Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Туринская плащаница. Загадка туринской плащаницы

Массивный сейф за толстой стеной рядом с алтарем собора Святого Иоанна Крестителя (Турин), хранит вот уже в течении 250 лет величайшую реликвию христианства - плащаницу Христа: отрез льняной материи длиной 14 и шириной 3 фута, на котором четко видно двойной отпечаток тела распятого человека.

Считается, что таким образом оставил истинный свой лик потомкам Иисус Христос после того, как его истерзанное тело в поту и крови «было завернуто в льняные покрывала, пропитанные благовониями, как это принято у иудеев» и на время оставлено Иосифом Ариматейским и Никодимом в склепе Гефсиманского сада.

Верующие говорят, что Туринская плащаница является тем самым покрывалом, которое было найдено на полу пустого склепа. «Петр сохранил плащаницу, но ныне местонахождение ее нам неведомо», - написал в IV столетии Св. Нин.

Через 300 лет плащаница появилась в Иерусалиме (об этом писал, епископ Аркуф), и пробыла там около 400 лет. В конце XI столетия плащаницу вдруг обнаружили в Константинополе. После того как город был разграблен крестоносцами она исчезла, потом неведомым образом появилась во Франции, после этого находится уже более или менее на виду у современных историков.

Первые владельцы плащаницы — герцоги Савойские, предки короля Италии Виктора Эммануила. Известный факт, что в XIV столетии по поводу аутентичности Плащаницы Христа среди клерикалов разразились яростные споры: подлинность реликвии церковь официально не признала.

1532 год — часовня, в которой хранили плащаницу, сгорела, но достопримечательность почти не пострадала, немного обуглились только ее концы.
Великая историческая ценность Плащаницы Христа ни у кого не вызывала сомнения, но, научный мир, может быть, никогда бы и не стал обращать на нее внимания, если бы не любопытное открытие, которое было сделано в 1898 году состоятельным фотографом-любителем Шевалье Пио, которым было получено от короля Виктора Эммануила разрешение сфотографировать плащаницу.

После проявления пластин, Пио заметил удивительную вещь: изображение на реликвии оказалось «изнаночным»; обе части его, говоря по другому, несли на себе негативное изображение. Как результат вместо ожидаемого негатива на пластинах Пио проявилась идеальное фото необычно благородного мужского лица, от каждой черты которого исходила величайшая скорбь. Изображение невероятно было реалистично и естественно.

Итак, в результате неких таинственных процессов ткань савана, выступила в роли фотографической пластины, донеся до нас истинный портрет Иисуса Христа. По двум «фотографиям» реликвии возможно установить не только рост Иисуса (5 футов и 8 дюймов), но так-же некоторые детали, удивительно дополняющие факты которые известны о драме на Голгофе и событиях, за ней последовавших.

Эти сообщения были как гром среди ясного неба и вызвали настоящую сенсацию во всем мире. На счет подлинности Туринской плащаницы и выводов, которые сделали те, кто изучал снимок, разгорелись ожесточенные споры.

Д-р Поль Виньон, профессор биологии в Парижском католическом институте, вместе с помощником, профессором физики полковником Колсоном, сделал ряд экспериментов и отчет о них представил на ученом совете французской Академии наук. В начале 1930-х годов, после того, как реликвию выставили на публичное обозрение, для дальнейших исследований были созданы две комиссии - одна в Турине, другая в Париже. В скором времени обе они заявили, что имеют убедительные доказательства того факта, что Плащаница Христова - в действительности последнее одеяние Иисуса Христа.

Д-р Виньон, занимавший пост секретаря объединенной комиссии, с уверенностью заявил, что изображение не могло быть нанесено на ткань искусственным путем. Само понятие о негативе появилось только после изобретения фотографии. Для того, чтобы живописными средствами с удивительной точностью воссоздать негативный снимок человека, мастеру в древности надо было знать такие научные и художественные принципы, о которых до недавних пор человечество не имело ни малейшего представления.

«Принципы эти, - сказал Виньон, - довольно трудно воплотить даже в обычном, позитивном рисунке. Реликвия же предлагает нам негатив идеально выполненной фотографии. Даже на сегодняшний день ни один гений живописи не в состоянии художественными средствами воссоздать настолько точный фотографический негатив. Собственно говоря, никому и не удалось представить сколько-то убедительную копию фотографии на плащанице, хоть подобные попытки предпринимались весьма авторитетными мастерами своего дела».


Следует отметить также, что прежде чем нанести на ткань масляный или акварельный рисунок, художнику необходимо холст подготовить (отшлифовать), сделав его жестким и негнущимся. Но лен плащаницы мягкий, нежный и тонкий.

Но как на реликвии смог проявиться негативный снимок распятого человека? Подводя итог своим наблюдениям, д-р Виньон сделал более чем интригующий вывод. Дело в том, что пот человека, подвергшегося физическим истязаниям или страдает сильной лихорадкой, содержит значительный процент мочевины. В результате брожения последняя выделяет пары аммиака. Плащаница, которой было облачено тело Христа, пропитана, как указано в «Евангелие», соком алоэ и миррой. Аммиачные пары вступили с соком алоэ в химическую реакцию, которая сенситизировала в льняную ткань, превратив ее в своеобразный аналог фотографической пластины.

Обстоятельства трагедии, как видно, поспособствовали появлению благоприятных для этого условий. Мы знаем, что тело Христа не было омыто: оно было сплошь измазано потом и запекшейся кровью из ран - от тернового венца, гвоздей, плетей и удара копья. В преддверии субботы тело было оставлено в закрытой пещере, где ничто не было помехой для испарения аммиака из мочевины, выделенной вместе с потом. Учитывая все эти факторы то обстоятельство, что тело, завернутое в лен, оставило на нем фотографический отпечаток, контрастность которого увеличивается в местах соприкосновения с тканью, кажется не только неудивительным, но даже естественным.

Что и смог доказать весьма убедительно доктор Виньон: обернув покрытый аммиаком манекен из пластмассы льняной тканью, пропитанной соком алоэ, он получил на последней отпечаток, который во многом напоминал изображение, которое несет на себе реликвия.

