Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Особенности культурных процессов в тоталитарных государствах. Специфические признаки тоталитаризма. Понятие и сущность тоталитаризма

Недооценка творческих возможностей «безымянной массы» и молчаливое признание героев и элит в качестве основной движущей силы человеческого прогресса, к сожалению, часто питает антидемократическую практику, в какие бы привлекательные одежды она порой ни рядилась. А на основе определенной практики формируются соответствующие политические режимы, которые так или иначе пытаются воздействовать на культуру и использовать ее в своих интересах. При этом ни один авторитарный режим - абсолютная монархия, фашистская или коммунистическая диктатура - открыто не признает своего антинародного характера, неизменно выступая от имени всей нации.

До начала XX в. антидемократические формы правления чаще всего отождествлялись с сохранявшимся кое-где самодержавием, отсутствием парламентаризма, с нарушением самим государством собственных законов и, конечно, с существовавшими под республиканскими вывесками «классическими» диктатурами, как это происходило в Латинской Америке. Несколько упрощая, можно сказать, что понятие авторитаризма связывалось с неограниченной властью какого-либо правителя и его ближайшего окружения. Правда, следует признать, что правитель мог быть человеком гуманным и образованным и опираться на людей, близких ему по духу. В этом случае независимо от формы правления культура не только не страдала, но и испытывала определенный взлет. Так возникло понятие «просвещенная монархия», примерами которой могли бы служить начало царствования Фридриха II в Пруссии, правление Екатерины II в России, Карла III в Испании, а еще раньше - правление римского императора Марка Аврелия, прославившегося своими нравственными принципами.

Однако после Октября 1917 г., бросившего вызов «старому миру», наряду с отжившими свой век монархиями и традиционно понимаемыми диктатурами под прямым влиянием идеологии и практики большевизма стала формироваться новая форма авторитарной государственной власти - тоталитаризм. Не следует забывать, что большевизм - во многом порождение личных качеств Ленина - с самого начала проявил себя, сложился и рос как течение, по природе своей расположенное к авторитарной форме партийной, а позднее и государственной организации. Правда, термин «тоталитаризм» был предложен значительно позже, хотя само явление имело своего прародителя с вызывающе откровенным обозначением «диктатура пролетариата». Подобная откровенность проистекала от марксистского понимания государства прежде всего как инструмента господства не какой-то сравнительно узкой интеллектуальной или духовной элиты, а целого класса, в данном случае пролетариата. К сожалению - и это достаточно хорошо известно, - реально к власти пришел не класс, а ВКП(б), уничтожившая старый культурный слой и опиравшаяся на далеко не самую просвещенную и нравственную часть общества.

Каковы особенности тоталитаризма и его воздействия на культуру по сравнению с прежними формами авторитарного правления? Как всегда, многое можно понять из этимологии самого термина (поздне - лат. totalis - законченный, полный, абсолютный), речь идет о некой превосходной степени диктатуры, когда она ведет к абсолютному подавлению личности, пронизывает и контролирует буквально все сферы жизни. А это невозможно сделать ни отдельному «герою» или «вождю», ни какой-либо сравнительно узкой административной элите. В отличие от «злого» монарха или «жестокого» тирана с их приближенными коллективным диктатором становится само бюрократическое государство. Если оно попадает в руки многочисленной и хорошо организованной по военному образцу партии «нового типа», отвергающей так называемый абстрактный гуманизм, будь то на расовой (НСДАП), националистической (итальянская фашистская партия) или классовой (В КП (б)) основе, то перед нами и будет истинный источник тоталитаризма. В его практическом осуществлении, т.е. во всеобъемлющем руководстве и контроле, принимают участие миллионы людей, подлинной драмой которых стало следование ложным идеологическим мифам и отсутствие необходимой культуры. Художественное изображение доведенного до абсурда тоталитаризма в его начальных и завершающих стадиях дано, например, в широко известных романах русских писателей Евгения Ивановича Замятина (1884- 1937) «Мы» и Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) «Котлован», а особенно в романе английского прозаика Джорджа Оруэлла (1903-1950) «1984». Все эти произведения основывались на совершенно конкретных фактах социальной действительности тоталитарных режимов XX в.

Не вдаваясь подробно в рассмотрение тоталитаризма как экономической и политической практики (огосударствление экономики, однопартийная система, нарушение конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни и т.д.), остановимся на его характерных проявлениях в духовной сфере, которую в первую очередь стремится подчинить тоталитарное государство.

Во-первых, монополизация и стандартизация системы образования и воспитания, представляющая собой неразрывную и ревниво контролируемую цепь от дошкольных учреждений до докторантуры, где готовятся научные кадры высшей квалификации. При этом допуск в академическую и художественную псевдоэлиту производится не на основе способностей и талантов, а по признакам социального происхождения или национальности. Свидетельство последнего - типичный для тоталитарных государств скрытый или открытый антисемитизм. Вся эта система работает «под колпаком» единой идеологии, носящей расистский, националистический или классовый характер с обязательным подчеркиванием приоритета коллектива над личностью и соответствующими молодежными организациями. Частное и платное образование и университетская автономия при этом обычно отсутствуют или влачат жалкое существование. Важная черта тоталитаризма в области научного знания - запрет на отдельные, нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук. Так, при Гитлере преследовался марксизм-ленинизм, а при Сталине с не меньшим ожесточением преследовались генетика, фрейдизм, позднее - кибернетика. В искусстве наблюдалась такая же картина: анекдотичным выглядит запрет в СССР до сговора Гитлера и Сталина «фашистской» музыки Вагнера и ее немедленная «реабилитация» после подписания пакта Молотова-Риббентропа, когда в срочном порядке в Большом театре была поставлена опера «Валькирия».

