Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Жанр симфонической поэмы. Программный симфонизм в творчестве Ференца Листа. Симфоническая поэма «Прелюды. Старая Европа Симфоническая картина

В обыденном представлении Лист предстает как прежде всего автор фортепианных произведений и как пианист-виртуоз. Однако в действительности он написал музыки для оркестра ненамного меньше, чем для фортепиано. В оркестровых произведениях композитор чувствовал себя столь же уверенно, как в фортепианных. Свобода листовской ориентировки в сложных оркестровых партитурах «обросла» легендами. Он читал их с листа так, как если бы это было тщательно выученное фортепианное произведение. Мастерство чтения партитур пришло к Листу в ходе многолетней работы симфоническим и оперным дирижером. Он дирижировал многими премьерами оркестровых композиций, созданных его современниками, т.е. овладевал партитурами, на которых, если можно сказать, «еще не просохли авторские чернила». Кроме того, композитор переложил для фортепиано массу оркестровой музыки, в том числе создал фортепианные версии полных текстов всех девяти бетховенских симфоний.

Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы . Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств). Поскольку симфоническая поэма воплощает конкретное программное содержание, порой очень сложное, ее формообразование лишено той стабильности, которая присуща ее старшим родственникам – симфонии и увертюре. Большинство симфонических поэм Листа опирается на очень распространенную в эпоху романтизма свободную или смешанную форму. Так называют формы, соединяющие существенные признаки двух или нескольких классических форм. Объединяющим фактором, как правило, выступает принцип монотематизма (создание ярко контрастных образов на основе одной и той же темы или мотива).

12 из 13 симфонических поэм Листа относятся ко времени расцвета его творчества – т.н. веймарскому периоду (I848–I86I, т.е. 50-м годам), когда композитор был руководителем и дирижером придворного Веймарского театра. Тогда же были созданы и обе листовские симфонии – «Фауст» и «Данте». Композитор обратился в них к циклической форме. Симфония «Данте» двухчастна («Ад» и «Чистилище»), симфония «Фауст» трехчастна («Фауст», «Маргарита», «Мефистофель». Однако ее части по своему строению приближаются к симфоническим поэмам).

Круг образов, воплощенный в симфонических поэмах Листа, очень широк. Здесь представлена мировая литература всех веков от античных мифов до творчества современных романтиков. Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчетливо выделяется очень специфическая для Листа философская проблематика:


  • проблема смысла человеческой жизни – «Прелюды», «Гамлет», «Прометей», «Плач о героях»;
  • судьба художника и назначение искусства – «Тассо», «Орфей», «Мазепа»;
  • судьбы народов и всего человечества – «Венгрия», «Битва гуннов», «Что слышно на горе».

Наиболее широкую известность из листовских поэм получили две – «Тассо» (где композитор обратился к личности замечательного итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо) и «Прелюды».

«Прелюды» – третья по счету симфоническая поэма Листа. Ее название и программа заимствовано композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина (под впечатлением от поэзии Ламартина композитор создал также фортепианный цикл «Поэтические и религиозные гармонии»). Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.

Музыкальная композиция «Прелюдов» основана на свободно трактованных принципах сонатного аллегро с монотематическими связями между важнейшими темами. В самом общем плане форму можно определить как сонатно-концентрическую (сонатное allegro со вступлением, эпизодом в разработке и зеркальной репризой динамизированного характера).

Начало поэмы очень характерно для Листа, который обычно отказывается от торжественных вступлений и многие произведения начинает тихо, как бы затаенно. В «Прелюдах» отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса – до-си-ми (м.2 вниз – ч.4 вверх), выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть ?»), то есть вопрос о смысле жизни. Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения.

Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая определенность самоутверждения, героическая главная тема (C-dur) звучит мощно и торжественно у тромбонов, фаготов и низких струнных. Связующая и побочная темы ярко контрастируют главной, рисуя образ героя с другой стороннего мечты о счастье, о любви. При этом связующая представляет собой «лиризованный» вариант главной темы, излагаемый виолончелями в очень напевной манере. В дальнейшем она получает сквозное значение в поэме, возникая на гранях важных разделов и, в свою очередь, подвергаясь вариантным преобразованиям.

