с XI в. С 1856 составлял "Отчеты" ПБ (1856-61, 1872-73). Большую работу провел по подгот. отчета "Десятилетие императорской Публичной Библиотеки (1849-1859)". В 1857 выдвинул идею создания коллекции гравиров. портр. Петра I и блестяще ее осуществил. Коллекция включала более 200 портр., изображения разных сцен и событий из жизни Петра I, многочисл. лубочные картинки, карикатуры, изображение его домов и памятников. К нач. 1862 был подготовлен каталог коллекции, изд. только в 1903. В 1864 принял активное участие в полемике, разгоревшейся на страницах петерб. газ. о переводе Б-ки в здание Инженерного замка, выступив против этого проекта. 27 нояб. 1872, после смерти Соболыцикова, С. принят на штат, должность б-ря, возглавил Отделение искусств и технологии, где проработал 34 года - до последних дней своей жизни. Вел всю работу по отделению: комплектование, обработка фондов, занятия с посетителями. Внимательно следил за библиогр. указ., книготорговыми каталогами, составлял списки отсутствующих изд. По его инициативе приобретено собр. фотогр. И. Ф. Барщевского, поев, памятникам рус. старины. Собирал фотогр., касающиеся России. Уделял большое внимание портр. собр., рус. и вост. лубочным картинкам. С целью пополнения фондов добился получения оттисков исчезнувших из обращения ценных гравюр со старых досок, хранящихся в Акад. художеств и в Ген. штабе. Почти каждый год дарил Б-ке рукописи, фотогр., кн. (1500 ед.). За время его работы фонды Худож. отделения увеличились на одну треть, и оно стало одним из богатейших в мире. В 1874 разобрал многотыс. коллекцию мелких муз. произв., разделив их на две гл. группы: пьесы для инструментов и пьесы для голосов с инструмент, аккомпанементом. Вел все каталоги: инвентарный, алф. и сист. Составил обширную "Записку об изменении некоторых правил относительно ведения систематического каталога", настаивая на единообразной форме карточек для каталогов всех отделений и на упрощении библиогр. описания изд. В сист. каталоге сделал множество ценнейших аннот. на карточках. Выставкам и экскурсиям отводил просветит, роль. При обслуживании посетителей давал высококвалифицир. консультации, советы, подбирал лит. Большую помощь справками, подбором лит. оказал М. О. Микешину, М. М. Антокольскому, В. М. Васнецову, И. Е. Репину, М. П. Мусоргскому, Н. А. Римскому-Корсакову, А. П. Бородину, Л. Н. Толстому, М. А. Балакиреву, Д. А. Ровинскому, Н. П. Собко и мн. др. В Б-ке вручал композиторам ежегод. премии им. М. И. Глинки. При его содействии в ПБ поступили рукописи и арх. композиторов, художников, скульпторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, М. М. Антокольского, К. П. Брюллова, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина и др.). В 1876 выдвинул идею создания вместо одного читального зала двух: для "научных и серьезных занятий" и для "учащейся молодежи и читающей публики". Проект в то время не был осуществлен. Участвовал и в комплектовании др. отд-ний Б-ки, стремился своевременно обеспечить заказы на нозейшие кн. по истории, этнографии, археологии, географии, языкознанию, произв. худож. лит. Был против исчерпывающего комплектования ("пасторских речей", "трактатов о столоверчении" и тому подобного) . Собирал материалы по декабристскому движению, по студ. и рев. движению 1880-1900, произв. "вольной русской печати", по истории первой рус. революции. Через него поступили мн. нелег. изд., в т. ч. и большевистские газ. Содействовал приобретению коллекции изд. Парижской Коммуны. Ратовал за расширение помещения новой пристройкой. В 1897 представил в Строит, комис., чл. к-рой он был, грандиозный проект нового здания, сочиненный по его идее архитектором И. П. Ропетом. В проекте широко использовались мотивы древнерус. зодчества и орнаменты. Проект был отвергнут из-за несоответствия классич. стилю старого здания. В 1905 С. составил иллюстриров. путеводитель по Б-ке (неопубл.). 15 июля 1886 художники, музыканты, ученые, писатели вручили С. адрес с благодарностью за 40-летнее служение рус. искусству. Они же добились установления в Б-ке бюста С. работы М. М. Антокольского и собрали крупную сумму денег на изд. его соч. В 1882 С. предлагали пост вице-дир., в 1899 - дир. Но он отказался, хотя за время службы ему неоднократно приходилось замещать вице-дир. и дир. С 1 янв. 1884 С. назначено ежегод. пособие в 3 тыс. р. "за труды по собиранию материалов для истории царствования императора Николая I", с 1 янв. 1900 назначена аренда по 1500 р. в год на 6 лет. От награждения орденами отказывался. 27 нояб. 1902 С. получил диплом на звание почет, чл. ПБ в связи с 30-летием деятельности в должности б-ря.

Похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.

На фасаде здания ПБ укреплена мемориальная доска С.

