Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Художественная культура 17 18 века. Художественная культура европы xvii – xviii веков. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране – Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники 17 века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, э моциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками 17 века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер).

Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. К началу 17 века утверждаются революционные завоевания в Голландии – первой капиталистической стране Европы. В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 годов общеевропейского масштаба. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии. Однако феодализм был еще прочен. Испания, бывшая в 16 столетии сильнейшей державой мира, превратилась в одно из отсталых реакционных государств Европы. В Италии и Германии при сохранении феодальной раздробленности формируется мелкодержавный княжеский; деспотизм. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией.

В борьбе за прогрессивный путь развития европейских государств важную роль играли народные движения. Протест народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления составлял основное содержание общественной жизни 17 века. Развитие культуры в той или иной степени испытывало ее воздействие. Выступления передовых мыслителей против феодализма были связаны с критикой католической церкви, вновь усиливающей свое влияние и сковывающей общественную мысль.

В то же время общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. В то время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, индивидуального, мыслители 17 века исходили в своих научных теориях из целостных систем и взглядов на мир. В творчестве художников также утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.

Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере. Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля – барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррационализму, к мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане, художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам.

В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, но мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более непосредственное мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. Его проявления необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров. 17 веку принадлежат величайшие мастера реализма – Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермеер Дельфтский. В 17 столетии на первое место выступают те национальные школы, в искусстве которых были достигнуты высшие творческие результаты. Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция быстро становятся влиятельными художественными центрами. В других европейских странах – Англии, Германии, Австрии, Чехии, Польше, Дании художественная культура сохраняет отпечаток локальных свойств и взаимосвязи с традицией предшествующих эпох.

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства . Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий . В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие « свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса . 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства . Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber ). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика . Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства» : концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное . Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение ; 2) вторичное – исполнительство . А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву.

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм .

Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни . В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане – драматический театр . Он влияет на все виды и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра (Монтеверди, Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров. Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды. Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки . «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский , 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский ).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный. В архитектуре много декора, игровых и гедонистических мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе. Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру. В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг). В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры. Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко :

  • главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  • метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  • подражать, опираясь на правила; нормативность;
  • цель искусства – воспитание личности, которой свойственна не абстрактная добродетельность, а человека-гражданина;
  • доминирование родового над индивидуальным, идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма :

  • прямое и непредвзятое подражание (объективированность);
  • морализирование;
  • красота – форма истины и добра.

PAGE 2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35974. Молодые Платформы 47 KB
имеют складчатое основание палеозойского и частично позднедокембрийского возраста. В некоторых из них главная складчатость происходила в середине палеозоя эту складчатость называют КАЛЕДОНСКОЙ по старинному названию части Шотландии Каледонии где она проявилась очень отчетливо перед девоном а созданные ею складчатые структуры и пояса называют КАЛЕДОНИДАМИ. Наряду с ними есть еще более молодые складчатые области геосинклинальное развитие которых продолжалось не только в палеозое но и в течение большей части мезозоя и завершилось лишь...
35976. Экономическая классификация природных ресурсов 46 KB
Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

по предмету Культурология

Тема: Культура и искусство XVII – XIX веков

1. Культура и искусство XVII-XVIII веков

1.1 Эпоха абсолютизма

1.2 Эстетика классицизма

1.3 Искусство барокко

1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко

2. Культура и искусство XIX века

2.1 Философия Канта

2.2 Теория Шиллера

2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков

2.4 Творчество Гете

2.5 Философия Гегеля

2.6 Импрессионизм

2.7 Постимпрессионизм

3. Список использованных источников

1. Культура и искусство XVII - XVIII веков

С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.

1.1 Эпоха абсолютизма

В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовной культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество.

Наряду с прогрессивной ролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии.

Упрочившийся абсолютизм (в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни - от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялся с государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению с предшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободы поведения, но и свободы мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаос эгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализма реализовать свои интересы.

1.2 Эстетика классицизма

Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики, химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:

1)не принимать за истинное то, в чем сомневаешься;

2)любое затруднение разделить на множество небольших;

3)начинать познание следует от простого к сложному;

4)чтобы избежать упущения, необходимо последовательно изложить свои рассуждения о предмете.

