Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Волшебные звуки шарманки. Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка Какие звуки можно услышать из шарманки

Романова Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»

О КОМПОЗИЦИОННОМ DIMINUENDO В ПЬЕСЕ ЧАЙКОВСКОГО «ШАРМАНЩИК ПОЕТ»

Аннотация

В процессе рассмотрения пьесы Чайковского к её композиции применены традиционные критерии отечественной теории простых форм с одной стороны и некоторые критерии теории смешанных форм с другой. Показано взаимодействие структурно-композиционного, мотивно-интонационного, гармонического, фактурного и динамического аспектов развития, подтверждена существенная роль композиционных особенностей в воплощении музыкального образа пьесы. Результаты могут быть использованы в практике преподавания анализа музыкальных произведений при реализации основных образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: простая двухчастная форма, контрастно-составная форма, запев, припев, форма второго плана.

Romanova E.V.

PhD in Arts, Federal State Institution of Higher Education

«Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory»

ABOUT COMPOSITE DIMINUENDO IN TCHAIKOVSKY’S PLAY “THE ORGAN-GRINDER SINGS”

Abstract

In the course of consideration of the play of Tchaikovsky traditional criteria of the domestic theory of simple forms on the one hand and some criteria of the theory of the mixed forms with another are applied to her composition. Interaction of structural and composite, motivno-intonational, harmonious, impressive and dynamic aspects of development is shown, the essential role of composite features in the embodiment of a musical image of the play is confirmed. Results can be used in practice of teaching the analysis of pieces of music at implementation of the main educational programs of the higher education.

Keywords: simple binary form, contrast and compound form, having started singing, a refrain, a form of the second plan.

Понятие формы второго плана преимущественно применяется при композиционном анализе сочинений, основанных на разновидностях вариационных форм, а также форм, определяемых обычно как смешанные. Вместе с тем анализ композиционного подтекста миниатюры зачастую выявляет такую степень индивидуализации претворения принципов той или иной простой формы, которая позволяет говорить и о скрытом действии формы второго плана. Установление этой формы, как правило, способствует уточнению результатов анализа музыкального материала не столько в структурном, сколько в содержательном аспекте. В качестве одного из ярких примеров обратимся к композиции пьесы «Шарманщик поёт» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Эта пьеса (наряду со многими другими миниатюрами сборника) представляет собой музыкальную зарисовку с натуры, воплощая тем самым идею «виртуального» путешествия. В ней, как и в «Неаполитанской песенке», Чайковский воспользовался напевом, услышанным в Венеции от уличных исполнителей. В рамках контрастно-составной простой двухчастной формы эта пьеса словно рисует сценку встречи с шарманщиком, передавая некоторые её нюансы и подробности.

Соотношение частей в пьесе подобно соотношению запева и припева в куплете и соответствует одному из типовых вариантов построения двухчастной формы. Экспозиционный раздел (такты 1-16 пьесы, пример 1) представляет собой квадратный период повторного строения и обладает при этом целым рядом выразительных особенностей. Наиболее яркой из них является ненормативное согласование кадансов, обусловленное совершающимся в конце первого предложения отклонением в тональность второй ступени – серединный каданс тем самым оказывается на субдоминантовой функции. Романсово-песенная жанровая природа этой мажорной темы, в целом весьма непритязательной, но вместе с тем не лишённой некоторой утончённости, выразительно оттенена отклонением в минор, что усиливает впечатление одухотворённого, открытого и непосредственного высказывания, начало которого словно отмечено эмоциональным выплеском. Тем самым первая часть композиции звучит особенно рельефно и выпукло.

Другими особенностями начального периода, вызванными упомянутым выше ладотональным отклонением, становятся начало второго предложения на другой высоте (мелодия на секунду выше) и на другой гармонической функции (II65). Они придают высказыванию динамичность, а периоду – большую слитность, основанную на функциональной разнородности предложений (первое – экспозиционное и развивающее, второе – развивающее и заключительное).