Во-вторых, монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием. Это делается, с одной стороны, методом жестокой цензуры, а с другой - путем гипертрофии пропагандистской функции радио, телевидения и прессы в ущерб их информационному назначению. Цензуре подвергается все, что угрожает ослаблением государственной власти, особенно в сфере общественной мысли, политики и, конечно, искусства. Обл>ективная передача сведений о событиях в стране и мире максимально сокращается, и их место занимают идеологические мифы, восхваление режима, развлекательный материал, различного рода призывы и лозунги. Наоборот, в условиях развитых парламентских демократий предпочтение обычно отдается не такого рода методам искусственного укрепления государственности, а «свободному потоку информации», хотя и там не обходится без пропагандистской «приправы», которая носит, однако, более замаскированный и утонченный характер. Вообще в мире, вступающем в электронно-информационную эру, понятие «пропаганда» все чаще приобретает отрицательный оттенок и воспринимается как препятствие на пути прогресса и одно из остаточных «зол» предшествующей цивилизации. Ни в одной из стран, претендующих на демократический статус, никогда не существовало такого государственного органа, как министерство пропаганды. В то же время общеизвестно и весьма показательно, что первым в истории «министром народного просвещения и пропаганды» (красноречивое сочетание!) был в нацистской Германии главный идеологический подручный Гитлера - доктор Йозеф Геббельс. Именно он считается у специалистов по общественной психологии «отцом» современных методов манипулирования массовым сознанием, взятых позднее на вооружение многими диктаторскими и тоталитарными режимами, в том числе и деятелями сталинского агитпропа.

В-третьих, поскольку одним из главных общественных слоев, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая «диссидентская» интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает ее всяческого рода преследованиям. И дело здесь не только в том, что она активно выступает против социальной несправедливости, а в более тонком психологическом нюансе: А.И. Солженицын как-то весьма справедливо заметил, что власть боится не тех, кто против нее, и не тех, кто не с нею, она боится тех, кто выше ее. Вообще антиинтеллектуализм - неотъемлемая черта любого режима, проявляющего склонность к авторитарным и диктаторским методам управления. В этой связи широко известны преследования немецкой интеллигенции после прихода Гитлера к власти; массовая эмиграция, высылка и физическое уничтожение российской интеллигенции большевиками в годы революции и гражданской войны; мартиролог советского диссидентства в сталинскую и постсталинскую эпоху.

Дискриминация передовой интеллигенции в условиях тоталитарного государства, чаще всего ориентированного на популизм, иногда принимает и более утонченные, не насильственные формы в зависимости от общего культурного уровня правящей верхушки. В то время как режимом сознательно создается привилегированный, высокооплачиваемый слой продажных интеллектуалов, писателей и служителей искусства, основная масса работников умственного труда и духовной сферы (учителя, врачи, инженеры, работники культурных учреждений, критически настроенные лица «свободных профессий» и т.д.) вынуждены влачить полунищенское существование.

История мировой культуры полна примеров дискриминации, преследований и террора со стороны государства в отношении инакомыслящих, хотя нельзя не признать, что объективно они далеко не всегда служили добру, прогрессу и гуманизму, если вспомнить, например, деятельность террористов-интеллигентов и левого, и правого толка и вообще любых «борцов за народное счастье», признающих и проповедующих насилие.

В-четвертых, характерный признак тоталитаризма в духовной сфере - стремление государства не только лишить народ исторической памяти, но и изолировать его от внешнего мира разного рода «железными занавесами», «берлинскими стенами» и т.п. Насильно насаждаемые массовые беспамятство и изоляционизм призваны скрыть от подданных культурное убожество режима на фоне общего поступательного развития мировой цивилизации. Для погрязших в самовосхвалении и самоуверенности «фюреров» и «вождей» тоталитаризма славное прошлое собственного народа и достижения соседей - нежелательные и неприятные конкуренты. Поэтому история, как правило, замалчивается и искажается, а другие общественные системы, прежде всего демократические, подвергаются очернению. Наверное, нигде так наглядно не ощущаются подобные устремления тоталитарной власти, как в строго контролируемых ею энциклопедических словарях. Там, где отсутствуют свобода мысли и свобода слова, энциклопедии - эти сокровищницы и бесстрастные летописцы культуры - страдают одними и теми же пороками: в них или просто отсутствуют неугодные режиму имена и факты, или их значение тенденциозно фальсифицируется, или информация о них сводится к минимуму. При этом все, что «работает» на режим, будь то идеологические мифы или конкретные события и лица, получает несправедливо расширенное освещение.