Соч.: Собр. соч. Т. 1-4 (СПб., 1894-1906); Письма к родным. Т. 1-3 (М., 1953-62); Отчеты имп. Публичной библиотеки за 1856-61, 1872, 1873 (СПб., 1857-62, 1873, 1874); Новые приобретения имп. Публичной библиотеки по Отделению изящных искусств //СПбВед. 1859. 25 июня; ЖМНП. 1859. Ч. 103, июль - сент., отд. 7; Десятилетие имп. Публичной библиотеки (1849-1859): Записка, предст. государю. имп, ... (СПб., 1859); Замечания о миниатюрах Остромирова евангелия (СПб., 1863); Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени: [Альбом и объяснит, текст к табл.] (СПб., 1887); История книги "Византийские эмали" А. В. Звенигородского (СПб., 1898); Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских, джагатайских и персидских (СПб., 1902); Галерея Петра Великого в имп. Публичной библиотеке /Предисл. В. В. Стасова. Ч. 1. Аннот. каталог (СПб., 1903); Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения и статьи, 1853-1883 /Под ред. В. В. Стасова (СПб., 1905); Толстой Л. Н., Стасов В. В. Переписка, 1878-1906. (Л., 1929); Репин И. Е., Стасов В. В. Переписка. Т. 1-3 (М.; Л., 1948-50).

Библиогр.: Владимир Васильевич Стасов: Материалы к биографии. Описание рукописей /Сост. Е. Н. Винер и др. М., 1956; Показий С. Н. В. В. Стасов, 1824-1906: Аннот. указ. лит. за 1950-1973. Л., 1974.

Справ.: БСЭ; Брокгауз; Книговедение; Межов. История; Риман; Славяноведение.

Лит.: Соболыциков В. И. Воспоминания старого библиотекаря //ИВ. 1889. Т. 38, №11; Юбилей Владимира Васильевича Стасова 2-го янв. 1894. СПб., 1894; Тимофеев Г. Н. Владимир Васильевич Стасов: Очерк жизни его и деятельности //BE. 1908. № 2-5; Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову: Сб. восп. СПб., 1910; Моск. археол. о-во; Боцяновский В. Ф. Памяти В. В. Стасова //Жизнь искусства. 1923. № 23; Каренин Вл. Владимир Стасов: Очерк его жизни и деятельности. Л., 1927; Реет Б. Книги и люди: Очерки из истории Гос. публичной б-ки им. М, Е. Салтыкова-Щедрина, 1814-1939. Л., 1939: Лебедев А. К. Владимир Васильевич Стасов, 1824-1906. М.; Л., 1944; Владимир Васильевич Стасов 1824-1906: К 125-летию со дня рождения: Сб. ст. и восп. М.; Л., 1949; Бабинцев С. М. В. В. Стасов - библиотекарь Публичной библиотеки //Библиотекарь. 1950. №11; Мебиль Б. И., Месеняшин И. А. Библиотечная деятельность В. В. Стасова //Сов. библиогр. 1У52. Вып. 2; Стефанович В. Н. Библиотечная деятельность В. В. Стасова. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954; Ее же. В. В. Стасов (1824-1906): Очерк библ. деятельности. М., 1956; Суворова Е. И. В. В. Стасов и русская передовая общественная мысль. М., 1956; Гольденблюм А. М. Владимир Васильевич Стасов. Омск, 1957; Чистякова А. В. Работа В. В. Стасова с читателями Отделения искусств Публичной библиотеки //Тр. /ГПБ. 1957. Т. 3; Хотяков (1); Враская О. Б. О работе В. В. Стасова по подготовке к печати материалов по истории русского зодчества //Книга: Иссл. и материалы. М., 1962. Вып. 6; Маркевич А. П. Стасов - гражданин, критик, демократ. Киев, 1969; Салита Е. Г., Суворова Е. И. Стасов в Петербурге. Л., 1971; Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Стасов: Жизнь и творчество. Л., 1982; Бархатова Е. В. В. В. Стасов //Сов. библиотековедение. 1984. № 6; Stuart M. Vladimir Stasov and the professionalization of librarianship in Russia //Solanus. 1993. Vol. 7.

100-летие. С. 214, 256, 275, 286, 306-07, 311, 316, 331-33, 352, 390-92, 405, 432, 445.

Некр.: Речь. 1906. 11 окт.; Петерб. газ. 12, 14 окт.; Свет. 12 окт.; СПбВед. 12 окт.; Товарищ. 12, 22 окт.; Таганрог, вест. 15 окт.; ИВ. Т. 106, нояб.; Визант. временник. Т. 13, вып. 2; ЖМНП. Н. С. 1907. Ч. 7, янв.; Изв. АН. Сер. 6, № 10; Отчет о деятельности ОРЯС АН. СПб., 1906; Кондаков Н. П. Владимир Васильевич Стасов: Некр., 1824-1906. СПб., 1907; Энгель Ю. Д. Памяти В. В. Стасова //Рус. муз. газ. 1907. №41-42.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1872, № 78; ОР РНБ. Ф. 362; ЦГАЛИ. Ф. 238; Ф. 888; ОР ИРЛИ. Ф. 294.

Иконогр.: PC. 1895. Т. 83, февр.; Нива. 1904. № 1; 1907. № 43; Грабарь И. Репин. М., 1964. Т. 2.

