Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Рассказы и сказки пермяка. Советский писатель Евгений Пермяк. Биография, особенности творчества, сказки и рассказы Евгения Пермяка. Евгений Пермяк: биография

Тематический классный час, посвящённый

113-летию Е.Пермяка “Рассказы и сказки Е.Пермяка”.

Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Цель: познакомить детей с писателем Е.Пермяком;

Воспитывать интерес к книге;

Формировать умение анализировать поступки людей;

Развивать память, внимание, речь учащихся.

1. Организационный момент

Выразительное чтение стихотворения «Кто он, как его зовут?»

Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !

Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !

Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !

2. Постановка целей урока.

Из прочитанного стихотворения Вы, ребята, поняли, что сегодня мы будем говорить о труде. «Только труд делает маленького человека большим», «Только труд приносит счастье, радость и почёт» – говорил

Евгений Пермяк. Много книг для детей написаны замечательным человеком, мастером своего дела, тружеником слова, «без вас, читателей, просто-напросто пишущим человеком, а с вами – читаемым, что было самым главным из самого главного в его работе и жизни» – Евгением Андреевичем Пермяком.
Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о человеке, добросовестным отношением к труду не только на благо себя, но и на благо Родины.

Евгений Андреевич Пермяк
родился 31 октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал более 200 книг.
Когда Пермяк был маленьким, то он с мамой ездил по родным городам и посёлкам Урала, там познакомился с жизнью мастеровых людей, слышал живой язык народа, полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.
Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай...

Сам любил трудиться и
тема труда – главная тема в его произведениях .

3. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

4. Давайте назовем рассказы К.Пермяка.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

    «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»

    «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»

    «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»

    «ПИЧУГИН (МОСТ)»

    «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»

    «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

Выставляются книги с рассказами Е.Пермяка.

5. Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Птичьи домики (рассказ)

Вася и Ваня ещё в третьем классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.
Вот и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков.
Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто. В прошлом году ребята много наделали скворечниц, да только скворцы не стали в них жить. Со щелями оказались домики. И гвозди внутри торчали. А скворцы ─ птицы разборчивые: не во всяком доме живут.
Знают это Вася и Ваня. Доски остругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вбивают.
Сразу видно ─ хорошие строители вырастут из этих ребят. И дома, которые построят Вася и Ваня, будут такими же прочными и удобными, как и птичьи домики.
Большие мастера видны и в ребячьих делах…

Волшебные краски (рассказ)

Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.
Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь - нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста. Нарисуй и садись на него.
Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице - усы, а кошке - горб, и будет собака рогатой, курица - усатой, а кошка - горбатой.
Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.
В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.
Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам - большую-пребольшую школу.
Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.
На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:
- Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.
Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Так сказал Дед Мороз и удалился.
А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.
Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, - яркие, нарядные одежды.
Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.
- Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.
Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…
Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека.

6. Вопросы детям по рассказам.

7. Подведение итога.

Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей. Сегодня на уроке мы познакомились с рассказами Евгения Андреевича Пермяка. Но Пермяк считал: «Каждый рассказ сам по себе, своей жизнью живёт, хотя в одной обложке». Так и мы все разные. Мы учимся в одном классе, но нас объединяет трудолюбие к учёбе и уважение к труду других людей.
Кроме физического труда, есть и интеллектуальный. Ведь при создании произведения писатель трудится над ним, а воплощение его интеллектуального труда мы можем увидеть в книгах, которые обладают волшебной силой – обогащают нашу жизнь.

Евгений Андреевич Пермяк (настоящая фамилия Виссов, 1902 -1982) - русский писатель, драматург.

К жанрам детской литературы начал активно обращаться после Великой Отечественной войны. Был известен, как автор сказок и поучительных коротких рассказов. Читайте популярно-просветительские миниатюры Пермяка с иллюстрациями на нашем сайте.

Пермяк читать

Навигация по произведениям

    Огневушка-поскакушка

    Бажов П.П.

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Каменный цветок

    Бажов П.П.

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Малахитовая шкатулка

    Бажов П.П.

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Горный мастер

    Бажов П.П.

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …

    Как мужик гусей делил

    Толстой Л.Н.

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Про слона

    Житков Б.С.

