Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

В чем заключается сущность оперной реформы вагнера. Оперная реформа вагнера как фактор формирования нового исполнительского стиля. Темы, образы и сюжеты вагнеровских опер. Принципы музыкальной драматургии. Особенности музыкального языка

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

    к воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;

    к единству музыки и драмы;

    к непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

    к преимущественному использованию речитативного стиля;

    к симфонизации оперы на основе лейтмотивов;

    к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию . Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который «во все времена остается правдивым». Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд , создавая собственное эпическое повествование. Актуализация мифа – принцип, который проходит через все вагнеровское творчество.

Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного капиталистического мира. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в «Кольце нибелунга» в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.

Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств . Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль .

В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены , которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора).

Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр , значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом.

Тетралогия «Кольцо нибелунга»

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.

Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра.

Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX–XI вв), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде–Зигфриде). Отд. сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в) – немецкого варианта сказания о Зигфриде.

Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера. Композитор модернизировал его. Он подчеркивал в Зигфриде героическое начало и называл его «страстно ожидаемым человеком будущего», «социалистом–искупителем».

Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду. Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желанием (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой). При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.

Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунга». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.

1 – обличение жажды власти и богатства . В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.

2 – осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов. Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.

3 христианская идея искупления через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений. Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла. Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.

Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками.

«Золото Рейна» относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия» – лирическая драма, «Зигфрид» – героико-эпическая, «Закат богов» – трагедия.

Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов . Лейтмотивами наделены не только действующие лица, их чувства, но и философские понятия (проклятие, судьба, смерть), стихии природы (вода, огонь, радуга, лес), предметы (меч, шлем, копье).

Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен (преимущественно четверной). Особенно грандиозна медная группа. Она состоит из 8 валторн, из них 4 могут быть заменены вагнеровскими тубами(с валторновыми мундштуками). Помимо этого – 3 трубы и басовая труба, 4 тромбона (3 теноровых и 1 басовый), контрабасовая туба), огромное количество арф (6). Расширен и состав ударных.

Лейтмотивная система Вагнера

http://www.classic-music.ru/4zm019.html

Золото Рейна» - сказочно-эпическая опера с неторопливо развертывающимся действием и немногочисленными внешними событиями. Она строится на сопоставлении четырех красочных картин, идущих без перерыва; каждой присущ свой колорит.

Первая картина рисует безмятежный мир дочерей Рейна. Оркестровое вступление передает величавое течение реки. Светлые музыкальные темы русалок подчеркивают настроения покоя и радости; центральный оркестровый эпизод, передающий сияние золотого клада под лучами солнца, ослепляет блеском звучания, великолепием красок. Контраст вносит заключение первой картины - бурнее и тревожное.

Вторая картина открывается торжественной, величавой темой Вотана. Ей контрастирует небольшое лирическое ариозо Фрики «Ах, дрожа за верность твою». Тяжеловесные, «неуклюжие» аккорды рисуют великанов. Широко развернута музыкальная характеристика бога огня Логе: оркестровая звукопись разгорающегося пламени сменяется большим рассказом «Где жизнь веет и реет», полным манящей прелести; насмешливые реплики сопровождают сцену внезапного одряхления богов.

Мрачным колоритом наделена третья картина - в царстве нибелунгов. Неумолчно звучит однообразный ритм ковки (Вагнер вводит в состав оркестра 18 наковален), медленно, словно с трудом, подымается вверх стонущая тема. Тот же ритм сопровождает краткую жалобную песню Миме «Прежде беспечно мы своим женам в блестках ковали тонкий убор». Мрачная сила и величие Альбериха раскрываются в его сцене с Вотаном и Логе.

В начале четвертой картины господствуют те же настроения. Трагична сцена шествия нибелунгов, несущих золотой клад. Монолог Альбериха «Ты проклятьем был рожден, - будь проклят, перстень мой» - кульминация оперы; его грозная, жестко звучащая тема не раз еще появится в драматических моментах тетралогии. Иной характер, суровый и бесстрастный, носит пророчество богини судьбы Эрды о грядущих бедах (ариозо «Все, что прошло, - знаю»). Завершают оперу пейзажные образы: на фоне бурного движения в оркестре слышен энергичный призыв бога грома; его подхватывают, перекликаясь, различные инструменты; затем музыкальную картину грозы сменяет спокойная, безмятежная тема у струнных инструментов и шести арф.

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

К воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;

К единству музыки и драмы;

К непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

К преимущественному использованию речитативного стиля;

К симфонизации оперы на основе лейтмотивов;

К отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию. Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа. Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд.

Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного капиталистического мира. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику,

Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств . Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии , а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены, которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора).



Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр, значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом.

Основные оперы, составляющие разные этапы реформы Вагнера, это «Летучий Голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов ».

ЛОЭНГРИН

СЮЖЕТ. На берегу реки Шельды, у Антверпена, король Генрих Птицелов собрал рыцарей, прося у них помощи: враг снова угрожает его владениям. Граф Фридрих Тельрамунд взывает к королевскому правосудию. Умирая, герцог Брабантский поручил ему своих детей - Эльзу и маленького Готфрида . Однажды Готфрид таинственно исчез. Фридрих обвиняет Эльзу в братоубийстве и требует суда над ней. В качестве свидетельницы он называет свою жену Ортруду. Король приказывает привести Эльзу. Все поражены ее мечтательным видом и странными восторженными речами. Эльза рассказывает, что во сне ей явился прекрасный рыцарь, который обещал ей помощь и защиту. Слушая бесхитростный рассказ Эльзы, король не может поверить в ее вину. Фридрих готов доказать свою правоту в поединке с тем, кто вступится за честь Эльзы. Далеко разносится клич глашатая, но ответа нет. Фридрих уже торжествует победу. Неожиданно на волнах Шельды показывается лебедь, влекущий ладью; в ней, опершись на меч, стоит неведомый рыцарь в блестящих доспехах. Выйдя на берег, он ласково прощается с лебедем, и тот медленно уплывает. Лоэнгрин объявляет себя защитником Эльзы: он готов биться за ее честь и назвать своей супругой. Но она никогда не должна спрашивать имя избавителя. В порыве любви и благодарности Эльза клянется в вечной верности. Начинается поединок. Фридрих падает, сраженный ударом Лоэнгрина; рыцарь великодушно дарует ему жизнь, но за клевету его ждет изгнание.

Той же ночью Фридрих решает покинуть город. Гневно упрекает он жену: это она нашептала лживые обвинения против Эльзы и разбудила в нем честолюбивые мечты о власти. Ортруда безжалостно высмевает трусость мужа. Она не отступит, пока не отомстит, и оружием в ее борьбе будут притворство и обман. Не христианский бог, в которого слепо верит Фридрих, а древние мстительные языческие боги помогут ей. Надо заставить Эльзу.нарушить клятву и задать роковой вопрос. Вкрасться в доверие к Эльзе нетрудно: увидев вместо прежней надменной и гордой Ортруды смиренную, бедно одетую женщину, Эльза прощает ей былую злобу и ненависть и зовет разделить с нею радость. Ортруда начинает коварную игру: она униженно благодарит Эльзу за доброту и с притворной заботой предостерегает ее от беды - незнакомец не открыл Эльзе ни имени, ни рода, он может неожиданно покинуть ее. Но сердце девушки свободно от подозрений. Наступает утро. На площади собирается народ. Начинается свадебное шествие. Внезапно путь Эльзе преграждает Ортруда. Она сбросила маску смирения и теперь открыто издевается над Эльзой, не знающей имени своего будущего супруга. Слова Ортруды вызывают всеобщее замешательство. Оно усиливается, когда Фридрих всенародно обвиняет неизвестного рыцаря в колдовстве. Но Лоэнгрина не страшит злоба врагов - лишь Эльза может открыть его тайну, а в ее любви он уверен. Эльза стоит в смущении, борясь с внутренними сомнениями - яд Ортруды уже отравил ее душу.

