Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Кашубы — кашубская история. Польские Кашубы. Обломки скал и слезы моря Народный костюм кашубов

Когда Бог создавал землю, он совершенно забыл о Кашубах. Но, к счастью, один из ангелов, который должен был охранять этот прекраснейший уголок Польши, вовремя заметил это досадное недоразумение. Заглянул Бог в свои закрома, а там осталось всего понемногу. И забросал он землю Кашубскую дубравами да сосняками, голубыми озерами да извилистыми реками, песчаными дюнами да зелеными долинами, обломками скал да каплями морскими. Воды здесь чистые, воздух – прозрачен, цвета – яркие. На высоких взгорьях белеет снег. То тут, то там виднеются тевтонские замки. Это все – Кашубы. Самая нетронутая урбанизацией часть .

И забросал Бог Кашубы остатками своих запасов.

Современные Кашубы с севера закрыты морем Балтийским, с юга – Борами Тухольскими, с востока – Гданьским заливом, а с запада – рекой Лебой. Наше путешествие по этой земле начнется со стороны Хойниц – одной из главных железнодорожных станций Восточной Прусской колеи.

Озерное зеркало, зеленая линия заросшей дамбы, опять озерное зеркало… Горизонт мягко опускается пологим холмом, покрытым туманной дымкой. Мелкий дождик, моросящий над Кашубами, превращает этот пейзаж в сюрреалистическую картину с размытыми контурами и оттенками мокрой акварели. Панорама, представшая пред нашими глазами, действует на человеческий разум, как концентрированная доза спокойствия и невозмутимости.

Хойнице были одной из главных станций Восточной железной дороги.

Запыхавшийся паровозик ч трудом тянет несколько потрепанных вагонов. В такт равномерному постукиванию колес покачиваются головы работников железной дороги, возвращающихся домой, студентов, воткнувших носы в свои мобильные телефоны и женщин, вяжущих знаменитые кашубские кружева. Трудно поверить, но перед I Мировой войной экспресс гонял здесь со скоростью 100 километров в час, а в 20годах прошлого столетия по этим рельсам курсировал международный состав из Парижа в Ригу, через Берлин. О давнишней славе Восточной железной дороги напоминают лишь деревянные телеграфные столбы, выдвинутые в пространство лапы семафоров, каменные виадуки и многочисленные вокзалы. Они походи на маленькие готические замки с их красной остроконечной крышей и кирпичными фасадами.

Кашубские вокзалы похожи на готические замки.

Расположенный вдали от больших городов, среди лесов, озер и холмов, этот 40-тысячный городок весьма самодостаточен. Старая Рыночная площадь с ее восхитительными зданиями и неоготической ратушей наполнена людьми. В Хойницах есть все, что сердце пожелает. Галерея современного искусства, библиотека, национальный архив, Музей истории и этнографии. Кроме этого – множество уютных кафешек, в которых можно отдохнуть и вкусно поесть. Уникальный хойницкий ритм – это спокойствие, с которым город осознает свою ценность и наблюдает за каждым незнакомцем с высоты прожитых столетий.

Город прекрасно осознает свою неповторимую ценность.

Если вам по душе истинное спокойствие и вы мечтаете о диких пустынных пляжах, забудьте о Хельском полуострове – этой туристической мекке Поможа. Отправляйтесь на запад, в Любатув, Сасин или Слончев. Очарование этих мест с их сосновыми лесами, засыпанными мелким песком, колониями бакланов над водой и магической атмосферой вы запомните на всю жизнь.

Возможно, именно то неповторимое очарование пейзажей Вейхеровска и Пуцка стало причиной того, что в этих местах так много дворцов и поместий. Трудно описать все великолепие старинной аристократической архитектуры, самыми яркими представителями которой являются Коркова и Жукево (Жуково).

В этих местах полным полно объектов аристократической архитектуры.

Замок в Кроковой – это настоящая архитектурная жемчужина. Его происхождение датируется XIII столетием. Внутри замка находится гостиница и ресторан, известный своей восхитительной кухней. Вокруг замка раскинулся живописный парк, славившийся на всю Европу. Очаровательные коридоры, просторные залы и извилистые лабиринты внутренних лестниц доступны для туристов.