Одним из многих и ярких свидетельств сказанного может служить советский «Энциклопедический словарь» в 3 томах, изданный массовым тиражом в год смерти Сталина (1953). По количеству текста Гёте, например, уступает Ворошилову (91 строчка против 97); Бальзака, Байрона и Шекспира превосходят Жданов и Торез (57, 54 и 52 против 66 и 77); Сен-Симон и Сервантес приравниваются к таким малоизвестным коммунистическим главарям, как Престес и Рейман, но всех их превосходит немецкий «вождик» В. Пик. Даже великий Достоевский не «дотягивает» до марксиста Плеханова (68 против 86!). Нечего и говорить, что на подобном фоне выдающемуся отечественному философу Н. Бердяеву - и только потому, что его когда-то критиковал Ленин, - посвящено всего несколько слов: «реакционный русский философ, белоэмигрант; ярый враг советской власти». Если говорить о других рассмотренных нами культурологах, то Данилевский и Тойнби в энциклопедии вообще не упоминаются, о Тайлоре сказано, что его теория «носит идеалистический характер», о Фрейде - что он «автор антинаучного течения», а Сорокин и Шпенглер представлены как «идеологи империализма». В подобном кривом зеркале отражены и тысячи других имен и событий, что свидетельствует о чрезвычайно низком уровне и крайней лживости тогдашней официальной культуры и ее «жрецов».

В-пятых, тоталитаризму в духовной сфере соответствует и еще одна непреложная закономерность: с ним всегда в той или иной степени связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности. Это не значит, конечно, что тот или иной «вождь» единолично представляет систему и принимает все решения; но его обожествление необходимо для превращения рядовых граждан в некое подобие идолопоклонников, слепо верящих в своего кумира. А что касается правящей верхушки, то она сознательно поддерживает культы, будь то культ умершего Ленина, сменившего его Сталина или какого-либо новоявленного «вождя», для того чтобы легче держать в повиновении загипнотизированную массу. Отсюда пирамиды и мавзолеи, многочисленные памятники и портреты живых и мертвых руководителей, их беззастенчивое восхваление в средствах массовой информации, инспирирование верноподданнических чувств, разного рода идеологические мероприятия и годовщины и т.д. и т.п. «Вожди в авторитарных системах, - пишет Э. Фромм, - хорошо понимают потребность в общих ритуалах и предлагают новые формы политически окрашенных церемоний, которые удовлетворяют эту потребность и привязывают средних граждан к новой политической вере». И далее немецко-американский социолог замечает: «В современных демократических культурах ритуалов немного» .

Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вел к таким губительным для культуры действиям, как борьба с религией. Поддавшись власти тоталитаризма, гасившего религиозные маяки и плодившего людей-винтиков.

«мы обрубили и извратили мировую и отечественную мысль, загнав ее в темницы, объявленные нами презрительно «объективным» или, того страшнее, «субъективным идеализмом», «религиозным мракобесием», иррационализмом или мистикой и т.д., и т.п.» , - справедливо замечает философ-русист М.П. Капустин. Религиозность и связанная с ней духовность десятилетиями рассматривались как вызов режиму. Вожди поумнее пытались подчинить себе церковь и поставить ее на службу государству. Другие, видя в религиозной вере угрозу своим доктринам, а в Боге - чуть ли не личного конкурента, обрушивали на духовенство волну репрессий. Все это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших художественных и культурных ценностей, человеческой духовности вообще, свидетельство чего - наше недавнее трагическое прошлое.

  • Сумерки богов. М., 1990. С. 215.
  • Капустин М.П. Конец утопии. Прошлое и будущее социализма. М., 1990. С. 565-566.

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием ""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Тоталитаризм – это государственный строй, в котором роль государства настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. Тоталитарная культура – это массовая культура.

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. Например, октябрьская революция ввела новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму - царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи “непогрешимого вождя” и “образа врага”. Культура носила утилитарный, примитивный характер. Все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя.

Тоталитарная идеология – это «Культ борьбы», которая всегда борется против идеологии инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. Например, лозунги СССР: ""Против отрыва от современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"", ""Долой пьянство!"", и т.п.

Враги - буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие), ученые и в целом наука.

Тоталитарная культура представляет собой специфическую новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

1. Разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной сферы, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

Индустриализация. Массовая культура – новая опора для общества.

Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцами» являются самые широкие народные массы, против которых он оборачивается.

2. Контроль за свободой мысли, и подавление инакомыслия.

3. Разделение населения на "наших" и "не наших".

Террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. Демонстрация гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства.

4. Особый тип человека.

Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии.


Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о вождях. Например, “Памятник В. Ульянову - гимназисту” в Ульяновске.

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличалась многоцветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.).

Завершение "культурной революции". В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х гг. стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране огромными тиражами публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Жадно тянувшееся к культуре общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Н. П. Акимова, первые звуковые фильмы ("Путевка в жизнь" режиссера Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана и др.), музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения В. и Л. Весниных, А. В. Щусева.

Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е гг. были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

Война 1941-45 гг. отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу 30-х гг. В среде интеллигенции широко распространились надежды на экономические реформы и смягчение политического режима, на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией. В 1948 г. ООН во Всеобщей декларации прав человека, подписанной и советским представителем, торжественно провозглашала право каждого человека на свободу творчества и передвижений независимо от государственных границ.

В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует фологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.

В тоталитарном государстве все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и культурные, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: коммунистического царства всеобщего счастья.

