Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Формы и методы государственного управления. Методы государственного управления в современных условиях

Многообразие функций государственного управления сопряжено с использованием различных методов их реализации. Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Они показывают, какими средствами государство влияет на поведение людей и управляет им. Исходя из способов и приемов, которые используются субъектами государственного управления для достижения поставленных целей и выполнения функций, выделяют следующие группы методов.

1) Административные методы - нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты государственного управления поступать определенным образом. Они основаны на распорядительстве субъекта управления, их невыполнение влечет за собой привлечение к различным видам ответственности. Примеры. Каждый работающий гражданин России обязан платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет обменять паспорт гражданина Российской Федерации, государство для этого разрабатывает определенные правила, пакет документов и пр. Государственные служащие обязаны подавать декларацию о доходах за прошедший календарный год в срок до 30 апреля текущего года.

2) Экономические методы - это способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов. Примеры. Разработка и реализация государственной налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал, «налоговые каникулы» для конкретных предприятий. Стимулирование развития частного сектора российской экономики достигается, в том числе, за счет предоставления государственного имущества в аренду, концессию. Другим примером является система государственного социального обеспечения - выплата повышенных и именных стипендий, пенсий.

3) Идеологические методы - это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. Другое применяемое название этой группы методов - социально-психологические. Примеры. Классический пример - предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательно указываемое на каждой пачке сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности: «Заплати налоги и спи спокойно»; «Проскочив на красный свет, можно распрощаться с белым» и т. п.; пропаганда здорового образа жизни.

4) Правовые методы - это способы государственного управления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны. Среди правовых методов можно выделить законодательствование, государственно-административное управление, правосудие, контроль. Примеры. Создание на основании ст. 80, 85 Конституции Государственного Совета РФ как совещательного органа при Президенте РФ в целях содействия реализации полномочий Президента РФ как главы государства.

5) Внеправовые методы. Среди них выделяют две подгруппы: организационно-технические, которые совершаются в соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, и противоправные, которые совершаются в нарушение действующего законодательства. Пример. Организационно-технические внеправовые методы используются в деятельности в экстремальных условиях подразделений МЧС России. Каждая чрезвычайная ситуация уникальна, и ни один правовой акт не может предусмотреть всех возможных и необходимых вариантов действий или бездействий, их обоснованность и адекватность сложившейся обстановке. Противоправные методы - применение насильственных мер по разгону санкционированного митинга; нецелевое использование государственным служащим средств федерального или регионального бюджета.

Каждая из рассмотренных групп методов характеризуется специфическим волеизъявлением государства - это дозволения, требования, запреты, ответственность, контроль и надзор и т. д. В реальной практике управления принятие и реализация государственных решений возможны лишь на основе синтеза различных методов управления: есть метод, несущий основную нагрузку, и есть усиливающие или обеспечивающие методы.

Пример. При создании Стабилизационного фонда РФ основной метод - экономический; правовое обеспечение этого процесса есть правовой метод, играющий обеспечивающую роль; разъяснительные меры, представленные через СМИ, о необходимости такого шага - идеологический метод, выступает обеспечивающим или усиливающим.

Любая управленческая деятельность осуществляется по логической схеме: осознание целей и задач управления - выбор метода управления - разработка и реализация инструментов управления.

При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.

Применяются логический метод - (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции (распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

При изучении государственного управления широко используются исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно--социологические методы и приемы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально--качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно--правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

Способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

  1. реализуются в процессе управленческой деятельности;
  2. органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
  3. выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
  4. выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
  5. адресованы конкретному объекту управления;
  6. связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
  7. являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
  8. нуждаются в правовом опосредовании;
  9. имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

14.2. Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

  1. осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
  2. носят императивный, директивный характер;
  3. однозначность (конкретность) указаний;
  4. широкое применение административных актов;
  5. реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  6. обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  7. результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
  8. результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

14.3. Убеждение как метод государственного управления

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют следующие средства (способы) убеждения:

  • обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
  • агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
  • пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
  • критика - отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения - выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

14.4. Поощрение как метод государственного управления

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

  1. является методом государственного управления;
  2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  5. имеет конкретного адресата;
  6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства ;
  7. результат применения поощрений не может быть обжалован;
  8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации »), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

14.5. Методы косвенного государственного управления

Особенности косвенных методов:

  1. являются видом методов государственного управления;
  2. воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
  3. у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
  4. результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
  5. обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

  1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
  2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
  3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

  1. гуманизация труда ;
  2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  3. методы психологического побуждения;
  4. методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования

Методы управления (гp. methodos) - это способы и приемы целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений с целью реализации функций управления и решения поставленных задач. Говоря же о методах государственно-управленческой деятельности, мы име­ем в виду способы и приемы властно-управленческого воздействия на социум и его отдельные сегменты в процессе реализации полно­мочий государства по упорядочению общественных отношений.

Однако какой-то абсолютной детерминированности (предо­пределенности) выбора методов управления нет и быть не может. Для успешной реализации даже одних и тех же полномочий, но в разной обстановке, как правило, приходится использовать разные методы, искать наиболее подходящие в данный момент средства. В одних случаях достаточно критического замечания и рекомендации, а в других даже наказания мало. Все решает целесообразность, правовые возможности, профессионализм управленцев, их готовность к решению поставленных задач и да­же психологический настрой управляемого объекта.

Главной отличительной чертой указанных методов и средств является то, что они используются от имени государства, носят официальный характер, применяются в строго установленном процессуальном порядке.