Архитектурная жемчужина Кашуб.

Второй кашубский алмаз – дворец в Жуково. Восхитительное здание, построенное Яном III Собеским, больше известно под названием дворец королевы Марысеньки. Он расположен на самом берегу моря. Само здание с виду напоминает средневековую крепость. Красные кирпичные стены, окруженные красивым ухоженным парком, идеально передают атмосферу старинного аристократического особняка.

Старинный аристократический особняк в Жуково.

Когда-то, эти места населяло племя северных поморских славян – кашубов. Их культура – уникальна. Кашубы до сих пор являются одним из самых таинственных и колоритных народов Речи Посполитой, а их былая слава достойно представлена в Поможе интереснейшими объектами, одними из которых являются загадочные . Ученые до сих пор не могут с точностью определить, с какой целью они были созданы. Многочисленные исследования и раскопки почти не пролили свет на тайну каменных изваяний.

Мистическая загадка Кашуб.

В конце увлекательного путешествия по Поморских Кашубах не поленитесь подняться на смотровую площадку Кашубского Ока, которая расположена на высоте 150 метров над уровнем моря. Это не только обзорная башня, но и огромный развлекательный комплекс, форма которого действительно напоминает человеческий глаз. Здесь и динозавры, и детская площадка в виде корабля, и гигантские шахматы, и специальное место для изучения правописания.

С площадки Кашубского ока открывается восхитительный вид на Жарновецкое озеро и окружающую его возвышенность, простилающуюся до самого Балтийского берега. Отсюда можно увидеть остатки незавершенного строительства атомной электростанции, ветровую электростанцию и крупнейшую из польских ГЭС в Чиманово.

Огромный развлекательный комплекс вокруг смотровой башни в Гневно.

Раз уж мы находимся так близко от Жарновецкого озера, то заодно посетим и Жарновец. В 70-х годах прошлого столетия было принято решение о строительстве АЭС. Для этой цели даже пожертвовали старинной живописной деревушкой Картошино. В 1990 году в Поможе прокатилась волна протестов и «строительство века» было остановлено. Построенные здания были разрушены и разграблены. Напоминание о атомной электростанции – «лунный» пейзаж строительной площадки, окруженной унылыми развалинами.

Сколько тайн скрывают от нас Кашубы – не известно. Но ясно одно – этот живописный край пока еще не полностью тронут цивилизацией, благодаря своей специфике. Здесь нету урожайных черноземов, погода, по правде сказать – мерзопакостная, ландшафты – слишком капризные. Но Кашубы очаровывают нас той мистикой, которая присуща заброшенным землям. Когда Бог создавал Кашубы, он сделал их самыми красивыми и неповторимыми. И огромное счастье, что мы можем всем этим наслаждаться.

Кашубы живут на Балтике, в районе Гданьска. Территориальные границы их расселения очерчены на востоке – Вислой, на западе – устьем реки Пясницы, на юге – рекой Брдой, на севере – Хелем и Балтийским морем. Относительно того, сколько всего в Польше живёт кашубов, данные расходятся. По разным источникам, представителей этой народности – от 5000 до 800 000. Столицей кашубов является Гданьск, а гербом – изображение грифа на золотом фоне. День единения кашубов отмечается 19 марта.

Народный костюм кашубов

Мужчины на белую расшитую рубаху надевают жилет – так называемый «ливк», а также тёмно-синий кафтан или тёмно-коричневую сермягу. Кафтан переходил от сына к отцу, так его цена была очень велика.
Женщины носили шерстяные широкие юбки в складку ниже колен. Чаще всего они были синего, зелёного, вишнёвого или жёлтого цвета. К этому они надевали белые рубахи с широкими рукавами, украшенные выше локтя и на манжетах традиционным кашубским узором. На рубашку надевался жилет, расшитый серебряными или золотыми нитками. Он был сшит из аксамита (плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат) в цвет юбки или чёрный. Поверх юбки надевался передник, расшитый внизу.