К концу двадцатых набирает обороты сталинский тоталитаризм , который нашёл художественное отражение в «Котловане» Платонова и «Поднятой целине» Шолохова. Тридцатые-сороковые – время упрочения командно-административной системы, основы тоталитаризма, а также жестокого преследования всякого инакомыслия. Механизм тоталитаризма беспощадно перемалывал судьбы самых незаурядных и бескомпромиссных деятелей культуры. «Культурная революция» понималась в те годы как важная составная часть процесса коллективизации и индустриализации. Она предполагала создание нового человека – винтика в громадном механизме тоталитарной системы . Для этого массы − именно так называли людей в то время − должны были обладать элементарными знаниями и навыками. А культура, дающая привилегию думать, осознавать, рассуждать и свободно творить в данном контексте была бесполезна и даже опасна. Командно-административная система требует от человека только исполнительность, а не творчество. Поэтому ставилась задача лишь элементарного окультуривания : массовой подготовки производственных кадров, ликвидации безграмотности и обязательного школьного образования. При этом система образования была поставлена под тотальный идеологический контроль, который должен был обеспечивать полную лояльность по отношению к власти.

Развитие культуры в эпоху сталинского тоталитаризма не подаётся однозначной оценке . С одной стороны, в эти годы культуре был нанесен большой урон : многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

Вместе с тем, в отдельных областях культурного развития были достигнуты значительные успехи . К таковым можно отнести сферу образования . Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений : была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные», например, история, всеобщая и отечественная. С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

В годы Великой Отечественной войны сфера образования перенесла большие потери: были разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.

Сложными оказались годы тоталитаризма дляотечественной науки . В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов , селекционер И. В. Мичурин . Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука и возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь» , «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции» , «Наполеон» и др.).



Но в то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук . В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой , когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Но ослабление режима не входило в планы партийно-государственной верхушки. Поэтому ни дополнительное инвестирование науки после войны, ни восстановление в короткий срок материальной базы научных учреждений, ни открытие новых научно-исследовательских институтов и Академий наук не могли спасти науку от грубого диктата чиновников-непрофессионалов . По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. Ещё в 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко . Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой» . Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках» , где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский компонент.

Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам «корифей наук» - Сталин. Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть.

Значительно изменилась к худшему ситуация в литературе . В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей» , в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы : «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов», в рамках которых осуществлялся идеологический надзор за искусством. В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую . В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела цель, уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. В число «чуждых» в годы сталинского тоталитаризма попали композиторы Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, режиссеры С. Эйзенштейн иГ. М. Козинцев, писатели поэты Б. Пастернак, Ю. Олеша, А. А. Ахматова, М. И. Зощенко и др.Многие деятели искусства были репрессированы. В 1946-48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, писатели и, кинорежиссер

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм» . Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон» , рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина» . Оставаясь внешне, в границах соцреализма, Шолохов создал объемную картину жизни донских казаков, показал трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» Максим Горький . Метафоричность, философская глубина были характерны для прозы Л. М. Леонова, создавшего замечательные произведения «Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г., сыгравшие особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского , автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы . Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы . Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского , С. Я. Маршака , А. П. Гайдара , С. В. Михалкова , А. Л. Барто , В. А. Каверина , Л. А. Кассиля , В. П. Катаева .

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита» . Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур» , «Котлован» , «Ювенильное море» . «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак. Трагично сложилась судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь» , автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» , сборник рассказов «Темные аллеи» . В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

В годы Великой отечественной войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) («Жди меня» ). Огромную популярность приобрел Василий Теркин - герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями, например, «Землянка» А. А. Суркова . В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи» , А. А. Фадеев «Молодая гвардия .

После войны ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Среди советских писателей следует отметить литературный талант Бориса Николаевича Полевого (Кампов) (1908-1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке» , в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Ме ресьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть - одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов .

В изобразительном искусстве классикой соцреализма в стали работы Б. В. Иогансона . В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов» . В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола» . В 30-е года продолжают работать К. С. Петров-Водкин , П. П. Кончаловский , А. А. Дейнека , серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров , пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна . Интересно творчество ученика М. В. Нестерова П. Д. Корина . В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький – «Русь уходящая» . Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П. Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г.).

В тяжёлые для страны 40-е годы особенно востребованным становиться жанр плаката. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!» . Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС» . Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В послевоенные годы тема Великой Отечественной войны остаётся ведущей в искусстве. Она нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта »(1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре начала 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм , широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина , построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева . Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади.

К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой . В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром» , хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

После войны главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика − «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Быстро развивается в годы сталинского тоталитаризма кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм ), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич ); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима» , «Возвращение Максима» , «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев ); комедии: «Веселые ребята» , «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов ), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев ). Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» (1934 г.).

