Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Национальная и массовая культура. Массовая культура как социальный феномен Развитие национального сектора массовой культуры

Доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, директор НОЦ “Культуроцентричность научно-образовательной деятельности”, Ярославль, Россия [email protected]

Киященко Л. П.

Летина Н. Н.

Доктор культурологии, доцент кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия [email protected]

Ерохина Т. И.

Доктор культурологии, профессор, проректор, зав. кафедрой культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия [email protected]

ID статьи на сайте журнала: 6189

Злотникова Т. С., Киященко Л. П., Летина Н. Н., Ерохина Т. И. Особенности массовой культуры российской провинции // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 110-114



Аннотация

В статье представлены результаты поискового исследования, посвященного восприятию современной массовой культуры жителями российской провинции. Изучалось общественное сознание провинциалов в контексте массовой культуры, ценностных ориентаций, популярных литературных произведений и кинофильмов, средств массовой информации и др. Были выявлены неоднозначность массовой культуры, её противоречивость и двойственность, являющиеся условием формирования массового сознания и поведения.


Ключевые слова

массовая культура; ценности; средства массовой коммуникации; имидж; российская провинция

Список литературы

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с фр.; Сост., общ. ред., пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005.

Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987.

Жабский М. Кино и зритель 70-х годов. М.: Знание, 1977.

Коган Л.Н. Социология культуры: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный ун-т, 1992.

Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Едиториал, 2005.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М.: Политиздат, 1978.

Левада Ю. От мнения к пониманию: Социологические очерки 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.

Массовая культура и массовое искусство. “За” и “против”. М.: Гуманитарий; Академия гуманитарных исследований, 2003.

Петров В.М. Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы (информационный подход). СПб.: Алетейя, 2008.

Разлогов К.Э. Не только о кино. М.: Согласие, 2009.

Театр как социологический феномен / Отв. ред. Н.А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2009.

Хренов Н. К проблеме социологии и психологии кино 20-х годов // Вопросы киноискусства. М.: Наука, 1976. Вып.17. С. 124.

Ядов В.А. Современная теоретическая социологическая как концептуальная база российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. СПб.: Интерсоцис, 2009.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат по культурологии

«Тенденции развития массовой культуры»

Выполнил:

студент группы Ф-469

Сенин И.П.

Преподаватель:

старший преподаватель Соловьева А.В.

_________________

Оценка ___ б., __________

Волгоград 2012

  1. Введение………………………………………………………… ……..…...3
  2. Исторические условия и этапы становления массовой культуры……...4
  3. Социальные функции массовой культуры ……………………...………..5
  4. Негативное влияние массовой культуры на общество……...…………...6
  5. Положительные функции массовой культуры………...………...……….7
  6. Заключение…………………………………………………… ..…………..8
  7. Список литературы…………………...………………………. ..………….9

Введение

Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно совершенствуется, и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Его необходимо раскрывать в дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе.

Если признать, что одним из главных признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной “полифонии” оказался не только большевизм. В условиях “индустриального общества” и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах.

Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно.

Феномен "массовой культуры" с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи - "духовно-практического освоения мира" (К. Маркс). Апологетический подход, напротив, выражается в том, что "массовая культура" провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Спор о вреде или благотворности "массовой культуры" имеет чисто политический аспект: как демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы "массовой культуры", особенно ее важнейшего элемента - массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах.

Исторические условия и этапы становления массовой культуры

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.

Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVIIXVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо, автора широко известного романа “Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова.

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру”.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

X. Ортега-и-Гассет в работе “Восстание масс” выводит само понятие “масса” из определения “толпа”. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса, - поясняет Ортега. И далее он пишет: “Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение переходит в качественное”

Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии”, в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия "масса":

1.Масса - как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию класс).

2.Масса - как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет).

3.Массы - как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).

4.Массы - как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). 5. Массы - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.

И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ “массовой культуры” сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он также, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи “индустриального и типографского человека” явилось изобретение в XV веке печатного станка. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. В свою очередь понятие “массовая культура” характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры.

Социальные функции массовой культуры

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени”. Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула - это главное.

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм.

Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, мелодрама, мюзикл, комикс.

Негативное влияние массовой культуры на общество

Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур.

34 % россиян считают, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. К такому результату пришел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате проведенного в 2003г. опроса.

О положительном влиянии массовой культуры на общество заявили 29 % опрошенных россиян, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 24 % респондентов полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.