Язык кашубов

Кашубский язык долгое время вызывал споры. В течение многих лет не могли решить, является ли он диалектом польского или отдельным языком. В конце концов кашубский был признан самостоятельным языком – более того, получил статус единственного в Польше регионального языка. Сегодня он прежде всего он используется для повседневного общения, а также преподаётся в школах как дополнительный язык – его учат около 6 тысяч учеников. С 2005 года существует возможность сдачи экзамена на кашубском языке.
Кашубский язык принадлежит к числу славянских. Он относится к лехитской группе и издавна развивался под влиянием поморских диалектов. Сейчас существует большое количество словарей кашубского языка, также издаётся достаточно много литературы на нём, выходят в эфир теле- и радоипередачи.
Более того, существует большое количество диалектов кашубского языка. Их численность доходит до 76!

Народное искусство

До начала 20 века развивалось искусство изготовления изделий из янтаря. Тот факт, что искусство это прекратило своё развитие, связан прежде всего с тем, что запасы янтаря стали заканчиваться.
В связи с большими запасами глины в регионе хорошо развито искусство керамики. Только в Косцежском повяте было 18 гончарных и 4 печных производства! В Хмельно их действовало несколько десятков – однако в настоящее время их осталось всего два. Одним из них является мастерская Нецлув, которая не только продаёт готовые изделия, но и предлагает своим гостям практические занятия. Там создали семь собственных узоров, которые уже почти 100 лет размещаются на глиняных изделиях этой мастерсокй.
Издавна кашубы занимались также росписью стекла. Среди рисунков доминирует религиозная тематика. Образы святых местные художники перерисовывали с гравюр, которые подкладывали под стекло. Коллекцию таких работ сегодня можно увидеть в Кашубском музее имени Франциска Тредера в городе Картузы.
Кашубская вышивка же дожила до наших дней отчасти благодаря стараниям Теодоры и Изыдоры Гульковских, которые в начале 20 века создали мастерские для местных женщин, где те занимались вышивкой. Образцы для вышивки брались со старых предметов одежды. А основными цветами были три оттенка синего, красный, жёлтый, зелёный и чёрный.

Праздники и традиции у кашубов

Под Рождество по деревням ходят ряженые: баран, аист, коза, дьявол, медведь, смерть, жид и музыкант. О своём прибытии они сообщали звоном колокольчика. Кстати подарки детям приносит не святой Николай, а «звездарь», одетый в тулуп, вывернутый на изнанку.
Перед новым годом ходили по домам и желали хозяевам всего самого лучшего. Позднее к этому добавились песни и танцы. Во многих деревнях этот обряд дожил до наших дней.
Одной из самых ярких традиций кашубов является употребление табака. Издавна в каждой карчме можно было купить какой-либо вид табака – жёлтый (самый мягкий), коричневый или красный (самый сильный). Его хранят в табакерках, сделанных из коровьих рогов. Исключительно благодаря любви кашубов к табаку в регионе до сих пор остались предприятия, которые занимаются изготовлением изделий из рогов – прежде всего, конечно, сейчас они делают табакерки.

Кашубская кухня

Основами кашубской кухни являются картофель, овощи, а также рыба и молоко – в больших количествах.
Наиболее известными блюдами являются:
Plińce – картофельные оладьи.
Zylc ze śledzia – сельдь в заливке.
Szmurowany pomuchel – дорш, запечённый в беконе.
Ferkase – варёное куриное мясо с рисом и кисло-сладким белым соусом (из муки, масла, изюма, сахара, сливок, желтков и лимонного сока), которое подаётся на праздники
Brzadowa zupa –суп из сушёных груш, яблок и слив с клёцками – подаётся в сочельник.

Фото с сайтов: na-kaszuby.pl, podroze.gazeta.pl, а также из книги «Nasza Polska. Regiony I tradycje ludowe»

Я всегда любила Север, и Белое, и Балтийское моря. Но о поморах я впервые задумалась в прошлом году, когда гуляла во время шторма на берегу Белого моря в Пур-Наволоке. Сложно передать словами всю мощь морской стихии, а фотоаппарата у меня с собой, как назло, не было. Там и познакомилась на тоне с поморами из Гридино. Уже потом в Москве стала собирать материал и с интересом прочитала про польский регион Поморье. Так появилась идея проекта.