    Как слон спас хозяина от тигра

    Житков Б.С.

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Житков Б.С.

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

Евгений Андреевич Пермяк

Пермяк Евгений Андреевич (18.10.1902 - 1982), писатель. Детство и юность провел на Урале и в Кулундинских степях. Окончил педагогический факультет Пермского университета (1930). В н. 30-х выступил как драматург. Из пьес Пермяка наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939), «Ермаковы лебеди» (1942, по мотивам сказа П. Бажова), «Иван да Марья» (1942), «Золотая сорока» (1960) и др. Автор научно-популярных книг для детей: «Кем быть?» (1946), «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1960); сборников сказок: «Счастливый гвоздь» (1956), «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др. В детской литературе Пермяк утверждает великое значение труда, «тайну цены» человека. Пермяк - один из создателей современной сказки, в которой смелая народная фантазия, неосуществимая в прошлом мечта становятся явью. Пермяком написаны романы: «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Последние заморозки» (1962), «Горбатый медведь» (1965).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Пермяк Евгений (настоящее имя Евгений Андреевич Виссов) - прозаик.

Родился в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезен в Воткинск. Большая часть его детства и юности (более 15 лет) прошла в Воткинске, где он учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии. В начале 1920-х Пермяк попадает в Кулундинские степи (Сибирь), где работает на продовольственном фронте. Позже его впечатления о Сибири лягут в основу книги «Тонкая струна», цикла «кулун-динских» рассказов и повестей: «Дочь луны», «Саламата», «Шоша-шерстобит», «Страничка юности», «Счастливое крушение».

Сменил много занятий: был гуртоправом, заготовителем, инструктором по культурно-просветительской работе, журналистом, руководителем агитколлектива. Печатался с 1924. Публиковал в сарапульской газете «Красное Прикамье» рабселькоровские корреспонденции, писал стихи под псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 окончил педагогический факультет Пермского университета. В студенческие годы стал организатором журнала «Живая театрализованная газета», созданного по образцу известной в те годы «Синей блузы». В 1929 в Перми была издана его брошюра «История живой театрализованной газеты».

В начале 1930-х Пермяк переехал в Москву и занялся профессиональной литературной деятельностью. Сотрудничает в журналах «Деревенский театр», «Клубная сцена». Заявляет о себе как драматург. Из пьес начала 1930-х наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939).

В годы Великой Отечественной войны Пермяк с группой московских писателей находился в Свердловске. Активно сотрудничает с Совинформбюро, откликается на текущие события публицистикой в газете Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В это время сблизился с П.Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. Эти отношения перешли в прочную дружбу. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговекий мастер».

В 1942 в Свердловске была издана книжка «Ермаковы лебеди. Героическое представление в 4-х действиях Евгения Пермяка по одноименному сказу П.Бажова об Ермаке Тимофеевиче , его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке и о великом государе Иване Васильевиче ». Позднее Пермяк написал еще одну пьесу по сказу Бажова - «Серебряное копытце» (издана в Москве в 1956). Сам он записывал и обрабатывал сказания о горе Благодать. В совместных поездках Бажова и Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители».

Тогда же появился замысел книги «Кем быть». Книга состоит из 12 сюжетно завершенных глав (тетрадей), объединенных общей авторской задачей: раскрыть поэзию труда и познакомить юного читателя с огромным количеством существующих на земле профессий. Рассказывая об увлекательном путешествии своих юных героев в громадном «царстве труда», автор приводит их к знаменитому сказочнику, его рассказ о знаменитом умельце-углежоге Тимохе, убежденном, что «живинка во всяком деле есть: впереди мастерства она бежит и человека за собой тянет». Мысль о том, что в каждом деле надо «живинку найти» проходит через все путешествие в мир профессий. В любом деле можно стать счастливым, знаменитым человеком. Появившаяся в 1946 книга открыла новый значительный этап в творчестве Пермяка - приход в детскую литературу. Книга пользовалась очень большим успехом, была переведена на многие языки народов СССР, в т.ч. и на коми-пермяцкий.