В зависимости от того, на кого направлено и кому адресовано то или иное управленческое действие, различаются две основные группы методов:

а) методы, обеспечивающие организацию работы аппарата уп­равления и

б) методы, обеспечивающие управляющее воздействия на внеш­ние объекты управления.

Методы первой группы в основном сводятся к приемам и спо­собам подготовки и принятия управленческих решений (спосо­бы изучения конкретной управленческой ситуации, сбор и ана­лиз статистических, социологических и иных данных, использо­вание приемов научного исследования обстановки и т.п.). К этой же группе могут быть отнесены методы материального и мораль­ного стимулирования персонала, воспитательные методы, мето­ды контроля и применения санкций.

Содержание методов второй группы определяется правовым статусом объекта управляющего воздействия. Соответственно этому управление осуществляется путем а) непосредственного воздействия на подчиненный (подведомственный) объект; б) ко­ординации деятельности различных участников управленческих отношений; в) взаимодействия различных субъектов в процессе реализации договоров и соглашений или на основе установления общего порядка деятельности; г) согласования, консультирова­ния и т.п.

Различают также методы централизованного, децентрализо­ванного и субсидиарного управляющего воздействия.

1. Метод централизованного (субординационного) воздей­ствия . Он используется органами государственной власти на властно-императивных началах по кругу объектов их юрисдик­ции и в объемах соответствующей компетенции. Например, в сфере управления государственным имуществом, защиты госу­дарственной безопасности и национальных интересов, при оп­ределении предметов ведения Российской Федерации и ее субъек­тов. К этому классу методов следует отнести методы дозволения, запрета, принуждения, возложения ответственности.

2. Метод децентрализованного (диспозитивного) взаимодей­ствия (метод координации и согласованных действий). Этот метод позволяет осуществлять управление посредством согла­сования (в форме, например, заключения договоров, принятия совместных актов и т.п.), поддержки органами государственной власти инициативы снизу. При этом имеется три возможных ва­рианта регулирования общественных отношений: а) дозволение совершать известные действия правового характера; б) наделе­ние определенными правами участников общественных отно­шений, урегулированных нормами права; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, воз­можности выбора варианта своего поведения по своему усмот­рению.

3. Метод субсидиарного (вспомогательного, косвенного) воз­действия применяется как дополняющий к традиционно приня­тым формам управления. Например, государственная служба Российской Федерации регулируется в основном императивны­ми методами публичного права - конституционного и админи­стративного. А вот по целому ряду позиций она субсидиарно ре­гулируется с помощью диспозитивного метода, который присущ, например, трудовому и гражданскому праву. Для достижения не­обходимых результатов в экономической сфере государство при­бегает как к методам прямого императивно-административного воздействия (например, квотирования и лицензирования), так и методам косвенного (субсидиарного) воздействия. Чаше всего они носят экономический, бюджетно-налоговый, финансо­во-валютный характер.

В качестве субсидиарных методов можно рассматривать также прогнозирование, программирование, консультирование, мораль­ное и материальное стимулирование, убеждение и воспитание.

При подготовке и реализации управленческих решений ис­пользуются свои методы:

а) метод изучения конкретной управленческой ситуации на месте; теоретическое исследование существа возникшей пробле­мы; ознакомление с опытом решения подобных управленческих задач в своей стране и за рубежом; составление необходимых ин­формационно-аналитических материалов (записок, докладных, справок); анализ статистических материалов; разработка проек­тов альтернативных решений и другие;

б) методы математического программирования, системного, функционального и сравнительного анализа; социологического и ретроспективного исследования; метод деловых игр; экономи­ко-статистического моделирования; социального эксперименти­рования и многие другие;

в) методы финансового и кадрового контроля, сплошных и выборочных проверок, документационных ревизий.

В научной литературе существуют и другие подходы к класси­фикации методов государственного управления. Нередко говорят о политических, административных, экономических, морально-этических и социально-психологических методах управления.

Политические методы - это методы вовлечения в государствен­но-управленческую деятельность населения путем всеобщих или региональных выборов, референдумов, досрочного прекращения полномочий органов государственного управления, отдельных политиков и должностных лиц, обращений к народу, поддержки гражданских инициатив, проведения пропагандистских меро­приятий. С помощью этих методов формируются социально-по­литические установки и ценностные ориентации людей. Правда, следует иметь в виду, что управление в результате его политиза­ции, приобретает ценностно-ориентированный характер и даже персонифицируется, а значит, становится восприимчивым к по­пулизму, манипулированию общественным настроением, интри­гам, «грязным политическим технологиям» и т.д.

Административные методы . Под административными метода­ми понимается прямое воздействие на поведение управляемых объектов методами прямых односторонних юридически-власт­ных предписаний или косвенного регулирующего воздействия на соответствующие объекты управления независимо от конкрет­ной области общественной жизни. Это методы властной мотива­ции, контроля и принуждения. Перечень такого рода методов до­вольно широк. Это методы:

а) кадрового, таможенного, экологического, санитарного, торгового, противопожарного контроля;

б) нормирования, регистрации, лицензирования, регламента­ции, стандартизации и сертификации;

в) выдачи предписаний, введения запретов, проведения про­цедур банкротства;

г) разгосударствления, приватизации и национализации;

д) наложения штрафов, административного ареста, выдворе­ния иностранцев за пределы страны и т.д.

К административным методам следует также отнести методы контроля. Такой контроль организуется в самых различных фор­ мах, в том числе посредством запроса различного рода отчетов и информации, проведения фронтальных и выборочных прове­рок, документальных и фактических ревизий. Хорошо отлажен­ный контроль позволяет превратить управление в позитивную высокоэффективную деятельность.

