Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Музыкальный слух: мифы и реальность. Абсолютный, или идеальный, слух и неспособность различать звуковые тоны По техническим причинам мы большене выдаем дипломы и приносим извинения:-(

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

22.01.2015 20:56

– это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух " был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке .

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм "синим цветом", люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы , а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха . Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим . Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха . Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух . Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не "сползать" при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями . Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Не столь важно, собираешься ли ты петь в панк-группе, мечтаешь перестать получать по физиономии в караоке или планируешь исполнить своей возлюбленной серенаду в день ее рождения, музыкальный слух - очень даже полезный скилл для любого развитого мужчины. Разбираемся, что это вообще такое, в чем именно его польза и какими упражнениями можно согнать медведя с уха.

Л юбишь ли ты музыку так, как любим ее мы в редакции Men"s Health? Наверняка да, и это прекрасно. Нам ведь с тобой давно известно, что:

  • музыка может облегчить физический труд, будь то гребля на галере или уход за огромным газоном;
  • в офисе прослушивание любимой музыки позволяет снизить усталость, которая накапливается за рабочее время, успокоить нервы и снять раздражительность;
  • музыка повышает энтузиазм и помогает расслабиться;
  • занятия музыкой помогают в изучении иностранных языков;
  • музыка укрепляет ум: как обнаружили итальянские ученые, быстрая музыка вызывает дополнительный прилив крови к мозгу по сравнению с более медленной или тишиной;
  • доказано, что музыка помогает бегунам и велосипедистам: первые ощущают, что тратят меньше усилий, а их выносливость повышается на 15%, а вторые используют меньше кислорода, когда крутят педали под музыку;
  • приятная музыка позволяет эффективно блокировать память о неудачах, повышая общую эффективность спортсмена;
  • и наконец, учеными отмечена эффективность музыки в снижении боли у онкологических больных, улучшении реакции их иммунной системы, снижении их тревожности и других психологических и физиологических симптомов.

А вспомни, как часто ты представлял себя на сцене с микрофоном, исполняющим хит любимой команды? Некоторые из нас прямо-таки бредят этим видением и стремятся использовать любую возможность, чтобы его воплотить. Но, увы, как бы ни старались горе-вокалисты, как бы громко ни пытались голосить любимые строчки и в караоке, и в веселой компании, и даже наедине с самыми близкими людьми, максимум, что им достается, - это сочувственные взгляды, в которых ясно читается мольба: «Чувак, завязывай производить ртом эти душераздирающие звуки!» В особо тяжелых случаях барные вокализы заканчивались мордобоями, после которых редакционные певцы, потирая свежие синяки и ссадины, жаловались на вселенское непонимание и человеческую нечуткость. Чтобы им помочь, мы решили разобраться, можно ли вообще развить у себя музыкальный слух. Выяснилось, что очень даже можно!

Что вообще это такое?

Музыкальный слух - это возможность человека полноценно воспринимать музыкальную палитру произведения и всесторонне и адекватно ее оценивать, а также воспроизводить. Определить, насколько развит музыкальный слух у тебя, очень просто.

  • Выбери любимую композицию.
  • Прослушай ее один раз, а затем попробуй самостоятельно, а капелла (то есть без сопровождения), пропеть мелодию песни, удерживаясь при этом в ритме.
  • Соседи бешено застучали по водопроводной трубе? Извини, похоже, со слухом у тебя неважно. Погоди, или ты исполнял что-то из Napalm Death?

Но не расстраивайся. Музыкальный слух либо дается человеку от природы, либо его воспитывают со временем упорными тренировками. Как установили ученые, в слуховой зоне нашего мозга расположен пучок нервных окончаний, отвечающий за музыкальный слух. И если его регулярно и правильно стимулировать, то дело в итоге пойдет на лад.

Кроме того, если мелодию ты не очень-то и переврал, но постоянно вылетаешь из ритма и темпа, то тебе нужно поработать над координацией слухового и голосового аппаратов - да, и это можно прокачать.

Разновидности музыкального слуха

Из почти 20 видов музыкального слуха мы выделим 6 самых важных для нас в рамках этой статьи.

Абсолютный слух

Достаточно редкий врожденный талант, дающий его обладателю возможность точно определять музыкальную ноту (высоту тона) абсолютно любого звука, не сравнивая его с камертоном (то есть известным идеалом). При всех своих плюсах может доставлять приличное количество неудобств вроде сложностей с изучением иностранных языков, а главное - никакого отношения не имеет к музыкальности и не гарантирует карьеры Святослава Рихтера или Мстислава Ростроповича.

Внутренний слух

А вот способность точно представить музыкальное произведение, его мелодию и звучание отдельных инструментов значительно важнее для твоего музыкального будущего. Скажем, если ты вдруг (не дай бог) оглохнешь, то все равно сможешь сочинять песни для твоей группы, просто проигрывая их в голове, - вспомни Людвига нашего ван Бетховена.

Относительный (интервальный) слух

Способностью определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными, обладают большинство успешных музыкантов, не имея при этом слуха абсолютного. И вот как раз это умение вполне можно развить.