Итак, загадка Плащаницы Христа раскрыта? Нет, тут есть много такого, что еще требуется объяснить.
Образ, который отпечатался на льняных простынях, идеально контрастен. Гармония света и тени тут такая, что лицо смотрящее на нас совершенно как живое. Невероятным кажется то, чтобы настолько потрясающий фотографический эффект смог быть достигнутым в результате самой обыкновенной химической реакции между парами, испускаемыми телом, и соком алоэ.

Другая тайна: запекшаяся кровь вся сошла с тела на саван. Сам по себе факт этот не очень то и удивителен, ведь аммиак растворяет волокна свернувшейся крови. Однако дело в том, что «мазки» крови были переведены на ткань до такой степени точно, что вышел портрет, отчасти написанный кровью!

Д-р Виньон не смог воспроизвести процесс, в результате которого лен бы смог так идеально впитать в себя засохшую кровь. Тем более неясно, как в течении веков частички крови не осыпались с ткани, и почему они остаются темно-карминными, а не превратились в бурые пятна, как это обычно происходит.

Но существует тут еще более удивительное обстоятельство. На реликвии обнаружили капельки серы. Истечение серы из ран показывает на начало первого этапа трупного разложения. Но разлагающееся тело испускает аммиак очень интенсивно, а при жаркой погоде процессы тления ускоряются. В подобных условиях фотографии на плащанице не должно было получиться: отпечатки, оставленные на ткани относительно слабым истечением аммиака, оказались бы размыты, а потом и стерты уже в первые часы нахождения тела в склепе, вход куда был завален камнем.

Что же случилось? Ответ на этот вопрос есть, хоть разум и отказывается его принимать. Тело Иисуса, напомним, было принесено в пещеру вечером в пятницу. Утром в воскресенье выяснилось, что тело исчезло. Куда, почему? На эти вопросы «Библия» не дает ответ.

Если выводы д-ра Виньона верные, то… тело должно было исчезнуть сразу же после того, как вход в склеп был привален камнем! В любых других случаях процессы разложения почти сразу же уничтожили бы «фотографию» на саване. Так Плащаница Христа самым неожиданным образом подтвердила сказанное в «Библии» о распятии Христа и его последующем исчезновении.

На фотографии раритета явно видна рана на руке. Но она расположена не в центре ладони, как считали живописцы нашей эпохи. Гвозди пронзили запястья: именно так раньше и распинали - тонкие кости ладони попросту не смогли бы удержать на кресте тело человека. Одного уже этого ужасающего факта достаточно, чтобы отмести все предположения о том, что образ Плащаницы Христа был создан средствами живописи. Ни один мастер средневековья или более позднего периода не осмелился бы нарушать церковные каноны, которыми руководствовались. И уж тем более не посмел бы он изобразить Иисуса без набедренной повязки: такой еретик немедленно был бы приговорен к смерти.

На фотоснимке видно следы от ран, нанесенных терновым венцом и плетьми. Видны до такой степени отчетливо, что легко можно распознать тип flagellum с двумя или тремя ремнями, на конце каждого из которых крепился металлический шарик. В правом боку тела видно рану, явно от удара копья. Согласно «Библии», Иисус испустил дух до того, как солдат проткнул ему бок. Медицинский анализ Туринской плащаницы подтвердил этот факт. Из раны в боку выделилась сера (след от нее есть на ткани) - а это и является доказательством того, что при нанесении удара тело уже было мертво. Между тем пронзать тело распятого копьем было тогда не принято - как правило, что бы удостоверится в том, что приговоренный испустил дух, палач перебивал ему голень. Неожиданный отход от обычной процедуры подтвердил пророчество «Ветхого Завета»: «Ни одна кость в теле его перебита не будет».

Д-р Виньон провел колоссальный объем работы в надежде пролить свет на тайну Плащаницы Христа. Вывод его такой: «Руководствуясь данными проведенных исследований и текстами «Евангелия» в качестве путеводителя, следует признать: Христос в действительности запечатлел для потомков финал своей жизненной драмы. Он оставил на ткани свой точный образ, который оставался скрытым от глаз человечества вплоть до появления фотографии».

Туринской плащанице посвящен не один том специальных исследований, проведен не один анализ – и все равно ученые даже наполовину не приблизились к разгадке таинственного артефакта.

История открытия

Впервые о плащанице заговорили в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни (город Лира, Франция) предъявил христианскому миру плащаницу, которая хранилась в его семье не одно поколение. Разумеется, появление реликвии вызвало немало толков среди ученых и религиозных деятелей – а является ли реликвия настоящей? Сомнения были вполне уместны, так как в то время развилась бурная деятельность по фальсификации христианских реликвий – мощей святых или обломков святого Креста.

Специалисты, приехавшие из Ватикана, после долгих дискуссий и размышлений объявили плащаницу «обычным рисунком, не имеющим христианской ценности».

Вторым владельцем «туринского чуда» стал герцог Савойский, когда в 1452 году Маргарита, внучка графа де Шарни, обратилась к нему с предложением покупки реликвии. Долгое время ценное полотнище хранилось в семье герцога, пока в 1983 году один из потомков не подарил святыню Ватикану. С тех пор плащаница хранится в Турине, и единственным владельцем ее является Ватикан .

Описание достопримечательности

Туринская плащаница представляет собой кусок льняной ткани размером около метра в ширину и более четырех метров в длину . На ткани имеется два негативных симметричных друг другу изображения мужчины в полный рост.

На этом фото изображен лик Христа с туринской плащаницы:

Половина изображения – это образ мужчины со сложенными на груди руками, второе – такое же изображение мужчины со спины. Причем образ довольно детальный : можно рассмотреть черты лица, пальцы, бороду, множественные раны.

При ближайшем рассмотрении можно разглядеть даже царапины и капли крови . Отчетливо видна рваная рана между 5 и 6 ребрами, оставленная копьем, а также множественные раны на теле (следы от удара плетью – а плети в то время были с металлическими кусочками на концах воловьих жил).

Овеянная легендами…

Библейские сказания гласят о том, что после снятия распятого Иисуса с креста один из Его учеников, Иосиф Аримафейский, уложил Его на отрез льняной ткани, чуть согнув ноги в коленях и сложив руки на груди. Вторым концом ткани Иосиф накрыл истерзанное тело сверху.

Палящее ли солнце сделало свое дело, или произошло чудо – но на своеобразном погребальном саване проступил отпечаток образа Иисуса Христа . После чудесного воскрешения Иисуса Иосиф Аримафейский забрал ткань с собой, и на этом след плащаницы теряется вплоть до Средних веков, когда граф Жоффруа явил миру чудесное изображение Христа.

