Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

В корпусе бенуа русского музея показали неизвестный исаакий. Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария Русский музей корпус бенуа выставка новгородского искусства


На церемонии открытия заместитель директора по научной работе Евгения Петрова подчеркнула, что на выставке памятники новгородской культуры XVI века не просто демонстрируются - многие были атрибутированы и отреставрированы, и устроители выставки ставили перед собой задачу не только показать экспонаты публике, но и оставить следующим поколениям эти предметы в хорошем состоянии.

"Когда мы говорим о Древней Руси, в первую очередь подразумеваем Великий Новгород, - отметила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Шалина. - Многим кажется, что после присоединения Великого Новгорода к Москве случилось непоправимое - ассимиляция. Но когда мы стали изучать памятники новгородского искусства XVI века, обнаружили, что они нисколько не похожи на московские. Можно даже сказать, что нам заново открылась блестящая страница в истории новгородского искусства - искусство XVI века. Оно столь значительно, что заслуживает собственного раздела. Ключевая личность для понимания новгородской культуры того периода - святитель Макарий, который управлял Новгородской епархией с 1526 по 1542 годы. Казалось бы, человек московский, при нем Новгород утратит самобытность. А получилось совсем наоборот: при нем новгородская культура пережила взлет, утвердился новый стиль, который с полным правом можно назвать "стилем владыки Макария". Будущий святитель был высокообразованным человеком, и одним из первых его деяний стало обновление скриптория. На выставке можно познакомиться с лучшими образцами книжного искусства той поры - экспонаты предоставлены Российской национальной библиотекой . Искусство книжной миниатюры тех лет - это особое художественное явление. Оно сильно повлияло и на остальные искусства: иконопись, шитье, скульптуру".
Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия - икон, шитья, резьбы по дереву, богослужебной утвари, литья. Экспонируются предметы и из других собраний: выше уже была упомянута Российская национальная библиотека, кроме того, в формировании экспозиции участвовали Библиотека академии наук, ряд хранилищ Москвы - РГБ, РГАДА, Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева, Музей русской иконы и другие. Свою лепту внесли Новгородский и Псковский музеи-заповедники, а также частные коллекционеры.

Надо сказать, что в результате деятельности владыки Макария Москва не только не "поглотила" Новгород - случилось совсем наоборот: после того как владыка в 1542 году был избран на Московскую кафедру, он благословил работать в Москве многих новгородских умельцев, и они оказали свое влияние на московскую культуру. В 1547 году митрополит венчал на царство первого русского царя Иоанна IV Грозного. Именно при владыке Макарии началась эпоха книгопечатания на Руси.

В бытность свою в Великом Новгороде владыка Макарий благоустраивает кафедральный Софийский собор, строит, перестраивает и украшает множество храмов. О том, как выглядел Новгород во времена владыки Макария, можно судить по изображениям на иконах: для наглядности детали икон с видами древнего Новгорода в увеличенном виде представлены на специально изготовленных баннерах. Таким же образом увеличены многие книжные миниатюры; кроме того, отсканированные древние книги можно "листать" на тачскрин-столах. Оригиналы книг трогать руками, понятно, нельзя.

На церемонии открытия выступил ансамбль древнерусского пения "Ключ разумения".

На выставке представлены иконы того времени, в том числе редкие сюжеты - например, житие Андрея, Христа ради юродивого, самый известный эпизод из жития которого - видение Божией Матери, в память о котором мы празднуем Покров, - множество резных изделий, от маленьких образков до поклонных крестов, кованые изделия, в том числе оклады.

Центральный экспонат выставки - деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, о нем даже упоминается в летописях.

Вплоть до XVII века амвон использовался в богослужении главного собора Новгорода. На вопрос корреспондента ИА "Вода живая", где стоял амвон, каким образом на него поднимались священнослужители и почему его перестали использовать, руководитель проекта, заведующий сектором реставрации резных икон и деревянной скульптуры Виктор Чмеленко ответил, что подобные амвоны ставились в центре храма, поднимались на них при помощи приставных лестниц, которые не сохранились (не сохранился также и настил, на котором, собственно, и стоял священнослужитель), а перестали их использовать в связи с никоновской реформой. Он рассказал также, что амвон был со всех сторон украшен иконами, судьба которых неизвестна - скорее всего, их продолжали использовать при богослужениях.