Свадебная церемония закончена. Эльза и Лоэнгрнн остаются одни. Ничто не нарушает их счастья. Лишь легкое облачко омрачает радость Эльзы: она не может назвать супруга по имени. Вначале робко, ласкаясь, а затем все более настойчиво она пытается выведать тайну Лоэнгрина. Напрасно Лоэнгрин успокаивает Эльзу, напрасно напоминает ей о долге и клятве, напрасно уверяет, что ее любовь ему дороже всего на свете. Не в силах преодолеть подозрений, Эльза задает роковой вопрос: кто он и откуда пришел? В это время в покои врывается Фридрих Тельрамунд с вооруженными воинами. Лоэнгрин выхватывает меч и убивает его.

Занимается день. На берегу Шельды собираются рыцари, готовые идти в поход против врагов. Внезапно радостные клики народа смолкают: четверо вельмож несут покрытый плащом труп Фридриха: за ними следует безмолвная, измученная горем Эльза. Появление Лоэнгрина все разъясняет, Эльза не сдержала клятвы, и он должен покинуть Брабант. Рыцарь открывает свое имя: он сын Парсифаля, посланный на землю братством Грааля, чтобы защитить угнетенных и обиженных. Люди должны верить в посланца небес; если же у них зарождаются сомнения, сила рыцаря Грааля исчезает, и он не может оставаться на земле. Вновь появляется лебедь. Лоэнгрин печально прощается с Эльзой, предсказывает славное будущее Германии. Лоэнгрин освобождает лебедя, тот исчезает в воде, и из реки выходит маленький Готфрид, брат Эльзы, превращенный колдовством Ортруды в лебедя. Эльза не может перенести разлуку с Лоэнгрином. Она умирает на руках брата. А по волнам Шельды скользит челнок, увлекаемый белым голубем Грааля. В челне, грустно опершись на щит, стоит Лоэнгрин. Рыцарь навсегда покидает землю и удаляется в свою таинственную отчизну.

ТАНГЕЙЗЕР

СЮЖЕТ . Внутренность Венериной горы близ Эйзенаха. В таинственном полумраке грота мелькают группы сирен и наяд, в страстном танце проносятся вакханки. В этом мире наслаждений царит Венера. Но ласки богини любви не могут рассеять тоску Тангейзера: он вспоминает родную землю, звон колоколов, которого так долго не слышал. Взяв арфу, он слагает гимн в честь Венеры и заканчивает его горячей мольбой: отпустить его на волю, к людям. Напрасно Венера напоминает Тангейзеру о прежних наслаждениях, напрасно проклинает неверного возлюбленного, предсказывая страдания в холодном мире людей; певец произносит имя девы Марии, и волшебный грот мгновенно исчезает.

Взору Тангейзера открывается цветущая долина перед Вартбургским замком; звенят колокольчики пасущегося стада, пастушок играет на свирели и песней приветствует весну. Издалека доносится хорал пилигримов, отправляющихся на покаяние в Рим. При виде этой мирной, родной картины глубокое волнение охватывает Тангейзера. Звуки рогов возвещают приближение ландграфа Тюрингского и рыцарей-миннезингеров, возвращающихся с охоты. Они поражены встречей с Тангейзером, который давно гордо и высокомерно покинул их круг. Вольфрам Эшенбах зовет его вернуться к друзьям, но Тангейзер упорно отказывается - он должен бежать прочь от этих мест. Тогда Вольфрам произносит имя Елизаветы, племянницы ландграфа; она ждет его, песни Тангейзера покорили сердце девушки. Рыцарь, охваченный радостными воспоминаниями, останавливается. Вместе е миннезингерами он спешит в Вартбург.

Зала певческих состязаний в Вартбургском замке. Елизавета с волнением ждет встречи с Тангейзером. Она уверена в близком счастье - Тангейзер победит на турнире певцов, и ее рука будет наградой победителю. Вольфрам вводит Тангейзера и, видя радость Елизаветы, которую тайно любит, с грустью удаляется, оставив влюбленных вдвоем. Под звуки торжественного марша, прославляя ландграфа, собираются рыцари на турнир. Ландграф предлагает тему поэтического состязания: в чем сущность любви? Певцы берут свои арфы и первым по жребию начинает Вольфрам. В сдержанной и спокойной импровизации, с думой о Елизавете, воспевает он чистый источник любви, который никогда не дерзнет осквернить. И другие певцы, один за другим, поддерживают его в этом понимании истинной любви. Но Тангейзер изведал иную любовь, и под сводами Вартбургского замка раздается страстный гимн в честь Венеры, который он сложил в Венериной горе. Все возмущены дерзостью Тангейзера. Дамы в ужасе покидают зал, рыцари бросаются на него с обнаженными мечами. Но Елизавета смело становится между ними. В присутствии ландграфа и рыцарей она открыто признается в своей любви к Тангейзеру, умоляя сохранить ему жизнь. Тангейзер в раскаянии не смеет поднять на нее глаза. Ландграф заменяет ему смерть изгнанием: он не ступит на землю Тюрингии, пока не очистится от греха. Вдали раздается хорал - это проходят мимо замка пилигримы, идущие на поклонение к римскому папе. И Тангейзер, напутствуемый рыцарями, присоединяется к ним.

Долина перед Вартбургом. Осень. Пилигримы возвращаются из Рима на родину. Но тщетно Елизавета ищет среди них Тангейзера. Она обращается с молитвой к деве Марии, прося принять ее жизнь как искупительную жертву за грехи возлюбленного. Вольфрам пытается удержать Елизавету, но она жестом останавливает его и медленно удаляется. Оставшись один, Вольфрам берет арфу и слагает песню о прекрасной и недоступной вечерней звезде, которая озаряет тьму, как его любовь к Елизавете светит ему во мраке жизни. Наступает ночь. Внезапно появляется еще один пилигрим - в рубище, изможденный. С трудом Вольфрам узнает в нем Тангейзера. Тот с горечью рассказывает о своем паломничестве в Рим. Он шел с искренним раскаянием, тяжесть долгого пути радовала его, а чтобы не видеть прелести итальянской природы, он закрывал глаза. И вот предстал перед ним Рим и сверкающий папский дворец. Но страшный приговор произнес папа: пока не зацветет в его руках посох, Тангейзер будет проклят Теперь у него один путь - к Венериной горе. Он страстно призывает богиню любви, и гора раскрывается перед ним, Венера манит его в свой таинственный грог. Тщетно Вольфрам пытается удержать друга: он бессилен перед чарами Венеры. Тогда Вольфрам произносит имя Елизаветы, и Тангейзер останавливается. Из Вартбурга доносится хорал - это движется торжественное шествие с гробом Елизаветы. Простерев к ней руки, Тангейзер падает мертвым. Светает. Приближается новая группа пилигримов; они приносят весть о великом чуде: в руках у римского папы расцвел посох - Тангейзер прощен.