Великая Отечественная война способствовала дальнейшему развитию военно-патриотической тематики. В этот период выходят на экран фильмы «Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев , «Нашествие» реж. А. М. Роом , «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др. Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн ), вышедшей на экраны в 1945 г.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ»

Шестидесятые годы хрущёвской оттепели , годы неоправдавшихся надежд. Казалось, если глава государства осудил культ личности, то тоталитарная система будет полностью сломлена, открыв дорогу подлинной демократизации и свободе творчества. Но Хрущёв прочитал свой знаменитый доклад на закрытом заседании XX съезда, а текст был опубликован только спустя 33 года! «Оттепель» характеризовалась отдельными полумерами, полушагами в сторону демократизации, оставлявшими страну на распутье. Но, как показали двадцатые годы, абсолютно противоречивые начала не уживаются на одной почве: рано или поздно одно должно поглотить другое. Что и случилось в семидесятые, когда ударили брежневские «заморозки».

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева как краткий период относительной свободы получила название «оттепель».

Серьезные реформы в эти годы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то же время массы временных рабочих-школьников и будущих студентов приносили народному хозяйству больше вреда, чем пользы. И все же успехи были достигнуты немалые: в 1958 - 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3 раза больше инженеров, чем в США.

Больших успехов в конце 50 - начачале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора - мазера ). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов - синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30-40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: это поэты-«шестидесятники»Е. А. Евтушенко , А. А. Вознесенский , Б. А. Ахмадулина , Р. И. Рождественский . Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни , в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава , А. Галич , В. С. Высоцкий .

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А.Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 - 1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность» . Среди журналов выделяется «Новый мир» , который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890-1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни − роман «Доктор Живаго» , над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя − Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, − писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, − исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя: 30 мая 1960 года его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» − так назывались машинописные журналы, создававшиеся в домашних условиях. В этих машинописных журналах, минуя цензуру, печатали свои произведения молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Одним из таких журналов являлся журнал «Синтаксис». Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов .

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы − время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40-50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну, например, скульптор Э. И. Неизвестный.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич ), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Развивается театральное искусство. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли»" 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).

Как феномен утопического сознания тоталитаризм возник в недрах марксизма , который сформулировал свои ключевые политические принципы, категории.

Марксизм как основа тоталитаризма

Анализ сущности марксизма вне линии преемственности с классической немецкой философией подчеркивает тот факт, что учение на стало сосредоточением всей европейской культуры. В рамках концепции в ранг центрального столпа культуры возводились боковые линии развития общественной мысли, что приводило к существенному искажению, деформациям философской сущности. В центре внимания учения – интеллектуальный, духовный максимализм, революционный терроризм, глобализм, которые воспринимаются в качестве основного инструмента преобразования мира в соответствии с революционными замыслами, идеалами. Материальное воплощение революционных идей, таким образом, выступает результатом непримиримого, систематического насилия.

Подходы к пониманию тоталитаризма

Свое проявление тоталитаризм как культурный феномен находит не только по отношению к политическому строю, основанному на авторитете власти, но и по отношению к самой власти, авторитет которой основывается исключительно на внешнем принуждении, прямом насилии.

Определение 1

Тоталитаризм в современной научной литературе понимается как система насильственного политического господства, которая характеризуется полным подчинением общества, его социальной, экономической, духовной, идеологической бытовой жизни власти, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, управление которым осуществляется лидером.

Основной социальной силой тоталитаризма выступает люмпенство, отличающееся дезориентированностью, социальной аморфностью, ненавистью к другим социальным слоям, группам по причине наличия у них стабильного жизненного уклада, собственности, определенных этических принципов и пр.

Тоталитарное общественно-политической устройство базируется на исходной теоретико-методологической основе, которая внедряется в жизнь средствами неограниченного террора, насилия, бюрократизации и милитаризации всех общественных взаимоотношений и структур. Все социальные, политические, правовые формы оказываются в подчинении у идеологических, доктринальных истоков.

На первом месте в тоталитаризме – идеология, которая пронизывает все политические атрибуты.

Определение 2

Под идеологией понимается комплекс идей, обосновывающий право тоталитарных режимов на существование.

Идеология связывает между собой массы и власть, трансформирует массовое сознание, общественную психологию в сторону нерасчленимого, целостного единства.

Истоки формирования тоталитарной культуры в России

Протототалитарные идеологические культурологические концепции появились в России в трудах ученых второй половины XIX столетия К. Леонтьева, Вл. Соловьева, Н. Данилевского, которые обосновывали возможность и необходимость создания в России идеократического идеального государства.

Впоследствии огромный вклад в развитие идей тоталитаризма внесли его непосредственные основоположники – теоретики: Сталин, В. Ленин, Луначарский и др., провозглашавшие идеи социалистической культурной революции, новой социалистической культуры, а также идеи революционного преобразования мира в соответствии с требованиями высшей духовности.

В качестве основных факторов, которые привели к усилению тоталитаризма именно в России, Н. Бердяев называл следующие:

  • традиции деспотического государства, исторически свойственные для России;
  • исконный синкретизм национального мировосприятия, сохраняющий целостность всех аспектов мира в религиозной культуре.

Замечание 1

Таким образом, тоталитаризм выступает порождением исторического развития культурной модели. Зародившись в рамках немецкой классической философии, именно в русской культуре он нашел свое фундаментальное теоретическое обоснование.

1917 год стал определенной границей в развитии всей русской культуры. Российское искусство в полной мере разделило трагическую судьбу страны и его народа. Оно стало развиваться как бы в трех самостоятельных плоскостях: искусство зарубежья, искусство, не признанное официально в новой, большевистской России и советское искусство, т.н. искусство социалистического реализма.