Узнайте все и о других – замках, церквях, музеях и просто интересных местах.

Если вам интересна аренда машины в Италии, узнайте оформления и примерные цены на эту услугу.

Исследования

Толчком к анализу «туринского чуда» послужил снимок итальянского фотографа-любителя Секондо Пиа, который во время своего посещения в 1998 году (а тогда праздновалось 100-летие с момента начала научных исследований Плащаницы) запечатлел реликвию. На фотопленке оказался позитив снимка молодого мужчины . Получается, что «рисунок, не имеющий ценности» – это негатив изображения того, кто был когда-то завернут в это полотно?

Этот казус и послужил отправной точкой к более детальным исследованиям. Плащаницу исследовали многие: художники, химики, криминалисты, судебные эксперты, фотографы и эксперты по Библии. Если ранее использовалось лишь визуальное наблюдение, то сейчас ученым разрешили применять новейшие технологии : радиоуглеродное датирование (позволяющее определить возраст реликвии), съемку в ультрафиолетовых лучах, спектроскопию, микрофотографирование и другие методы.

Исследования показали, что пятна на полотне не оставлены каким-либо красителем, природным или искусственным (это исключило версию об изготовлении средневековым умельцем-художником). Анализы показали – на образцах присутствуют следы человеческой крови , и никакой другой краской это изображение не могло быть нанесено – попросту не существует технологий для этого.

Первоначальное исследование древней ткани было основано на образцах волокон и нитей, взятых с липкой ленты после ее прикосновения к плащанице. Проводилось микроскопическое исследование плетения нитей на ткани, которое соответствует плетению I века н.э., применяемое на Востоке.

Радиоуглеродный анализ должен был наиболее точно определить возраст находки. Но для этого нужно было отрезать от полотнища несколько кусочков , на что долго не соглашались старейшины Церкви. Наконец, согласие Папы Римского было получено, и от плащаницы отрезали несколько кусочков, которые и были исследованы разными независимыми экспертами.

Самое интересное – первоначальный результат поставил Ватикан в тупик, поскольку ткань датировали XIII-XIV веком, это и послужило основой для сомнений в подлинности плащаницы. Но позже, в 1995 году, два ученых из России – Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов – опровергли результаты , заявив – при исследовании не был учтен факт, что плащаница подверглась воздействию огня при пожаре в 1432 году.

После повторных исследований было установлено, что возраст святыни – около 2000 лет .

Скептики утверждали, что это искусно выполненная копия, сделанная средневековым художником. Но как в таком случае можно объяснить следы крови – а именно кровь была выявлена с помощью ДНК-исследований, причем мужская . И положение множественных ран, которые соответствуют библейским описаниям?

К тому же, на плащанице были выявлены следы от монет на глазницах (ими закрывали глаза умерших), пыльцу и микроорганизмы из древнего Иерусалима, частицы известняка, характерные для Мертвого моря.

Узнайте больше о Туринской плащанице, ее легенде, проводимых исследованиях и новых открытиях из видео:

Узнайте все о : как туда попасть, когда возможен прием, контакты, рекомендации по оформлению.

Как называется область Северной Италии и что там можно посмотреть? Узнайте статьи.

Где находится вулкан Этна, в чем его особенность и почему стоит на него взглянуть при посещении Италии? Все тут:

Посмотреть на плащаницу туристы могут на одной из экскурсий, в которую включено посещение собора Иоанна Предтечи. Стоимость экскурсии – от 58 евро.

В стоимость включено только посещение собора. За дополнительную плату идет аренда аудиогида, путеводителя, посещение кафе.

Продолжительность пребывания в Соборе – от 1 до 2,5 часов (в зависимости от выбранной экскурсии). Саму плащаницу лучше рассматривать с расстояния 2-х метров и более – если подойти ближе, то образ начинает терять четкие контуры и расплываться.

Более подробно познакомиться с историей Плащаницы можно в Музее Святой Плащаницы , который находится в двух минутах ходьбы от собора (улица Сан-Доменико, 28). Здесь посетители ознакомятся с разными периодами существования плащаницы, результатами и свидетельствами всех проводившихся исследований, фотографии и видеоматериалы.

Даже после многочисленных исследований Туринская плащаница не раскрывает всех своих тайн . А значит, есть еще вещи, неподвластные науке…

Вконтакте

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.

Для западноевропейского обывателя второй половины XIV в. она появилась «неизвестно откуда» в местечке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова. Это привлекло в храм множество паломников. Тогда же возникли сомнения в ее подлинности. Местный епископ Анри де Пуатье порицал настоятеля храма за выставление ее как подлинной Плащаницы Христовой. Его преемник, Пьер д"Арси, получил от папы Климента VII разрешение выставлять Плащаницу как обычную икону, но не как истинную погребальную пелену Спасителя.

Одна из наследниц графа де Шарни подарила Плащаницу своей подруге герцогине Савойской, супруг которой, Людовик I Савойский, построил в городе Шамбери прекрасный храм для реликвии. Впоследствии Савойская династия воцарилась в Италии.

Хотя в разных городах показывались подложные плащаницы, но только эта воспринималась массовым народным сознанием как истинная. Она трижды горела и чудом сохранилась. Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле, стирали, – изображение оставалось.

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки и покоится в настоящее время. В XVIII в. революционные войска Франции под командованием Бонапарта разрушили собор в Шамбери, где некогда хранилась святыня, а Турин оказался в стороне от всех бурных событий и до сих пор хранит святыню всего христианского мира.

История Плащаницы сложна и богата событиями. Важнейшие из них для верующих – погребение и воскресение Христа, а для всех – явление ее безбожному миру на пороге XX в.

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

«Святая Плащаница Христова, – размышлял он, – сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо» .

Каков был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце XIX в.?

Это было время, когда человечество отходило от веры. Мировоззрением становилась наука, развивалось убеждение, что в будущем, притом скором, по математическим формулам можно будет рассчитать движение всех частиц вселенной во времени и пространстве. В разговорах часто употреблялась формула «наука доказала». В разговоре с митрополитом один очень самоуверенный молодой человек сказал: «А Вы знаете, Владыка, что наука доказала, что Бога нет?» Митрополит ответил: «Царь Давид тысячелетия назад писал: Рече безумец в сердце своем несть Бог” .

