Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Духовная жизнь современного общества презентация. Презентация "Духовная сфера жизни общества" по обществознанию – проект, доклад. Девушка на подушке

Слайд 2

Структура культуры  Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.

Слайд 3

Мировая и национальная культура  Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства)

Слайд 4

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.

Слайд 5

 Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда- материальная и духовная культура. 6 8

Слайд 6

  Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая; Культура  экологическая; эстетическая культуры

Слайд 7

 По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает. Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.

Слайд 8

 Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).

Слайд 9

Функции культуры    Функции культуры весьма разнообразны: 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры- важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Слайд 10

   4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право. 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.

Слайд 11

 По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.

Слайд 12

  В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших. Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.

Слайд 13

 По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретиконаучную, эстетическо-научную, эстетическохудожественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественноэкономическая. Н.Я. Данилевский

Слайд 14

Однако из этого не следует, что в каждом культурноисторическом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.

Слайд 15

 Используемые источники для презентации:  Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)  Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75 http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm http://www.visit-greece.ru/culture/ http://www.culturemap.ru/?region=164 http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809 http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ http://maxmir.net http://t2.gstatic.com http://i.allday.ru http://tours-tv.com http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org http://cs406222.userapi.com http://miuki.info http://utm.in.ua http://budeco.biz http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru http://www.pravenc.ru

  • Предмет: обществознание.
  • Авторская группа из МБОУ СОШ № 26 г. Пензы: Ученица 10 А класса Сигуева Ксения.
  • Учитель истории Умывалкина Галина Валерьевна, Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич
Структура культуры
  • Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.
Мировая и национальная культура
  • Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
  • Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
  • Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.
Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда-материальная и духовная культура.
  • Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда-материальная и духовная культура.
Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
  • Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
  • Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая;
  • экологическая;
  • Культура
  • эстетическая культуры
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
  • По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
  • И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает.
  • Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).
  • Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).
Функции культуры
  • Функции культуры весьма разнообразны:
  • 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры-важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества.
  • 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
  • 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
  • 4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
  • 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами.
  • 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.
По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.
  • По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.
В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.
  • В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.
  • Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.
По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.
  • По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.
  • Н.Я. Данилевский
  • Однако из этого не следует, что в каждом культурно-историческом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.
Используемые источники для презентации:
  • Используемые источники для презентации:
  • Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)
  • Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75
  • http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm
  • http://www.visit-greece.ru/culture/
  • http://www.culturemap.ru/?region=164
  • http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html
  • http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC
  • http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html
  • https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva
  • http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809
  • http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru
  • http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/
  • http://maxmir.net http://t2.gstatic.com
  • http://i.allday.ru http://tours-tv.com
  • http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru
  • http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru
  • http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org
  • http://cs406222.userapi.com http://miuki.info
  • http://utm.in.ua http://budeco.biz
  • http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net
  • http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru
  • http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru
  • http://www.pravenc.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и духовная жизнь общества 10 класс Учитель Бойкова В.Ю.

Предварительные вопросы Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Вспомните Известное вам о пределение культуры? Виды культуры

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь Н Общества Личности -Нравственность -Религия -Философия -Искусство -Учреждения науки, культуры -Религиозные органы -Наука, т.е. Духовная деятельность людей Духовный мир: -знания -вера -эмоции,переживания -потребности -способности -стремления -мировоззрение…

Духовная деятельность людей Духовно-теоретическая Духовно-практическая Производство духовных благ и ценностей: мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образцы Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных благ и ценностей Конечный итог-изменение сознания людей

Понятие культуры Цицерон -1 в.до н.э С 17 века -то, что изобретено человеком человек природа Творческая деятельность Культура Возделывание

Понятие культуры культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

Понятие культуры С более узкой точки зрения: культура-это особая сфера жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. Это понимание культуры близко к определению духовной сферы жизни общества

Науки о культуре к у л ь т у р о л о г и я, история и социология, этнография, лингвистика, археология,эстетика, этика и искусствоведение

Развитие культуры Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый Опыт,традиции (Стабильный элемент) Новаторство (динамика)

Функции культуры Самостоятельно выписать со стр. 81-82

Функции культуры 1.Приспособления к окружающей среде 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4.Социализации 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур Академик Д. С. Лихачев: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур Диалог культур Взаимообмен и взаимодействие культур Преодолеление границ Сохранение самобытности Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?

Виды культуры Вид культуры Особенности Кем создается На кого ориентирована народная массовая элитарная Заполните таблицу

Разновидности культуры Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (детская, молодёжная, женская, этнические, криминальная и т.д.) Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Домашнее задание Параграф 8, задания и документ (устно) эссе


Класс: 10 класс

Предмет: обществознание

Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание, учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение,2010г.

Используемая методическая литература: Обществознание. Методические рекомендации. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова М., Просвещение. 2006г.

План изучения нового материала

1. Духовная деятельность.
2. Что такое культура. Традиции и новаторство в культуре.
3. Функции культуры.
4. Формы и разновидности культуры.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

1. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность,но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Например: влияние политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Подведите итоги:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.