Контроль и его виды бывают самые разные:

Предварительный или текущий начинается задолго до нача­ла конкретной управленческой деятельности, его задача - выяс­нение целесообразности тех или иных действий в целях преду­преждения неверных или необоснованных решений;

Направляющий контроль применяется от начала процесса управления и до достижения запланированного результата. Суть его заключается в постоянном сопровождении, слежении и уп­равлении ходом совершаемых целенаправленных действий;

Фильтрующий. Такой контроль не сопровождает управлен­ческий процесс от начала до конца. Он подобен фильтру, прохо­дя через который процесс может быть остановлен или продол­жен. Если ход реализации управленческого решения не соответ­ствует намеченному, то «фильтр» приостанавливает процесс. Причем до тех пор, пока он не будет приведен в соответствие с установленными требованиями;

Итоговый контроль организуется после завершения полно­го управленческого цикла. Это контроль по результатам.

Административная управленческая вертикаль предполагает четкую субординацию и обязательность исполнения распоряже­ний вышестоящей инстанции. Недооценка административных методов «ведет к активизации сил, заинтересованных в неправо­вом государстве, хаосе, бюрократизации аппарата управления».

Экономические методы . Их арсенал также достаточно обши­рен. Это методы финансового и денежно-кредитного регули­рования, проведения приватизации, налоговой, бюджетной и финансовой реформ, осуществления материального стимули­рования, предоставления субвенций и дотаций, поддержки де­прессивных территорий, применения материальных санкций и стимулирования исполнителей к качественному и своевременному решению поставленных перед ним задач путем материаль­ного поощрения, предоставления налоговых и имущественных льгот, снижения пошлин, оптимизации тарифных ставок и т.п.

В основе указанных методов лежат два основных фактора - заинтересованность и инициатива. Исполнителю должно быть выгодно качественно и эффективно работать, «действовать так, как этого желает государство». Государство же в свою очередь должно проводить финансово-бюджетную политику, стимулиру­ющую хорошую работу. При этом, постоянно совершенствуя межбюджетные отношения, снижая объемы неэффективных расходов, реструктуризируя государственные обязательства и увеличивая государственные инвестиции в перспективные и жизненно важные проекты. Мощными управленческими рыча­гами являются методы государственного заказа, гибкого налого­вого обложения, экспортно-импортного регулирования, под­держки малого и среднего предпринимательства, ограничения всевластия естественных монополий.

При грамотном использовании перечисленных методов управ­ление становится гибким, адаптивным и эффективным. Пропа­дает необходимость в тотальном, часто мелочном администра­тивном контроле, в принуждении и постоянном преодолении инертности исполнителей.

Примером экономического стимулирования рыночных отно­шений может служить переход к плоской шкале налогообложе­ния, который позволил вывести многие хозяйствующие субъек­ты «из тени», резко увеличив при этом налоговые поступления. Или другой пример: устанавливая финансирование школ по ко­личеству обучающихся и государственные премии лучшим шко­лам, выделяя гранты под качество учебного процесса, государ­ство на деле заботится о качестве воспитания детей и подготовки их к жизни в новых условиях. Усиление государственного кон­троля ипотечного кредитования, расширение инвестиций в ЖКХ также нацелены на успешную реализацию крайне актуальной для нашей страны жилищной проблемы.

Идеологические методы - это методы воздействия на созна­ние и поведение людей с помощью различных форм пропаганды

и агитации, в том числе публичных выступлений на митингах, съездах, собраниях и по телевидению, в Интернете и печатных средствах информирования населения, проведения пресс-кон­ференций, предвыборных кампаний, организации рекламы и т.д.

Немаловажное значение принадлежит социально-психологи­ческим методам, например, таким, как разъяснение, внушение, убеждение, личный пример, моральное стимулирование и воле­вое принуждение, социально-психологическое управление кон­фликтами. Их суть состоит в активном воздействии не только на сознание, но и чувства людей на подсознательном уровне, в использовании специальных методов коммуникации.

Разъяснение и убеждение состоит в том, что государство разъяс­няет законодательство, принятые управленческие и судебные ре­шения, убеждает людей в целесообразности и необходимости принятых решений. Метод стимулирования (мотивации) заклю­чается в том, что добросовестные граждане, хорошие исполните­ли поощряются материально и морально. Для таких людей вво­дятся налоговые льготы, снижаются страховые взносы, выдаются государственные награды и премии. Метод принуждения - это привлечение к юридической и моральной ответственности нару­шителей законов и моральных норм с целью восстановления на­рушенных прав граждан и организаций, принятых в обществе правил достойного и уважительного поведения.

Научно-обоснованные методы мотивации формируют атмо­сферу открытости, доверия, соучастия, коллективности, поддерж­ки и взаимовыручки, нетерпимости к бюрократизму и коррупции.

К сожалению, в реальной практике управления нередко ис­пользуется так называемый «административный ресурс» - метод властного манипулирования общественным сознанием ради ко­рыстных интересов, метод административно-волевого и экономи­ческого подавления, метод создания экономически и социально невыгодных условий жизнедеятельности для одних и льготно-бла­гоприятных для других, метод психологического давления путем морально-психологического давления, шантажа и даже угроз.

В последние годы в государственном управлении все более широкое применение находят социологические методы . Это сово­купность способов не только изучения общественного мнения, получения нужной экспертно-научной управленческой инфор­мации, но и эффективное средство воздействия на сознание и поведение людей, формирования общественного мнения в поддержку принятых решений. Социологический анализ - до­статочно сложный, трудоемкий и многоступенчатый процесс по­знания. В самом общем виде он включает три главных этапа: 1) формирование исследовательской группы, определение объек­та и предмета исследования, разработка его программы; 2) сбор первичной социологической информации; 3) обработка и анализ полученных данных, формулировка выводов, прогнозов и управ­ленческих рекомендаций.