80 % опрошенных настроены крайне негативно к употреблению ненормативной лексики в публичных выступлениях звезд шоу-бизнеса, считая употребление нецензурных выражений недопустимым проявлением распущенности, бесталанности.

13 % респондентов допускают употребление ненормативной лексики в тех случаях, когда оно используется в качестве необходимого художественного средства, а 3 % полагают, что если оно часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении это просто ханжество.

Негативное отношение к использованию ненормативной лексики отражается и в оценках россиянами ситуации вокруг конфликта между журналисткой Ириной Ароян и Филиппом Киркоровым. 47 % опрошенных встали на сторону Ирины Ароян, тогда как поп-звезду поддержали только 6 %. 39 % респондентов вообще не проявили интереса к этому процессу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массовая культура и "усредненный" уровень духовных потребностей: социальные функции, кич и искусство.

    реферат , добавлен 01.05.2009

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Массовая культура - термин ХХ века. Предпосылки возникновения массовой культуры как явления - развитая инфраструктура, доступность средств массовой информации. Ориентир на массы, общедоступность, ведет к низкому уровню массовой культуры как культуры.

    эссе , добавлен 18.02.2009

    Массовая культура – естественный атрибут массового общества, отвечающий его требованиям и идейным установкам. Зависимость формирования общественного сознания личности, духовно-нравственного развития народа от содержания развития массовой коммуникации.

    в то же Время необходимо учитывать, что в ХУЛЕ-XIX в. ни одна из обозначенных социальных субкультур или их механическая сумма (в масштабе одного этноса или государства) не может быть названа национальной культурой государства. На то время еще не существовало единых общенациональных стандартов социальной адекватности и унифицированных для всей культуры механизмов социализации личности. Все это зарождается только в Новое время в связи с процессами индустриализации и урбанизации, становления капитализма в его классических, посткласичних и даже альтернативных (социалистических) формах, трансформации сословных обществ в национальные и размывание сословных перегородок, разделяющих людей, распространение всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации, либерализации жизненных укладов общества, рост зависимости политических элит от состояния общественного мнения, а производства продуктов массового потребления - от устойчивости покупательского спроса, регулируемого модой, рекламой и т. др.

    В этих условиях столь же актуальными стали и задачи стандартизации социокультурных установок, интересов и потребностей основной массы населения, интенсификации процессов манипулирования человеческой личностью, ее социальными притязаниями, политическим поведением, идеологическими ориентациями, потребительским спросом на товары, услуги, идеи, собственный имидж и т.п. В прежние эпохи монополия на такое управление сознанием в более-менее массовом масштабе принадлежала церкви и политической власти. В Новое время в соперничество за сознание людей вступили также частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Все это обусловило потребность в изменении механизмов общей социализации и инкультурации человека, которые готовят личность к свободной реализации не только своего производительного труда, но и своих социокультурных интересов.

    Если в традиционных сообществах задачи общей социализации личности решались преимущественно средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения (деятельности) от родителей детям, от учителя (мастера) к ученику, от священника к ближнему и т. др. (причем в содержании транслируемого социального опыта особое место принадлежало личностному жизненному опыту воспитателя и его персональной социокультурной ориентации и предпочтениям), то на этапе образования национальных культур подобные механизмы социального и культурного воспроизводства личности начинают терять свою эффективность. Возникает необходимость в большей универсализации транслируемого опыта, ценностных ориентаций, образцов сознания и поведения; формировании общенациональных норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека, инициировании его интереса и спроса на стандартизированные формы социальных благ; повышении эффективности работы механизмов социальной регуляции за счет уніфікуючого воздействия на мотивацию человеческого поведения, социальные претензии, образы престижности и др. Это, в свою очередь, вызвало необходимость создания канала трансляции знаний, понятий, социокультурных норм и другой социально значимой информации широким массам населения, канала, охватывает всю нацию, а не только ее отдельные образованные слои. Первыми шагами в этом направлении стало введение всеобщего и обязательного начального, а позже и среднего образования, а затем - развитие средств массовой информации (СМИ), демократических политических процедур, охватывающих все большие массы людей, и Ин.1 Формирования национальной культуры не отменяет ее распределения на описанные выше социальные субкультуры. Национальная культура дополняет систему социальных субкультур, превращаясь на объединяющую надстройку над ними, которая уменьшает остроту социально-ценностного напряжения между различными группами людей, определяет универсальные эталоны некоторых социокультурных особенностей нации. Разумеется, и до создания наций имели место такие же объединительные для различных состояний признаки этнической культуры, прежде всего язык, религия, фольклор, некоторые бытовые обряды, элементы одежды, предметы быта и др. В то же время этнографические культурные особенности уступают национальной культуре прежде всего по уровню универсальности (вследствие подавляющего неінституціоналізованості). Формы этнической культуры очень пластичные и вариативны в практике различных групп населения. Часто даже язык и религия в аристократии и плебса того самого этноса далеко не тождественны. Национальная же культура задает принципиально одинаковые эталоны и стандарты, которые внедряются общедоступными специализированными культурными институтами: общим образованием, прессой, политическими организациями, массовыми формами художественной культуры и др. Например, определенные формы художественной литературы существуют у всех народов, имеющих письменность, но к исторической трансформации этноса в нацию перед ним не возникает проблема формирования общенационального литературного языка из языка той, что существует в разных регионах в виде местных диалектов. Одна из существенных характеристик национальной культуры заключается в том, что, в отличие от этнической культуры, которая является преимущественно мемориальной, она воспроизводит историческую традицию коллективных форм жизни народа, национальная культура есть прежде всего прогностическим. Она производит скорее цели, чем результаты развития, знания, нормы, состав и содержание модернизационной направленности, наполненной пафосом интенсификации всех сторон социальной жизни.