Со второй половины XIX в. заметно усилились антихристианские выступления в дворянских и интеллигентских салонах, в лекториях и печати. Широкое распространение получили и работы протестантских теологов, профессоров и доцентов (Штрауса, Фердинанда и Бруно Бауэров), отрицавших божество Иисуса Христа. Кроил Евангелие по своему уразумению Лев Толстой, заветной мечтой которого было основать новую религию. Образ сентиментального моралиста, любодея и любимца женщин рисовал Ренан в своей некогда очень популярной книге «Жизнь Иисуса». Он, как и Толстой, отрицал Божественность и чудеса Христа. Его произведение наш выдающийся духовный писатель епископ Михаил (Грибановский) назвал «Евангелием мещан». Успех этих и других подобных работ объясняется тем, что многие в обществе в своем земном самодовольстве и человеческой гордости не хотели принять Божество Господа нашего Иисуса Христа и Его чудеса, которые не в состоянии была объяснить детерминистская наука XIX и начала XX веков. Считалось, что миф о Христе возник вокруг исторической личности Иисуса из Назарета, – идея старая, берущая свое начало от первых веков, в частности, от Цельса.

Но вершиной всей этой антихристианской якобы научной литературы были труды профессора теологии и истории Дрэвса. Он доказывал, что и никакого Иисуса из Назарета не было, что Христос и другие евангельские персонажи вроде Пилата и т. д. – это мифические личности без каких-либо реальных исторических прообразов, что Христос – это народный миф о Солнце. Его книга встретила радостно-сочувственный прием в широких кругах общества. Долгое время в советских изданиях и школах утверждалось: наука доказала, что Христос – это миф.

Пользуясь методом Дрэвса, остроумный француз Прево с еще большей логической убедительностью доказал, что Наполеон – французский народный миф о могуществе и испепеляющей силе Солнца. В самом деле! Он взошел на востоке от Франции (родился на о. Корсика), закатился в Атлантическом океане (умер на о. Святой Елены), имел двенадцать маршалов, что означает двенадцать знаков Зодиака. Он даже воскресал – известные 100 дней Наполеона. Дрэвсу поверили, – работу Прево кое-кто воспринял как пародию на сочинение Дрэвса, – слишком близок был Наполеон, – для большинства эта работа осталась неизвестной. Изощренный и язвительный Цельс (конец II в.) в своем капитальном труде против христианства не дерзал утверждать, что Иисуса из Назарета не было: слишком близок для его эпохи был . Во всей противохристианской литературе последних двух-трех веков новым является только полное отрицание историчности Иисуса из Назарета, а заодно и Пилата.

Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени: «Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос – миф, а вот Я вам являюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу», – как бы говорит нам любящий нас Христос.

Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: «Христос пришел к нам в дом». В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от слова sindone, что значит плащаница).

Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа; исследования ее лишь дополняют и уточняют повествования четырех евангелистов . Кто-то назвал Туринскую плащаницу «Пятым Евангелием».

Туринская плащаница подтверждает справедливость изречения английского мыслителя Френсиса Бэкона (1561–1626), что малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему. Многие ученые на основании тщательного и всестороннего изучения Плащаницы признали факт воскресения Христа и из атеистов стали верующими. Одним из первых был атеист и вольнодумец профессор анатомии в Париже Барбье, который понял, как врач и хирург, что Христос вышел из Плащаницы, не развернув ее, как Он проходил после воскресения через затворенные двери. Лишь отдельные специалисты, изучавшие Плащаницу, не приняли воскресение Христа из-за вненаучных причин: воскресения не было потому, что его вообще не может быть.

И вот во время этого нарастающего триумфа, в конце 1988 г. появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода возраст Туринской плащаницы всего 600–730 лет, то есть датировать ее следует не началом христианской эры, а средневековьем – 1260–1390 гг.

Архиепископ Туринский принял эти результаты и заявил, что ни он, ни Ватикан никогда не рассматривали св. Плащаницу как реликвию, а относились к ней как к иконе.

Многие с облегчением и злорадством вздохнули: «Миф рассеялся». Хотя неоднократно доказывалось, что Плащаница нерукотворная, снова появились попытки приписать ее кисти Леонардо да Винчи или какого-то другого великого художника . Кроме того, Плащаница отражает такие анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. Наконец, на Туринской плащанице нет следов красок, связанных с изображением. Только в одном месте с краю она была слегка испачкана краской, может быть, тогда, когда Дюрер писал с нее копию в 1516 г.

Появилась идея, что средневековые христиане- фанатики разыграли погребение Христа с одним из своих единоверцев и таким образом получили нерукотворное изображение. На эту идею из-за ее абсурдности не обратили внимание даже атеисты.

В связи с радиоуглеродной датировкой встают вопросы: 1) являются ли исходные аналитические данные и проведенные по ним расчеты корректными; 2) как результаты последних соотносятся со всеми остальными данными, прямо или косвенно относящимися к проблеме происхождения и возраста Туринской плащаницы.

1 . Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии в течение II-I вв. до Р.X. и до конца I в. по Р.X. и получили название «дамаск». В более ранние и поздние времена они неизвестны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии («богатый человек из Аримафеи» – ), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка передне-азиатского вида.

Принимая радиоуглеродные расчеты возраста Плащаницы и ее позднехристианское европейское происхождение, мы обязаны объяснить, откуда и как появилась в ХIII-ХIV вв. ткань, сделанная способом, утраченным более тысячи лет назад. Каким же научным потенциалом должны были обладать «мистификаторы» средних веков, чтобы предусмотреть все эти детали, включая даже использование нитей хлопчатника, произрастающего только в Передней Азии.

2 . В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, «лепта Пилата», чеканившаяся только около 30-го г. по Р.Х., на которой надпись «император Тиберий» (TIBEPIOY KAICAPOC) сделана с ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. «Лепта Пилата» датирует наиболее древнюю возможную дату погребения – 30-е гг. по Р.X. Невозможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими ошибками.

Таким образом, характер ткани и отпечаток на Плащанице «лепты Пилата» позволяют определять ее возраст между примерно тридцатыми годами и концом I в. по Р.Х., что вполне укладывается в хронологию Нового Завета.