Пермяк - автор научно-популярных книг для детей «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1957), сборник сказок «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др.; публицистических книг на экономические и политические темы: «О семи богатырях» (1960), «Азбука нашей жизни» (1963). Объединенные идеей важности труда, они показывают «тайну цены» человеческого труда, необходимость приобщаться к труду с детства, потому что из трудолюбивых маленьких советских граждан вырастут хорошие люди, хозяева своей страны и судьбы.

Пермяк считается одним из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции, используя сказочные, сказовые формы, он вкладывает в традиционный жанр новое, современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд - вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде - могущество человека, источник его жизни.

«...Где-то на пятьдесят третьем году своей жизни я переступил какой-то порог, за которым начались ступени лестницы»,- отмечал Пермяк. Ступенями творческого пути стали романы «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Горбатый медведь» (1965), «Последние заморозки» (1962), «Царство Тихой Лутони» (1970) и др. Живые проблемы сегодняшнего дня здесь вкладываются подчас в условные по своим формам рамки. Сказка становится былью, насыщается политическим содержанием. Идейно-художественной основой романов Пермяка становятся столкновения характеров и событий, выражающих дух времени. Современность в романах Пермяка не фон, а основное содержание, определяющее конфликты повествования, образную систему, всю структуру. Публицистический накал письма, сатирическая окраска и лирическая проникновенность авторских характеристик - существенные особенности романов Пермяка. Критика упрекала Пермяка в излишней публицистичности, обнаженной заостренности ситуаций и характеров, однако сам Пермяк намеренно вплетает ее в повествование, а в своих выступлениях на литературные темы настаивал, что т.н. публицистические нити имеют длительную историю в русской литературе и являют активную гражданскую позицию автора-повествователя.

В романах Пермяк ищет свежие повествовательные формы, использует формы сказки-были, ее аллегоричность , сказочную символику, сказовые мотивы, реализующиеся в языковой сочности авторских описаний, мудрой лукавинке бывалого рассказчика. Наряду с этим для романов Пермяка характерны стремительность развития действия, неожиданность сюжетных поворотов, лаконичность авторских характеристик.

Роман «Сказка о сером волке» связан с жизнью тружеников Урала. Пермяк рисует своих современников из приуральского села Бахруши. Здесь живет энергичный, знающий свое дело председатель колхоза Петр Бахрушин. Неожиданно выясняется, что его считавшийся погибшим еще в годы Гражданской войны брат Трофим, жив, стал фермером в Америке приезжает навестить родное село. Фермера-туриста сопровождает американский журналист Джон Тейнер, захотевший быть свидетелем «несколько необычной встречи двух братьев из разных миров» и написать книгу о жизни русской деревни. Судьба американского фермера, история его приезда в качестве интуриста в родное село, встречи с советскими людьми и составляют основу повествования. Столкновение двух братьев, хотя и является сюжетным стержнем романа, его основным конфликтом,- это лишь событийное выражение больших социальных столкновений. В поединок вступают разные люди, сталкиваются социальные системы, мировоззрения, различные взгляды на мир.

Пермяк известен как создатель оригинальных, остросовременных, публицистически активных «маленьких романов» («Счастливое крушение», «Бабушкины кружева», «Сольвинские мемории»). Они состоят из но-веллистически кратких, часто сюжетно цельных глав. Такая форма позволяет широко охватить большой жизненный материал, делать экскурсы в далекое прошлое, прослеживать связанные с ним судьбы людей, быстро менять место действия, развивать повествование динамически напряженно и увлекательно. Почти все маленькие романы Пермяк написаны в сказовой манере. Ни один из них не обходится без вставной сказки, прочно связанной с повествованием и многое проясняющей в идейном замысле всего произведения. Сказка «О Жалевой правде», органически включенная в сюжетную ткань «Сольвинских меморий», сказочные образы и характеристики определяют жанровое своеобразие лучших маленьких романов Евгения Пермяка - «Царство Тихой Лутони», «Очарование темноты».