Номенклатура социологических методов достаточно обширна, в неё входят методы включенного наблюдения, экспертных оце­нок, социологического анкетного опроса, опроса фокус-групп, контент-анализа, ситуационного анализа, социального модели­рования, «метод Делфи». Нередко используются методы, заим­ствованные из сферы точных наук - математического програм­мирования; системного, функционального и сравнительного ана­лиза; экономико-статистического моделирования и другие.

Остановимся на некоторых из них.

Метод включенного наблюдения - это метод сбора первичных эмпирических данных, связанный с целенаправленным и непо­средственным восприятием изучаемого социального объекта. Главная особенность состоит в том, что наблюдатель находится «внутри» объекта исследования (социальной группы, трудового коллектива, схода граждан, предвыборного собрания и др.) и ве­дет наблюдение за ним. Метод включенного наблюдения позво­ляет фиксировать состояние объекта, определить его отличитель­ные свойства и особенности, получить максимально достовер­ные сведения о социальных фактах. В то же время нельзя не видеть и ограниченность этого метода, связанную с тем, что на наблюдении сказываются субъективные моменты, что не все в общественной жизни доступно наблюдению и т.д. Поэтому на­блюдение рекомендуется использовать в комплексе с другими методами социологического анализа.

Метод экспертных оценок - это способ получения информа­ции об объекте управления с помощью знаний признанных специ­алистов-экспертов в определенной области. Экспертные оценки широко используют в прогнозировании, при определении целей социально-экономического развития и принятии управленческих решений. Высокая объективность результатов экспертных оценок и выводов достигается целым рядом логических и статистических процедур, грамотного подбора специалистов, умелой организации их деятельности и обработки результатов экспертизы.

Анкетирование - метод сбора первичной политической, со­циально-экономической, социально-психологической и другой информации посредством массового (по специальной выборке) анкетного опроса населения. Это самый распространенный спо­соб получения первичной социологической информации путем постановки в письменной форме вопросов, обращенных к от­дельному человеку (или более или менее широкой группе людей) и получения ответов на них. Анкетирование проводится в целях выявления мнений, оценок, предпочтений и ценностных ориен­тации, мотивационной направленности людей и др.

Анкетирование может быть индивидуальным или коллектив­ным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал, электронные средства связи). Надежность информации и эффективность опросов находятся в прямой зависимости от ка­чества их подготовки и проведения социологом, прежде всего от качества предварительно составленной анкеты. Важно при про­ведении опросов также обеспечить обстановку вежливости, дру­желюбия, беспристрастности и т.д.

Документальный метод - способ изучения документов и по­лучения соответствующей социологической информации. Речь идет о документах органов государственной власти и местного самоуправления, управленческих структур хозяйствующих и дру­гих субъектов, публикациях СМИ, фото- или кино документах, аудио- и видеозаписях и др. Этот метод особенно важен тогда, когда единственным или главным источником необходимой ин­формации является документ. Он предполагает выяснение досто­верности и надежности содержащейся в документе информации, обстоятельств его появления, отношения общества к содержа­щейся в нем информации. Этот метод связан с использованием двух приемов анализа: а) традиционного , в рамках которого до­стигается качественное определение, понимание и адекватное толкование документа, и б) формализованного , связанного с пе­реводом документальной информации на язык количественных показателей. Последний получил название «контент-анализ». Он достаточно широко используется в управленческой и науч­но-исследовательской практике, особенно при изучении боль­ших массивов документов, например, прессы, записей радио и телепередач и др.

Социологический опрос (интервьюирование) - наиболее рас­пространенный метод сбора первичной социологической инфор­мации на основе вербальной коммуникации. Интервьюирование может быть прямым, т.е. «лицом к лицу», и опосредованным (на­пример, по телефону); формализованным (стандартизирован­ным), проводимым по заранее разработанному плану, и откры­тым, неформализованным (не-стандартизированным) - в виде непринужденной беседы по избранной теме.

Опросы проводятся с целью получения максимально полной информации об объективных или субъективных фактах со слов определенной группы лиц, достаточно долго и предметно зани­мающихся данной проблематикой. В государственно-управлен­ческой практике чаше всего применяют опрос с последующим статистическим анализом свойств исследуемых объектов и субъек­тов, проводимый на основе изучения информации, полученной от репрезентативной части респондентов.

Метод фокус-групп - это совокупность способов проведения дискуссии и рассмотрения ряда вопросов в рамках неформализо­ванных групп, состоящих из типичных представителей определен­ной социальной прослойки. Ведущий дискуссию социолог в ходе обсуждений проблемы строго придерживается заранее подготов­ленного сценария и перечня вопросов, требующих изучения. Ра­бота с фокус-группами способствует более или менее полному рас­крытию мнений и возможностей всех участвующих в дискуссии лиц. Основное достоинство указанного метода - динамическое обсуждение вопроса в режиме свободного столкновения взглядов, возникновения интеллектуальных конфликтов и пр.

Метод Делфи - метод многократных индивидуальных анкет­ных опросов одной и той же группы экспертов с применением шкалированных оценок. Метод Делфи характеризуется: а) ано­нимностью экспертов; б) тесной, регулярной и регулируемой об­ратной связью, которая осуществляется за счет проведения не­скольких туров опроса; в) групповым ответом, который получают с помощью статистической обработки полученной информации и отражает обобщенное мнение участников экспертизы. Метод требует значительных затрат времени и серьезных усилий орга­низаторов исследования.