Рис. 1 – начальный экспозиционный период

Вторая часть пьесы тоже представляет собой период, но организованный (в ладотональном и функциональном аспектах) гораздо более традиционно, благодаря чему он вполне естественно воспринимается как припев. Этот квадратный период повторного строения (такты 17-32 пьесы, пример 2) отличается от нормативного лишь серединным кадансом на тонике. Благодаря отсутствию отклонений, строго соблюдаемой тонико-доминантовой функционально-гармонической схеме (без применения аккордов субдоминантовой функции), точной повторности предложений вторая часть пьесы звучит эмоциональным спадом – на смену «чувствительному романсовому откровению» приходит более спокойная и умиротворённая, подытоживающая интонация, отчётливо проступающая за повторяющимися фразами, подобными ласковому, мягкому прощанию.

Отметим некоторые весьма индивидуализированные особенности тематического материала второй части, существенно влияющие на восприятие формы пьесы в целом.

Во-первых, точную повторность предложений нарушает динамика: p – в первом предложении и pp – во втором. Идея diminuendo тем самым находит, прямое, непосредственное выражение, очевидно, способствующее эффекту пространственного удаления, воплощаемого в пьесе: наигрыш шарманщика становится всё менее и менее явственно слышен, менее различим – то ли слушатель миновал исполнителя, то ли наоборот.

Во-вторых, весьма яркой особенностью второй части является намеченный в мелодии диалог коротких мотивов (временами вызывающий ассоциации с приёмом скрытого двухголосия): в этом диалоге, с одной стороны, проявляется принцип рассеивания, снижения рельефности и характерности тематизма, а с другой – отражается идея регистровой переклички, характерная для заключительных разделов музыкальной формы, основанных на эффекте спада, торможения.

Наконец, определяющим признаком второй части становится выдержанный на всём её протяжении органный пункт на тонической квинте. Его применение явно акцентирует заключительную композиционную функцию в звучании второй части, что позволяет определить её не столько как контрастную, сколько как вторую часть типа коды.

Заметим также, что верхний тон квинты фигурирован – непрерывное чередование звуков d e подобно вибрации, создающей звукографический эффект нечёткости, размытости контуров и ещё более усиливающей упомянутый выше эффект пространственного удаления.

Существенным штрихом, подчёркивающим «нисходящую» композиционную направленность второй части и пьесы в целом, является применённое Чайковским в последнем такте (т. 32, пример 2) так называемое выписанное замедление: в этот момент прекращается ранее неизменно соблюдавшаяся в силу комплементарного ритма сквозная пульсация восьмыми. Сохранившиеся в среднем пласте фактуры синкопированные терции сопровождения пульсируют тем самым в два раза медленнее, что и создаёт эффект замедления без применения соответствующих словесных ремарок (ritardando , ritenuto и т.п.).

Рис. 2 – контрастная вторая часть (вторая часть типа коды).

Форма пьесы в целом может быть определена, таким образом, как простая двухчастная контрастно-составная с отчётливым проявлением на втором плане признаков простой двухчастной формы со второй частью типа коды. При этом индивидуальной её особенностью становится постепенно кристаллизующаяся идея diminuendo , поддержанного ритмо-динамическими средствами: окрашенному в субъективно-лирические тона, эмоционально яркому материалу начального периода противопоставлен более нейтральный, объективный и менее индивидуализированный, воплощающий эмоциональный спад материал второй части (снижением рельефности, яркости и индивидуальной характерности материала объясняется композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением), выписанное в последнем такте замедление и убывающая динамическая нюансировка подчёркивают эффект угасания. Именно эта особенность способствует яркости воплощения основного образа пьесы, связанного с постепенным ускользанием из виду, словно растворением в пространстве её главного персонажа и со своеобразным исчезновением-истаиванием звуковых следов его присутствия.

Вспоминается название «О чужих странах и людях», данное Шуманом одной из пьес, вошедших в его «Детские сцены».

«В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится» .

В классификации Ю.Н. Тюлина подобные формы предлагается выражать схемой А+B в силу тематической самостоятельности второй части и наличию в ней новых интонационных элементов .

При этом возникает точная повторность предложений, в силу которой период приобретает сходство со строфической структурой.

Композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением позволяет говорить о явлении, родственном нисходящей композиционной модуляции в классификации В. Бобровского .

Аналогичное композиционное нисхождение (применение второй части типа коды) встречаем также в пьесе из «Детского альбома» «В церкви». Также отметим некоторые композиционные аналогии рассматриваемой пьесы с пьесой «Утренняя молитва»: обе они завершаются разделом, отчётливо выполняющим заключительную композиционную функцию, но при этом «Утренняя молитва» по форме представляет скорее период с дополнением.