Ритмический слух

Говоря сухим академическим языком, это способность различать длительность звучания нот в их последовательности, их силу и слабость, а также чувствовать темп, то есть изменение скорости звучания музыки. А на деле наличие ритмического слуха означает, что ты способен поймать ощущение, которое музыканты называют «кач» или «грув», то есть почувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Звуковысотный слух

Обладаешь им - значит, слышишь малейшее отличие звуков по высоте: например, разницу между соседними клавишами фортепиано или ладами гитары. Легко вырабатывается путем тренировок и поможет тебе стать если не музыкантом, то концертным техником или настройщиком роялей.

Мелодический слух

Важнейшая способность для восприятия мелодии твоей любимой песни целиком, со всеми ее экспрессивными изменениями по ходу пьесы, и для оценки ее выразительности и интонации. Как говорят на уроках сольфеджио, мелодия то бежит, то скачет, то застынет на месте.

Что делать для развития музыкального слуха?

Мы не будем здесь касаться бесчисленного множества приложений и программ, призванных помочь развить слух, научиться петь и освоить азы музыкальных инструментов. А расскажем про старые добрые аналоговые упражнения.

Учись слушать музыку

Да, вот так все просто. Но теперь ты не будешь просто бездумно гонять любимые треки по кругу - ты должен в них вникнуть. Разберись, сколько инструментов звучит в конкретной композиции, чем отличается звук электронных барабанов от настоящих, какими эффектами искажается звучание гитар, насколько интенсивно играет свою партию бас-гитарист. Гарантируем: освоив вдумчивое слушание музыки, ты получишь новое и колоссальное удовольствие.

Кстати говоря, непосредственное и частое прослушивание музыки - это едва ли не главное условие развития музыкального слуха и, что немаловажно, музыкального вкуса. И тут лучше обратиться к занудным аудиофилам, любящим заморочиться с качественной аппаратурой, нежели относиться к ней наплевательски, так как цена вопроса - твой слух. Недорогие колонки-пищалки (которые звукорежиссеры называют «shit-контроль» - понятно, да?) и дешевые наушники-вкладыши легко отобьют твой музыкальный пучок нейронов напрочь и уж точно вряд ли дадут возможность правильно разложить композицию по инструментам. Поэтому подходи к выбору аппарата для прослушивания музыки с умом - и особенно это касается наушников.

Выбор редакции МН: наушники Audio-Technica ATH-DSR7BT

Это как раз тот редкий случай, когда в наушниках идеально практически все: качество звука, качество материалов, удобство и цена. Полноразмерные беспроводные уши ATH-DSR7BT от легендарного японского бренда Audio-Technica оснащены системой Pure Digital Drive, которая переосмысливает беспроводное аудио, обеспечивая впечатляющее качество звука без каких-либо последствий цифроаналоговых преобразований. Работает это так: цифровой сигнал остается таковым, пока не дойдет до драйверов. В большинстве Bluetooth-наушников с этого момента начинается многоэтапная обработка сигнала, которая в итоге зачастую оборачивается заметным ухудшением звучания. Pure Digital Drive при этом исключает сильную обработку сигнала, в результате чего расклад получается идеальным: никаких искажений и дополнительной окраски звука.

Разобраться с инструментами, играющими в любимой композиции, тебе помогут 45-миллиметровые цифроаналоговые драйверы True Motion, разработанные именно для DSR7BT, которые воссоздают каждую деталь записи, излучая натуральный, сбалансированный звук.

Несмотря на то что наушники беспроводные, у них имеется USB-кабель, при подключении которого поддерживается аудио высокого разрешения (до 96кГц/24 бит). Кроме того, наушники поддерживают последнюю версию Bluetooth-кодека aptxHD, которая обеспечивает беспроводную передачу звука без потери качества.

Редакционные испытания - а проводим мы их обычно от души, по максимуму, часто рискуя попросту сломать девайс, - показали впечатляющие результаты.

Наушники вполне комфортно сидят на голове и способны подстроиться под любые уши благодаря амбушюрам с памятью формы. Они не сползают с головы ни при занятиях спортом (исключением стал бокс), ни при энергичном мотании головой под классические композиции Metallica. Хотя, конечно, естественные условия для Audio-Technica ATH-DSR7BT - это мирное и спокойное прослушивание музыки не только дома, но и на работе. А так как это беспроводные Bluetooth-наушники, можно вообще не привязываться к пространству.

Отдельного внимания заслуживает сенсорное управление. Для того чтобы принять или завершить телефонный звонок, а также запустить композицию, достаточно коснуться пальцем специальной точки на правой чашке наушников. Ну и конечно, благодаря различным вариантам коммутации наушники идеально подходят и к плееру, и к смартфону, и к виниловому проигрывателю.

Гаммы

Да-да, прямо как в кино показывают. Подходишь к фортепиано (ну окей, к синтезатору), находишь ноту до и играешь от нее гамму до мажор - известные тебе «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». А затем принимаешься пропевать каждую ноту. В идеале у тебя должна получаться чистая гамма с первой попытки.