Эти принципы послужили философской основой эстетики классицизма, получившей наиболее полное отражение в литературе, театре и архитектуре XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буало, изложивший свои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал:

«Так пусть же будет смысл всего дороже вам,

Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!»

Прекрасное, согласно классицизму, не могло быть вне истины, а раз христианские сюжеты иррациональны по своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражения должны быть ясными и четкими. Основой прекрасного провозглашалась гармония частей и целого наиболее полно это требование нашло отражение в драматическом искусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре.

Много внимания П. Буало уделял моральной ответственности художника, его долгу и профессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним из основных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлось требование во всем следовать античности, опираясь на ее мифологию. Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались, в первую очередь, на римское искусство с его суровыми и мужественными характерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизни французского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Август и Гораций, которые олицетворяли долг и патриотизм и ставили интересы государства выше собственных.

Подобное требование имело и свою положительную сторону оно способствовало социализации личности, ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел еще Шекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всех против всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только не ограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокое предназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства.

Специфика изобразительно-выразительных средств в искусстве определялась основными принципами (которые выполняли роль канона), предъявляемыми эстетикой классицизма: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным и рационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строго установленными правилами и др. Таким четким правилом для драматического искусства было требование трех единств места, времени и действия, которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. В живописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению с композицией, колоритом и краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публику силой разума и ясной логикой. По мнению художника-классициста Н. Пуссена, живопись представляет собой не что иное, как (изображение духовных понятий», воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манере классицизма. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашивание и некоторая абстрактность.

Прекрасное идеализировалось классицистами его источник они видели не в природе, а в некоем духовном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась ими выше красоты природного мира, а произведения искусства - выше творений природы. Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости, очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Но поскольку разум связан с абстрактным мышлением - понятиями, отражающими общее, то и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного.

Характеры героев в драматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться и быть противоречивыми. Следуя этому правилу, большинство героев Мольера отличаются статичностью и схематизмом, обладая определенным набором черт своего характера. В них не появляется что-то новое - на протяжении всей драмы они остаются прежними: скупой - скуп, а глупый - глуп. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу.

1.3 Искусство барокко

Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение в Риме, по-своему отразило идеи позднего Возрождения о неустойчивости и зыбкости бытия, сиюминутности человеческого счастья, тщетности усилий и поисков идеала в земной жизни. Пессимистический настрой ввиду несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился в своеобразии стиля искусства барокко и рококо. Для искусства барокко были характерны следующие особенности - это извилистые и нервные линии в живописи, вычурность и нагромождение множества отдельных деталей в архитектуре, а также определенная тематика литературных произведений, стремившихся изображать мучеников за христианскую веру, сцены самоубийства. От искусства классицизма, которое отличается строгостью, холодностью и во всем согласуется с логикой разума, барокко отличал динамизм и противоречивость, эмоциональность и чувственность образов. От первого веяло строгой гармонией, от второго - теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни. Эти черты нашли свое отражение в живописи П. Рубенса. Используя античные сюжеты, он создавал произведения, от которых исходила энергия и радость чувственной жизни.

1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко

Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенному направлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм и правил, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своем творчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но Рембрандт и Эль Греко по праву занимают среди них достойное место.

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Работа содержит 1 файл

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры.docx

- 17.56 Кб (Скачать)

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130

вания. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр –

обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной « Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатоеД. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134

турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Семнадцатый век - переломное время в истории России и ее культуры. В это столетие произошло слияние почти всех древнерусских земель. Важнейшим фактом в политической жизни государства явилось воссоединение русского и украинского народов. К концу столетия Россия выходит к Черному морю и начинает войну со шведами за выход к Балтийскому морю. Все решительнее осваиваются земли на востоке страны.