О. Д. Голубева

14 января 1824 года родился Владимир Стасов, художественный и музыкальный критик, историк искусства и один из организаторов Товарищества передвижников (ум. 1906)

Историю русской музыки и живописи XIX века в высших проявлениях своего гения невозможно представить без этого человека. Сам он не рисовал картин и не корпел над партитурами, и тем не менее живописцы и композиторы преклонялись перед ним. Владимир Стасов определил перспективы развития национального искусства на век вперед.

В детстве Стасов мечтал окончить Академию художеств и в чем-то повторить путь отца - зодчего Василия Петровича Стасова. Вместо этого пошел в Училище правоведения. Стезя присяжного поверенного не привлекла его: «Я твердо намерился сказать все то, что давно уже лежало во мне...

Когда я стал разбирать все существующие произведения искусств и вместе стал рассматривать все писанное об них... то я не нашел художественной критики в том смысле, как она должна быть».

Цель была определена, однако строгий папенька усердствовал в своей настойчивости: искусство, даже если это критика, требует таланта, а титулярному советнику достаточно и одной усидчивости. Послужной формуляр украсился первой записью - «Межевой департамент правительствующего сената». Служа затем в Министерстве юстиции, Стасов тем не менее главным своим делом считал изучение искусства. В немалой степени ему помогло знакомство с Анатолием Демидовым, у которого он три года служил секретарем в Италии. Отец Демидова Николай Никитич в свое время был назначен посланником во Флоренцию и существенно пополнил там семейную коллекцию картин, книг, икон. И Стасов в сопровождении Анатолия Демидова, который купил себе титул итальянского князя Сан-Донато, участвовал в изучении этого самобытного собрания и перевозке его из Флоренции в Россию - на двух кораблях! Стасов серьезно изучил историю и теорию искусств. И вот в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы» и «Библиотека для чтения» стали появляться его музыкальные и художественные статьи, обзоры французской, немецкой и английской литературы (он знал шесть языков).

Стасов стал первым на Руси непререкаемым авторитетом в сфере профессиональной художественной критики и научной истории изобразительного искусства. Больше того. В ту пору, когда властителями дум были нигилистически настроенные критики-ниспровергатели, Стасов оказался в зависимости лишь только от здравого смысла и своих пусть даже порой субъективных пристрастий. Им никогда не овладевали тенденциозные идеи.

Он полвека прослужил в Публичной библиотеке. Сперва так и вообще без жалованья, потом сделался помощником директора, а еще позже - заведующим рукописным и художественным отделами и по чинам своим возвысился до статского генерала - тайного советника. Он составлял каталог изданий, касающихся России, - «Rossika», написал ряд исторических работ для чтения Александра II. «У Стасова, - вспоминал Маршак, - не было своего отдельного служебного кабинета. Перед большим окном, выходившим на улицу, стоял его тяжеловесный письменный стол, огороженный щитами. Это были стенды с гравированными в разные времена портретами Петра Первого... Впрочем, стасовский уголок библиотеки никак нельзя было назвать «мирным». Здесь всегда кипели споры, душой которых был этот рослый, широкоплечий, длиннобородый старик с крупным, орлиным носом и тяжелыми веками. Он никогда не сутулился и до самых последних своих дней высоко нес непреклонную седую голову. Говорил громко и, если даже хотел сказать что-нибудь по секрету, почти не снижал голоса, а только символически заслонял рот ребром ладони, как это делали старинные актеры, произнося слова «в сторону».

Наталья Нордман, Стасов, Репин и Горький. Пенаты. Фото К. Буллы.

А на Седьмой Рождественской его домашний кабинет - узкая комната, строгая старая мебель и портреты, среди которых выделяются два репинских шедевра - на одном Лев Толстой, на другом - сестра Стасова Надежда Васильевна, одна из основательниц Бестужевских женских курсов. Здесь не раз бывали Мусоргский, Бородин, Римлянин (как называл Стасов Римского-Корсакова), Репин, Шаляпин... Кого только не знал он на своем веку! Его огромная рука пожимала когда-то руку Крылова, руку Герцена. Судьба одарила его дружбой со Львом Великим - как он неизменно называл Толстого. Он знал Гончарова и Тургенева... Современники вспоминали, как однажды Стасов и Тургенев завтракали в трактире. И вдруг - о чудо! - их мнения совпали. Тургенева это изумило настолько, что он подбежал к окну и закричал:
- Вяжите меня, православные!

По сути дела, это был человек-эпоха. Родился в год смерти Байрона. В его детстве все вокруг еще говорили об Отечественной войне, как о лично ими пережитом событии. Свежа была память о восстании декабристов. Когда погиб Пушкин, Стасову было тринадцать лет. Юношей он читал впервые напечатанного Гоголя. Он был единственным, кто провожал уезжающего навсегда за границу Глинку.