Побочная (E-dur), согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» терцовом соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной звучание валторн, удвоенных альтами divizi.

Любовная идиллия побочной партии в разработке сменяется жизненными бурями, батальными сценами и, наконец, большим эпизодом пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни (один из типичнейших идейно-сюжетных мотивов романтического искусства). Во всех этих разделах имеются трансформации основного мотива. В эпизоде бури (первый раздел разработки) он становится более неустойчивым, ввиду появления в нем ум.4. Неустойчивой становится и вся гармония, основанная преимущественно на уменьшенных септаккордах, их параллельных движениях по тонам хроматической гаммы. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра. Эпизод бури, напоминая многими чертами сонатную разработку, отличается яркой картинной изобразительностью. Он продолжает давнюю традицию «музыкальных гроз» (Вивальди, Гайдн, Бетховен, Россини) и имеет явное сходство с бурным, драматическим скерцо симфонического цикла.

Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой (это и есть «эпизод» в разработке). Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений. Позже, после отзвуков связующей темы, в развитие включается побочная тема, очень естественно продолжая музыку лирического эпизода. Здесь формально начинается зеркальная реприза поэмы, но тональность новая – As-dur.

Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме. Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.

(литература и живопись , реже - философия или история ; картины природы). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью и вариационностью .

Возникновение симфонической поэмы как жанра связывается, прежде всего, с именем Ференца Листа , создавшего 12 произведений этой формы в - гг. Некоторые исследователи, указывают, однако, на относящееся к г. сочинение Сезара Франка «Что слышно на горе» (фр. Ce qu"on entend sur la montagne ), основанное на стихотворении Виктора Гюго и предшествовавшее сочинению Листа на ту же основу; поэма Франка, однако, осталась неоконченной и неопубликованной, и вновь композитор обратился к этому жанру значительно позже. В качестве непосредственного предшественника Листа называют Феликса Мендельсона , прежде всего его увертюру «Гебриды» ( -).

После Листа в этом жанре работали многие другие композиторы - М. А. Балакирев , Х. фон Бюлов , Дж. Гершвин , А. К. Глазунов , А. Дворжак , В. С. Калинников , М. Карлович , С. М. Ляпунов , С. С. Прокофьев , С. В. Рахманинов , А. Г. Рубинштейн , К. Сен-Санс , Я. Сибелиус , А. Н. Скрябин , Б. Сметана , Й. Сук , З. Фибих , С. Франк , П. И. Чайковский , М. К. Чюрлёнис , А. Шёнберг , Э. Шоссон , Д. Д. Шостакович , Р. Штраус , Дж. Энеску и другие.

Влиянию симфонической поэмы подверглись в своем развитии и другие жанры - симфония , концерт , поэма , соната .

Напишите отзыв о статье "Симфоническая поэма"

Отрывок, характеризующий Симфоническая поэма

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

Различные виды искусства не существуют в абсолютной изоляции – они заимствуют друг у друга не только темы и сюжеты, но и понятия. В музыке прижился термин, пришедший из литературы – поэма. Что же представляют собой музыкальные поэмы, и когда возник этот жанр?

Поэмы в музыке бывают разные – и первой по времени возникновения является симфоническая поэма. Ее «отцом» считается венгерский композитор-романтик , но, разумеется, он создал новый жанр не «с нуля». Непосредственной предшественницей симфонической поэмы можно считать увертюру, которая в XIX столетии сделал важный шаг в своем развитии, отделившись от спектаклей. Конечно, увертюры к оперным и драматическим спектаклям по-прежнему создавались, но наряду с ними – с легкой руки Феликса Мендельсона-Бартольди – появились концертные увертюры, от которых поистине был один шаг до симфонической поэмы, и этот шаг сделал Ференц Лист… Как это произошло? Очень просто – написанную в 1849 г. увертюру «Тассо» он назвал симфонической поэмой и впоследствии именовал так все свои одночастные симфонические сочинения, которых создал немало – всего тринадцать произведений.