Оперная реформа Рихарда Вагнера.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Оперная реформа Рихарда Вагнера.
Рубрика (тематическая категория) История

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всœего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

  • к воплощению глобального, общечеловеческого содержания на базе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;
  • к единству музыки и драмы;
  • к непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

  • к преимущественному использованию речитативного стиля;
  • к симфонизации оперы на базе лейтмотивов;
  • к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

Направленность реформ Вагнера во многом совпадала с идеями К.В. Глюка. Вслед за ним Вагнер стремился сделать оперный спектакль глубоким и широкоохватным по смыслу произведением, способным существенно повлиять на жизненные позиции слушателœей. При этом в отличие от Глюка, ставившего на первое по значению место театральную пьесу, Вагнер считал драму и музыку равнозначными компонентами оперного спектакля.

Основные положения реформы:

Легендарно-мифологические сюжеты. Подчеркнутая серьезность творческих намерений, постановка глобальных жизненных проблем, нацелœенность на предельные смысловые глубины естественным образом приводит композитора к сюжетам определœенного характера – легендарно-мифологическим. Именно в них концентрируются отшлифованные столетиями важнейшие проблемы человечества. В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повсœедневной жизни (исключение – ʼʼНюрнбергские мейстерзингерыʼʼ). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию . Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который ʼʼво всœе времена остается правдивымʼʼ. Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд , создавая собственное эпическое повествование. Актуализация мифа – принцип, который проходит через всœе вагнеровское творчество. Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его базе дать картину современного капиталистического мира. К примеру, в ʼʼЛоэнгринœеʼʼ он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в ʼʼКольце нибелунгаʼʼ в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.

Равноценность поэзии и музыки. Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств . Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всœеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинœению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

Автор – либреттист и композитор в одном лице. Исключительная сложность задач, которые призван решить оперный спектакль, закономерно требует концентрации всœей власти над произведением и всœей ответственности за его судьбу в руках одного универсально одаренного творца – одновременно и поэта͵ и композитора. Фигура либреттиста͵ до того являвшегося обязательным ʼʼсоавторомʼʼ композитора, оказывается в этих условиях лишней.

Модернизация жанра в опоре на а) синтез искусств; б) симфонизацию оперы.

Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль . В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены , которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она должна быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (к примеру, сольной с включением хора). Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами ; дуэты – диалогами , в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр , значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы. Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделœенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив - ϶ᴛᴏ не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсœем о другом. Лейтмотивы в объединяются в лейтмотивную систему, поскольку они тесно связаны друг с другом, близкие по значению лейтмотивы бывают с музыкальной точки зрения производны.

Оперная реформа Рихарда Вагнера. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Оперная реформа Рихарда Вагнера." 2017, 2018.

Рихард Вагнер - одна из величайших фигур в истории развития музыкального искусства. Его монументальные идеи существенно дополнили мир культуры новыми концепциями. Он прославился как гениальный композитор, талантливый дирижер, поэт, драматург, публицист и знаток театрального жанра. Благодаря его титаническим усилиям, масштабному размаху творческой мысли и неимоверной воле, ему удалось не просто создать ряд величайших произведений, но и в значительной мере преобразовать мир искусства.

Обзор оперного творчества композитора

Творческое наследие немецкого гения поистине огромно. Композитор писал симфонические произведения, ансамбли для струнного квартета, духовых инструментов, скрипки с фортепиано, вокальные сочинения с сопровождение оркестра, а также без аккомпанемента, хоры, марши. Однако самым значительным пластом его творческого достояния считаются оперы.

  1. "Свадьба" (фрагменты).
  2. "Феи" - по сказке "Женщина-змея" Гоцци.
  3. "Запрет любви, или Послушница из Палермо" - по комедии Шекспира "Мера за меру".
  4. "Риенци, последний из трибунов" - по одноименному роману Э. Булвер-Литтона.
  5. "Летучий голландец" по новелле Г. Гейне "Мемуары господина фон Шнабелевопского" и по сказке Хауфа "Корабль призраков".
  6. "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" - по сюжетам средневековых легенд.
  7. "Лоэнгрин" - по сюжетам средневековых саг.
  8. Цикл ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") - либретто на основе скандинавского эпоса "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса "Песнь о нибелунгах".
  9. "Тристан и Изольда" - по кельтской саге Готфрида Страсбургского.
  10. - по нюрнбергской хронике 16 века, использованы либретто опер "Ганс Сакс" и "Оружейник" Лорцинга.
  11. "Парсифаль" - опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха.

Суть оперной реформы композитора-новатора

Процесс воплощения оригинальных концепций осуществлялся последовательно, а эволюция искусства в творчестве Вагнера проходила постепенно. Преобразовывая привычное направление, композитор стремится создать универсальный жанр, сочетая драматическую постановку, вокальную составляющую и поэтическое содержание. Одной из идей вагнеровской реформы было достижение единства музыки и драмы.

Кроме того, основным замыслом Вагнера стало достижение непрерывного течения музыкального действия. Композиторы, создававшие оперы ранее, объединяли в одном произведении множество отдельных номеров: арий, дуэтов, танцев. По мнению Вагнера, в операх, написанных по такому принципу, отсутствовала цельность и непрерывность. Музыкальное полотно в его произведениях представляет собой непрерывное звучание, которое не прерывается отдельными вставками в виде арий, речитативов или реплик. Музыка непрестанно обновляется, не возвращаясь к уже пройденному. Дуэты композитор преобразовывает в диалоги, в которых не используется одновременное пение двух вокалистов.

Симфонизм Вагнера

Одной из основных идей композитора было глубокое и всестороннее раскрытие музыкального и драматического замысла произведения. Поэтому он применял различные методы художественной выразительности, расширяя существующие в те времена возможности. Принципы оперной реформы Вагнера отразились на характере оркестра.

Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высочайших достижений музыки XIX века. Этого композитора поистине можно назвать прирожденным симфонистом. Он в значительной степени расширил возможности и тембровое разнообразие оркестра. По численности музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного в то время оркестра. Увеличилась группа медных инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляется 4 тубы, басовая труба, контрабасовый тромбон, а также шесть арф. В таких монументальных произведениях, таких как цикл "Кольцо нибелунга", звучит восемь валторн.

Также Вагнер сделал огромный вклад в программный симфонизм. Его оркестр сравнивают с хором в период античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.

Гармонические особенности

Радикальное переосмысление оперного жанра коснулось и гармонического наполнения. Вагнер также придает аккордовому содержанию огромное значение. Он берет за основу классическую гармонию, которую ввели представители венской школы и раннего романтизма, и расширяет ее возможности, дополняя хроматическими оттенками и ладовыми альтерациями. Эти нюансы существенно обогащают музыкальную палитру. К тому же он старается избегать прямого разрешения диссонирующих созвучий в консонансы, добавляет модуляционное развитие, которое придает напряженность, энергичность и стремительное движение к кульминационной точке.