    Однако главной сложностью в распространении национальной культуры является то, что современные знания, нормы, культурные образцы и содержание производятся почти исключительно в недрах высокоспециализированных отраслей социальной практики. Они более-менее успешно понимаются и усваиваются соответствующими специалистами; для основной же массы населения язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и др.) почти недоступна для понимания. Обществу нужна система средств для адаптации содержания, "перевода" транслируемой информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, средств для "толкование" этой информации массовому потребителю, определенной "инфантилизации" ее образных воплощений, а также "управление" сознанием массового потребителя в интересах производителя этой информации, предлагаемого товара, услуг и т. д.

    Такая адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования "взрослый" содержание переводился на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров и т.д, более доступных для детского сознания. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека в течение всей его жизни. Современный человек, даже очень образованный, остается узким специалистом, и уровень ее спеціалізованості (по крайней мере, в элитарной и буржуазной субкультурах) из века в век повышается. В других сферах ей нужен постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и других "гидов", задача которых - вести ее по безграничному морю информации о товарах, услугах, политические события, художественные новации, социальные коллизии, экономические проблемы и др. Нельзя утверждать, что современный человек стал менее умным или более инфантильной, чем ее предки. Просто его психика, очевидно, не может обработать такое количество информации, провести столь многофакторный анализ такого количества одновременно возникающих проблем, с нужной оперативностью использовать свой социальный опыт и др. Не будем забывать, что скорость обработки информации в компьютерах во много раз превышает возможности человеческого мозга.

    Эта ситуация требует внедрения новых методов интеллектуального поиска, сканирования, селекции и систематизации информации, "прессование" ЕЕ в большие блоки, разработки новых технологий прогнозирования и принятия решений, а также психической подготовки людей к работе с такими объемными информационными потоками. После нынешней "информационной революции", то есть повышение эффективности передачи и обработки информации, а также принятия управленческих решений с помощью компьютеров, человечество, скорее, ожидает "прогностическая революция" - скачкообразный рост эффективности прогнозирования, расчета вероятного, факторного анализа и т.п., однако не будем предсказывать, при помощи каких технических средств (или методов искусственной стимуляции мозговой деятельности) это может произойти.

    Пока же людям нужен способ, который бы нейтрализовал избыточное психическое напряжение от информационных потоков, превратил сложные интеллектуальные проблемы на примитивные дуальные оппозиции ("хорошее - плохое", "наши - чужие" и др.), а также дал возможность "отдохнуть" от социальной ответственности, личностного выбора, растворил его в толпе зрителей "мыльных опер" или механических потребителей рекламируемых товаров, идей, лозунгов и т. д.

    Реализатором таких потребностей стала массовая культура. Нельзя сказать, что она полностью освобождает человека от личной ответственности, скорее речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере, той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более-менее стандартных ситуаций, где все уже запланировано теми самыми "гидами" - журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и т.д.

    Приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

    Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

    • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
    • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
    • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

    Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

    В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре . Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

    В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

    К основным составляющим массовой культуры относят:

    • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
    • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
    • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
    • тиражируемую мифологию — от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...