Список литературы / References

  1. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978. – 332 с.
  2. Тюлин Ю. Музыкальная форма / Ю. Тюлин, Т. Бершадская, И. Пустыльник и др.; общая ред. проф. Ю.Н. Тюлина. – изд 2-е, испр. и доп. – М.: Музыка, 1974. – 361 с.
  3. П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк: переписка, 1876-1890: в 4 т. Т. 1. 1876-1877/ сост., научн.-текстолог. ред., комментарии П.Е. Вайдман. – Челябинск: MPI, 2007. – 704 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bobrovskij V. Funkcional’nye osnovy muzykal’noj formy. . – M.: Muzyka, 1978. – 332 p.
  2. Tjulin Ju. Muzykal’naja forma / Ju. Tjulin, T. Bershadskaja, I. Pustyl’nik and others;general edited by Yu. N. Tyulin. – 2nd edition, corrected and top. – M.: Muzyka, 1974. – 361 p.
  3. I. Chajkovskij – N.F. fon Mekk: perepiska, 1876-1890: v 4 t. T. 1. 1876-1877 . / drawing up., scientific and textual edition, comments P.E. Vaydman. – Cheljabinsk: MPI, 2007. – 704 p.

Чернышев А.Ф. Шарманщик.

Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.


Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1769 году швейцарский механик Антуан Фавр.

Henry William Bunbury. 1785

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Emil Orlik. 1901

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.

Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок, был итальянец Джованни Барбери (отсюда происходит французское наименование этого инструмента — orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», искаженное orgue do Barbcri). Немецкое и английское наименования этого инструмента также включают в себя корневую морфему "орган". Да и в русском языке "органчик" часто выступает в качестве синонима "шарманки": «В комнате находились еще мальчик-шарманщик, с маленьким ручным органчиком...» (Достоевский. Преступление и наказание).

В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», украинское "катерника", белорусское "кацерынка", польское "katarynka, или «лее шарманка».

Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.

«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).

В.Г. Перов. Шарманщик.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

R. Zink.The Farandole. 1850

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты. На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить.

В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается приспособлением, которое специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей. Но еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских игрушек. Со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым - отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской». Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась». Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр".

Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит песенка "Маруся отравилась" в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.

Мне прыгать что-то надоело

И, граждане, признаюсь вам,

Я за другое взялся дело:

Хожу с шарманкой по дворам.

Шарманки звуки-то тоскливы,

А то бравурны иногда.

Вам всем знакомые мотивы

Она играет хоть куда!

Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах.

100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.

Или же компаньоном был большой попугай или дрессированная белая мышь, которые за копеечку вынимали из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» - на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. Часто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

Из повести И. Т. Кокорева «Саввушка» мы узнаем о тех музыкальных пьесах, которые входили в репертуар шарманщиков: «Тройка удалая», «Ты не поверишь», (Соловей», «Барыня», «полька», «валец». Здесь по упомянута еще одна чрезвычайно популярная мелодия — ее исполняла знаменитая шарманка Ноздрева в «Мертвых душах». Как сказано у Гоголя, «Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: „Мальбрук в поход поехал", а „Мальбрук в поход поехал" неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом». Ноздрев пытается всучить шарманку Чичикову вместе с мертвыми душами, утверждая при этом, что она сделана «из красного дерева».

Позднее в репертуар шарманщиков вошли и другие мелодии: чувствительные романсы «Под вечер осени ненастной» и «Отворите окно, отворите» [ мемуары И. А. Белоусова «Ушедшая Москва»]. А шарманка, с которой выступали герои купринского «Белого пуделя», играла «унылый немецкий вальс» композитора И. Ф. Ланнера и галоп из оперы «Путешествие в Китай».

"Шарманка" не раз упоминается в произведениях Ф. М. Достоевского. Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин встречает шарманщика на Гороховой улице в Петербурге, причем артист не только играет па шарманке, но и демонстрирует публике танцующих кукол: «Прошел один господин и бросил шарманщику какую-то маленькую монетку; монетка упала прямо в тот ящик с огородочкой, в котором представлен француз, танцующий с дамами».

Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии, России и Италии. Подробное описание петербуржского шарманщика можно прочесть у Дмитрия Григоровича: "Разодранный картуз, из-под которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль, черные волосы, осеняя худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, все это составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников - шарманщика".

Корзухин Алексей Иванович. Петрушка.

- «Herr Володя, глядите в тетрадь!»

- «Ты опять не читаешь, обманщик?

Погоди, не посмеет играть

Nimmer mehr этот гадкий шарманщик!»

Золотые дневные лучи

Теплой ласкою травку согрели.

- «Гадкий мальчик, глаголы учи!»

О, как трудно учиться в апреле!..

Наклонившись, глядит из окна

Гувернантка в накидке лиловой.

Fräulein Else сегодня грустна,

Хоть и хочет казаться суровой.

В ней минувшие грезы свежат

Эти отклики давних мелодий,

И давно уж слезинки дрожат

На ресницах больного Володи.

Jan Michael Ruyten

Инструмент неуклюж, неказист:

Ведь оплачен сумой небогатой!

Все на воле: жилец-гимназист,

И Наташа, и Дорик с лопатой,

И разносчик с тяжелым лотком,

Что торгует внизу пирожками…

Fräulein Else закрыла платком

И очки, и глаза под очками.

Не уходит шарманщик слепой,

Легким ветром колеблется штора,

И сменяется: «Пой, птичка, пой»

Дерзким вызовом Тореадора.

Fräulein плачет: волнует игра!

Водит мальчик пером по бювару.

- «Не грусти, lieber Junge, — пора

Нам гулять по Тверскому бульвару.

Ты тетрадки и книжечки спрячь!»

- «Я конфет попрошу у Алеши!

Fräulein Else, где черненький мяч?

Где мои, Fräulein Else, калоши?»

Не осилить тоске леденца!

О великая жизни приманка!

На дворе без надежд, без конца

Заунывно играет шарманка.

Марина Цветаева. Вечерний альбом.

Маковский Владимир Егорович. Шарманщик. 1879

Rupert Bunny. Artist in Paris.

Валерий Крылатов. Парижский шарманщик. 1995

Николай Блохин. Продавец счастья.

Carl Henry d"Unker.

Fritz von Uhde.

Маковский Владимир Егорович.

François-Hubert Drouais.

Среди затейливых старинных музыкальных ящиков самой популярной была шарманка. Ее встреча со слушателями обычно происходила так: «...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые...» (Л.Михеева).
В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносятся с непростой судьбой ее владельца.
Каждый день под окошком он заводит шарманку. Монотонно и сонно он поет об одном.
Плачет старое небо, мочит дождь обезьянку.
Пожилую актрису с утомленным лицом...
А.Вертинский
Если вы выбрали для урока по описанию предмета пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик поет», познакомьте учеников с историей шарманки.
Вот как рассказывает о ней искусствовед Л.Михеева дальше:
«Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку.
Одной из первых пьес, исполненных на этом органчике, была французская песенка «Прекрасная Катрин». От нее и пошло название шарманки: «шарман» по- французски - «прекрасная». Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, не мог купить новую. И постепенно слово «шарманка» стало ассоциироваться с фальшивым и однообразным звучанием.
Поэтому и сейчас, когда давным- давно шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое; «Ну, опять свою шарманку завел!..»

В русской классике шарманщик со своим музыкальным ящиком появлялся довольно часто. О его судьбе писали А.Куприн, Д.Григорович, Н.Лесков.

Проводя подготовку к высказываниям детей о пьесе Чайковского, вы можете предложить им анализ таких литературных фрагментов.
«...За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку с щеглом, обученньм вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы - дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» - обе бывшие в моде лет тридцать - сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовито ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать...
...Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что- то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью... где- нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
- Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи...
...Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из нее дребезжащий, кашляющий мотив...» (А.Куприн).

3. «Детский альбом» П. И. Чайковского

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов.

В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице :

Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению дет-ской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана.

Непосредственным толчком к созданию «Дет-ско-го альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шу-ману».