Пермяк всегда считал себя пермяком по происхождению, уральцем. Многие его романы написаны на уральском материале. На уральском материале написан историко-революционный роман Пермяка «Горбатый медведь», раскрывающий сложные жизненные противоречия кануна Октября. Идейной основой романа является проблема формирования личности. Пермяк развертывает галерею живых человеческих образов и характеров, одни из которых способствуют кристаллизации в душе главного героя добрых чувств, другие, напротив, жестоко ранят несправедливостью и злом. Вскоре на его основе возникла повесть «Детство Маврика». Это повесть о жизни мальчика в приуральском заводском поселке до революции. Маврик жадно впитывает впечатления окружающего мира, помогает детям рабочих, борется за справедливость. Когда приходит революция, он, уже юноша, без колебаний принимает ее и с радостью участвует в строительстве новой жизни.

В 1970 в Москве вышла книга Пермяка «Мой край», полностью посвященная Уралу - «стране чудес и несметных сокровищ». Одна из глав книги рассказывает о Пермской обл.

Пермяк с полным основанием считают одним из создателей современной литературной сказки. Книги Пермяка о профессиях и своеобразные сказки для детей, безусловно, вошли в золотой фонд литературы.

М.А.Ефремова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 46-48.

Примечания ХРОНОСа

Еще в 1992 году воткинским краеведом З.А. Владимировой по документам Центрального государственного архива Удмуртской республики (ЦГА УР) было установлено, что местом рождения Е.А. Пермяка является - Воткинск. Утверждение о том, что местом его рождения является Пермь следует считать ошибочным. (Текст примечания подготовила Татьяна Санникова ).

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Фотоальбом (фотографии разных лет).

Сочинения:

СС: в 4 т. Свердловск, 1977;

Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья В.Полторацкого. М., 1973;

Избранное: Романы, рассказы, сказы и сказки. М., 1981;

Шумите, ратные знамена!: Большое героическое представление из древних времен, о храбрых дружинах северных, о князе Игоре, его верной жене и сподвижниках, о ханской дочери и о многих других. М.; Л., 1941;

Уральские записки. Свердловск, 1943;

Кем быть: Путешествия по профессиям. М., 1956;

Сегодня и вчера. Избранное. М., 1962;

Горбатый медведь. Кн. 1-2. М., 1965-67;

Памятные узелки: сказки. М., 1967;

Бабушкины кружева. Новосибирск, 1967;

Мой край: Рассказы, очерки, истории, были и небыли о стране чудес и несметных сокровищ. М., 1970;

Уральские романы. Свердловск, 1971;

Яргород. М., 1973;

Дедушкина копилка. Пермь, 1977;

Долговекий мастер: О жизни и творчеаве Павла Бажова. К 100-летию со дня рождения. М., 1978;

Очарование темноты: романы. М., 1980;

Советское государство. М., 1981;

Рассказы и сказки. М., 1982;

Горбатый медведь: роман. Пермь, 1982;

Азбука нашей жизни. Пермь, 1984.

Литература:

Карасев Ю. О чувстве меры [о кн.: Евгений Пермяк. Драгоценное наследство: роман] // Новый мир. 1952. №9;

Касимовский Е. Не веришь? Проверь [о кн.: Евгений Пермяк. Высокие ступени] // Новый мир. 1959. №2;

Гура В. Евгений Пермяк. Критико-биографический очерк. М., 1962;

Рюриков Ю. Пагубные тенета [о кн.: Евгений Пермяк. Счастливое крушение. Маленький роман] // Новый мир. 1965. №8;

Гура В. Путешествие в мастерство. Очерк творчества Евгения Пермяка. М., 1972.

Евгений Пермяк - известен в первую очередь своими книгами для детей. Но он также писал и для взрослых. Что мы ещё знаем о нем? Где родился Евгений Пермяк? Настоящая ли это фамилия или псевдоним, который принято брать в писательской среде? На эти вопросы вы получите ответы в данной статье. А также в ней вы сможете прочитать информацию о творчестве и узнать любопытные факты из жизни советского писателя.

Евгений Пермяк: биография

31 октября 1902 года в уральском городе Пермь родился мальчик, которого назвали Евгением. Его родители были простыми тружениками. Отец работал на почте. Впоследствии мальчик стал известным детским писателем. В честь родного города взял псевдоним - Пермяк. О детских годах его известно не очень много. Как и многие мальчишки, рожденные в 20 веке, Евгений играл в индейцев, бегал на улице и наслаждался самой беззаботной порой в жизни.