В произведениях Вагнера появляется характерная лейтгармония, а именно тристан-аккорд f-h-dis 1 -gis 1 . Он звучит в опере "Тристан и Изольда", а также в теме судьбы в тетралогии "Кольо Нибелунга". В дальнейшем этот аккорд появляется и в творчестве других композиторов позднеромантического периода.

Лейтмотивная техника

Еще одна яркая характерная черта оперной реформы Вагнера - использование лейтмотива в драматических произведениях. Благодаря этому приему программные пьесы обретают новое проявление.

Лейтмотив - это музыкальный рисунок, иллюстрирующий определенного персонажа, явление, преобладающее настроение или драматическую сцену. Эта тема обрисовывает характер героя или события. Лейтмотив может повторяться в процессе звучания произведения, напоминая о том или ином персонаже.

Сам композитор не использовал термин "лейтмотив". Это название ввел немецкий музыковед Фридрих Вильгельм Йенс, исследуя оперы Вебера. В дальнейшем прием лейтмотива отобразился и в литературе. По аналогии с музыкой, при помощи этого художественного метода иллюстрируется некий персонаж или событие, повторно появляясь в ходе дальнейшего повествования.

Непрерывность музыки

Одной из основных идей композитора-новатора стало слияние лейтмотивных элементов в единое непрерывное музыкальное полотно. Создается впечатление непрекращающегося мелодического развития. Это достигается за счет отсутствия опоры на главных ступенях тональности, незавершенности каждого элемента, постепенного усиления эмоционального накала и плавного перехода от одной темы к другой.

Эта же идея оперной реформы Вагнера затронула и драматическую сторону. Стараясь максимально приблизить происходящее на сцене к подлинности событий реальной жизни, композитор придерживается сквозного развития, объединяя акты одного произведения.

Поэзия и музыка

Оперная реформа Вагнера коснулась и текстового наполнения вокальных драматических произведений. Одним из главных вопросов, волновавших композитора, было сочетание слов и музыкального сопровождения оперы. Этот жанр объединяет два направления: выстроенную по законам драматургии пьесу и произведение, подчиняющееся собственным принципам развития музыкальной формы.

Композиторы-предшественники рассматривали текст оперы как вспомогательное средство. Музыка всегда считалась преобладающим элементом оперы. В начале своего творческого пути Вагнер тоже считал, что текст оперы мешает музыкальному наполнению произведения. В своей статье "О сущности немецкой музыки" композитор утверждал:

Здесь, в сфере инструментальной музыки, композитор, свободный от всякого чуждого и сковывающего влияния, способен более всего приблизиться к идеалу искусства; здесь, где он поневоле обращается к средствам лишь своего искусства, он вынужден оставаться в его пределах.

Несмотря на то что Вагнер отдавал предпочтение главным образом инструментальной музыке, пределы, продиктованные законами этих жанров, значительно ограничивали масштабный размах его творческих устремлений. Композитор считал музыку высшим проявлением, но понимал необходимость создания нового направления, объединяющего достоинства всех видов искусства. На протяжении всей жизни Вагнер придерживался принципов художественной универсальности.

Подобно своему предшественнику, Кристофу Виллибальду Глюку, Вагнер уделял особое внимание либретто оперы. Он приступал к сочинению музыки лишь тогда, когда текстовое содержание было отшлифовано и доведено до безупречности.

Актуализация мифа

В своем оперном творчестве Вагнер практически никогда не использовал сюжеты повседневности и обыденности. Лучшим источником литературной подоплеки драматических произведений композитор считал мифы и легенды. Именно в них содержатся вечные идеи и общечеловеческие ценности. Более того, Вагнер совмещал несколько легенд в одной опере, создавая новое масштабное эпическое творение.

Философский труд "Опера и драма"

Помимо создания музыкальных произведений, Вагнер является автором 16 томов публицистических и литературных сочинений. Он внес существенный вклад не только в развитие оперного направления, но и философии, а также теории искусства.

Одной из самых значительных философско-эстетических работ Вагнера стала книга "Опера и драма". Основная идея книги сводится к следующему: основная ошибка оперы заключается в том, что музыка, которая должна быть вспомогательным средством, превратилась в цель. А драма отошла на второй план. По мере своего исторического развития оперный жанр превратился в сочетание разрозненных фрагментов: дуэтов, терцетов, арий и танцев. Вместо воплощения грандиозного замысла она превратилась в средство для развлечения скучающей аудитории.

Композитор пишет о том, что поэтический текст оперы не может стать совершенной драмой без должного музыкального оформления. Но не всякий сюжет сочетается с мелодией. Лучшей основой для поэтического наполнения драматических произведений он считает миф и народную фантазию. Именно такие истории, гармонично сочетающиеся с музыкой, оказывают самое сильное впечатление на слушателей. По мнению Вагнера, миф скрывает в себе вечные идеалы, лишенные всего случайного и преходящего.

Итоги замысла композитора

Результаты оперной реформы Вагнера существенно изменили мир музыки. Его идеи в дальнейшем плотно укоренились в творчестве последователей. Подытожив, можно назвать главные характерные черты преобразования этого направления:

  • преобладание речитатива;
  • развития симфонизма;
  • лейтмотив;
  • непрерывное течение музыки и отказ от отдельных завершенных номеров;
  • выражение философских концепций мистического символизма.

В процессе развития творчества задумки композитора осуществлялись последовательно. От одного произведения к другому постепенно реализовывались идеи оперной реформы Вагнера. На примере оперы "Лоэнгрин" отчетливо видно воплощение главных принципов, таких как непрерывное музыкальное развитие, переплетение лейтмотивов, единство драматического выражения, основы программного симфонизма.

Влияние Вагнера на дальнейшее развитие музыкального искусства

Влияние оперной реформы Вагнера в дальнейшем нашло свое отражение в творчестве других композиторов. Его принципы появляются в произведениях Клода Дебюсси, Рихарда Штрауса, Николая Римского-Корсакова. Что касается Чайковского, Верди и Рахманинова, отражение вагнеровских принципов в их произведениях остается спорным, так как эти представители романтизма стремились отстраниться от них. Тем не менее в некоторых моментах чувствуются параллели с идеями оперной реформы.


Введение

Ф. Лист: «Он пришел к мысли о возможности и необходимости слить неразрывно поэзию, музыку и актерское искусство и воплотить это слияние на сцене. Тут всё неразрывно связано организмом драмы. Богатейший оркестр Вагнера служит отголоском душ действующих лиц, дорисовывает то, что мы видим и слышим… Все средства заставляет служить высшей цели и водворяет господство поэтического смысла в опере. В целом плане и каждой подробности всё последовательно и вытекает из одной поэтической мысли».

«Ни один деятель искусства не держал публику в таком состоянии непрестанного возбуждения, как Рихард Вагнер. Спустя десятилетия после его кончины волны споров о нём не утихали. Книги, написанные противниками Вагнера и его защитниками, составили целую библиотеку…

Вагнер как человек, соединяющий в себе фантастические противоречия, - это целая проблема. И как художник - проблема не меньшая», - так писал о Вагнере один из крупнейших западных исследователей музыки Ганс Галь.