С пьесами из «Детского альбома» Чайковского вы уже много раз встречались на уроках му-зы-каль-ной литературы. А кто-то из вас по-зна-ко-мил-ся с ними и в классе фортепиано.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

WWW

Помимо ссылок на приведённые ранее примеры, каждую пьесу можно прослушать целиком по кнопке слева. Исполняет Я. Флиер.

  1. «Утренняя молитва». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Зимнее утро». Музыкальная зарисовка с «колючей», «морозной» гармонией.
  3. «Игра в лошадки». Стремительная пьеса с безостановочным движением восьмых.
  4. «Мама». Лирический портрет.
  5. Марш деревянных солдатиков. Игрушечный марш (см. пример 53 в теме 2).
  6. «Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась.
  7. «Похороны куклы». Траурный марш.
  8. Вальс. См о нём в теме 5 и в теме 6 (раздел 3 и раздел 6).
  9. «Новая кукла». Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки.
  10. Мазурка. Танцевальная миниатюра в жанре мазурки.
  11. Русская песня. См. разбор и пример в теме 6 .
  12. «Мужик на гармонике играет».

На этой оригинальнейшей миниатюре остановимся подробнее. Возможно, Чайковский случайно услышал, как незадачливый гармонист пытается что-то подобрать, но это у него никак не выходит. С большим юмором композитор изобразил этот эпизод в крошечной пьесе.

Пример 102

Сначала четыре раза повторяется одна и та же маленькая фраза. Потом дважды гармонист снова затягивает её первый мотив, но останавливается, в каком-то недоумении перебирая два аккорда. Видимо, один из них (доминантсептаккорд) слишком поразил его воображение, и он завороженно разжимает и сжимает мехи, вцепившись пальцами в этот аккорд.

При нажатии одной клавиши на левой клавиатуре у многих гармошек звучит не одна нота, а целый аккорд: тоника, доминанта или субдоминанта. Поэтому, подражая неумелой игре на гармошке, Чайковский использует аккордовый склад. Не случайна и тональность си-бемоль мажор. Большинство гармошек настроены именно в этом звукоряде (в отличие от баяна и аккордеона, на гармошке нельзя сыграть ни хроматическую гамму, ни музыку в разных тональностях).

Здесь мы увидели ещё одну разновидность картинной программности — звукоподражательную . Такое подражание музыкальным инструментам встречается довольно редко. Чаще композиторы используют звукоподражание для изображения природных шумов или пения птиц. Подобный пример тоже встречается в «Детском альбоме», и мы до него скоро дойдём.

  1. «Камаринская». Фигурационные вариации на известную русскую плясовую мелодию.
  2. Полька. Танцевальная миниатюра в жанре польки (см. пример 150 в теме 5).
  3. Итальянская песенка. Воспоминание композитора об Италии. Мелодию, помещённую в припев этой песенки, Чайковский слышал в Милане в исполнении маленького уличного певца.
  4. Старинная французская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  5. Немецкая песенка.

По общему характеру эта пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (немного замедленный и грубоватый вальс). А некоторые характерные мелодические обороты заставляют вспомнить и другой жанр — йодль , своеобразную песню альпийских горцев. Обычное пение со словами перемежается в йодлях с вокализами, изображающими инструментальный наигрыш. Эти вокализы исполняются в своеобразной манере с частыми широкими скачками, разложенными по звукам аккордов. Мелодия первого раздела Немецкой песенки очень похожа на йодль:

Пример 103

Очень умеренно

WWW

А вот традиционный немецкий (тирольский) йодль в современном исполнении.

  1. Неаполитанская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Нянина сказка».

Хотя Чайковский не сообщает нам, что за сказку рассказывает няня, и мы не знаем её сюжета, слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях.

Начало звучит таинственно, «колючие» аккорды прерываются загадочными паузами. Второе предложение начинается затаённо, октавой ниже, потом все голоса стремительно взлетают вверх, а в самом кадансе вдруг происходит что-то новое, неожиданное.

Пример 104

Умеренно


А затем случилось что-то страшное. На протяжении всего среднего раздела в правой руке повторяется с нарастающим в две волны crescendo один и тот же звук — до , как бы говоря: «О-ой! О-ой!..» А в левой руке трепещут шорохи хроматических терций в «пугающем» низком регистре.