Но его детство - это были не только игры и забавы со сверстниками. Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями.

Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Любопытные факты из жизни писателя

  • Настоящая фамилия - Виссов.
  • Детские годы прошли в удмуртском городе Воткинск. Здесь жила бабушка писателя.
  • Окончил педагогический институт в городе Пермь.
  • Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец.
  • Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родного края, Урал присутствует во многих его произведениях.
  • Поддерживал дружеские отношения с такими известными советскими писателями, как: Павел Бажов, Агния Барто, Лев Кассиль.
  • За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.

Евгений Пермяк: книги

За свою жизнь написал более ста книг различных жанров: очерки, рассказы, сказки, пьесы, повести, романы. Давайте вспомним самые известные произведения Евгения Пермяка для взрослых и детей.

  • "Как Маша стала большой". Короткий рассказ даст малышу представление о том, что не вещи делают нас взрослыми, а поступки и помощь близким. Здесь есть что обсудить и над чем поразмыслить.
  • "Золотой гвоздь". Эта добрая сказка прославляет ремесла и трудящегося человека. Её непременно нужно читать и детям, и взрослым.
  • "Некрасивая Ёлка". Сюжет этой сказки взят из самой жизни. Здесь нет волшебных персонажей, а то, что деревья разговаривают, воспринимается совершенно нормально. Ёлка росла кривой и некрасивой, и кроме обидных насмешек ничего не слышала в своей жизни. А она ни на что не претендовала, и безропотно сносила все обиды. За свою скромность она получила достойную награду - из неё сделали книгу. Простая история становится поводом для хорошей дискуссии.
  • "Как Огонь Воду замуж взял".
  • "Кем быть". Сборник небольших рассказов, объединенных одной целью - познакомить детей с огромным миром профессий. Книга написана с большой любовью к труду. Прочитав её, дети понимают, что в каждой профессии есть свое очарование и красота.
  • "Последние заморозки". Роман о любви молодых людей, о юности, и о выборе пути, который делает в жизни каждый.

Особенности творчества

В чем своеобразие произведений, которые написал Евгений Пермяк? Давайте выделим и перечислим их отличительные особенности:

  • присутствие политического подтекста;
  • отражают дух времени;
  • идет речь о проблемах, которые беспокоят общество;
  • используются сказочные мотивы;
  • лаконичность описания;
  • неожиданность сюжетных поворотов;
  • реальные, а не придуманные люди и события;
  • восхваление трудящегося человека.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Внеклассное чтение 2 класс УМК «Школа России»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г. Камешково

Владимирской области

Курова Татьяна Владимировна

Евгений Андреевич Пермяк

Рассказы для детей

Мастерство ремесленника не исключало тяги к литературной деятельности, поэтому Пермяк в середине 30-х гг. переезжает в Москву и его произведения начинают издаваться. Писательская карьера Пермяка началась с драматургии. Его пьесы «Перекат» и «Лес шумит» были поставлены почти во всех театрах России и имели большой успех. Военные годы Евгений Пермяк вместе с коллегами по цеху провёл в Свердловске. Там он познакомился с Бажовым и по его книгам написал пьесы «Серебряное копытце» и «Ермаковы лебеди».

Уроженец самобытной уральской среды, Пермяк перенёс в свои произведения творческую самобытность, трудовую биографию и опыт. Рассказы Евгения Пермяка не нуждаются в вымышленных образах, в его книгах живут реальные персонажи, взятые из настоящей жизни. Им бывает больно и страшно, радостно и горестно, но ни при каких условиях они не ищут себе лёгкой доли и не кичатся достижениями.

Евгений Пермяк во всех своих произведениях воспевал величие труда. «Как Огонь Воду замуж взял», «Волшебные краски», «Маляр с золотой медалью», «Рукавицы и топор» - эти и многие другие рассказы Евгения Пермяка делают читателя счастливее и богаче духом.