Для меня это была первая такая масштабная работа за довольно короткий срок с полным самостоятельным планированием. Что происходит в Польше, я слабо себе представляла, тем интереснее было посмотреть на месте и познакомиться с людьми. После этого мы разрабатывали план путешествия по берегу Белого моря (три региона за неделю - Мурманская область, Карелия и Архангельская область), и было совершенно непонятно, как правильно оформить все документы для Паулины. У нас сложно добыть такую информацию, а интернет кишит противоречивыми сведениями.

Екатерина Максимова

Еще одна сложность - наши дороги, вернее, бездорожье. В Польше на машине можно доехать всюду, а в России есть места, куда можно добраться только зимой на снегоходе. Поэтому мы передвигались на поездах.

Только на поезде от Кандалакши до Архангельска мы проехали почти тысячу километров, а хотелось в каких-то местах побыть подольше. Надежда Сергеевна из Нюхчи рассказывала, что свои витрины для музея, полученные по гранту, тоже переправляла из Беломорска электричкой. Вы бы видели, как забивают грузом тамбуры местных электричек, которые и ходят-то, к сожалению, не часто.

Главная трудность всей поездки по двум морям - вовремя встать из-за стола: очень гостеприимны и кашубы, и поморы. Но уровень жизни, как ни крути, разный. Мне жалко вековую историю поморов, которую никто толком уже никогда не узнает. Я читала много книг на эту тему. Люди, которые жили морем, торговлей, обменом, выпаривали соль, жили неплохо. Деревни на Белом море до прихода советской власти соревновались между собой, у кого лучше организован быт. Например, хозяйки так начищали медные рукомойники и посуду, что они блестели как золото и вызывали зависть у тех, у кого рукомойники были серебряные.

У нас в Поморье есть постоянное ощущение утраты, в Польше у меня такого ощущения не было. Там живые деревни, там развитое самоуправление. Не знаю, почему так, прошелся ли по ним молох уничтожения, как по нашему северу.

Кашубский язык до сих пор преподают в школах, а поморы не признаны народом, они всего лишь субэтнос, у них много ограничений со всех сторон, промыслы утрачены. Не осталось у нас таких деревень, как раньше.

Этот год стал для меня погружением в Польшу. В начале лета я вновь оказалась в этой стране, но в другом регионе - Нижней Силезии, там у меня украли рюкзак со всеми фотографиями по проекту на жестком диске. Осталась лишь часть всей работы, но тем дороже для меня этот проект.


На вопрос: кто живет в Польше? - мы, чаще всего, отвечаем: кто-кто... конечно же поляки!
И одновременно и правы - и неправы. При всей формальной мононациональности, Польша, как и Россия, является многонациональным государством. На протяжении сотен лет кроме поляков там живут немцы, белорусы, украинцы, словаки, литовцы, русские староверы, русины, цыгане, евреи, татары и другие народы.
С первых тысячелетий нашей эры южное побережье Балтийского моря от устья Вислы до устья Варны было заселено многочисленными славянскими племенами - ободритами, лютичами, ваграми, полабянами. Славянское племенное объединение, занявшее Поморье между Вислой и Одером, а позднее продвинувшееся и дальше на запад до Мекленбурга (древнего славянского Старогарда), называло себя велетами. Одним из племен этой общности и были кашубы - этот умопомрачительный маленький славянский народ, живущий ныне и промышлявший в далеком прошлом рыбной ловлей на южном побережье Балтийского моря.

Кашубский региональный женский костюм:


Интересно, что в новгородском диалекте есть характерные элементы сходства с западнославянскими языками. Их на примере живых севернорусских диалектов выявили русские лингвисты А. А. Шахматов, Д. К. Зеленин, Н. М. Петровский. Знаменитое новгородское «цоканье» («целовеце», «цудно») и некоторые другие особенности сближает этот говор с исчезнувшими западнославянскими языками, близкими кашубскому. Кроме того, дохристианские религиозные верования, предания, некоторые обычаи и географические названия также позволяют считать, что балтийское Поморье и новгородско-псковские земли в древности были тесно, можно сказать, по-родственному близко связаны между собой.