Есть в истории русской культуры феноменальный факт - содружество энтузиастов от музыки, в сущности, дилетантов, которые совершили своеобразный переворот в композиторском мастерстве. Они создали новую русскую музыкальную школу. Самоучка Балакирев, офицеры Бородин и Мусоргский, специалист по фортификации Цезарь Кюи... Военный моряк Римский-Корсаков был единственным, кто профессионально освоил все премудрости искусства композиции. Стасов с его всесторонними познаниями стал духовным лидером кружка. Его воодушевляла идея сделать русскую национальную музыку ведущей в ансамбле европейских музыкальных искусств. Эта цель и сделалась альфой и омегой балакиревского кружка.

Вся семья Стасовых была отмечена талантами, даровитостью. Брат Дмитрий был известен как юрист, занятый на многих громких политических процессах, например по делу покушавшегося на убийство царя Каракозова. Кстати, его дочь Елена вообще сделалась профессиональной революционеркой, стала соратницей Ленина. При этом Дмитрий Стасов был одним из организаторов Русского музыкального общества и создателей Петербургской консерватории, против которой рьяно боролся его брат Владимир. Ведь когда Рубинштейн при поддержке императорской власти открыл консерваторию и пригласил иностранных учителей, Владимир Стасов со товарищи подвергли его нелицеприятной критике. За этой конфронтацией стояли напряженные отношения славянофилов и западников. По мнению Стасова, создание консерватории было барьером для формирования национальной культуры. Балакирев так и вообще считал, что систематическое «школьное» образование, изучение сложившихся правил, норм и законов может только повредить самобытным талантам его подопечных. Он признавал только такой метод обучения, который состоял в проигрывании, прослушивании и совместном обсуждении музыкальных произведений признанных мастеров прошлого и современности. Но такой путь был пригоден только для исключительных личностей и особых обстоятельств. В иных случаях он порождал лишь дилетантизм. Конфликт был исчерпан в 1872 году, когда Римский-Корсаков согласился стать профессором консерватории.

В 1883 году Стасов написал программную статью «Наша музыка за последние 25 лет», где подчеркивал, что когда Глинка думал, что он создает только русскую оперу, то он ошибался: он создавал целую русскую музыкальную школу, новую систему. (Кстати, Стасов посвятил разбору творчества Глинки свыше тридцати работ.) Русская школа со времени Глинки существует с такими своеобразными чертами физиономии, которые отличают ее от других европейских школ.

Стасов с Маршаком и будущим скульптором Герцелем Герцовским, 1904.

Стасов выделил характерные черты русской музыки: обращение к фольклору в самом широком смысле, большей частью связанное с большими хоровыми партиями и «экзотизмами», вдохновленными музыкой кавказских народов.

Стасов был искрометным полемистом. Если где-то в обществе он видел в ком-либо врага своих идей, то сразу начинал громить подозреваемого неприятеля. И было можно с ним не соглашаться, однако не считаться с его мнением было нельзя. Скажем, когда из Петербурга в Москву перевели Румянцевский музей, негодованию Стасова не было предела: «Румянцевский музей известен всей Европе! И вдруг он вытерт вон, как резинкой. Какой пример и наука будущим патриотам, когда они будут знать, что у нас нет ничего твердого, ничего прочного, что у нас все, что угодно, можно сдвинуть, увести, продать!»

Стасов много сделал, однако не успел завершить главный свой труд - о путях развития мирового искусства, а ведь он всю жизнь готовился написать эту книгу.

У дающих советы голова не болит. В том, что одни пытаются что-то творить, а другие их поучают, есть нечто парадоксальное, разрушительное. Но есть критика, не просто врачующая души созидателей, не просто направляющая путь их мысли, не только устраняющая неполадки, но и стремящаяся прочертить перспективу. Да возможно ли такое? Непременно возможно, если сам критик сей - натура творческая и целеустремленная; именно таким созидателем и был Владимир Васильевич Стасов.
Bruno Westev