II. Изучение нового материала

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят: взятые в единстве они составляют

Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются

Культура является предметом изучения многих наук – (перечислите какие науки изучают культуру) – истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.

Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой.
Человек создавший каменный топор, станки и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе.
Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.
Культура – как «вторая природа» сотворенная самим человеком.
В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций?

Например:

античная культура
культура майя
художественная культура
культура труда
культура быта и т.д.

т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

Вопрос учащимся. Определите, что такое деятельность и виды деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на совершенствовании окружающего мира и самого себя.

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры.

Важное значение в духовной культуре имеют традиции (преемственность) и новаторство.
Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям по вертикали и горизонтали.

Традиции элементы наследия, передающееся от поколения к поколению.
Традиционными могут быть ценности, обычаи, обряды.(вертикальная)
Например: (учащиеся)
– весенний праздник Масленицы знаком еще со времен древних славян
– правило этикета пропускать женщин вперед дошло до нас из периода матриархата.
Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другим.
Так читая «Войну и мир»
– одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой;
– других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова;
– третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»
Каждая эпоха порождает своих творцов, новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, иногда гениальные произведения искусства.
Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующее поколения воздают им должное. Например, картины художников-импрессионистов.
_______________________________________________________________________
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества.

III. Работа с текстом учебника

Выделите функции культуры

– приспособление к окружающей среде (древнейший человек научился добывать огонь и изготовил каменный топор) самая древнейшая функция культуры.
– накопления, хранения и передача культурных ценностей (Рублев «Троица», Успенский собор, летописи) культура сохраняет накопленные веками наследие, которое остается фундаментом творческих поисков человечества и эта функция позволяет человеку определить свое место в мире.
– целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (Красота, Добро, Истина, Справедливость, Польза, Власть, Свобода) в рамках этой функции создаются ценности регулирующие жизнь людей и их деятельность)
– социализация новых поколений (дети воспитанные животными) эта функция позволяет каждому человеку усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему адаптироваться к жизни в человеческом обществе.
– коммуникативные функции (общение) эта функция позволяет развитию личности через общение

Соотнесите функции культуры с заданными примерами

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т.д.
Глядя на карту мира мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Сейчас на Земле не осталось изолированных культурных общностей. Научно технический прогресс, информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения влечет за собой интернациональную культуру, создание единого культурного пространства для разных наций и народностей. Ярким примером является культура нашей страны, страны многонациональной и многоконфессиональной.

1. Великий Новгород (деревянное зодчество)
2. Москва (собор В. Блаженного)
3. Казань (символ Казани – дракон Зилант)
4. Владимир – (церковь Покрова на Нерли)
5. Краснодар (памятник казачеству)
6. Волгоград (стелла защитникам Родины)
7. Якутск (памятник Мамонту)
8. Анадырь (скульптурная композиция труженикам севера)
9. Дальний Восток (черепаха Бохайского царства 7 в. н.э. найдена в 19 веке)

Когда речь идет о многообразии культуры, под этим подразумеваются три формы культуры – народная, массовая, элитарная и две ее разновидности – субкультура и контркультура.
Определите формы культуры по видеороликам.
Выявите характерные черты каждой из форм культуры.

Народная

– фольклор, нравы, обычаи, народная музыка (формы)
– любительская
– коллективная
– многожанровая
– не имеет автора

Массовая

– ориентирована на массового потребителя
– простота, доступность
– коммерческая направленность

Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Элитарная

– рассчитана на узкий круг потребителя
– трудна для понимания неподготовленного человека
– создается привилегированной часть общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу.
Достижения элитарного искусства перенимаются массовой культурой повышая ее уровень, а массовая культура приносящая прибыль дает возможность оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Таким образом, культура всегда была главным источником созидательных устремлений человека, главным смыслом его существования. Именно культура делает из нас разумных, позитивно мыслящих, гуманных существ с нравственными позициями и обязательствами. Культура – душа общества. Благодаря культуре и с ее помощью мы различаем ценности и становимся способны делать выбор.

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишает смысла»
Д.С.Лихачев

IV. Закрепление пройденной темы «Культура и духовная жизнь»

Часть А

А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)

1) правила поведения в обществе
2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли
4) способы производства новых знаний

А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство
2) творчество
3) наука
4) культура

А3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К духовной культуре относится

1) оборудование
2) искусство
3) здание
4) компьюте

А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура
4) национальная культура

Часть В

В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Объекты культуры Виды культуры

А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека

А

В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания

1) религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок

Ключи:

Часть А Часть В

А1 – 3 В1. а – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1
А2 – 4 В2 2 4 6
А3 – 1
А5 – 2
А6 – 3
А7 – 3

4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».