Впервые в письменных источниках термин «кашубы» появляется в документе папы Григория IX в 1238 году для латинского обозначения титула западнопоморского князя Святополка Великого (1217–1266) «dux Slavorum et Cassubia» - «Князь Славянский и Кашубский». А уже Барним III (1320-1368) титулуется как «dux Cassuborum» - «Князь Кашубский».
"Большая вода":


Религиозные песнопения:


Считается, что «кашубы» и «Кашубия» - это самоназвание народа и населяемой им территории. Соседние народы называли эту землю Арморика, Славия, Поморания, Поморье.
Кашубы-поморяне, как и все славяне побережья Балтики, стали участниками и объектом многовекового немецко-польского соперничества. В течение столетий этот народ был загадкой для соседей, не понимающих их языковой и культурной «особости» и пытавшихся поглотить и народ, и их землю.
Так живут кашубы сейчас:


Тот же дом, вид сзади. Надворные постройки:


Немцы двигались на восток, поляки – на север, к Балтийскому морю. Западная часть Поморья была довольно быстро покорена немецкими рыцарями, большая же часть Кашубии со времен Грюнвальдской битвы и до первого раздела Польши входила в состав Речи Посполитой, что затормозило процессы германизации на этой территории. Но и после поглощения польского Поморья Пруссией кашубы довольно успешно противостояли онемечиванию.
Кашубская деревенька:




По итогам Первой мировой войны Поморье было поделено между тремя субъектами международного права: Польшей, Германией и Свободным городом Данцигом (Гданьском). Таким образом, естественная столица Кашубии – Гданьск – оказался вне основного массива кашубского населения.
В межвоенной Польше к кашубам относились двояко: с одной стороны, признавали их поляками и были благодарны за то, что именно они стали основной причиной включения части Поморья в состав Польши, с другой – боялись возможных требований автономии, ограничивали доступ местных жителей к государственным должностям, отстраняли их от участия в земельной реформе.
Сарайчик для домашнего скота:


Во время Второй мировой немцы проводили «деполонизацию» Поморья. И это понятно: кашубская интеллигенция была тесно связана с Польшей, кашубы живо интересовались онемеченными славянами немецкого Поморья и острова Рюген. При столь сильно развитом чувстве национального самосознания надежда нацистских властей на естественную германизацию кашубов – по примеру Западного Поморья, ставшего частью Германии, - была ничтожной. Поэтому первый концентрационный лагерь в Польше - Stutthof - был создан в Поморье как раз для уничтожения кашубской интеллектуальной элиты и просто образованных людей.
Крестьянская конная повозка:


О непростых судьбах немцев, поляков и кашубов в эти страшные годы можно прочитать в романах лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса, кашуба по происхождению - и гордящегося этим.


После войны все стало еще сложнее: территория польского Поморья увеличилась. Однако начались перемещения населения, что изменило этнический состав этих земель. Немцев перемещали в Германию, украинцев с приграничных территорий в рамках операции «Висла» - в Поморье, поморян с Западного (немецкого) Поморья – в Гданьск, ну и поляков из внутренних районов Польши «на балтийские курорты» для укрепления единства народа и государства. О кашубской автономии не могло быть и речи.


В настоящее время кашубы живут в единой административной единице польского государства - Поморском воеводстве. По приблизительным оценкам, их численность составляет более полумиллиона. У кашубов есть свой флаг и герб:


В кашубском Поморье названия населенных пунктов и улиц городов указаны на двух языках – польском и кашубском, есть своя пресса, радио и телепрограмма.


На кашубском языке ведутся некоторые уроки в школах, организованы курсы кашубского в Гданьском
университете. Не так давно в 50 километрах от Гданьска возник центр кашубской культуры в Шимбарке – чудном месте с бескрайними лесисто-озерными пейзажами, своеобразной "польской Швейцарии".
Шимбарк:


Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традиций кашубов - Кашубско-Померанский союз (ZKP). Она и организует встречи, съезды, праздники, Дни Единения и т. д.