Звуки

Собираясь утром на работу, постарайся выйти на десять минут пораньше, чтобы у тебя была возможность не торопиться и сконцентрироваться на различении звуков вокруг тебя: шорох шин по асфальту, стук каблуков, цоканье собачьих когтей, обрывки телефонных разговоров, визг застежки-молнии и так далее. Учись отделять звуки от общего шума и запоминать их. То же самое проделывай сидя дома: многоквартирный дом полон звуков, составляющих невероятно интересную палитру.


    Феномен абсолютного слуха


    Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту . Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

    Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный .

    Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще . Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

    На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением . Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух . Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить .

    Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

    Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

    В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой .


    Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. — Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет ».

    Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников» . Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки , при котором ученики определяют ноты и играют только на слух . Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте . В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

    Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти . Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

    Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано . Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

    Е. Рудерман

    воспроизводить отдельные музыкальные тоны в отсутствие музыкального первоисточника или стандарта. Эта способность называется абсолютным, или идеальным, слухом. (Обзор литературы на эту тему см. в работе: Gregersen, 1998.) Абсолютный слух - редкость даже среди профессиональных музыкантов, и им обладает менее 1 % всего
    населения (Moore, 1989), хотя среди музыкантов, начаших обучение в очень раннем детстве, люди с абсолютным слухом встречаются несколько чаще (Baharloo et al, 1998; Rauschecker, 1999; Deutsch et al., 1999). Хотя продолжительное обучение и способствует развитию абсолютного слуха, он во многом определяется генетическими факторами (Baharloo et al., 1998). Более того, с помощью ПЭТ в слуховой коре левого полушария были идентифицированы «ответственные» за него нейроны (Schlaug et al., 1995; Zatorre et al., 1994).

    Поскольку едва ли все обладатели абсолютного слуха начали свое музыкальное образование очень рано (когда им не было еще и шести лет), весьма вероятно, что систематическое общение с музыкой в раннем детстве условие необходимое, но не достаточное для его развития (Baharloo et al, 1998; Miyazaki, 1988; Deutsch et al., 1999). (Кстати, хотя сам по себе ранний музыкальный опыт и не является гарантией развития абсолютного музыкального слуха, исходя из данных, представленных в работе Chan et al., 1998, можно предположить, что он улучшает вербальную память.) В этом смысле абсолютный слух - хороший пример того, как сочетание генетических и средовых факторов способствует развитию сложной перцептивной способности.

    О том, что такое абсолютный слух, можно судить по историческому анекдоту, приведенному в работе Stevens & Warshofsky, 1965: гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, обладавший абсолютным слухом, в семилетнем возрасте как- то сказал, что его скрипка настроена на четверть тона выше, чем скрипка его друга, на которой он играл накануне!

    В известном смысле противоположностью абсолютному слуху является неспособность различать звуковые тоны (tone deafness). Понятно, что сам по себе этот термин некорректен (в дословном переводе с английского tone deafness - «тональная глухота». - Примеч. пер.), ибо большинство из «тонально глухих» ничуть не хуже различают два разных по высоте тона, чем «нормальные» индивидуумы.

    Не исключено, что те, кого признают неспособными различать звуковые тоны, всего лишь испытывают большие, чем другие люди, затруднения, когда им нужно воспроизвести или пропеть какой-то музыкальный пассаж, образованный звуками, которыми они обычно не пользуются в нормальной речи (Moore, 1989). Более того, в результате занятий музыкой и практики эти люди заметно прогрессируют, а это значит, что основной причиной неспособности различать звуковые тоны является ограниченный опыт общения с музыкальным материалом.

    Музыкальная агнозия: амузия. Несмотря на то что такой диагноз, как «тональная глухота» и может быть подвергнут сомнению, известна определенная форма аудиальной агнозии - недуга, причина которого заключается в нарушении функции определенных участков височных долей, избирательно влияющем на восприятие музыки (Peretz et al., 1994; Peretz, 1993,1996). Этот недуг, называемый музыкальной агнозией, или амузией, проявляется в неспособности распознавать мелодии и тональности. Однако он не влияет на восприятие иной акустической информации, такой, например, как речь и те звуки, которые постоянно сопровождают нас в повседневной жизни (Patel et al., 1998). То, что это неврологическое заболевание касается только восприятия музыки, позволяет предположить наличие в аудиальной системе определенных нейронных контуров (neural circuits) и кортикальных подсистем, избирательно настроенных на обработку музыкальной информации (Peretz & Morais, 1989, 1993; Tramo et al., 1990). В пользу этого предположений свидетельствуют и результаты наблюдений над пациентами, перенесшими операции, в результате которых правое и левое полушария их мозга были отделены друг от друга и начали функционировать самостоятельно. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что обработка информации о некоторых отличительных признаках музыки, и в первую очередь тех, которые связаны с гармонией, происходит В правом полушарии (Tramo, 1993; Tramo & Bharucha, 1991).

    Трудно удержаться от соблазна высказать предположение, что амузия является поведенческим последствием неспособности извлечь из такого аудиального стимула, как музыка, целостную - в гештальтистском смысле этого слова - информацию. И мы переходим к рассмотрению роли гештальтистских факторов группирования в восприятии музыки.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...