Ситуационный подход - система анализа неопределенных ус­ловий и событий в контексте сложившихся обстоятельств. Ситу­ационный подход позволяет руководителю выбрать оптимальное решение в нестандартной ситуации, формирует умение контро­лировать процессы, сопутствующие их возникновению.

Социологический эксперимент - это метод получения научно-обоснованной информации, при котором искусственно создается определенная ситуация воздействия какого-либо фактора на ис­следуемый объект и осуществляется наблюдение за его поведени­ем в новых условиях. Примером может служить эксперимент, свя­занный с изучением воздействия морального (или материального) поощрения на эффективность и качество труда. Задача социолога состоит в том, чтобы зафиксировать изменения зависимых пере­менных, проанализировать их и сделать соответствующие выводы. С помощью эксперимента нередко добываются специфические сведения, которые трудно получить другими методами.

Общим требованием к методам и средствам, которые использу­ет субъект государственного управления в демократическом, пра­вовом социальном государстве, выступает их соответствие целям этого государства, следовательно, они должны быть законными и высоконравственными. И это, несмотря на то, что в различных сферах используются разные методы и приемы государствен­но-управляющего воздействия: в отношении уголовных преступ­лений используются методы уголовных наказаний и запретов; сфере гражданских правоотношений - методы дозволения, согла­сования и договора; в сфере администрирования - методы орга­низации, предписаний, штрафных санкций, убеждения и т.д.

Виды административно-правовых методов государственного управления

Формы управленческой деятельности непосредственным образом связаны с методами государственного регулирования и выражаются через них. В процессе практической деятельности исполнительной власти методам управленческой деятельности (методам управления) отводится важная роль.

Метод - это способ, прием или средство, которое применяется для успешного решения поставленной задачи.

Методы деятельности исполнительной власти представляют собой способы, применяемые в процессе осуществления управленческих функций, позволяющие применять наиболее эффективные средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определенным образом типизировать их в интересах выявления присущих им наиболее значимых свойств и специфических черт.

Характеристика методов государственного управления

  • 1. Их органическая связь с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.
  • 2. Они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.
  • 3. В них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления.
  • 4. Они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.
  • 5. Своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).
  • 6. С учетом многообразия приемов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определенная возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.
  • 7. В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.
  • 8. Метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.
  • 9. Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.
  • 10. Выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего - от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

Контрольная функция государства присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П.. По своей конституционно-правовой природе она производна от его организующего и регулирующего воздействия на все виды общественных отношений. Это дает органам государственной власти право на самостоятельные действия при реализации указанной функции, облекаемой в специфическую форму ее осуществления.

В соответствии с содержанием смысла статей 71 - 72 Конституции Российской Федерации государство вправе и обязано (дискретное право) осуществлять контрольную функцию в сфере общественных отношений. Государственный контроль в сфере экономической деятельности относится к ведению исполнительной власти и ее территориальных структур.

Они обладают полномочиями на применение властно-обязывающих действий, вытекающих из конституционных принципов правового государства. Важнейшими из них являются: равенство и справедливость; требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования.

Предоставляемая Конституцией Российской Федерации свобода не запрещенной законом деятельности и гарантируемое право на защиту должны быть уравновешены (необходимый баланс прав и обязанностей) требованием в рамках действующего законодательства ответственного поведения определенного круга лиц, исходящего от государства в лице уполномоченных на это органов государственной власти.

Государственный контроль в сфере экономической деятельности по общему правилу обеспечивается бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг.

Средства реализации управленческих задач и функций, применяемых государством, весьма разнообразны. Это дает основание для их классификации. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждения и принуждения. Указанные универсальные методы представляют собой два взаимосвязанных, взаимодополняющих "полюса" единого целого, т.е. механизма обеспечения должного поведения и правопорядка.

Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых методов исходит прежде всего из содержания их управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно административных и экономических. Приоритет, отдаваемый именно этим вариантам, порождает немало противоречивых суждений, разночтений, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Характер их прямого воздействия означает, что субъект управления в рамках имеющейся компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), которое является юридически обязательным для объекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает непосредственно из властной природы управления, являющегося одним из существенных условий, способствующих практической реализации государственной, а в большей степени исполнительной власти.

Внеэкономический характер таких методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или предприятие и т.п.). Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых ("соподчинение воль"). При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учетом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. На этой основе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - административные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Применяя их, субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на материальные интересы управляемых, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.

Объект управления ставится в условия, когда сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т.п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач.

Управляющее воздействие осуществляется не прямо на поведение, а косвенно (опосредствованно), т.е. через воздействие на материальные (имущественные) интересы объекта управления. Должное поведение управляемого субъекта достигается не только перспективами материальных выгод, но и реальной угрозой применения материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таких рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Законодательством Российской Федерации, как и ряда других государств, предусмотрена возможность применения по отношению к другим государствам специальных экономических мер Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах". Они применяются "в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций".

Применяемые экономические меры могут быть направлены на (пункт 2 статьи 3):

"1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

  • 2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
  • 3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
  • 4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
  • 5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
  • 6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
  • 7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
  • 8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства".

Эти меры носят временный характер. Решение о их применении принимается Президентом РФ "на основе предложений Совета Безопасности РФ с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания и Государственной Думы Федерального Собрания РФ о таком решении".

Предложения о применении специальных экономических мер могут быть внесены Президенту РФ также Советом Федерации Федерального Собрания, Государственной Думой Федерального Собрания или Правительством Российской Федерации.

Правительство на основании решения Президента в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком во взаимодействии с Правительством.

Закон возложил обязанность на федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством обеспечивать реализацию специальных экономических мер.