Симфонические поэмы Ференца Листа помогут нам понять, чем все-таки поэма отличается от увертюры – и что мешало Листу продолжать называть свои сочинения увертюрами. И то, и другое относится к области программной музыки – то есть такой музыки, содержание которой конкретизировано в словесной форме. Но в самом понятии увертюры отражается ее «прошлое» – связь со сценическим произведением, которое она может (или в принципе могла бы) открывать – ведь даже «Тассо» Лист изначально создавал в качестве оркестрового вступления к постановке трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Торквато Тассо». Но присмотримся к другим листовским поэмам: «Прелюды» по стихотворению французского поэта Альфонса де Ламартина, «Мазепа» по стихотворению Виктора Гюго – эти литературные произведения не ставят на сцене, их только читают, и их уж никак нельзя «открывать» оркестровым вступлением! Тем более это невозможно для фрески, вдохновившей Листа на создание «Битвы гуннов». Таким образом, симфоническая поэма, имея литературную программу, с самого начала своего существования предполагала только концертное исполнение. Вместе с тем, наличие программы было обязательным – не случайно Лист позаимствовал термин из арсенала литературы.

Итак, характерные черты симфонической поэмы – программность, одночастность и концертное исполнение (вне связи с театром). Но она – начиная с поэм – приобрела еще и специфические черты формы. Можно сказать, что в форме ее слились воедино черты сонатности и цикличности – словно сонатная форма «разрослась» и «поглотила» другие части сонатно-симфонического цикла (медленную часть, скерцо, финал). Соотношение разделов симфонической поэмы напоминает сопоставление тем и разделов сонатной формы – но каждый из них более завершен и самодостаточен, что сближает разделы с частями симфонии. Если в сонатной форме всегда выделяются три раздела – экспозиция, разработка и реприза – то в симфонической поэме может быть больше разделов, и в этом плане композитор более свободен, и для воплощения какого-либо конкретного сюжета такая форма гораздо удобнее.

Лист положил начало жанру симфонической поэмы, инициативу подхватили другие композиторы-романтики. создал поэмы «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», но в особенности прославил его цикл поэм «Моя родина». Симфонические поэмы создавал Камиль Сен-Санс: «Прялка Омалы», «Фаэтон», «Юность Геракла» и самая знаменитая – «Пляска смерти». Важное место занимает жанр симфонической поэмы в творчестве : «Дон-Жуан», «Так говорил Заратустра», «Тиль Уленшпигель» – это лишь некоторые из его поэм. Примечательно, что у Штрауса мы уже не найдем тех признаков формы, которые связывались с поэмой со времен Листа – композитор выбирает ту форму, которая наиболее пригодна для соответствующего сюжета: сонатное allegro в «Дон-Жуане», вариации в «Дон-Кихоте», сочетание рондо и вариаций в «Тиле Уленшпигеле».

Создавали симфонические поэмы и русские композиторы, и в первую очередь вспоминается Александр Николаевич Скрябин с его «Поэмой экстаза» и «Прометеем» («Поэмой огня»). Впрочем, у Скрябина есть и другие поэмы – фортепианные («Сатаническая поэма», поэма «К пламени»). Поэму для солирующего инструмента можно считать прямым потомком поэмы симфонической.

Наконец, определение «поэма» в ХХ столетии начали применять к некоторым хоровым произведениям – таковы, например, «Десять хоровых поэм» или хоровая поэма «Ладога» . Примечательно, что одной из своих кантат Свиридов дал заглавие «Поэма памяти Сергея Есенина».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» - не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм.
Самая известная среди них - «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов - «прелюдий», ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина».
Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос. Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как «Садко» Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина, «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро» Лядова. Еще одна разновидность этого жанра - симфоническая фантазия - также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто - присутствием в программе фантастических элементов.


Смотреть значение Симфоническая Поэма в других словарях

Поэма Ж. — 1. Повествовательное художественное произведение в стихах. // Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.........
Толковый словарь Ефремовой

Поэма — (по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества,........
Толковый словарь Ушакова

Поэма — -ы; ж. [греч. poiēma]
1. Большое лирико-эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по........
Толковый словарь Кузнецова

Поэма — Заимствование из французского, где роете восходит к латинскому роета от греческого poiema, образованному от глагола poiein – "делать, творить".
Этимологический словарь Крылова

Ироикомическая Поэма — русское название бурлеска.