Стасов Владимир Васильевич

С тасов (Владимир Васильевич) - сын предыдущего, археолог и писатель по части изящных искусств, родился в 1824 г., умер в 1906 г. Окончил курс в Императорском училище правоведения. Служил сначала в межевом департаменте правит. Сената, потом в департаменте герольдии и на консультации при министерстве юстиции. Выйдя в 1851 г. в отставку, отправился в чужие края и до весны 1854 г. жил преимущественно во Флоренции и Риме. В 1856 г. поступил на службу в комиссию для собирания материалов о жизни и царствовании император , состоявшую под управлением бар. , и написал, на основании подлинных документов, несколько исторических трудов, в том числе исследования: "Молодые годы императора Николая I до вступления его в брак", "Обозрение истории цензуры в царствование императора Николая I", "Обзор деятельности III отделения собственной его величества канцелярии в продолжение царствования император Николая I", "История императора Ивана Антоновича и его семейства", "История попыток к введению григорианского календаря в России и в некоторых славянских землях" (составленную на основании данных государственного архива и напечатанную, по Высочайшему повелению, лишь в небольшом количестве экземпляров, не назначенных для обращения в публике). Все эти исследования были написаны специально для императора и поступили в его личную библиотеку. С 1863 г. Стасов около 20-ти лет состоял членом общего присутствия II отделения Собственной Его Величества канцелярии. С 1856 по 1872 г. он принимал участие во всех работах по художественному отделу Императорской Публичной Библиотеки, а с осени 1872 г. вступил в должность библиотекаря этого отдела. В начале 1860-х гг. он был редактором "Известий" императорского археологического общества, а также секретарем этнографического отделения императорского географического музея, который он устроил в сотрудничестве с . По поручению Академии Наук им написаны разборы сочинений: "Об истории русской гравюры" (в 1858 и 1864 гг.), архимандрита Макария - о новгородских древностях (1861), - об истории и технике русского кружева (1886) и др. С 1847 г. он помещал статьи более чем в пятидесяти русских и иностранных периодических изданиях и напечатал несколько сочинений отдельными книгами. Из этих статей и изданий важнейшие: а) по археологии и истории искусства - "Владимирский клад" (1866), "Русский народный орнамент" (1872), "Еврейское племя в созданиях европейского искусства" (1873), "Катакомба с фресками в Керчи" (1875), "Столицы Европы" (1876), "Дуга и пряничный конек" (1877), "Православные церкви западной России в XVI веке" (1880), "Заметки о древнерусской одежде и вооружении" (1882), "Двадцать пять лет русского искусства" (1882 - 3), "Тормазы русского искусства" (1885), "Коптская и эфиопская архитектура" (1885), "Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей" (1884), "Трон хивинских ханов" (1886), "Армянские рукописи и их орнаментистика" (1886); сверх того, критические статьи о произведениях художников , и и о сочинениях Д.А. Ровинского; б) биографии художников и художественных деятелей - , и , И. Репина, В. Верещагина, В. Прохорова, а также ревнителя отечественного просвещения ; в) статьи по истории литературы и по этнографии - "Происхождение русских былин" (1868), "Древнейшая повесть в мире" (1868), "Египетская сказка в Эрмитаже" (1882), "О Викторе Гюго и его значении для Франции" (1877), "О руссах Ибн-Фадлана" (1881). В 1886 году, по Высочайшему повелению, на средства государственного казначейства, Стасов издал обширный сборник рисунков, под заглавием: "Славянский и восточный орнамент по рукописям от IV до XIX века" - результат тридцатилетних исследований в главных библиотеках и музеях всей Европы. В настоящее время он приготовляет к выпуску в свет сочинение об еврейском орнаменте, с приложением атласа хромолитографированных таблиц - труд, основанием для которого послужили рисунки хранящихся в Императорской Публичной Библиотеке еврейских рукописей X - XIV ст. Собрание соч. Стасова вышло в трех томах (Санкт-Петербург, 1894). В своих многочисленных статьях о русском искусстве Стасов, не касаясь вообще художественной техники исполнения, всегда ставил на первое место содержательность и национальность рассматриваемых им произведений искусства. Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними. В последнее время он особенно старался противодействовать своими статьями новым течениям живописи, получившим общее название декадентства. А. С.
В истории русской науки особенно крупную роль сыграла работа Стасова о происхождении былин. Появилась она в такое время, когда в изучении древнего русского эпоса царили народническая сентиментальность или мистические и аллегорические толкования. В противность мнению, что былины представляют собой самобытное национальное произведение, хранилище древнейших народных преданий, Стасов доказывал, что наши былины целиком заимствованы с Востока да и тот лишь пересказ его эпических произведений, поэм и сказок, притом пересказ неполный, отрывочный, каким всегда бывает неточная копия, подробности которой могут быть поняты лишь при сопоставлении с оригиналом; что сюжеты, хотя и арийские (индийские) по существу, приходили к нам всего чаще из вторых рук, от тюркских народов и в буддийской обработке; что время заимствования - скорее позднее, около эпохи татарщины, и не относится к векам давних торговых сношений с Востоком; что со стороны характеров и изображения личностей русские былины ничего не прибавили самостоятельного и нового к иноземной основе своей, и даже не отразили в себе общественного строя тех эпох, к которым, судя по собственным именам богатырей, они относятся; что между былиной и сказкой вообще нет той разницы, какую в них предполагают, усматривая в первой отражение исторической судьбы народа. Теория эта произвела большой бум в ученом мире, вызвала массу возражений (между прочим в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1868, № 11; в "Отчете о 12-м присуждении Уваровских наград" (Санкт-Петербург, 1870); в газете "Москва"; в "Акте Новороссийского университета", 1869 год; в "Беседах общества любителей российской словесности" (вып. 3, Москва, 1871); и др.) и нападок, не останавливавшихся и перед подозрением любви автора к родному, русскому. Не принятая всецело наукой, теория Стасова оставила в ней, однако, глубокие и прочные следы. Прежде всего она умерила жар мифологов, способствовала устранению сентиментальных и аллегорических теорий и вообще вызвала пересмотр всех прежних толкований нашего древнего эпоса - пересмотр, и теперь незаконченный. С другой стороны, она наметила новый плодотворный путь для историко-литературных изучений, путь, исходящий из факта общения народов в деле поэтического творчества. Некоторые частные выводы и указания Стасова (об отрывочности изложения, недостатке мотивировки в некоторых былинах, заимствованных из чужого источника; о невозможности считать исторически точными сословные характеристики разных богатырей былины и т. п.) подтверждены последующими исследователями. Наконец, и мысль о восточном происхождении некоторых наших былинных сюжетов вновь высказана и систематически проводится, хотя и с совершенно иным аппаратом, . Враг всякого лжепатриотизма, Стасов в своих литературных произведениях выступает ярым бойцом за национальный элемент, в лучшем смысле этого слова, постоянно и настойчиво указывает, в чем русское искусство может найти русское содержание и передать его не в подражательной чужой, а в самобытной национальной манере. Отсюда преобладание критических и полемических элементов в его работах. Z.