Это время острейших социальных конфликтов, показавших силу народа, его стремление дать отпор невыносимому гнету со стороны правящих классов. В XVII веке расширяются и углубляются политические и культурные связи России с близлежащими дальними странами. Эти связи заставляют людей обращать все более пристальное внимание на культурную жизнь Западной Европы, оказывающую существенное воздействие на искусство Poccии. Самым важным было то, что дала трещину господствующая религиозная идеология. Протест против светской и церковной власти породил различные идейные движения, в которых проявилось стремление избавиться от гнетущей опеки религии и обосновать приоритет разума, здравого смысла над ее догмами. Процесс этот прослеживается в религиозном искусстве, которое постепенно теряет свой непреклонный догматический характер и наполняется подчас откровенно светским содержанием. Распад средневековой художественной системы, решительное преодоление ее принципов открывает дорогу искусству нового времени в XVIII столетии. Важнейшим фактом художественной жизни России XVII века явилась централизация руководства искусством. Изменения в нем регламентировались властью. Для всех земель Москва стала непререкаемым авторитетом в области искусства. Вместе с тем это, конечно, не исключало развития местных художественных школ или деятельности провинциальных художников, еще свято придерживавшихся норм старого искусства.

Уже на рубеже XVI-XVII веков наряду с течением в иконописи, ориентировавшимся на монументальный стиль живописи XV-начала XVI столетия и получившим наименование «годуновских» писем, сформировалось иное направление. Оно представлено иконами «строгановского» письма, авторы которых ставили своей целью создание произведений (как правило, небольшого размера), предназначенных для домашних молелен. Иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличают тщательность отделки, употребление золота и серебра.

К середине XVII века миниатюрная техника письма строгановских мастеров перешла и на произведения крупные по своим размерам. Таковы иконы «Иоанн в пустыне» (20-30-е гг.) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).

В середине и второй половине XVII века трудились иконописцы, подготовившие русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства. К ним в первую очередь принадлежит Симон Ушаков. Правда, в творческой практике он менее последователен, чем в теоретических рассуждениях. Одна из любимых композиций художника - «Спас Нерукотворный». В этих иконах Ушаков стремился к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. В то же время он не смог преодолеть условности старого иконного письма. И все же стремление к жизненному правдоподобию, которое демонстрировали в своем творчестве и Симон Ушаков и его товарищи - Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин и другие мастера, принесло свои плоды в дальнейшем. Новые тенденции в русской живописи XVII века с особенной отчетливостью проявились в «парсуне» (от слова «персона»), явившейся первой ступенью на пути развития реалистического портрета. Правда, и в иконописи и в росписях этой эпохи мы встречаемся с изображением реальных людей. Однако здесь эти изображения подчинены канонам иконного письма. Другое дело в парсуне. Главной задачей, которую ставит перед собой ее создатель, является, возможно, более точная передача характерных черт данного лица. И в этом художники порой достигают огромной выразительности, демонстрируя незаурядную остроту художнического видения. К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского, Ивана IV и др. Во второй половине XVII века в Москве трудилось немало иностранных живописцев, в том числе голландский художник Д. Вухтерс. Именно ему приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру». Несомненно, произведения иностранных мастеров оказывали воздействие на русских живописцев, помогая им выйти на путь реалистического искусства. Не случайно во второй половине появляются портретные произведения самым непосредственным образом предвосхищающие искусство портрета XVIII столетия.

От XVII века до нашего времени дошло немало фресковых циклов. Авторами их являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских артелей и мастера других художественных центров. Их творчество порой смыкается с иконописью, но в то же время сама форма стенописи требовала от них особых приемов и способов изображения. Примечательно, что именно в росписях, прежде всего, дают знать о себе новые веяния: занимательность рассказа, многочисленные бытовые подробности.

Характер монументальной живописи XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. К интереснейшим памятникам здесь принадлежат росписи Архангельского собора (1652-1666).

Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи XVII века, - впечатление динамики, внутренней энергии. Правда, в росписях Ростова еще сохранилось мастерство плавной, гибкой линии, свободно очерчивающей силуэт фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Но и здесь художник отдает дань времени: парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-егг.) - это искусство праздничное и торжественное. В противоположность названным росписям Ростова росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) исполнены активного движения. Художники не обращают внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Они всецело поглощены действием, которое развертывается в многочисленных сценах. «Герои» фресок бурно жестикулируют, и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Чрезвычайно важную роль в создании впечатления праздничности играет колорит ярославских росписей. Краски в них яркие, звонкие. Это лишает даже эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности, хотя художники и стараются в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - С. 25.

Таким образом, русская художественная культура XVII века основывалась на московской, местных художественных школах, подвергалась влиянию зарубежных художественных школ. При этом, она все более приобретала светский характер.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...