Первое направление (искусство зарубежья) представляли деятели отечественного искусства, эмигрировавшие за границу, покинувшие Родину, не согласившись с ее новыми порядками или лишенные возможности свободного творчества. В литературе это были: И.Бунин, В.Набоков, И.Шмелев, Д.Мережковский, М.Цветаева, А.Куприн и многие другие. В изобразительном искусстве и архитектуре: А.Бенуа, В.Кандинский, И.Репин, Н.Рерих и др. Не смогли найти свое место в новой России великий оперный певец Ф.Шаляпин, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский, балерина А.Павлова, авиаконструктор И.Сикорский, ученые Н.Андрусов, А.Агафонов, А.Чичибабин и др. Всего же добровольно или по принуждению страну покинуло более 2 млн. человек - по сути цвет Российской интеллигенции.

Русская эмиграция не была едина в оценке того, что происходило в России после 1917 года. Одна часть выступала с сугубо непримиримых позиций. Манифестом этой части интеллигенции стали речь писателя И.Бунина "Миссия русской эмиграции", произнесенная им в Париже в 1933 г. при вручении Нобелевской премии. Другая часть, группировавшаяся вокруг сборника "Смена вех" (Париж 1921), предлагала принять революцию как свершившийся факт и отказаться от борьбы с большевизмом. Но какую бы позицию ни занимал русский интеллигент в эмиграции почти каждый (за редким исключением) прошел трагический путь осознания того, что без Отечества его творческая судьба несостоятельна.

Судьба этих людей особенно ярко отразились в творческих исканиях писателя А.Н.Толстого. Уже сложившимся писателем его застал октябрь

1917 г. Он не принял новую власть, работал в отделе пропаганды в генерала Деникина, в 1918 г. эмигрировал во Францию. Вдали от Родины чувствовал себя совершенно опустошенным и не создал сколько-нибудь значимых произведений. По возвращению в Россию (1923 г.) создал произведения, которые принесли ему славу ("Петр I", "Хождение по мукам" и др.).

Второе направление русского искусства, т.н. "непризнанное", оно подвергалось различным репрессиям и запретам. Таковым подвергались творчество М.Булгакова, А.Ахматовой, А.Платонова и др.

Первые признаки сопротивления свободе литературного самовыражения обнаружились уже в начале 20-х годов. В сгустившейся нетворческой обстановке умер А.Блок, сами покончили жизнь В.Маяковский и С.Есенин, был расстрелян Н.Гумилев, запрещено издание "Литературной газеты". ЦК партии большевиков стал претендовать на руководящую роль в становлении и развитии молодого советского искусства. Именно ЦК стал решать вопрос "Какое искусство нужно народу?".


В связи с эмиграцией крупных деятелей искусства на первый план в России стала выдвигаться молодежь.

Тоталитаризм, как таковой, характерен всеобщим (total - общий, целый) проникновением государства, его специального аппарата, во все стороны жизни и деятельности общества, отдельного человека. При этом всеобщее проникновение в культуру носит обязательный характер. Государство через своих представителей не только "проникает" во все сферы культуры, но и активно вмешивается во все процессы, в ней происходящие и контролирует их.

Главным идеологическим стержнем этого контроля и регулирования культуры в СССР стала статья В.И.Ленина "Партийная организация и партийная литература". В ней "вождь мирового пролетариата" дал четкое указание идеологам большевизма об отношении к культуре в тоталитарном обществе. Суть этого указания - если культура, искусство, литература служат интересам пролетариата (читай - партии большевиков) - значит они полезны и разрешены; если нет - то они вредны и запрещены. Второй тезис не менее категоричен: внепартийного искусства и литературы не бывает - либо оно носит пролетарский, либо - буржуазный характер.

Исходя из этих двух постулатов, деятели культуры и искусства должны примкнуть к одному из берегов: либо пролетарскому, либо буржуазному. Им также дали понять, что никакой свободы творчества правящая большевистская партия не потерпит, т.к. вопрос стоит: либо мы, либо - они. С учетом того, что во главу угла ставились не ценностные, а идеологические прерогативы любого произведения, можно сказать, что тоталитаризм насильственно разделил творческую интеллигенцию на послушных сторонников режима и тех, кто в интересах свободы творчества стал его противником.

Ленин, позже Сталин и др. т.н. вожди четко осознали, что подчинить народные массы можно только при помощи общей и понятной большинству идеологии. Власти не нужны были индивиды, мыслящие по-своему, ей была нужна покорная масса, которая бы выполняла любые приказы и решения. Вот почему главный упор был сделан на массовую культуру: огромные толпы людей собирались на демонстрации, слушали пламенные и зажигательные речи о светлом будущем; массовым тиражом издавались книги, речи вождей; низкопробные произведения искусства, содержащие идеологические штампы немедленно становились "великими" и "грандиозными". Культура носила массовый, утилитарный, в ряде случаев примитивный характер. Общество, народ, индивид мыслились как аморфная масса, где все равны (личности нет, есть народ). Соответственно, и искусство должно принадлежать всем и должно быть всем понятно. Поэтому естественно желание власти, чтобы произведения создавались просто, реалистично, доступно для обывателя. Если это картина - значит либо портрет вождя, либо сцена из жизни рабочего (колхозника), либо пейзаж. Литература, в основном, воспевает вождей, героику войны (часто ложную), трудовых будней; музыка - должна быть ритмичная, бодрая; слова песен бесхитростны и лаконичны. Другими словами во всех аспектах культуры процветает т.н. "социалистический реализм" - штампованный, наигранный, ложно отражающий реальную жизнь народа и отдельных его представителей.