Из известных людей кашубского происхождения можно назвать нынешнего премьер-министра Польши Дональда Туска.


Стоит, наверное, заметить, что среди славянских народов только у русских и у кашубов в алфавитах есть буква Ё, что является еще одним маленьким свидетельством нашей общности, не так ли?..

Неофициальная столица кашубской этнической территории - город Картузы . Из крупных городов наибольший процент людей кашубского происхождения проживает в Гдыне . Изначально основным занятием большинства кашубов было рыболовство ; сейчас большинство работают в сфере туризма . Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традициях кашубов - Кашубско-Поморский союз.

Население

Существуют различные оценки численности кашубов. Принято считать, что в Польше их проживает более 300 000 человек. По другим данным, их насчитывается от 50 000 до 500 000 человек.

Большинство кашубов предпочитают говорить, что они поляки по гражданству, а кашубы по этнической принадлежности, то есть считают себя как поляками, так и кашубами.

По вероисповеданию большинство кашубов - католики, часть - протестанты-лютеране.

Субэтнические группы

У кашубов в разных районах их этнической территории отмечаются или отмечались в прошлом различия в языке и культуре. Разного рода этнографические особенности были причиной формирования нескольких сравнительно обособленных групп . Названия их, как правило, связаны с характером местности их расселения - лесоки (кашубск. lesôcë ), моряне (кашубск. mòrzanie ); с исторической областью - заборяки (кашубск. zabòrôcë ) в области Заборы (польск. Zabory ); с диалектными особенностями - быляки (кашубск. bëlôcë ), гохи (кашубск. gôchë, gôchòwie ); с родом традиционных занятий - рыбаки (кашубск. rëbôcë ), гбуры (кашубск. gbùrë ); с особенностями народного костюма - кабатки (кашубск. kabatcy ), йозки (кашубск. józcë ), а также с сословными отличиями - парчянская шляхта (кашубск. parcanô szlachta ) .

Некоторые субэтнические группы объединяют в себе мелкие локальные группы. Так, в группу быляков входят рыбаки , гбуры и другие. Некоторые группы включают в себя другие только частично. Ряд субэтносов имеют по два и более названий (крубяне , иначе заборяки ). Некоторые из групп, такие как, например, кабатки , жившие рядом со словинцами , были онемечены ещё в первой половине XX века. Для каждой из групп характерен свой особый говор или несколько близких друг другу говоров. В настоящее время этнографические отличия разных групп кашубов практически стёрлись, названия многих из них употребляются редко - повсеместно распространён этноним кашубы .

История

Кашубов считают прямыми потомками древнеславянского племени поморян , которые заселяли территории современных Поморского , Западно-Поморского и Куявско-Поморского воеводств Польши. Предполагается, что предки кашубов пришли в местность между реками Одер и Висла во время великого переселения народов . Древнейшее упоминание их имени относится к XIII веку (печать герцога Барнима I Померанского). В этот же период кашубами впервые были названы поморские славяне, владевшие землями вокруг Щецина (современное Западно-Поморское воеводство), тогда как современные кашубы живут в Поморском воеводстве Польши, то есть восточнее. В последующие эпохи в западных частях своего ареала поморские славяне практически полностью онемечились . Единственной группой не до конца онемечившихся прямых потомков поморских славян, проживавших на территории современного Западно-Поморского воеводства Польши до окончания второй мировой войны, являлись родственные кашубам словинцы . Так назывались потомки поморских славян в западных частях древней Померании, а название кашубы закрепилось за их восточными родичами. Однако после окончания войны и вхождения земель бывшей Померании в состав Польши последние словинцы вместе с немцами почти поголовно были изгнаны поляками со своих земель. Эта же судьба в те годы постигла и многих кашубов.