Музыкально-критическая деятельность Стасова, начавшаяся в 1847 г. ("Музыкальным обозрением" в "Отечественных Записках"), обнимает собой более полувека и является живым и ярким отражением истории нашей музыки за этот промежуток времени. Начавшись в глухую и печальную пору русской жизни вообще и русского искусства в частности, она продолжалась в эпоху пробуждения и замечательного подъема художественного творчества, образования молодой русской музыкальной школы, ее борьбы с рутиной и ее постепенного признания не только у нас в России, но и на Западе. В бесчисленных журнальных и газетных статьях. (Статьи по 1886 г. изданы в "Собрании Сочинений" Стасова (т. III, "Музыка и театр", Санкт-Петербург, 1894); перечень статей, вышедших после (неполный и доходящий только до 1895 г.), см. в "Музыкальном Календаре-Альманахе" на 1895 г. изд. "Русской Музыкальной Газеты" (Санкт-Петербург, 1895, стр. 73). Стасов отзывался на каждое сколько-нибудь замечательное событие в жизни нашей новой музыкальной школы, горячо и убежденно истолковывая значение новых произведений, ожесточенно отражая нападения противников нового направления. Не будучи настоящим музыкантом-специалистом (композитором или теоретиком), но получив общее музыкальное образование, которое он расширил и углубил самостоятельными занятиями и знакомством с выдающимися произведениями западного искусства (не только нового, но и старого - старых итальянцев, Баха и т. д.), Стасов мало вдавался в специально технический анализ формальной стороны разбираемых музыкальных произведений, но с тем большим жаром отстаивал их эстетическое и историческое значение. Руководимый пламенной любовью к родному искусству и его лучшим деятелям, природным критическим чутьем, ясным сознанием исторической необходимости национального направления искусства и непоколебимой верой в его конечное торжество, Стасов мог иногда заходить слишком далеко в выражении своего восторженного увлечения, но сравнительно редко ошибался в общей оценке всего значительного, талантливого и самобытного. Этим он связал свое имя с историей нашей национальной музыки за вторую половину XIX столетия. По искренности убеждения, бескорыстному энтузиазму, горячности изложения и лихорадочной энергии Стасов стоит совсем особняком не только среди наших музыкальных критиков, но и европейских. В этом отношении он отчасти напоминает , оставляя, конечно, в стороне всякое сравнение их литературных дарований и значения. В большую заслугу Стасову перед русским искусством следует поставить его малозаметную работу в качестве друга и советника наших композиторов (начиная с , другом которого Стасов был в течение длинного ряда лет, и кончая представителями молодой русской школы - , и т.д.), обсуждавшего с ними их художественные намерения, подробности сценария и либретто, хлопотавшего по их личным делам и способствовавшего увековечению их памяти после их смерти (биография , долгое время единственная у нас, биографии Мусоргского и других наших композиторов, издание их писем, разных воспоминаний и биографических материалов и т. д.). Немало сделал Стасов и как историк музыки (русской и европейской). Европейскому искусству посвящены его статьи и брошюры: "L"abbe Santini et sa collection musicale a Rome" (Флоренция, 1854, русский перевод в "Библиотеке для Чтения", 1852), пространное описание автографов иностранных музыкантов, принадлежащих Императорской Публичной Библиотеке ("Отечественные Записки", 1856), "Лист, Шуман и Берлиоз в России" ("Северный Вестник", 1889, № 7 и 8; извлечения отсюда "Лист в России" были напечатаны с некоторыми добавлениями в "Русской Музыкальной Газете", 1896, № 8 - 9); "Письма великого человека" (Фр. Листа, "Северный Вестник", 1893), "Новая биография Листа" ("Северный Вестник", 1894) и др. Статьи по истории русской музыки: "Что такое прекрасное демественное пение" ("Известия Императорского Археологического Общества", 1863, т. V); описание рукописей Глинки ("Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1857 год"); ряд статей в III т. его сочинений, в том числе: "Наша музыка за последние 25 лет" ("Вестник Европы", 1883, № 10), "Тормазы Русского искусства" (там же, 1885, № 5, 6) и др.; биографический очерк "Н.А. Римский-Корсаков" ("Северный Вестник", 1899, № 12); "Немецкие органы у русских любителей" ("Исторический Вестник", 1890, № 11); "Памяти М.И. Глинки" ("Исторический Вестник", 1892, № 11 и отд.), "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, к 50-летию оперы ("Ежегодник Императорских Театров", 1891 - 1892 и отд.), "Помощник Глинки" (барон Ф.А. Раль "Русская Старина", 1893, о нем же "Ежегодник Императорских Театров", 1892 - 93), биографический очерк Ц.А. Кюи ("Артист", 1894, № 2); биографический очерк ("Русская Музыкальная Газета", 1895, № 2); "Русские и иностранные оперы, исполнявшиеся на Императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях" ("Русская Музыкальная Газета", 1898, № 1, 2, З и отд.); "Сочинение, приписываемое Бортнянскому" (проект печати крюкового пения; в "Русской Музыкальной Газете" 1900, № 47) и т. д. Важное значение имеют изданные Стасовым письма Глинки, Серова, Мусоргского, князя , Листа и др. Весьма ценно и собрание материалов истории русского церковного пения, составленное Стасовым в конце 50-х гг. и переданное им известному музыкальному археологу , который воспользовался им для своего капитального труда о церковном пении в России. Много заботился об отделе музыкальных автографов Публичной Библиотеки, куда он передал множество всевозможных рукописей наших и иностранных композиторов. См. "Русская Музыкальная Газета", 1895, № 9 и 10; Ф. "В.В. Стасов. Очерк его жизни и деятельности, как музыкального писателя". С. Булич.