3 . Свидетельствует о древности Плащаницы и детальная точность соблюдения обряда римской казни через распятие и еврейского похоронного ритуала, которые стали известны в результате археологических раскопок лишь последних десятилетий. Особую научную ценность представляют останки некоего Иоаханна, подробно описанные в труде Дж. Вильсона. Такими знаниями в средние века, конечно, не обладали. Некоторые детали представлялись в средневековье иначе; в частности, вбивание гвоздей не в ладони, как это изображается на иконах, в том числе и средневековых, а в запястье. Отметим, что след от гвоздя на Плащанице по форме и размеру точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме и по преданию являющегося одним из гвоздей, которыми был распят Христос. Неужели для создания подлога фальсификаторы изучали гвозди разных эпох и разного назначения или, зная о гвозде церкви Святого Креста, нарисовали соответствующие раны или изготовили подобные гвозди, чтобы распять свою жертву?

4 . Противники древнего происхождения Плащаницы обычно апеллируют к якобы отсутствию каких-либо достоверных исторических упоминаний о Плащанице до 1353 г., когда она была выставлена в храме местечка Лирей. Однако в Византии в отличие от Западной Европы о ней хорошо знали и относились к ней как к величайшей святыне. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы.

В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес».

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра , а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, ибо это была слишком большая святыня и сведения о ней могли бы послужить поводом для поисков ее языческими властями и привести к ее уничтожению. При частых тогда гонениях уничтожали все предметы христианского культа, особенно книги и в первую очередь Евангелия, которые прятались в потаенных местах и вносились для чтения в молитвенные собрания только на краткое время .

После торжества христианства при императоре Константине упоминания о Плащанице довольно многочисленны.

Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. О Святой Плащанице упоминает в своем письме святитель Браулин, епископ Сарагосский.

В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминает Святую Плащаницу и дает ее точное измерение. О пребывании Святой Плащаницы в Иерусалиме в первых годах IX в. свидетельствует Епифаний Монако. Возвращение Святой Плащаницы из Константинополя в Иерусалим в VII в. связано, видимо, с развитием в Византии иконоборчества (635–850 гг.) и опасностью ее уничтожения.

В конце XI в. вновь появляются сведения о Святой Плащанице из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения». Упоминание об «окровавленной Плащанице Христовой» имеется и в «Каталоге Царьградских Реликвий» настоятеля исландского монастыря Николая Сомундарсена за 1137 г. По свидетельству епископа Вильгельма Тирского, в 1171 г. император Мануил Комнин показывал ему и королю Иерусалимскому Аморину I Святую Плащаницу Христову, хранившуюся тогда в базилике Буклеона в Константинополе.

Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 г. «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти». Мазарита поразило то, что Христос на Плащанице совершенно нагой – такой вольности не мог себе позволить никакой христианский художник.

Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Константинополя во время разгрома города в 1204 г. крестоносцами дает летописец IV Крестового похода Ребер де Клари: «И среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно видеть Лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».

После исчезновения Плащаницы из Константинополя ее история полна событиями. То она оказывалась в безвестности, то появлялась неизвестно откуда; ее похищали, она неоднократно горела. Все перипетии ее судьбы в настоящее время подробно прослежены историками .

5 . Изучение состава пыльцы, собранной с ткани Туринской плащаницы и изученной ботаником Фреем, выступившим с докладом в Альбукерке в 1977 г., подтверждает пребывание Святой Плащаницы в Палестине и переносы ее в Византию и Европу. В составе пыльцы преобладают либо собственно палестинские формы, либо встречающиеся кроме окрестностей Иерусалима и в соседних странах (39 видов из 49). Европейские формы представлены единичными видами. Выводы Фрея хорошо согласуются с историческими сведениями о перемещении Плащаницы. Соответствующие карты опубликованы в научных изданиях.

Результаты этих исследований исключают европейское происхождение Туринской плащаницы. Невозможно предполагать, что средневековые фальсификаторы, не имея никаких представлений о современном палинологическам анализе (изучении спор и пыльцы) и опасаясь разоблачений потомками, съездили из Европы в Иерусалим и собрали бы там пыльцу растений, растущих только в окрестностях этого города.

Таким образом, на основании всей совокупности данных, кратко изложенных в пяти пунктах, возраст Туринской плащаницы датируется очень четко: от 30 до 100 г. по Р.Х., и ближневосточное ее происхождение не может вызывать сомнений. Этому противоречат лишь данные расчетов ее возраста по радиоуглеродному анализу.

Рассмотрим же надежность и обоснованность метода радиоуглеродной хронологии применительно к Туринской плащанице. Предварительно отметим, что грубые ошибки в определении концентрации С в ее ткани исключены: анализы проводили три независимые лаборатории, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные кадрами высококвалифицированных специалистов. Вопрос может стоять только о надежности самого метода радиоуглеродной хронологии и возможности его применения к такому объекту, как Туринская плащаница.

Радиоуглеродный метод был разработан в середине 50-х гг. В. Либби и основан на измерении активности углерода С. Последний, по современным представлениям, образуется в высоких слоях атмосферы в результате воздействия космических лучей на атомы азота N. Окисляясь до С0, он поступает в общий круговорот углерода. Благодаря хорошему перемешиванию атмосферы содержание изотопа С в разных географических широтах и на разных абсолютных отметках практически одинаково.

В ходе фотосинтеза С наряду с другими изотопами углерода попадает в растения. Когда организм погибает, он перестает извлекать из воздуха новые порции углерода. В результате из-за радиоактивного распада соотношение С со стабильными изотопами углерода в его тканях меняется. Поскольку скорость распада – величина постоянная, то, измеряя содержание этого изотопа в общем количестве углерода, можно рассчитать по соответствующим формулам возраст образца.

Результаты такого расчета будут правдоподобны при следующих условиях-допущениях: 1) изотопный состав атмосферы при жизни образца был близок к современному; 2) изотопная система образца в то время находилась в равновесии с атмосферной, 3) изотопная система образца после отмирания организма была закрытой и не претерпевала никаких изменений под воздействием внешних факторов местного или временного значения. Эти три допущения являются граничными условиями применимости методики радиоуглеродной хронологии.

Однако имеется еще ряд факторов, которые планетарно или локально влияют на концентрацию С в атмосфере, гидросфере и в растительных и других тканях, а следовательно, осложняют и ограничивают применение радиоуглеродного метода в хронологии.