Вагнер принадлежит к числу тех великих художников, творчество которых оказало большое влияние на развитие мировой культуры. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижер; он был талантливым поэтом-драматургом и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность в сочетании с кипучей энергией и титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекла к личности и музыке Вагнера всеобщее внимание: его идейно-творческие убеждения вызывали горячие споры и при жизни композитора и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

«Как композитор, - говорил П.И.Чайковский, - Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого (то есть XIX) столетия, и его влияние на музыку огромно». Это влияние было многосторонним: оно распространялось не только на музыкальный театр, где более всего работал Вагнер как автор 13 опер, но и на выразительные средства музыкального искусства; значителен также вклад Вагнера в область программного симфонизма.

«Он был велик как оперный композитор», - утверждал Н.А. Римский-Корсаков. «Оперы его, - писал А.Н. Серов, - … вошли в народ германский, сделались национальным достоянием в своем роде, никак не меньше, чем оперы Вебера или творения Гете или Шиллера». «Он был одарен великим даром поэзии, могучего творчества, его воображение было громадно, инициатива сильна, его художественное мастерство велико…» - так характеризовал В.В.Стасов лучшие стороны гения Вагнера. Музыка этого замечательного композитора, по мысли Серова, открыла в искусстве «безвестные, необъятные горизонты» Цитаты по книге «История зарубежной музыки» М. Друскина, с.12.

Обзор оперного творчества Вагнера

В историю музыкальной культуры Вагнер вошёл как композитор, который провозгласил необходимость реформы музыкального театра и неустанно осуществлял её на протяжении всей жизни.

Увлечение театром проявилось ещё в юности композитора, и уже в 15 лет им была написана трагедия «Леибальд и Аделоида». Его первые оперы далеки от того, что он будет ценить впоследствии. Первая законченная опера «Феи», на сюжет драматической сказки «Женщина-змея» Гоцци, - романтическая опера с фантастическими ужасами, близка немецким оперным традициям. При жизни композитора эта опера не была поставлена.

В опера «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру», сказались влияния итальянской комической оперы.

В третьей опере -«Риенцы» по роману Э.Булвер-Литтона, отразилось воздействие историко-героического спектакля в духе Г.Спонтини и Дж.Мейербер.

В это время, обуреваемый смелыми революционными идеями обновления жизни и искусства и глубоко веря в осуществление этих идей, Вагнер начинает ожесточённую борьбу с оперной рутиной. «Драма будущего» - так называл свою музыкальную драму композитор, - в которой должен происходить синтез искусств: поэзии и музыки.

В 1842 году была написана опера «Летучий голландец», в которой композитор вступил на путь реформы и, которая открывает зрелый период творчества Вагнера. Именно с обновления сюжетной стороны оперы, её поэтического текста начал композитор свою новаторскую деятельность.

При этом Вагнер, создатель оперных либретто, испытал сильнейшее воздействие немецкого романтизма. Считая, что истинной поэтической основой музыкальной драмы может быть только миф, сотворённый народной фантазией, в основу «Летучего Голландца» Вагнер положил легенду, заимствованную из народных преданий. В опере воспроизведены характерные черты романтической «драмы рока», в которой необычные фантастические происшествия показывались в переплетении с реальными. Вагнер очеловечивает образ Летучего Голландца, приближая его к байроновскому Манфреду, наделил его душевной смятённостью, страстной тоской по идеалу. Музыка оперы насыщена мятежной романтикой, прославляющей стремление к счастью. Суровый, горделивый склад музыки характеризует образ Голландца, задушевной лирикой отмечен образ Сенты, цель жизни которой - искупительная жертва.

В «Летучем Голландце» наметились реформаторские черты музыкальной драматургии Вагнера: стремление передавать душевные состояния, психологические конфликты героев; перерастание отдельных законченных номеров в большие драматические сцены, непосредственно переходящие друг в друга; превращение арии в монолог или рассказ, а дуэта - в диалог; громадная роль оркестровой партии, в которой колоссальное значение приобретает развитие лейтмотивов. Начиная с этого произведения оперы Вагнера имеют 3 акта, каждый состоит из ряда сцен, в которых «размываются» грани архитектонически завершённых номеров.

В противовес балладному тону «Летучего голландца», в драматургии «Тангейзера» (1845г) преобладают крупные, контрастные, сценически эффектные штрихи. В этом произведении есть преемственная связь с «Эвриантой» Вебера, которого Вагнер почитал как гениального композитора.

В «Тангейзере» утверждается тема романтического «двоемирия» - мир чувственного наслаждения в гроте Венеры, и мир сурового нравственного долга, который олицетворён пилигримами. В опере подчёркивается также идея искупления- жертвенного подвига во имя преодоления себялюбия и эгоизма. Эти идеи воплощались в творчестве под влиянием философии Л.Фейербаха, которой был увлечён Вагнер. Масштабы оперы укрупнились благодаря маршам, шествиям, развёрнутым сценам, течение музыки стало свободнее, динамичнее.

Самое гармоничное воплощение принципы вагнеровской реформы музыкального театра получили в его опере «Лоэнгрин». В ней автор объединил сюжеты и образы разных народных и рыцарских легенд, в которых шла речь о рыцарях Грааля - поборниках справедливости, нравственного совершенствования, непобедимых в борьбе со злом. Не любование средневековьем, что свойственно реакционному романтизму, привлекло композитора к этим легендам, а возможность передачи волнующих чувств современности: тоску человеческих желаний, жажду искренней, беззаветной любви, недостижимые мечты о счастье. «…Я здесь показываю трагическое положение истинного художника в современной жизни…», - так признавался Вагнер в своём «Обращении к друзьям». «Лоэнгрин» имел для него автобиографический смысл. Судьба главного героя оперы служила для него аллегорическим выражением его собственной судьбы, а переживания этого легендарного рыцаря, несущего людям свою любовь и доброту, но непонятого ими, оказывались созвучными его собственным переживаниям.

Музыкально-драматургическая концепция оперы также в известной мере близка «Эврианте» Вебера: рельефно обрисованным силам зла и коварства в лице Ортруды и Тельрамунда противостоят светлые образы добра и справедливости; велика роль народных сцен; здесь Вагнер добился ещё более последовательного перехода отдельных номеров в сквозные сцены - ансамбли, диалоги, рассказы-монологи. Углубляются и принципы симфонизации оперы, шире, разнообразнее используются лейтмотивы, усиливается их драматургическое значение. Они не только контрастно противопоставляются, но и взаимопроникают, что особенно отчётливо видно в диалогических сценах. Важную драматургическую роль приобретает оркестр, партия которого разработана гибко и тонко. В опере впервые Вагнер отказывается от большой увертюры и заменяет её кратким вступлением, где воплощён образ главного героя, и поэтому построено оно только на лейтмотиве Лоэнгрина. Исполняемая одними скрипками в высочайшем регистре, тема эта кажется поистине божественной. Благодаря прозрачнейшему звучанию, утончённым гармониям, нежным мелодическим очертаниям она стала символом небесной чистоты, добра и света.

Подобный метод характеристики главных героев оперы определённой сферой интонаций, индивидуальным комплексом выразительных средств приобретает большое значение в творчестве Вагнера. Здесь он использует также «лейттембры», которые не только противопоставляются, но и в зависимости от драматургической ситуации, взаимопроникают, влияют друг на друга.