В XVIII веке амвон был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 году, в числе других древностей Софийского собора, в Академию художеств. В 1897 году памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х находился на экспозиции. В самом начале Великой Отечественной войны экспонат был разобран и упакован в ящики - его собирались эвакуировать, но в связи с начавшейся блокадой Ленинграда сделать это не успели, и ящики всю войну находились в подвале музея. После окончания войны амвон был вновь собран и хранился в фондах.

В 2014 году началась полная реставрация памятника, с основными этапами которой можно ознакомиться с помощью видеофильма, который демонстрируется на выставке, а также фотографий в каталоге.

В процессе реставрации был найден уникальный артефакт - записка на клочке бумаги (как установила экспертиза - бумаге дорогой, французской) "Афонкин жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У Знамения Богородицы два попы". Смысл записки пока неясен, а вот посмотреть на нее можно: она располагается в отдельной витрине.

В левой анфиладе залов Корпуса Бенуа Русский музей открыл выставку, которую можно рекомендовать как ценителям качественного искусства, так и тем, кого влекут малоизвестные страницы истории города. Она рассказывает о первоначальном замысле убранства Исаакиевского собора и дает возможность представить, каким оно могло быть, если бы проект осуществился.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В четырех залах около ста произведений. Это наброски, эскизы, картоны, а также живописные этюды Карла Брюллова, Федора Бруни и Петра Басина.

Русский музей хранит уникальную коллекцию подготовительных материалов к росписям Исаакия. Часть поступила в 1897 году из Эрмитажа, Александровского дворца в Царском Селе и Академии художеств. В 1920-е годы потомки Брюллова и Басина пополнили музейное собрание альбомами с набросками и рисунками.

- Выставка приурочена к 200-летию Исаакиевского собора , - рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Она не первая, но наш материал достоин, чтобы показать его отдельно. В ХIХ веке, когда готовились росписи для храмов, наброски и эскизы строго утверждались комиссией и императором. Последний этап подготовительных работ - картоны, произведения в графической технике, созданные в большом размере.

Материал специфический, его показывают редко. Многие из огромных картонов хранились на валах. Разворачивать их опасно: они выполнены углем, мелом, материал хрупкий, с ним надо аккуратно обращаться. Юбилей собора - повод, когда можно было рискнуть.

Удачная дизайнерская находка - наклонное, под углом, положение картонов - возникла не от хорошей жизни. Огромные произведения вертикально не поставить, они больше стены. В результате залы стилизовали под архитектуру храма.

Замысел внутреннего убранства Исаакиевского собора возник в 1843 году. Были заключены договоры с крупными художниками. Процесс обсуждения набросков, эскизов и картонов, переход к живописи растянулся во времени. Карл Брюллов заболел, завершить его труд доверили Петру Басину. Тот работал по материалам, созданным Брюлловым, доделывал незавершенное, писал свое.

Роспись собора продолжалась больше десятилетия. Между главным архитектором сооружения Монферраном и художниками возникали конфликты, в стороне от которых не оставался император. Бруни работал в Италии, а Брюллову приходилось выслушивать замечания и терпеть попытки вмешательства в творческий процесс. Так, предложенную им композицию росписи плафона комиссия сочла неудачной: ее детали якобы недостаточно крупные, их не будет видно снизу. На что потерявший терпение художник заметил, что, если наверху написать слово «дурак», увидят все.

Не обошлось без разногласий в выборе техники исполнения росписей - фрески или масляная живопись. Остановились на последней. Неудачная подготовка грунта затормозила работу и вынудила художников исправлять написанное. Изображения приходилось сбивать и выполнять повторно. После путешествия по Италии Николай I принял решение заменить часть росписей на мозаики. Мозаичные работы и реставрация живописи в Исаакиевском соборе продолжались до начала ХХ века.