Евгений Андреевич (1902-1982) родился в Перми, чем и объясняется смена его настоящей фамилии – Виссов – на псевдоним Пермяк. С самого рождения будущий мастер народного слова находился в окружении простых, но сердечных людей, ведущих незамысловатый образ жизни. Выразительный, яркий и живой народный язык, на котором разговаривали вокруг, Пермяк впитал с молоком матери. После смерти отца семья Пермяка была вынуждена ездить по разным сёлам и городам. В этих поездках Евгений познакомился поближе с мастеровыми людьми и образом их жизни. Он впитывал в себя всякий опыт и уже в довольно молодом возрасте стал мастером на все руки.

Ребята!

Чтобы познакомиться с рассказом Е.А. Пермяка, щёлкните по обложке книги и прочитайте рассказ. Чтобы вернуться назад, щёлкните по иллюстрации. Переход - .

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? - спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, - отвечает Митя. - Косо строгает.

Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

А как? - спрашивает Митя.

А вот так, - сказал отец и взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился, вкривь да вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. На своем настоял.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

Чтобы кошку гладить.

Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Для чего руки нужны

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык - один и нос - тоже один.

Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один.

А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и любопытный свой нос куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Про нос и язык

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились. Вот в чем беда.

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Бумажный змей

Птичьи домики

Сразу видно ─ хорошие строители вырастут из этих ребят. И дома, которые построят Вася и Ваня, будут такими же прочными и удобными, как и птичьи домики.

Большие мастера видны и в ребячьих делах...

Вася и Ваня еще в третьем классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это еще не скоро будет. А строить хочется.

Вот и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков.

Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто. В прошлом году ребята много наделали скворечниц, да только скворцы не стали в них жить. Со щелями оказались домики. И гвозди внутри торчали. А скворцы ─ птицы разборчивые: не во всяком доме живут. Знают это Вася и Ваня. Доски остругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вбивают.

В детском саду было много шкафов, много стульев, много салфеток и полотенец, тоже много.

Много всего, а каждый свое узнает. На своем стуле сидит. Своим полотенчиком утирается.

─ Как это так? ─ спросила Надя, когда ее в первый раз в сад привели. ─ Как они все это запоминают, не путают?

─ Да очень просто, ─ ответила воспитательница. ─ По рисункам узнают. У кого грибок, у кого листок, у кого ягодка. А твоим рисунком будет ласточка.

Надина ласточка

Тут Надя сразу нашла свой шкаф, свой стул, свое полотенце. Фартучек свой увидела. На нем тоже ласточка вышита была. Какая, оказывается, умная воспитательница!

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься? А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. За что ей дали такую кличку, никто не знал. Но малыши всё равно обижали её. - Ax, ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!.. В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила. Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала: - Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят. Малыши смолкли. Задумались над этими словами.

А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала: - Ребята, разве дело в имени?..

Петина мама была штукатуром. Она штукатурила дома. Давно хотелось Пете посмотреть, как это делается, да все не удавалось.

Как-то раз мама сказала Пете:

─ Выходи, сынок, завтра на балкон. Увидишь, как мы наш старый дом будем в новое платье одевать.

Не понял Петя, как это можно дом в платье одеть, но спрашивать не стал. «Сам увижу», ─ решил он про себя.

Утром выбежал Петя на балкон. Смотрит, рядом еще один балкон появился. Да не простой, а висячий. Хочешь ─ подымешь его, хочешь ─ опустишь.

А на висячем балконе стоит мама с какой-то девушкой.

«Это, наверное, мамина помощница», ─ подумал Петя.

Возле помощницы стояло большое дощатое корыто с серым тестом. Девушка брала это тесто маленькой лопаточкой и набрасывала на стену дома. А Петина мать разглаживала его ровным-ровнешенько. Долго смотрел Петя на мамину работу, пока не увидел, что серое тесто на стене стало твердым и белым.

Понял теперь Петя, как дом в платья одевают. Захотелось ему скорее вырасти, чтобы самому научиться наряжать дома в красивую одежду.

Хорошая это работа. Нужная.

Мамина работа

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: - От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки?

Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Первая рыбка

Учительница Мария Ивановна болела почти сорок дней. И все ученики ее навещали. Одни приносили цветы, другие развлекали Марию Ивановну смешными историями и забавными новостями. А Вася Сапунов ни разу не навестил свою учительницу. «Не умею я,─ говорит,─ веселить других, да и нельзя цветами вылечить воспаление легких».