V. Домашнее задание

Написать эссе: «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». (Ю.Лотман)

Алгоритм написания эссе:

1. Раскрыть смысл высказывания.
2. Раскрыть тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
3. Использовать факты и примеры почерпнутые из различных источников:

а) сообщения СМИ;
б) материалы учебных предметов (истории, литературы, географии);
в) факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Таким образом … (можно вернуться к первым строкам эссе)

Духовная жизнь общества Духовно-теоретическая деятельность представляет производство духовных благ и ценностей Духовно-практическая деятельность результатом является изменение сознания людей Мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей




Культура «Возделывание, обработка почвы» Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты Совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование самого себя.


КУЛЬТУРА В широком смысле исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общества принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей (все, что создано человеком в материальном и духовном мире) В узком смысле процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности


МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА едина, однако в ней условно выделяют две сферы МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - объекты, имеющие вещественное, осязаемое выражение, созданное и используемое человеком (дома, дороги, техника, мебель) ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СВЯЗЫВАЕТСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТСУТСТВУЕТ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЫЧНО СВЯЗЫВАЕТСЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – сотворенное разумом и чувствами людей (идеи, мысли, вера, чувства, язык, правила, ценности..)


ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАН С ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ И НОВАТОРСТВОМ Пути приращения духовного богатства ПУТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (ТРАДИЦИИ) СВЯЗАН С СОХРАНЕНИЕМ И ПЕРЕДАЧЕЙ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ К ДРУГОМУ. Традиции – стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. ПУТЬ НОВАТОРСТВА -КУЛЬТУРА РАЗВИВАЕТСЯ ЗА СЧЕТ ПОПОЛНЕНИЯ НОВЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, КОТОРЫЕ НЕ ВСЕГДА ОЦЕНИВАЮТСЯ СОВРЕМЕННИКАМИ ПО ДОСТОИНСТВУ. Новаторство сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.




ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР. КУЛЬТУРА - КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ. 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, ПОЭТОМУ ГОВОРИТЬ О ПЛАНЕТАРНОМ ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕЛЬЗЯ. 2.ТОЧКА ЗРЕНИЯ: УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПУТЕМ: КОЛОНИЗАЦИЯ, ПРИВИВКА ЧЕРЕНКА НА ЧУЖОЕ ДЕРЕВО. РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВ ИЯ КУЛЬТУР


ДИАЛОГ КУЛЬТУР КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В 20 ВЕКЕ И ПУТИ ВЫХОДА. Д.С.ЛИХАЧЕВ писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей». В.С. БИБЛЕР- ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО, ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР ПРЕВРАТИЛОСЬ В ДИАЛОГ. БАХТИН- СЧИТАЛ, ЧТО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГРАНИЦАХ: НА ГРАНИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО, В СТОЛКНОВЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМ ДИАЛОГ ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАССМАТРИВАЮТ КУЛЬТУРУ КАК ОГРОМНОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО.


Диалог культур – это взаимодействие двух и более культур разных народов, обществ 1. Диалог культур ведется с целью обмена разного рода информацией. 2. Диалог культур позволяет народам лучше узнать друг друга, понять, перейти на более совершенный уровень общения. 3. Диалог культур – новая форма социальной организации, характерная для постиндустриального общества, для процесса глобализации. 4. Диалог культур взаимно обогащает результатами интеллектуального и материального творчества.


Многообразие культур Национальная культура это совокупность достижений и устойчивых ценностей в области социальной, экономической, политической и духовной жизни конкретной нации, составляющая его своеобразие. Мировая культура это синтез лучших достижений национальных культур различных народов Земли за весь исторический период их существования. Понятно, что мировая и национальная культуры находятся в тесной взаимосвязи: мировая культура складывается из национальных, а те, в свою очередь, в своём развитии ориентируются на мировые образцы. Западную и восточную культуры учёные относят к региональным типам культур. Эти два культурных мира сформировались в течение тысячелетий и основаны на несовпадающих принципах. Интернационализация культуры влечет за собой создание единого культурного пространства для разных наций и народов.











Массовая культура Средняя языковая норма, прагматика. Основные символы: Кинематограф, телевидение, реклама, телефон. Китч – от нем Kitsch -1)халтура, безвкусица; 2) произведение массовой культуры, внешне похожее на дорогие вещи, лишенное творческого начала.


Позитивное влияние МК на духовную жизнь Негативное влияние МК на духовную жизнь Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке Имеет свои вершины литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека» Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения




Элитарная культура В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина). Кандинский«Апофеоз абстракции»




Элитарная Народная Массовая Создается «привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, карнавалы) Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп- культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)


Разновидности культуры Субкультура Контркулътура Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная) Субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями Оппозиция и альтернатива по отношению к в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд, скинхеды и др.)




Молодежная субкультура Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.





Типология культур Материальная духовная от способа существования Элитарная Народная массовая от того, кто создает культуру и ее содержания Доминирующая субкультура контркультура от отношения к ней экономическую Политическую религиозную социальную от сферы функционирования

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...