Вторая отличительная черта культуры тоталитаризма - везде присутствуют элементы борьбы: новый строй борется с отжившим, идеология социализма - с идеологией буржуазного упадничества; будущая "светлая жизнь" - с "бесперспективностью Запада"; "настоящая культура и искусство" с диссидентством и "преклонением перед Западом и т.д. Вместо качества и заинтересованности в работе и ее результатах - сплошные призывы типа: "Встанем против отрыва от современности", "Не допустим романтической путаницы", "Долой псевдоискусство", "Коммунизм - светлое будущее всех народов и стран" и т.д.

Подобные призывы встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, в общественных местах. "Бойцов за новую социалистическую культуру" - пропагандистов и агитаторов было очень много. Даже если ты не был профессионалом - работником идеологического аппарата - ты был вынужден этим заниматься: артист, художник, литератор, просто руководитель любого предприятия ценился только тогда, когда в его работе присутствовали пропагандистские и агитационные способы и методы. Этот всеобщий культ борьбы "за все наше", в конечном итоге - пародия на милитаризм во всех сферах жизни общества. Долголетний руководитель "идеологическим фронтом" М.А.Суслов, обращаясь к "солдатам", говорил о многомиллионной пропагандистской армии идеологических кадров, которая должна одолеть врага. Врагами в СССР были и "остатки буржуазии", и "недобитые кулаки", и "волюнтаристы" и "диссиденты" (т.е. инакомыслящие). Ну, а врагов надо уничтожать: их осуждали, исключали из партии, отправляли в лагеря и ссылки, на принудительные работы, расстреливали, водворяли за пределы СССР. Врагами становились ученые и целые науки (например: генетика, кибернетика и др.).

Приведем выдержку из Словаря иностранных слов за 1956 г.: "Генетика - лженаука, основанная на утверждении о существовании генов, неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах". Или другие цитаты из того же источника: "Пацифизм - буржуазное политическое движение, пытающееся, внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений... Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией". И весь этот, и подобный этому бред размножали в миллионных экземплярах и читали все в СССР - от мала до велика. Культура в тоталитарном обществе должна была делать еще одно необходимое - прославлять вождя. В тоталитаризме нельзя обойтись без вождя и он концентрирует в своей личности "все лучшее, замечательное, недоступное другим".

Прославление Ленина началось сразу после его смерти: появились сотни, тысячи памятников во всех городах и поселках СССР; его именем стали называть города, села, улицы, колхозы и заводы, корабли и горы. Художники писали его портреты, создавали выставки, мемориальные музеи и памятные доски в местах, где он присутствовал или выступал. В киноискусстве тема Ленина была особой. Другими словами делалось все, чтобы показать величие его гения и того дела, которое он начал, а продолжает на новом историческом этапе великий ученик, ныне сам ставший "великим учителем" - Сталин. Он уже идет дальше своего "великого учителя" - он становится живым богом. При своей жизни Ленин не любил, когда с ним спорят, но допускал это (вспомним дискуссию о Брестском мире, НЭПе и т.п.). Слово Сталина было окончательным и не могло подвергаться сомнению. Поэтому в СССР в школах и ВУЗах учили так, как было угодно партии (читай Сталину). Проводилась солидная идеологическая работа по воспитанию граждан в духе уважения и любви к вождям. Это была своеобразная религия, которая вытесняла христианство и заменяла его в сознании масс. Для того, что бы обыкновенный простой человек не думал, что он забыт, задвинут вождями, культура, время от времени напоминала стране о существовании "простого героя". В этих целях, как правило, искусственно создавался образ "производственника-новатора, рекордсмена". Такими были шахтер Стаханов, ткачиха Гаганова, летчик Чкалов и др. Идеологи тоталитаризма объясняли, что героем может стать каждый, только вот на практике все было иначе. Страна по сути стала одним большим концлагерем, где кто-то уже сидел, кто-то ждал, когда сядет, а большая часть населения - колхозники - содержались на правах крепостных крестьян, не имея даже паспорта. Основой советского искусства в то время был т.н. социалистический реализм. Сущность этого метода заключалась в "правдивом, исторически-конкретном показе действительности. Его характерными чертами являлись: идейность, партийность и народность. Главной темой было воспевание героизма вождей военного и трудового фронтов и достижений народного хозяйства. Действительность изображалась "в ее революционном развитии".

"... когда кремлевскими стенами

Живой от жизни огражден,

Как грозный дух он был над нами, -

Иных не знали мы имен.

Гадали, как еще восславить

Его в столице и селе.

Тут не убавить,

Ни прибавить -

Так это было на земле...

(А.Твардовский, из поэмы "За далью - даль").

В конечном итоге этот подход привел к тому, что из сферы искусства ушли любые конфликты между личностью и государством, насильственной коллективизацией сельского хозяйства и потерей хозяина на земле.