Другие интересные биографии.

Владимир Васильевич Стасов (2 января 1824, Санкт-Петербург - 10 октября 1906, Санкт-Петербург) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.

Сын архитектора Василия Петровича Стасова. Старшая сестра Владимира, Надежда (1822-1895) была выдающейся общественной деятельницей, младший брат Дмитрий (1828-1918) - выдающимся адвокатом.

Биография

В 1836 году Владимир Стасов был отдан в Училище правоведения. Ещё в училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашёл, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика. В 1842 году он написал статью о Ф. Листе, приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал её.

По окончании в 1843 году училища он поступил на службу помощником секретаря в Межевой департамент Сената, с 1848 года служил секретарём в Департаменте герольдии, а с 1850 года - помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Стасов свободно владел шестью языками.

В 1847 году, с публикаций в «Отечественных записках» его первой статьи - о французском композиторе Гекторе Берлиозе, началась его литературно-критическая деятельность. В этом же году Стасов был приглашён издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. С этого времени Стасов начал писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. В 1847-1848 годах он опубликовал около 20 статей.

В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранён от работы в журнале, арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В 1851 году В. В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А. Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии - Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.

В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. В то время с его помощью и оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым Могучая кучка. В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. В конце 1856 года директор Публичной библиотеки в Петербурге М. А. Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно - для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I.

В 1856-1872 годах Стасов работал в Публичной Библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

В 1900 году одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почётным членом Императорской Санкт-Петербургской АН.

Умер 23 октября 1906 в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Бронзовый памятник над могилой - работы скульптора И. Я. Гинцбурга и архитектора И. П. Ропета.

Взгляды

Стасов активно поддерживал движение Передвижников и выступал против безальтернативного господства академического искусства. Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр.), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки; Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора.

Стасов был идеологом нового направления в музыке, представленного группой петербургских композиторов, названной им «Могучая кучка».

Стасов также был активным критиком антисемитизма, и был ценителем еврейского искусства. Так в ответ на очерк Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке», он ответил в эссе «Жидовство в Европе /По Рихарду Вагнеру/» (1869), где выступил с резкой критикой антисемитизма композитора

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 02.01.1824 - 1830 - 1-я линия Васильевского острова, 16;
  • 1854-1873 - Моховая улица, 26;
  • 1873-1877 - дом Трофимова - Шестилавочная улица, 11;
  • 1877-1881 - Сергиевская улица, 81;
  • 1881-1890 - доходный дом - Знаменская улица, 26, кв. 6;
  • 1890-1896 - доходный дом - Знаменская улица, 36;
  • 1896 - 10.10.1906 года - 7-я Рождественская улица, 11, кв. 24.

Память

  • На доме по адресу Моховая улица 26 в 1957 году была установлена мемориальная доска с текстом: " В этом доме с 1854 по 1873 год жил и работал выдающийся русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов". .

Увековечение имени

И. С. Тургенев:

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! ни славы ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым!

  • В Липецке есть улица Стасова.
  • Во Владимире есть улица Стасова.
  • В Краснодаре есть улица Стасова (с 1957 года).
  • «Детская музыкальная школа им. В. В. Стасова» в Москве.
  • В Минске есть улица Стасова.

Музыкальный и художественный критик, историк искусства, этнограф и публицист В.В. Стасов родился 2 (14) января 1824 года в Петербурге в дворянской семье. Его отец - известный петербургский архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848) - имел сильное влияние на развитие стремлений и наклонностей сына. Но из этой семьи вышел не только выдающийся критик. Сестра В.В. Стасова Надежда Васильевна Стасова (1822-1895) - известная общественная деятельница, одна из основательниц высшего женского образования в России. Брат - известный адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828-1918). Внучка В.П. Стасова Елена Дмитриевна Стасова (1873-1966) стала одним из видных деятелей Коммунистической партии. Семью Стасовых часто навещали известные архитекторы, художники, музыканты, деятели науки. Среди них можно отметить знаменитого и А.П. Брюллова.