Недаром Сапунов слыл в школе нелюдимым и не очень чутким мальчишкой.

Когда Мария Ивановна выздоровела и пришла в класс, она первым делом поблагодарила всех за внимание к ней во время долгой болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Подошла и пожала при всем классе его широкую, не по-мальчишески большую руку.

─ Спасибо тебе. Ты настоящий мужчина.

Ребята удивились ─ за что благодарить этого нелюдима?

Мария Ивановна ответила:

─ Вы правы, ребята, Вася ни разу не навестил меня и не подарил ни одного цветочка. Зато он каждый день приносил по два ведра воды и по две охапки дров, которые моей старенькой маме было очень трудно носить. Всякий заботится, как умеет, и тревожится по-своему. Разве это плохо? ─ улыбнулась она своим притихшим, потупившимся ученикам.

Много понедельников мучились с ослом и наконец узнали, в чем дело. Сторож сельского магазина сказал.

Оказывается, ослик семь лет работал при магазине. Семь лет понедельник был для него выходным днем. И теперь осел никак не хочет изменить своей привычке.

Колхозному детскому саду подарили ослика. Маленького да сильного, трудолюбивого и послушного. Ослик не только катал ребят, но и привозил молоко, хлеб, овощи, дрова. Ослик не отказывался ни от какой работы.

Все хвалили осла.

Но таким он бывал не всегда. Случалось, что он становился упрямее всех ослов. Не давался запрягаться, не хотел выходить из своей загородки. Брыкался. Нестерпимо кричал. И если его удавалось запрячь, то никакая сила не могла заставить ослика сдвинуться с места. И самым удивительным было, что так себя ослик вел только по понедельникам.

Кому только не жаловались на осла! И зоотехнику. И ветеринарному врачу. И председателю колхоза. Все лишь разводили руками. Никто не мог объяснить, почему именно в понедельник осел не хотел работать.

https://i.livelib.ru/boocover/1000577327/o/ce93/Evgenij_Permyak__Toroplivyj_nozhik.jpeg - торопливый ножик

http://vsedz.ru/images/e-permjak-toroplivyj-nozhik_1.jpg - торопливый ножик

http://www.libex.ru/img/x/32/01/89072.jpg - для чего руки нужны

http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2012/04/0_7f145_9a6bb1a2_XL.jpg - для чего руки нужны

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/permyak/rasskazy/img_19.jpg - про нос и язык

https://cdn.imgbb.ru/user/54/543553/201510/46f35cc09fcfc2dae56916cdff7f6dfe.jpg - про нос и язык

http://www.knigograd.com.ua/images/detailed/980319532.jpg - бумажный змей

https://im2-tub-ru.yan dex.net/i?id=b81b6dc2792d6c3a348c6a4d9883ff67&n=33&h=215&w=294 – бумажный змей

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/permyak/rasskazy/img_23.jpg - птичьи домики

http://казка.укр/persha_ribka/8.jpg - птичьи домики

http://tatyanamyasnikova.com/wp-content/uploads/2013/10/Chijik-Pyjik_p21_Rabota.jpg - мамина работа

http://www.libex.ru/dimg/21af4.jpg - как Маша стала большой

http://www.playing-field.ru/img/2015/052211/3838298 - как Маша стала большой

https://data.fantlab.ru/images/editions/big/152941 - Двойка

http://audioskazki.net/archives/3401 - Двойка

http://img-fotki.yandex.ru/get/6106/157060903.19/0_7f144_7aa1a7bf_XL.jpg - первая рыбка

http://static4.read.ru/images/booksillustrations/154607.jpg - первая рыбка

http://www.uznaiki.ru/Knigi_dlya_detej/Detskaya_xudozhestvennaya_literatura/images/Chigik-pigik-(978-5-389-01504-3)-2.jpg - ослик

http://images.mreadz.net/304/303763/1.jpeg - портрет писателя

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/04/shablon-knigi-prevyu-3.png - титульный лист

http://www.tetsystems.com/typo3temp/pics/238506b31a.jpg - книжная полка

http://www.clipartpal.com/_thumbs/pd/open_face_book_blank_T.png - книга

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...