а) Искусственное или природное радиоизлучение. Нейтроны, освобождающиеся в ядерных и термоядерных реакциях, как и космические лучи, воздействуя на N, превращают его в радиоуглерод С. С 1956 г. до августа 1963 г. содержание С в атмосфере удвоилось. Резкое увеличение С началось после термоядерных взрывов в 1962 г.

б) Отмечается связь концентрации С со вспышками сверхновых звезд, а изучение исторических документов и древесных колец показало существенные изменения его содержания во времени. Созывались даже совещания по проблеме «Астрофизические явления и радиоуглерод».

г) Влияние вулканических газов около мест их выходов на удельное содержание С отмечали Л. Д. Сулержицкий и В. В. Черданцев.

д) Существенное влияние на содержание С в атмосфере оказывает сжигание топлива. Так, сжигание искапаемого, то есть очень древнего топлива, образовавшегося многие миллионы лет тому назад, в течение которых радиоактивный углерод С практически весь распался, приводит к снижению его удельной концентрации и в атмосфере (так наз. эффект Зюсса). В результате за счет сжигания ископаемого топлива концентрация С в атмосфере к 2010 г. уменьшится на 20 %. А при проникновении в древние предметы копоти от сгорания более новых изделий возраст первых, определяемый радиоуглеродным методом, оказывается меньше действительного.

Поскольку учесть все факторы, могущие нарушить состояние изотопных систем (не только углеродных), часто бывает очень трудно, то в геологии, например, где методы изотопной хронологии используются весьма широко, для получения надежных методов определения возраста разработана целая система контроля. В ряде случаев расчеты возраста по радиохронологическим методам дают явно абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности геологических и палеонтологических данных. В таких случаях полученные цифры «абсолютной хронологии» приходится не принимать во внимание как явно недостоверные. Иногда расхождения геохронологических определений разными радиоизотопными методами достигают десятикратных значений.

В 1989 г. Британским советом по науке и технике была проведена проверка точности радиоуглеродного метода (см. журнал New Scientist, 1989, 8). Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Им были переданы образцы дерева, торфа, углекислых солей, возраст которых знали лишь организаторы эксперимента, но не исполнители- аналитики. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях – в остальных ошибки достигали двух-, трех- и более кратных значений. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки.

Все говорит о том, что к расчетам возраста по радиоуглеродному методу надо относиться очень осторожно, обязательно сопоставляя полученные результаты с другими данными.

Из приведенных рассуждений понятно, почему у специалистов, использующих в своей повседневной работе данные радиохронологических определений, датировка возраста Туринской плащаницы радиоуглеродным методом вызывает много сомнений и вопросов.

Выше были сформулированы граничные условия применимости радиоизотопной хронологии. Рассмотрим, насколько они соблюдаются применительно к Туринской плащанице, учитывая ее историю.

В истории Плащаницы задокументированы события, при которых полотно ее должно было быть загрязнено более молодым углеродом. В 1508 г. Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу и, чтобы доказать ее подлинность (что Плащаница «все та же», неписаная), долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много терли, но не могли снять и уничтожить отпечатков. При этом загрязнение могло произойти за счет углерода масла; кроме того, в результате подогревания могло нарушиться равновесие изотопной системы. Плащаница неоднократно горела или, во всяком случае, попадала в пожары в 1201, 1349, 1532, 1934 гг. На ней хорошо видны следы этих пожаров, в том числе даже следы капель расплавленного серебра, прожигающих ткань.

При этом могло произойти загрязнение Плащаницы за счет углерода, осевшего на нее в копоти от горевших вокруг предметов разного возраста. Однако, как показывают расчеты, чтобы сместить изотопные соотношения ткани начала нашей эры настолько, чтобы в настоящее время ее возраст был омоложен на 1200–1300 лет, в XVI в. нужно было заменить 20–35 % ее состава, чего ни кипячение, ни пожары сделать не могли.

Физик Дж. Картер высказал предположение что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом покойного. Экспериментами ему удалось получить подобные отпечатки на полотне. Вопрос: чем вызвана радиоактивность Плащаницы? Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа , которое сопровождалось какими-то ядерными процессами. Конечно, это не был взрыв атомной бомбы, после которого на стенах зданий остались тени исчезнувших предметов. В результате указанных процессов Христос воскрес в новую плоть: он стал проходить сквозь «двери затворенные», чего не делал ранее, и т. п. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях .

Если действительно Воскресение Христово сопровождалось какими-то ядерными реакциями, то изотопные соотношения Плащаницы должны быть нарушены в сторону значительного увеличения содержания С, то есть при попытке датировать ее радиоуглеродным методом ошибка в сторону резкого «омоложения» возраста неизбежна. При таком предположении возникновение изображения и резкое обогащение ткани указанным изотопом является следствием одной и той же причины – Воскресения .

Сомнения в достоверности результатов определения возраста Туринской плащаницы методами радиоуглеродной хронологии высказывал ряд исследователей, предлагая иногда весьма сомнительные объяснения мнимого омоложения ткани.

Из рассматриваемых материалов логически вытекают следующие выводы:

1 . Ткань Туринской плащаницы является материалом, отнюдь не благоприятным для радиоуглеродного датирования, поскольку не может рассматриваться на протяжении своей истории как строго изолированная система, не подвергавшаяся внешним воздействиям.

2 . Изучение ткани и отпечатков монет позволяет с достаточной определенностью датировать возраст Плащаницы в интервале 30–100 гг. по Р.X.

3 . Туринская плащаница имеет ближневосточное, а не европейское происхождение.

4 . Резкое обогащение полотна Туринской плащаницы С и возникновение изображения, исходя из современных научных представлений, вероятнее всего является следствием излучения в момент Воскресения Христова.

Последний из четырех выводов, естественно, должен вызывать сомнения у неверующего читателя. Да и верующие христиане привыкли полагать, что факт Воскресения Христова является объектом чистой веры, сугубо внутренних религиозных переживаний, которые едва ли могут иметь естественно-научное объяснение.

Однако Туринская плащаница несет на себе веские доказательства Воскресения Христова.

Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, сдергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.

Кончив избиение, на Иисуса Христа положили тяжелый крест и приказали нести его на место предстоящего распятия – Голгофу. Таков был обычай: осужденные сами несли орудия своей мучительной казни.

Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.

Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Еще недавно перевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.

Как могло произойти исчезновение Тела из Плащаницы без ее разворачивания и отрыва израненного тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста и вольнодумца профессора сравнительной анатомии И. Деляже и атеиста профессора хирургии П. Барбье поверить во Христа и сделаться апологетами и проповедниками Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветленным лицом прошептал: «Друг мой. Он действительно воскрес!» Начав изучать Плащаницу, неверующий англичанин Вильсон в процессе своих исследований стал католиком. Таким образом, и медицинско-судебные, и изотопические исследования Туринской плащаницы подводят к признанию факта Воскресения Христа. Все ли это принимают?

Судебно-медицинские, криминологические свидетельства Воскресения принимаются подавляющим большинством синдологов. Часть же специалистов считает, что Воскресения не могло быть потому, что оно вообще невозможно. Они считают, что для объяснения неповрежденности и неразвернутости Плащаницы в момент изъятия из нее Тела необходимы иные рационалистические (то есть материалистически-атеистические) объяснения.

Как было показано, радиоуглеродная хронология не может быть применима к Туринской плащанице как противоречащая всему комплексу хорошо взаимоувязанных исторических данных о ее возрасте. Высокое содержание в ней С, как и самое изображение, по нашему мнению, наряду с другими данными свидетельствуют о воскресении Христовом.

Глубокий смысл заключен в афоризме: «Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви». Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не упомянув о Своем Воскресении.

проповедь , что Христос воистину воскрес, и Его заповеди. Он… явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, – свидетельствует апостол Лука, который но тщательном исследовании всего сначала, по порядку описывал все ().

А вот заключения юристов и историков. Эдвард Кларк пишет: «Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в Верховном Суде, мне… случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных. Выводы делаются на основании свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и склонен преуменьшать эффект событий. Евангельские свидетельства о Воскресении принадлежат именно к этому роду, и в качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о фактах, которые они могли подтвердить» .

Автор трехтомного труда «История Рима» профессор Т. Арнольд, изощренный ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: «Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадежных» .

Другой исследователь, профессор Эдвин Сельвин, подчеркивает: «Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который представляется столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами» .

Сомневавшемуся в Его Воскресении апостолу Фоме Христос показал на руках раны от гвоздей и рану в ребрах Своих и сказал не будь неверующим, но верующим. Фома воскликнул: Господь и мой! Иисус сказал ему: ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (). Им-то ведь и дается духовно-опытное сердечное познание воскресшего Господа, победы жизни над , постижение Евхаристии.

Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани С, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: …блаженны не видевшие и уверовавшие (). Я вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его.

И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый Бакунин, кумир молодежи конца прошлого века, говорил: «Если Бог существует, – Его надо запретить».

Плащаницу тоже запрещали. В течение десятилетий никаких общедоступных сведений о ней в Советский Союз не поступало. О ней даже не упоминали в антирелигиозных лекциях. Первая публикация о ней в журнале «Наука и религия» (1984, № 9) появилась лишь после поступления в редакцию «провокационных» писем читателей. В ней было множество принципиально важных недомолвок. В последующие годы в названном журнале, а также в других отечественных и зарубежных изданиях публикуется множество мелких статей, в которых отдельным изолированным фактам даются самые невероятные и необоснованные объяснения, а вся совокупность известных данных игнорируется. Один автор утверждает, что «негатив сделала молния», другой – что изображение возникло из-за тяжелой болезни распятого, третий – что в результате деятельности микробов, игнорируя результаты изучения «Ожоговых эффектов ткани». Снова и снова воспревает идея о неизвестном гениальном художнике, несостоятельность которой неоднократно подчеркивалась. Утверждалось, что изображение возникло в результате некой бионической или психической энергии по Н. К. Рериху и йогизму Умершего. Что-то пишут об экстрасенсорике. Уже упоминалось абсурдное мнение, что в средние века фанатики-христиане для исполнения ритуала и получения изображения распяли некоего человека, хотя о такой практике в истории ничего не известно. Появилась совершенно невероятная идея, что Христос на кресте не умирал, и Его сняли живым, поэтому потовые выделения и человеческая энергия отпечатались на Плащанице. Иисус из Назарета – великий честолюбец и актер, чтобы оставить Свое имя в веках, решил совершить нечто необычное: сознательно пошел на крест, разыграл и Свое воскресение. Но как быть с неразвернутой Плащаницей, поразившей Барбье и других? Да и не только с этим.

Нереальность такой точки зрения понимал Давид Фридрих Штраус, который отрицал Божество Иисуса Христа и Его воскресение. Он писал:

«Не может быть, чтобы человек, в полумертвом состоянии похищенный из гробницы, который от слабости не держался на ногах, которому нужны были медицинская помощь, перевязки, лечение, и который был во власти физических страданий, вдруг произвел бы такое впечатление на своих учеников: впечатление человека, победившего смерть, Повелителя Жизни, – а ведь именно это впечатление стало основой всех будущих проповедей. Такое оживление могло только ослабить впечатление, которое Он производил на них в жизни и смерти. В лучшем случае, оно могло привнести некоторую элегическую нотку, но никоим образом не могло бы превратить их горе в энтузиазм, равно как и возвысить их уважение к Нему до религиозного поклонения».

Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу, четко свидетельствующую о страданиях и Воскресении Господа нашего. Одни, увидев и изучив ее, принимают веру, а другие выдумывают всякие ложные и несостоятельные объяснения, только чтобы оправдать свое неприятие Христа.

Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Плащаница нужна для Фомы неверующего. А для того, кто отвергает Бога, она – неприятная заноза, о которой надо забыть. Есть люди, которые требовали прекратить публикацию материалов о Туринской плащанице.

Когда мы, православные, на ликующий пасхальный возглас «Христос воскресе!» отвечаем «Воистину воскресе!» мы свидетельствуем свою веру, а в песнопении «Воскресение Христово видевше» свидетельствуем о своем религиозном, духовном опыте. Он в нашем богослужении, наших молитвах и жизни. Он – в Таинстве Святой Евхаристии.

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым. Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.


Для верующего человека усомниться в подлинности плащаницы – это святотатство, для ученого сомнения – единственный способ докопаться до истины. Поэтому попытки рационального постижения иррациональных фактов продолжаются до сих пор. Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.


Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии. По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины. На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?


Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой. Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине. А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос.


Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь. Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина.


На микрофотографиях и под микроскопом следы крови выглядят реальными – то есть так, как если бы сгустки коричневого или красного цвета были оставлены недавно. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.


Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь. Ткань плащаницы по характеру плетения нитей принадлежит к эпохе античности, что доказал радиоуглеродный метод.


В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице. В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.


Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала. Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. До VI в. Иисус изображался по-разному. Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в этом веке. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.


В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям. Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней. Наверное, человечество никогда не устанет пребывать

Раскрыт феномен Туринской плащаницы. Было ли завернуто в нее тело Христа после смерти?

Ученые, отрицающие сам факт существования Бога, порой сталкиваются с загадками, которым наука не в состоянии найти объяснение. Для скептиков, уверенных в том, что – всего лишь регулярно повторяющийся удар молнии, самым мистическим христианским феноменом остается Туринская плащаница. Действительно ли на ней отпечатался лик Создателя или история о ней – красивая сказка на библейскую тематику?

История плащаницы

О Плащанице упомянуто во всех четырех книгах Евангелия. В книгах от Матфея, Марка, Луки и Иоанна с небольшими разночтениями сказано о четырехметровом полотне изо льна, в которое Иосиф завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия. После чудесного воскресения Христа в гробу нашли этот же кусок ткани. На нем едва различим отпечаток мужского силуэта с ранами в области ступней, головы, рук и груди.

«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился»

Первые подозрения в том, что история о плащанице – не больше, чем фантазия, были спровоцированы церковной модой в Византии XI века. У тамошних священников стали пользоваться популярностью алтарные покровы с изображением Христа – по сути, копии, того самого погребального савана. В каждой церкви Константинополя можно было найти несколько таких покровов.


Впервые об оригинале Туринской плащаницы в истории становится известно в 1353 году. Французский рыцарь Жоффруа де Шарни в своем имении под Парижем выставляет плащаницу для поклонения, охотно показывая ее всем желающим и рассказывая историю полотна. В 1345 он участвовал в походе против турецкого ига, где в бою ему удалось заполучить в свои руки христианскую святыню. Находку Жоффруа оценило королевское семейство: на их деньги вокруг плащаницы возвели церковь и наладили паломничество к ней.

Шарни удалось быстро разбогатеть и передать плащаницу потомкам, когда в поместье вторглись англичане. Те вывезли ее в Швейцарию и выгодно продали Савойским герцогам. Благородное семейство пригласило на экспертизу плащаницы специалистов из Ватикана. их вердикт был таким:

«Обычный рисунок, не имеющий ценности.»

В 1983 году плащаницу герцоги передали в Турин – ее владельцем стал Ватикан, много лет назад считавший ее бесполезным лоскутом ткани.


Шокирующие результаты исследования плащаницы

Итак, святыня представляет собой льняное полотнище с двумя мужскими образами. Криминалисты считают, что завернутый в нее человек стал жертвой насильственной смерти, перед которой его пытали бичеванием. На одной половине – его лик со сложенными руками и лежащими вместе ногами. На другой – спина того же человека с кровоподтеками. Проведенные ими исследования подтвердили, что отпечаток на ткани появился тогда, когда мертвое тело завернули в нее.

Версия криминалистов заставила извлечь из пыльной библиотеки Ватикана записи о случае, произошедшем в конце XIX века. Фотограф Секондо Пиа сделал несколько снимков, а при проявлении негатива увидел четкий отпечаток Иисуса Христа. Причем, на ней незначительные нюансы лика были более заметны, чем на самой ткани.


«Во время работы с негативами пленки во мраке фотолаборатории я вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. С тех пор волнению не было предела. Я всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие. Все обстояло именно так: на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы»

Удалось ли скептикам доказать обратное?

В 1988 году зафиксирован единственный в истории случай, когда Рим разрешил отрезать небольшой кусочек плащаницы для экспертизы. Его разделили на три части и отправили в разные концы света: в Аризонский университет США, Политехнический институт в швейцарском Цюрихе и Оксфордский университет Великобритании. Ученые сошлись во мнении, что ткань была создана в промежутке между 1275 и 1381 годами. Диагональный способ ее плетения, по их мнению, подтверждает невозможность ее создания в древние времена – этот метод изобрели в Средние века. Они были непоколебимы в результатах диагностики, ведь для нее использовались новейшие технологии: ультрафиолетовое сканирование, спектроскопирование и радиоуглеводное датирование.


Необъяснимые события, связанные с Туринской плащаницей

Усомниться в точности современной техники заставляют рассуждения историков и археологов. Пока научные приборы доказывали, что плащаница сделана из хлопка, ученые упустили важное свойство этой ткани. Хлопок подвержен гниению, поэтому ткань с отпечатком просто бы не дожила до наших дней – в отличие от льна. Все ткани, созданные в Средние Века были смесовыми: в них добавляли шерсть или хлопок. Имело ли смысл фальсификаторам изготавливать особый ткацкий станок для плетения из 100% льна?

Плащаницу можно назвать «Пятым Евангелием» хотя бы потому, что анализ подтверждает, что следы на ней – это пятна человеческой крови. В области лба заметны отпечатки струй сосудистой крови. Они могли возникнуть от тернового венца: шипы его врезались в кожу, прокололи ее и вызвали обильное кровотечение. Кровь смешана с древними микроорганизмами и пыльцой растений, которые произрастают исключительно на территории Палестины, Турции и Центральной Европы.


То, что образ представляется в желто-коричневых тонах, объясняется удивительной гипотезой. Подобную окраску придать ткани может только химическая деформация молекул ткани, возникающая при нагревании или прохождении ультрафиолетового излучения. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Туринская плащаница стала свидетелем не только смерти, но и воскрешения Иисуса.

В 1997 году плащаница доказала свою сакральную силу. Во время подготовки к празднованию 100-летия со дня первого научного изучения Туринской святыни случился серьезный пожар. Один из пожарных почувствовал в себе невероятный прилив сил. У него получилось без особых усилий разбить огнеупорное и пуленепробиваемое стекло саркофага с тканью, что неподвластно обычному человеку. Как еще можно назвать это событие, если не чудом Туринской плащаницы?

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...