В 1859 году написана музыкальная драма «Тристан и Изольда», которая открывает новый период творчества Вагнера, знаменовавший дальнейшую эволюцию его музыкального языка, который становится всё более напряжённым, внутренне динамичным, гармонически и колористически изощрённым. Это - грандиозная вокально-симфоническая поэма о губительной силе всепоглощающей страсти, величайший гимн во славу любви. На сюжет оперы повлияли личные мотивы композитора - любовь к Матильде Везендонк, жене его друга. Неудовлетворённая страсть нашла своё отражение в музыке. Эта опера - наиболее оригинальное творение Вагнера-поэта: оно поражает своей простотой и художественной целостностью.

Музыка отличается огромной эмоциональной напряженностью, она течет единым потоком. Кроме этого, здесь отсутствуют хоры, арии - есть только огромные сквозные сцены. Вагнер применяет систему лейтмотивов, которые выражают разные состояния одного чувства - любви (лейтмотивы томления, ожидания, боли, отчаяния, надежды, лейтмотив любовного взгляда). Вся музыкальная ткань - переплетение этих лейтмотивов. Именно поэтому опера «Тристан и Изольда» наиболее бездейственная: «событийная» сторона в ней сведена к минимуму, чтобы дать больший простор выявлению психологических состояний. Окружающая героев жизнь словно издали доносится до их сознания. Сюжет намечен контурно, психологические состояния переданы на фоне пейзажных зарисовок, картин ночи. Углубленный психологизм, как главенствующее состояние, сжато изложен в оркестровом вступлении к опере, в котором, как в сгустке, передано её содержание. Здесь проявился особенный изысканный стиль гармонии Вагнера: альтерированные аккорды, прерванные обороты, продлевающие движение и уводящие от тоники, от устойчивости, секвенции, модуляции, которые обостряют ладотональное движение, придавая крайнюю напряжённость музыке. Так в музыку Вагнера наряду с «зигфридовским», входит «тристановское» начало. И если первое связано с углублением объективных, народно-национальных черт в музыке Вагнера, то второе вызывает усиление субъективных, утончённо психологических моментов.

Ещё в 1840-е годы Вагнер задумал оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры», занявшую особое место в его творчестве. Опера была закончена 1867г. Это произведение проникнуто радостным принятием жизни, верой в созидательные силы народа. Вопреки своему эстетическому кредо, Вагнер обратился к разработке конкретного исторического, а не мифологического сюжета. Описывая нравы и обычаи нюрнбергских ремесленников 16 века, Вагнер показал их горячую любовь к родному искусству, прославил черты жизнелюбия, душевного здоровья, противопоставил им ложный академизм и мещанство, которые композитор отвергал в современной ему Германии.

Опера выделяется полнокровием музыки, которая опирается на народную немецкую песню. Огромное значение здесь имеет вокальный элемент: в опере много хоровых сцен, ансамблей, которые полны динамики, движения, зрелищной выразительности. шире, чем в других сочинениях, Вагнер использовал народно-песенное начало, которому принадлежит ведущая роль в характеристике главных действующих лиц. Задуманная как комическая опера, она отличается по жанру от «музыкальных драм», но и эта опера порой обременена побочными мотивами философских рассуждений. В своих статьях Б. Асафьев писал: «В развитии творчества Вагнера работа над оперой «Мейстерзингеры» - крайне важный этап; можно сказать, что это было эпохой освобождения от мировоззренческого и творческого кризиса…» Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, с. 250

Окончив «Нюрнбергских мейстерзингеров», Вагнер возвратился к работе, которой он занимался с перерывами более 20 лет, - тетралогии «Кольцо нибелунга» , состоящая из 4-х опер. «Золото Рейна» - предыстория событий, рассказ о проклятье, тяготевшем над богами и людьми. «Валькирия» - драма родителей главного героя Зигфрида. «Зигфрид» - события юности героя и «Гибель Богов» - гибель Зигфрида, отдавшего жизнь за счастье мира, утверждая бессмертие. Философия «Кольца Нибелунга» близка Шопенгауэру, герои с самого начала уже обречены. Художественные достоинства музыки велики и многосторонни. Музыка воплотила титанические стихийные силы природы, героику отважных помыслов, психологические откровения. Каждая часть тетралогии отмечена неповторимыми чертами. Опера «Золото Рейна» обнаруживает свежесть в изобразительных средствах и в трактовке сказочно-мифологического сюжета. В «Валькирии» красочно- описательные эпизоды отступают на задний план - это психологическая драма. В её музыке заложена огромная драматическая сила, запечатлена героика и поэтическая лирика, философские раздумья т стихийная мощь природы. Героическая эпопея « Зигфрид» наименее действенна, она диалогична, в ней много рассудительных бесед. Вместе с тем в музыке этой оперы особенно велика роль героического начала, связанного с образом солнечного светлого юноши-героя, не знающего страха и сомнений, полного жажды подвига, отважного и по-детски доверчивого. Героические образы тесно связаны живописно-изобразительным началом. Красочно воплощена романтика леса, полного таинственного шелеста, трепетных голосов и птичьего щебета. Трагедия «Гибель богов» исполнена контрастно напряжённой сменой событий. Здесь происходит развитие ранее созданных образов. Как и в предыдущих частях тетралогии, особой выразительностью отмечены симфонические картины, лучшей из которых является траурный марш на смерть Зигфрида. Различия в жанровой направленности частей тетралогии потребовало многостороннего использования выразительных средств. Но общность тематизма и методов его развития скрепила части тетралогии в единое гигантское целое.

В основе музыки - система лейтмотивов (всего в тетралогии их около 100), нет деления на номера (сквозное развитие), грандиозный оркестровый четверной состав с огромной медной группой.

После «Кольца Нибелунга» Вагнер принимается за создание последней музыкальной драмы «Парсифаль», которую назвал «Торжественной сценической мистерией». Он считал его, не больше ни меньше, как своего рода религиозной церемонией, а отнюдь не традиционным развлечением для слушателей, и даже настаивал на том, чтобы не было никаких аплодисментов, а постановка оперы осуществлялась только в его собственном Байрёйтском театре, который был открыт 1876г. В опере развиваются христианские, нравственные проблемы. Вагнер стал религиозен к концу жизни, написал статью «Искусство и религия». Эту оперу скорее можно определить как живые картины в сопровождении текста и музыки. Вдохновенный дар художника и высокий уровень мастерства помогли композитору создать ряд эпизодов, наполненных драматичной и возвышенной музыкой. Таковы шествия рыцарей и сцены вечери, картина у Клингзора, расцвет природы. Особо следует отметить то, что обычное для Вагнера оркестровое мастерствло сочетается в этой опере с широко полифонической разработкой хоровых сцен.