В 1836 году двенадцатилетний Владимир был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Тогда 13-14-летним подростком В.В. Стасов познакомился с произведениями В.Гюго, А.Дюма, В.Скотта, Шекспира, Гофмана, Жорж Санд, Шиллера, а также Белинского, Тургенева , Гоголя. Появление "Мертвых душ" летом 1842 года было для Стасова и его товарищей "событием необычайной важности". "В продолжение нескольких дней, - вспоминает Стасов, - мы читали и перечитывали это великое, неслыханно-оригинальное, несравненное, национальное и гениальное создание. Мы были все точно опьянелые от восторга и изумления". Еще в Училище Стасов увлекся музыкой и решил впервые попробовать свои силы на писательском поприще. В 1842 году он написал статью о Ф.Листе, приехавшем в Петербург, хотя и не напечатал ее нигде.

В 1843 году В.В. Стасов окончил Училище, начал службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената. С 1848 года он служил секретарем в Департаменте герольдии, а с 1850 года - помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Свободно владел шестью языками. Но его не интересовала ни юриспруденция, ни служебная карьера. Отбыв свои служебные часы, он спешил в Эрмитаж или в Академию художеств.

Началом своей писательской биографии В.В. Стасов считал 1847 год, когда в "Отечественных записках" появились его первые статьи. В этом же году Стасов был приглашен издателем "Отечественных записок" Краевским в число сотрудников журнала по отделу иностранной литературы. Кроме работы в отделе Стасов получил право писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. За два года работы в "Отечественных записках" - 1847 и 1848 годы - он опубликовал около 20 статей. В 1848 году, однако, за связь с кружком петрашевцев, Стасов был отстранен от работы в журнале. Он был даже арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

В 1851 году В.В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А.Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Поездкой за границу он стремился прежде всего пополнить свое художественное образование изучением сокровищ европейского искусства. Стасов побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, во многих городах Италии. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии - Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.

В мае 1854 года, в связи с Крымской войной, В.В. Стасов вернулся в Петербург, где сблизился с молодыми композиторами , М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым, . При деятельном участии Стасова оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем "Могучая кучка", придуманным Стасовым. В 1860-х годах Стасов поддерживал также знаменитое "Товарищество передвижных выставок", с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком "передвижников", принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок.

В конце 1856 года директор Публичной Библиотеки в Петербурге М.А. Корф предложил Стасову место своего помощника для собирания материалов по истории жизни и царствования . В 1856-1872 годах В.В. Стасов безвозмездно работал в Публичной Библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 года он был принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал ее Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

В.В. Стасов публиковался в более чем 50 русских и иностранных периодических изданиях. В 1869 году за работу "Происхождение русских былин" получил Уваровскую премию. В 1900 году избран Почетным академиком Академии Наук по разряду изящной словесности как представитель художественной критики. Стасов - автор многочисленных монограмм и статей о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках; работ в области археологии, истории, филологии, фольклористики, этнографии.

В 1882 году Стасову предлагали пост вице-директора, а в 1899 году - директора Библиотеки. Но он отказался, хотя за время службы ему неоднократно приходилось замещать вице-директора и директора. Отказывался он и от награждения орденами. 27 ноября 1902 года Стасов получил диплом почетного члена Публичной библиотеки в связи с 30-летием деятельности в должности библиотекаря. За пятьдесят лет (с 1856 по 1906), которые служил В.В. Стасов в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке, он многое сделал для открытия свободного доступа в библиотеку, настойчиво добивался отмены платного пользования ее книжными богатствами.

82-летний В.В. Стасов умер в Петербурге 10 (23) октября 1906 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). В 1908 году на его могиле (в конце Южной дорожки) соорудили монументальное надгробие, являющееся памятником федерального значения. На надгробии надпись - "Поборнику русского искусства".

Интересна история этого надгробия. Еще в 1889 году один из воспитанников В.В. Стасова молодой тогда скульптор И.Я. Гинцбург подарил ему небольшую статуэтку, где изобразил его в русском народном костюме. Эта работа настолько понравилась Стасову, что он писал дочери: "Если бы я был какой-то крупный исторический человек, я никогда бы не пожелал себе никакого другого монумента, кроме именно такого…" Когда после смерти Стасова было решено установить на его могиле памятник, средства на который собирались по подписке, то за основу была взята статуэтка Гинцбурга. На фоне монолитной скалы установлена статуя Стасова. По рисункам архитектора И.П. Ропета выполнена художественная чугунная ограда с медальонами из смальты, в которых помещены буквы "Ж", "З", "М", "В", означавшие Живопись, Зодчество, Музыку и Ваяние. На калитке ограды - шпора и зажигательное стекло, напоминавшие о таланте Стасова направлять и зажигать.

Неподалеку от могилы Стасова похоронены его родственники: отец, архитектор В.П. Стасов (1769-1848); брат Дмитрий (1828-1918), адвокат, общественный деятель; сестры Надежда (1822-1893) и София (1829-1858).

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...