Поэма — (греч. poiema) - 1) поэтический жанр большого объема,преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называютмонументальный героический эпос (эпопею) -........
Большой энциклопедический словарь

Симфоническая Музыка музыкальные произведения, предназначенные дляисполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальныепроизведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония,........
Большой энциклопедический словарь

Симфоническая Поэма — жанр симфонической программной музыки. Одночастноеоркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтезаискусств допускающее разнообразные источники........
Большой энциклопедический словарь

Поэма — - поэтический жанр большого объема, преимущественно лиро-эпический. В древности и средние века П. называли монументальный героический эпос.
Исторический словарь

поэма О Версонских Вилланах — стихотворное произведение сер. 13 в. о зависимых крестьянах аббатства Сен-Мишель в деревне Версон (Нормандия). Написана на старофранц. яз. Эсту ле Гозом. Содержит описание........

поэма О Невинном Страдальце — вавилонская поэма. Сохранилась в копии из Апплурской б-ки царя Ашшурбанипала (7 в. до н.э.), где она была переписана с оригинала, находившегося в б-ке Ниппурского храма.........
Советская историческая энциклопедия

Московская симфоническая капелла — хор. коллектив, существовавший в Москве в 1905-14. Основатель и рук. В. А. Булычёв. Деятельность М. с. к. носила просветительский характер. Публич. выступлениям предшествовала........
Музыкальная энциклопедия

Поэма — (франц. poиme, греч. poinma, от poieo - делаю, творю).
1) Инстр. пьеса лирико-драм. или лирико-повествоват. характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью.........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая картина — род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. к. близка к симфонической поэме; в отличие от последней, С. к. обычно не связана........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр. музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая поэма — (нем. symphonische Dichtung, франц. poиme symphonique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica) - одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая фантазия — (нем. symphonische Fantasie, франц. fantasie symphonique, англ. symphonic fantasia) - род симф. одночастного программного произведения (см. Программная музыка), орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться........
Музыкальная энциклопедия

Личность Симфоническая — - сообщество с личностными чертами. Л.Карсавин считал симфоническими личностями народы, социальные группы, церкви, человечество в целом и описывал весь тварный мир........
Философский словарь

ПОЭМА — ПОЭМА, -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина ""Цы-ганы"". 2. перен.........
Толковый словарь Ожегова

Прорываются черты идеалистической абстракции, риторики, внешне ораторского пафоса. В то же время принципиальное значение симфонического творчества Листа велико: последовательно проводя свою идею «обновления музыки путем ее связи с поэзией», он в ряде сочинений добился замечательного художественного совершенства.

Программность лежит в основе подавляющего числа листовских симфонических произведений. Избранный сюжет подсказывал новые выразительные средства, вдохновлял на смелые искания в области формы и оркестровки, которая всегда отмечена у Листа блестящей звучностью, красочностью. Композитор обычно четко выделял три основные группы оркестра - струнные, деревянные духовые и медные - и изобретательно использовал солирующие голоса. В tutti оркестр звучит у него гармонично и уравновешенно, а в моментах кульминации, подобно Вагнеру, он часто применял мощные унисоны медных на фоне фигураций струнных.

Лист вошел в историю музыки как создатель нового романтического жанра - «симфонической поэмы »: так впервые им были названы девять произведений, законченных к 1854 году и изданных в 1856-1857 годах; позже были написаны еще четыре поэмы.

Симфонические поэмы Листа - это крупные программные сочинения в свободной одночастной форме (Лишь последняя симфоническая поэма - «От колыбели до могилы» (1882) - делится на три небольшие части, которые идут без перерыва.) , где нередко сочетают ся различные принципы формообразования (сонатный, вариационный, рондо); иногда эта одночастность «вбирает» в себя элементы четырехчастного симфонического цикла. Возникновение данного жанра было подготовлено всем ходом развития романтического симфонизма.

С одной стороны, проявлялось тяготение к единству многочастного цикла, объединение его сквозными темами, слияние частей («Шотландская симфония» Мендельсона, симфония Шумана d-moll и другие). С другой стороны, предшественницей симфонической поэмы явилась программная концертная увертюра, свободно трактующая сонатную форму (увертюры Мендельсона, а ранее - «Леонора» № 2 и «Кориолан» Бетховена). Подчеркивая это родство, Лист многие свои будущие симфонические поэмы в первых вариантах называл концертными увертюрами. Подготовили рождение нового жанра и крупные одночастные произведения для фортепиано, лишенные развернутой программы - фантазии, баллады и т. п. (Шуберта, Шумана, Шопена).