Пример 105

Когда перед самой репризой до переходит в ре , мы ощущаем это событие как кульминацию страшной сказки. Но тут же наступает успокоение: реприза совершенно точная, и, когда мы снова слышим знакомую музыку, она уже не кажется такой таинственной и «колючей», какой казалась сначала. У страшной сказки счастливый и добрый конец.

  1. «Баба Яга». Ещё одна добродушная «страшилка», картинка стремительного полёта злой колдуньи на помеле.
  2. «Сладкая грёза». Лирическая пьеса. Хотя у неё есть название, это не программная миниатюра. Образ светлой мечты, который дан в музыке, можно наполнить любым подходящим содержанием. А можно просто слушать и наслаждаться.
  3. Песня жаворонка.

Как и в пьесе «Мужик на гармонике играет», здесь есть звукоподражание. Но образ рождается совершенно другой. Не забавный, а лирический. В одном из писем Чайковский писал: Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!

Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы. Вспомните символические фигурки жаворонков в весенних народных обрядах.

А кроме того, певчие птицы с незапамятных времён поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.

В Песне жаворонка мы слышим и солнечную, весеннюю радость, и не-обык-но-вен-ное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. С первых же тактов можно почувствовать и «потоки тающего снега», и «что-то живительное и бодрящее», разлитое в весеннем воздухе. И над этой солнечной картиной где-то высоко-высоко заливается жаворонок.

Пример 106

Умеренно


В среднем разделе, который начинается затаённым рр , композитор словно прислушивается к пению жаворонка и даёт нам услышать всё новые и новые изгибы и повороты этой песни.

Пример 107

После точой репризы, в маленькой коде, мы слышим ещё одно «коленце» жаворонка

  1. «Шарманщик поёт». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «В церкви».

Молитвой начинался и заканчивался день ребёнка. И если «Утренняя молитва» — вступление к картинам, образам и впечатлениям, наполняющим ребячий день, то пьеса «В церкви» — это прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе, в мягких «говорящих» интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй».

Пример 108

Умеренно


Эти четыре фразы, образующие период свободного строения, повторяются ещё раз, но всё громче и громче: пение ширится и нарастает.

Но вот последние, затихающие фразы хора и огромная кода, занимающая половину всей пьесы: долгое прощание, в котором слышится мерное и чуть грустное звучание тягучих вечерних церковных колоколов…

Пример 109

Если у Шумана пьесы были расположены по возрастающей сложности, то у Чайковского совсем лёгкие могут соседствовать с достаточно трудными. Располагая пьесы в альбоме, Чайковский руководствовался их образным содержанием.

Все жанровые игровые сценки — «Игра в лошадки», Марш деревянных солдатиков, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» — сосредоточены в первой половине сборника.

В середине — маленькая русская «сюита»: Русская песня, «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Затем идёт «сюита путешествий» — песенки разных стран, времён и городов: Итальянская, Старинная французская, Немецкая и Неаполитанская.

Потом раздел сказок: «Нянина сказка» и «Баба Яга».

Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст или снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и Марш деревянных солдатиков. Вальс смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). Мазурка и Полька — своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая грёза» — «лирическое отступление» после страшных сказок. Ещё одно «лирическое отступление» перед самым прощанием — пьеса «Шарманщик поёт».

Две картины природы — «Зимнее утро» и Песня жаворонка — расположены одна почти в самом начале, а другая ближе к концу.

И наконец, вступление и заключение, связанные с церковной музыкой: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Такая группировка пьес делает «Детский альбом» Чайковского удивительно стройным произведением — не просто сборником пьес, а большой сюитой, которую интересно и не утомительно слушать подряд от начала до конца.

Чайковский раздвигает рамки детской музыки. В пьесах Русская песня, «Камаринская», Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка, «Шарманщик поёт» он знакомит маленьких музыкантов с народными мелодиями разных стран. А музыку некоторых пьес можно услышать и во «взрослых» произведениях Чайковского. Так, Неаполитанская песенка пришла в альбом из балета «Лебединое озеро», Старинная французская песенка превратилась в Песнь менестрелей в опере «Орлеанская дева», мелодия пьесы «Шарманщик поёт» вновь зазвучала в фортепианной миниатюре «Прерванные грёзы», а интонации «Сладкой грёзы» неожиданно проступили в Сцене в еловом лесу из балета «Щелкунчик».



Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...