Эмиграция в XIX веке

Сложное экономическое положение в Кашубии в первой половине XIX века стало причиной выезда кашубов сначала в соседние регионы на сезонные работы, а затем и эмиграции в другие страны, которая началась в 1831 году и приобрела массовый характер в конце XIX века. Кашубы выезжали в Вестфалию и другие прирейнские области Германии , а также в США и Канаду . В 1860 году кашубами было основано поселение Вильно (Wilno ) в канадской провинции Онтарио , жители которого до настоящего времени сохраняют кашубские традиции и даже родной язык. Центром американской эмиграции стал город Уинона , в котором жил известный кашубский писатель И. Дердовский (в 1886-1902 годах он занимался в Уиноне редактированием еженедельника Wiarus , переименованного в Katolik в 1893 году). По просьбе С. Рамулта , работавшего над книгой «Статистические данные по численности кашубского населения» (Statystyka ludności kaszubskiej ) И. Дердовский собрал сведения по кашубской эмиграции конца XIX века. Согласно этим сведениям в США (главным образом в штатах Нью-Йорк , Мичиган , Миннесота , Иллинойс , Висконсин) жило 90 700 кашубов, в Канаде - 25 000, в Бразилии - 15 000. Небольшие группы кашубов жили также в Австралии и Новой Зеландии . Численность кашубов в канадской провинции Онтарио составляла во второй половине XX века приблизительно от одного до двух десятков тысяч человек. По свидетельству посетившего Канаду писателя Я. Джежджона канадские кашубы старшего поколения были знакомы с кашубским фольклором, а представители младшего поколения могли говорить по-кашубски. Изучением кашубского языка и фольклора в Америке занимался Я. Перковский (J. Perkowski ), в речи нескольких кашубов Миннесоты, которые родились в США и являлись потомками иммигрантов из Кашубского Поморья, он отмечал помимо южнокашубских диалектных черт также смешение черт английского и польского языков , а также некоторое влияние славянских языков , носители которых жили в Миннесоте рядом с кашубами .

Кашубы в XX веке

Представители

Из известных людей кашубского происхождения можно выделить бывшего премьер-министра Польши и нынешнего председателя Европейского совета Дональда Туска , немецкого писателя Гюнтера Грасса , портового рабочего из Гдыни Брунона Дрыву , погибшего при подавлении рабочих волнений 1970 года и ставшего символом этих событий.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кашубы"

Примечания

Источники
  1. (польск.) . Warszawa: Główny Urząd Statystyczny (1995-2013). (Проверено 13 сентября 2014)
  2. Дуличенко А. Д. Западнославянские языки. Кашубский язык // Языки мира. Славянские языки . - М .: Academia , 2005. - С. 383. - ISBN 5-87444-216-2 .
  3. Скорвид С. С.
  4. (польск.) . - Leksykon kaszubski. Nazwy etniczne z kaszub (autor: Jerzy Treder). . (Проверено 30 сентября 2012)
  5. (польск.) . - Kaszubszczyzna. Zasięg terytorialny i podziały. 1.2 Zasięg i zróżnicowanie kaszubszczyzny języka (mowy) Kaszubów. Grupy lokalne. . (Проверено 30 сентября 2012)
  6. (польск.) . - Język. Literatura. . (Проверено 30 сентября 2012)
  7. Скорвид С. С. // Большая российская энциклопедия / Отв. ред. - С. Л. Кравец . - М .: «Большая Российская энциклопедия », 2009. - Т. 13. - ISBN 978-5-85270-344-6 . (Проверено 30 июня 2016)
  8. (польск.) . - J. Treder: Kaszubszczyzna literacka (Cechy, fazy i tendencje rozwojowe). . (Проверено 30 сентября 2012)
  9. Popowska-Taborska H. Kaszubszczyzna. Zarys dziejów. - Warszawa: PWN , 1980. - С. 20-21.

Ссылки

  • (англ.) . - Сайт Ассоциации кашубов Северной Америки. (Проверено 3 октября 2013)
  • (англ.) . - Сайт кашубов провинции Онтарио, Канада. (Проверено 3 октября 2013)
  • (англ.) . - Сайт кашубов коммуны Вильно (графство Ренфру, Канада). (Проверено 3 октября 2013)

Отрывок, характеризующий Кашубы

– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...