Вынужденное тесное сотрудничество Брюллова и Басина привело к тому, что их работы надолго утратили подлинное авторство. Картоны Брюллова приписывались Басину и наоборот. Лишь в 1980-е годы Евгении Петровой в результате архивных исследований удалось восстановить справедливость.

Выставка дает возможность отдать должное дарованию Басина и еще раз поразиться мастерству Брюллова и Бруни.

Огромные картоны с изображением апостолов Петра, Филиппа, Симона и Иакова, созданные Брюлловым, открывают выставку. В отдельном зале представлен цикл «Страсти Христовы», исполненный Брюлловым и Басиным. На выставке можно увидеть и плафон для собора, забракованный высокой комиссией. Под ним в витрине альбом с набросками, сделанными рукой Брюллова. Его можно «полистать» на компьютерном экране.

Завершают экспозицию динамичные, эмоциональные работы Федора Бруни. Финальная точка - «Всемирный потоп».


Комментарии

  • Вконтакте

Самое читаемое

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги - все это показывает хороший вкус коллекционера.

Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины – середины XVI столетия еще ни разу не становилась предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалась как цельное художественное явление. Ключевой личностью российской истории и культуры этого времени являлся владыка Макарий (1482-1563), с годами архиепископства и многогранной деятельностью которого в Новгороде (1526-1542) связан блистательный расцвет всех видов искусства.

Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия – икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые будет продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.

Центральным произведением выставки является единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, и летописец включил рассказ о нем в летопись. Этот уникальный древний памятник предстанет перед посетителями выставки после многолетней комплексной . Основные этапы реставрационных процессов отразят документальные и научные материалы, фото и видеопрограммы.

В состав выставки войдут произведения из Русского музея и других музейных собраний.

Открытие выставки состоится в 16:00.

5 августа в Санкт-Петербурге завершился IV международный летний фестиваль искусств «Точка доступа». Почти три недели слаженной работы организаторов, продюсеров, постановщиков и актеров из разных городов и стран принесли свои плоды – спектакли в пространстве города, сайт-специфик проекты, созданные с учетом контекста Петербурга. А также режиссерскую лабораторию в Выборге, public-talk и трехдневную образовательную программу. «Точка доступа-2018» оказалась удивительно пластичной для разного рода сопоставлений: программа, состоящая из трех частей – гастроли, собственные спектакли

В Русском музее, в корпусе Бенуа, открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария». Центральным произведением выставки стал деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Новгородское искусство в музее представлено шитьём, иконами, резьбой по дереву, литургической утварью. Впервые художественные произведения одного из крупнейших древнерусских центров выставлены на одной экспозиции в Петербурге. Последний раз амвоном петербуржцы любовались в 20-х годах, сейчас же экспонат - результат 4-х летней реставрации.

«Арт-Субботник» состоится в Михайловском саду 29 апреля 2017 года Время проведения – 12.00 – 16.00 Вход: свободный В день единого общегородского субботника, приуроченного к году Экологии, Русский музей приглашает всех желающих принять участие в уборке территории Михайловского сада. Гости мероприятия смогут помочь в подготовке одного из старейших садов Санкт-Петербурга к встрече весенне-летнего сезона. В ходе работ предполагается уборка газонов, рыхление земли вокруг кустов и обрезание веток. Для посетителей подготовлена насыщенная

В одном из главных музеев города - Русском музее, - уже сегодня, 20 апреля, открылась выставка известнейшего русского художника - Василия Верещагина. В честь его 175-летия поклонники великого мастера смогут увидеть множество его лучших картин: "Нападают врасплох", "У дверей мечети", "После неудачи" и так далее. Всю свою жизнь художник посвятил любимому делу - путешествиям. Естественно, это очень сильно отразилось на его творчестве. Например, его "Туркестанская серия", которую любят и знают не

Большую экспозицию, посвященную 175-летию со дня рождения живописца, откроют 20 апреля. В нее войдет больше двухсот произведений из нескольких музеев нашей страны, в том числе Третьяковской галереи и самого Русского музея. Покажут зрителям и знаменитые Туркестанскую и Балканскую серии. Помимо нашумевших шедевров можно будет увидеть малоизвестные творения Верещагина, например, пейзажные и этнографические зарисовки. Одной из ярких особенностей выставки станет то, что она продемонстрирует значительное число графических работ живописца. Кстати, организаторы сообщают,