Объективный показ репрессий власти над своими гражданами был заменен идеологическим мифом о наличии в стране сил, мешающих строить социализм, прямых пособников империализма, с которыми надо вести беспощадную войну.

Нельзя сказать, что тоталитаризм в культуре "задушил" все истинное искусство. Это тяжелое для страны время стало временем взлета таких талантов, как Платонов ("Котлован", "Чивингур"), Булгаков ("Собачье сердце", "Роковые яйца", "Бег", "Дни Турбиных", "Мастер и Маргарита"), Катаев ("Время вперед"), Шолохов ("Тихий Дон"), А.Толстой ("Петр Первый", "Хождение по мукам"), Новиков-Прибой ("Цусима"), Шишков ("Угрюм-река") и др.

Лирических стихов писали в это время немного, зато расцвел жанр массовой песни: Исаковский "Катюша", Лебедев-Кумач "Веселый ветер", М.Светлов "Гренада" и др.

Особый период творчества отечественных деятелей культуры и искусства - Великая отечественная война и послевоенные годы. Отметим лишь наиболее значимые на наш взгляд произведения: Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке", В. Некрасов "В окопах Сталинграда", Ю.Герман "Россия Молодая", Д.Медведев "Это было под Ровно", А.Фадеев "Молодая гвардия", С.Злобин "Степан Разин", С.Бородин "Дмитрий Донской", К.Симонов "Наука ненависти". Совершенно особое место занимает в поэзии тех лет поэма А.Твардовского "Василий Теркин". В изобразительном искусстве - творчество "Кукрыниксов" (Куприянов, Крылов, Соколов).

Война оказала очень большое влияние на духовный климат советского общества. Народ вышел из нее с ожиданием решительных перемен, ждал освобождения от тягот тоталитарной системы, духовной несвободы. Сформировалось поколение, не знавшее страха, ощутившее в связи с победой чувство собственного достоинства. В связи с опасностью духовного пробуждения народа наступление на личность и интеллигенцию возобновилось с новой силой. Свободное отечественное искусство было задавлено четырьмя постановлениями. 14 августа 1946 г. было обнародовано Постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", 26 августа - "О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению", 4 сентября "О кинофильме "Большая жизнь". В 1948 г. - Постановление "Об опере В.Мурадели "Великая дружба". Таким образом, практически все сферы искусства подверглись обвинению в пропаганде буржуазной идеологии. Позже это коснется и живописи. Начались всевозможные кампании по "разоблачению" всех т.н. "вольнодумцев", кампании против космополитов, вейсмонистов-морганистов и т.д.

В литературе наступает эра посредственных писателей типа Н.Грибачева; живописцы под воздействием А.Жданова стали "воспевать" процесс беспроблемности послевоенного развития. Не обошла административно-командная система и театр, музыку, балет.

3.6. Культура "оттепели"

После смерти Сталина (март 1953 г.) и ХХ съезда КПСС (1956 г.) и опубликования Постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" в культурной жизни общества и в искусстве наступил новый этап - т.н. "оттепель". Первым откликнулся на положительные перемены журнал "Новый мир" (гл. редактор А.Т.Твардовский). В нем были опубликованы ряд острых и злободневных статей о ценностях внутренней свободы личности, праве на искренность - "праве на себя".

К концу 50-х годов в литературу вошло "поколение лейтенантов" (Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков, В.Богомолов и др.). Их произведения отличались нравственным осмыслением такого масштабного явления, каким была Великая отечественная война. Самыми объемными и грандиозными произведениями о войне станут трилогия "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" К.Симонова, "Жизнь и судьба" В.Гроссмана (текст был в 60-е годы арестован, книга нашла читателя значительно позже).

Одной из важнейших задач "оттепели" было возвращение людям огромного пласта культуры, ранее находившемся в запрете. Публикуются стихи Б.Пастернака и А.Ахматовой, М.Цветаевой, С.Есенина. В поэзию смело ворвалось новое поколение: Б.Слуцкий, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.

"Мы вынесли из Мавзолея его,

Но как из наследников Сталина

Сталина вынести?

Иные наследники розы в отставке стригут,

Но втайне считают, что временна

Эта отставка.

Иные и Сталина даже ругают с трибун,

А сами ночами тоскуют о времени старом.

Покуда наследники Сталина

Живы еще на Земле,

Мне будет казаться, что Сталин -

Еще в Мавзолее".

(Е.Евтушенко, из стихотворения "Наследники Сталина") .

Значительным событием "оттепели" стали публикации А.Солженицына, т.н. "Деревенской прозы", роман Ф.Абрамова "Братья и сестры", В.Шукшина "Деревенские жители"; молодежной тематики: В.Аксенов "Коллеги", "Звездный билет", А.Рекемчук "Молодо-зелено", В.Тендряков "Про Клаву Иванову" и др.

К сожалению, период "оттепели" заканчивается грохотом танков по улицам Праги, многочисленными судебными процессами над инакомыслящими: И.Бродским, А.Синявским, Ю.Даниэлем, А.Гинзбургом; выдворением из СССР т.н. диссидентов: А.Солженицына, В.Войновича, Г.Владимирова и др. В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области искусства становятся М.Шолохов (1965 г.), А.Солженицын (1970 г.), И.Бродский (1987 г.).

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...