Принципы музыкальной драматургии опер Вагнера. Особенности музыкального языка

Творчество Вагнера сложилось в условиях общественного подъема предреволюционной Германии. В эти годы оформились его эстетические взгляды и наметились пути преобразования музыкального театра, определился характерный круг образов и сюжетов. В стремлении подчеркнуть близкие современности мысли и настроения Вагнер подвергал народно-поэтические источники свободной обработке, модернизировал их, но сохранял жизненную правду народной поэзии. Это одна из характернейших особенностей вагнеровской драматургии. Он обращался к старинным легендам и легендарным образам потому, что находил в них большие трагические сюжеты. Реальная обстановка исторического прошлого его интересовала меньше, хотя и в этом отношении в «Нюрнбергских мейстерзингерах», где сильнее проявились реалистические тенденции его творчества, он достиг многого. Прежде всего Вагнер стремился показать душевную драму сильных характеров. Современную эпопею борьбы за счастье он последовательно воплощал в различных образах и сюжетах своих опер. Это гонимый судьбой, мучимый совестью Летучий голландец, страстно мечтающий о покое; это и Тангейзер, раздираемый противоречивой страстью к чувственному наслаждению и к нравственной, суровой жизни; это и Лоэнгрин, отринутый, не понятый людьми.

Жизненная борьба в представлении Вагнера полна трагизма. Всюду и везде -- мучительные поиски счастья, стремление к свершению героических деяний, но не дано им осуществиться -- ложь и обман, насилие и коварство опутали жизнь.

По мысли Вагнера, спасенье от страданий, вызванных страстным стремлением к счастью, -- в самоотверженной любви: в ней высшее проявление человеческого начала.

Все оперы Вагнера, начиная с зрелых произведений 40-х годов, обладают чертами идейной общности и единства музыкально-драматургической концепции. Усиление психологического начала, стремление к правдивой передаче процессов душевной жизни вызывали необходимость в непрерывном драматическом развёртывании действия.

Вагнер, продолжая то, что наметил его непосредственный предшественник в немецкой музыке Вебер, наиболее последовательно разрабатывал принципы сквозного развития в музыкально-драматургическом жанре. Отдельные оперные эпизоды, сцены, даже картины он сливал воедино в свободно развивающемся действии. Вагнер обогатил средства оперной выразительности формами монолога, диалога, крупными симфоническими построениями.

Одним из важных средств ее выразительности является лейтмотивная система. Любая зрелая опера Вагнера содержит двадцать пять -- тридцать лейтмотивов, пронизывающих ткань партитуры. Сочинение оперы он начинал с выработки музыкального тематизма. Так, например, в первых же эскизах «Кольца нибелунга» запечатлен траурный марш из «Гибели богов», в котором, как сказано, содержится комплекс важнейших героических тем тетралогии; к «Мейстерзингерам» была прежде всего написана увертюра -- в ней закреплен основной тематизм оперы.

Творческая фантазия Вагнера неисчерпаема в изобретении замечательных по красоте и пластичности тем, в которых отражены и обобщены многие существенные явления жизни. Нередко в этих темах дается органическое сочетание выразительного и изобразительного начал, что так помогает конкретизации музыкального образа. В операх 40-х годов мелодии протяженны: в ведущих темах-образах обрисовываются разные грани явлений. Лучшие темы не живут на протяжении произведения обособленно и разрозненно. В этих мотивах присутствуют черты общности, а в совокупности они образуют определенные тематические комплексы, выражающие оттенки чувств или подробности единой картины. Вагнер сближает разные темы и мотивы путем еле заметных изменений, сопоставлений или сочетаний их в одновременности. «Композиторская работа над этими мотивами поистине удивительная», -- писал Римский-Корсаков.

Однако это ему не везде удавалось: иногда наряду с лейтмотивами-образами возникали и обезличенные темы-символы, которые выражали отвлечённые понятия. В этом, в частности, проявились черты рассудочности в творчестве Вагнера.

Своеобразием отмечена и трактовка вокального начала в операх Вагнера.

Борясь против поверхностной, невыразительной в драматическом смысле мелодики, онстремился в вокальной музыке воспроизвести интонации и акценты речи. «Драматическая мелодия, -- писал он, -- находит опору в стихе и языке». Возвышенная декламация Вагнера внесла много нового в музыку XIX века. Отныне был невозможен возврат к старым шаблонам оперной мелодики. Небывало новые творческие задачи встали и перед певцами -- исполнителями опер Вагнера. Но, исходя из своих отвлеченно-умозрительных концепций, он иногда односторонне выпячивал декламационные элементы в ущерб песенным, подчинял развитие вокального начала симфоническому развитию.

Конечно, многие страницы вагнеровских опер насыщены полнокровным, разнообразным вокальным мелодизмом, передающим тончайшие оттенки выразительности. Богаты таким мелодизмом оперы 40-х годов, среди которых «Летучий голландец» выделяется народно-песенным складом музыки, а «Лоэнгрин» -- напевностью, сердечной теплотой. Но и в последующих произведениях, особенно в «Валькирии» и «Мейстерзингерах», вокальная партия наделена большой содержательностью, приобретает ведущее значение. Но встречаются также страницы партитуры, где вокальная партия то приобретает преувеличенно напыщенный склад, то, наоборот, низводится на роль необязательного придатка к партии оркестра. Подобное нарушение художественного равновесия между вокальным и инструментальным началами характерно для внутренней противоречивости вагнеровской музыкальной драматургии.

Бесспорны достижения Вагнера как симфониста, в своем творчестве последовательно утверждавшего принципы программности. Его увертюры и оркестровые вступления, симфонические антракты и многочисленные живописные картины давали, по словам Римского-Корсакова, «богатейший материал для изобразительной музыки». Чайковский столь же высоко расценивал симфоническую музыку Вагнера, отмечая в ней «небывало красивую инструментовку», «поразительное богатство гармонической и полифонической ткани». В. Стасов, подобно Чайковскому или Римскому-Корсакову за многое осуждавший оперное творчество Вагнера, писал, что его оркестр «нов, богат, часто ослепителен по колориту, по поэзии и очарованию самых сильных, но также и самых нежных и чувственно обаятельных красок...».

Уже в ранних произведениях 40-х годов Вагнер добился блеска, полноты и сочности оркестрового звучания; ввел тройной состав (в «Кольце нибелунга» -- четверной); шире использовал диапазон струнных, особенно за счет верхнего регистра (излюбленный им прием -- высокое расположение аккордов струнных divisi); придал мелодическое назначение медным духовым инструментам (таков мощный унисон трех труб и трех тромбонов в репризе увертюры «Тангейзер» или унисоны меди на подвижном гармоническом фоне струнных в «Полете валькирий» и «Заклинании огня» и т. д.). Смешивая звучание трех основных групп оркестра (струнные, дерево, медь), Вагнер добивался гибкой пластичной изменчивости симфонической ткани. Высокое контрапунктическое мастерство помогло ему в этом. Причем оркестр его не только красочен, но и характеристичен, чутко реагирует на развитие драматических чувств и ситуаций.

Новатором предстает Вагнер и в области гармонии. В поисках сильнейших выразительных эффектов он усиливал напряженность музыкальной речи, насыщал ее хроматизмами, альтерациями, сложными аккордовыми комплексами, создавал «многослойную» полифоническую фактуру, использовал смелые, необычайные модуляции. Эти искания подчас рождали изысканную напряженность стиля, но никогда не приобретали характера художественно неоправданных экспериментов. Вагнер являлся противником беспочвенных дерзаний, он боролся за правдивое выражение глубоко человечных чувств и мыслей и в этом отношении сохранил связь с прогрессивными традициями немецкой музыки, став одним из наиболее выдающихся ее представителей. Но на протяжении своей большой и сложной жизни в искусстве он иногда увлекался ложными идеями, отклонялся от верного пути.