Проблема методов управления весьма подвижна и носит диалектический характер. Опыт управленческих отношений свидетельствует о недопустимости антагонистического противоречия между методами прямого и косвенного воздействия. Для этого имеются следующие основания.

Во-первых, управленческая деятельность по своей природе административная ("административное" суть "управленческое"). Поэтому методы, используемые в процессе ее практического осуществления, не могут не быть административными. В силу этого обособление административных и экономических методов управления некорректно.

Во-вторых, прямые (административные) и косвенные (экономические) методы используются с единой конечной целью - для достижения эффективности управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

В-третьих, эти средства практически используются одними и теми же субъектами управленческих правоотношений.

В-четвертых, они используются в отношении одних и тех же объектов управления. На практике не существует объектов управления, которые нуждаются только в косвенном управляющем воздействии.

В-пятых, прямые и косвенные средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления.

В-шестых, для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется, как правило, единая правовая форма. В то же время нередко при выделении административных и экономических методов исходят из того, что первые регламентированы правом, а вторые базируются непосредственно на объективных экономических закономерностях общественного развития. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление вообще.

В-седьмых, практически в правовых актах управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы. Например, указы Президента РФ о повышении уровня заработной платы отдельным категориям работников одновременно содержат государственно-властные предписания, направленные на формирование механизма реализации предусматриваемых мер. Экономические рычаги управляющего воздействия требуют принятия соответствующих административно-правовых средств.

Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно. Это может быть: установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; утверждение конкретных (адресных) заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на должности; удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение споров между участниками управленческих отношений; установление стандартов; оформление государственных заказов; установление обязательной процедуры совершаемых действий, в том числе и при межведомственном взаимодействии; определение критериев управленческой деятельности; применение административно-принудительных мер и т.п.

Понятие и виды форм государственного управления.

2. Правовые акты государственного управления.

3. Понятие и виды методов государственного управления.

4. Административное принуждение.

1. Понятие и виды форм государственного управления

Государственное управление является одной из важных составляющих публичного управления и предмета административного права. Следует отметить, что власть (государственное управление) не реализуется сама по себе, это достигается за счет практического воплощения в жизнь определенных функций государства. В целом функции государства реализуются через непосредственную деятельность органов государственного управления. Однако если понятие «функции» характеризует основные направления управленческой деятельности, то срок «формы» указывает на внешнюю сторону каких-то действий со стороны органов государственного управления.

Формы государственного управления – это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).

Следует отметить, что современная административно-правовая литература рядом с термином «формы государственного управления» содержит такие понятия, как «формы реализации исполнительной власти», «административные и правовые формы» и тому подобное; их целесообразно воспринимать как похожие по смыслу и проявлению. На сегодня в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления.

Правовые формы государственного управления - внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые влекут юридические последствия. Когда речь идет о юридических последствиях, то следует понимать, что это, в первую очередь, возникновение, изменение или прекращение правоотношений между субъектом и объектом управления.

Формы государственного управления

Правовые:

– издание нормативных актов управления

– издание индивидуальных актов управления

– заключение административных договоров

– осуществление юридически значимых действий

Неправовые

– проведение организационных мероприятий

– осуществление материально-технических операций

Примеры правовых форм государственного управления целесообразнее привести в характеристике отдельных правовых форм государственного управления. Их четыре:

издание нормативных актов управления (издание органами исполнительной власти или их должностными лицами нормативных актов, направленных на конкретизацию норм законов, которые регулируют те или другие вопросы управления. В сущности, нормативные акты государственного управления характеризуют такое явление, как административное нормотворчество. Для примера отметим, что речь идет о таких документах, как «Об утверждении Положения о Государственном департаменте по вопросам банкротства» (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля в 2006 г. № 533) или «Положения о Национальном совете по вопросам культуры и духовности» (утверждено Указом Президента Украины от 7 февраля в 2006 г. № 112/2006);

издание индивидуальных актов управления (издание органами исполнительной власти или их должностными лицами актов, которые касаются конкретно определенных лиц, их прав и обязанностей. Примерами могут служить приказы руководителей центральных органов исполнительной власти о назначении на должность государственного служащего. Другими словами, индивидуальные акты управления играют роль юридических фактов, которые, как известно, инициируют возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых отношений. Следует отметить, что указан вариант правовой формы государственного управления наиболее употребляемой частью управленческой деятельности органов исполнительной власти, поскольку количество указанных актов управления достаточно значительной;

заключение административных договоров (заключение между двумя или больше субъектами административного права соглашений, которые базируются на основе норм административного права). Как пример можно привести административные договоры, которые заключаются между областными государственными администрациями и органами местного самоуправления по поводу делегирования тех или других полномочий. Ключевой фактор, на который следует обратить внимание, – административный договор всегда имеет целью лишь реализацию государственных управленческих функций;

осуществление юридически значимых действий (подзаконные действия органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые приводят к определенным юридическим последствиям). Среди юридически значимых действий выделить: регистрацию (изобретений и открытий, транспортных средств, нормативных актов), лицензирование, аттестацию, аккредитацию и тому подобное.

Кроме деления на отмеченные четыре группы, следует отметить, что как критерии классификации правовых форм государственного управления имеют место также:

а) ожидаемые результаты – за этим критерием различают позитивную регуляцию (регуляция общественных отношений с целью их упорядочения) и реакцию на негативные явления в сфере государственного управления (привлечение правонарушителей к административной ответственности);

б) юридическое содержание – целесообразно различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.