Будет ли она иметь такой же успех, как выставка в Третьяковке? Двадцать второго декабря в Русском музее открылась выставка, приуроченная к двухсотлетнему юбилею всемирно известного отечественного живописца Ивана Айвазовского. Она состоит из пятидесяти четырёх полотен из коллекции музея. Кроме того, в экспозиции есть произведения художника, привезённые из других музеев города и его пригородов Петродворца и Пушкина. Всего выставку составляют примерно двести полотен, а помимо них, фото и мемориальные материалы. Выставка продлится

Церемония передачи бюста Петра Первого, выполненного скульптором из Серпухова и членом Союза Художников России Ильей Дюковым, прошла 16 декабря 2016 года в Михайловском замке. На ней присутствовал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Скульптура была создана в 2013 году. Бюст выполнен из бронзы и имеет размеры 120х92х46 см, вес скульптуры около 180 килограмм. Илья Дюков, скульптор: «Для меня высокая честь, не знаю, возможно ли больше, принятие в Русском музее, особенно благодарю Георгия Сергеевича, Владимира

Слово «уникальный» сегодня почти обесценилось. Ведь его часто используют просто так, для эффектности.

Между тем, в нашем городе произошло поистине важное событие - в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария», центральный экспонат которой - древний амвон Софийского собора, уникальный в прямом смысле слова. Он - единственный в своём роде. И сохранился не чудом, а благодаря профессиональной работе реставраторов Русского музея. Амвон поражал своей красотой новгородцев, а сегодня не оставил равнодушным Вячеслава Резакова.

Невысокие большеголовые фигуры полны смирения, в глазах — безмолвная мольба, но в благословляющих жестах рук уверенность окончательной правоты. Новгородское искусство XVI века впервые демонстрируется как цельное художественное явление. Иконы, шитье, резьба по дереву, утварь, книги и литье. Расцвет всех изобразительных средств того времени, связывают с ключевой личностью эпохи — владыкой Макарием. Его деятельность разворачивалась в годы, последовавшие сразу после присоединения Новгорода к Московскому государству.

Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея:

«Это такой своего рода продукт Макария с абсолютно московскими ставнями. Именно при нем происходит исключительный взлет национального новгородского искусства, не побоюсь этого сказать, ничем не похожего на Московское искусство совершенно. Он дает какой-то совершенно новую художественную инспирацию этому искусству, и создается новый художественный язык, который хитрый и умный Макарий очень активно будет использовать, перейдя в Москву».

Эмоциональный центр экспозиции — единственный сохранившийся в мире отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции. Он был создан в 1533 году для совершения особо важных богослужений в Софийском соборе. Богато украшенный иконами, скульптурой и позолоченной резьбой, амвон восхищал современников своей красотой «велми лепо видети». Чтобы представить ее в первоначальном виде, понадобилась многолетняя реставрация. Сложную резьбу расчищали под микроскопом, утраченные детали скрупулезно копировали из особых сортов липы.

Жанна Максименко, художник-реставратор:

«Чтобы понять, как он выглядит, просто надо сейчас представить себе, что все вертикальные накладные элементы резные, все, которые стремятся как бы ввысь, были позолоченные. Все горизонтальные были посеребрены. Мы специально сняли с этого места замочек, чтобы зрители могли увидеть то самое первозданное золото, которое сохранилось именно там, под этим деревянным элементом».

Самобытный новгородский стиль с его экспрессивной трактовкой образов обретает в 16 веке легкость и динамичность. В волевых, серьезных лицах с крупными чертами читается национальный склад характера. А сама широкая и смелая манера, которую так любили новгородцы, становится часть вечного общенационального сюжета. Вот он — «Чудо от иконы во время Битвы Новгородцев с Суздальцами». Суздаль уже давно не враг, важнее другое — икона здесь военное знамя, хоругвь. Живая сила, общий долг, залог вечного возрождения.

Вам также будет интересно:

Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...