Суть оперной реформы Вагнера

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской (мейерберовской) опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики. Вагнер, прежде всего, вел борьбу за немецкое национальное искусство. Однако в силу многих сложных объективных и субъективных причин Вагнер пришел к противоположной крайности. В своем стремлении к органическому синтезу музыки и драмы он исходил из ложных идеалистических взглядов. Поэтому в его оперной реформе, в его теории музыкальной драмы было много уязвимого. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической. На долю певцов зачастую остается выразительная речитативная декламация, накладываемая на роскошную симфонию оркестра. Лишь в моментах большого лирического воодушевления (например, в любовных сценах) и в песнях вокальные партии приобретают напевность. Имеются в виду оперы после «Лоэнгрина», в которых уже полностью осуществляются реформаторские идеи Вагнера. Оперы Вагнера изобилуют прекрасными, необычайно красивыми страницами программно-симфонической музыки; разнообразные поэтические картины природы, человеческие страсти, экстаз любви, подвиги героев - все это воплощено в музыке Вагнера с потрясающей силой выразительности.

Однако с точки зрения требований музыкального театра, имеющего свои исторически сложившиеся закономерности и жизненные традиции, в поздних операх Вагнера сценическое действие принесено в жертву музыкальной, симфонической стихии. Исключение составляют «Мейстерзингеры».

По этому поводу писал П. И. Чайковский: «...это прием чистейшего симфониста, влюбленного в оркестровые эффекты и жертвующего ради их и красотой человеческого голоса, и свойственною ему выразительностью. Случается так, что за превосходною, но шумной оркестровкой, певца, исполняющего искусственно приделанную к оркестру фразу, вовсе и не слышно».

Превращение оперы в грандиозную по масштабам драматизированную программную вокально-симфоническую музыку - таков результат оперной реформы Вагнера; разумеется, по этому пути послевагнеровская опера не пошла. Оперная реформа Вагнера оказалась наиболее ярким выражением сложных противоречий и кризисного состояния немецкого романтизма, поздним представителем которого был Вагнер.

Таким образом, оперная реформа Вагнера - это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение. «Надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, - писал А. Н. Серов, - чтобы, кроме блестящей и богатейшей палитры... оркестра, не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего-то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные необъятные горизонты». Видный музыкальный деятель и композитор Эрнст Герман Майер писал: «Богатейшее наследие оставил нам Вагнер. Лучшие произведения этого выдающегося (хотя и глубоко противоречивого) художника увлекают благородством и силой образов национальной героики, вдохновенной страстностью выражения, замечательным мастерством». Действительно, искусство Вагнера глубоко национально и органически связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, особенно с традициями Бетховена, Вебера и немецкого народнопоэтического и народно-музыкального творчества.

музыкальный культура опера вагнер

Заключение

Вагнеровская музыкально-драматическая форма возникает как результат характерных для композитора идейно-эстетических устремлений. Однако музыкальная драма могла осуществиться лишь на почве, предварительно для того подготовленной. Многие черты, определяющие новизну вагнеровского искусства (в том числе - симфонизм, лейтмотивная техника, разрушение строгих границ между номерами, объединение оперных форм в укрупненную, по существу, многожанровую, пронизанную единым движением сцену), подготавливались и до Вагнера. И все же музыкальная драма Вагнера - принципиально новое явление, изменившее представление композиторов последующей эпохи о возможностях этого жанра. Именно у него музыкально-драматическое произведение непосредственно смыкается с философией.

Вагнер боролся за торжество своих принципов не только как композитор, но и как теоретик, автор ряда книг и статей. Его взгляды и творчество вызывали страстные дискуссии; он имел горячих приверженцев и яростных противников. В его концепции музыкальной драмы была известная односторонность: стремясь внести в оперную музыку принцип единства симфонического развития, композитор утерял некоторые важнейшие выразительные возможности, созданные в результате многовекового развития оперного искусства. Но в то же время он написал произведения, оказавшие влияние на все последующее развитие европейской оперной музыки, даже на тех композиторов, кто отрицательно относился к его идее музыкальной драмы. Оперное искусство Вагнера и его последователей -- завершающая страница немецкого музыкального театра XIX в.

Список литературы:

1. Асафьев Б., «Мейстерзингеры» в оперном творчестве Вагнера. // Об опере. Избранные статьи. Л., 1985

2. Вагнер Р., Опера и драма. // Избранные работы. М., 1978

3. Вагнер Р., О назначении оперы. //Избранные работы. М., 1978

4. Гуревич Е.Л., История зарубежной музыки. М., 2000

5. Друскин М., История зарубежной музыки. Вып. 4 М., 1983

Подобные документы

    Раннее творчество Вагнера и предпосылки оперной реформы. Теоретическое обоснование оперной реформы, её сущность и значение для формирования нового вокально-исполнительского стиля. Место и роль певцов в операх Вагнера и предъявляемые к ним требования.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Биография немецкого композитора и теоретика искусства Рихарда Вагнера. Вагнеровская оперная реформа и ее влияние на европейскую музыкальную культуру. Философско-эстетическая основа его творческой деятельности. Анализ публикаций о творчестве композитора.

    реферат , добавлен 09.11.2013

    Отличительные черты музыкальной культуры эпохи Возрождения: появление песенных форм (мадригал, вильянсико, фроттол) и инструментальной музыки, зарождение новых жанров (сольной песни, кантаты, оратории, оперы). Понятие и основные виды музыкальной фактуры.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Биография отечественного композитора Вадима Салманова, его творческая деятельность. История создания концерта для смешанного хора "Лебедушка". Особенности драматургии произведения. Реализация принципа контраста и цикличности в хоровой постановке концерта.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2010

    Акмеистское направление в русской поэзии начала ХХ века. Музыкальные акценты, расставленные Слонимским. Поэзия Ахматовой. Логика развития музыкальной ткани. Повторность мелодической линии. Предпосылки к открытой драматургии. Интонации городского романса.

    реферат , добавлен 16.01.2014

    Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано. Понятие музыкальной семантики. Инструментальный театр Гайдна: пространство метаморфоз. Гайдн в музыкальной школе. Работа над грамотным прочтением текста. Интерпретация музыкального произведения.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Общие особенности, источники и принципы творчества как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха. Единство мира баховских образов, хорал и полифоничность. Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2013

    Характерная особенность узбекских ансамблей. Возрастание интереса русских исследователей к изучению узбекской музыкальной культуре в 20-е годы ХХ века. Представители бухарской исполнительской школы. История создания узбекских народных инструментов.

    реферат , добавлен 23.08.2016

    Опера - драма в эволюции жанра. Изучение оперного творчества А.С. Даргомыжского. Обзор музыкальной драматургии его опер. Анализ проблемы их жанровой принадлежности в контексте развития оперного жанра. Музыкальный язык и вокальная мелодика композитора.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2015

    Противоречия культурной глобализации. Трансформация музыкальной культуры в глобализующемся мире. Основания исследования музыкально-культурной традиции. Специфика музыкально-культурных традиций. Трансляция традиционных музыкальных культур в России.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...