Неправовые формы государственного управления - это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые не влекут наступления юридических последствий. Хотя неправовые формы государственного управления и не связанные с изданием нормативных или индивидуальных актов, но они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении повседневной деятельности органнов государственного управления. Речь идет о том, что именно неправовые (их еще называют организационными) формы обеспечивают четкость слаженность работы внутриуправленческих структур, которые, в свою очередь, или играют вспомогательную роль относительно правовых форм государственного управления, или имеют самостоятельное значение.

Среди неправовых форм государственного управления выделяют:

проведение организационных мероприятий (подготовка и проведение совещаний, собраний, конференций, инспекция и контроль выполнения работ, предоставления практической помощи в исполнении заданий и др.). Характерно, что организационные мероприятия или предшествуют, или являются последствиями правовых форм государственного управления, которое свидетельствует о тесной связи разных видов форм государственного управления;

осуществление материально-технических операций (вспомогательные действия, направленные на создание условий для функционирования органов государственного управления и должностных лиц). Это – делопроизводство, подготовка аналитических и статистических данных, составления отчетов, справок, оформления документов и тому подобное. Следует отметить, что без определенных правовых форм государственного управления отчеты, справки и другие результаты осуществления материально-технических операций юридической силы не имеют.

2. Правовые акты государственного управления

Правовой акт государственного управления – это официально оформленный результат волеизъявления субъекта государственного управления, который осуществлен в одностороннем порядке и тянет за собой юридические последствия.

Другими словами, это оформленное установленным образом определенное решение субъекта государственного управления. Следует указать, что абсолютное большинство управленческих решений реализуются именно при помощи правовых актов государственного управления.

Признаки правовых актов государственного управления:

1. Государственно властный характер – правовые акты выражают влияние государства на регулирование тех или иных общественных отношений. Можно сделать вывод, что это – одно из проявлений принципа «власть – подчинение» в административно-правовых отношениях.

2. Преимущественно императивный характер правовых предписаний -субъекты, на которых рассчитано действие правового акта, конечно, не имеют другого варианта поведения, а должны действовать лишь так, как определено в настоящем управленческом акте. Несоблюдение требований правового акта делает возможным применение административного принуждения или привлечение к ответственности.

3. Подзаконность – речь идет о соответствии Конституции Украины и законам Украины.

4. Издаются в пределах полномочий государственных органов (должностных лиц) – каждый субъект государственного управления имеет право выдавать правовые акты лишь в пределах своей компетенции (прав и обязанностей, определенных в Конституции и законах Украины).

5. Определена форма и процедура введения в действие – в зависимости от вида правового акта существует определенный порядок его принятия и введения его в действие.

Выделяют несколько критериев для классификации правовых актов государственного управления.

По юридической природе:

1. Нормативные – устанавливают общие правила поведения участников административно-правовых отношений и рассчитаны на многократное применение в однотипных общественных отношениях.

2. Индивидуальные – устанавливают правила поведения в конкретных ситуациях и касаются конкретных лиц.

3. Смешанные – устанавливают правила поведения как общего характера, которые рассчитаны на многократное применение, так и конкретного индивидуального направления.

От субъектов издания:

1. Акты Президента Украины.

2. Акты Кабинета Министров Украины.

3. Акты центральных органов исполнительной власти.

4. Акты местных органов исполнительной власти.

5. Акты администраций государственных предприятий, учреждений, организаций.

6. Акты органов местного самоуправления.

По юридической форме:

1. Указы – акты Президента Украины, выданные в пределах его полномочий.

2. Постановления – акты органов государственного управления преимущественно нормативного характера;

3. Распоряжения – акты органов государственного управления (должностных лиц), которые имеют преимущественно индивидуальный характер;

4. Решения – акты управления, которые принимаются Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в коллегиальном порядке;

5. Приказы – единоначальные акты управления, изданные в процессе деятельности должностных лиц;

6. Инструкции – акты управления, которые определяют порядок осуществления определенных действий, работ и т.д. Инструкции всегда имеют нормативный характер, потому что рассчитаны на многократное использование.

По форме выражения:

1. Письменные – типичные варианты правовых актов государственного управления, в письменном виде оформленные в соответствии с установленными требованиями.

2. Устные – чаще всего используются в милитаризированных формированиях, их необходимость связывается с особым осуществлением управления, а также с целью адекватного реагирования на смену обстоятельств. Они не требуют письменного оформления.

3. Конклюдентные – выражаются в специальных сигналах, знаках, жестах лиц, которые имеют государственно властные полномочия. Речь идет о дорожных знаках, специальных знаках и сигналах, которые применяются на разных видах транспорта для обеспечения безопасности, жесты работника милиции во время регулирования дорожного движения и тому подобное.

Требования, которые выдвигаются к правовым актам государственного управления. К ним относят:

а) законность. По аналогии с таким же признаком правовых актов государственного управления, последние не могут противоречить Конституции и законам Украины. Также необходимо указать на то, что правовой акт должен приниматься органом исполнительной власти (должностным лицом) в пределах собственной компетенции;

б) целесообразность. Сводится к важности и необходимости принятия настоящего документа под углом государства (государственных интересов). В основе такого требования лежит общественный интерес, попытка действовать в интересах большинства людей. Это – одно из проявлений демократы, когда управление осуществляется в интересах всего народа или его большинства;

в) соответствие установленной процедуре подготовки, принятия и предания огласке. Определенные для тех или других правовых актов государственного управления процедуры обоснованы необходимостью качественной подготовки проекта документа, который в случае принятия (утверждения) сможет реально положительно влиять на регуляцию общественных отношений, направляя их в нужное и выгодное для общества русло;

г) невозможность ограничить или нарушить установленные законом права, свободы и законные интересы граждан. Здесь речь идет о реализации на практике определенного положения Основного закона страны, согласно с которым конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины;

д) необходимость прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины – указанное требование касается тех правовых актов, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер (Указ Президента Украины от С октября 1992 года «О государственной регистрации нормативно правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»).