Круг образов, воплощенных Листом в симфонических поэмах, очень широк. Его вдохновляла мировая литература всех веков и народов - от античного мифа («Орфей », «Прометей»), английских и немецких трагедий XVII-XVIII веков («Гамлет» Шекспира, «Тассо» Гёте) до поэм французских и венгерских современников («Что слышно на горе» и «Мазепа» Гюго, «Прелюды» Ламартина, «К Ференцу Листу» Вёрёшмарти). Как и в фортепианном творчестве, Лист в своих поэмах нередко воплощал образы живописи («Битва гуннов » по картине немецкого художника Каульбаха, «От колыбели до могилы» по рисунку венгерского художника Зичи) и т. д.

Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчетливо проступает тяготение к героической тематике. Листа привлекали сюжеты, рисующие сильных духом людей, картины больших народных движений, битв и побед. Он воплотил в своей музыке образ античного героя Прометея, ставшего символом мужества и непреклонной воли. Как и поэтов-романтиков разных стран (Байрона, Гюго, Словацкого), Листа волновала судьба юного Мазепы - человека, преодолевшего неслыханные страдания и достигшего большой славы (Такое внимание к юности Мазепы (согласно легенде, он был привязан к крупу коня, который много дней и ночей носился по степи), а не к исторической судьбе гетмана Украины - изменника родины - характерно, в отличие от Пушкина, для зарубежных романтиков.) . В «Гамлете», «Тассо », «Прелюдах » композитор прославил жизненный подвиг человека, его вечные порывы к свету, счастью, свободе; в «Венгрии » воспел славное прошлое своей страны, ее героическую борьбу за освобождение; «Плач о героях» посвятил революционным борцам, павшим за свободу отчизны; в «Битве гуннов» нарисовал картину гигантского столкновения народов (битва христианского войска с полчищами Аттилы в 451 году).

Лист своеобразно подходит к литературным произведениям, легшим в основу программы симфонической поэмы. Подобно Берлиозу, он обычно предпосылает партитуре развернутое изложение сюжета (часто весьма обширное, включающее и историю возникновения замысла, и отвлеченные философские рассуждения); иногда - отрывки из стихотворения и очень редко ограничивается только общим заголовком («Гамлет», «Праздничные звоны»). Но, в отличие от Берлиоза, Лист трактует подробную программу обобщенно, не передавая музыкой последовательного развития сюжета. Он обычно стремится создать яркий, выпуклый образ центрального героя и на его переживаниях сосредоточить все внимание слушателя. Этот центральный образ также трактуется не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-приподнятом плане как носитель большой философской идеи.

В лучших симфонических поэмах Листу удалось создать запоминающиеся музыкальные образы и показать их в различных жизненных ситуациях. И чем многограннее обрисованы обстоятельства, в которых герой ведет борьбу и под влиянием которых выявляются разные стороны его характера, тем ярче раскрывается его облик, тем богаче содержание произведения в целом.

Характеристика этих жизненных условий создается рядом музыкально-выразительных средств. Большую роль играет обобщение через жанр: Лист использует определенные, исторически сложившиеся жанры марша, хорала, менуэта, пасторали и другие, которые способствуют конкретизации музыкальных образов и облегчают их восприятие. Нередко он применяет и изобразительные приемы для создания картин бури, битвы, скачки и пр.

Главенство центрального образа порождает принцип монотематизма - все произведение основывается на видоизменении одной ведущей темы. Так построены многие героические поэмы Листа («Тассо», «Прелюды», «Мазепа ».) Монотематизм является дальнейшим развитием вариационного принципа: вместо постепенного раскрытия возможностей темы дается непосредственное сопоставление далеких по характеру, часто контрастных ее вариантов. Благодаря этому создается единый и одновременно многогранный, изменчивый образ героя. Трансформация основной темы воспринимается как показ различных сторон его характера - как изменения, возникающие в результате определенных жизненных обстоятельств. В зависимости от той конкретной обстановки, в которой действует герой, меняется и склад его темы.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...