3. Понятие и виды методов государственного управления

Вместе с формами государственного управления существенную роль в процессе практической реализации исполнительной власти играют методы государственного управления. Методы государственного управления – это способы и средства влияния органов государственного управления или должностных лиц на управляемые объекты. В целом метод государственного управления дает возможность определить как именно тот или иной субъект государственно властных полномочий осуществляет свою повседневную управленческую деятельность.

Признаки методов государственного управления:

– выражают целенаправленное влияние органа государственного управления (должностного лица) на управляемый объект;

– осуществляются в пределах властных полномочий руководящего субъекта;

– всегда опосредствованы в соответствующей форме государственного управления (правовой или неправовой);

– могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности;

– выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и тому подобное).

Методы государственного управления делят:

В зависимости от меры использования властных полномочий: убеждение, поощрение, принуждение.

В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления: Прямого влияния (административные), непрямого влияния (экономические)

Убеждение - метод государственного управления, который заключается в применении способов влияния на сознание и поведение людей и проявляется в использовании разъяснительных и воспитательных мероприятий с целью соблюдения требований действующего законодательства. Основными способами убеждения является:

– разъяснение заданий и функций государственного управления;

– воспитание;

– агитация за повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан;

– пропаганда соблюдения требований действующего законодательства и правомерного поведения в целом;

– обмен передовым опытом.

Один из существенных результатов убеждения как метода государственного управления – создание общественного мнения по конкретному вопросу государственной политики, государственного управления.

Поощрение - метод государственного управления, которое заключается в применении способов влияния на сознание и интерес людей и проявляется в использовании моральных и материальных мероприятий с целью адекватного оценивания правомерного поведения. Поощрение может применяться также и к юридическим лицам (безусловно, через влияние на сознание и интерес их руководителей). Основными способами поощрения является:

– благодарность;

– премия;

– грамота;

– награда;

– льгота;

– специальный экономический режим и тому подобное.

Поощрение базируется на использовании естественных человеческих психологических особенностей. Речь идет о том, что движущей силой многих действий для человека является стимул. Поощрение в этом случае возможно признать тем стимулом, который вынуждает человека совершать правомерные действия. Как пример можем навести государственные награды, которые являются высшей формой отмечания граждан за выдающиеся заслуги перед Украиной.

Виды государственных наград:

– звание Герой Украины;

– медаль;

– отличие «Именное огнестрельное оружие»;

– почетное звание Украины;

Государственная премия Украины;

– президентское отличие (Закон Украины от 16 марта в 2000 г. № 1549-ПІ «О государственных наградах Украины»).

Принуждение - это метод государственного управления, который заключается в применении от имени государства способов влияния на сознание и волю с целью предупреждения и прекращения правонарушений.

В целом же следует отметить, что методы убеждения, поощрения и принуждения не нужно противопоставлять друг другу. Их гармоничное сосуществование является гарантией качества осуществления государственного управления.

В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления необходимо различать методы:

а) прямого влияния (административные) - методы государственного управления, которые заключаются в прямом одностороннем властном влиянии на объекты управления, при условии обязательности выполнения вынесенных решений. Примеры методов прямого влияния:

– установление обязательности совершения или запрещения определенных действий;

– осуществления контроля и присмотра;

– предоставление разрешению;

– осуществление регистрации и тому подобное.

Административные методы государственного управления на сегодня являются актуальными и востребованными в милитаризированных структурах, где осуществляемое управление должно быть четким, понятным, прямым, недвусмысленным. Результаты именно таких методов управления являются более ожидаемыми и скорыми, государство в значительной мере обеспечивает претворение в жизнь намеченных планов и задания. В то же время необходимо отметить, что в истории есть достаточно много примеров, когда неадекватное использование административных методов управления приносило большое количество проблем, недостатков, нарушений. Советский период существования нашего государства свидетельствует о наличии некоторых признаков абсолютизации административных методов управления. Это привело к формированию командно-административной системы управления, когда нередко волюнтаристские управленческие решения, не подкрепленные научным и практическим обоснованием, приводили к существенным недостаткам в работе государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

б) непрямого влияния (экономические) - методы государственного управления, которые заключаются в применении опосредствованного влияния на объекты управления через создание механизмов стимулирования и заинтересованности.

Примеры методов непрямого влияния:

– льготное кредитование;

– уменьшение налоговых собраний;

– инвестирование тех или других направлений деятельности;

– поощрение, стимулирование государственных служащих.

Реалии настоящей Украины свидетельствуют о повышении роли и значения экономических методов государственного управления. Это проявляется в возможности учета материальных интересов управляемого объекта со стороны руководящего субъекта. У управляемого объекта появляется возможность выбора того или другого варианта поведения, которое свидетельствует о диспозитивном характере возникающих правовых отношений. Прежде всего методы непрямого влияния применяются в сфере государственного управления экономикой. При помощи экономических методов орган государственного управления осуществляет влияние на материальные интересы физического или юридической лица и этим достигает необходимого правомерного поведения в интересах государства и общества.

Административное принуждение - Административное принуждение как метод государственного управления является крайней мерой, которая применяется лишь тогда, когда неэффективными оказались другие методы.

Административное принуждение – вид государственного принуждения, что время и применяется соответствующими государственными органами (должностными лицами) к физическим и юридическим лицам с целью предотвращения, прекращения правонарушений и привлечения виновных к ответственности.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...